Кто написал приключения капитана врунгеля


Некрасов Андрей: литературный отец капитана Врунгеля

Андрей Некрасов – писатель, очеркист, прозаик, больше известный читателю как автор приключений знаменитого капитана Врунгеля и его верных помощников – Фукса и Лома.

Самый любимый мультфильм

Не одно поколение ребятишек выросло на этом произведении, успешно экранизированном режиссером Д. Черкасским в 1978 году. Голосами любимых героев в 13-серийном мультфильме разговаривают Савелий Крамаров, Владимир Басов, Михаил Пуговкин, Сергей Мартинсон. Незадачливого и бесстрашного капитана Врунгеля озвучил Зиновий Гердт.

Написать для детишек такую эпохально-фантазийную книгу, сидя дома за письменным столом, Некрасов Андрей вряд ли бы сумел. Поэтому он самолично решил покорять моря и океаны, чтобы в реальности соприкоснуться с жизнью своего героя. Вернее, все было наоборот: сначала были океаны и моря, а потом возник симпатичный персонаж Христофор Бонифатьевич Врунгель, описавший свои невероятные похождения вокруг света, естественно, немного их приукрасив.

Андрей Сергеевич Некрасов появился на свет в Москве 22 июня 1907 года. Приключенческой литературой сын врача увлекался в самого детства; особое впечатление на него произвели «Путешествия Марко Поло». По окончании в 1924 году школы стал работать монтером на столичной трамвайной станции, но неизведанные горизонты манили юного Андрея, и в 1926 году он переехал в далекий Мурманск, где устроился на рыболовецкое судно матросом. Затем было еще одно судно. И еще.

И китов бил, и золото добывал

Плавая на самых различных кораблях рядовым матросом и кочегаром в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, Некрасов Андрей начал записывать интересные случаи и смешные ситуации, свидетелем которых был и в которых сам принимал участие. На протяжении 10 лет в нелегких природных условиях пробовал себя в разных сферах: выстаивал у обжигающих топок корабельной кочегарки тяжелые вахты, охотился в Беринговом проливе на моржей, организовывал на Тихом океане китобойный промысел, добывал золото на Амуре и нефть на Сахалине. В 1933 году после окончания морского техникума во Владивостоке Некрасов Андрей Сергеевич был назначен заместителем в морском управлении треста «Дальморзверпром».

Первыми публикациями (1928 год) были отдельные заметки и стихи (преимущественно для детской аудитории), под которыми Некрасов Андрей Сергеевич подписывался как Топе.

В 1935 году свет увидела книга «Морские сапоги» - сборник рассказов, в котором автор делится с читателем историями о тяжелых трудовых буднях моряков в условиях Севера. В 1936 году состоялась публикация книги «Повесть о товарище Кирове», написанной в соавторстве с несколькими писателями.

Книга «Приключения капитана Врунгеля», опубликованная в 1937 году и принесшая своему автору популярность, была переведена на многие языки и несколько раз переиздавалась. Прототипом капитана стал давний знакомый А.М.Вронский, возглавлявший на Дальнем Востоке первый китобойный трест и часто на досуге развлекавший своих друзей придуманными историями. В то же время писатель Богданов Н.В. небезосновательно считал, что одним из прототипов Христофора Бонифатьича являлся сам Некрасов, веселивший сотрудников редакции увлекательными байками-рассказами.

Книга была встречена критиками того времени неоднозначно. Так, Лев Кассиль хвалебно отозвался о повести, написанной для людей, любящих шутки, ценящих хитросплетенную прелесть небылиц и замечающих истинный обывательский смысл в смешных нелепостях. Писатель И. Рахтанов предрек несерьезному произведению скорое забвенье, однако спустя 30 лет поменял свое мнение, включив «Врунгеля» в разряд книг, которым предначертана счастливая долгая жизнь.

Практически сразу после публикации детская книга была изъята из продажи, а автор, занимавший на тот момент пост помощника 1-го секретаря Днепропетровского обкома, арестован и направлен на строительство Норильского комбината.

Годы послевоенные

В 1941 году Андрей Некрасов добровольцем попал на фронт, нес службу в авиации и пехоте; с 1942 года являлся сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году вступил в Союз писателей СССР.

В 1944 году, попав под колеса беспощадной репрессивной машины, писатель был осужден Военным трибуналом на 3 года.

В 1953 году свет увидела новая книга автора «Завидная биография». Также перу Некрасова принадлежит произведение «Судьба корабля» (1958 год) и серия научно-популярных книг.

После реабилитации писатель состоял в руководстве закрытого яхт-клуба для советских капитанов и даже обзавелся одной из списанных немецких яхт, которую в честь книжного аналога назвал «Бедой». При спуске на воду судно затонуло, вполне оправдав свое название, а после ремонта, задев линию электропередачи стальными вантами, и вовсе сгорело.

До последних дней Некрасов Андрей Сергеевич состоял в редколлегии литературного альманаха «Океан» и журнала «Пионер». Умер в 80-летнем возрасте, 15 февраля 1987 года.

fb.ru

История реального Врунгеля

Герои яхты «Беда», созданные писателем Андреем Некрасовым, были далеко не вымышленными персонажами и обладали своими реально существовавшими прототипами, истории жизни которых и были взяты за основу юмористического повествования о путешествиях Врунгеля.

Романтик моря Андрей Некрасов – «отец Врунгеля»

Историю капитана Врунгеля Андрей Некрасов частично списал со своей жизни. За свою жизнь писатель поменял немало профессий и большую часть жизни провёл в морях. Увлечённый морской романтикой и испытывающий тягу к морю, в 19 лет он сменил Москву на Мурманск, а профессию монтёра в трамвайном депо – на работу матросом на рыболовецком судне.

Как впоследствии рассказывал сам Некрасов, море стало его уникальной школой жизни, подарившей немало реальных историй, которые впоследствии стали основой его рассказов на морскую тематику. Он ловил рыбу в Баренцевом море, охотился на китов в Тихом океане и бил моржей в Беринговом заливе. Морская жизнь московского парня оказалась невероятно насыщенной множеством интересных случаев, которые он записывал в объёмную тетрадь.

Андрей Вронский и Иван Манн – реальные Врунгель и Лом

Начавший публиковаться с 20 лет и за свою жизнь написавший немало историй, Андрей Некрасов для всех в первую очередь известен как автор истории о невероятных приключениях незабвенного капитана Врунгеля. По словам самого писателя, прототипом капитана яхты «Беда» стал его начальник с Дальнего Востока, руководящий китобойным промыслом, - Андрей Вронский.

Заслушивавшийся рассказами своего тёзки о невероятном кругосветном путешествии, Некрасов впоследствии использовал их в истории о капитане Врунгеле, образ которого был списан с энергичного и не лишённого чувства юмора Вронского. Именно его фамилия в искажённом варианте с ироничным подтекстом стала основой фамилии литературного капитана, ведь на самом деле Вронский никакой кругосветки не осуществлял, а все его истории были выдуманными.

Точно также преобразовал Некрасов и фамилию прототипа Лома в его литературное прозвище. Образ старшего помощника капитана Врунгеля был списан писателем с друга Вронского – Ивана Манна. Играясь с лексическими идиомами, писатель придумал, как замаскировать реальную фамилию героя. Фамилия Манн в переводе с немецкого означает «человек», а по-французски «человек» звучит примерно как «Лом».

Некрасову легко удавалось сочетать реальные истории с такими трюками «маскировки» в своём творчестве. Но необычное имя картёжного шулера, ставшего на борту «Беды» матросом, Фукса осталось без такой маскировки. Имя, как и внешность этого персонажа, были позаимствованы писателем у коллеги по дальневосточной китобойной флотилии.

Капитан Лухманов и аналог «Беды»

Но среди персонажей истории о Врунгеле наиболее интересна персона самого капитана, поскольку образ этот получился сборным, и в его основе лежит далеко не один прототип. Немало историй Врунгеля были сложены из тех баек, которые слышал Некрасов, характер капитана списан с Вронского, а в основу сюжета о кругосветке на яхте также легла реальная история, в которой даже нашлось место прототипу «Беды».

Будучи курсантами мореходки, Андрей Вронский и Иван Манн изучали навигацию у Дмитрия Лухманова – известного мореплавателя и художника-мариниста. Однажды курсанты пришли к преподавателю с просьбой посодействовать им в реализации их идеи – создании яхты, на которой можно было бы отправиться в кругосветку. Зачитывавшийся в детстве книгами Жюля Верна и хорошо помнящий о своих морских приключениях, Лухманов согласился помочь морским романтикам.

За год была построена 10,8-метровая парусная яхта, которая была названа «Красная звезда». Именно она и стала прототипом яхты Врунгеля – «Победы», превратившейся по нелепому обстоятельству в «Беду».

Вронский должен был стать капитаном этого судна. Но столь малую яхту для участия в международных гонках не допустили, и она так и осталась при мореходном училище. Так пошла ко дну мечта о кругосветке у Вронского, но появился повод для создания забавных историй и небылиц, которые довелось слышать Андрею Некрасову.

А вот Дмитрию Лухманову выпал шанс оставить преподавательскую деятельность и осуществить увлекательное путешествие, подобно литературному капитану Врунгелю. В свои 60 лет он согласился принять участие в плавании из Мурманска в Аргентину, став капитаном барка «Товарищ».

История, где выдумка переплелась с былью

Как раз именно в этот же период влекомый романтикой моря в Мурманск прибывает молодой Андрей Некрасов, которого судьба сводит с Иваном Манном, которого в мореходке прозвали «длинным Джоном», что также отразилось на списанном с него персонаже Лома.

К середине 1930-х годов Андрей Некрасов был уже довольно опытным моряком, а в его походной тетрадке были записаны сотни интересных историй, о которых он слышал от других или же участником или свидетелем которых был он сам. И уже в 1937 году была впервые опубликована его история о приключениях капитана Врунгеля, которая на тот момент больше была похожа на комикс с минимумом текста и преобладающими иллюстрациями.

Полноценное литературное произведение было издано двумя годами позже. Но запомнившиеся всем образы капитана Врунгеля, его помощников Лома и Фукса и яхты «Беда» возникли лишь в 1979 году, когда вышел полюбившийся всем мультфильм о приключениях литературных героев Некрасова.

proboating.ru

"Приключения капитана Врунгеля": краткое содержание. "Приключения капитана Врунгеля" по главам

Веселую повесть о фантастическом путешествии капитана Врунгеля сочинил советский писатель Андрей Сергеевич Некрасов. Повесть состоит из двадцати двух глав. В них есть интересная информация, рассказывается о приключениях бывалого моряка.

Преподаватель навигации

Христофор Бонифатьевич Врунгель преподавал в мореходном училище навигацию. Студенты спорили о том, плавал когда-нибудь их учитель или нет. Этому посвящена первая глава произведения. С этого же начинается и краткое содержание. «Приключения капитана Врунгеля» - довольно объемная книга. Чтобы прочитать ее, понадобится около двух часов. Если нужно сэкономить время и быстро узнать содержание повести, выручит ее краткое содержание. Приключения капитана Врунгеля начались не сразу. О них можно узнать начиная со второй главы. Однажды преподаватель заболел, и студент, от лица которого ведется повествование, решил навестить его, а заодно и узнать, какие отметки Христофор Бонифатьевич поставил учащимся за работу по навигации.

Преподаватель обрадовал тем, что все написали задание на «отлично». Затем обмолвился, что он когда-то плавал. Студент удивился, а преподаватель приступил к интересному повествованию.

Как яхта стала «Бедой»

Автор начинает рассказывать про приключения капитана Врунгеля во второй главе. Однажды бравому капитану надоело сидеть дома, и он решил отправиться в кругосветное путешествие. Ему могли дать большой пароход, но пришлось бы этого довольно долго ждать. Капитан хотел побыстрее отплыть со своим помощником Ломом, поэтому решил взять хорошую яхту.

Подняли они паруса, но яхта не сдвинулась с места. Оказалось, что плотники использовали свежий лес. Бревна, которые применяли при ее постройке, проросли и даже пустили зелень. Корни этих кустиков крепко держались за прибрежную землю. Христофору Бонифатьевичу и Лому пришлось потратить сутки на то, чтобы привести яхту в порядок. Утром они увидели, что она потеряла свое прежнее название. Раньше яхта называлась «Победа», но две первые буквы отпали, и судно превратилось в «Беду».

Спасение белок

На этом заканчивается вторая глава, таково ее содержание. Приключения капитана Врунгеля продолжаются в третьей главе. В ней рассказывается о том, что команда «Беды» вошла в бухту. Утром начался отлив, и судно оказалось в воздухе, зажатым между двух скал. Пока ждали прилива, было решено прогуляться по острову. Через какое-то время в лесу начался пожар, капитан, его помощник и стая белок нашли спасение на яхте и благополучно отчалили от острова.

Но это еще далеко не все приключения капитана Врунгеля. В конце третьей главы, благодаря смекалке главного героя, была спасена норвежская команда, терпящая кораблекрушение. «Беда» высадила норвежцев в их городе Ставангере. Об этом рассказывается в 4-й главе. Так быстро знакомит читателя с повестью ее краткое содержание. «Приключения капитана Врунгеля» по главам читать интересно. В каждой можно узнать о смекалистом уме Христофора Бонифатьевича.

Так, в 4-й он представил белок как часть ходового механизма. Капитан заказал три специальных колеса. Первое вращали белки, два вторых были соединены с ним и помогали яхте плыть. В пятой главе автор рассказывает, как Врунгель придумал транспортировать селедок «своим ходом» – по воде. Но для этого бригаде понадобился помощник, поэтому наняли матроса Фукса, который хорошо разбирался в картах. Как оказалось позже, не в морских и географических, а в игральных.

Дальнейшие приключения

Мимоходом «Беда» победила в регате. Так быстро перенестись из одного события в другое помогает краткое содержание. Приключения капитана Врунгеля продолжаются в Египте, где экипаж сдал сельдь, правда, до этого места доплыла только половина косяка.

Смешной случай был во время пересечения экватора. Капитан решил прибегнуть к старинному морскому обычаю и переоделся в Нептуна. Лом подумал, что того хватил солнечный удар, и охладил Христофора в воде, несколько раз окунув его в бочку. Об этом можно узнать, прочитав 9 главу или ее краткое содержание. Приключения капитана Врунгеля продолжаются среди льдов, потом экипажу предстояло испытать муки голода. Но отважная команда вышла с честью из всех испытаний. Даже тогда, когда глава экипажа в конце повести встречает своего двойника, умный капитан смог разоблачить его.

В книге много интересных моментов. Например, когда экипаж «Беды» давал веселый концерт, Врунгель расправился с удавом. Узнать о них можно, прочитав не только краткое содержание. «Приключения капитана Врунгеля», повесть, написанная А. С. Некрасовым, поведает обо всем этом в подробностях.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>