Кто написал тайна двух океанов


«Тайна двух океанов. Первая серия» (1955)

Когда я была еще маленькой девочкой и не умела читать, я разглядывала картинки в книгах богатой бабушки-дедушкиной библиотеки. Так вот, имнно книга Григория Адамова с малопонятным тогда названием «Тайна двух океанов» стала мощным стимулом к скорейшему овладению грамотой. Ибо черно-белые графические иллюстрации к этой книге возбуждали нешуточный интерес. Читать я научилась лет в пять, но прочитала роман уже в школьные годы и он надолго стал моей настольной книгой. Потом я, как говорится, открыла для себя и «Победители недр», и «Изгнание владыки», читая и перечитывая их взахлеб. Да, эти романы написаны в довоенные годы, да, коммунистическая идеология в них на первом месте. Иначе тогда и быть не могло. Но в этих книгах было еще много чего и прежде всего — приключения. В морях-океанах, под землей, во льдах Антарктики… И «Тайна двух океанов» — не побоюсь этого сравнения — соперничает по увлекательности с книгами Жюля Верна. Адамов мастерски вплетает в сюжет детективную составляющую, отчего он приобретает остроту и держит в напряжении до самого финала. Честно говоря, я не ожидала ничего особенного от экранизации. Снимать в пятидесятые фантастическое кино было непросто, да еще с такими реалиями, как в романе. Но все же фильм разочаровывает. Прежде всего нещадно покромсанным первоисточником — кто читал роман, поймет разницу. А она в том, что в книге основное действие разворачивается под водой, а в фильме — почти половина экранного времени отдана ловле врагов на суше. Конечно, советский кинематограф поднаторел в создании детективов, и здесь шпионские страсти показаны красиво, динамично, хоть и традиционно. К детективной составляющей фильма у меня претензий нет, хоть она и не по книге. А вот наблюдая перипетии плавания «Пионера», просто плакать хочется от досады. Прежде всего персонажи. Столяров с усами. Мужественный тип русского богатыря, образец положительного героя. Но усы! Они выглядят на его лице как нечто чуждое и противоестественное. Мало того, что образ капитана ходульный, так еще и эти усы. Бр-р-р… Главгад Горелов вообще по книге — лысый. Высокий, метра под два, сильный. И лысый, как бильярдный шар. Тем не менее, прекрасный механик. Здесь же какие-то братья-акробатья, а шпиона в команде подлодки за версту видать — такая ж у него рожа не советская, что думаешь — они что, слепые там все? Могучий хохол Скворешня кагебистом не был. Водолазом он был. Но это не мешало ему совершать разнообразные подвиги. Про мальчика Павлика, грузинского ученого ничего сказать не могу — ни хорошего, ни плохого. Вполне удобоваримые персонажи. Только вот насколько я помню, никаких женщин на борту не было. И это абсолютно не мешало. Очевидно, что для создателей фильма главным было показать борьбу с врагами, а приключения ушли на десятый план. А жаль. Очень жаль. Нет здесь ни схватки Павлика с гигантским спрутом и битвы последнего еще с каким-то чудищем (рыбой-пилой, кажется), нет путешествия Павлика на спине кашалота, нет пещеры подводных чудовищ и вообще нет океанского дна. А ведь роман еще и познавательный — профессор знакомит Павлика, а заодно и читателей с обитателями глубин. И не могу не поплеваться в сторону скафандров. В книге скафандры «Пионера» — великое достижение техники, они прежде всего гибкие, легкие и удобные. А во что обрядили людей в фильме? Это ж неуклюжие дореволюционные жестянки какие-то. Смех и грех…

Я еще много могу сравнивать фильм с романом не в пользу первого, но это дело неблагодарное. Лучше возьму и перечитаю «Тайну двух океанов». И всем, кто не читал, тоже советую. Почувствуйте разницу…

www.kinopoisk.ru

Григорий Адамов «Тайна двух океанов»

Роман Григория Адамова вышел в свет в 1939 году, когда военная гроза уже собиралась над миром.

Роман посвящен плаванию через два океана подводной лодки «Пионер», которой предстоит выполнить особо трудное и важное задание Советского правительства.

Немало подвигов пришлось совершить мужественным подводникам, немало опасностей преодолеть, прежде чем «Пионер» выполнил приказ Родины. Ведь против них восстают не только слепые силы природы — безграничный Океан. На лодку проник предатель...

Впервые: Тайна двух океанов: Роман // Пионерская правда, 1938, 16-30 мая, 2-30 июня, 2-30 июля, 4-30 августа, 4-16 сент.

Издания романа, вышедшие после 1953 года, имеют небольшие текстовые отличия от более ранних, поскольку начиная с издания 1954 года из книги были удалены все фразы, связанные со Сталиным, которого в романе автор называет «вождем» или «горячо любимым вождем».

Кроме того, начиная с издания 1941 года из романа полностью вырезана глава «Проект Марата», причем, не грубо вырезана, а текстуально «сглажена» со смежными главами. В ней рассказывалось о том, что член экипажа «Пионера» Марат Бронштейн предлагает изменить направление течения Гольфстрима, и тем самым лишить Северную Америку тепла от него, со всеми вытекающими последствиями.

В «рамочных» изданиях 1954 и 1960 годов художниками указаны Васин и Маркевич, но сами иллюстрации в изданиях не тожественны друг другу, то есть в издании 1960 года они заново отрисованы. Причем в худшую сторону: с другими деталями, штриховкой и кое-где ракурсами (почему-то именно ухудшенные иллюстрации были взяты за основу в издании романа в 1959 году в серии «Библиотека ПРИКЛЮЧЕНИЙ» в 20 томах).

- так же: Адамов Гр. Икки океан сири: [Урта ёшдаги болалар учун] /Л. Алимов тарж.: А. Васин, Б. Маркевич расмлари: — Т.: Еш гвардия, 1965.— 528 б.; 21 см. — Муковали: 1 с 20.000 экз.

В произведение входит:

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 468

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2684 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>

Экранизации:

— «Тайна двух океанов. Первая серия» 1955, СССР, реж: Константин Пипинашвили

— «Тайна двух океанов. Вторая серия» 1957, СССР, реж: Константин Пипинашвили

 Издания: ВСЕ (56) /языки: русский (40), немецкий (2), латышский (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1), украинский (2), словацкий (2), болгарский (1), венгерский (1), сербский (1), армянский (1), румынский (2) /тип: книги (52), аудиокниги (4) /перевод: R. Toming (1) 1939 г. 1941 г. 1946 г. 1954 г. 1956 г. 1957 г. 1959 г. 1960 г. 1981 г. 1982 г. 1984 г. 1986 г. 1986 г. 1988 г. 1988 г. 1991 г. 1995 г. 1996 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2010 г. 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2007 г. 2007 г. 2010 г. 2010 г. Издания на иностранных языках: 1943 г. 1948 г. 1952 г. 1954 г. 1954 г. 1956 г. 1956 г. 1956 г. 1956 г. 1957 г. 1957 г. 1957 г. 1958 г. 1959 г. 1959 г. 1964 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Страницы: 12345

Борис68, 25 мая 2011 г.

Книга удивительная. И это надо же такую книгу написать в 1939 году! Отважные командиры, ученые, романтики, верные своей Родине, настоящие герои. Я прочитал ее в 80 году. Настолько меня поразила, что рисовал, помню, план подводной лодки. А какой масштаб: подводные чудовища, остров Пасхи, ледяная западня, враги (как отличный детектив!), а какие достижения техники – один скафандр чего стоит (помню я и в 80-м году восхищался и представлял себя в нем среди героев «Пионера»)! До сих пор всё это завораживает! И еще, уверен, без идеологической составляющей книга бы не смотрелась. Книга, ведь, воспитывала патриотизм буквально на пороге великой войны. И в этом она тоже сделала много. Сколько мальчишек пошли в подводники, а сколько совершали подвиги в войне! Буквально наяву вижу вот этих мальчишек из предвоенного времени. Мальчишек, которые восхищались этими героями, а потом сами стали героями! В общем, книга великая.

Sawwin, 18 марта 2008 г.

В детстве книгу эту читал и перечитывал многократно. А лет пять назад сунулся на любимые страницы и ужаснулся. Я заранее был готов сделать скидку на сталинскую шпиономанию, я подозревал, что язык у автора не самый изысканный, но я-то полез перечитывать самое любимое место -- встречу с подводными динозаврами, и новыми глазами увидел чудовищную сцену избиения беззащитных животных. Я понимаю, можно убить динозавра, чтобы спасти товарища, но вот, все уже в безопасности -- и следует залп, просто так, ради утоления садистической жестокости. Это был знак эпохи:

Где вчера плескались рыбы,

Динамит взрывает глыбы...

Обломков у нас теперь много, рыбы -- мало. Кому от этого хорошо?

Я понимаю, эпоха, веление времени, но простые человеческие чувства должны быть! Не можешь ставить проблемы завтрашнего дня, не пиши хотя бы сцен избиения. А ведь голоса в защиту природы раздавались задолго до написания книги Адамова, достаточно вспомнить роман Боборыкина «Василий Тёркин». В годы детства и юности Адамова эта книга была очень популярна. Однако, не в коня корм, Григорий Адамов предпочёл пойти по стопам Обручева, который тоже устраивал гекатомбы на пути следования своих героев. Три поколения россиян выросли на этих кровожадных книгах, природы у нас почти не осталось. Пора бы остановиться.

MrHetfield, 3 августа 2016 г.

Эта книга была одной из моих любимейших книг детства, но вот сейчас взялся читать и сильно пожалел. И дело не в идеологии, чорт с ними, с советскими чувствами капитана Воронцова, хотя читаю раритетное издание 41-го года там где еще итти\притти, темносиний и чорт. Что по настоящему расстроило это огромное количество богов из машины (deus ex) — вот сел инженер Крепин и изобрёл всё практически в одиночку, с участием нескольких человек, супер-подлодку, супер-излучатель, супер-оружие. А профессор-зоолог Лордкипанидзе сконструировал ультразвуковую пушку и пистолет, видимо он еще и гениальный инженер по второй профессии. Такие вещи создают при участии сотен и тысяч людей, десятков и сотен НИИ, заводов, лабораторий. Как они заводят эту шарманку, ой какой молодец наш Крепин меня «аж трисёт». При этом все эти чудесные изобретения еще чудесным образом сделаны в небольшом промежутке времени. И во многом Пионер остаётся недостижимым идеалом и в наше время, современные атомоходы имеют рабочие глубины погружения до 600 м, используют звуковые гидролокаторы, не говоря уже о суперскафандрах, ультразвуковой пушке и прожекторах, чудо торпедах-разведчиках длиной полтора метра способных удаляться от корабля на 50 км, не в один конец заметьте, а туда и обратно, при этом еще и барражировать долгое время, летать по воздуху и плавать в глубинах. По сути роман советская версия Капитана Америки и Лиги Супергероев, был бы Адамов американцем по ТДО рисовали бы комиксы.

Второй момент который не раздражает, а скорее смешит — Горелов. Ну ей богу, ну типичный же шпион, у него же на лбу написано ШПИОН, я понимаю что пропаганда, понятно что Горелов потому что дело его горелое и вообще он сволочь, но блин ввести в состав экипажа суперсекретной суперподлодки такого кадра это я не знаю кем надо быть. Партия и правительство такие зоркие, всё про 23 августа знают, а у себя под носом не замечают Горелова у которого на морде написано что он отрицательный персонаж.

В общем сейчас читать практически невозможно, жаль что затеял, только испортил впечатления детства. Кто-то тут пишет что книга выдержала испытание временем, нет не выдержала, выдержала это когда не потеряла актуальность, а тут потеряла полностью, и в советских чувствах и в идиотских супер-изобретениях по принципу сделал то что есть везде, но в сто (тысячу, миллион, во многа-многа) раз лучше. Приключенческая часть местами неплоха, учитывая годы написания автор очень красочно и реалистично (в основном видимо пользовался книгами и рисунками) расписал подводную живность, но чрезмерная детализация часто утомляет и отвлекает от главных событий, и опять же сейчас всех этих офиур и актиний можно увидеть вживую в интернете, так что и тут актуальность утеряна. Кстати интересные создания эти офиуры, сколько раз про них читал, но без интернета бы не увидел, вот интернет покруче Пионера изобретение.

tsh, 3 марта 2012 г.

Фильм и книга разнятся во многом. (Пересматривала фильм на днях). Как очень точно сказал мой отец — по тем временам это было более чем круто! Да и сейчас еще так воспринимается. И фильм..он добрый какой-то, искренний, я вообще люблю фильмы именно тех лет, родной Советской эпохи. Книгой зачитывалась так, что забывала и о еде, и о домашних обязанностях. Помнится, впервые читала ее на летних каникулах — иначе,уверена, забыла бы и об учебе... Нравится там практически все! Описание глубин океана, его обитателей — потрясающе! Плагиат это или нет, в данном случае не так важно, Адамов подводником не был, но КАК написал! А технические характеристики, описание сложнейших механизмов подводной лодки! Просто видишь все это собственными глазами. И, наконец, люди. Онп там живые! Именно живые, просто ясно видишь их лица, слышишь голоса и понимаешь каждого из них. Они стали такими родными...да, именно так, трудно подобрать другое слово. И поэтому снова порой хочется испытать эти незабывваемые эмоции, погрузиться в этот мир, фанастический и в то же время кажущийся таким реальным... Единственное, что неприятно тогда поразило — предательство Горелова. Было очень больно от этого почему-то. В итоге спустя несколько лет я и решилась написать свой вариант (но он естетсвенно, лежит дома рядом с самой книгой).

glupec, 6 июля 2010 г.

Двойственное отношение у меня к этой книге — с одной стороны, как тут уже отметили, некоторая политизированность (белоэмигрант-диверсант + японцы) ...а с другой — очень, очень «уютная» книга. Подводное царство и впрямь могло бы быть вторым домом для ученых и путешественников... будь техника на должном уровне.

Хотя по нашим сегодняшним понятиям — это почти что и не фантастика.

ПС А вот деление героев на «черных и белых» не напрягает абсолютно — настолько ненавязчиво оно подано. Ну и что, что Лорд — это типичнейший «мудрый наставник» а ля Гэндальф? Ну и что, что Скворешня фактически = тому же Портосу (добродушный и простоватый силач)? Зато все они настолько симпатичные...

ППС Обратите внимание: любимая книга Скворешни — «Роб Рой» В. Скотта. Кто из сегодняшних читателей (МТЧ:lol:) взял бы за труд ее прочесть?

terrry, 27 июня 2011 г.

Признаться, с этой книгой я познакомился только в аудиоварианте. Она интересовала меня, прежде всего, в свете истории отечественной НФ. Роман «Тайна двух океанов» можно теперь называть «исторической» фантастикой, так как события, описанные в нем, представляют наше прошлое. Здесь мы наблюдаем как бы два уровня фантастичности. На первом находится описание технических «чудес» в духе Ж. Верна. К примеру, чудо-скафандры, позволяющие разгуливать на огромных глубинах, не боясь зубов кашалота и прочих подобных помех. Второй уровень фантастики заключается в настойчивом утверждении, что таковые скафандры (а также и остальные прогрессивные новшества) могут быть только советскими и никакими иными. Забавно замечание автора о том, что ничего не знать об устройстве подлодок (речь идет о Павлике) «странно для советского мальчика». Этот Павлик с завидным постоянством попадает под водой во всякие опасные передряги. И с тем же однообразием его «опекуны» не могут за ним уследить. Вокруг очередного спасения Павлика то и дело концентрируется всё действие. Да и вообще он – просто-таки находка для автора.

Сюжет романа может быть назван авантюрно-приключенческим. Но динамизма ему явно не хватает (правда, в большей мере это относится к первой части романа). Роман перегружен нарочито неторопливыми и утомительно подробными описаниями событий, явлений и технических деталей. Часто также создается впечатление, что отдельные, как бы самостоятельные рассказы включены в основную ткань романа.

Герои, в основном, выглядят плакатно. Но иногда автору удается придать им не то чтобы художественную достоверность (до этого далеко), а, скажем так, запоминающийся колорит. К таким колоритным героям относятся, например, Скворечня и начальник научной части экспедиции «товарищ Лорд». Кстати, история с пропажей Скворечни в одной из заключительных глав выглядит явно натянутым эпизодом. А вот Горелов очень уж откровенно вызывает подозрение у читателя. Горелов – довольно удачливый шпион. Однако и он, главный механик корабля, так и не смог подорвать его «как следует». Понятно, что такой исход был бы для романа сюжетно (не говоря уже об идеологии) неприемлем. Причины предательства Горелова остаются весьма туманными. Вообще, существует некоторое неявное противоречие между непотопляемостью «Пионера» и той легкостью, с которой враг проникает на его борт, да еще в командный состав.

Всегда приятно читать о людях, занятых интересами исследовательского поиска, а не интересами, скажем, личного благополучия. Поэтому в целом книга вполне занимательная, и ярко характеризующая довоенный период отечественной НФ. Её техническая фантастика воспринимается иногда как, своего рода, сказка. Она построена по «принципу увеличения». Самые емкие аккумуляторы, самые прочные материалы, самые передовые изобретения, самое грозное оружие и т.д. Но это отражение настроений советского общества предвоенной поры. Увы, реальность Великой Отечественной Войны не оправдала столь радужной картины.

Подлодка «Пионер» и её путешествие, благородные цели и обстановка секретности неизбежно ассоциируется с «Наутилусом» капитана Немо. Да и вообще, стиль повествования часто напоминает Ж. Верна, но Адамов, пожалуй, более дидактичен в своих лекциях. В книге много интересных сведений по океанографии. Подводный мир описан действительно увлекательно. Однако не приведено никаких внятных объяснений того, например, как же всё-таки действует «радиосвязь» под водой (а то ещё и в наглухо заваленной гранитной пещере). Речь идет о какой-то акустике? Непонятно. Странно, что экипаж «Пионера» не мог определить свои координаты обычными морскими приборами в тот момент, когда подлодка попала к острову Пасхи, раз уж Шелавин с Павликом выбрались к его подножию. Почти все подводные приключения довольно-таки однообразны: опасность (ловушка) и последующее победное спасение.

Несмотря на некоторую сюжетно-тематическую и стилистическую архаичность, это произведение, пожалуй, выдержало проверку временем. Главное, что этому, по своему занимательному, роману не хватает поэзии большой идеи (термин А.Ф. Бритикова), которая замещается мелочной энциклопедичностью. Кстати, по поводу аудиокниги. Хороший вариант (в исполнении А. Ярмилко), почти моноспектакль, но, правда, лично мне не нравится произношение слова «верх» как «верьх». А это (поскольку действие происходит, в основном, на дне) там встречается едва ли не каждую минуту.

0shishiga, 19 сентября 2010 г.

Мне кажется, что старшина Скворечня — это человек, за которого можно сразу замуж :)

Читала книгу в детстве. И перечитала недавно, меньше года назад.

Что сказать... Всплакнула даже в одном месте.

Да, наивно. Да, стиль архаичный.

Но сейчас и так почти никто не пишет.

kyv63, 2 марта 2018 г.

Решил написать отзыв после прочтения другого:

Ссылка на сообщение неомут, 28 мая 2015 г.

Для подобных произведений давно пора в жанровом классификаторе ввести рубрику «Кому не стоит читать». И вариант ответа мне видится только один:современному поколению любителей фантастики, иначе говоря, молодежи. Сейчас очень большой выбор хороших книг, и с каждым годом он только растет. Стоит ли терять время на архаику? И не надо обращать внимание на высокий средний бал и немалое количество 10-к. Их с полным правом ставят люди, для которых в далеком детстве такие хиты, «гремевшие» на всю страну и переиздававшиеся чуть ли не каждый год, открывали увлекательнейший мир фантастики.

Я, к сожалению или к счастью, отношусь именно к тому поколению которому «Тайна двух океанов» открывала и «Мир фантастики» и «Фантастический мир» причем книгу я прочел уже после просмотра фильма, т.к. может ее и издавали каждый год, но найти в библиотеке было достаточно проблематично, да и библиотекари строго следили за возрастным соотношением «читатель-книга». До сих пор она остается в числе перечитываемых мной. Согласен, что многое в ней наивно, но сюжет достаточно динамичен и интересен. Герои достаточно яркие.

Насчет того, что сейчас очень большой выбор хороших книг: конечно, о вкусах не спорят, но в этой реке книг число действительно ХОРОШИХ не так и велико. Хорошая книга ценна и языком автора, и идеей и идеологией произведения. В засилье огромного количества фэнтэзи (среди которой достаточно много прекрасных книг) и произведений-циклов (где тоже нередки достойные, но зачастую неравнозначные произведения), книги, подобные «Тайна двух океанов», конечно, выглядят архаикой. Но читать их молодому читателю не только можно, но и нужно, чтоб не росли «Иваны родства не помнящие», чтоб с детства узнавали, что есть люди готовые к подвигам, просто ради помощи ближнему, а не за наличный расчет. Владимир Высоцкий написал прекрасные строки:

...Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!..

Именно к таким книгам относится «Тайна двух океанов» со всей её идеологией, техническими новшествами, приключениями и прекрасной атмосферой

demihero, 15 февраля 2010 г.

С этой книги началось моё знакомство с фантастикой. В 88-м, не то в 89-м году меня, тогда ещё учащегося какого-то младшего класса, повезли отдыхать в пансионат «Восток-6» на Финском заливе, и я взял с собой книжицу. Вот эту вот. И если б не она — как знать, сидел бы я сейчас на ФантЛабе, писал бы отзывы на фантастику? :smile:

За давностью лет я уже и забыл основные перипетии сюжета, и название, и фамилию автора — вычислил её с трудом через Гугл по каким-то обрывочным воспоминаниям, именам героев, фразам. Но впечатление от книги помню до сих пор, яркое, очень большое. Потом уже был и Жюль Верн, и всё прочее.

Из того, что я сейчас о содержании этой книги помню — кажется, возьмись я её перечитывать сегодня, и она б показалась мне невероятно наивной и даже неинтересной. Но впечатление, первое впечатление!.. Нет, перечитывать её я, пожалуй, не буду — но меньше семи баллов поставить не могу.

sergtrav, 6 июня 2016 г.

Впервые прочитал наверное в начале 90-х, в младшем школьном возрасте. За пару-тройку лет до этого в руки попался томик «80000 километров под водой», был зачитан до дополнительных дыр, коих и так уже было предостаточно, увлекся морем, морскими животными и т.д, поэтому случайно попавшаяся на глаза книга под названием «Тайна двух океанов» ну никак не могла пройти мимо в книжном магазине и была-таки выпрошена у мамы. И совершенно неожиданно стала в один ряд и даже превзошла творение Ж. Верна. Честно говоря, только спустя много лет, читая комментарии в интернете, я узнал, что кто-то увидел между этими книгами что-то похожее на плагиат. Как по мне, кроме подводного корабля общего в этих произведениях не больше, чем в любых других приключенческих романах. Идеологии после переиздания 1953г — минимум, кто бы что ни говорил, сравнить с каким-нибудь «Стариком Хоттабычем» — небо и земля. К тому же, как-будто в современной жизни с тех пор что-то изменилось. Все так же продолжают враждовать люди и государства, все так же нам со всех сторон вбивают в голову, что такое «хорошо», что такое «плохо».

Как бы там ни было, идеология полностью теряется на фоне приключений подводной лодки «Пионер» и ее экипажа. Прекрасно помню Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)капитана Воронцова, профессора Лордкипанидзе, старшину Скворешню, лейтенанта Кравцова, механика Горелова, Марата, Цоя, Павлика. Помню техническое описание «Пионера». Помню спасение Павлика, каравеллу с осьминогами, бегство от магнитных торпед, запертых в пещере Павлика и Скворешню, кашалота, «похищение» Лорда неизвестным животным, ледяной плен, взрыв, оторванное дюзовое кольцо, остров Пасхи, испуганного рыбака, которого угораздило опустить голову под воду. Множество грамотно распределенных событий не сваливаются в кучу и не заставляют откровенно скучать. Герои давно стали родными людьми, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) не вызывает антипатии, ведь причины, побудившие его к предательству, хорошо понятны каждому из нас.

В целом, это не детская книга. Это книга для всех. Понятно, что с точки зрения современного, крайне искушенного книгами/фильмами/играми человека она уже не выглядит чем-то сверхъестественным, но тут уж все зависит от нас — хотим мы просто читать хорошую книгу и радоваться, либо у нас непреодолимое желание искать в ней только самое плохое и язвить по этому поводу.

amak2508, 3 февраля 2015 г.

Несколько осовремененный и приведенный в соответствие с требованиями к советской литературе того времени (1938 год) вариант жульверновских «20 тысяч лье под водой». Та же уникальная подлодка и нескончаемые увлекательные приключения ее экипажа и пассажиров в глубинах океанов, те же подробные описания последних открытий из мира науки и техники, использованных при создании подводной лодки, те же рассказы о чудесах и диковинках подводного мира...

Сам роман оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, он просто чудовищно наивен и неправдоподобен, а некоторые эпизоды, вроде «похорон» старшины подводников Скворешни, заснувшего в кессоне, выглядят так и просто анекдотичными. При этом пафосность в описании отношения советских людей к своей Родине и советской власти просто зашкаливает. Все мы, кто больше, кто меньше, успели пожить в Советском Союзе и старались быть патриотами своей страны, но то, как ЭТО выглядит в романе, может вызвать только недоумение...

А с другой стороны, в романе определенно присутствует приличный драйв — несмотря на всю неправдоподобность происходящего, приключения героев затягивают, читать книгу интересно.

Как итог: с учетом года ее написания и того, что создавалась-то она в первую очередь именно для подрастающего поколения, следует признать, что роман получился. Только вот читать его сегодня надо с учетом всех этих оговорок...

Pchelovod, 15 июня 2010 г.

Я не понимаю, зачем предыдущие рецензенты сравнивают Адамова и Верна, совершенно разные для меня произведения. Из похожего и тут и там — подводный корабль. Да, теоретически этих авторов можно сравнивать, но не стоит забывать, что Адамов писал в Советском Союзе. Без воспевания социализма и поисков врагов народа эта книга никогда не увидела бы свет.

Прочитал книгу в начале 90-х, после нее был Беляев и другие авторы. Но именно с этой книги началось мое увлечение фантастикой.

cristo, 24 января 2009 г.

Прочитал данную книгу только сейчас, т.к. в детстве книга сея меня обошла стороной. Сразу скажу, что первые впечатления о книге были не самые восхищенные, т.к. она начала подозрительно напоминать мне 20000 лье под водой Верна. Смотрите сами. Мега подводная лодка бороздит просторы океана по дороге из Ленинграда во Владивосток. На каждом интересном месте моря она останавливается и выпускает научную партию для исследователей мирового океана. Разумеется следуют миллионы открытий! Потом в результате караблекрушения на подлодку попадает мальчик Павлик! и он становится членом команды...(не Нед Ланд конечно). Наконец подробности постройки лодки и технические решения, которые были применены при ее создании. И тоже, главенствующее место отдается электричеству, на которое делал упор и Немо в своем Наутилусе...правда стоит отдать должное автору, разница так сказать техническая существует! В итоге все вышесказанное привело к тому, что начало книги воспринималось словно где-то уже увиденное или прочитанное. Отдельно стоит сказать об одном из лейтмотивов произведения. «Мы наш, мы новый мир построим!». Как много идей было высказано по переустройству и течений и повороту рек вспять... и все это с якобы полным научным обоснованием к чему это привело, мы наблюдаем сейчас. Природа не храм, а мастерская...жаль, что герои и автор воспринимали ее именно так. Ну разумеется отдельный момент- СССР хороший, а остальные все плохие...время написания должно все объяснить, без этого в то время, к сожалению, никуда. Улыбку вызвал и разговор Павлика с одним из ученых об образовании в пещере затонувшего острова в конце романа. Когда советский ученый сокрушался по-поводу образования в Канаде. Так посмотреть, через 18 лет после гражданской в СССР любой школьник имеет уровень кандидата каких-нибудь наук, хотя может быть это только моя придирка!

В любом случае книга достаточно интересная, хотя до уровня 20000 лье на мой взгляд немного недотягивает!

Страницы: 12345

Подписаться на отзывы о произведении

fantlab.ru

Тайна двух океанов (фильм) - это... Что такое Тайна двух океанов (фильм)?

«Тайна двух океанов» — советский двухсерийный фантастико-приключенческий фильм 1955-1956 годов режиссёра Константина Пипинашвили по мотивам одноимённого романа Григория Адамова. Производство ордена Ленина киностудии «Грузия-фильм».

Премьера фильма состоялась в 25 марта 1957 года.

Сюжет

В Атлантическом океане при загадочных обстоятельствах погибает советский теплоход «Арктика». Одновременно в Тихом океане взрывается французский теплоход «Виктуар». Экипажу подводной лодки «Пионер» предстоит выяснить причины этих катастроф.

Подводная лодка обладает фантастическими для своего времени возможностями: большой глубиной погружения, автономностью плавания и оружием, не имеющем аналогов. Враги Советского Союза, в лице предателя Горелова, смогли проникнуть на борт. В заранее определённый момент времени Горелов собирался покинуть борт лодки в скафандре и вывести её из строя бомбой с часовым механизмом.

Представители органов госбезопасности в СССР и на борту лодки расстраивают планы шпионов. Преследующему Горелова старшине Скворешне (майору госбезопасности) удаётся найти остров — автоматическую вражескую военную базу, которая запускает самонаводящиеся магнитные торпеды — и обезоружить врага.

Отличия от романа

Сюжет фильма сильно отличается от романа. Если в книге «тайной» является сама подлодка «Пионер», то в фильме под ней подразумеваются загадочные взрывы в двух океанах. Завязка сюжета книги — переход «Пионера» из Ленинграда во Владивосток и столкновение французского парохода с айсбергом, случайным свидетелем которого стал экипаж лодки. В фильме пароход пустила на дно вражеская торпеда. Не было в книге и самой секретной военной базы на необитаемом острове. В романе Адамова орудуют японские и американские милитаристы. В фильме враги не имеют национальной принадлежности. Важнейшим отличием фильма от романа является то, что один из главных персонажей — старшина Скворешня — в фильме является майором КГБ, внедренным на «Пионер» втайне от экипажа.

В ролях

В эпизодах

  • Даниил Славин — эпизод
  • М. П. Минаев — эпизод
  • Пётр Морской — боцман
  • Ирина Магалашвили — радист подлодки
  • Караман Мгеладзе — член экипажа подлодки
  • Игорь Балла — член экипажа подлодки
  • Яков Трипольский — иностранный агент, изображен на поддельной фотографии (в титрах не указан))

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Владимир Алексеев, Николай Рожков При участии Константина Пипинашвили
  • Постановка и режиссура — Константина Пипинашвили
  • Главный оператор — Феликс Высоцкий
  • Художники-постановщики: Леонид Мамаладзе, Евгений Мачавариани
  • Режиссёр — Г. Гуния
  • Композитор — Алексей Мачавариани
  • Звукооператор — Ростислав Лапинский
  • Комбинированные съёмки: Операторы — Франциск Семянников, Борис Буравлёв, Александр Дигмелов Художники — Леонид Мамаладзе, Евгений Мачавариани
  • Ассистенты режиссёра: Д. Хинтибидзе, М. Качарава, Тенгиз Магалашвили
  • Ассистент по монтажу — Е. Бажанова
  • Гримёр-художник — Т. Иващенко
  • Художник по костюмам — Т. Кандат
  • Ассистенты художника: Н. Манджгаладзе, М. Медников
  • Ассистенты оператора: Георгий Челидзе, Игорь Амасийский, А. Алексеев, Александр Парадашвили
  • Главный консультант — В. Брагин
  • Консультанты — В. Богоров, Б. Карлов, А. Ширай
  • Текст песен — Бориса Серебрякова
  • Директор картины — Вахтанг Озиашвили

Интересные факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 1 июня 2012.
  • Лидер проката (1957, 6 место) — 31.2 млн зрителей
  • Последняя работа в кино актёра и режиссёра Сергея Комарова.
  • Первоначально фильм планировался односерийным. После показа комиссии Госкино было принято решение снимать вторую серию.
  • Торпеды базы были замаскированы под катера с номером 17.
  • Пароль на вражескую военную базу в кинофильме «Тайна двух океанов» — так же, семнадцать.
  • Даты упоминаемые в фильме. Циркач-шпион Горелов приглашает своего брата инженера в цирк для организации нового аттракциона 28 июня 1941 года. О лодке написано в газете датированой 15 марта 1953 года.
  • Когда Горелов сбегает от Ивашова через окно его квартиры, он использует спасательную рулетку.
  • В кабинете следователя госбезопасности стоит макет памятника работы Вучетича, установленного в Берлине, в Трептов-парке.

Призы

Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске-56[1].

Примечания

  • Федоров А. В. «Тайна двух океанов» — роман и его экранизация

dic.academic.ru

Тайна двух океанов (фильм), сюжет, в эпизодах, съёмочная группа, в ролях, интересные факты, отличия от романа, призы

Русское название«Тайна двух океанов»
Жанрприключенческий фильмфантастика
РежиссёрКонстантин Пипинашвили
СценаристВладимир Розенштейн Константин Пипинашвили

Николай Рожков

АктёрыИгорь Владимиров Сергей Голованов Сергей Столяров
ОператорФеликс Высоцкий
КомпозиторАлексей Мачавариани
СтранаСССР
Компания«Грузия-фильм»
Языкрусский
Год1956
Время151 мин.
imdb_id0049828

«Тайна двух океанов» — советский двухсерийный фантастико-приключенческий фильм 1955-1956 годов режиссёра Константина Пипинашвили по мотивам одноимённого романа Григория Адамова. Производство ордена Ленина киностудии «Грузия-фильм».

Премьера фильма состоялась в 25 марта 1957 года.

Сюжет

В Атлантическом океане при загадочных обстоятельствах погибает советский теплоход «Арктика». Одновременно в Тихом океане взрывается французский теплоход «Виктуар». Экипажу подводной лодки «Пионер» предстоит выяснить причины этих катастроф.

Фантастика В глубинах Атлантического океана при невыясненных обстоятельствах терпит крушение советский корабль Арктика. Вместе с ним в Тихом океане подрывает...

Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

Подводная лодка обладает фантастическими для своего времени возможностями: большой глубиной погружения, автономностью плавания и оружием, не имеющим аналогов. Враги Советского Союза, в лице предателя Горелова, смогли проникнуть на борт. В заранее определённый момент времени Горелов собирался покинуть борт лодки в скафандре и вывести её из строя бомбой с часовым механизмом.

Представители органов госбезопасности в СССР и на борту лодки расстраивают планы шпионов. Преследующему Горелова старшине Скворешне (майору госбезопасности) удаётся найти остров — автоматическую вражескую военную базу, которая запускает самонаводящиеся магнитные торпеды — и обезоружить врага.

В эпизодах

  • Даниил Славин — эпизод
  • М. П. Минаев — эпизод
  • Пётр Морской — боцман
  • Ирина Магалашвили — радист подлодки
  • Караман Мгеладзе — член экипажа подлодки
  • Игорь Балла — член экипажа подлодки
  • Яков Трипольский — иностранный агент, изображен на поддельной фотографии (в титрах не указан))

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:Владимир Алексеев, Николай РожковПри участии Константина Пипинашвили
  • Постановка и режиссура — Константина Пипинашвили
  • Главный оператор — Феликс Высоцкий
  • Художники-постановщики:Леонид Мамаладзе, Евгений Мачавариани
  • Режиссёр — Г. Гуния
  • Композитор — Алексей Мачавариани
  • Звукооператор — Ростислав Лапинский
  • Комбинированные съёмки:Операторы — Франциск Семянников, Борис Буравлёв, Александр ДигмеловХудожники — Леонид Мамаладзе, Евгений Мачавариани
  • Ассистенты режиссёра:Д. Хинтибидзе, М. Качарава, Тенгиз Магалашвили
  • Ассистент по монтажу — Е. Бажанова
  • Гримёр-художник — Т. Иващенко
  • Художник по костюмам — Т. Кандат
  • Ассистенты художника:Н. Манджгаладзе, М. Медников
  • Ассистенты оператора:Георгий Челидзе, Игорь Амасийский, А. Алексеев, Александр Парадашвили
  • Главный консультант — В. Брагин
  • Консультанты — В. Богоров, Б. Карлов, А. Ширай
  • Текст песен — Бориса Серебрякова
  • Директор картины — Вахтанг Озиашвили

В ролях

  • Сергей Столяров — командир подводной лодки «Пионер» капитан 1-го ранга Николай Борисович Воронцов
  • Игорь Владимиров — майор госбезопасности, внедрён на подводную лодку «Пионер» как старшина Андрей Скворешня
  • Сергей Голованов — инженер-механик Николай Горелов, он же брат-близнец
  • Пётр Соболевский — помощник командира подводной лодки «Пионер» капитан 2-го ранга Пётр Мартынович Дружинин
  • Вахтанг Нинуа — профессор-ихтиолог Арсен Давыдович Лордкипанидзе
  • Сергей Комаров — профессор-океанолог Андрей Николаевич Шелавин
  • Антонина Максимова — военврач подводной лодки «Пионер» Ольга Ивановна Быстрых
  • Леонид Пирогов — директор Циркового музея Иван Николаевич Быстрых — отец военврача Быстрых
  • Троадий Добротворский — полковник госбезопасности Василий Иванович Базов
  • Павел Луспекаев — лейтенант госбезопасности Карцев
  • Михаил Глузский — музыкант Матвей Петрович Ивашёв, он же резидент разведки капитан Маэда
  • Ирина Прейс — администратор рижской гостиницы Сидорина
  • Игорь Бристоль — Павлик, сын капитана теплохода «Арктика»

Интересные факты

  • Лидер проката (1957, 6 место) — 31.2 млн зрителей
  • Последняя работа в кино актёра и режиссёра Сергея Комарова.
  • Первоначально фильм планировался односерийным. После показа комиссии Госкино было принято решение снимать вторую серию.
  • Торпеды базы были замаскированы под катера с номером 17.
  • Пароль на вражескую военную базу в кинофильме «Тайна двух океанов» — так же, семнадцать.
  • Даты упоминаемые в фильме. Циркач-шпион Горелов приглашает своего брата инженера в цирк для организации нового аттракциона 28 июня 1941 года. О лодке написано в газете датированой 15 марта 1953 года.
  • Когда Горелов сбегает от Ивашова через окно его квартиры, он использует спасательную рулетку.
  • В кабинете следователя госбезопасности стоит макет памятника работы Вучетича, установленного в Берлине, в Трептов-парке.

Отличия от романа

Сюжет фильма сильно отличается от романа. Если в книге «тайной» является сама подлодка «Пионер», то в фильме под ней подразумеваются загадочные взрывы в двух океанах. Завязка сюжета книги — переход «Пионера» из Ленинграда во Владивосток и столкновение французского парохода с айсбергом, случайным свидетелем которого стал экипаж лодки. В фильме пароход пустила на дно вражеская торпеда. Не было в книге и самой секретной военной базы на необитаемом острове. В романе Адамова орудуют японские и американские милитаристы. В фильме враги не имеют национальной принадлежности. Важнейшим отличием фильма от романа является то, что один из главных персонажей — старшина Скворешня — в фильме является майором КГБ, внедренным на «Пионер» втайне от экипажа.

Призы

Диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске-56.

www.cultin.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>