Кто написал театр


Роман Сомерсета Моэма "Театр" и его главная героиня Джулия Ламберт

Сегодня театр уже не тот, что в докинематографическую эпоху, когда он был центром культурной жизни общества. В то время театральные актеры, как сегодня киноактеры, были кумирами. Стараясь рассказать об их буднях и праздниках, в 1937 г. Сомерсет Моэм написал роман «Театр». С момента его создания многое изменилось, но и сейчас эта книга, как и ее главная героиня - Джулия Ламберт, продолжают интересовать читателей.

Роман Сомерсета Моэма «Театр»

Данное ироническое произведение является лучшим среди творческого наследия Моэма. Многие читатели до сих пор гадают, имела ли главная героиня Джулия Ламберт (Лэмберт) реального прототипа или являлась лишь плодом фантазии писателя.

Вскоре после публикации роман стал популярен не только в Великобритании, но и в других странах. Этому послужил не только интересный сюжет, раскрывающий тайны закулисной жизни театральных звезд, но и неподражаемая иронии автора. Еще одной изюминкой было то, что писатель в «Театре» деликатно касался так называемой запретной темы гомосексуализма среди женщин.

По прошествии многих лет интерес к роману не угасал, и в 1962 г. немцами был снят фильм «Очаровательная Джулия» по мотивам этого произведения. В СССР «Театр» экранизировали спустя 16 лет. Англоязычная экранизация этой книги под названием «Быть Джулией» появилась лишь в 2004 г. Если немецкий кинофильм не снискал особой популярности, то ленты «Быть Джулией» и «Театр» понравились зрителям, при этом каждая из адаптаций книги показывала главную героиню совсем по-разному.

Сюжет романа о Джулии Ламберт

На момент начала повествования главная героиня – актриса Джулия Ламберт (возраст 46 лет) добилась всего, о чем могла только мечтать. Ее удивительный актерский талант оценен по достоинству, она богата, ее принимают в высшем обществе, у нее есть надежный супруг, прекрасный сын и верные поклонники.

Однако, познакомившись с двадцатиоднолетним клерком Томом Феннелом, Джулия теряет голову. Поначалу ей просто льстит внимание пылкого юноши, но позже она отчаянно влюбляется в него.

Несмотря на страсть, Джулия Ламберт постепенно осознает, что ее возлюбленный – всего лишь альфонс. Последней каплей становится то, что Том влюбляется в бездарную молодую актрису Эвис Крайтон и пытается с помощью Джулии устроить ее на роль в новой пьесе.

Собрав волю в кулак, главная героиня расстается с Феннелом и на время уезжает на родину, во Францию. Здесь она приходит в себя и забывает Тома. Однако вернувшись домой, Джулия Ламберт решает отмстить и неверному Тому, и его пассии, причем сделать это как актриса, а не как женщина. Она мастерски умудряется не только провалить актерский дебют Крайтон, но и завоевывает бурные овации зрителей своей игрой.

Джулия Ламберт: биография героини

Кроме основных событий книги, в ней параллельно рассказывается, как героиня стала известной. Родилась будущая лучшая актриса в Великобритании в семье ветеринара. Поначалу актерскому мастерству юную девушку обучала ее тетя, но позже она продолжила образование в Королевской академии драматического искусства.

После учебы Джулия Ламберт устроилась в один из провинциальных театров, где ее заметил Джимми Лэнгтон. Этот пьяница и неудачник был талантливейшим режиссером, он не только научил юную актрису многому, но и помог ей сделать карьеру.

В театре Лэнгдона мисс Ламберт встретила своего будущего мужа Майкла. Он был невероятно красив и точно так же невероятно бездарен. Став его супругой, актриса вскоре разочаровалась в нем как в мужчине, однако он стал ей хорошим бизнес-партнером. Майкл при финансовой поддержке экстравагантной богачки Долли де Фриз открыл собственный театр, где все главные роли играла его супруга. Актерская слава Джулии помогла их семейству войти в элиту общества. Однако став успешной и богатой, героиня захотела быть любимой…

Отношения Джулии и других персонажей

Будучи великолепной актрисой, главная героиня умудрялась вертеть окружающими как хотела, однако иногда это выходило ей боком.

В отношениях с Майклом поначалу у нее была пылкая верная любовь. Именно из-за этого она жутко ревновала его. Но позже, увидев его мелочность, жадность и расчетливость – разочаровалась в нем и разлюбила. Однако все последующие годы актриса успешно играла перед ним роль любящей супруги, ведь как муж и режиссер он ее вполне устраивал. Что касается самого Майкла, то разочаровавшись в себе как в актере, он держался за Джулию. Примечательно, что чувствами жены он не интересовался настолько, что спокойно отнесся к прекращению сексуальных отношений с ней после нескольких лет брака. Более того, он полагал, что у Джулии после рождения сына нет никаких сексуальных желаний.

В Томе же великую актрису привлекло его страстное увлечение ею. Любовник был противоположностью равнодушного Майкла, он обожал секс и не считал Джулию старой для этого. Более того, даже будучи влюбленным в Эвис, он не пропускал случая провести ночь с великой актрисой. Мисс Ламберт была для него билетом в высшее общество, но при этом Том искренне восхищался ее актерской игрой на сцене.

Еще задолго до появления Тома у великой актрисы уже был любовник – лорд Чарльз Таммерли, правда, их отношения были платоническими. Благодаря этому мужчине Джулия Ламберт научилась поверхностно разбираться в искусстве, однако этих знаний хватало, чтобы выглядеть тонкой ценительницей. За время их многолетнего романа Чарльз несколько раз уговаривал возлюбленную развестись с мужем, однако это не входило в ее планы и она ловко отказывалась. Разочаровавшись в Томе, актриса решила провести ночь с Чарльзом в качестве награды за многолетнюю преданность, но он отказался, так как возраст уже не позволял ему.

Интересно, что в экранизации 2004 г. лорда превратили в гомосексуалиста и этим обосновали его отказ заняться с Джулией сексом.

Одна из самых пикантных сюжетных линий – это отношения Ламберт и Долли де Фриз. В начале знакомства Майкл искренне полагал, что богачка без ума от него и поэтому дает деньги на открытие театра. В отличие от мужа, Джулия быстро догадалась, что Долли влюблена в нее. Но великой актрисе удавалось многие годы держать эту страсть подруги под контролем. К Майклу и Чарльзу Таммерли Долли не ревновала, так как чувствовала, что ее подруга холодна к ним. А вот с появлением Тома она забеспокоилась и впервые за всю многолетнюю дружбу устроила скандал, который Джулии с трудом удалось уладить.

А вот отношения с сыном у актрисы не сложились. Роджер любил мать, но в отличие от родителей, не склонен был притворяться. Поэтому он однажды высказал матери все, что думает о ее притворстве. Это единственный персонаж, с которым Джулия не смогла справиться, поэтому чувствовала себя неуютно в его присутствии.

Если все предыдущие персонажи любили главную героиню, то Эвис Крайтон мечтала затмить ее. Томискренне полюбил Эвис и поэтому не разглядел ее истинную натуру, но хорошо разобралась в ней Джулия Ламберт. Актриса мисс Крайтон была паршивая, однако она была хороша собой и умела этим пользоваться. По мнению главной героини, ее соперница была готова переспать с любым, кто предложит ей хорошую роль. Очаровав Тома, Эвис принялась за Майкла, даже не подозревая о том, что сама мисс Ламберт намеренно толкнула супруга в ее объятья.

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения Джулии с театром. Для великой актрисы это было единственное место, где она могла быть сама собой, не надевая масок, как в повседневной жизни. Фактически театр был единственной настоящей любовью и реальностью для мисс Ламберт и в конце книги героиня это осознала.

«Театр» с Вией Артмане

Наиболее удачной и близкой к сюжету книги является советская экранизация 1978 г.

В ней Джулия Ламберт (актриса Вия Артмане) показана, как в романе, стареющей, но красивой и полной жизни женщиной. Особо удачной находкой является разговор главной героини с рассказчиком. Благодаря этому удается полнее показать ее внутренние переживания и великолепное умение скрывать их.

«Быть Джулией» с Аннетт Бенинг

Второй известной экранизацией является кинофильм «Быть Джулией» (в российском прокате «Театр»). Сюжет этой ленты лишь издали напоминает историю, в которой фигурирует Джулия Ламберт. Актриса (фото Аннетт Бенинг, исполнившей эту роль, ниже) в этой адаптации моложавая тощая истеричка, до конца не умеющая контролировать себя. После разрыва с Томом она вскоре обнаруживает, что Эвис пытается закрутить роман с Майклом и наказывает ее. Особенно вольно сценаристы обошлись с провалом дебюта мисс Крайтон. Тут великая актриса не демонстрирует свое мастерство, как в книге, а импровизирует, причем не особо удачно. Несмотря на такое извращение образа главной героини, фильм был тепло встречен, а Аннетт Бенинг даже номинировалась на «Оскар».

Хотя театр сегодня медленно умирает, но жизнь актеров, особенно знаменитых, мало чем отличается от описанной в «Театре». Постоянные интриги и попытки затмить или использовать – это суровая реальность данной профессии. А зрителям остается надеяться, что и в кино, и на театральной сцене все же будут такие талантливые актрисы, как Джулия Ламберт, пусть даже она и выдуманный персонаж.

fb.ru

Роман «Театр», Моэм Сомерсет. Краткое содержание

Роман «Театр» Моэм Сомерсет, английский писатель, выпустил в свет в 1937 году. Моэм получил блестящее образование. Помимо успешной деятельности драматурга, он успел поработать агентом британской разведки во время Первой мировой войны, много путешествовал и с легкостью истинного таланта отражал свои впечатления в литературных произведениях. Многие его романы и рассказы перешли в статус классической литературы, в том числе и ироничный, легкий роман «Театр».

Джулия Ламберт и ее муж

В романе «Театр» (Моэм Сомерсет - автор) главная героиня – Джулия Ламберт, знаменитая британская актриса. Добившись успеха благодаря своему таланту в молодые годы, она удерживала пальму первенства и в сорок шесть лет. «Блестящая, знаменитая, красивая, талантливая», – эти эпитеты она слышит каждый раз по окончании спектакля. Джулия успешна, ее жизнь удалась. У нее множество поклонников, а лорд Чарльз Тэмери и вовсе безнадежно любит ее всю жизнь, совершенно не рассчитывая на взаимность.

Муж великой актрисы – Майкл, «самый красивый мужчина в Лондоне», как говорит о нем Джулия. Она полюбила его страстно еще в девятнадцать лет, он стал поклонником ее таланта. В молодости они вместе играли в одной труппе, но слабый темперамент не сделал из него актера, да и в жизни он отличался спокойным и очень ровным характером. Они хотели пожениться, но родители Майкла были против брака. Только благодаря актерским талантам, пущенным в ход Джулией, ей удалось понравиться его родителям. В Первую мировую войну Майкл ушел на фронт, а Джулия неожиданно для себя поняла, что больше его не любит. Но муж по-прежнему был красив, практичен, спокоен, надежен и знал, что актер он никудышный. Это знание его не терзало, он верил в Джулию и, уходя на фронт, убедил ее не покидать сцену.

За душевными терзаниями прошло несколько лет, за это время в семье родился сын Роджер, имя Джулии Ламберт стало известным, она прославилась как актриса редкого таланта. Тайной актерского мастерства было то, что Джулия играла в жизни и жила на сцене.

Маленькая история отношений

Когда родители Майкла умерли и оставили в наследство небольшой капитал, он решил пустить его в дело и арендовал небольшой театр, звездой которого стала великая Джулия Ламберт. Соучредителем предприятия согласилась стать давняя поклонница таланта Джулии - состоятельная «старуха» и аристократка Долли де Фриз. Майкл стал администратором и режиссером театра, и это получалось у него гораздо лучше актерского ремесла. Дела у театра шли хорошо, благодаря положению в обществе Долли ввела в круг аристократии Джулию и Майкла. Сын вырос и учился вдалеке от матери. Джулии было скучно.

Книга «Театр» (Сомерсет Моэм - автор романа) писалась после Первой мировой войны, когда многие семьи постиг кризис и распад. Автор, как участник военных действий и знаток человеческой природы, отразил это в романе.

Но однажды Майкл познакомил ее с молодым клерком Томом Феннелом. Уильям Сомерсет Моэм разворачивает повествование в английском обществе, поделенном на классы. И если Джулии, дочери ветеринарного врача, удалось занять в аристократической среде свое место благодаря таланту, то у Тома шансов попасть в высшее общество крайне мало. Он был бухгалтером и помогал Майклу разбирать бумаги. Неожиданно для себя, в качестве легкой забавы («...мальчик запомнит это на всю жизнь и будет рассказывать своим внукам»), Джулия пригласила его на обед. Она не могла запомнить, как его зовут, но ей нравилась роль благородной Джулии Ламберт – великой актрисы, которую она играла на обеде.

Завязка романа

Во время обеда выяснилось, что Том смотрел все ее спектакли и был откровенно влюблен в Джулию. Это очень забавляло актрису, но она быстро забыла об этом эпизоде. Но однажды Том прислал ей букет после спектакля, а после позвонил и пригласил к себе на чай. Руководствуясь любопытством, Джулия приняла приглашение и в назначенный час оказалась в маленькой квартирке Феннела. Решив осчастливить визитом молодого человека, Джулия вдруг вспомнила, что очень похожее жилье снимала сама в начале своей карьеры. Маленькая, бедная комната, любезный хозяин и нахлынувшие воспоминания немного ослабили внутренний контроль. Тем неожиданней для нее были пылкие поцелуи и признания Тома, и, поддавшись легкомыслию, Джулия отдалась порыву.

Оказавшись в гримерке перед спектаклем и вспоминая с улыбкой произошедшее, она решила вычеркнуть из памяти этот милый эпизод. Но Том был настойчив и, получив еще одну аудиенцию, проявил такое обожание, что актриса, решившая категорически ему отказать, вновь не устояла. Роман закрутился и увлек ее за собой. Джулия Ламберт вдруг неожиданно поняла, что влюблена в юношу. Она делала ему дорогие подарки, проводила в его обществе много времени и совершенно не думала, что публичные появления в обществе в компании молодого человека могут ее скомпрометировать. Ее репутация была безупречна, долгие годы в браке с образцовым мужем создали ей имидж почти святой. Уильям Сомерсет Моэм писал роман в то время, когда репутация в обществе значила очень много, и, однажды сделав неверный шаг, можно было стать изгоем.

Кризис среднего возраста

Спасти положение и донести до Майкла слухи решила терзаемая ревностью Долли де Фриз. Поверил Майкл сплетням или нет, Джулия не смогла понять, но это ее отрезвило. Майкл шутливо сказал Тому, что он будет благодарен любому человеку, кто согласится ходить с его женой в клубы и рестораны, избавив его от этой обязанности.

Наступило лето, и семейство Ламбертов, ожидая в гости сына, перебралось за город. В качестве компаньона для Роджера был приглашен Том Феннел. Джулия надеялась, что роман на отдыхе расцветет, и жизнь заиграет новыми гранями, но с досадой поняла, что Том предпочитает ей общество сына. Так начались горькие открытия, Джулия стала подозревать, что стареет.

В романе «Театр» Моэм Сомерсет с точностью описывает тонкости женской психологии. Джулия, как сказали бы сейчас, переживала кризис среднего возраста.

Вернувшись с летнего отдыха, Том и Джулия некоторое время не виделись. Зато ее сын сдружился с Томом, и они вместе проводили много времени. Именно в этот период она узнает, что молодые люди развлекаются в обществе юных девушек – актрис. В ней проснулась ревность, а сын поверг ее в недоумение словами о том, что хочет узнать, что такое настоящая жизнь. Объясняя Джулии свое, как ей показалось, странное желание, он пояснил, что видит дома разыгрываемые отрывки из разных спектаклей, но не видит, каковы его родители и их отношения на самом деле. Актриса не на шутку испугалась, что ее обман вот-вот откроется, но Роджер вскоре после разговора уехал.

Жизнь на сцене, театр в жизни

Книга «Театр» (Моэм Сомерсет) повествует об освобождении от иллюзий, ложных представлений и о свободе выбора. Движимая «лучшими чувствами» (или страхом потерять прибыль), Долли де Фриз решила открыть Джулии глаза на ее юного любовника. Она рассказала, что он пообещал молодой актрисе Эвис Крайтон протекцию в театре, упомянув, что «старуха» Ламберт сделает для него все. Действительно, Том обратился к Джулии с просьбой дать Эвис роль в новом спектакле. Этого актриса простить не могла. И дело было не в попранном женском тщеславии, и тем более не в любви (к этому моменту Том Феннел был уже не любим). Но он предал талант и искусство в ее лице. Этого простить было невозможно!

Эвис Крайтон получила роль, но ее карьера погибла в день премьеры. Игравшая в половину силы на репетициях, великая Джулия Ламберт дала развернуться всей мощи своего таланта на премьерном спектакле. Это был ее триумф, ее месть, ее слава и счастье! Весь мир снова оказался у ее ног, а незадачливая актриса была разбита. Случайно встретившись с Томом возле гримерки, она увидела в его глазах еще большее восхищение, но ей было уже все равно. В романе «Театр» Сомерсет Моэм раскрыл характер не просто талантливой актрисы, но и умной женщины. Проходя через кризисы, предательства и трудности, мы становимся сильнее, а слабый пол иногда опаснее.

Роман показывает срез общества и взаимоотношений внутри него, а также концентрированно рассказывает об особенностях женского взгляда на мир, автор выступает как знаток душ и характеров. Возможно, вас увлечет полное повествование, тогда к вашим услугам книга - Сомерсет Моэм, «Театр». Краткое содержание вам уже известно, теперь черед за прочтением полной версии романа.

fb.ru

Анализ романа Моэма «Театр» | Литерагуру

Уильям Сомерсет Моэм был и остается выдающимся британским писателем ХХ века, в его репертуаре числится множество пьес и романов, а также один рассказ. Выделяется он тем, что стиль его работ прост, доступен и динамичен. В своеобразной исповеди «Подводя итоги» он говорит, что считает необходимым писать именно так, ведь произведение должно быть понятным каждому, а если его понимают лишь «избранные», то это лишь излишний пафос. Писатель ироничен и остроумен, каждое его творение не только пропитано легкой усмешкой, но также может быть разобрано на краткие, но меткие цитаты, которым каждый может найти применение в своей собственной жизни. Роман «Театр» принято считать известнейшим и главным произведением Моэма.

История создания

Написанный в 1937 году, роман «Театр» сразу снискал себе славу. Рассматривая контекст его создания, следует отметить, что тут имеют место сразу несколько моментов. Во-первых, в те времена театр и его актеры были у всех на виду и слуху, как в наше время звёзды кино, что вызывало интерес у читателей, поскольку они могли «проникнуть за кулисы». Во-вторых, критики отмечают, что во многом главная героиня схожа с самим автором, поскольку оба были рождены во Франции и вращались в театральной среде. В-третьих, у Сомерсета Моэма в жизни было две любви, на второй из которых он женился. Первой же стала Этельвин Джоунс (Сью Джоунс), которая являлась актрисой, и взаимоотношения с ней также могли отразиться в романе.

О чем книга?

Роман «Театр» является совокупностью личностных переживаний главной героини, ее средневозрастного кризиса и жизненных треволнений. Любовные треугольники, театральные страсти, сильный характер персонажей, то, как разные люди по-разному прокладывают себе «дорогу в жизнь», — все это нашло место в сюжете.

Главные герои

  1. Джулия Лэмберт – главная героиня романа. Талантливая, богатая и успешная актриса, но в то же время не нашедшая своего счастья в личной жизни и переживающая второй «трудный возраст». Вместе с мужем содержит театр, в котором исполняет исключительно главные роли. Впрочем, также она поступает и в жизни.
  2. Майкл Лэмберт – муж Джулии. По ее мнению, не любит жену, человек спокойный, здравомыслящий и умело устроивший свое с супругой будущее. В юношестве, здраво оценив свой актерский талант, после войны он приобрел театр, в котором стал режиссером.
  3. Роджер Лэмберт – взрослый сын Джулии и Майкла.
  4. Томас Феннел – молодой бухгалтер, нанятый Майклом для проверки счетов. Якобы влюбляется в Джулию, в результате реально влюбляет ее в себя, а затем умело пользуется ее покровительством.
  5. Эвис Крайтон – начинающая актриса, которой хочет помочь Том, пользуясь особым расположением Джулии.

В чем смысл книги?

Сомерсет Моэм наглядно демонстрирует ряд проблем, центром которых является главная героиня. Будучи молодой, она тщится завладеть сердцем своего мужа, который, по ее мнению, ее не любит. Детально описан путь, который прошла Джулия, чтобы достигнуть того успеха, плоды которого она заслуженно пожинала в дальнейшем. После медных труб всеобщего признания и воды смирения с невыразительным характером мужа, судьба преподносит ей новое испытание – любовь к молодому бухгалтеру, который, сперва покорив героиню своим поклонением, использует ее богатство, влияние, любовь, пытается продвинуть Эвис на сцену посредством воздействия на главную героиню. Но Джулия и тут вовремя приходит в себя. Она задета в своих лучших чувствах: мало того, что ее предает любимый, так он еще и пытается пошатнуть ее позицию на сцене ее же театра!

Театр для Джулии – вся ее жизнь. Она играет всегда и везде, игра становится частью ее самой. Ее сын Роджер говорит, что не знает, какова героиня на самом деле, потому что его мать играет в жизнь, она — это и есть её бесчисленные роли. И порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, опасаясь, что никого там не увидит.

В финале романа Джулия приходит к единственному главному выводу о том, что самое главное в ее жизни – она сама, ее актерская игра. Сидя в ресторане после сокрушительной победы над Эвис и ее любовником, она приходит к выводу, что Роджер был не прав, что ее «многоликость» и есть она сама, что актерские роли – символы того хаоса и беспорядка, который зовется жизнью, и лишь символ реален. То есть фактически в своем романе Моэм противопоставляет действительность и искусство, отдавая предпочтение последнему.

Автор прекрасно понимает женщину, что также является особенностью его творчества. Все свои произведения он обязательно разбавляет юмором, что, однако, в той же степени находит отражение и в его жизни, поскольку в «Подводя итоги» он много об этом говорит и выводит, что с юмором в принципе легче жить.

Критика

Роман «Театр» оценивался и оценивается критиками крайне позитивно. Теодор Драйзер, будучи современником Моэма, искренне восхищался творчеством автора, фактически возводя его в статус гения. Книга не очень объемная, но вмещает в себя множество ярких моментов, от которых складывается прекрасное впечатление быстро прожитой незаурядной жизни, полной любви и уважения к себе самому. Противоречивым является то, что после прочтения в душе творожистым осадком селится мысль о том, насколько часто люди в повседневной жизни играют роль, «надевают маску». Произведение мотивирует на пусть даже незначительный, но самоанализ. Таково и творчество Сомерсета Моэма в общем.

Автор: Марина Скоблина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Театр

Джулия Лэмберт — лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных для этого условиях, то есть играет в собственном театре; её брак считают идеальным; у неё взрослый сын...

Томас Феннел — молодой бухгалтер, нанятый её мужем навести порядок в счётных книгах театра. В благодарность за то, что Том научил его снижать подоходный налог, не нарушая закона, Майкл, муж Джулии, представляет его своей знаменитой жене. Бедный бухгалтер невероятно смущается, краснеет, бледнеет, и Джулии это приятно — ведь она живёт восторгами публики; чтобы окончательно осчастливить юношу, она дарит ему свою фотографию. Перебирая старые снимки, Джулия вспоминает свою жизнь...

Она родилась на острове Джерси в семье ветеринара. Тётушка, бывшая актриса, дала ей первые уроки актёрского мастерства. В шестнадцать лет она поступила в Королевскую академию драматического искусства, но настоящую актрису сделал из неё режиссёр из Миддлпула Джимми Лэнгтон.

Играя в труппе Джимми, она встретила Майкла. Он был божественно красив. Джулия влюбилась в него с первого взгляда, но не могла добиться ответной любви — быть может, потому, что Майкл был начисто лишён темперамента как на сцене, так и в жизни; но он восхищался её игрой. Майкл был сыном полковника, окончил Кембридж, и его семья не слишком одобряла выбранную им театральную карьеру. Джулия чутко уловила все это и ухитрилась создать и сыграть роль девушки, которая могла бы понравиться его родителям. Она достигла цели — Майкл сделал ей предложение. Но и после обручения в их отношениях ничего не изменилось; казалось, Майкл вовсе в неё не влюблён. Когда Майклу предложили выгодный контракт в Америке, Джулия была вне себя — как он может уехать, оставив ее? Однако Майкл уехал. Он вернулся с деньгами и без иллюзий относительно своих актёрских способностей. Они обвенчались и перебрались в Лондон.

Продолжение после рекламы:

Первый год их совместной жизни был бы очень бурным, если бы не ровный характер Майкла. Не в силах обратить его практический ум к любви, Джулия безумно ревновала, устраивала сцены...

Когда началась первая мировая война, Майкл ушёл на фронт. Военная форма очень шла ему. Джулия рвалась за ним, но он не разрешил — нельзя позволить публике забыть себя. Она продолжала играть и была признана лучшей актрисой младшего поколения. Ее слава стала настолько прочной, что можно было позволить себе уйти со сцены на несколько месяцев и родить ребёнка.

Незадолго до конца войны она вдруг разлюбила Майкла и вместе с тоской ощутила торжество, словно мстя ему за свои прошлые муки, — теперь она свободна, теперь они будут на равных!

После войны, получив оставшееся от родителей Майкла небольшое наследство, они открыли собственный театр — при финансовой поддержке «богатой старухи» Долли де Фриз, которая была влюблена в Джулию ещё со времён Джимми Лэнгтона. Майкл стал заниматься административной деятельностью и режиссурой, и это получается у него гораздо лучше, чем игра на сцене. Вспоминая о прошлом, Джулия грустит: жизнь обманула её, её любовь умерла. Но у неё осталось её искусство — каждый вечер она выходит на сцену, из мира притворства в мир реальности.

Вечером в театре ей приносят цветы от Томаса Феннела. Машинально написав благодарственную записку, ибо «публику обижать нельзя», она тотчас забывает об этом. Но наутро Томас Феннел звонит ей (он оказывается тем самым краснеющим бухгалтером, имени которого Джулия не помнит) и приглашает на чай. Джулия соглашается осчастливить бедного клерка своим визитом.

Его бедная квартирка напомнила Джулии пору, когда она была начинающей актрисой, пору её юности... Внезапно молодой человек начинает пылко целовать её, и Джулия, удивляясь себе, уступает.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Внутренне хохоча от того, что сделала несусветную глупость, Джулия тем не менее чувствует себя помолодевшей лет на двадцать.

И вдруг с ужасом понимает, что влюблена.

Не открывая своих чувств Тому, она всеми средствами старается привязать его к себе. Том сноб — и она вводит его в высший свет. Том беден — она осыпает его дорогими подарками и платит его долги.

Джулия забывает о возрасте — но, увы! На отдыхе Том так явно и естественно предпочитает её обществу общество её сына Роджера, своего ровесника... Месть её изощрённа: зная, как больнее уколоть его самолюбие, она запиской напоминает о необходимости оставить прислуге чаевые и вкладывает деньги в конверт.

На следующий день он возвращает все её подарки — ей удалось его обидеть. Но она не рассчитала силы удара — мысль об окончательном разрыве с Томом повергает её в ужас. Сцену объяснения она проводит блестяще — Том остаётся с ней.

Она переселила Тома поближе к себе и обставила его квартирку — он не сопротивлялся; они раза по три в неделю появляются в ресторанах и ночных клубах; ей кажется, что она совершенно подчинила Тома себе, и она счастлива. Ей и в голову не приходит, что о ней могут пойти нехорошие слухи.

Джулия узнает об этом от Майкла, которому открыла глаза обуреваемая ревностью Долли де Фриз. Джулия, обратясь к первоисточнику, старается выведать у Долли, кто и как о ней судачит, и в ходе разговора узнает, что Том обещал некоей Эвис Крайтон роль в их театре, ибо Джулия, по его словам, пляшет под его дудку. Джулии едва удаётся сдержать свои эмоции. Итак, Том не любит её. Хуже того — считает богатой старухой, из которой можно вить верёвки. И самое гнусное — он предпочёл ей третьеразрядную актрису!

Действительно, скоро Том приглашает Джулию посмотреть молодую актрису Эвис Крайтон, которая, по его мнению, очень талантлива и могла бы играть в театре «Сиддонс». Джулии больно видеть, как сильно Том влюблён в Эвис. Она обещает Тому дать Эвис роль — это будет её местью; соперничать с ней можно где угодно, только не на сцене...

Но, понимая, что Том и этот роман недостойны её и оскорбительны, Джулия все же не может избавиться от любви к нему. Чтобы освободиться от этого наваждения, она уезжает из Лондона к матери, погостить и отдохнуть, привычно думая, что осчастливит старушку и украсит собою её беспросветно скучную жизнь. К её удивлению, старушка не чувствует себя осчастливленной — ей совершенно неинтересна слава дочери и очень нравится беспросветно скучная жизнь.

Вернувшись в Лондон, Джулия хочет осчастливить своего давнего поклонника лорда Чарлза Тэмерли, связь с которым ей приписывали так давно, что она стала для света вполне респектабельной. Но Чарлз не хочет её тела (или не может им воспользоваться).

Ее вера в себя пошатнулась. Не потеряла ли она привлекательности? Джулия доходит до того, что прогуливается в «опасном» квартале, сильнее обычного накрасившись, но единственный мужчина, обративший на неё внимание, просит автограф.

Сын Роджер также заставляет Джулию задуматься. Он говорит, что не знает, какова на самом деле его мать, ибо она играет всегда и везде, она — это и есть её бесчисленные роли; и порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, — а вдруг там никого нет... Джулия не вполне понимает, что он имеет в виду, но ей становится страшновато: похоже, Роджер близок к истине.

В день премьеры спектакля, в котором получила роль Эвис Крайтон, Джулия случайно сталкивается с Томом и наслаждается тем, что Том больше не вызывает у неё никаких чувств. Но Эвис будет уничтожена.

И вот приходит звёздный час Джулии. Игравшая на репетициях вполсилы, на премьере она разворачивается во всю мощь своего таланта и мастерства, и единственная большая мизансцена Эвис превращается в триумфальное выступление великой Джулии Лэмберт. Ее вызывали десять раз; у служебного выхода неистовствует толпа человек в триста; Долли устраивает пышный приём в её честь; Том, забыв об Эвис, опять у её ног; Майкл искренне восхищён — Джулия довольна собой. «У меня в жизни больше не будет такой минуты. Я ни с кем не намерена её делить», — говорит она и, ускользнув от всех, едет в ресторан и заказывает пиво, бифштекс с луком и жареный картофель, которого не ела уже лет десять. Что такое любовь по сравнению с бифштексом? Как замечательно, что её сердце принадлежит ей одной! Неузнанная, из-под полей скрывающей лицо шляпы Джулия смотрит на посетителей ресторана и думает, что Роджер неправ, ибо актёры и их роли суть символы той беспорядочной, бесцельной борьбы, что зовётся жизнью, а только символ реален. Ее «притворство» и есть единственная реальность...

Она счастлива. Она нашла себя и обрела свободу.

briefly.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>