Кто написал повесть о настоящем человеке


Ответы@Mail.Ru: Кто прочитал книгу "Повесть о настоящем человеке"?

написал Б. Полевой, о Мересьеве. Летчика во время второй мировой сбивают фашисты над лесом. Самолет падает летчик выживает и несколько недель полз с раздробленными ступнями по лесу. Обморозил обе ноги но выжил, нашли партизаны. Ампутировали ему в госпитале обе ноги. Но он летал на протезах, перед врачебной комиссией на протезах он танцевал барыню чтоб его признали годным к службе. Советую прочесть, замечательная вещь.

Уже не помню. Ану напомни мне, о чём там . поподробнее.

В основе драматической истории - реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера, вновь садится за штурвал самолета и пополняет счет воздушных побед над врагом.

Самолет упал пилот добирался до своих подобрали партизаны попал в госпиталь отрезали ноги сделал протезы ему учится ходить на них вовзвращение в авиацию хэппи энд

сбили лётчика пока дополз до наших отморозил ноги их потом ампутировали. но он научился ходить на протезах да так лихо что добился разрешения снова летать

Повесть основана на действительных событиях. Во время войны лётчик Алексей Мересьев был сбит, долго полз зимой по лесу к своим, отморозил ноги, их пришлось ампутировать. НО Мересьев добился, чтобы ему разрешили летать на протезах, летал всю войну, получил звание Героя Советского Союза. Настоящая его фамилия Маресьев.

«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.

touch.otvet.mail.ru

Краткое содержание «Повесть о настоящем человеке»

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» была написана в 1946 году. Прототипом главного героя произведения стал реальный исторический персонаж – герой СССР, летчик Алексей Маресьев. Книга Бориса Полевого была удостоена Сталинской премии.

«Повесть о настоящем человеке» – произведение, повествующее о сильном, волевом человеке. Главный герой книги с достоинством преодолевает личную трагедию, находит в себе силы не только встать на ноги, но и продолжить воевать за родную землю. Произведение относится к литературному направлению соцреализм. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Повести о настоящем человеке» по главам.

Алексей Мересьев – летчик-истребитель, после крушения самолета 18 дней полз по зимнему лесу с поврежденными ногами. Лишился ног, был единственным в мире человеком, который летал с протезами.

Воробьев Семен – полковой комиссар, который даже находясь при смерти не терял воли к жизни, «настоящий человек».

Григорий Гвоздев – лейтенант танковых воск, Герой Советского Союза. Во время одного из сражений обгорел в танке.

Стручков Павел Иванович – майор, летчик-истребитель из дивизии воздушного прикрытия столицы.

Василий Васильевич – врач, профессор медицины.

Степан Иванович – старшина, снайпер, Герой Советского Союза, «сибиряк, охотник».

Кукушкин Константин – летчик, «вздорный и неуживчивый человек».

Клавдия Михайловна – медсестра в московском госпитале.

Анюта (Аня) – студентка мединститута, возлюбленная Гвоздева.

Зиночка – медсестра в санатории, научила Мересьева танцевать.

Наумов – лейтенант, инструктор Мересьева.

Зима. В бою летчик Алексей Мересьев «попал в двойные «клещи»» – его обступили четыре немецких самолета. Летчик попытался обойти противника, однако немцы «подшибли» его самолет. Мересьев начал стремительно падать, задевая верхушки сосен. Алексея выбросило из самолета и швырнуло на ель, ветки которой смягчили удар.

Очнувшись, Мересьев увидел перед собой медведя.

Глава 3

Медведь начал рвать когтями комбинезон Мересьева. Последним усилием воли Алексей выхватил из кармана пистолет и выстрел в животное. Медведь умер.

Мересьев попытался встать на ноги, «боль в ступнях прожгла все тело» – мужчина понял, что во время падения повредил ноги. Преодолев сильную боль, Алексей снял унты – ступни распухли, очевидно, что во время падения летчику раздробило мелкие кости.

Оглянувшись вокруг, Алексей заметил, что находится на поле, где когда-то было сражение. Несмотря на то, что Мересьев потерял планшет с картой, он приблизительно ориентировался в лесу и решил идти на восток. Преодолевая сильнейшую боль, Алексей медленно направился вперед.

Главы 4-5

Вечером Мересьев вышел к «санитарной зоне» – месту, где укладывали раненых. Алексей снял с умерших кожаные ножны и нож. Утром голодный мужчина нашел в сумке с красным крестом банку консервов. Мересьев решил есть раз в сутки – в полдень.

Чтобы отвлечься, Алексей начал продумывать маршрут, считать шаги. Так как идти было все труднее, мужчина вырезал себе две можжевеловые палки.

Главы 6-7

На третий день пути Мересьев нашел в кармане зажигалку, о которой совсем забыл. Мужчина наконец смог разжечь костер и согреться. По дороге его едва не заметила проезжавшая мимо колона немцев на броневиках. Алексей стал идти более осторожно.

Главы 8-9

Чтобы как-то прокормиться, Алексей жевал кору, заваривал себе чай из листиков брусники, доставал из шишек кедровые орешки.

На седьмой день пути Мересьев вышел к месту побоища – немцы были разбиты. Совсем рядом слышались звуки артиллерийской дуэли.

Главы 10-14

Вечером Алексей обнаружил, что в зажигалке закончился бензин. За ночь он замерз и не мог больше передвигаться ступая. Мужчина, не теряя силы воли, пополз вперед на руках. По дороге он нашел ежа, которого съел сырым.

Алексей из последних сил продвигался вперед. Неожиданно он услышал детские голоса, говорившие по-русски. От волнения Мересьев заплакал. Алексея на салазках отвезли в землянку.

Главы 15-16

Мересьев оказался среди людей, которые бежали из родной деревни и теперь жили в бору. Алексея поселил к себе дед Михайло. Мересьева пытались выхаживать всей деревней.

Главы 17-19

Дед Михайло, видя, что Мересьеву становится хуже, привел к нему командира эскадрильи, в которой служил Алексей. Посчитав дни, командир понял, что Мересьев пробыл в лесу восемнадцать суток.

На родном аэродроме, где все были рады Алексею, его ждал санитарный самолет. Мересьева направили в лучший московский госпиталь.

Часть вторая

Глава 1

До войны клиника, в которую поместили Мересьева, была институтом. Делая обход, шеф лечебницы, профессор Василий Васильевич, наткнулся на койки, стоявшие у лестничной клетки. Ему объяснили, что это летчики, которых привезли ночью – у одного перелом бедра и руки, у другого гангрена ступней.

Василий Васильевич распорядился поместить их в «полковничью» палату.

Глава 2

В палате с Мересьевым было еще три человека. Полностью забинтованный лейтенант танковых войск Григорий Гвоздев, известный снайпер Степан Иванович и летчик Кукушкин. Гвоздев уже второй месяц находился «на грани жизни и смерти», практически ни с кем не разговаривая – во время одного из сражений он обгорел в танке.

Василий Васильевич все чаще заговаривал с Алексеем об ампутации. Мересьев, сильно переживая, не писал о том, что с ним случилось ни матери, ни своей невесте Ольге.

Главы 3-4

Через неделю в палату подселили полкового комиссара Семена Воробьева. Воробьев, которого все начали называть «Комиссар», смог к «каждому подобрать свой особый ключик». «С прибытием Комиссара в палате произошло что-то подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку и в нудную больничную тишину вместе с веселым шумом улиц врывался свежий и влажный воздух ранней московской весны».

Главы 5-6

Алексею нельзя было помочь ничем, кроме операции. Мересьеву ампутировали ноги до середины икры. После операции мужчина ушел в себя, тяжело переживая, что теперь он больше никогда не сможет летать на самолете. Алексей так и не смог написать матери и Ольге об операции.

Глава 7

Пришла весна. Гвоздев постепенно начал разговаривать с другими мужчинами в палате, «вовсе ожил».

Всем, кроме Гвоздева приходили письма. С легкой руки Комиссара и медсестры Клавдии Михайловны Григорий получил письма от девушек из мединститута. Одна из них – Анюта, даже отправила свою фотокарточку. Вскоре с ней у Гвоздева завязалась переписка.

Глава 8

Комиссар, желая вернуть Мересьеву волю к жизни, нашел для него статью о летчике, который без одной ступни продолжал управлять самолетом. Прочитав, Алексей заметил, что тому летчику было проще, однако комиссар ответил ему, что «ты же советский человек!». В ту ночь Мересьев долго не мог заснуть, думая о том, что он сможет снова летать.

Комиссару становилось все хуже, но, несмотря на это, мужчина находил в себе силы шутить и успокаивать медсестру. Клавдия Михайловна, проводившая все больше времени у постели Воробьева, влюбилась в него.

Глава 9

Первым выписался Степан Иванович.

Влюбившись в Аню, Гвоздев, у которого все лицо было в шрамах, боялся, что девушка не захочет общаться с ним, когда увидит лично.

Глава 10

Мересьев делал все, чтобы снова стать полноценным летчиком. Алексей придумал для себя особый комплекс упражнений, которые регулярно выполнял. Несмотря на то, что гимнастика причиняла сильную боль, мужчина старался с каждым разом увеличивать нагрузку.

Мересьеву все чаще приходили письма от Ольги. Раньше они старались не говорить о своих чувствах, теперь же девушка первой, не стесняясь, писала о своей любви тоске. Алексей, скрывая свое состояние, отвечал Ольге кратко и сухо.

Глава 11

«Комиссар умер первого мая». Это случилось «как-то незаметно» для всех – под официальную речь по радио.

Вечером в их палату подселили летчика-истребителя, майора Павла Ивановича Стручкова. У мужчины были повреждены коленные чашечки. Он был общительным и веселым, очень любил женщин.

«На следующий день хоронили Комиссара». Играла траурная музыка, в последний путь Воробьева провожали солдаты. На вопрос Стручкова о том, кого хоронят, Кукушкин ответил: «Настоящего человека хоронят… Большевика хоронят». «И очень захотелось Алексею стать настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».

Глава 12

Стручков предложил Алексееву поспорить, что соблазнит Клавдию Михайловну. Все в палате были возмущены и собирались вступиться за женщину, однако Клавдия Михайловна сама отказала Павлу.

Вскоре выписался Константин Кукушкин.

Глава 13

В один из ранних летних дней Мересьеву принесли протезы, обутые в новенькие башмаки. Медики объяснили Алексею, что теперь ему придется учиться ходить, как младенцу. С привычным для него упорством Мересьев, опираясь на костыли, начал передвигаться по коридору.

Гвоздев и Анюта влюбились. В письмах они признались друг другу в любви, однако Григорий очень нервничал, ведь девушка не видела его лица в шрамах.

Глава 14

В середине июня Гвоздева выписали из госпиталя. Вскоре Мересьеву пришло от Григория письмо. Гвоздев рассказал, что хотя Анюта при встрече и не подала виду, по девушке было заметно, насколько ее пугает внешность Григория. Не желая ее мучить, Гвоздев сам ушел.

Прочитав письмо друга, Алексей написал Ольге, что не известно, сколько продлится война, поэтому ей стоит поскорей о нем забыть. В тайне Мересьев надеялся, что это не спугнет настоящую любовь.

Василий Васильевич застал Алексея за тем, как он сам пытался научиться ходить без костылей. Вечером он передал для Мересьева в подарок собственную трость черного дерева.

Глава 15

Стручков влюбился в Клавдию Михайловну. На признание Павла женщина ответила, что не любит его и никогда не смогла бы полюбить.

Мересьеву позвонила Анюта, которая очень переживала из-за неожиданного исчезновения Гвоздева. Алексей был рад – теперь у друга все образуется.

Часть третья

Глава 1

Летом 1942 Алексея выписали из госпиталя и направили долечиваться в санаторий Военно-воздушных Сил под Москвой. Перед отъездом Мересьев решил прогуляться по Москве. Неожиданно ему встретилась Анюта. Девушка предложила зайти к ней в гости. Узнав, что Григорий решил отращивать бороду, чтобы большей ей нравиться, Анюта называла Гвоздева «чудаком».

Глава 2

В канцелярии санатория сначала были удивлены, что к ним направили «Мересьева без ног», но потом разобрались, что у Алексея протезы. Мересьева поселили в одной комнате со Стручковым.

Глава 3

Алексей попросил медсестру Зиночку, работника канцелярии, научить его танцевать. Девушка согласилась. Танец давался Мересьеву сложно, но он никому не показывал, какую боль причиняет ему «это сложное, разнохарактерное топтанье».

Глава 4

Со временем танцевальные упражнения начали давать результаты – Алексей все меньше «ощущал сковывающее действие протезов».

Впервые за долгое время пришло письмо от Оли. Девушка писала, что в числе добровольцев роет окопы. Ольгу возмутило его прошлое письмо – она готова была принять его любым: «Вот ты пишешь, что с тобой что-нибудь может случиться на войне. А если бы со мной „на окопах“ случилось какое-нибудь несчастье или искалечило бы меня, разве б ты от меня отступился?». После этого Алексей начал писать ей ежедневно.

Глава 5

В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС. Врач, узнав, что у Мересьева ампутированы ноги, не хотел отправлять его в авиацию. Однако, увидев вечером, как Алексей танцует, выписал заключение, что при должной тренировке Мересьев сможет летать.

Глава 6

В летной части не оказалось Мировольского, к которому Алексея направил военврач. Мересьеву пришлось подать рапорт общим порядком. Не позаботившийся о вещевом и продовольственном аттестате, Алексей останавливается у Анюты.

Мересьев несколько месяцев пытался продвинуться через военную администрацию, однако ему везде отказывали.

Глава 7

Получив направление на комиссию в отдел формирования, Алексей наконец встретился с нужным ему врачом Мировольским. Он направил Мересьева в «ТАП на испытание». Алексею, которому очень хотелось снова летать, удалось прорваться к высокому командованию. Мересьева отправили в школу тренировочного обучения.

Глава 8

Мересьев опасался, что обнаружив отсутствие ног, его выгонят из тренировочной школы. Однако перед Сталинградской битвой, в школе было слишком много работы, поэтому полковник не стал проверять документы Алексея – его возмутило только то, что Мересьев ходил с «пижонской» тростью.

Инструктором Алексея назначили лейтенанта Наумова. Чтобы было удобно управлять самолетом, Мересьев пристегивал протезы кожаными хомутиками (которые заранее заказал у сапожника) к педальному управлению. Узнав, что у Алексея нет ног, Наумов решил заниматься с ним по особой программе.

Глава 9

Мересьев тренировался больше пяти месяцев. Наконец инструктор назначил ему испытания. Понимая, что сейчас решается его судьба, Алексей выполнял в воздухе сложнейшие фигуры. Восхищенный полетом Мересьева полковник предложил остаться инструктором в школе, но Алексей отказался.

Заметив, что Мересьев снова ходит с тростью, полковник был возмущен и даже хотел ее сломать. Однако, узнав, что Алексей без ног, оценил величие подвига летчика и дал ему самые высокие рекомендации.

Глава 10-11

«Остаток зимы и раннюю весну провел Мересьев в школе переподготовки». Первое время Алексей не ощущал слаженности в управлении истребителем. Это стало для летчика серьезным ударом. Желая подбодрить Мересьева, к нему пришел замполит школы – подполковник Капустин. Так как Алексей был единственным человеком в мире, который летает без ног, полковник предоставил ему возможность тренироваться отдельно. В один из мартовских дней Алексей наконец почувствовал, что самолет полностью его слушается.

Часть четвертая

Главы 1-2

Лето 1943 года. Мересьев прибыл в полк на военную службу. Судя по состоянию на дорогах, Алексей понял, что на фронте разворачиваются активные военные действия.

Главы 3-4

«Битва на Курской дуге разгоралась». Перед первым боевым полетом Мересьев несколько волновался, «но это не был страх смерти». Во время боя «на одном из участков Курской дуги после мощной двухчасовой артиллерийской подготовки армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление».

После битвы Алексей, лежа на мху, читал новое письмо Ольги, в котором девушка прислала свою фотографию в гимнастерке с орденом Красной Звезды на груди. Она уже была командиром саперного взвода, который занимался восстановлением Сталинграда.

Главы 5-6

Во время одного из последующих сражений Мересьев сбил три самолета «фоке-вульф-190», которыми управляли «немецкие асы из знаменитой дивизии «Рихтгофен»», спас младшего товарища и на остатках горючего едва добрался до аэродрома. После битвы Алексея назначили командиром эскадрильи.

Наконец Алексей решился написать Ольге обо всем, что случилось с ним за последние 18 месяцев.

Послесловие

«В дни, когда Орловская битва близилась к своему победному концу», корреспондент газеты «Правда» Полевой познакомился с Маресьевым, которого ему отрекомендовали как «лучшего летчика полка». Алексей лично рассказал автору свою историю.

«Многое в свое время я не успел записать, многое за четыре года потерялось в памяти. О многом, по скромности своей, умолчал тогда Алексей Маресьев. Пришлось додумывать, дополнять».

Уже после того как повесть была напечатана, Маресьев услышал, как книгу читали по радио и сам позвонил Полевому. Через несколько часов гвардия майор Алексей Маресьев пришел в гости к автору. «Четыре военных года почти не изменили его». Маресьев участвовал в боевой кампании 1943-1945 годов, получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, у них родился сын Виктор.

«Так сама жизнь продолжила эту написанную мною повесть об Алексее Маресьеве — Настоящем Советском Человеке».

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» – произведение об истинном патриотизме, гуманизме и человеческой стойкости. Книгу перевели на множество языков, ее издавали более ста пятидесяти раз по всему миру. В 1948 году «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована режиссером А. Столпером. В 1947 – 1948 годах С. Прокофьев написал по книге Полевого оперу в трех действиях.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Повести о настоящем человеке», прочитав гениальное произведение полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 921.

obrazovaka.ru

Краткое содержание Полевой Повесть о настоящем человеке кратко и по главам

Произведение «Повесть о настоящем человеке», написанное советским писателем Борисом Николаевичем Полевым, повествует о нелёгкой судьбе военного лётчика.

Самолёт, которым управлял Алексей Мересьев, был сбит фашистскими орудиями и упал в лес. Лётчику удалось выжить, но при падении у него очень сильно пострадали ноги. Хотя Алексей оказался во вражеском тылу, он принял решение добраться до советских войск. Мужчина пополз в сторону фронта.

Больше двух недель Алексей полз, претерпевая голод и жажду. Один раз ему пришлось убить медведя, напавшего на него. Ценой невероятных усилий мужчина дополз до людей, которые накормили его и обработали раны. Оказалось, что у Алексея обморожены ноги. Затем отважный лётчик был отправлен в тыловой госпиталь, где ему ампутировали пострадавшие конечности.

После операции мужчина стал думать о том, чтобы совершить самоубийство. Ведь он не представлял себе жизни без полётов. Спас его Сергей Воробьев — комиссар, который несмотря на свои ранения старался помочь всем. Сергей принёс и показал Алексею заметку в газете о русском лётчике, который продолжил полёты после ампутации ступней. Это известие придало сил Алексею.

После того, как ему подобрали протезы, он стал усиленно тренироваться. Алексей, несмотря на боль, стал ходить, затем бегать и прыгать. На лечении в санатории, куда его направили после госпиталя, мужчина даже стал танцевать.

Старания Алексея привели к нужному результату. При прохождении медицинской комиссии, все присутствующие были удивлены сообщением о том, что у мужчины нет ног. Как исключение из правил, врачи дали разрешение о том, чтобы лётчик продолжил полёты.

Алексей прибыл в учебный полк, где вновь учился управлять самолётом. Затем отважный лётчик вновь стал участвовать в воздушных боях. Ему удалось сбить больше десятка вражеских самолётов.

Борис Николаевич Полевой доказывает, что человек может достигнуть своей цели, если этого очень захочет.

Краткое содержание Повесть о настоящем человеке по частям

Часть  1

Шла Великая Отечественная война. Зимним днем 1942 года военный летчик Алексей Мересьев вступил в неравный бой с фашистскими самолетами. Его собственный самолет получил пушечный удар и начал рассыпаться в воздухе. Пока он еще мог лететь, пилот пытался увести машину с вражеской территории, больше всего он боялся фашистского плена.

Вот самолет начал падать, и, казалось, смерть неминуема. Но ветви сосны, в которые упал Алексей, спружинили, не дав летчику разбиться.

Когда Мересьев пришел в сознание, он не смог сразу понять, жив ли. Летчик услышал около себя чье-то дыхание. Оказалось, это медведь-шатун. Зверь был худой и голодный. Когда он хотел броситься на человека, пилот застрелил его из пистолета.

Алексею нужно было пробираться к своим. Он надеялся, что фашистов поблизости нет. Когда пилот начал вставать на ноги, он почувствовал сильную боль в ступнях. Но летчик знал – и на сломанных ногах надо идти. Он выломал две палки и отправился в нелегкий путь.

Кроме изувеченных ног Алексея мучил голод. Он растянул банку тушенки на неделю трудного пути, а потом питался лишь корой с деревьев да ягодами, найденными под снегом.

Когда силы совсем покинули мужественного человека, и он не мог уже ни идти, ни ползти, пилота нашли в лесу два мальчика.  Дети позвали взрослых, и те привезли летчика в землянку.

В бору в землянках жили русские крестьяне, деревню которых сожгли немцы. Мересьева поселили у деда Михайло, однако все жители выхаживали летчика. День ото дня Алексею становилось все хуже. Дед Михайло сообщил о нем командиру эскадрильи, в которой служил Мересьев. Как оказалось, в зимнем лесу пилот провел восемнадцать дней.

Вскоре на военном самолете Алексей отправился в столичный госпиталь.

Часть  2

В госпитале стало ясно, что у Мересьева гангрена, а это означает, что стопы придется ампутировать. Пилота пугала перспектива остаться без ног, он даже не хотел, чтобы его мать и невеста узнали об этом.

В палате с Алексеем было еще трое раненых. Один из них – Григорий Гвоздев, танкист, обгоревший в танке. Состояние его было очень тяжелым, лейтенант был весь перевязан бинтами.

Спустя несколько дней в палату Мересьева добавился новый раненый. Его звали Семеном Воробьевым. Новенький, которого все называли комиссаром, к любому находит свой подход. С его приходом атмосфера в палате стала менее мрачной.

Избежать операции не удалось, стопы Алексею ампутировали. После этого состояние летчика было подавленным.  Умерла надежда вернуться за штурвал самолета. Он так и не признался родным, что больше у него нет ног.

Однажды комиссар принес Алексею газету со статьей, в которой писали о пилоте, летающем на самолете с одной ногой. Когда Мересьев проворчал, что тому легче, у него нет лишь одной стопы, Воробьев ответил: «Ты советский человек». После этого уныние Алексея стало проходить, он поверил, что сможет снова летать.

Комиссар Семен Воробьев, который всех подбадривал и поддерживал, постепенно угасал. Первого мая его не стало. На похоронах комиссара кто-то сказал: «Настоящего человека хоронят». Мересьев решил, что тоже будет настоящим человеком.

Алексей твердо решил быть пилотом и упорно шел к цели. Он разработал комплекс специальных упражнений, которые делал, превозмогая боль.  Потом начал осваивать ходьбу на протезах.

Своей невесте он предложил позабыть его, так и не сообщив ей о своем несчастье.

Часть 3

Долечиваться Мересьев отправился в подмосковный санаторий для летчиков. Там поначалу не поняли, какой может быть летчик без ног, но потом узнали, что он ходит на протезах. В санатории он начал учиться танцевать. В этом ему помогала Зиночка, медсестра. На первых порах танцы доставляли ему лишь муки, но, благодаря таким тренировкам, ощущение, что протезы сковывают культи ног, уменьшилось.

Пришло письмо от Ольги, в котором она писала, что копает окопы. Она отчитала Алексея за то, что тот не хочет разделить с ней свои беды. Оля спрашивает, неужели он отступится от нее, случись с ней что-нибудь. С этих пор молодые люди стали часто писать друг другу.

Врач, член комиссии, прибывшей в санаторий, не собирался брать Мересьева в авиацию, пока тот не станцевал. Но только спустя несколько месяцев, преодолев множество препятствий, Алексей попадает в тренировочную школу для летчиков. Наумов, инструктор Мересьева, составил для него специальную программу обучения.

Проучившись пять месяцев, Алексей должен был продемонстрировать свое умение полковнику. Командир был восхищен мастерством пилота и предложил ему место инструктора. Но Алексей сказал, что собирается воевать. Узнав, что у летчика вместо ног протезы, полковник оценил его подвиг.

Еще несколько месяцев Алексей тренировался в школе переподготовки. Там он оттачивал навык управления истребителем.

Часть  4

Летом 43-го Алексей приехал в полк для прохождения военной службы. Первый его боевой вылет совпал с битвой на Курской дуге. Ольга служила в саперных войсках, она была  командиром взвода и уже имела орден Красной Звезды.

В одном из боев Мересьев уничтожил три вражеских самолета. За это он был назначен командиром эскадрильи.

После войны Алексею Мересьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Они поженились с Ольгой. Они жили счастливо и растили сына.

Эта книга учит мужеству, умению не опускать руки. В ней говорится о настоящем человеке, добившегося невозможного благодаря своей воле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание книги Зелёная Миля Стивена Кинга

    Действия романа разворачиваются в эпоху великой депрессии. Большая часть событий проходит и взаимосвязано с тюрьмой, блоком, где держат заключённых

  • Краткое содержание Грамматика любви Бунина

    В начале июня помещик Ивлев появляется в своем уезде. Сначала его сопровождает хорошая погода, затем небо заволакивают тучи. В связи с этим Ивлев решает заехать в имение к знакомому графу.

  • Краткое содержание Шукшин Экзамен

    Рассказ Василия Шукшина «Экзамен», опубликованный в журнале «Октябрь» за 1962 год, был написан тогда же, хотя речь в нем идет, судя по всему, о событиях приблизительно десятилетней давности.

  • Краткое содержание О корени происхождения Глуповцев Салтыкова-Щедрина

    Давным-давно жил народ, который называли головотяпами. Люди дали им такое странное прозвище из-за крепкой головы, которой они постоянно куда-нибудь стучали. Недалеко от них жили другие не менее странные народы.

  • Краткое содержание Чехов Детвора

    В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры.

2minutki.ru

Повесть о настоящем человеке. Вымысел и реальность

?

Карл Кори (karhu53) wrote, 2017-03-13 08:53:00 Карл Кори karhu53 2017-03-13 08:53:00 Повесть о настоящем человеке. Вымысел и реальность Повесть о настоящем человеке. Вымысел и реальностьАлексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии.

Мечта

«Трое братьев у меня старших, - рассказывает Алексей Петрович - Так вот они умные. А я, младший, в летчики пошёл. Причем, случилось это не благодаря, а вопреки. В детстве я был похож на китайца, потому, что годами болел малярией». С таким здоровьем, ни о каком летном училище не могло быть и речи. В 1934 году райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. «Разгорячился я тогда, крепко разозлился. Не поеду, документы в МАИ отправил. А у них разговор короткий: Не поедешь? Клади на стол комсомольский билет... Ну, я и выложил. Мать у меня идейная была - плакала, когда узнала, причитала. Но все, к счастью, обошлось». Алексей успокоил мать и бросился в комсомольскую ячейку.Сам Алексей Петрович Маресьев вспоминал: «Неизвестно, как бы сложилась моя жизнь, не отправься я все-таки на Дальний Восток. Когда перед отъездом я проходил медкомиссию, ко мне подошла женщина-врач и так по-матерински сказала: Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай: если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут. Я и подумал, что раз смогу выздороветь, то и летчиком стану. Так оно и получилось».В Комсомольске-на-Амуре Алексей сначала работал рядовым лесорубом, затем токарем, по специальности; занимался в аэроклубе. В 1937 призван в РККА, в 12-ый авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем направлен в Батайское авиационное училище имени А. Серова, которое закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта, и оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.Боевой путь Алексей Петрович Маресьева на Северо-Западном фронтеВойну А. П. Маресьев встречает в составе 296-го истребительного авиаполка. К этому времени он осваивает истребитель И-16. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а первый воздушный бой провел в районе Днепродзерджинска.«Полетели на разведку звеном: А. Костыгов, Н. Демидов и А. Маресьев. В бою А.Маресьев бросился на выручку Н.Демидова, мессершмитты покинули поле боя».Поздней осенью А. Маресьев направлен в город Куйбышев переучиваться на Як-1.В начале 1942 года, уже в составе 580-го ИАП на Северо-Западном фронте. Здесь, в небе над Демянским котлом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолет - транспортник Ju-52. К концу марта 1942 года А. Маресьев увеличил счёт сбитых фашистских самолетов до четырёх (некоторые источники указывают на 6 побед, - возможно, с учетом групповых).Весной 1942 года 580-й ИАП А. П. Маресьева базировался на аэродроме вблизи деревни Макарово и участвовал в известном в истории Великой Отечественной войны Демянском сражении.Чтобы точно представить себе обстоятельства боевого пути героя, остановимся подробнее на Демянской операции. Демянск - маленький поселок в Новгородской области. Здесь с января 1942 года по февраль 1943 года происходили бои между 16-й немецкой армией (командующий генерал Э. Буш) и войсками Северо-Западного фронта (командовали генерал П. А. Курочкин, затем маршал С. К. Тимошенко). Битва за Демянск началась с проведения Демянской наступательной операции (7 января - 25 мая 1942 года). В ходе наступления войск Северо-Западного фронта (генерал П. А. Курочкин) в районе Демянска, 6 немецких дивизий общей численностью до 100 тысяч человек оказались в «котле». Окруженные подразделения не сдались и два месяца упорно оборонялись, снабжаясь по воздуху.Это была одна из наиболее масштабных и успешных немецких воздушно-транспортных операций. Чтобы удержать оборону, окруженным немецким частям необходимо было непрерывное снабжение боеприпасами, продовольствием. Для этого требовалось ежесуточно доставлять в «котёл» не менее 300 тонн различных грузов. Немецким летчикам это удавалось.Основные немецкие аэродромы «Псков - Южный Село», «Остров» и «Псков - Западный», аэродромы Риги и Двинска, аэродром «Дно». Условия базирования в самом «котле» были значительно хуже. В наличии имелось только две площадки - «Демянск» и «Пески». Причем, даже более крупный Демянский - не мог принять одновременно более 30 машин, а аэродром «Пески» более 10 машин. Сесть на эти полосы шириной всего 30 метров могли лишь самые опытные пилоты. Обе площадки могли использоваться только днем.Из данных материалов, нам, исследующим этот вопрос с точки зрения боевого пути А. Маресьева, становится понятно, насколько опытными были немецкие летчики, с которыми пришлось сражаться нашему герою.Конец марта - начало апреля 1942 года характеризуется контрнаступлением окруженных фашистов. С целью освободить окружённые дивизии немецкие войска начали наступление из района юго-западнее Старой Руссы. В это время советская авиация ещё не могла обеспечить господство в воздухе: современных самолетов не хватало. О том, насколько важно для немцев было Демянское сражение, говорит тот факт, что кроме обычных наград, немецкие военнослужащие, участвовавшие в демянской и холмской эпопеях, награждались специальными памятными знаками - нарукавными щитами - «Холмский щит» и «Демянский щит».Ко времени своего трагического вылета А. Маресьев уничтожил 4 вражеских самолета, и все они сбиты в Демянском котле. После проведенного исследования, можно сделать вывод, что А. Маресьев был лётчиком-асом, и количество сбитых им самолетов (потери немцев за весь период - 262 самолета) подтверждает данный вывод. Сам А. П. Маресьев так оценивает мастерство немецких летчиков: «Их мастерство очень высокое. Они воевали не слабее, чем мы».4 апреля 1942 года А. П. Маресьев встретился с превосходящими силами противника и не смог спастись - его самолет был подбит. Мы выяснили, что в немецких сводках существует следующая информация: 4 апреля 1942 года оберлейтенант В.Брауэр командир 9-й эскадрильи 3-й истребительной эскадры Люфтваффе на Bf-109F-4 сбил советского лётчика. Предположительно, именно он сбил Як-1 580-го ИАП, который пилотировал А. Маресьев.Як-1 Алексея Петровича разбился при аварийной посадке. При падении летчику раздробило ноги, и он 18 суток полз к своим по заснеженному лесу.«В начале апреля 1942 года,- вспоминал Алексей Петрович, - в воздушном бою под Демянском фашисты подбили мой самолет, и он стремительно пошел вниз. Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины, я упал в сугроб и потерял сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил меня очнуться. Кругом белым-бело, полное безлюдье. Лес точно застыл от мороза. Я понял, что нахожусь в тылу врага (не знал тогда, что фронт находился рядом). Первая же попытка встать на ноги заставила меня вскрикнуть от боли: обе ступни были разбиты. Это был тяжелый момент, но я решил пробиваться на восток к своим. Этот путь продолжался восемнадцать дней и ночей. Несмотря на голод, начавшуюся гангрену твердая мысль: Не сдаваться! - не оставляла меня. Когда силы мои почти иссякли, я стал перекатываться со спины на живот и снова на спину; когда кончились кое-какие пищевые запасы, питался весенней клюквой, нередко мхом. Часто кричал, звал на помощь».Мы провели сравнительный анализ реальных событий и литературной интерпретации Бориса Полевого...

Повесть о настоящем человеке. Вымысел и реальностьВ произведении Бориса Полевого лётчик очутился в тылу врага. Мы провели исследование и выяснили, где же проходила линия фронта. Оказалось, что в этих местах проходила она чуть западнее Плава, в 15-20 км от деревни. Таким образом, летчику не пришлось пересекать линию фронта.Изменил писатель и судьбу деревни, якобы сожженной оккупантами, после чего все её жители ушли в лес, где и жили в землянках на дальней вырубке. В деревне, на протяжении всей войны существовала советская власть. Люди не жили в землянках и последней курицы Партизаночки, которую сварили для летчика, не было. Также, А. П. Маресьев не мог проползать наши позиции с убитыми бойцами и медсестрой. Ничего такого в Чёрном лесу (местное название) не было. А. П. Маресьев на тот момент, летал не на И-16 как описано в книге, а на истребителе Як-1.Внимание наше приковано к обстоятельствам жизни Маресьева, когда он, раненный, без пищи, проявляя беспримерную волю и мужество, сумел выбраться из глухого заснеженного леса. Сведений на этот счет крайне мало, большинство (из тех, кто читал книгу) уверено в правдивости событий по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.Мы выяснили, что повесть Б. Полевой написал по записям своего «Дневника боевых вылетов 3-й эскадрильи» содержащую рассказ 27-летнего командира звена этой эскадрильи А. П. Маресьева, летающего на истребителе после ампутации обеих ног.Остановимся на временных сроках пребывания Маресьева в лесу. В «Повести о настоящем человеке», написанной в основном с его же слов, говорится о событиях, происходивших в течение 11 суток, после которых, как отмечает Б. Полевой, летчик «счёт времени потерял». Этот же срок 11 суток - был зафиксирован и в некоторых более поздних публикациях. Если же обратиться к изданному в 2000-м году биографическому справочнику Российского комитета ветеранов войны и военной службы, в котором тогда работал сам А. Маресьев, то в нём опять-таки констатируется его «18-суточная отчаянная схватка с самой смертью». Писатель реальной цифры (18 дней) не исключает, просто, как бы отодвигает ее на второй план, а на первом - немыслимая мука героя и мужество ее преодоления.Мы попытались разобраться, кто же нашел советского летчика. По книге, на лётчика наткнулись двое подростков собиравших хворост. Затем они, вместе с дедом Михайлой перевезли раненого в дом на санях. В реальной жизни Алексею Петровичу действительно пришлось ползти 18 суток к своим. И уже совсем обессиленный, он выполз на перекресток двух лесных дорог. Одна из них вела из деревни Плав к лесному озеру, а вторая в деревню Рабежа. Проблема заключалась в том, что воспоминания нашедших А. П. Маресьева очень противоречивы.По словам жены А. Вихрова - Александры Петровны записанным в 2005 году история обнаружения А. П. Маресьева сильно отличается от книжной версии: «В это время из Рабежи в Плав шел местный житель. Летчика он не видел, так как Маресьев уже даже сесть не мог, сил не хватало. Он лежал в сугробе, но идущего мужика увидел и окликнул. Местный, увидев человека в военной форме, испугался и убежал. Прибежав в Плав, он нашел деда Михайлу и сказал, что в лесу какой-то человек в форме в снегу затаился. Дед Михайла стал спрашивать, чья форма на военном, но, не добившись ничего внятного, пошел пешком к указанному месту и увидев человека в советской форме спросил летчика кто он и откуда.Алексей Петрович ответил, что его сбили, что он советский летчик и у него сломаны обе ноги. Дед Михайла потребовал вынуть пистолет из кобуры и кинуть в сторону. Летчик это сделал. Затем дед Михайла подошел, проверил документы и сказал, что сходит за лошадью с санями, чтобы отвезти летчика в деревню. Перед тем как пойти за лошадью, он сделал из елового лапника настил и уложил летчика на него. Забрав в деревне сани, дед Михайла взял в подмогу двоих - Сергея Малина и своего сына Александра. Втроем они погрузили летчика на сани, укутали в тулуп и привезли в деревню».Сергей Малин и Александр Вихров, (будущий муж Александры Петровны) выведены в повести Б.Полевого под именами «Серенька» и «рыженький Федька». Это были, однако, не подростки, как окрестил их в своей повести Борис Полевой. В статьях газеты «Валдай» мы обнаружили, что Сергей в это время был бригадиром в местном колхозе, он же отвечал за охрану деревни и окружающей ее местности, осенью ему предстояло идти в армию. Александр Вихров уже участвовал к тому времени в обороне Новгорода, был дважды ранен. Раненного летчика приютил Михаил Алексеевич Вихров, колхозный конюх («дед Михайла»). То есть мы видим, что в жизни все было гораздо драматичнее, чем в книге.Следующее воспоминание, найденное нами, отличается от рассказа Александры Петровны. Сергей Петрович Малин, непосредственный участник событий осенью 1978 года рассказал:«Из всего, что написано в известной книге Полевого о встрече в лесу с летчиком Маресьевым, о том, какой она была, и что за ней последовало, правдой является одно: она действительно имела место приблизительно в пяти километрах от нашей деревни. Мы с Сашей, решив проверить ходившие по деревне слухи, пошли к тому месту, где кто-то из наших односельчан слышал человеческих голос. Было в тот день не по-весеннему холодно. Да и опасно вглубь леса идти - от наших-то мест не так уж далеко было до фронта. Пошли, однако. Нашли мы летчика в беспомощном состоянии, он лежал на снегу почти рядом с дорогой и лесной вырубкой. Был сильно исхудавший, еле говорил, не мог самостоятельно передвигаться. Убедившись, что мы - свои, советские и что немцев здесь нет, летчик объяснил, кто он такой, передал нам свои документы, планшетку, табельное оружие и попросил помочь добраться до деревни.Помню, мы перенесли его поближе к дороге, Саша остался, а я сбегал за подводой. По дороге в деревню летчик все время тихо стонал, а мы, видя, в каком состоянии oн находится, старались не беспокоить eгo своими расспросами».Мы выяснили, что первым, кто наткнулся на летчика, и о ком рассказывала Александра Петровна Вихрова, «был дед Матвеич из соседней деревушки Кувшины, который и рассказал «о чужом в лесу» М. А. Вихрову». Становится понятно, что именно семья Вихровых была инициатором поисков лётчика, в этой семье он и оставался около двух суток.Летчика хотели поместить в самой большой избе, но хозяева отказались. Они боялись, что найденный - шпион. Тогда, А. П. Маресьева расположила в своей маленькой избе семья Вихровых. Здесь он находился не шесть дней, как у Б.Полевого, а всего два дня. М. А. Вихров с женой и дочкой окружили заботой раненого летчика, ведь известно, что русское милосердие не знает ни страха, ни границ.О том, что происходило в то время, вспоминает дочь М. А. Вихрова Ольга:«Привезли летчика из леса страшно худого с опухшими и обмороженными ногами. Одежда на нем была вся завшивлена. Отец мой, растопил баньку, и туда потом отнесли на одеяле летчика. Там его раздели, унты пришлось разрезать, помыли и переодели в чистое белье. Из бани в дом отец перенес его на спине: справился сам, так как после стольких дней голодания летчик весил «как пушинка». Положили его возле окон на широкие деревянные полати, хорошо укутали, дали крепкого чая с медом. Ему стало легче. А он меня почему-то звал Варей. Мне же в ту пору исполнилось уже 25 лет, жила со мной трёхлетняя дочка, муж воевал на фронте.Запомнилось, что лётчик все время просил, есть, но кормила я его понемногу - боялась, как-бы ни случился заворот кишок. Одежду его мы пропарили в печке, чтобы уничтожить вшей, потом я её выстирала, высушила и прогладила. На второй день, когда она была готова, мы его переодели. Больные ноги смазывали гусиным салом. Отец съездил в ближайшую воинскую часть - это 17 километров от нас - в деревню Русские Новики и сообщил, что в лесу нашли живого нашего летчика. Оттуда вскоре за ним приехали военные. Алексей Петрович, правда, не хотел уезжать, но, судя по его состоянию, медлить с отправкой в госпиталь было нельзя».Лётчика доставили в ближайшую воинскую санчасть, которая располагалась в десяти километрах к западу от озера Шлино в деревне Овинчище, а оттуда самолетом «У-2» в госпиталь. Таково воспоминание очевидца.Еще одно воспоминание А. П. Вихровой в 2005 году:«Лётчик был совсем тощий. Его попарили в баньке, покормили бульоном, чтобы желудок к пище начал привыкать и уложили спать на печь. Утром следующего дня, дед Михайла пошел в Рабежу, где находился штаб нашей армии, рассказывать о том, что нашли нашего летчика».Мы попытались выяснить, куда же ходил М. А. Вихров. Со слов старожилов деревни это Русские Новики.Очень интересно Александра Петровна рассказывала о разговорах с летчиком: Алексей Петрович говорил, что когда его сбили, он стал тянуть самолет в сторону Черного леса, там не было ни наших войск, ни фашистов, отсюда достаточно просто можно было выбраться к своим. Когда увидел за деревьями лед первого лесного озера, решил садиться.Двигатель уже не работал, самолет летел по инерции. Со слов Александры Петровны, Маресьев клял себя, что не рассчитал и рано выпустил шасси. Шасси погасили скорость планирования, и самолет нырнул в деревья. При падении, летчику раздробило обе ступни и голени. После этого, он 18 суток полз в сторону Плава или Рабежи. Он точно знал, что там нет немцев, и достаточно хорошо представлял себе направление и ориентиры. Александра Петровна говорила, что он несколько раз им повторял: когда часто над районом летаешь, то местность как карту читаешь. Приметы запоминаешь - это озеро такое-то, это просека туда-то.За А. П. Маресьевым приехали вечером того дня, когда дед Михайла дошел до штаба нашей армии в Рабеже. Приехали за ним не однополчане, как говорится в книге, а особисты. Забрали его в кузов грузовика и увезли. Местным сказали, что это немец и шпион. Потом уже, после войны, Алексей Петрович рассказывал Вихровым, что от долгой проверки его выручил какой-то полковник авиации, который узнал его и помог сразу определить в госпиталь.Где пролегает тропа Маресьева?Для военных историков и краеведов представляет несомненный интерес где произошло падение самолета. Его поисками занимались и детские поисковые отряды, и различные экспедиции. Во многих литературно-публицистических и мемуарных произведениях о А. П. Маресьеве отмечается, что летчик принял воздушный бой в районе Старой Руссы. Этого не могло быть, потому что Старая Русса находится более чем в 100 километрах от места, где был спасен А. П. Маресьев. Это заблуждение легко объясняется тем, что в Старой Руссе был сосредоточен основной военный потенциал.Трагический для А. П. Маресьева воздушный бой произошел в пределах Валдайского района. Здесь простираются глухие леса, многочисленные болота и озера. По причине полного бездорожья военные действия здесь велись ограниченно. Именно поэтому А. П. Маресьев за 18 дней не встретил ни единого человека. Путеводитель по озеру Селигер издания 1955 года даёт описание туристического похода к месту спасения А. П. Маресьева, но оговаривает, что установить точку падения самолета не представляется возможным.Таким образом, доступным оказывается лишь конечный участок тропы Маресьева от деревни Плав до места его обнаружения. В 1955 году отыскать эту точку можно было только по зарубкам на деревьях. На трёх елях была вырезана надпись «Здесь нашли Маресьева» и пятиконечная звезда Героя.Мы выяснили, что в среде самодеятельных историков-поисковиков неоднократно высказывались идеи об организации экспедиции к месту падения самолета и, возможно, поднятия его из болота. Однако все попытки достигнуть этой точки, даже с использованием транспорта высокой проходимости, успеха не имели.К 60-летию Победы активисты движения «Молодежное Единство» из Тверской области предприняли акцию по обустройству места спасения Маресьева. Газеты сообщали: 5 мая активисты «Молодежного Единства» побывали на месте падения самолета А. Маресьева, чтобы привести площадку в порядок. На самом деле обустроено было место спасения А. П. Маресьева вблизи деревни Плав.В 2006 году группа школьников ГОУ СОШ № 89 г. Москвы приняла участие в акции, посвященной 90-летию со дня рождения легендарного летчика. Учащимся не удалось обнаружить место падения самолета.Еще одну экспедицию «Линия фронта - 2007» мы смогли обнаружить, уже находясь в деревне Плав. С помощью Н. С. Журина, жителя местной деревни и участника экспедиции мы связались с С. В. Барановым, руководителем данной экспедиции. От её участников мы узнали, что они точно определили место падения четырех самолетов. С. В. Баранов высказал предположение, что самолет А. П. Маресьева скорее всего упал на болото Лютицкое, но чтобы найти его необходимо не менее тридцати человек с металлоискателями.Не менее интересны его мысли о том, сколько километров мог ползти А. П. Маресьев: «Знаете, прошлой зимой, когда мы ходили на лыжах от Плава до Лютицкого, я понял, что ползти 17-18 суток по такому снегу можно километров 5-6. Я не шучу. Глубина снежного покрова в этом году была около метра, местами даже больше. Температура стабильная, оттепелей не было, и снег был не слежавшийся, а рыхлый как песок. Так вот, когда кто-то из нас падал, потеряв лыжу, то встать на месте было не возможно. Не было точки опоры.Нужно было подползать к дереву и вставать, хватаясь за ствол. И вот мы - здоровые мужики, не голодные и не раненые, обратили внимание, что при отсутствии опоры (оттолкнуться не от чего), приходиться перекатываться и на преодоление расстояния в 10 метров уходили минуты! Порой до 4-5 минут. В ситуации с А. П. Маресьевым, все отталкиваются от того, сколько суток он полз. Время впечатляющее, и, кажется, что от самолета до места, где нашли летчика, должны быть десятки километров. Так вот теперь я понимаю, что не обязательно. Жаль, мы не знаем про клюкву. В книге есть момент, а правда это или нет - неизвестно. Если действительно ел, тогда его путь пролегал по зеркалу болота Лютицкое. Больше там клюквы нигде нет. И это топографически похоже на правду».Нас заинтересовало это предположение, и мы нашли ответ на данный вопрос: «Когда силы мои почти иссякли, я стал перекатываться со спины на живот и снова на спину; когда кончились кое-какие пищевые запасы, питался весенней клюквой, нередко мхом». Исходя из собранного нами материала можно с определенной уверенностью сделать вывод, что место падения самолета находится километрах в 6 от места, где был обнаружен А. П. Маресьев.Маресьевский каменьМестные следопыты установили каменную плиту и мемориальную доску с надписью: «На этом месте после многодневной борьбы за жизнь был найден советский летчик Алексей Маресьев». Но вместо апреля 1942 года ошибочно указали другую дату - февраль.В преддверии 65-летия Победы местной администрацией, рядом с памятным камнем в лесу, была установлена бронзовая доска, но фамилию летчика на ней написали с ошибкой - Мересьев.Мы обратились с предложением к Администрации города и в одно из предприятий города о новом памятном знаке для героя. УФПУИК - 4 согласился сделать указатели к памятному месту, не возражал и против новой доски, но, правда, из дерева - другого материала нет. Мы выяснили, что участники внедорожной экспедиции «Линия фронта- 2011» собираются делать обелиск на месте падения найденного ими самолета. Мы обратились к ним со своей проблемой - новый обелиск герою и получили согласие. Мы надеемся, что уже этой весной на месте будет стоять новый знак и уже без ошибок.Война

В мае А. П. Маресьева перевезли в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены. Летчик заново учился ходить, уже на протезах. Мы выяснили, что в госпитале (Бабушкинский переулок, город Москва) лётчика оперировал Н. Н. Теребницкий. Когда он узнал о желании летчика летать, сказал: «Мое дело - тебя отремонтировать, а уж как там у вас получится, не знаю. Я за то, чтобы желание твое исполнилось».Толчком к возвращению Маресьева в строй послужила история про русского летчика 1 мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В госпитале А. П. Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.После госпиталя в сентябре 1942 года направлен в реабилитационный центр, в подмосковную деревню Судаково. Там он действительно, как описывает Б. Полевой, учился танцевать. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).«Когда после госпиталя, вспоминал А. П. Маресьев, в моей медицинской карте написали, что годен во все рода авиации, я чувствовал себя на вершине счастья».В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиаполк. Командир полка не отпускал Маресьева на боевые задания - обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой, разрешали только подниматься над аэродромом в примерное время возвращения наших самолетов - для прикрытия их посадки.А. П. Маресьев вспоминает: «Наш полк стал гвардейским, нам вручали знаки, и меня в общую шеренгу поставили. Я не участвовал ни в одном бою, а потому мне неудобно было получать гвардейский знак. Я вышел из строя и обратился к комполка - прошу отправить меня в бой, надоело летать над аэродромом. Комполка на мою резкость сказал только одно - встать в строй». Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. А. П. Маресьев: «Мне сопутствовала удача. Я завалил Ме-109, причем прямо на глазах комсэка. Доверие после этого ко мне возросло. Словом, Александр Числов - мой крестный отец».20 июля 1943 года А. П. Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190. Был назначен командиром звена и заместителем командира эскадрильи. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии. Газета Брянского фронта «Разгром врага» в августе 1943 года опубликовала очерк о нем, но без упоминания, что летчик воюет без ног.После завершения Курской битвы А. П. Маресьев был направлен на лечение в санаторий Востриково, один из лучших санаториев ВВС. Здесь, 24 августа 1943 года, и застал его Указ о присвоении звания Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка Н. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».В 1944 году А. П. Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

После войны

С 1946 года Алексей Петрович Маресьев в отставке. В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига А. П. Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения. Работал в Российском комитете ветеранов войны.Кончина Алексея Петровича Маресьева18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия А. П. Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.О. М. Вихрова: «С апрельских дней 1942 года мне так и не пришлось увидеться с Алексеем Петровичем. Была возможность встретиться с ним в Москве, куда он пригласил меня на свое 85-летие. Я была тогда в театре и так ждала этой встречи. Но кто бы мог подумать, что все обернется по-другому, что праздничная церемония, после того, как нам объявили о кончине, превратится в траурную. В зале было общее оцепенение, многие выходили потом на сцену, где стоял самолет с цифрой «85» на борту, и возлагали на него цветы. Сделала это и я, сказав только два слова: «Прощай, Алеша».

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

[источник]http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1878/

karhu53.livejournal.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>