Кто написал танец с саблями


Эксперт рассказал, как в Перми был написан «Танец с саблями»

Арам Хачатурян: Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям…

Ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ксения Зубакина в рамках акции «Ночь музеев» выступила с лекцией и рассказала о жизни советского композитора Арама Хачатуряна в Молотове в годы войны.

Едва ли найдётся человек, который не слышал произведение Арама Хачатуряна «Танец с саблями». Эта мелодия известна многим с детства. Но мало кто знает, что эта музыка написана именно в Перми во время войны, в небольшом гостиничном номере на стареньком пианино всего лишь за один вечер.

Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) — советский композитор армянского происхождения, один из музыкальных классиков ХХ века. Родился в Тбилиси, в бедной семье ремесленников-переплётчиков. Весь его творческий путь в профессиональную музыку шёл не благодаря, а вопреки. Способности у Хачатуряна проявились рано, но в семье занятия музыкой не приветствовались и считались бесполезными. Только в 19 лет, когда он приезжает в Москву, знакомится с нотной грамотой, поступает в Гнесинское музыкальное училище. В столь позднем возрасте ему было трудно овладевать техникой игры. Если обычно дети начинают учиться в возрасте четырёх-пяти лет, когда пальцы и кисти ещё очень пластичны, то в 19 лет этого возможно добиться только путём постоянного ежедневного труда и работы с инструментом. Несмотря на все сложности, Арам Хачатурян оканчивает училище одним из лучших учеников.

Затем он поступает в Московскую консерваторию. В 27 лет начинается его самостоятельный профессиональный путь в музыке. Хачатурян плодотворно работает, начиная с малых форм, затем добавляются симфонии, он накапливает серьёзный музыкальный багаж. Всё бы хорошо, но в 1941 году начинается война.

Как представителю художественной и творческой элиты, ему предлагают эвакуацию в Молотов (название Перми с 1940 по 1957 год). В войну город принял несколько театров, музеев и библиотек. Таким образом, население Молотова увеличилось почти вдвое. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде — всем пришлось уплотниться и набраться терпения. Думали, что война — это ненадолго, но, увы, она растянулась на долгие четыре года.

В 1941 году в Молотов приезжает Арам Хачатурян и поселяется в здании гостиницы «Центральная» (в народе её называли «семиэтажка»). Композитор в это время плотно работает с Ленинградским театром оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), который также был эвакуирован в Пермь.

Вот что пишет об этом периоде своей жизни композитор: «Жил я в Перми на пятом этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

Когда Арам Хачатурян написал партитуру к балету «Гаянэ» и отдал её директору театра, не всё пошло гладко. Композитор вспоминает: «Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришёл домой, сел за рояль, стал раздумывать. Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинантную, повторяющуюся фигуру. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи всё было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная». Эта музыка получила название «Танец с саблями» и буквально в течение нескольких месяцев стала очень популярной.

Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года на сцене Молотовского театра оперы и балета и имела большой успех. Нужно сказать, что за всё время эвакуации Ленинградского театра — с августа 1941 по январь 1944 года — было создано 27 постановок, 14 концертных программ, артисты дали почти 3500 концертов. Но ещё более значимы и красноречивее цифр любовь и преданность театру, которую зародили артисты Мариинского театра у пермяков.

В 1950–1960 годах ЮНЕСКО официально называет «Танец с саблями» одним из самых популярных и часто исполняемых музыкальных произведений в мире. Арам Хачатурян, с одной стороны, тяготился славой от одного короткого произведения, которое родилось почти спонтанно, а с другой — восхищался. Сам Арам Ильич писал по этому поводу: «Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сейбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец».

v-kurse.ru

«Танец с саблями». Нелюбовь Арама Хачатуряна (ПЕРВЫЕ КАДРЫ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ФИЛЬМА, ВИДЕО)

24 февраля в Ярославле, в мороз -23 градусов кинокомпания Марс Медиа начала съемки полнометражного фильма «Танец с саблями» (реж. Юсуп Разыков). Об этом сообщил генеральный продюсер фильма Рубен Дишдишян.

Картина расскажет историю создания известного шедевра, «непокорного и шумливого дитя», как называл его Арам Ильич Хачатурян, «Танец с саблями».

Холодная осень 1942 года. Второй год войны.  В город Молотов –  переименованный  перед самой войной в Пермь, эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова. Мир театра в эвакуации – призрачный, голодный, холодный. Жизнь глубокого тыла со всеми приметами военного времени. Полуголодные балерины, кордебалет, преображающиеся на сцене в дивных «розовых девушек».  Спектакли, выступления в госпиталях, оборонных заводах  и репетиции, репетиции.

Финальные усилия по созданию спектакля «Гаянэ» совпадают с написанием первых тактов Симфонии №2. Перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции – создать ещё один танец в финальную часть уже готового балета. За 8 часов композитор напишет своё самоё исполняемое произведение.

В первый съемочный день под аплодисменты киногруппы режиссер Юсуп Разыков по давней киношной традиции разбил на счастье тарелку, и приступил к съемкам фильма. В этот день снималась сцена встречи на ярмарке Арама Ильича с Дмитрием Шостаковичем и Давидом Ойстрахом.

«Интерес к творчеству Арама Ильича у меня с детства. – рассказал Юсуп Разыков - В его произведениях всегда чувствовалась огромная мощь, сила, величие. Хачатурян не очень любил «Танец с саблями». Он считал, что оно заслонило все его значительные произведения.  Наш фильм рассказ о том, в каких условиях писался танец для балета «Гаянэ», который впоследствии стал визитной карточкой Хачатуряна и одним из самых исполняемых произведений ХХ века. Ну и конечно о войне, где даже в тылу идут нешуточные бои.»

Создание музыкального шедевра проходило нервно, с одной стороны война с другой конфликт композитора с балетмейстером. Партитура балета связана с хореографией, с замыслом балетмейстера. А балетмейстер Нина Анисина ученица великолепной Агриппины Вагановой делала часто все по-своему, подчас, по каким-то непонятным причинам, сокращала сцены. Из-за этого страдало либретто, а Хачатуряну все время приходилось что-то дописывать и переписывать. За неделю до премьеры в декабре 1942 года, Анисиной не понравилась девушка в кордебалете — и ее убирают. Повисает в воздухе целый такт. Сверху приходит директива, срочно написать музыку к еще одному танцу. Этой музыкой и стал «Танец с саблями»»

«Картина снимается под патронажем Первой леди Армении Риты Саргсян, а также при поддержке Министерств культуры России и Армении – рассказал «Собеседнику Армении» продюсер фильма Тигран Манасян. - Роль Арама Ильича Хачатуряна исполнит талантливый российский актер из «Мастерской Петра Фоменко» Амбарцум Кабанян. Первый блок съемок пройдет в Ярославле, второй - в конце апреля в Ереване, где основной съемочной площадкой станет Ереванский Государственный театр оперы и балета им.Спендиарова. Впереди нелегкий съемочный период, но мы верим, что картина получится достойной и полюбится зрителям»

ТАНЕЦ С САБЛЯМИ

ЖАНР: Драма / История / Биография ГОД: 2018 Режиссер и автор сценария Юсуп Разыков Оператор Юрий Михайлишин Художник-постановщик  Назик Каспарова Художник по костюмам Екатерина Гмыря Продюсеры: Карен Казарян, Тигран Манасян Генеральный продюсер Рубен Дишдишян Исполнительные продюсеры: Арсен Меликян, Зара Янгульбиева

В ролях: Абарцум Кабанян, Александр Кузнецов, Сергей Юшкевич, Вероника Кузнецова, Инна Степанова, Иван Рыжков, Вадим Сквирский

russia-armenia.info

Открытка (плейкаст) «Танец с саблями, или "Черт возьми, в угоду балету!"»

История создания и жизнь на сцене, пожалуй, самого известного произведения А. Хачатуряна — балета «Гаянэ» — уникальна. Началась она в 1939 г., когда композитор к Декаде армянского искусства в Москве создал свой первый балет «Счастье». Это была попытка отобразить счастливую жизнь советской Армении. Премьера балета прошла с успехом, однако исключительно благодаря музыке. Либретто же требовало серьезной переработки, его назвали несколько «наивным». Три года спустя Хачатурян в содружестве с другим драматургом, сочинившем новый сценарий, переделал музыкальную драматургию и дописал музыку. Сильно переработанное «Счастье» было показано под известным сейчас названием «Гаянэ». За балет «Гаянэ» композитору в 1943 г. была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза. Музыка из «Гаянэ» сразу завоевала народную любовь. Дуэты, колыбельные, танцы и, разумеется, знаменитый «Танец с саблями», — постоянно звучали в концертах и радиопередачах. Однако публика вновь осталась недовольна драматургией балета. Появился третий, а затем четвертый и пятый сценарии. Пока драматурги в который раз переписывали либретто, музыка Хачатуряна покоряла сердца.

Что же касательно зажигательного «Танца с саблями», то он стал поистине визитной карточкой композитора. Вокруг этого произведения ходило множество слухов. Так, говорили, что «Танец с саблями» заставлял притопывать в такт самого Сталина, и что именно поэтому его чуть ли не каждый день исполняли по радио. Молва так же гласила, что этот танец где-то в 50-х или 60-х попал в Книгу рекордов Гиннеса как самое популярное и наиболее часто исполняемое музыкальное произведение. Благодаря «Танцу с саблями» во многих странах мира за его автором утвердилось прозвище «мистер Танец с саблями». А в это время сам Хачатурян называл свою самую знаменитую пьесу «непокорное и шумливое дитя». Он и сочинил-то его не по собственной воле, а по настоятельному требованию постановщика балета (причем, сочинил буквально за один вечер). Когда Арам Ильич отдавал балетмейстеру ноты, он написал на них: «Черт возьми, в угоду балету!».

www.playcast.ru

«Танец с саблями» — «непокорное и шумливое дитя» Арама Хачатуряна

С 20 по 30 октября 1939 года в Москве проходила Декада армянского искусства. К этому событию был поставлен первый армянский национальный балет «Счастье». Музыку к нему написал Арам Хачатурян. Постановку взял на себя Илья Арбатов (Ягубян), в 1938 году ставший солистом и главным балетмейстером Театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В балете широко использовались народные мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классическую хореографию с элементами армянского танца.

Премьера балета «Счастье», в котором авторы отразили счастливую жизнь советской Армении, благодаря музыкальной части прошла с успехом. Однако драматургия оказалась гораздо слабее музыки. Либретто, написанное Геворком Ованесяном, требовало переработки.

В 1941 году Арам Хачатурян по предложению руководства Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас Мариинский театр) начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Либретто было основано на некоторых сюжетных ходах балета «Счастье», что позволило Хачатуряну сохранить в новом произведении лучшее, что было в его первом балете, значительно дополнив партитуру и симфонически развив ее. Так, переработанный балет «Счастье» стал основой нового балета «Гаянэ».

Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом Великой Отечественной войны композитор был отправлен в эвакуацию. Вот как Хачатурян вспоминает об этом периоде своей жизни:

«Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…».

Татьяна Вечеслова — артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. «Нередко мы собирались у Хачатуряна посмеяться, пошутить, — писала Вечеслова. — Однажды он угостил нас неведомо как сохранившейся бутылкой красного вина — в то время это было неслыханной редкостью»

Премьера балета «Гаянэ» состоялась 9 декабря 1942 года в Перми на сцене Пермского театра оперы и балета. Поставил его Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. В следующем году балет был удостоен одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры — Сталинской премии I степени. «Гаянэ» принесла композитору всемирную славу и признание. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки

«Танец с саблями», написанный для последнего действия, стал самым известным фрагментом балета «Гаянэ». Он фактически зажил своей отдельной жизнью. Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». «Танец с саблями» стал искусным синтезом армянской народной музыки с джазовыми элементами. «Контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу», — так охарактеризовал это творение Хачатуряна композитор Тигран Мансурян.

Благодаря этому произведению во многих странах мира Арама Хачатуряна стали называть «мистер „Танец с саблями“». Правда, такая популярность не особенно радовала его.

«Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это „Танец с саблями“ из „Гаянэ“. Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как „мистера Сэйбрданс“: от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».

Слава Хачатуряна распространилась и по ту сторону океана. В 1948 году в США «Танец с саблями» стал хитом музыкальных автоматов. Популярность достигла таких высот, что журнал Newsweek предложил назвать 1948 год «годом Хачатуряна в США». Тогда сразу три версии «Танца с саблями» — Чикагского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Оскара Леванта — достигли первого места хит-парада классической музыки журнала Billboard и попали в ежегодный список бестселлеров. «Танец с саблями» стал первой записью Чикагского симфонического оркестра, проданной тиражом более миллиона экземпляров.

Популярность «Танца с саблями» не утихает и по сей день. Это и бесчисленное количество кавер-версий, и использование музыкальной темы во множестве фильмов и даже мультфильмов.

russia-armenia.info


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>