Кто написал русский дневник после путешествия в россию


Дневник путешествия в Россию в 1867 году, или Русский дневник

27 января исполнилось 184 года со дня рождения Чарльза Лютвиджа До́джсона, более известного под именем Льюис Кэрролл и подарившего миру волшебные истории о девочке Алисе. Помимо писательской деятельности Кэрролл был математиком, философом, фотографом и диаконом. В 1867 году диакон англиканской церкви Доджсон вместе с богословом, преподобным Генри Лиддоном (не путать с диаконом Генри Лидделом), посетил Россию. По обычаю того времени оба клирика вели дневники, и, хотя Кэрролл указывал, что дневник вел для памяти, а не для публикации, после его смерти дневник путешествия в Россию был опубликован.

Путешествие в Россию стало первым и, как оказалось, последним путешествием Кэрролла за пределы Англии. У англичан его круга в то время было модным совершать заграничные путешествия «на континент», правда, для этой цели выбирались такие страны как Франция, Швейцария, Италия или Германия. Решение Кэрролла для первого путешествия выбрать именно Россию выглядело более чем экстравагантно. Выбор для посещения именно России исходил от Генри Лиддона, уже к тому времени бывалого путешественника, целью визита в Россию в большей мере стали богословские контакты англиканской и православной церквей. Конечно, для того чтобы попасть в Россию друзья не могли сесть на самолет и оказаться в Москве, путь их пролегал через Брюссель, Кёльн, Берлин, Данциг, Кёнигсберг, посещение каждого из этих городов нашло отражение в дневнике Доджсона. В России друзья пробыли месяц и посетили Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород и Сергиев Посад. В каждом городе друзья посещали церкви и богослужения, пробовали русскую кухню, покупали сувениры и встречали трудности с языковым барьером. Словом, вели себя как типичные туристы.

Дневниковые записи Кэррола очень краткие, заметно, что писал он скорее для того, чтобы отметить ключевые события путешествия, не растекаясь пространными описаниями. В записях присутствует знаменитый британский юмор и попытки записать русские слова латиницей, например, Кэрролл записал в дневнике такое слово «ZASHTSHEESHTSHAOYUSHTSHEEKSYA», и пояснил, что это устрашающее слово, представляет собой родительный падеж множественного числа и означает: «тех, кто себя защищает».

Издание сопровождается большим количеством фотографии того времени и тех мест, которые посещают Доджсон с Лиддоном. Отмечу прекрасное предисловие и подробные комментарии Н.М. Демуровой, биографа и автора всех переводов Кэррола, в том числе и данного дневника.

Случайная цитата: Суп был прозрачным, c мелко нарезанными овощами и куриными ножками, а «pirashkee» к нему маленькие, с начинкой, в основном из крутых яиц. «Parasainok» — это кусок холодной свинины под соусом, приготовленным, очевидно из протертого хрена со сметаной. «Asetrina» — это осетрина, еще одно холодное блюдо с гарниром из крабов, маслин, каперсов и под каким-то густым соусом. «Kotletee» были, по-моему, телячьи; «Marojenoi» означает различные виды удивительно вкусного мороженого: одно — лимонное, другое — из черной смородины, каких я раньше никогда не пробовал. Крымское вино также оказалось очень приятным, да и вообще весь обед (за исключением разве что стряпни из осетрины) был чрезвычайно хорош.

www.livelib.ru

Произведение «Дневник путешествия в Россию в 1867 году, или Русский дневник»

Вот что можно ожидать от дневника, опубликованного в одном издании с «Алисой» и «Снарком»? Я лично предвкушала остроумные замечания, интересные наблюдения над людьми, обычаями, местами. А что в итоге? Разочарование и вопрос «что это было?». Обидно, что только из рецензии на ЛЛ я узнала, что существует предисловие Демуровой, в котором она пишет о цели путешествия Кэрролла («установление более тесных связей между Англиканской и Русской православной церквами»). Да и вообще дневник изначально вёлся не для публикации. Смысл тогда был его печатать вот так, среди художественных произведений, да ещё без комментариев? Только потому, что там про Россию? Даже к опубликованным в этом же издании эссе у меня было меньше вопросов, хотя к ним тоже неплохо было бы присовокупить пояснения.

В общем-то, дневник как дневник. Что делали, где были. Сплошные описания, очень мало суждений. Зато очень много церквей. До предисловия Демуровой я всё удивлялась: неужели в то время больше нечего было смотреть? Каждый день церкви да монастыри, причём до некоторых приходилось долго и упорно добираться. Из дневника, кстати, совершенно не видно цели путешествия (к слову о том, что записи исключительно для себя, когда многие очевидные для автора моменты просто опускаются). Сложилось впечатление, что Кэрролл и Лиддон собрались с бухты-барахты и промчались за месяцок по всем церквям, до которых смогли дотянуться. Просто так.

Не для массового читателя этот дневник. Пару раз улыбнул, и, в общем-то, всё.

www.livelib.ru

Дневник путешествия в Россию в 1867 году, или Русский дневник — цитаты из произведения

Вот что можно ожидать от дневника, опубликованного в одном издании с «Алисой» и «Снарком»? Я лично предвкушала остроумные замечания, интересные наблюдения над людьми, обычаями, местами. А что в итоге? Разочарование и вопрос «что это было?». Обидно, что только из рецензии на ЛЛ я узнала, что существует предисловие Демуровой, в котором она пишет о цели путешествия Кэрролла («установление более тесных связей между Англиканской и Русской православной церквами»). Да и вообще дневник изначально вёлся не для публикации. Смысл тогда был его печатать вот так, среди художественных произведений, да ещё без комментариев? Только потому, что там про Россию? Даже к опубликованным в этом же издании эссе у меня было меньше вопросов, хотя к ним тоже неплохо было бы присовокупить пояснения.

В общем-то, дневник как дневник. Что делали, где были. Сплошные описания, очень мало суждений. Зато очень много церквей. До предисловия Демуровой я всё удивлялась: неужели в то время больше нечего было смотреть? Каждый день церкви да монастыри, причём до некоторых приходилось долго и упорно добираться. Из дневника, кстати, совершенно не видно цели путешествия (к слову о том, что записи исключительно для себя, когда многие очевидные для автора моменты просто опускаются). Сложилось впечатление, что Кэрролл и Лиддон собрались с бухты-барахты и промчались за месяцок по всем церквям, до которых смогли дотянуться. Просто так.

Не для массового читателя этот дневник. Пару раз улыбнул, и, в общем-то, всё.

www.livelib.ru

Дневник путешествия в Россию в 1867 году

27 января исполнилось 184 года со дня рождения Чарльза Лютвиджа До́джсона, более известного под именем Льюис Кэрролл и подарившего миру волшебные истории о девочке Алисе. Помимо писательской деятельности Кэрролл был математиком, философом, фотографом и диаконом. В 1867 году диакон англиканской церкви Доджсон вместе с богословом, преподобным Генри Лиддоном (не путать с диаконом Генри Лидделом), посетил Россию. По обычаю того времени оба клирика вели дневники, и, хотя Кэрролл указывал, что дневник вел для памяти, а не для публикации, после его смерти дневник путешествия в Россию был опубликован.

Путешествие в Россию стало первым и, как оказалось, последним путешествием Кэрролла за пределы Англии. У англичан его круга в то время было модным совершать заграничные путешествия «на континент», правда, для этой цели выбирались такие страны как Франция, Швейцария, Италия или Германия. Решение Кэрролла для первого путешествия выбрать именно Россию выглядело более чем экстравагантно. Выбор для посещения именно России исходил от Генри Лиддона, уже к тому времени бывалого путешественника, целью визита в Россию в большей мере стали богословские контакты англиканской и православной церквей. Конечно, для того чтобы попасть в Россию друзья не могли сесть на самолет и оказаться в Москве, путь их пролегал через Брюссель, Кёльн, Берлин, Данциг, Кёнигсберг, посещение каждого из этих городов нашло отражение в дневнике Доджсона. В России друзья пробыли месяц и посетили Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород и Сергиев Посад. В каждом городе друзья посещали церкви и богослужения, пробовали русскую кухню, покупали сувениры и встречали трудности с языковым барьером. Словом, вели себя как типичные туристы.

Дневниковые записи Кэррола очень краткие, заметно, что писал он скорее для того, чтобы отметить ключевые события путешествия, не растекаясь пространными описаниями. В записях присутствует знаменитый британский юмор и попытки записать русские слова латиницей, например, Кэрролл записал в дневнике такое слово «ZASHTSHEESHTSHAOYUSHTSHEEKSYA», и пояснил, что это устрашающее слово, представляет собой родительный падеж множественного числа и означает: «тех, кто себя защищает».

Издание сопровождается большим количеством фотографии того времени и тех мест, которые посещают Доджсон с Лиддоном. Отмечу прекрасное предисловие и подробные комментарии Н.М. Демуровой, биографа и автора всех переводов Кэррола, в том числе и данного дневника.

Случайная цитата: Суп был прозрачным, c мелко нарезанными овощами и куриными ножками, а «pirashkee» к нему маленькие, с начинкой, в основном из крутых яиц. «Parasainok» — это кусок холодной свинины под соусом, приготовленным, очевидно из протертого хрена со сметаной. «Asetrina» — это осетрина, еще одно холодное блюдо с гарниром из крабов, маслин, каперсов и под каким-то густым соусом. «Kotletee» были, по-моему, телячьи; «Marojenoi» означает различные виды удивительно вкусного мороженого: одно — лимонное, другое — из черной смородины, каких я раньше никогда не пробовал. Крымское вино также оказалось очень приятным, да и вообще весь обед (за исключением разве что стряпни из осетрины) был чрезвычайно хорош.

www.livelib.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>