Кто написал повесть временных лет


“Повесть временных лет”: год создания и автор

Уже более 900 лет россияне черпают сведения о своей истории из знаменитой “Повести временных лет”, точная дата написания которой до сих пор неизвестна. Немало споров вызывает и вопрос об авторстве этого труда.

Несколько слов о мифах и об исторических фактах

Научные постулаты с течением времени нередко подвергаются изменениям, но если в области физики, химии, биологии или астрономии подобные научные революции основаны на выявлении новых фактов, то история не раз переписывалась в угоду властям или согласно господствующей идеологии. К счастью, современный человек имеет массу возможностей самостоятельно находить и сопоставлять факты, касающиеся событий, произошедших много веков и даже тысячелетий назад, а также знакомиться с точкой зрения ученых, не придерживающихся традиционных взглядов. Все сказанное применимо и к такому важному для понимания истории России документу как “Повесть временных лет”, год создания и авторство которой в последнее время подвергаются сомнению некоторыми членами научного сообщества.

“Повесть временных лет”: авторство

Из самой “Повести временных лет” о ее создателе можно узнать только то, что в конце XI века он жил в Печорском монастыре. В частности, там есть запись о нападении половцев на эту обитель в 1096 году, чему был очевидцем сам летописец. Кроме того, в документе упоминается о смерти старца Яна, который помогал написанию исторического труда, и указывается, что смерть этого монаха произошла в 1106 году, а значит, на тот момент человек, сделавший запись, был жив.

Российская официальная наука, в том числе советская, еще со времен Петра Первого считает, что автор повести “Повесть временных лет” — летописец Нестор. Старейшим историческим документом, который ссылается на нее, является знаменитая Ипатьевская летопись, написанная в 20-х годах XV века. Этот труд включает отдельной главой текст “Повести временных лет”, которую предваряет упоминание в качестве ее автора некоего черноризца из Печерского монастыря. Имя же Нестора впервые встречается в переписке печерского монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином. Этот же факт подтверждает “Житие преподобного Антония”, составленное на основе устных монастырских преданий.

“Официальный” автор повести “Повесть временных лет” был канонизирован РПЦ, поэтому о нем можно прочитать в житиях святых. Из этих источников мы узнаем, что преподобный Нестор родился в Киеве в 1050-х годах. В возрасте семнадцати лет он поступил в Киево-Печерский монастырь, где был послушником преподобного Феодосия. В довольно молодом возрасте Нестор принял постриг, а позже принял посвящение в иеродиаконы. Всю свою жизнь он провел в Киево-Печерской Лавре: здесь он написал не только “Повесть временных лет”, год создания которой доподлинно неизвестен, но и знаменитые жития святых князей Глеба и Бориса, а также труд, рассказывающий о первых подвижниках своей обители. В церковных источниках также указывается, что достигший глубокой старости Нестор скончался около 1114 года.

О чем рассказывает “Повесть временных лет”

“Повесть временных лет” — история нашей страны, охватывающая огромный временной промежуток, невероятно насыщенный разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о сыновьях Ноя, одному из которых — Иафету —достались в управление такие земли, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского столпа, однако разгневанный Господь не только разрушил это строение, олицетворяющее человеческую гордыню, но и разделил людей “на 70 и 2 народа”, среди которых были и норики — прародители славян, произошедшие от сыновей Иафета. Далее упоминается об Апостоле Андрее, который предрек, что на берегу Днепра появится Великий город, что и произошло, когда князь Кий с братьями Щеком и Хоривом основали Киев. Еще одно важное упоминание касается 862 года, когда “чудь, словене, кривичи и весь” отправились к варягам звать их княжить, и пришли по их зову три брата Рюрик, Трувор и Синеус с семьями и приближенными. Двое из пришлых бояр — Аскольд и Дир — отпросились из Новгорода в Царьград и, увидев по дороге Киев, остались там. Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси. Заканчивается рассказ событиями 1117 года.

“Повесть временных лет”: история изучения этого произведения

Несторовская летопись стала известна после того, как Петр Первый в 1715 году поручил сделать копию с Радзивиловского списка, хранящегося в библиотеке Кенигсберга. Сохранились документы, подтверждающие, что внимание царя на этот манускрипт обратил Яков Брюс — личность, примечательная во всех отношениях. Он же передал переложение Радзивиловского списка на современный язык Василию Татищеву, который собирался писать историю России. Кроме того, изучением повести занимались такие известные ученые, как А. Шлепцер, П. М. Строев и А. А. Шахматов.

Летописец Нестор. “Повесть временных лет”: мнение А. А.Шахматова

Новый взгляд на “Повесть временных лет” был предложен в начале ХХ века. Его автором стал известный ученый А. А. Шахматов, который предложил и обосновал “новую историю” данного произведения. В частности он привел аргументы в пользу того, что в 1039 году в Киеве на основе византийских хроник и местного фольклора был создан Киевский свод, который можно считать древнейшим документом подобного рода на Руси. Примерно в это же время в Новгороде была написана Новгородская летопись. Именно на базе этих двух трудов в 1073 году Нестор создал сначала первый Киево-Печерский свод, затем второй и наконец “Повесть временных лет”.

“Повесть временных лет” написана русским монахом или шотландским принцем?

Последние два десятилетия были богаты на разного рода исторические сенсации. Однако справедливости ради нужно сказать, что часть из них так и не нашла научного подтверждения. Например, сегодня существует мнение, что “Повесть временных лет”, год создания которой известен лишь приблизительно, на самом деле написан не в период между 1110 и 1118 годами, а шестью столетиями позднее. В любом случае, даже официальные историки признают, что Радзивиловский список, т. е. копия рукописи, авторство которой приписывают Нестору, был сделан в XV веке и тогда же украшен многочисленными миниатюрами. Более того, Татищев писал “Историю России” даже не с него, а с пересказа этого труда на современный ему язык, автором которого, возможно, был сам Яков Брюс — праправнук короля Шотландии Роберта Первого. Но эта теория не имеет под собой никаких серьезных обоснований.

Специалисты, придерживающиеся неофициального взгляда на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что оно было необходимо для обоснования самодержавия как единственной формы правления в России. Более того, именно эта рукопись ставила точку в вопросе об отказе от “старых богов”, указывая на христианство как единственную правильную религию. В этом-то и состояла его главная суть.

“Повесть временных лет” — это единственное произведение, в котором рассказывается каноническая версия крещения Руси, все остальные просто ссылаются на него. Уже одно это должно заставить очень пристально заняться его изучением. А еще именно “Повесть временных лет”, характеристика которой принятая в официальной историографии сегодня ставится под сомнение, является первым источником, повествующим о том, что русские государи произошли от Рюриковичей. Для каждого исторического труда очень важна дата создания. “Повесть временных лет”, имеющая исключительное значение для российской историографии, таковой не имеет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать даже конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.

fb.ru

Повесть временных лет - это... Что такое Повесть временных лет?

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:

Повѣсть врємѧннꙑхъ лѣтъ чєрнориpца Ѳєдосьєва манастꙑрꙗ Печерьскаго ⁙ Откуду єсть пошла Рускаꙗ землꙗ · кто в неи нача первѣє кнѧжити и откуду Рускаꙗ зємлꙗ стала єсть

История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[2] (1377 год) и других списках[3]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[4]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Содержание

История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:

  • Симу достался восток: Бактрия, Аравия, Индия, Месопотамия, Персия, Мидия, Сирия и Финикия.
  • Хаму достался юг: Египет, Ливия, Мавритания, Нумидия, Эфиопия, но также Вифиния, Киликия, Троада, Фригия, Памфилия, Кипр, Крит, Сардиния.
  • Яфету (словен. Афетъ) достался северо-запад: Армения, Британия, Иллирия, Далмация, Иония, Македония, Мидия, Пафлагония, Каппадокия, Скифия и Фессалия.

Потомками Яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи). В начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться Русская земля, а русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.

Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.

В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства. В 883 году Олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. В 907 году Олег предпринял крупный морской поход на ладьях в Византию, результатом которого стал договор с греками.

После смерти Олега от укуса змеи стал княжить Игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. Русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. Деньгами русов были гривны, а поклонялись они Перуну.

Игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена Ольга, которая при помощи варяжских воевод Свенельда и Асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. Ольга правила как регент при своем сыне Святославе. Возмужав, Святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на Дунае против греков. Возвращаясь после одного из походов на греков, Святослав попал в засаду печенегов и погиб.

От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.

После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.

Христианская идеология

Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал.2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (словен. отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (словен. цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

  • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом)[5]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами)[6]. Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
  • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом[7]. Нет в Н1Л.
  • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом[8]. Нет в Н1Л.

Документальные источники:

  • Договор 907 года, текст создан искусственно[9]. Нет в Н1Л.
  • Договор 912 года[10]. Нет в Н1Л.
  • Договор 945 года[11]. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
  • Договор 971 года[12]. Нет в Н1Л.

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

  • 852[13] — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
  • 858[14] — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
  • 866[15] — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
  • 868[16] — «Начал царствовать Василий».
  • 869[16] — «Крещена была вся земля Болгарская».

Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

  • 887[17] — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
  • 902[18] — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
  • 907[19] — Поход Олега на Византию.
  • 911[19] — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
  • 913[20] — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
  • 914[21] — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
  • 915[21] — Взятие Симеоном Адрианополя.
  • 920[22] — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
  • 929[22] — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
  • 934[23] — Поход венгров на Царьград. Мир.
  • 942[24] — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
  • 943[24] — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

  • «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов[25] и рассказ о нравах народов[26]. Нет в Н1Л[27].
  • Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси[28]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом)[29]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом)[30]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом)[31].
  • Похвала Ольге (под 969 годом)[32].
  • Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом)[33].
  • Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом)[34].
  • «Речь философа»[35].
  • Рассказ о походе на Корсунь[36].
  • Символ веры, семь соборов и разврашение латинян[37].
  • Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян[38].
  • Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу[39].
  • Похвала книгам под 1037 годом[40]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом[41]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом[42].
  • Поучение о казнях божиих, под 1068 годом[43]. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом[44].
  • Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом[45], и продолжение рассказа о волхвах[46].
  • Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом[47]. Нет в Н4Л.
  • Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом[48]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом[49]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом[50]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Поучение о казнях божиих, под 1093 годом[51]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом[52]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича[53]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом[54]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о походе на половцев в 1103 году[55]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

  • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита[56]. Нет в других летописях.
  • Поход 1111 года на половцев[57].
  • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах[58]. Нет в других летописях.
  • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба[59]. Нет в других летописях.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:
  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году:

Въ лѣто · ҂ѕ҃ т҃ о҃ · Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами въ собѣ володѣти · и не бѣ въ нихъ правдꙑ · и въста родъ на родъ · и бꙑша въ них҄ усобицѣ · и воєвати почаша сами на сѧ и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · и идаша за море къ Варѧгомъ к Русі · сице бо сѧ звахѫть и · варѧзи суть · ꙗко се друзии зъвутсѧ Свое · друзии же Ѹрмане · Анъглѧне друзіи Гъте · тако и си рѣша · Русь · Чюдь и Словѣни · и Кривичи · всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · и изъбращасѧ · г҃ · братьꙗ . съ родꙑ своими · и поꙗша по собѣ всю Русь · и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеѹсъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ…

Литература

Издания и переводы

Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990), китайский (2010) языки.

Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)

  • Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. СПб, 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999)
  • Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997. (по списку Ипатьевской летописи)
  • The Povĕst’ vremennykh lĕt: An Interlinear Collation and Paradosis. / Compiled and Ed. by D. Ostrowski. Cambridge (Mass.), 2003. (Harvard Library of Early Ukrainian Literature. Texts. Vol. X. Parts 1-3)

Словоуказатели:

  • Handbuch zur Nestorchronik. Bd.1-3. Munchen, 1977-86.
  • Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: (Словоуказатели и частотный словник). Киев, 1984.

Исследования

Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):

  • Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856.
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
  • Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и её источник. М., 1957.
  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
  • Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С. 337—343. (статья О. В. Творогова)
  • Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
  • Милов Л. В. Очерк I. Кто был автором «Повести временных лет»? // От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 40-69.
  • Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.
  • Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.
  • Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М., 2004.
  • Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет?» — М.: Индрик, 2011. — 280 с. (Славяно-германские исследования. Т. 6). — 1000 экз., ISBN 978-5-91674-154-4

Примечания

  1. ↑ горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. — М., 1981. — С. 14-15.
  2. ↑ Рукопись ГПБ, F.п. IV, № 2
  3. ↑ Радзивиловская летопись (рукопись БАН, 34.5.30) и Московско-Академическая летопись (ГБЛ, собр. МДА, № 236)
  4. ↑ Списки: Ипатьевский — БАН, 16.4.4; Хлебниковский — ГПБ, F.IV, № 230
  5. ↑ ПВЛ 1999. С.20; ПСРЛ, т. I, стб.38-39 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.28-29, т. IV, ч.1, стр.24-25, т. VI, вып.1, стб.31-32, т. VII, стр.275-276, т. IX, стр.21-22
  6. ↑ ПВЛ 1999. С.27-29; ПСРЛ, т. I, стб.55-60, т. II, стб.43-48, т. III, стр.110-113 (только первая часть рассказа), т. IV, ч.1, стр.37-41, т. VI, вып.1, стб.46-50, т. VII, стр.283-285
  7. ↑ ПВЛ 1999. С.54-55; ПСРЛ, т. I, стб.122-124, т. II, стб.106-108 (под 993 годом); т. IV, ч.1, стр.91-92 (под 991 годом), т. VI, вып.1, стб.107-108 (под 993 годом), т. VII, стр.314 (под 993 годом), т. IX, стр.65-66 (под 995 годом)
  8. ↑ ПВЛ 1999. С.56-57; ПСРЛ, т. I, стб.127-129, т. II, стб.112-114, т. IV, ч.1, стр.95-97, т. VI, вып.1, стб.111-112, т. VII, стр.316-317, т. IX, стр.67-68 (кратко)
  9. ↑ ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. I, стб.31-32 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.22-23, т. IV, ч.1, стр.19-20, т. VI, вып.1, стб.25-26, т. VII, стр.272-273, т. IX, стр.18-19
  10. ↑ ПВЛ 1999. С.18-20; ПСРЛ, т. I, стб.32-37 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.24-28, т. IV, ч.1, стр.20-24, т. VI, вып.1, стб.27-31, т. VII, стр.273-275, т. IX, стр.19-21
  11. ↑ ПВЛ 1999. С.23-26; ПСРЛ, т. I, стб.46-53, т. II, стб.35-42, т. IV, ч.1, стр.30-36, т. VI, вып.1, стб.39-45, т. VII, стр.279-282
  12. ↑ ПВЛ 1999. С.34-35; ПСРЛ, т. I, стб.72-73, т. II, стб.60-61, т. IV, ч.1, стр.51, т. VI, вып.1, стб.61-62, т. VII, стр.291, т. IX, стр.37-38
  13. ↑ ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.12
  14. ↑ ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.13
  15. ↑ ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.15, т. III, стр.105 (без имен Аскольда и Дира и под 854 годом)
  16. ↑ 1 2 ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.16
  17. ↑ ПВЛ 1999. С.14; ПСРЛ, т. II, стб.17
  18. ↑ ПВЛ 1999. С.16; ПСРЛ, т. II, стб.20
  19. ↑ 1 2 ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. II, стб.23
  20. ↑ ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.31
  21. ↑ 1 2 ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.32
  22. ↑ 1 2 ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.32
  23. ↑ ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.33
  24. ↑ 1 2 ПВЛ 1999. С.23; ПСРЛ, т. II, стб.34
  25. ↑ ПВЛ 1999. С.7-8; ПСРЛ, т. I, стб.1-5, т. II, стб.2-5, т. IV, ч.1, стр.1-3, т. VI, вып.1, стб.1-3, т. VII, стр.260-261, т. IX, стр.1-3
  26. ↑ ПВЛ 1999. С.11; ПСРЛ, т. I, стб.14-16, т. II, стб.10-11, т. IV, ч.1, стр.7-8, т. VI, вып.1, стр.8-10, т. VII, стр.265-266, т. IX, стр.6
  27. ↑ под Н1Л понимается Новгородская первая летопись младшего извода; в летописи старшего извода подробных изложений для XI века нет вообще
  28. ↑ ПВЛ 1999. С.9; ПСРЛ, т. I, стб.7-9, т. II, стб.6-7, т. IV, ч.1, стр.4, т. VI, вып.1, стр.4-5, т. VII, стр.262-263, т. IX, стр.3-4
  29. ↑ ПВЛ 1999. С.15-16; ПСРЛ, т. I, стб.26-29, т. II, стб.18-20, т. IV, ч.1, стр.16-18, т. VI, вып.1, стб.21-24, т. VII, стр.270-271, т. IX, стр.16-17
  30. ↑ ПВЛ 1999. С.20-21; ПСРЛ, т. I, стб.39-42 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.29-31, т. IV, ч.1, стр.25-26, т. VI, вып.1, стб.33-34, т. VII, стр.276-277, т. IX, стр.22-24
  31. ↑ ПВЛ 1999. С.29-30; ПСРЛ, т. I, стб.60-63, т. II, стб.49-51, т. III, стр.113-116, т. IV, ч.1, стр.41-43 (под 958 годом), т. VI, вып.1, стб.50-52, т. VII, стр.285-286, т. IX, стр.29-30
  32. ↑ ПВЛ 1999. С.32-33; ПСРЛ, т. I, стб.68-69, т. II, стб.55-56, т. III, стр.120-121, т. IV, ч.1, стр.47-48, т. VI, вып.1, стб.57-58, т. VII, стр.289, т. IX, стр.34-35
  33. ↑ ПВЛ 1999. С.38-39; ПСРЛ, т. I, стб.82-83, т. II, стб.69-71, т. III, стр.130-131, т. IV, ч.1, стр.58-59, т. VI, вып.1, стб.69-71, т. VII, стр.295-296, т. IX, стр.41-42
  34. ↑ ПВЛ 1999. С.39-40; ПСРЛ, т. I, стб.84-87, т. II, стб.71-74, т. III, стр.132-133, т. IV, ч.1, стр.60-61, т. VI, вып.1, стб.72-73, т. VII, стр.296-297, т. IX, стр.42-43
  35. ↑ ПВЛ 1999. С.40-48; ПСРЛ, т. I, стб.87-106, т. II, стб.74-92, т. III, стр.133-148, т. IV, ч.1, стр.61-78, т. VI, вып.1, стб.74-92, т. VII, стр.297-306, т. IX, стр.43-52
  36. ↑ ПВЛ 1999. С.49-50; ПСРЛ, т. I, стб.109-112, т. II, стб.94-97, т. III, стр.150-152, т. IV, ч.1, стр.80-82, т. VI, вып.1, стб.94-97, т. VII, стр.307-309, т. IX, стр.53-54
  37. ↑ ПВЛ 1999. С.50-52; ПСРЛ, т. I, стб.112-116, т. II, стб.97-101, т. III, стр.152-155, т. IV, ч.1, стр.82-86, т. VI, вып.1, стб.97-100, т. VII, стр.309-310, т. IX, стр.54-57
  38. ↑ ПВЛ 1999. С.52-53; ПСРЛ, т. I, стб.116-119, т. II, стб.101-103, т. III, стр.155-157, т. IV, ч.1, стр.86-88, т. VI, вып.1, стб.100-102, т. VII, стр.310-311, т. IX, стр.57-58
  39. ↑ ПВЛ 1999. С.58-61; ПСРЛ, т. I, стб.132-139, т. II, стб.118-126, т. III, стр.169-174 (иная, сокращенная редакция), 557—558 (в Троицком списке дополнения), т. IV, ч.1, стр.99-105, т. VI, вып.1, стб.115-127, т. VII, стр.318-324, т. IX, стр.71-74
  40. ↑ ПВЛ 1999. С.66-67; ПСРЛ, т. I, стб.152-153, т. II, стб.139-141, т. IX, стр.80-81
  41. ↑ ПВЛ 1999. С.68-70; ПСРЛ, т. I, стб.155-160, т. II, стб.143-149, т. IX, стр.83-85
  42. ↑ ПВЛ 1999. С.71-72; ПСРЛ, т. I, стб.164-165, т. II, стб.153-155, т. III, стр.184-185, т. IV, ч.1, стр.121-122, т. VI, вып.1, стб.184-186, т. VII, стр.334-335, т. IX, стр.92-93
  43. ↑ ПВЛ 1999. С.73-74; ПСРЛ, т. I, стб.167-170, т. II, стб.156-159, т. III, стр.186-189, т. IX, стр.94-95
  44. ↑ ПВЛ 1999. С.74-75; ПСРЛ, т. I, стб.172-173, т. II, стб.161-162, т. III, стр.190, т. IV, ч.1, стр.125, т. VI, вып.1, стб.189, т. VII, стр.336, т. IX, стр.96
  45. ↑ ПВЛ 1999. С.75-77; ПСРЛ, т. I, стб.174-178, т. II, стб.164-168, т. III, стр.191-194, т. IV, ч.1, стр.127-130, т. VI, вып.1, стб.191-194, т. VII, стр.337-339, т. IX, стр.97-98
  46. ↑ ПВЛ 1999. С.77-78; ПСРЛ, т. I, стб.178-181, т. II, стб.168-171, т. III, стр.194-196, т. IV, ч.1, стр.130-132, т. VI, вып.1, стб.194-197, т. VII, стр.339-340, т. IX, стр.98-99
  47. ↑ ПВЛ 1999. С.79-85; ПСРЛ, т. I, стб.183-198, т. II, стб.173-189, т. III, стр.198-201 (первая часть), т. VI, вып.1, стб.200-203 (первая часть), т. VII, стр.342-345, т. IX, стр.101-107
  48. ↑ ПВЛ 1999. С.86-87; ПСРЛ, т. I, стб.202-204, т. II, стб.193-195, т. IX, стр.108-109
  49. ↑ ПВЛ 1999. С.88; ПСРЛ, т. I, стб.206-207, т. II, стб.197-199 (под 1087 годом), т. VI, вып.1, стб.205 (кратко), т. VII, стр.4 (кратко), т. IX, стр.114-115
  50. ↑ ПВЛ 1999. С.89-91; ПСРЛ, т. I, стб.209-214, т. II, стб.200-205, т. VII, стр.5, т. IX, стр.116-118 (под 1093 годом)
  51. ↑ ПВЛ 1999. С.93-95; ПСРЛ, т. I, стб.222-225, т. II, стб.213-216, т. IX, стр.122-123
  52. ↑ ПВЛ 1999. С.97-98; ПСРЛ, т. I, стб.231-234, т. II, стб.221-224, т. VII, стр.9-10, т. IX, стр.126
  53. ↑ ПВЛ 1999. С.98, 107—108; ПСРЛ, т. I, стб.234-236, т. II, стб.224-226, т. VII, стр.10, т. IX, стр.126-127
  54. ↑ ПВЛ 1999. С.110-116; ПСРЛ, т. I, стб.257-273, т. II, стб.231-248, т. VI, вып.1, стб.209-216, т. VII, стр.12-17 (под 1097—1099 годами), т. IX, стр.129-134
  55. ↑ ПВЛ 1999. С.117-119; ПСРЛ, т. I, стб.277-279, т. II, стб.252-255, т. VII, стр.19-20, т. IX, стр.138-139
  56. ↑ ПВЛ 1999. С.121-122, 123—125; ПСРЛ, т. II, стб.260-264, 268—273
  57. ↑ ПВЛ 1999. С.122-123; ПСРЛ, т. II, стб.264-268, т. IV, ч.1, стр.141 (без первой части), т. VI, вып.1, стб.218-219 (без первой части, под 1112 годом), т. VII, стр.21-22, т. IX, стр.142-143
  58. ↑ ПВЛ 1999. С.126-127; ПСРЛ, т. II, стб.277-279
  59. ↑ ПВЛ 1999. С.127-128; ПСРЛ, т. II, стб.280-282

dic.academic.ru

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.

Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.

Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.

Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.

В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века. М., 1978; Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси, т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.

Андрей Ранчин

Литература:

Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856 Истрин В.М. Замечания о начале русского летописания. – Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук, т. 26, 1921; т. 27, 1922 Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. – Л., 1947 Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М. – Л., 1963 Еремин И.П. «Повесть временных лет»: Проблемы ее историко-литературного изучения (1947). – В кн.: Еремин И.П. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М. – Л., 1966 Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969 Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях XI–XIIIвв. . – В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970 Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971 Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977 Лихачев Д.С. Великое наследие. «Повесть временных лет» (1975). – Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 тт., т. 2. Л., 1987 Шайкин А.А. «Се повести временных лет»: От Кия до Мономаха. М., 1989

Данилевский И.Н. Библеизмы «Повести временных лет». – В кн.: Герменевтика древнерусской литературы. М., 1993. Вып. 3.

Данилевский И.Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов). – Отечественная история, 1993, № 1 Трубецкой Н.С. Лекции по древнерусской литературе (пер. с нем. М.А. Журинской). – В кн.: Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995 Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. (1940). 2-е изд. М., 1996 Ранчин А. М. Статьи о древнерусской литературе. М., 1999 Гиппиус А.А. «Повесть временных лет»: о возможном происхождении и значении названия. – В кн.: Из истории русской культуры, т. 1 (Древняя Русь). М., 2000 Шахматов А.А. 1) Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908). – В кн.: Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М. – Жуковский, 2001 Живов В.М. Об этническом и религиозном сознании Нестора Летописца (1998). – В кн.: Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002 Шахматов А.А. История русского летописания, т. 1. СПб., 2002 Шахматов А.А. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн.1 2) Повесть временных лет (1916). – В кн.: Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2. Раннее русское летописание XI–XII вв. СПб., 2003

www.krugosvet.ru

«Повесть временных лет» 1114

«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами - Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями - князьями Борисом и Глебом, своими святынями - монастырями и храмами, своими духовными наставниками - богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии - Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья - братья по крови, - постоянный мотив «Повеcти временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы - иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 1

ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ

Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, - по берегам его учил святой Андрей, брат Петра.

Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

Повесть временных лет

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ

В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет - пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Энциклопедия «Кругосвет»

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свою «отчину» - княжество Переяславльское, а также Суздальскую землю и Ростовскую. Признал власть Владимира и Великий Новгород, повинуясь его распоряжениям и принимая от него князей. В 1118 году Владимир потребовал к себе «вся бояры новгородськыя» для приведения их к присяге. Часть из них он отпустил обратно в Новгород, а «иныя у себя остави». При Владимире восстановилась прежняя военная мощь древнерусского государства, ослабленная предшествовавшими феодальными распрями. Половцам был нанесен сокрушительный удар, и они не осмеливались нападать на Русскую землю…

Одной из мер при вокняжении Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году было исправление несторовской «Повести временных лет» с целью более правильного освещения правления Святополка Изяславича, ненавистного киевскому трудовому народу. Это дело Мономах поручил игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Выдубецкий монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, естественно, держал сторону этого князя, а после его смерти - сторону его сына. Сильвестр добросовестно выполнил порученное ему дело. Он переписал «Повесть временных лет» и дополнил ее несколькими вставками об отрицательных поступках Святополка. Так, Сильвестр ввел в «Повесть временных лет» под 1097 годом рассказ попа Василия об ослеплении Василька Ростиславича. Затем по-новому он изложил историю похода русских князей против половцев в 1103 году. Хотя этот поход возглавлялся Святополком, как старшим киевским князем, пером Сильвестра Святополк был отодвинут на второй план, а на первое место поставлен Владимир Мономах, действительно участвовавший в этом походе, но не руководивший им.

То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.

Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».

В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ.. Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.

Водовозов Н. В. История древней русской литературы 

histrf.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>