Кто написал сирано де бержерак


Сирано де Бержерак

Очутившись однажды в старинном предместье Парижа – средневековом городке Шеврез в долине реки Иветт, вы вдруг окажетесь в стране славного Сирано де Бержерака. Здесь стоит памятник де Бержераку, родовое поместье Мовьер, а на каждом углу предлагают любимое вино знаменитого земляка. Отсюда берет свои корни легенда о знаменитом Сирано де Бержераке.

Детство и юность

Несмотря на то, что приставка «де» в фамилиях французского происхождения символизирует дворянское происхождение рода, де Бержерак дворянином не был. Да и звали его вовсе не Сирано. Эркюль Савиньон родился 6 марта 1619 года в Париже. Дед будущего знаменитого драматурга был успешным торговцем рыбой, даже поставлял продукцию ко двору Франциска I. Преуспев в торговом деле, старик приобрел 2 поместья в нынешнем пригороде Парижа – Шеврезе. Тогда же и получил дворянскую приставку «де» к фамилии. 

Портрет Сирано де Бержерака

Поместья эти раньше принадлежали гасконскому семейству Бержераков. Так Савиньон Сирано стал де Бержераком, оставив потомкам в наследство родовые имения, успешный бизнес и дворянское имя. Азы грамоты юный драматург постигал под чутким руководством местного священнослужителя, но науки не шли ему впрок, потому зачастую вбивались розгами. В те же юные годы завязалась крепкая дружба с Анри Лебре.

Писатель Сирано де Бержерак

В 12 лет мальчики отправляются на учебу в Париж. Однако столичный коллеж тоже не пришелся по душе Сирано, хотя отец старался дать юноше достойное образование, даже распродавая родовое имущество. Сильнее, чем науки, юного де Бержерака привлекали трактиры и кабаки. В 26 лет коллеж был окончен, и с уверенными знаниями древних языков, а также литературы Сирано отправился на воинскую службу.

Автограф Сирано де Бержерака

Вступив в ряды гвардейцев, Сирано снискал славу отчаянного дуэлянта, гордеца и забияки, подтвердив всеобщее заблуждение о его гасконском происхождении. Биография де Бержерака действительно пестрит поединками, из которых он неизменно выходил победителем. В составе королевской гвардии молодой человек участвовал в военных действиях у Музона и Арраса, где получил ранение, из-за которого спустя 5 лет был вынужден оставить службу Его Величеству.

Творчество

Первая литературная проба пера у Сирано состоялась еще в возрасте 20 с небольшим лет. Трагедия «Смерть Агриппины» стала поводом обвинить автора в атеизме, что было достаточно серьезно для средневековой Франции. Скучные годы в коллеже вылились в итоге в прозаическую комедию «Одураченный педант». Прототипом одного из персонажей стал директор коллежа Жан Гранжье, которого автор называл «коллежской крысой». Кстати, отдельные эпизоды комедии позднее были позаимствованы Жаном-Батистом Мольером для своих произведений.

Страницы из книги Сирано де Бержерака

Во время антиправительственных смут, проходивших во Франции в середине XXVII столетия, де Бержерак создал 7 сатирических памфлетов, в которых резко высмеивал экономическую политику кардинала Мазарини. Тогда впервые Сирано затронул идеи эгалитаризма – концепции общества, где все его члены имею равные права. Позднее философские убеждения автора претерпели ряд изменений и пришли к теории абсолютизма. Учитывая абсолютную монархию, установившуюся во Франции времен Людовика XIII и Людовика XIV, Сирано творил в духе времени.

Книга «Разные произведения господина де Бержерака»

Наиболее значимым в жизни Сирано де Бержерака произведением стала дилогия «Иной свет». Этим произведением автор снискал себе славу предшественника научной фантастики. В романах раскрываются философские и социально-политические особенности общественного строя на Солнце и Луне. 

Текст романов, изданных при жизни писателя, был сильно изменен издателем. Оригинальная версия, восстановленная по рукописям автора, вышла в свет только в XX столетии. Здесь четко прослеживаются идеи нигилизма, гностицизма и натурфилософии. Опорой в создании произведений стало творчество Франсуа Рабле и Томаса Мора.

Личная жизнь

Личная жизнь у молодого де Бержерака началась только после отставки. Современники писали о нем, что Сирано был повесой, завсегдатаем кабаков и любимцем женщин. В то же время, Анри Лебре, как и положено верному другу, говорит о сдержанности, как с алкоголем, так и с женщинами. Женился Сирано незадолго до смерти, связав жизнь с баронессой де Невильет.

Сильнее, чем женская любовь и кубок вина, увлекал де Бержерака мир литературы и философии. Он с удовольствием посещал лекции ученого, философа Пьера Гассенди. 

Портрет Сирано де Бержерака

Однако в 26 лет Сирано вдруг полюбил уединение, а товарищи стали отмечать ухудшение его самочувствия и внешнего вида. Гораздо позднее была найдена нотариально заверенная расписка врачу о лечении писателя от сифилиса.

Финансовые трудности заставили Сирано поселиться в замке вельможи д’Арпажона и отныне посвящать ему все свое творчество. За 2 года до смерти писателя вышла в свет первая книга под названием «Разные произведения господина де Бержерака».

Смерть

Балка, неожиданно упавшая на голову Сирано де Бержераку, возвращавшемуся вечером домой, нанесла ему серьезную травму и спровоцировала обострение боевого ранения (по одним источникам) и обострение сифилиса (по другим). Без денег, жилья и благосклонности покровителя Сирано переезжал из одной съемной квартиры на другую при небольшой поддержке приятелей. В то время гордый гасконец-дуэлянт уже был прикован к постели и мучился лихорадкой.

Памятник Сирано де Бержераку

Однако даже тяжелая болезнь и финансовые трудности не сломили Сирано. Он продолжал писать до самой смерти, но рукопись одного из романов - «История Искры» - была похищена и так и не нашлась. Поддерживали в последние дни де Бержерака только Анри Лебре, супруга и настоятельница женского монастыря матушка Маргарита. 28 июля 1655 года, в возрасте 36 лет, Эркюль Савиньон Сирано де Бержерак скончался и был похоронен в родовом склепе.

Литературный персонаж

Вторую жизнь французский писатель получил спустя почти 250 лет после смерти, с легкой руки никому на тот момент неизвестного молодого автора Эдмона Ростана. В канун Рождества 1897 года в парижском театре была назначена премьера героической комедии под названием «Сирано де Бержерак» с Констаном Кокленом в главной роли. Премьера спектакля прогремела на весь Париж, а вышедшая позже публикация комедии была раскуплена в считанные часы.

Писатель Эдмон Ростан

В пьесе де Бержерак предстал таким же, как и в жизни – любимчиком женщин, остряком, дуэлянтом и забиякой. В книге даже описан случай, по словам очевидцев, якобы имевший место быть в реальной биографии писателя: поединок с сотней противников, который выиграл, разумеется, Сирано.

Актер Констан Коклен в роли Сирано де Бержерака

Итальянский писатель Умберто Эко также использовал образ знаменитого француза в своем романе «Остров Накануне». Еще ряд писателей разных стран и эпох эксплуатировали образ Сирано – Филип Хосе Фармер, Александр Казанцев, Роберт Хайнлайн. А после выхода ряда экранизаций имя Сирано стало и вовсе нарицательным, и олицетворяет воинственного храбреца с длинным носом, как в одноименном фильме, вышедшем во Франции в 1990 году.

Библиография

  • 1649 – «Мазаринады»
  • 1651 – «Письмо против фрондёров»
  • 1650 – «Иной свет, или Государства и империи Луны»
  • 1653 – «Смерть Агриппины»
  • 1654 – «Сатирические письма»
  • 1654 – «Проученный педант»
  • 1662 – «Иной свет, или Государства и империи Солнца»

Фото

24smi.org

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК - это... Что такое СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК?

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК (фр. Сугапо de Bergerac) - центральный персонаж героической комедии Э. Ростана «Сирано де Берже-рак». Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. «новой драмы», историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы с мелодрамой, начатое Гюго и Дюма-отцом, Ро-стан вводит в историю печальной и возвышенной любви С. к своей кузине Роксане мелодраматический мотив, слышимый особенно отчетливо в финальном акте.

Грубиян и бретер, острослов и поэт, храбрый воин и страстный влюбленный, человек слова и действия, постоянно ищущий приключений, С. Ростана на протяжении ста лет является воплощением национального характера в не меньшей степени, чем д'Артаньян, которого он напоминает больше, нежели свой реальный прототип, - французского писателя, философа, эссеиста, ученого и воина Сирано де Бержерака (1619-1655). Ростан заимствовал у реального С. лишь несколько эпизодов из его биографии (например, участие в осаде Арраса, смерть от случайно упавшей ему на голову балки), но углубил его вольнодумство и независимый нрав, заставив своего героя словом или шпагой вступать в сражение при виде любой несправедливости. Придумана автором и любовная интрига, лежащая в основе «героической комедии». Судя по сохранившимся изображениям реального С., в его лице не было ничего аномального. У Ростана «нос Сирано», заставляющий героя постоянно хвататься за шпагу, чтобы отомстить обидчику, и лишающий его смелости признаться в любви из страха увидеть в глазах Роксаны насмешку, становится не только «персонажем» блистательно написанного моноло га С., посвященного собственному носу, но и пружиной задуманной С. акции: свой поэтический дар он предоставляет в распоряжение счастливого соперника, юного Кристиана де Невилетта, обладающего привлекательной внешностью, но не способного самостоятельно завоевать любовь требовательной Роксаны. И в этой придуманной им интриге Ростан оказывается необычайно точен и верен времени, в которое жил реальный С. Его Роксана принадлежит к тому кругу французской знати, который высмеял в своей комедии «Смешные жеманницы» (16S9) Мольер и который формировался под влиянием идей «изысканности», «прециоз-ности» (неточно переведено на русский как «жеманство»), кои стали необычайно модны в Париже в первой половине XVI в. благодаря маркизе де Рамбуйе. «Прециозница» Роксана скорее могла бы полюбить талантливого урода С., чем бесталанного красавца Кристиана, о чем она и говорит С. перед его смертью в столь мелодраматичном, а в чем-то и трагикомичном финале. Безгранично храброго, бесстрашного С. лишил счастья разделенной любви страх перед собственной внешностью.

«Нос Сирано» давно уже стал нарицательным выражением. Всем исполнителям этой роли приходится пользоваться накладками, делающими «сей предмет» действительно устрашающим. Сыграли эту чрезвычайно популярную роль за сто лет немало прекрасных актеров - от первого исполнителя, блистательного Коклена-старшего, до знаменитых актеров второй половины XX в. Д.Сорано, Ж.Марэ, Ж.Вебера и Ж.Депардье. Знаменитый балетмейстер Ролан Пети создал балет, а Франко Альфано поставил в Ла Скала оперу о С.

Лит.: Дюшен И. Ростан

//История западноевропейского театра. М., 1970. Т.5. С.121-131; Наркирьер Ф. Эдмон Ростан

//Ростан Э. Пьесы. М., 1958; Ripert Е. Edmond Rostand. P., 1968.

Т.Б.Проскурникова

Литературные герои. — Академик. 2009.

dic.academic.ru

Сирано де Бержерак

В театре — премьера, в главной роли — посредственный актёр Монфлери. Но поэт и бретёр, гасконец Сирано де Бержерак, запретил этому «пустейшему из шутов» появляться на сцене, и, едва в зале раздаётся грозный голос Сирано, актёр трусливо убегает со сцены. В возмещение ущерба за сорванный спектакль Сирано великодушно отдаёт свои последние деньги директору театра. Желая проучить Сирано, несколько щёголей-дворян начинают подшучивать над Сирано. Объектом насмешек служит нос гасконца — не блещущий красотой Сирано является обладателем огромного носа. Но на их жалкие остроты Сирано отвечает блистательным монологом о носах, затем даёт одному нахалу пощёчину, а другого вызывает на дуэль. Как истинный поэт, он дерётся, одновременно декламируя поэму о своём поединке, и на глазах у восхищённых зрителей попадает в противника «в конце посылки».

Публика расходится. Сирано печален — он влюблён в свою кузину, остроумную красавицу Роксану, но, зная, сколь он некрасив, Сирано даже не помышляет о взаимности. Неожиданно появляется дуэнья Роксаны. Она передаёт Сирано желание своей хозяйки встретиться с ним завтра. В сердце Сирано вспыхивает безумная надежда. Он назначает свидание в кондитерской поклонника муз Рагно.

Продолжение после рекламы:

Вбегает вечно пьяный поэт Линьер и сообщает, что «по дороге к дому» его подстерегает сотня наёмных убийц. Обнажив шпагу, Сирано идёт его провожать.

К Рагно, кондитеру, обожающему поэтов, приходит Сирано. Рагно расспрашивает его о вчерашнем сражении: весь Париж только и говорит что о доблести Сирано, сразившегося с целой бандой наёмных убийц и разогнавшего их. Но Сирано не расположен говорить о себе: в ожидании Роксаны он пишет ей письмо — признание в любви.

Приходит Роксана. Она сообщает кузену, что полюбила красавца Кристиана де Невиллета. Потрясённый Сирано робко пытается намекнуть, что избранник её может оказаться «глупей барана», но Роксана не верит ему. Кристиан получил назначение в полк гасконских гвардейцев, где служит Сирано. «Меня вчера ужасно напугали рассказами о том, как к новичкам жесток гасконский ваш отряд...» — говорит она, и просит Сирано стать покровителем Кристиана. Сирано соглашается.

Собираются гвардейцы; они требуют рассказа Сирано о вчерашнем сражении. Сирано начинает, но какой-то красавчик новичок постоянно вставляет в его рассказ слово «нос», которое в полку произносить запрещено. Гвардейцы, зная вспыльчивый нрав Сирано, перешёптываются: «Его изрубит он в куски!»

Сирано требует оставить их одних. Когда все выходят, он обнимает удивлённого Кристиана. Узнав, что Сирано — двоюродный брат Роксаны, Кристиан умоляет простить его за все «носы» и признается, что любит его кузину. Сирано сообщает, что чувства Кристиана нашли отклик в сердце девушки и она ждёт от него письма. Просьба Роксаны пугает Кристиана: он из тех, «чьи речи не умеют» в девицах «возбудить любовь, затронуть их мечты». Сирано предлагает Кристиану стать его умом и для начала даёт ему письмо, написанное им к Роксане, но ещё не подписанное, Кристиан соглашается и ставит своё имя. Вошедшие гвардейцы, ожидающие увидеть фарш из Кристиана, несказанно удивлены, застав противников мирно беседующими. Решив, что «демон стал смирней ягнёнка», один из них произносит слово «нос» и тут же получает от Сирано пощёчину.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Письмами Сирано Кристиан завоёвывает любовь капризницы Роксаны. Она назначает ему ночное свидание. Стоя под балконом, Кристиан что-то невразумительно лепечет, и Роксана уже готова уйти. На помощь влюблённому красавцу приходит Сирано. Спрятавшись среди листвы, он шепчет упоительные слова любви, громко повторяемые Кристианом. Заворожённая стихами Сирано, Роксана соглашается подарить возлюбленному поцелуй.

Любви Роксаны также добивается могущественный граф де Гиш, командующий полком, где служат Сирано и Кристиан. Де Гиш посылает к Роксане капуцина с письмом, где просит у неё свидания перед уходом на войну. Роксана же, читая письмо, изменяет его содержание и убеждает монаха, что в нем содержится приказ обвенчать её с Кристианом де Невиллетом. Пока святой отец совершает брачный обряд, Сирано, надевши маску, разыгрывает из себя безумца, чтобы задержать де Гиша. Наконец процедура завершена, и усталый Сирано отбрасывает ненужную более маску. Убедившись, что он обманут, разъярённый де Гиш приказывает Сирано и Кристиану немедленно отправляться в казарму: на рассвете полк выступает в поход. «До брачной ночи им довольно далеко!..» — насмешливо добавляет он, глядя на Кристиана, заключившего в объятия Роксану.

Передовая. Полк гасконских гвардейцев со всех сторон окружён неприятелем. Солдаты голодают. Сирано всеми силами старается поддержать в них бодрость духа. Сам он, без ведома Кристиана, каждое утро пробирается через вражеские посты, чтобы отправить очередное письмо Роксане: Кристиан обещал писать ей каждый день...

Неожиданно в лагерь приезжает Роксана; слова «я еду к другу сердца!» служили ей паролем, и неприятель пропустил её карету. Обнимая изумлённого Кристиана, Роксана признается: его «письма дивные» преобразили её, и если сначала «в легкомыслии своём» она полюбила его за красоту, то теперь она «увлечена» «красотою незримой»: «Осталась бы верна своей любви, когда б, по мановенью жезла какой-нибудь волшебницы, исчезла вся красота твоя!..» Кристиан в ужасе: признание Роксаны означает, что она любит не его, а Сирано. Кристиан рассказывает обо всем Сирано и собирается признаться Роксане в своём обмане. Перед Сирано вновь мелькает призрак счастья. Но неприятельская пуля сражает Кристиана, и он умирает на руках Роксаны, не успев ей ничего сказать. На груди у него Роксана находит прощальное письмо, написанное от имени Кристиана отчаявшимся Сирано. Горе Роксаны беспредельно, и благородный Сирано решает сохранить тайну Кристиана. Прошло десять лет. Роксана живёт в монастыре и носит траур. Раз в неделю, всегда в одно и то же время, её навещает Сирано — сообщает ей последние новости. Поэт беден, он нажил себе множество врагов, и вот однажды «страшное бревно упало вдруг с окна и голову разбило там проходившему случайно Сирано». Несчастье случается в тот день, когда Сирано обычно посещает Роксану.

Роксана удивлена — Сирано опаздывает впервые. Наконец появляется смертельно бледный де Бержерак. Выслушав шутливые упрёки кузины, он просит её разрешить ему прочесть прощальное письмо Кристиана. Забывшись, он начинает читать его вслух. Роксана в изумлении смотрит на Сирано: на улице совсем стемнело... Тут она наконец понимает, какую роль добровольно играет Сирано вот уже десять дет... «Так почему же вы сегодня вдруг решили сломать секрета своего печать?» — в отчаянии вопрошает она. Сирано снимает шляпу: голова его обвязана. «В субботу, сентября шестнадцатого дня, поэт де Бержерак убит рукой злодея», — насмешливым тоном произносит он. «О, Боже! Я всю жизнь любила одного, и дорогое это существо теперь вторично я теряю!» — ломая руки, восклицает Роксана. Сирано же, выхватив шпагу, начинает наносить удары невидимым врагам — лжи, подлости, клевете и умирает со шпагой в руке.

briefly.ru

Эдмон Ростан, автор «Сирано де Бержерака»: биография драматурга

Эдмон Ростан (Edmond Rostand), будущий французский драматург и автор комедии «Сирано де Бержерак», появился на свет в первый день апреля 1868 года в городе Марселе. Его родители, обеспеченные и образованные люди, принимали у себя весь цвет прованской интеллигенции. У них в доме бывали Обанель и Мистраль, велись разговоры о возрождении местной культуры Лангедока. Прошло еще пару лет, семья переехала в Париж, а Эдмон продолжил образование в колледже Святого Станислава. Но выучиться на адвоката у него не получилось. Он увлекся литературой, в особенности драматургией. Образцами для молодого Ростана послужили пьесы Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго.

Становление драматурга

После окончания колледжа Эдмон стал вести жизнь денди. Состояние родителей ему это позволяло. Он посещал салоны, выставки, театры. В двадцать лет он написал свою первую пьесу «Красная перчатка», не принесшую ему успеха, несмотря на то что ее поставили в театре Клюни (Париж, 1888). Также остались незамеченными комедия «Два Пьеро» и сборник стихов «Шалости музы». Первый успех пришел к Ростану с «Романтиками». Эта комедия в стихах была написана в 1891-м, а представлена глазам зрителей в 1894 году на сцене Комеди Франсез. Но прославила Э. Ростана драматическая комедия «Сирано де Бержерак». Автор коренным образом изменил биографию реального писателя XVII века, но публика простила ему это в обмен за захватывающее действие пьесы.

Эркюль Совиньен Сирано родился в Париже, в начале XVII века. Поскольку имел поместье в Гаскони, прибавлял к своей фамилии дворянское «де Бержерак». Поначалу фрондировал Людовику-Солнцу, но позже изменил политические взгляды и стал яростным поборником монархии. Прославился эпиграммами, памфлетами. Французы считают его одним из основателей научной фантастики, поскольку среди прочих творений он написал философское произведение о путешествии на Луну. Не меньше литературных опусов Бержерака прославил длинный нос. С тех пор имя Сирано становится нарицательным для обозначения человека с этой выдающейся чертой лица. Эдмон Ростан, автор «Сирано де Бержерака», взял только эту деталь из реального исторического персонажа. Остальное – любовь к дуэлям, красавица-кузина и прочее – мифы.

В этой героической комедии в стихах рассказывается о любви гасконского дворянина к остроумной кузине Роксане. Автор «Сирано де Бержерака» наделяет своего героя благородным сердцем. Зная за собой физический недостаток (огромный нос), он боится даже намекнуть красавице о своих чувствах. Между ними только искренняя дружба. Однажды Роксана признается, что увлечена неким Кристианом, который как раз поступил в полк гасконцев, в котором служит и Сирано. Девушка опасается, что за смазливой внешностью гусара скрывается неотесанный дурак.

Бержерак встречается с Кристианом и убеждается, что тот, увы, не семи пядей во лбу. В остальном же юноша безупречен: хорош собой, смел, добр и благороден. И тогда поэт решается создать для любимой идеальный образ, сплетя воедино красивый вид Кристиано и свое остроумие и красноречие. Далее автор «Сирано де Бержерака» переносит действие на поле брани. Кристиан умирает, сраженный пулей, но главный герой свято хранит его тайну. Безутешная Роксана уходит в монастырь. Признается ей во всем поэт и дуэлянт только десять лет спустя, когда сам смертельно ранен.

Автор «Сирано де Бержерака» фактически оживил и придал новый смысл романтической комедии и поэтической драме – формам поэзии, к тому времени почти исчезнувшим. Скончался Эдмон Ростан во время пандемии испанки в Париже в 1918 году.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>