Кто написал трудно быть богом


Трудно быть богом

Действие происходит в отдалённом будущем на одной из обитаемых планет, уровень развития цивилизации которой соответствует земному средневековью. За этой цивилизацией наблюдают посланцы с Земли — сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность на планете ограничена рамками поставленной проблемы — Проблемы Бескровного Воздействия. А тем временем в городе Арканаре и Арканарском королевстве происходят страшные вещи: серые штурмовики ловят и забивают насмерть любого, кто так или иначе выделяется из серой массы; человек умный, образованный, наконец, просто грамотный может в любой момент погибнуть от рук вечно пьяных, тупых и злобных солдат в серых одеждах. Двор короля Арканарского, ещё недавно бывший одним из самых просвещённых в Империи, теперь опустел. Новый министр охраны короля дон Рэба (недавно вынырнувший из канцелярий министерства неприметный чиновник, ныне — влиятельнейший человек в королевстве) произвёл в мире арканарской культуры чудовищные опустошения: кто по обвинению в шпионаже был заточен в тюрьму, называемую Весёлой башней, а затем, признавшись во всех злодеяниях, повешен на площади; кто, сломленный морально, продолжает жить при дворе, пописывая стишки, прославляющие короля. Некоторые были спасены от верной смерти и переправлены за пределы Арканара разведчиком с Земли Антоном, живущим в Арканаре под именем благородного дона Руматы Эсторского, находящегося на службе в королевской охране.

Продолжение после рекламы:

В маленькой лесной избушке, прозванной в народе Пьяной берлогой, встречаются Румата и дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей торговой республики Соан и землянин Александр Васильевич, который гораздо старше Антона, кроме того, он живёт на планете уже много лет и лучше ориентируется в здешней обстановке. Антон взволнованно объясняет Александру Васильевичу, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории, разработанной сотрудниками Института, — возник какой-то новый, систематически действующий фактор; у Антона нет никаких конструктивных предложений, но ему просто страшно: здесь речь уже идёт не о теории, в Арканаре типично фашистская практика, когда звери ежеминутно убивают людей. Кроме того, Румата обеспокоен исчезновением после перехода ируканской границы доктора Будаха, которого Румата собирался переправить за пределы Империи; Румата опасается, что его схватили серые солдаты. Дону Кондору о судьбе доктора Будаха тоже ничего неизвестно. Что же касается общего положения дел в Арканаре, то дон Кондор советует Румате быть терпеливым и выжидать, ничего не предпринимая, помнить, что они просто наблюдатели.

Вернувшись домой, Румата находит дожидающуюся его Киру — девушку, которую он любит. Отец Киры — помощник писца в суде, брат — сержант у штурмовиков. Кира боится возвращаться домой: отец приносит из Весёлой башни для переписки бумаги, забрызганные кровью, а брат приходит домой пьяный, грозится вырезать всех книгочеев до двенадцатого колена. Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме в качестве домоправительницы.

Румата является в опочивальню короля и, воспользовавшись древнейшей привилегией рода Румат — собственноручно обувать правую ногу коронованных особ Империи, объявляет королю, что высокоученый доктор Будах, которого он, Румата, выписал из Ирукана специально для лечения больного подагрой короля, схвачен, очевидно, серыми солдатами дона Рэбы. К изумлению Руматы, дон Рэба явно доволен его словами и обещает представить Будаха королю сегодня же. За обедом сгорбленный пожилой человек, которого озадаченный Румата никогда бы не принял за известного ему только по его сочинениям доктора Будаха, предлагает королю выпить лекарство, тут же им приготовленное. Король лекарство выпивает, приказав Будаху предварительно самому отпить из кубка.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

В эту ночь в городе неспокойно, все как будто чего-то ждут. Оставив Киру на попечение вооружённых слуг, дон Румата отправляется на ночное дежурство в опочивальню принца. Среди ночи в караульное помещение врывается полуодетый, сизый от ужаса человек, в котором дон Румата узнает министра двора, с криком: «Будах отравил короля! В городе бунт! Спасайте принца!» Но поздно — человек пятнадцать штурмовиков вваливаются в комнату, Румата пытается выпрыгнуть в окно, однако, сражённый ударом копья, не пробившего тем не менее металлопластовую рубашку, падает, штурмовикам удаётся накинуть на него сеть, его бьют сапогами, волокут мимо двери принца, Румата видит ворох окровавленных простыней на кровати и теряет сознание.

Через некоторое время Румата приходит в себя, его отводят в покои дона Рэбы, и тут Румата узнает, что человек, отравивший короля, вовсе не Будах: настоящий Будах находится в Весёлой башне, а лже-Будах, попробовавший королевского лекарства, на глазах у Руматы умирает с криком: «Обманули! Это же был яд! За что?» Тут Румата понимает, почему утром Рэба так обрадовался его словам: лучшего повода подсунуть королю лже-Будаха и придумать было невозможно, а из рук своего первого министра король никогда бы не принял никакой пищи. Дон Рэба, совершивший государственный переворот, сообщает Румате, что он является епископом и магистром Святого ордена, пришедшего к власти этой ночью. Рэба пытается выяснить у Руматы, за которым он неустанно наблюдает уже несколько лет, кто же он такой — сын дьявола или Бога или человек из могущественной заморской страны. Но Румата настаивает на том, что он — «простой благородный дон». Дон Рэба ему не верит и сам признается, что он его боится.

Вернувшись домой, Румата успокаивает перепуганную ночными событиями Киру и обещает увезти её отсюда далеко-далеко. Вдруг раздаётся стук в дверь — это явились штурмовики. Румата хватается за меч, однако подошедшая к окну Кира падает, смертельно раненная стрелами, выпущенными из арбалета.

Обезумевший Румата, понимая, что штурмовики явились по приказу Рэбы, мечом прокладывает себе дорогу во дворец, пренебрегая теорией «бескровного воздействия». Патрульный дирижабль сбрасывает на город шашки с усыпляющим газом, коллеги-разведчики подбирают Румату-Антона и отправляют на Землю.

briefly.ru

«Трудно быть богом» краткое содержание

«Трудно быть богом» — научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких.

Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.

Земные агенты внедрены в различных слоях общества Арканара и других государств. Они прекрасно экипированы и подготовлены, их физические возможности многократно превышают возможности аборигенов, в принципе любой из них мог бы в одиночку поднимать тысячи людей на бунт, организовывать войны, смещать правящие династии и становиться правителем сам, но подобные действия категорически запрещены — ограничение определяется стратегией «бескровного воздействия», согласно которой история общества Арканара должна иметь самостоятельное течение, а всё, что допустимо для землян, — «сглаживание углов», защита арканарцев от явных исторических ошибок, пережитых в своё время обществом Земли. Земные агенты безупречно владеют оружием, но для них, как и для всех землян XXII века, убийство разумного существа, даже при самообороне, недопустимо по моральным соображениям.

Главный герой — землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции — идут гонения на «грамотеев», и одной из задач Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. На самом деле гонения на «грамотеев» являются отвлекающим маневром. Происходит государственный переворот во главе с советником короля доном Рэбой, монарх и наследник убиты, устанавливается диктатура религиозного Ордена, «черных». Идет установление крайне реакционного теократического тоталитаризма. В процессе переворота на сцене появляется профессиональный бунтарь Арата Горбатый, ставящий своей целью поднять новое антиправительственное и антиклерикальное восстание. Работа Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия и террора приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приводит к необходимости убивать, что противоречит моральному кодексу землянина.

Повесть начинается детскими воспоминаниями Антона, где он играл с друзьями Пашкой и Анкой в ​​»благородных донов».

Дон Румата возвращается в Арканар, дорогой встретив беглеца с книгами. Он прибывает в Пьяную Берлогу, жилье отца Кабане, изобретателя и алкоголика. Туда же скоро приходит на условленную встречу дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей торговой республики Соан, который на самом деле является землянином Александром Васильевичем. Антон / Румата сообщает о неизвестных Институту факторах, влияющих на историю планеты, порождая по сути фашистское государство. Кроме того, Румата обеспокоен исчезновением после перехода ируканской границы врач Будаха, с которым он еще не знаком лично. Дон Кондор ничего не знает о Будаха и советует Румата не вмешиваться, поскольку земляне здесь только наблюдатели.

На следующий день Румата прибывает в порт, где находит в Весы Колеса лидера различных преступников. Но и тот не слышал куда исчез Будах. Вернувшись домой, Румата находит любимую девушку Киру, которая боится возвращаться домой. Ее отец приносит из тюрьмы, прозванной Веселой башней, окровавленные бумаги, а брат грозится вырезать всех «книголюбов». Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме как домоуправительница.

Румата прибывает в док короля и сообщает, что врач Будах, которого он выписал из Ирукана для лечения больного подагрой короля, очевидно схвачен штурмовиками дона Рэбы. Дон Рэба обещает представить Будаха королю в тот же день. За обедом один из присутствующих оказывается Будахом. Он дает королю выпить лекарство.

Ночью дон Румата отправляется на ночное дежурство в опочивальню принца. Министр двора неожиданно прибегает с новостью, что король отравлен. Штурмовики схватывают Румата, скоро выясняется, что Будах находится в Веселой башни, короля отравил самозванец. Румата понимает, что Реба выдал по его просьбе лже-Будаха чтобы отравить короля. Дон Рэба сообщает Румата, что он отныне, епископ и магистр Святого ордена, пришел к власти. Реба рассказывает, что давно следил за Румата, подозревая, что он не тот, за кого себя выдает. Но все же он опасается Румата, чувствуя, что за ним стоят некие могущественные силы, и отпускает его.

К Руматы приходит вожак восставших рабов, Арата Горбатый, которого он когда-то спас на вертолете. Арата, считая Румата богом, требует дать ему молнии для продолжения борьбы. Когда тот отказывает, Арата говорит, что лучше ему возвращаться на небо, а не давать пустые надежды.

Вернувшись домой, Румата успокаивает Киру и обещает увезти подальше. Но в это время врываются штурмовики, Румата вступает в бой, Кира погибает от выстрела арбалета. Румата, понимая, что штурмовики не прекратят свои преступления, пока ими руководить Реба, прорывается во дворец, убивая всех на пути.

Заканчивается повесть разговором между взрослыми Анкой и Пашкой. Сотрудники Института заметили нарушение Безкровного влияния Антоном и присылали дирижабль, который сбросил на город шашки со снотворным газом. Коллеги забрали Румата / Антона и отправили его на Землю. Друзья детства вспоминают как Антон когда пошел по анизотропном шоссе (которое работает в одну сторону) в обратном направлении и нашел скелет фашиста, и видят в этом какой-то скрытый смысл. Анка пугается, увидев на руках Антона, который вышел из кустов, что-то красное, но это оказывается лишь земляничный сок.

«Трудно быть богом» главные герои

Антон, он же дон Румата Эсторский, из рода Румат Эсторских, благородный дворянин до двадцать второго предка — 35 лет, историк с Земли, разведчик ИЭИ в Арканаре в течение 5 лет.

Пашка, он же дон Гуг — школьный друг Антона, историк-наблюдатель ИЭИ, старший постельничий герцога Ируканского.

Александр Васильевич, он же дон Кондор — сотрудник ИЭИ в республике Соан, стаж работы 15 лет.

Кира — возлюбленная дона Руматы, 18 лет. Дочь помощника писца в суде, простолюдинка.

барон Пампа — друг дона Руматы. Полное имя Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара. Богатый аристократ из провинции.

доктор Будах — коренной ируканец. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению. Захвачен штурмовиками дона Рэбы, под угрозами составил яд для отравления Арканарского короля. Спасён доном Руматой из подвалов Весёлой Башни.

дон Рэба — первый министр короля Пица VI Арканарского, впоследствии наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр Ордена.

дона Окана — любовница дона Рэбы, после интрижки с Руматой была, по поручению дона Рэбы, арестована, обвинена в шпионаже и запытана до смерти.

Арата Горбатый — революционер и профессиональный бунтовщик, предводитель множества восстаний. Ранее был спасён Руматой при помощи вертолёта. Один из немногих, кто в курсе настоящей личности Антона.

Вага Колесо — глава всех преступных сил Запроливья. Сотрудничал как с доном Руматой, так и с доном Рэбой.

отец Кабани — местный изобретатель и химик, страдающий алкоголизмом. Морально раздавлен тем, что его изобретения были применены доном Рэбой на нужды карательной системы. Проживает в Пьяной Берлоге. От него Антон не держит в тайне свою личность историка-наблюдателя.

Уно — мальчик-слуга дона Руматы. Убит серыми штурмовиками во время захвата дома дона Руматы в ночь высадки армии Святого Ордена.

Анка — школьная подруга Антона и Пашки.

kratkoe.com

Краткое содержание Стругацкие Трудно быть богом

Действие разворачивается в XXII веке. Развитие Земной цивилизации шагнуло далеко вперед, поэтому, обнаружив обитаемую планету, где уровень цивилизации соответствует нашему Средневековью, земляне не бросились их завоевывать, а послали специальных агентов-наблюдателей. Эти наблюдатели – сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность имеет множество строгих ограничений – им нельзя вмешиваться в естественный ход истории, можно только «сглаживать углы», не допуская исторических катастроф, которые, в свое время пережила Земля.

Главный герой повести – землянин Антон. Он вот уже пять лет живет в столице государства Арканар под именем дона Руматы Эсторского, аристократа и члена королевской охраны. Арканарское государство переживает непростые времена - идут гонения на «грамотеев»: учёных, поэтов, мыслителей. Частью работы Антона является спасение этих людей и их переправления в более безопасные регионы. Неудивительно, что после таких изменений королевский двор, некогда считавшийся одним из самых просвещённых, опустел. Остались лишь морально сломленные люди, которые только и могут, что писать хвалебные оды своему правителю. Такие реформы произвел новый министр охраны, дон Рэба. Когда-то он был совершенно ничем не примечательным мелким чиновником, а теперь – самый влиятельный человек во всем в королевстве.

Повесть начинается со встречи дона Руматы с доном Кондором, который тоже является агентом-наблюдателем Александром Васильевичем. Он провел на планете уже много лет, выполняя роль генерального судьи и хранителя печатей республики Соан.

Румата объясняет Кондору, что в королевстве происходит что-то странное. То, чего не было предусмотрено сотрудниками Института. Установившийся режим становится слишком похожим на фашистское государство. Кроме того, герой взволнован исчезновением врача Будаха, который должен был прибыть к королю, чтобы вылечить его от подагры, но пропал после пересечения ируканской границы. О судьбе доктора Кондору ничего не известно, однако он советует Антону не вмешиваться, ведь земляне должны быть только наблюдателями.

По возвращении домой, Румата встречает Киру, вою возлюбленную. Кира – простолюдинка, ее отец работает помощником писца в суде, а брат один солдат армии дона Рэбы. Кире страшно возвращаться домой, потому что ее брат клянется вырезать всех грамотеев в королевстве, а отцу приходится переписывать бумаги, забрызганные кровью. Тогда дон Румата говорит, что Кира останется жить в его доме как домоправительница.

Румата является в опочивальню к королю, чтобы известить того, что доктор Будах исчез на границе Ирукана и, по видимому, схвачен солдатами дона Рэбы. Дон Рэба же с готовностью сообщает, что врач сегодня же будет представлен королю. За обедом сгорбленный старик, представившийся как доктор Будах, дает испить королю лекарство, которое вылечит его от подагры. Правитель выпивает.

Вечером Румата отправляется охранять принца. Посреди ночи появляется министр двора, который, не помня себя от ужаса, сообщает, что король отравлен Бурдахом, а в Арканаре начался переворот. Он велит Румате спасать принца, но в тот же момент в покои врываются солдаты. Главный герой пытается сбежать через окно, но его хватают и избивают. Когда героя волокут мимо комнаты принца, он видит окровавленные простыни и понимает, что принц мертв. После этого Румата теряет сознание.

Он приходит в себя уже в покоях дона Рэбы и узнает, что план с отравил короля не настоящий Будах, а самозванец, и сделал он это по приказу Рэбы. Оказывается, Рэба – епископ и магистр святого ордена. И сегодняшней ночью этот орден пришел к власти. Рэба пытается выяснить у Руматы, кто же он такой – сын бога или дьявола? Но герой настаивает, что он – «простой благородный дон». Ребе опасается его, так как не знает, на что способен Румата. И ему приходится отпустить героя.

Румата спешит домой, чтобы встретить Киру. Он успокаивает ее и обещает увести далеко-далеко, но в этот момент в дом вламываются солдаты Рэбы. Испуганная Кира рванулась к окну – и тут же была смертельно ранена стрелой. Антон, обезумев от горя, совсем забывает о принципе невмешательства и отправляется во дворец, убивая всех, кто станет у него на пути. Однако земляне пускают в город усыпляющий газ и Антона забирают его коллеги и отправляют обратно на Землю.

На протяжении всей повести в душе героя растет и усиливается глубокий внутренний конфликт: Антон не имеет права вмешиваться в естественный ход истории, однако бездействие в такое отчаянное время противоречит его собственному моральному кодексу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Сологуб Мелкий бес

    Произведение повествует нам об одном преподавателе, который мечтал о карьерном росте, вследствие чего он даже тронулся умом.

  • Цвейг

    По всему миру известно имя австралийского новеллиста Стефана Цвейга. Он был мастером слова, его проза увлекает читателей своей глубиной и неожиданностью развязки. О детстве Цвейга мало что известно

  • Краткое содержание Княжнин Вадим Новгородский

    Когда то свободный город Новгород берет под свою власть тиран Рурик. Вадим, который вернулся в город, с похода узнав эту новость, пришел в недоумение. Он не спешил оповещать всех о своем приходе и Пренест

  • Краткое содержание Сорок первый Лавренева

    Шла Гражданская война. После кровавого боя с белыми из окружения вырвался небольшой отряд красноармейцев, возглавляемый «малиновым командиром» Евсюковым да девушка Марютка

  • Краткое содержание Паустовский Снег

    У старика в частном доме стала жить Татьяна. А спустя тридцать дней женщина стала жить со своей дочерью Варей, а он умер.

2minutki.ru

Размышления над книгой «Трудно быть богом»

/ Сочинения / Стругацкие А.Н. и Б.Н. / Разное / Размышления над книгой «Трудно быть богом»

  Скачать сочинение

    Честно говоря, я не очень люблю фантастику, в отличие от многих своих друзей. По-моему, скучно читать книги, иной раз отличающиеся только лишь описанием конструкций звездолетов и устройством какого-нибудь бластера, а в остальном очень похожие и однообразные.     Но такие писатели, как Клиффорд Саймак, Рей Брэдбери, братья Стругацкие, пишут все-таки о человеке, а фантастические механизмы, неведомые планеты только помогают разговору о назначении человека, его судьбе и долге.     Моя любимая фантастическая книга — это повесть Аркадия и Бориса Стругацких “Трудно быть богом”. О ней я и хотел бы рассказать.     Начинается повесть мирной сценой. Трое подростков — Анка, Пашка и Антон — играют в лесу. Играют в какую-то странную игру, явно военную и романтическую. Шутливо спорят и препираются: “Между прочим, — говорит Пашка, — у тебя отстрелена правая пятка. Пора бы тебе истечь кровью”. Но ситуация действительно мирная, несмотря на такие разговоры.     И вдруг ребята выходят на “кирпич” — знак, закрывающий проход по старой дороге. И разрушается игра, потому что из-за “кирпича” на них смотрит безжалостная “всамделишная” история: Антон, пройдя по этой дороге, находит скелет фашиста рядом с пулеметом...     Сколько раз я окунался в этот странный мир, прочитав первые строки: “Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге, — было уже совсем темно”. Стругацкие рисуют другую планету, непохожую и в то же время похожую на Землю, только на Землю эпохи средневековья. Здесь еще верят в святого Мику и жуткого волшебного вепря Ы, здесь еще не открыта сферичность планеты и лечат настоем яда белой змеи Ку. Здесь правит королевский двор с истеричным глуповатым властелином, его фаворитами и фаворитками. А среди всего этого — молодой аристократ дон Румата, который на самом деле является одним из наблюдателей-ученых с Земли, тайно собирающих данные и анализирующих обстановку на планете. Как тяжело человеку из будущего погрузиться в такое вот прошлое с его глупостью и грязью, стать там “своим”!     Но еще тяжелее для дона Руматы и многих землян, работавших на этой планете до него, не вмешиваться, смотреть, как мракобесы и просто глупцы преследуют, убивают ученых и поэтов — тех. на кого возлагается вся надежда, тех, кто хранит и развивает мудрость и нравственность народа. А их много в этом королевстве: “сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ”.     Румата все же пытается помочь им. Перед нами проходят и запоминаются доктор Будах, книгочей отец Гаук, удивительный изобретатель отец Кабаний, писатель Киун. Антона-Румату очень удивляет и злит в этих людях их покорность судьбе. “Сущность человека в удивительной способности привыкать ко всему”, — философски замечает доктор Будах. Но Румата не может согласиться с этой покорностью. Он не понимает, почему эти люди не сопротивляются. “Мне никогда не хочется драться”, — говорит Киун. “В том-то и беда”, — бормочет в ответ Румата.     Но, по-моему, Румата не понимает, что в этих людях главное не покорность и слабость, а наоборот, удивительная стойкость и вера в то, что добро и мудрость победят. И как гордо звучат слова загнанного в угол, преследуемого Будаха, когда Румата, говоря как бы от имени Земли, предлагает силой навести порядок, установить справедливость: “Оставь нас и дай нам идти своей дорогой”. Будах верит в будущее, хотя, может быть, и не надеется увидеть его. И в этом он, как мне кажется, морально сильнее Руматы.     Герой из будущего Румата не выдерживает позиции простого наблюдателя, когда понимает, что в стране происходит переворот, что к власти приходят “средневековые фашисты”, угрожающие выжечь в стране все хорошее. Он не может оставаться в стороне, хотя его руководитель говорил ему: “Мы здесь боги, Антон, и должны быть умнее богов из легенд...”. Но что значит умнее? Холоднее? Беспристрастнее? И в итоге бесчеловечнее?     И вот “бог” вмешивается в дела земные и, вооруженный невиданным на этой планете оружием, идет в бой. Он мстит за свою возлюбленную Киру, за мальчика У но — слугу, ставшего почти другом, за многих чистых и прекрасных людей, убитых на его глазах.     Конечно, этот безрассудный рейд заканчивается поражением Руматы. поражением землянина, взявшего на себя роль бога. Антон-Румата снова на земле и снова встречается с друзьями — повзрослевшей Анкой и Пашкой. Вот он идет навстречу Анке и протягивает ей руки. “На пальцах у него... Но это была не кровь — просто сок земляники”.     Вот и все. Так кончается эта повесть. И, как в каждой настоящей книге, трудно решить окончательно, кто из героев прав в вечном вопросе: нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар     . Но прочитав повесть, начинаешь яснее понимать, что эти вопросы каждый должен ставить перед собой и решать. Каждый, кто хочет быть Человеком.

    Трудно быть богом. Трудно быть человеком...

20478 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Стругацкие А.Н. и Б.Н. / Разное / Размышления над книгой «Трудно быть богом»

www.litra.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>