Кто написал список шиндлера


Все, что надо знать о фильме «Список Шиндлера», если тебе этого хочется

История и подвиг Оскара Шиндлера удивительны, но не уникальны. Например, куда менее знаменит в массах немец Йон Рабе, который был главой китайского представительства фирмы Siemens. Когда японцы оккупировали столицу Китая Нанкин и принялись там учинять жесточайший геноцид, Рабе, пользуясь своим партийным авторитетом, организовал специальную зону безопасности, чем спас жизни от 200 до 450 тысяч китайцев.

Поступок Шиндлера стал известен благодаря одному из спасенных им евреев — Полдеку Пфеффербергу. Полдек еще с 1960-х годов непрестанно рассказывал о своем ангеле-хранителе журналистам, писателям и кинематографистам и в итоге добрался аж до самого Спилберга, мечтая увековечить память о Шиндлере.

Полдек Пфефферберг вместе со своим спасителем Оскаром Шиндлером

Фильм и сейчас выглядит большим и кажется богатым по вложениям прожектом, но это не так: бюджет картины составили скромные по спилберговским меркам 22 миллиона долларов (в прокате он отбился пятнадцать раз!). Отсюда следуют и некоторые интересные решения, сделанные авторами в процессе съемок. Например, понадобилось нарядить 20 тысяч статистов в бедненькую одежду военной эпохи. В СМИ Польши, где шли съемки, были размещены объявления о скупке одежды 1930—1940-х годов, и, так как в 1993 году польский народ переживал не самые богатые времена, винтажных костюмов и тряпок граждане принесли в пункт сбора предостаточно.

Стивен Спилберг на площадке осматривает, все ли в порядке с заключенными

За отсутствием Гитлера роль центрального злодея в сюжете фильма отводилась Амону Гёту, которого на экране воплощал известнейший британский актер Рэйф Файнс. Амон — гауптштурмфюрер СС и комендант концентрационного лагеря. Свидетели говорят, что Файнс настолько мощно вжился в роль и слился со своим прототипом, что, встретившись с ним, Мила Пфефферберг, выжившая узница лагеря, долго не могла прийти в себя и пыталась избавиться от наваждения. Для фильма Рэйфу пришлось набрать 13 килограммов, причем использовал он самый хардкорный метод — набивал свое пузо стаутом «Гиннесс».

Душегуб Амон Гёт, комендант лагеря в Плашове

Еще интереснее дался просмотр предварительного монтажа композитору Джону Уильямсу. Чтобы заказать саундтрек, Спилберг продемонстрировал Уильямсу отснятый материал, но композитор пришел в такой шок и ступор, что покинул просмотровый зал и вышел перевести дух. Возвратившись, Джон Уильямс честно заявил режиссеру, что такое кино заслуживает композитора получше, чем он.

«Я знаю, — отвечал Спилберг. — Но остальные уже умерли!»

Джон Уильямс (автор музыки к фильмам «Список Шиндлера», «Звездные войны», «Один дома», «Гарри Поттер») и Стивен Спилберг (тот, кто заказывает музыку)

Спилбергу было вовсе не трудно получить разрешение на съемки кино в Освенциме. Однако режиссер из уважения к памяти замученных и сгинувших узников решил не тревожить ту землю, а построил точную копию лагеря смерти напротив.

Оригинал списка Шиндлера был найден в чемодане вместе с его завещанием в городе Хильдесхайм в 1999 году, лишь через шесть лет после выхода фильма и через 25 лет после смерти самого Шиндлера. Чемодан нашелся на чердаке дома, в котором Шиндлер провел последние месяцы своей жизни в 1974 году.

Один из немногих сохранившихся списков Шиндлера

Есть свидетельство, что в реальной истории не Ицхак Штерн помогал составлять список Шиндлера и не он решал, кто в него попадет. Этим занимался другой подопечный Шиндлера — Марсель Голдберг. Однако бывшие узники гетто и лагерей вспоминают о Голдберге исключительно с презрением, так как тот составлял списки нечистоплотно и недобросовестно, за взятку мог туда кого-то включить, вычеркивая других людей.

Соратник Шиндлера Штерн в исполнении Бена Кингсли

Спилберг вынашивал проект в себе много лет, постоянно откладывая его, и даже предлагал занять режиссерское кресло Роману Поланскому. В итоге Стивен принял окончательное решение делать кинофильм про Шиндлера после того, как услышал от студийных магнатов следующее откровение: «Незачем тратить время и деньги на съемки депрессивного фильма, когда проще пожертвовать их на благотворительность».

«Список Шиндлера» стал самым кассовым черно-белым фильмом нашего времени.

www.maximonline.ru

Список Шиндлера - это... Что такое Список Шиндлера?

Это статья о фильме. О соответствующих реальных событиях см. статью Оскар Шиндлер.

«Список Шиндлера» (англ. Schindler's List) — исторический фильм Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».

Слоганом фильма была выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Сюжет

Польша, 1939 год. По приказу нацистского командования все польские евреи должны собраться в крупных польских городах для регистрации. Через некоторое время все евреи должны переселиться в гетто.

Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер прибывает в Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. В этом ему помогает его умение заводить знакомства с нужными людьми. Оскар быстро сходится с высшими чинами немецкой армии и членами СС, которых Шиндлер на всю катушку развлекает в ресторанах роскошными ужинами в обществе певиц и танцовщиц. И вот в кармане у предприимчивого Оскара уже есть все разрешения. Дело осталось за малым — раздобыть денег, набрать штат рабочих и организовать процесс производства.

Пользуясь бедственным положением согнанных в гетто евреев, Шиндлер делает еврейским богачам предложение, от которого они не в силах отказаться — они дают ему деньги (которые сами не могут пустить в оборот из-за наложенного немцами запрета), а взамен получают товары, которые можно обменивать на другие товары. Управление предприятием Шиндлер поручает Ицхаку Штерну, местному члену еврейского совета. Штерн не в восторге от работы у Шиндлера, но другого выхода вырваться из гетто и как-то помочь своим согражданам у него нет.

Многие евреи охотно идут работать к Шиндлеру, так как это даёт им возможность на некоторое время покидать гетто. Для того, чтобы евреев принимали на работу, Штерн помогает им в подделке документов, подтверждающих их технические навыки.

Под умелым руководством Шиндлера, поддерживаемого своими друзьями из высшего руководства армии, и Штерна, непосредственно организующим производство, предприятие по производству эмалированных изделий быстро набирает обороты. Оскар Шиндлер купается в деньгах. Он делится со своей женой Эльзой, приехавшей к нему погостить, своей теорией: именно война есть движущий элемент любого бизнеса, надёжно гарантирующий его процветание.

В Краков прибывает офицер СС Амон Гёт. Он заключает евреев из гетто Кракова в концентрационный лагерь Плашув. Шиндлер поддерживает дружеские отношения с Гётом и с другими офицерами СС, чтобы заручиться их поддержкой.

Гёт получает приказ закрыть концлагерь Плашув, а находящихся в нём евреев отправить на уничтожение в Аушвиц. Шиндлеру удаётся с помощью взятки убедить Гёта оставить в живых «его» рабочих, которых он будет использовать на новой фабрике в своём родном городе Цвиттау-Бриннлитц, в Чехии. Шиндлер и Штерн составляют список рабочих, которые должны избежать попадания в Освенцим. Этот список «квалифицированных» рабочих, попадание в который спасало жизнь узникам Плашува, и вынесен в название фильма.

Основная часть рабочих фабрики Шиндлера успешно добирается до Цвиттау-Бриннлитца, однако поезд с детьми и женщинами по ошибке отправляют в Аушвиц. Шиндлеру с помощью подкупа высокопоставленного чиновника удаётся спасти их.

Все заработанные деньги Шиндлер тратит на подкуп нацистских офицеров, охраняющих его фабрику. Деньги кончаются в тот момент, когда война заканчивается капитуляцией Германии.

Амона Гёта вешают по приговору польского суда после войны.

Шиндлер, как «нацист и рабовладелец», должен бежать перед наступающей Красной Армией. На прощание рабочие его фабрики дают ему письмо, объясняющее действия Шиндлера и дарят ему золотое кольцо (отлитое из зубов одного из заключённых) с надписью из Талмуда «кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Прибывший утром советский офицер объявляет евреям, что они свободны. Евреи отправляются в ближайший город в поисках еды. Изображение сменяется на современные кадры «евреев Шиндлера».

Могила Оскара Шиндлера

Эпилог

Процессия из евреев, спасённых Шиндлером, их потомков, актёров, участвовавших в фильме, проходит возле могилы Шиндлера в Израиле. В знак уважения каждый кладёт камень на могильную плиту.

Создание фильма

Один из спасённых Шиндлером евреев, Полдек Пфефферберг, считал задачей своей жизни рассказать миру о своем спасителе. Первая попытка создать биографический фильм, предпринятая в 1963 году, не удалась. Автором сценария несостоявшегося фильма о Шиндлере был американский сценарист Ховард Кох, один из авторов сценария «Касабланки».

В 1982 году, после встречи с Пфеффербергом, Томас Кенилли выпускает книгу «Ковчег Шиндлера». Президент американской корпорации MCA (в которую входит студия Universal) Сид Шейнберг отправил рецензию книги Стивену Спилбергу. Спилберг заинтересовался романом и студия Universal приобрела права на экранизацию. Однако в 1983 году на вопрос Пфеффенберга, когда начнутся съемки, Спилберг ответил «через 10 лет».

В течение следующих 10 лет проект «висел над душой» Спилберга, который не был уверен, готов ли он снять фильм о Холокосте. Спилберг пытался передать проект Роману Полански или Сидни Поллаку. Среди потенциальных режиссёров фильма был и Мартин Скорсезе. После того как в 1991 году были завершены съемки фильма «Крюк», Спилберг вновь вернулся к «Списку Шиндлера». Единственное условие, которое поставил перед Спилбергом глава MCA Сид Шейнберг — снять сначала «Парк Юрского Периода». По словам самого Спилберга, тот понимал, что снять «Парк» после фильма о Шиндлере он бы не смог.

В ролях

Русский дубляж

Русский дубляж фильма был поручен советскому и российскому режиссёру дубляжа Ярославе Турылёвой. Масштаб работ по дубляжу был большим: необходимо было озвучить 159 персонажей картины. Эта работа заняла четыре месяца, непосредственная работа с актёрами продолжалась два с половиной месяца без выходных по двенадцать часов в день[1].

Остальные полтора месяца были потрачены на стыкование актёрского состава и текста перевода с супервайзерами и сведение звука. Дополнительной трудностью стало преодоление проблемы совместимости современной американской звукозаписывающей аппаратуры системы Dolby с той тридцатипятимиллиметровой плёнкой, которая являлась носителем советской студии[1].

После окончания работы дубляж был отправлен в США, где его отсматривали представители Universal Pictures, в том числе и сам режиссёр. В ответ Стивен Спилберг прислал письмо, в котором благодарил команду озвучания за высококачественный дубляж и указывал на взаимосвязь событий в фильме с историей советского народа[1].

Роли озвучивали

Режиссёр дубляжа Я. Г. Турылёва.

Награды и номинации

В списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства фильм занял восьмую позицию. Кроме этого, Оскар Шиндлер в исполнении Лиама Нисона в списке 100 величайших киногероев занял 13-е место. Амон Гёт в исполнении Рэйфа Файнса стал 15-м в списке 100 величайших кинозлодеев.

Фильм получил множество наград и номинаций, среди которых:

Награды

Номинации

Факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
Фабрика Оскара Шиндлера в Кракове в 2006 году Фабрика Оскара Шиндлера в Чехии в 2004 году
  • В последней сцене фильма на могилу Шиндлера кладёт цветы человек, лица которого не видно. Это Лиам Нисон.
  • Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.
  • «Список Шиндлера» — самый дорогой чёрно-белый фильм на 2009 год: бюджет составил 25 миллионов долларов. Прежний рекорд принадлежал другой военной драме — «Самый длинный день» 1962 года с бюджетом в 10 миллионов.
  • «Список Шиндлера» — самый коммерчески успешный чёрно-белый фильм на 2007 год. Мировые сборы составили 321 миллион долларов, в том числе 96 миллионов — в американском прокате.
  • Первоначально Спилберг намеревался сделать фильм на польском и немецком языках, с английскими субтитрами.
  • В отличие от сюжета фильма Амон Гёт был повешен только с третьей попытки[2].
  • В начале эпилога исполняется песня «Золотой Иерусалим» (ивр. ירושלים של זהב‎), написанная лишь в 1967 году и содержательно не связанная с Холокостом, в связи с чем в израильском прокате фильма она была заменена на другую песню («Эли, Эли»).
  • Специально для своей роли Рэйф Файнс поправился на 13 кг. Для этого он пил много пива «Guinness». По словам режиссёра, он пригласил этого актёра из-за его «дьявольской сексуальности».
  • Спилберг собирался взять в картину Клэр Дэйнс, но та отказалась, иначе ей пришлось бы на время забросить учёбу.
  • На роль Амона Гёта рассматривалась кандидатура Тима Рота.
  • Когда бывшую узницу Освенцима Милу Пфефферберг представили Рэйфу Файнсу, она не могла скрыть дрожи от волнения — настолько он был похож на реального Амона Гёта.
  • Знаменитый режиссёр и кинодраматург Билли Уайлдер участвовал в создании первого варианта сценария, а на самой ранней стадии разработки проекта был даже привлечён к нему в качестве постановщика. Именно Уайлдер потом уговорил Спилберга стать режиссёром этой картины.
  • В 1980-х годах Мартин Скорсезе отказался от постановки, поскольку считал, что только режиссёр-еврей может должным образом снять этот фильм. В итоге он поменялся со Спилбергом проектами, взявшись за «Мыс страха».
  • Спилберг предлагал постановку Роману Полански, но тот отказался по личным причинам. Дело в том, что, когда ему было 8 лет, он жил в краковском гетто и сбежал оттуда в день его ликвидации. Позднее мать Полански умерла в Освенциме.
  • Сцена ликвидации краковского гетто занимала в сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил её до 20 страниц и 20 минут экранного времени. А создавал он её на основе свидетельств очевидцев тех событий.
  • Поскольку Спилбергу не удалось получить разрешение на съёмки в Освенциме, ему пришлось выстроить неподалеку декорацию, досконально имитировавшую этот концлагерь.
  • Чтобы одеть 20 тысяч статистов, художник по костюмам разместил повсюду объявления о том, что студия хочет приобрести одежду военного времени. А поскольку в начале 1990-х экономическая ситуация в Польше была довольно сложной, местные жители с готовностью продавали сохранившуюся у них одежду 30-х и 40-х годов.
  • На съёмках нельзя было использовать ничего зелёного, поскольку этот цвет плохо смотрится на чёрно-белой плёнке.
  • Почти 40 % фильма было снято ручной кинокамерой.
  • Роль Оскара Шиндлера предлагалась Харрисону Форду и Бруно Ганцу.
  • От участия в картине отказалась Жюльетт Бинош.
  • Съёмки завершились на 4 дня раньше намеченного срока. Всего они продолжались 72 дня.
  • Настоящий список Оскара Шиндлера был найден в его франкфуртской квартире только в 2000 году. В этой квартире Шиндлер прожил последние месяцы жизни. Он скончался в 1974 году.
  • 7 июня 2011 года ушел из жизни составитель списка Шиндлера — Мечислав Пемпер. Он работал консультантом на съемках, а в самой картине является частью образа Ицхака Штерна, управляющего Шиндлера.

См. также

  • Список Киселёва
  • Пемпер, Мечислав
  • Отель Руанда

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Интервью с Ярославой Турылёвой // Сайт о про-диснеевской анимации www.prodisney.ru : Интернет-сайт. — 2010.
  2. ↑ Isabelle Clarke and Danielle Costelle, La Traque des Nazis 1945—2005, soixante ans de traque (film documentary)  (фр.)

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

dic.academic.ru

«Список Шиндлера» | Уроки истории XX век

Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории. Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук

Фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» рассказывает о немецком предпринимателе, спасавшем польских евреев от смерти в концлагерях. История XX века проявляется в нём через лица и жизненные эпизоды конкретных людей. В «Списке Шиндлера» Спилберг работает не только с историей как большим рассказом, нарративом, но и как с уникальной коллекцией конкретных историй, мелочей, в которых отражаются события, известные по справочникам и учебникам. Малое, оказывается, способно говорить о многом, а за одной жизнью могут стоять тысячи.

Неслучайно фильм произвел большое впечатление на кинематографическое сообщество: он получил 7 премий «Оскар», включая премию за лучший фильм.

Стивен Спилберг познакомился с книгой «Ковчег Шиндлера» в 1983 году. Её написал Томас Кенилли по свидетельствам одного из спасённых Шиндлером во время Второй мировой войны еврея Полдека Пфефферберга. Режиссёр заинтересовался и решил создать фильм, который, однако, увидел свет лишь в 1993 году. Спилбергу понадобилось 10 лет, чтобы внутренне подготовиться к теме Холокоста. От зрителя фильм «Список Шиндлера» тоже требует определённой внутренней работы.

Фильм основан на фактах биографии Оскара Шиндлера, немецкого фабриканта, члена национал-социалистической партии, который спас во время Второй мировой войны от концентрационных лагерей более тысячи польских евреев. После войны Шиндлер был удостоен звания «Праведник мира», присуждаемого правительством Израиля не-евреям за особые заслуги перед еврейским народом.

В реальной жизни Шиндлер был человеком неоднозначным – предприимчивый делец, любитель роскоши и женщин, он мог бы стать примером беспринципного человека, делающего деньги на чужом горе. В начале фильма Шиндлер таким и предстаёт. Война для него – удачное стечение обстоятельств, движущая сила и гарант процветания его бизнеса. Предприятие Шиндлера набирает обороты за счёт связей с фашистским руководством, средств богатых евреев, лишённых права распоряжаться своими деньгами, и даровой рабочей силы из краковского гетто. Но скоро Шиндлер принимает позицию абсолютного гуманиста, забывающего о собственной выгоде ради спасения чужих ему людей. Процесс эволюции индивидуалиста, эгоиста, финансового аристократа Шиндлера и стал основой всего фильма. Человек, который приехал в Краков заработать миллионы, заработал их. Но к тому времени, когда в его спальне лежали чемоданы рейхсмарок, которым можно было найти тысячу применений, Шиндлер стал другим человеком. Почему?

«Список Шиндлера» – чёрно-белый (он является, кстати, самым дорогим чёрно-белым фильмом на сегодняшний момент – бюджет составил 25 миллионов долларов). И лишь однажды в картине появляется цвет. В этот момент происходит перелом в отношении Шиндлера к происходящему.

Прогуливаясь верхом со своей подругой, с высоты краковских холмов он видит, как нацисты громят и расстреливают евреев в гетто. Среди многотысячной толпы выделяется маленькая белокурая девочка, одетая в красное пальто. Она потерянно и одиноко идёт сквозь толпу, направляемую эсэсовцами. Вокруг царит хаос и безумие, раздаются выстрелы, падают убитые. Девочка проходит улицу за улицей, через убийство и жестокость, свидетельствуя в силу своей чистоты и невинности каждое их преступление. Но нацисты не обращают на неё внимания – они знают, что в конце свидетелей не должно остаться.

Вслед за Шиндлером зритель не может оторвать от нее взгляд. Она входит в пустой разгромленный дом, прячется под кровать и затыкает уши руками. Это единственное, что может сделать ребенок, чтобы защитить себя от мира, ставшего вдруг адом.

Боль и страх обречённой девочки передаются Шиндлеру, неожиданно производя в нем кардинальные изменения. Единичная жертва преобразует безликую до этого массу вокруг него в реальных людей. Цифры превращаются в судьбы – это люди, которые жили, имели близких, семью, мечты о будущем.

Позже, когда нацисты пытаются уничтожить свидетельства своего преступления и сжигают трупы погибших в гетто, среди обезображенных тел Шиндлер замечает детский трупик в грязном, но всё ещё красном пальто.

Образ ребенка в красном среди чёрно-белого ужаса – режиссерская находка Спилберга. Однако этот образ основан на реальной истории. И даже историях. Один из оставшихся в живых узников концлагеря Аушвитц, Мартин Фелди, рассказывал о процессе отбора годных для работы заключённых. Под лозунгом «Работа освобождает» он с сыном пошёл направо, в то время как его жена с дочерью – налево. На его маленькой дочери было надето красное пальто. И когда чиновник СС отправил двенадцатилетнего мальчика, посчитав его не пригодным к работе, вслед за матерью и сестрой, отец поначалу испугался, что среди тысяч людей тот не сможет найти их, но вспомнил о пальто. Он успокоил себя мыслью, что красное пальто, которое он как раз так удачно накануне купил для своей дочери, будет маяком для сына. Возможно, так это и было, но он об этом не узнал, поскольку больше никогда не видел своей семьи. Рассказывая эту историю в интервью спустя тридцать пять лет, Фелди добавил, что по сей день его сердце бьется быстрее, когда он в театре или ресторане видит маленькую девочку в красном пальто. (PBS Documentary, The Trial of Adolf Eichmann, 1997)

Есть и другой прототип «девочки в красном». В воспоминаниях о резне в краковском гетто Аарона Шварца, польского еврея, который чудом пережил концлагерь и Холокост, описана ещё одна детская судьба (Holocaust Testimonies, 2001, под редакцией: Joseph J. Preil): «Меня привезли в Плашув и определили в группу, которая рыла огромную могилу… Из гетто приехали грузовики с детьми, от младенцев до двенадцати лет. Их всех спустили в вырытый ров и расстреляли, прямо в этой могиле… Другая группа возила тачкой хлор и засыпала порошком могилы, потому что там было такое огромное количество тел… Маленькая девочка, красивая белокурая малышка, сидела в могиле, одетая в белую шубку. Она была вся в крови, и просила воды… Девочка захлёбывалась кровью, потому что была ранена в шею. Её начало ужасно рвать, а затем она легла и стала звать: «Мама, вылечи меня, вылечи меня…» Девочка не знала, что с ней случилось. Истекая кровью, она сидела в могиле, среди трупов, и просила воды… Она была всё ещё жива, эта маленькая девочка, и просила её вылечить. Но не было никакой матери, из Краковского гетто привезли только детей. Что случилось с этим ребенком? Я не знаю. Она была, вероятно, живьём засыпана хлором… Я уверен в этом, потому что больше выстрелов не было…»

Сцена ликвидации краковского гетто занимала в сценарии одну страницу. Спилберг отвёл ей 20 минут экранного времени. Достоверность, основанная на свидетельствах очевидцев тех событий, и сила художественного образа создаёт ощущение жуткой документальности. Поэтому, вероятно, фильм напоминает репортаж о реальных событиях. Как сюжет из программы «Время».

Документальный эффект усиливается и за счёт раритетов, используемых в картине – например, настоящей одежды военного времени. Для того чтобы одеть 20 тысяч статистов, повсюду были размещены объявления о том, что студия хочет приобрести одежду тех времён. Поскольку в начале 90-х экономическая ситуация в Польше, где проводились съёмки фильма, была довольно сложной, местные жители с готовностью продавали сохранившиеся у них вещи 30-х и 40-х годов.

По большому счёту, в фильме нет ничего оригинального, он просто показывает тяжёлый и страшный период жизни людей, который основан на реальных событиях. Но фильм изобилует поразительными режиссёрскими решениями.

Помимо ставшей легендарной «девочки в красном», в фильме есть множество других моментов, демонстрирующих режиссуру очень высокого качества. Даже «Пианист» Романа Полански, пожалуй, не получился настолько убедительным и блестящим. Удивительно, что режиссёр «Челюстей» и трилогии «Индианы Джонса» и режиссёр «Списка Шиндлера» – один и тот же человек. Это также один из самых «номинированных» фильмов: в своё время он собрал 7 премий «Оскар». При этом сам Спилберг отказался от денег, вырученных за прокат фильма, назвав их «кровавыми», и учредив на них Фонд Шоа (Шоа на иврите означает «Холокост»), занимающийся сохранением письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

В эмоциональном плане смотреть фильм откровенно тяжело и страшно, но ещё страшнее от того, что это было на самом деле, да и не так уж давно – всего одно поколение назад…

…Настоящий список Оскара Шиндлера – 800 мужчин, 300 женщин и 100 детей – был найден в его квартире во Франкфурте только в 2000 году. В этой квартире Шиндлер прожил последние месяцы жизни. Он скончался в 1974 году и был похоронен в Израиле, где жили его «дети», сохранившие благодарную память о своём спасителе. Многие из них участвовали в съёмках фильма. В последних кадрах, под удивительную музыку Джона Уильямса, люди Шиндлера со своими потомками вереницей подходят к могиле, на которой вырезаны слова из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Алина Титова

urokiistorii.ru

Знак оклику

Знак о́клику ( ! ) — розділовий знак, який ставиться в кінці речення для висловлення обурення, заклику для сильного почуття, тривоги тощо.Може поєднуватися зі знаком запитання для питання-оклику та з трьома крапками (в українській типографіці три крапки після знака оклику перетворюються на дві).А також може подвоюватися, потроюватися або використовуватися безліч разів для висловлення більшої експресії та емоційності при грамотичних зловживаннях[1]

Історія вживання

В українську граматику був введений Смаль-Стоцьким під назвою окличник[2].

Так званий сатиричний знак оклику, поміщений у дужки і поставлений після слова чи висловлення, вказує на дурницю або невірність сказаного.

У деяких мовах (насамперед у іспанській) також використовується перекинутий знак оклику ( ¡ — U+00A1), який ставиться на початку окличної фрази на додаток до звичайного знаку оклику в кінці.

В американській типографіці в 1960-і —1970-і роки використовувався знак-гібрид із знаків оклику та питання, який називається інтеробанг ( ‽ — U+203B).

В математиці

Знаком оклику позначається факторіал:

n ! = 1 × 2 × ⋯ × n . {\displaystyle n!=1\times 2\times \dots \times n.}

Два знака оклику позначають подвійний факторіал:

n ! ! = n × ( n − 2 ) × ( n − 4 ) … ; {\displaystyle n!!=n\times (n-2)\times (n-4)\dots ;}

добуток закінчується одиницею для непарних і двійкою для парних чисел.

Знак існування в поєднанні із знаком оклику (  ∃ ! {\displaystyle \exists !}  ) позначає «існує і єдиний».

У мовах програмування

  • В мові С та декількох інших мовах програмування символом «!» позначається операція логічного заперечення, а сполученням «!=» — операція порівняння «не дорівнює». В деяких мовах використовується також «!==» та інші складені знаки.
  • В деяких діалектах мови Basic знак оклику, поставлений одразу після імені змінної, позначає, що ця змінна — із плаваючою комою і звичайної точності.
  • В HTML і його нащадках теґ коментаря має вигляд .

У музиці

Відомий американський рок гурт носить назву !!!, яка вимовляється chk chk chk.

Примітки

  1. ↑ Що означає зловживання знаком оклику. ВВС Україна. 6 березня, 2017 рік.
  2. ↑ Лінгвістичні терміни у «граматиці української (руської) мови» С. Смаль-Стоцького та Ф. Гартнера

Джерела

  • Український правопис 2015
Це незавершена стаття з мовознавства.Ви можете допомогти проекту, виправивши або дописавши її.

uk.wikipedia.org


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>