Кто написал сказку аленький цветочек или красавица и чудовище
«Красавица и Чудовище» против «Аленького цветочка»
У сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» и её западноевропейского аналога «Красавицы и Чудовища» — много общего и не меньше важных отличий. Практикующий психолог Катерина Дёмина предлагает на примере двух версий одной, казалось бы, истории поговорить о том, в чём настоящий смысл испытаний, выпавших на долю героев, а также почему они разные у русских и у европейских персонажей.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В основе сюжета русской и западноевропейской сказки история о необыкновенной девушке, которая мечтает о несбыточном и невозможном. Девушка эта сирота, у неё нет матери, только отец (и сёстры в русском варианте).
Её отец нарушает равновесие заколдованного мира, сорвав некий алый цветок, и должен за это поплатиться жизнью. Девушка приносит себя в жертву и отдаёт свою жизнь вместо отца. Она попадает в волшебное, спрятанное от остального мира место, где знакомится с заколдованным принцем/добрым молодцем. Между ними завязываются некие отношения, сначала сдержанные и настороженные, потом всё более доверительные.
Спустя некоторое время девушка вынуждена оставить своего (пока что) друга, чтобы спасти из беды отца. Чудовище умирает от отчаяния, но искренняя любовь Красавицы оживляет его, и к нему возвращается его истинный облик прекрасного принца. Хэппи-энд, все счастливы, пирком да за свадебку, я там был, мёд-пиво пил…
Это общее.
Несколько слов об образах Красавицы и Чудовища, а потом перейдём к различиям.
Про Настеньку известно, что она младшая, добрая, любящая. Заботливая дочь. Красавица, «лучше сестёр». Традиционный для русской сказки сравнительный оборот «двое детей — люди как люди, а третий — особенный».
Образ Настеньки в советском мультфильме «Аленький цветочек»
Белль — единственная дочь своего отца, красавица, но с репутацией «странной девушки», «не от мира сего», всё читает да читает, нет бы на танцы сходить или со сверстницами языки почесать у колодца.
Образ Белль в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»
Она — душа, Психея, Анима, если следовать юнгианскому канону. Её не волнует и не интересует мирская жизнь, она стремится уйти за горизонт, увидеть дальние и неизведанные страны.
И тут начинаются различия
Если посмотреть внимательно, то Настенька смиренно просит своего отца, она не бравирует своей «духовностью», дожидается своей очереди после старших сестёр. Не просит дорогого подарка, а хочет «красоты»: «Привези мне цветочек Аленький, краше которого нет на свете». Она послушна и вежлива, как и полагается хорошей доброй девице. Вообще, послушание — основная добродетель сказочных русских девушек. Послушание искупает любые недостатки фигуры, непослушная, «гордая» дочь — позор и горе семьи.
Белль же горда, своенравна, упряма, высокомерна. Никто не достоин её расположения, она слишком хороша для этой деревни, она мечтает о вполне конкретных вещах: принце из замка, волшебной жизни. Ну и получает этого волшебства по полной программе. Как говорится, согласно купленным билетам.
Девочки, да и мальчики тоже, учтите это на будущее: мечты сбываются. Именно в том виде, в котором вы просили. Поэтому будьте аккуратнее с просьбами и молитвами
Принц. И там и там принца заколдовала ведьма, повелела оставаться в облике Чудовища, пока некая молодая девица не полюбит и не захочет выйти за него замуж. И тут мы видим одно из ярчайших различий.
Чудовище в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»
В русской сказке принц-королевич пострадал ни за что: злая ведьма мстила его отцу, украла младенца, превратила в животное и наделила его набором самых отвратительных черт — отметьте это особо. Вам это ничего не напоминает? Был чудесный ребёнок, а стал не пойми каким чудовищем.
Чудовище в советском мультфильме «Аленький цветочек»
Правильно, речь идёт о подростковом возрасте, когда милый и красивый мальчик вдруг превращается, как по злому колдовству, в грубое, заносчивое, покрытое прыщами и шерстью существо, которое на всех рычит и бросается. Но принц из европейской сказки наказан по заслугам: он нагрубил и оттолкнул пожилую женщину, просившую убежища в непогоду.
Мы можем предположить, что грубость и агрессия в адрес архетипа матери карается самым безжалостным образом, принц должен найти силы и научиться вести себя иначе, чтобы его кто-то смог полюбить.
Обратите внимание, что и Белль тоже в определённом смысле наказана: за гордыню, высокомерие и пренебрежение мнением окружающих. Они с принцем — два сапога пара.
Дальше сюжет развивается практически параллельно: Чудовище прилагает усилия, чтобы завоевать расположение Красавицы, ухаживает за ней, она привыкает к его ужасному внешнему облику, открывает в нём добрую душу. Вместе они преодолевают козни врагов (завистливых сестёр, враждебного окружения), и, в конце концов, Душа (девица) и Животное (чудовище) приходят к любви и согласию.
Чудовище ухаживает за красавицей
Давайте отметим ещё раз основное различие в русском и европейском взгляде на процесс взросления, а также на беды и испытания: с одной стороны — рок, судьба, покорность и смирение. С другой стороны — гордыня, строптивость, наказание и затем всё же: смирение, самоотверженность, верность данному слову.
Чуть более пассивная и выжидательная позиция на Востоке, чуть больше агрессии и свободы воли на Западе. Отчасти это обусловлено природными условиями: короткое, часто неплодородное русское лето, злые и долгие зимы хорошо воспитывают в людях покорность и смирение перед ударами Судьбы. С другой стороны, легендарная русская находчивость — того же происхождения. Пока европеец тщательно и обстоятельно занимается своим замысловатым ремеслом, русский мужик из двух гвоздей и одной коряги сбацает что-то гениальное, что к завтрашнему дню уже развалится, но сегодня будет работать, так что сойдёт с горчичкой. Всё равно большего до заката и не успеть.
Обратите внимание: все диснеевские мультики, все фильмы — об одном и том же. Бейся за свою правду, будь настойчив, не отступай — и будешь королём.
Белль с принцем
Русские сказки говорят нам другое: помогай тем, кто слабее, сам погибай — а товарища выручай, применяй смекалку там, где не спасает сила. Это мировоззрение жителей огромных, бескрайних территорий, густых и опасных лесов, народа, который часто пытались завоевать.
Сочетание волшебного и духовного, христианского и языческого. Душа-девица находит своего прекрасного королевича там, где меньше всего ожидала. Наградой за стойкость, за верность и мужество становится любовь, а не мешок с золотом.
Настенька с принцем
Превращение мальчика в мужчину довольно травматично и выглядит устрашающе. Фаза «чудовища» тяжело переносится и самим героем, и теми, кто рядом. Но, вооружившись терпением, любовью, ласковыми словами, родители (я надеюсь) благополучно доберутся до тихой гавани, в которой их ждёт и накрытый стол со «многими яствами», и заботливый хозяин, угадывающий их малейшие желания.
Внутри каждого монстра прячется прекрасный принц, загляните в его глаза и признайте в нём своего сына и наследника. Аналогично же и юные Девы, которые сами не знают, чего им сегодня хочется, льющие слёзы по поводу и без — всего лишь тоскуют по великой любви. Вы не в силах им помочь, можете только благословить на поиски.
Настоящие короли и королевы всегда так делают.
mel.fm
Сказка «Красавица и чудовище»: автор, главные герои, сюжет, отзывы
«Красавица и чудовище», автором которой является Шарль Перро, известна на весь мир. И не зря! Красивейшая история о любви, верности и преданности заставляет каждого читателя помечтать о том, что настоящие чувства все-таки существуют. Сказка несет в себе очень важный смысл, который содержит основные принципы морали, необходимые для каждого человека, связанного с кем-либо нежным чувством.
Сюжет сказки
В центре сюжета «Красавицы и чудовища» девушка по имени Белль, которая по воле случая попала в заколдованный замок. Она отличалась своей добротой и мягким сердцем. Белль была самой младшей из трех сестер, но при этом самой кроткой и ласковой. Старшие сестры девушки все измеряли деньгами, при этом не зная им цены. Отец Белль долгое время занимался своим предприятием, и семья жила довольно-таки богато.
Однажды предприятие старого отца потерпело крах, и семье пришлось оставить свой дом в городе, обменяв его на маленький, но уютный за городом. Отец зарабатывал на жизнь исключительно физическим трудом. Ни одна из дочерей, кроме Белль, не помогали ему. Младшая девочка понимала, насколько трудно отцу прокормить семью своими силами, поэтому она поддерживала его в хозяйстве.
Неожиданное письмо
Автор «Красавицы и чудовища» продолжает свою сказку. Вдруг отец главной героини получает письмо, в котором говорится, что, возможно, предприятие старого дельца все-таки можно спасти. Старик отправляется в город, чтобы узнать, действительно ли есть шанс поправить все финансовые дела семьи. Уезжая, он спрашивает своих детей, что им нужно привезти из города. Старшие дочери, рассчитывая, что состояние отца все-таки вернется, просят у старика дорогие украшения. Белль же говорит, что ей не нужно никаких подарков, она будет рада, если отец привезет ей красную розу, потому что в их краях розы не растут.
Добравшись до города, пожилой мужчина узнает, что часть его состояния, которую можно было спасти, была изъята за долги. Понимая, что не сможет поправить семейные дела, он крайне расстраивается. Кроме того, его дочери очень сильно опечалятся тем, что он не смог приобрести украшения.
В результате всех этих неприятностей старик просто впадает в тоску и направляется домой. Выбрав путь через темный лес, он возвращается по темноте, но сбивается с дороги и начинает блуждать по лесу. Долгое время не находя верного пути, старик вдруг видит вдалеке огромный старинный замок. Именно туда он и поворачивает, надеясь, что там ему предложат ночлег, и он сможет отправиться домой на рассвете с новыми силами.
Таинственный замок в лесу
Автор «Красавицы и чудовища» привносит в сказку немного ужаса и мистики. Добравшись до огромных дверей замка, старик пытается несколько раз постучать, но дверь ему никто не открывает. С удивлением уставший путник замечает, что она не заперта. Он входит в замок и видит, что изнутри его архитектура очень стара и красива. При этом в замке очень темно и сыро, как будто в нем давно никто не живет. Несколько раз позвав хозяина, старик понял, что замок наверняка заброшен. Он решает пройтись по нему, чтобы в этом убедиться. Войдя в один из огромных залов, он видит, что тот полностью уставлен столами, а на столах – небывалое количество различных угощений. Старик очень удивлен, но он так голоден, что решает воспользоваться случаем и отужинать. Плотно поев, усталый путник остается на ночь в замке с твердым намерением с утра же продолжить путь домой.
Проснувшись на рассвете, мужчина вышел из замка и увидел, что неподалеку растет огромный куст, усыпанный прекрасными цветами. Подойдя поближе, старик увидел, что это розы. Он сорвал один цветок, самый большой из всех, думая, что хотя бы его младшая дочка получит тот подарок, о котором просила. Уже перед самым отъездом на путника внезапно нападает огромный и страшный зверь. Чудовище говорит, что розы – это самое ценное, что есть у него в замке, а за сорванный цветок старику придется расплатиться своей жизнью. Испуганный мужчина объясняет зверю, что эти цветы очень красивы, а одна из его дочерей очень хотела увидеть розу. Тогда зверь ставит свое условие: после того как старик передаст своей дочери розу, он будет обязан вернуться в замок сам или отправить к чудовищу ту самую девушку, которая просила цветок. Путнику ничего не остается, как согласиться на эти условия.
Выполненное отцом обещание
По возвращении домой старик вручает Белль ту прекрасную розу, что сорвал у загадочного замка, владельцем которого является ужасный зверь. Отец не хотел рассказывать дочери о случившемся, но юная девушка все-таки выпытывает все у отца. Узнав, какое обещание тот дал чудовищу, Белль без раздумий отправляется в путь.
Новая жизнь в волшебном замке
Автор «Красавицы и чудовища», Шарль Перро, продолжает свою сказку необыкновенными, волшебными событиями, которые происходят с главной героиней. Добравшись до замка, Белль встречает то самое чудовище. Он сообщает девушке, что теперь она – хозяйка в его замке, а он – ее покорный слуга. Чудовище предлагает Белль огромное множество прекрасных богатых платьев, каждый вечер приглашает ее вместе поужинать, на что девушка соглашается.
Кроме этого, чудовище каждый день предлагает Белль выйти за него замуж, и каждый вечер девушка отказывается. По ночам ей снится прекрасный принц, который спрашивает ее, почему же она не выходит замуж за зверя, а девушка кротко отвечает, что любит его только как друга. Белль не видит связи между тем ужасным чудовищем и принцем. Девушке приходит лишь одна мысль: зверь где-то держит взаперти того принца. Она неоднократно пыталась искать главного героя своих снов в замке, но каждый раз поиски были безрезультатными.
Взаимное соглашение зверя и девушки
Несколько месяцев Белль живет в замке. Она очень скучает по отцу, по сестрам. Тоскующая девушка просит чудовище, чтобы оно отпустило ее ненадолго домой, чтобы она смогла увидеться с близкими. Зверь понимает ее печаль и дает ей разрешение. Но при этом ставит условие: девушка должна вернуться в замок ровно через неделю. Кроме того, Белль получает от зверя волшебное зеркало и кольцо. С помощью зеркала она сможет увидеть, что происходит в замке в ее отсутствие, а с помощью кольца – в любой момент вернуться в замок, если покрутит его на пальце три раза. Белль соглашается на все условия и с радостью отправляется домой.
Белль приезжает домой в очень красивом и богатом платье. Она рассказывает отцу и сестрам, которые сгорают от зависти, о том, что зверь на самом деле очень добрый. Поэтому за день до ее отъезда старшие сестры вдруг начинают просить Белль, чтобы она задержалась еще на один день, объясняя это тем, что они будут очень скучать без нее. Поверив и растрогавшись словами сестер, Белль решает остаться еще на день. На самом деле к таким словам сестер толкнула зависть. Они очень надеялись, что если их младшая сестрица, которой удалось так хорошо устроить свою жизнь, опоздает к чудовищу, то по возвращению он ее съест живьем.
Проснувшись утром, Белль чувствовала себя очень виноватой перед зверем. Она решила взглянуть в зеркало, чтобы посмотреть, как он отреагировал на то, что она не вернулась к назначенному сроку. Девушка увидела, что чудовище лежит едва живое около кустов роз. Белль сразу же отправилась к зверю с помощью кольца.
Увидев, что зверь едва дышит, Белль склонилась над ним, стала сильно плакать и просить его не умирать, говоря, что любит его и не перенесет такой утраты. В этот же миг чудовище превратилось в прекрасного принца, который так часто снился девушке. Принц рассказал Белль о том, что когда-то его заколдовала старая ведьма, а это колдовство могла снять только настоящая любовь. С тех пор принц и Белль жили долго и очень счастливо.
Анализ сказки
«Красавица и чудовище» - сказка, которая является одной из множества других похожих произведений. На сегодняшний день известно очень много вариаций этой истории. Кто написал «Красавицу и чудовище»? Как уже было сказано выше, автором этого шедевра является Шарль Перро. Несмотря на это, есть и более древние произведения, передающие ту же идею. Например, одной из первых версий данной истории стала сказка, напечатанная в 1740 году, автором которой является мадам Вильнев. Самым важным, что стоит отметить, анализируя данное произведение, является то, как представлено городское население в сказке. Горожане выступают в качестве главных героев «Красавицы и чудовища». Обычно происходит так, что основными персонажами являются представители знати и крестьянства.
Несмотря на то, что, как уже было сказано выше, сказка имеет огромное количество вариаций, мы все же на вопрос о том, кто написал «Красавицу и чудовище», будем отвечать, что, конечно же, Шарль Перро. Ведь именно его вариант считается самым интересным и известным на сегодняшний день.
Экранизация сказки
«Красавица и чудовище» - история, которая была неоднократно экранизирована под руководством различных режиссеров. Можно встретить экранизации в качестве фильмов, мультфильмов, мюзиклов и даже театральных постановок. Самой первой экранизацией сказки стал фильм «Красавица и чудовище», появившийся на экранах в 1946 году. Режиссером этого проекта стал французский мастер Жан Кокто. Пожалуй, самой известной экранизацией сказки стал одноименный мультфильм кинокомпании «Уолт Дисней», который вышел в свет в 1991 году. Отлично нарисованный мультик стал пользоваться успехом не только среди детей, но и среди взрослых зрителей. Многие пересматривают его по несколько раз.
Отзывы
Как говорят зрители и читатели в своих отзывах, «Красавица и чудовище» - это чудесная сказка о любви, верности и преданности любимому существу, даже если на первый взгляд кажется, что это существо просто неспособно быть человеком. Эта история способна научить каждого из нас видеть в людях не только наружность, но и внутренний мир, который может быть очень богатым. Это и стало главной темой сказки «Красавица и чудовище», той моралью, которую она в себе несет.
Преданность, с которой Белль отправилась спасать зверя, не зная, что он и есть тот прекрасный принц, показывает, что девушке была абсолютно безразлична внешность чудовища. Ведь он был очень страшным и жестоким существом. На самом деле из-за своего внешнего вида зверь и стал озлобленным: когда ты страшен, одинок и никем не любим, то начинаешь напоминать то самое чудовище. Но стоит появиться хоть одному существу, которое полюбит и примет тебя таким, каков ты есть, и ты превратишься в доброго, ласкового и благодарного человека. Это очень важно понимать. Именно этому и учит нас сказка Шарля Перро «Красавица и чудовище».
fb.ru
«Красавица и Чудовище» против «Аленького цветочка»
?melfm (melfm) wrote, 2017-04-19 12:59:00 melfm melfm 2017-04-19 12:59:00 Как в двух похожих сказках раскрываются национальные характеры и психология взросленияУ сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» и её западноевропейского аналога «Красавицы и Чудовища» — много общего и не меньше важных отличий. Практикующий психолог Катерина Дёмина предлагает на примере двух версий одной, казалось бы, истории поговорить о том, в чём настоящий смысл испытаний, выпавших на долю героев, а также почему они разные у русских и у европейских персонажей.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
В основе сюжета русской и западноевропейской сказки история о необыкновенной девушке, которая мечтает о несбыточном и невозможном. Девушка эта сирота, у неё нет матери, только отец (и сёстры в русском варианте).
Её отец нарушает равновесие заколдованного мира, сорвав некий алый цветок, и должен за это поплатиться жизнью. Девушка приносит себя в жертву и отдаёт свою жизнь вместо отца. Она попадает в волшебное, спрятанное от остального мира место, где знакомится с заколдованным принцем/добрым молодцем. Между ними завязываются некие отношения, сначала сдержанные и настороженные, потом всё более доверительные.Спустя некоторое время девушка вынуждена оставить своего (пока что) друга, чтобы спасти из беды отца. Чудовище умирает от отчаяния, но искренняя любовь Красавицы оживляет его, и к нему возвращается его истинный облик прекрасного принца. Хэппи-энд, все счастливы, пирком да за свадебку, я там был, мёд-пиво пил…Это общее.Несколько слов об образах Красавицы и Чудовища, а потом перейдём к различиям.Про Настеньку известно, что она младшая, добрая, любящая. Заботливая дочь. Красавица, «лучше сестёр». Традиционный для русской сказки сравнительный оборот «двое детей — люди как люди, а третий — особенный».Девочки, да и мальчики тоже, учтите это на будущее: мечты сбываются. Именно в том виде, в котором вы просили. Поэтому будьте аккуратнее с просьбами и молитвами.
Принц. И там и там принца заколдовала ведьма, повелела оставаться в облике Чудовища, пока некая молодая девица не полюбит и не захочет выйти за него замуж. И тут мы видим одно из ярчайших различий.В русской сказке принц-королевич пострадал ни за что: злая ведьма мстила его отцу, украла младенца, превратила в животное и наделила его набором самых отвратительных черт — отметьте это особо. Вам это ничего не напоминает? Был чудесный ребёнок, а стал не пойми каким чудовищем.Правильно, речь идёт о подростковом возрасте, когда милый и красивый мальчик вдруг превращается, как по злому колдовству, в грубое, заносчивое, покрытое прыщами и шерстью существо, которое на всех рычит и бросается. Но принц из европейской сказки наказан по заслугам: он нагрубил и оттолкнул пожилую женщину, просившую убежища в непогоду.Мы можем предположить, что грубость и агрессия в адрес архетипа матери карается самым безжалостным образом, принц должен найти силы и научиться вести себя иначе, чтобы его кто-то смог полюбить.Обратите внимание, что и Белль тоже в определённом смысле наказана: за гордыню, высокомерие и пренебрежение мнением окружающих. Они с принцем — два сапога пара.Дальше сюжет развивается практически параллельно: Чудовище прилагает усилия, чтобы завоевать расположение Красавицы, ухаживает за ней, она привыкает к его ужасному внешнему облику, открывает в нём добрую душу. Вместе они преодолевают козни врагов (завистливых сестёр, враждебного окружения), и, в конце концов, Душа (девица) и Животное (чудовище) приходят к любви и согласию.Настоящие короли и королевы всегда так делают.
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
5 отличных современных сказочников, о которых вы могли не знать
Как научить ребёнка заботиться о себе
8 детских фильмов, которые незаслуженно забыты
Tags: гендерные стереотипы, детская психология, мнение психолога, мультфильмыmelfm.livejournal.com
«Красавица и Чудовище» против «Аленького цветочка»
Автор: Катерина Дёмина
Как в двух похожих сказках раскрываются национальные характеры и психология взросления.
У сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» и её западноевропейского аналога «Красавицы и Чудовища» — много общего и не меньше важных отличий. Практикующий психолог Катерина Дёмина предлагает на примере двух версий одной, казалось бы, истории поговорить о том, в чём настоящий смысл испытаний, выпавших на долю героев, а также почему они разные у русских и у европейских персонажей.
В основе сюжета русской и западноевропейской сказки история о необыкновенной девушке, которая мечтает о несбыточном и невозможном. Девушка эта сирота, у неё нет матери, только отец (и сёстры в русском варианте).
Её отец нарушает равновесие заколдованного мира, сорвав некий алый цветок, и должен за это поплатиться жизнью. Девушка приносит себя в жертву и отдаёт свою жизнь вместо отца. Она попадает в волшебное, спрятанное от остального мира место, где знакомится с заколдованным принцем/добрым молодцем. Между ними завязываются некие отношения, сначала сдержанные и настороженные, потом всё более доверительные.
Спустя некоторое время девушка вынуждена оставить своего (пока что) друга, чтобы спасти из беды отца. Чудовище умирает от отчаяния, но искренняя любовь Красавицы оживляет его, и к нему возвращается его истинный облик прекрасного принца. Хэппи-энд, все счастливы, пирком да за свадебку, я там был, мёд-пиво пил…
Это общее.
Несколько слов об образах Красавицы и Чудовища, а потом перейдём к различиям.
Про Настеньку известно, что она младшая, добрая, любящая. Заботливая дочь. Красавица, «лучше сестёр». Традиционный для русской сказки сравнительный оборот «двое детей — люди как люди, а третий — особенный».
Образ Настеньки в советском мультфильме «Аленький цветочек»
Белль — единственная дочь своего отца, красавица, но с репутацией «странной девушки», «не от мира сего», всё читает да читает, нет бы на танцы сходить или со сверстницами языки почесать у колодца.
Образ Белль в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»
Она — душа, Психея, Анима, если следовать юнгианскому канону. Её не волнует и не интересует мирская жизнь, она стремится уйти за горизонт, увидеть дальние и неизведанные страны.
И тут начинаются различия.
Если посмотреть внимательно, то Настенька смиренно просит своего отца, она не бравирует своей «духовностью», дожидается своей очереди после старших сестёр. Не просит дорогого подарка, а хочет «красоты»: «Привези мне цветочек Аленький, краше которого нет на свете». Она послушна и вежлива, как и полагается хорошей доброй девице. Вообще, послушание — основная добродетель сказочных русских девушек. Послушание искупает любые недостатки фигуры, непослушная, «гордая» дочь — позор и горе семьи.
Белль же горда, своенравна, упряма, высокомерна. Никто не достоин её расположения, она слишком хороша для этой деревни, она мечтает о вполне конкретных вещах: принце из замка, волшебной жизни. Ну и получает этого волшебства по полной программе. Как говорится, согласно купленным билетам. Девочки, да и мальчики тоже, учтите это на будущее: мечты сбываются. Именно в том виде, в котором вы просили. Поэтому будьте аккуратнее с просьбами и молитвами.
Принц. И там и там принца заколдовала ведьма, повелела оставаться в облике Чудовища, пока некая молодая девица не полюбит и не захочет выйти за него замуж. И тут мы видим одно из ярчайших различий.
Чудовище в диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище»
В русской сказке принц-королевич пострадал ни за что: злая ведьма мстила его отцу, украла младенца, превратила в животное и наделила его набором самых отвратительных черт — отметьте это особо. Вам это ничего не напоминает? Был чудесный ребёнок, а стал не пойми каким чудовищем.
Чудовище в советском мультфильме «Аленький цветочек»
Правильно, речь идёт о подростковом возрасте, когда милый и красивый мальчик вдруг превращается, как по злому колдовству, в грубое, заносчивое, покрытое прыщами и шерстью существо, которое на всех рычит и бросается. Но принц из европейской сказки наказан по заслугам: он нагрубил и оттолкнул пожилую женщину, просившую убежища в непогоду.
Мы можем предположить, что грубость и агрессия в адрес архетипа матери карается самым безжалостным образом, принц должен найти силы и научиться вести себя иначе, чтобы его кто-то смог полюбить.
Обратите внимание, что и Белль тоже в определённом смысле наказана: за гордыню, высокомерие и пренебрежение мнением окружающих. Они с принцем — два сапога пара.
Дальше сюжет развивается практически параллельно: Чудовище прилагает усилия, чтобы завоевать расположение Красавицы, ухаживает за ней, она привыкает к его ужасному внешнему облику, открывает в нём добрую душу. Вместе они преодолевают козни врагов (завистливых сестёр, враждебного окружения), и, в конце концов, Душа (девица) и Животное (чудовище) приходят к любви и согласию.
Чудовище ухаживает за красавицей
Давайте отметим ещё раз основное различие в русском и европейском взгляде на процесс взросления, а также на беды и испытания: с одной стороны — рок, судьба, покорность и смирение. С другой стороны — гордыня, строптивость, наказание и затем всё же: смирение, самоотверженность, верность данному слову.
Чуть более пассивная и выжидательная позиция на Востоке, чуть больше агрессии и свободы воли на Западе. Отчасти это обусловлено природными условиями: короткое, часто неплодородное русское лето, злые и долгие зимы хорошо воспитывают в людях покорность и смирение перед ударами Судьбы. С другой стороны, легендарная русская находчивость — того же происхождения. Пока европеец тщательно и обстоятельно занимается своим замысловатым ремеслом, русский мужик из двух гвоздей и одной коряги сбацает что-то гениальное, что к завтрашнему дню уже развалится, но сегодня будет работать, так что сойдёт с горчичкой. Всё равно большего до заката и не успеть.
Обратите внимание: все диснеевские мультики, все фильмы — об одном и том же. Бейся за свою правду, будь настойчив, не отступай — и будешь королём.
Белль с принцем
Русские сказки говорят нам другое: помогай тем, кто слабее, сам погибай — а товарища выручай, применяй смекалку там, где не спасает сила. Это мировоззрение жителей огромных, бескрайних территорий, густых и опасных лесов, народа, который часто пытались завоевать.
Сочетание волшебного и духовного, христианского и языческого. Душа-девица находит своего прекрасного королевича там, где меньше всего ожидала. Наградой за стойкость, за верность и мужество становится любовь, а не мешок с золотом.
Настенька с принцем
Превращение мальчика в мужчину довольно травматично и выглядит устрашающе. Фаза «чудовища» тяжело переносится и самим героем, и теми, кто рядом. Но, вооружившись терпением, любовью, ласковыми словами, родители (я надеюсь) благополучно доберутся до тихой гавани, в которой их ждёт и накрытый стол со «многими яствами», и заботливый хозяин, угадывающий их малейшие желания.
Внутри каждого монстра прячется прекрасный принц, загляните в его глаза и признайте в нём своего сына и наследника. Аналогично же и юные Девы, которые сами не знают, чего им сегодня хочется, льющие слёзы по поводу и без — всего лишь тоскуют по великой любви. Вы не в силах им помочь, можете только благословить на поиски.
Настоящие короли и королевы всегда так делают.
www.livelib.ru