Кто написал стихотворение узник пушкин или лермонтов
Михаил Лермонтов - Узник: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…
Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Анализ стихотворения «Узник» Лермонтова
Стихотворение «Узник» является одним из самых известных и популярных в народе произведений Лермонтова. Немаловажную роль играют обстоятельства, при которых оно было написано. Поэт находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта», поэтому воспринимался в демократических кругах в качестве невинной жертвы, пострадавшей за свои убеждения. Лермонтова угнетало не только заключение, но и отсутствие чернил и бумаги. За время нахождения под стражей он все-таки сумел написать несколько стихотворений, используя обгоревшие спички и бумажные обрывки. В этой «романтической» атмосфере и было создано произведение «Узник».
Стихотворение написано в несвойственном для Лермонтова стиле. Его ритм, конструкция и использованные образы несут в себе черты народного фольклора. В каком-то смысле первые две строфы напоминают волшебную сказку о приключениях главного героя. Он заключен врагами в темницу, но не теряет оптимизма и сразу же заявляет о своих законных правах. Герой не просит и не умоляет, он громко требует: «Дайте мне… черноглазую девицу, черногривого коня!». В этих древних народных образах заключается все представление автора о свободе и вольности. Лермонтов даже не упоминает о какой-либо мести недругам. Поцеловав «красавицу младую», герой стремительно уносится верхом в бескрайнюю степь.
Во второй строфе оптимизм автора идет на спад. Волшебные образы еще не пропадают, но уже значительно отдаляются. Дверь темницы заперта на тяжелый замок, «черноокая… в пышном тереме», «конь в зеленом поле». Образ коня описан более подробно. Он подчеркивает одиночество и безнадежное положение лирического героя.
В третьей строфе автора уже полностью охватывает пессимизм. Конец стихотворения резко контрастирует с началом. Узник прощается со своими волшебными иллюзиями и принимает суровую действительность. Его охватывает чувство невероятного одиночества. Жизненное пространство от необъятной степи сворачивается в четыре «стены голые», освещенные слабым светом лампады. Этот огонек только усиливает тоску заключенного. Единственными звуками в полной тишине становятся размеренные и однообразные шаги часового. Эпитет «безответный» указывает, что охране было строго запрещено общаться с узником. Поэтому даже близкое присутствие хоть какого-то человека ничего не меняет.
Оригинальная конструкция и содержание стихотворения «Узник» сделали его впоследствии популярной народной песней. Оно особенно ценилось среди различных революционеров и противников царской власти.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Узник на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.rustih.ru
Ответы@Mail.Ru: плииззззз надо очень анализ стиха Лермонтова "УЗНИК "
«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.) . А. П. Шан-Гирей вспоминает: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива» , «Я, матерь божия, ныне с молитвою» , «Кто б ни был ты, печальный мой сосед» , и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу» , прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко» . («Записки Е. А. Сушковой» , «Academia», Л. , 1928, стр. 380.) На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу» , 1832 г. ) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией. Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова — «Молодая узница») , и «Шильонский узник» . Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант» , «Осужденный» , «Цепи» — см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов» , Л. , 1924, стр. 55—57, где приведен сравнительный материал) . Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную. «Узник» , как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине» , 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня» , строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями») . Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. , — «Письма» , т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах» , — «Отеч. записки» , 1840, №
touch.otvet.mail.ru
«Узник» М. Лермонтов
«Узник» Михаил Лермонтов
Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…
Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
«Смерть поэта» — пожалуй, самое известное произведение Лермонтова. Написано оно в 1837 году и посвящено трагической гибели Пушкина в результате дуэли с Дантесом. В свое время стихотворение вызвало недовольство властей. Михаил Юрьевич попал под арест. За расследованием следил лично Николай I. За молодого поэта вступились друзья Александра Сергеевича и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, пустившая в ход все свои связи. В итоге Лермонтов оказался в Нижегородском драгунском полку, действовавшем на Кавказе. В высшем обществе к ссылке отнеслись по-разному. Кто-то искренне сочувствовал Михаилу Юрьевичу, кто-то испытывал по отношению к нему враждебные чувства.
Согласно воспоминаниям троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, стихотворение «Узник» сочинено в феврале 1837 года. В это время Михаил Юрьевич как раз находился под арестом за «Смерть поэта». В тюрьме писать приходилось при помощи спичек, печной сажи и вина на клочках, сделанных из завернутых в серую бумагу кусочков хлеба. «Узник» представляет собой переработку стихотворения «Желанье», датируемого 1832 годом. От оригинала неизменными остались только начальные четыре строки. В «Желанье» тюремная тема раскрывается довольно абстрактно. Здесь преобладает условно-символическое изображение тягот жизни арестанта. «Узник» отличается большей конкретностью. В нем ощущается влияние автобиографического опыта. Изменения, которым подверглось стихотворение «Желанье» при превращении в «Узника», характерны для развития тюремной тематики в русской литературе девятнадцатого столетия. Романтического героя – абстрактного «пленника» или «узника» – постепенно вытеснил более конкретный образ «арестанта». На смену романтической «темнице» пришла вполне реальная тюрьма.
Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».
Критика девятнадцатого века к «Узнику» отнеслась неоднозначно. Например, Белинский отзывался о нем неодобрительно. Стихотворение это он считал недостойным имени Лермонтова.
Метки: Лермонтовpishi-stihi.ru
Ответы@Mail.Ru: ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!! мне надо отзыв на стихотворение "УЗНИК" ЛЕРМОНТОВА!!! срочно срочно!!!
«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит — в феврале 1837 г.) . условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией. Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова — «Молодая узница») , и «Шильонский узник» . Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «пленника» — в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную. «Узник» , как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине» , 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня» , строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями») . Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом» ) неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» Стихотворение написано под арестом (за стихи на смерть Пушкина) и связано с «Узником» не только временем и условиями написания, но общностью темы и даже некоторыми тематическими деталями. Образ часового перешел сюда из «Узника» с сохранением звуковой характеристики («И опершись на звучное ружье») , точно передающей психологию арестанта, не видящего, а только слышащего присутствие часового. Стихотворение это вообще построено на основе слуховых образов, особенно укрепленной обратным ходом сравнения: «звуки чередой, как слезы, тихо льются, льются» — «слезы из очей, как звуки, друг за другом льются» (ср. в «Демоне» : «И звуки те лились, лились, как слезы, мерно друг за другом») . Устойчивость и единообразие звуковой системы сказываются и в рифмах: рифмы первых двух стихов («сосед» — «лет» ) откликаются в начальных стихах второй строфы («полусвет» — «привет») ; рифмы ст. 4—5 — в ст. 16—17; рифмы ст. 15—18 — в ст. 21—24 (даже с повторением слова «льются») . Белинский отмечал «музыкальность» стихотворения в статье «О стихотворениях М. Ю. Лермонтова» . Тематическая ситуация этого стихотворения (неизвестный сосед, поющий песню за стеной) аналогична той, которая имеет место и в стихотворении А. Шенье «La jeune captive» (ср. также «Соседку» Лермонтова) .
touch.otvet.mail.ru