Кто написал последний дюйм


Последний дюйм

Мальчик. Долг. Самолет

Замечательная повесть об одном мужчине, который слишком огорчался над обстоятельствами своей жизни, и его десятилетнем сыне. Трагедия заставила отца открыть глаза, а мальчика повзрослеть. Они оба прошли через испытание, стянули все силы, пустили в бой всю свою кровь. Все сделанное ими и долг и подвиг в одном лице.

Самого главного не увидишь глазами, а важно тут то, что отец очень любит сына. Крайне трудно заставить себя вести так, как требуется, ведь привычка уже укоренилась. Особенно сорокалетнему летчику. И такое положение явно изматывает обоих. Бен то и дело замечает, как грубо говорит с Дэви, как мальчик опускает голову и слезы капают по щекам, но ничего не может поделать с собой. Привычки и обстоятельства сильнее грубой мужской натуры. А отцу приходится стараться заработать достаточно, ведь работы нет, сбережения на исходе, а жена уехала

Все было кончено: ему стукнуло сорок три, жена уехала от него домой на Линнен-стрит в городе Кембридж, штата Массачусетс, и зажила как ей нравилось: ездила на трамвае до Гарвард-сквер, покупала продукты в магазине без продавца, гостила у своего старика в приличном деревянном доме — одним словом, вела приличную жизнь, достойную приличной женщины.

Во всей истории мне больше всего жаль мальчика, разумеется. Но виной всему мать. Наверное время тогда было такое, что взрослые люди любили себя больше всего. Это не первая история одинокого ребенка, написанная примерно в одно и то же время разными писателями. Трагедия одного маленького человека скорее всего повлечет одиночество и печаль других людей, которые будут с ним в будущем – его жены, детей, внуков, самого Дэви. Надеюсь все произошедшее объединит отца и сына. Не хочу думать, что будет иначе.

*** Прочитано в рамках Клуба литературы разных стран (Австралия)

www.livelib.ru

«Последний дюйм» (1958)

Тяжёлым басом гремит фугас, Ударил фонтан огня А Боб Кеннеди пустился в пляс - Какое мне дело до всех до вас, А вам до меня… Обычные будни небольшого аэродрома в Каире: отдыхающие после полетов летчики, бармен, музыка, заходящий на посадку самолёт — но фильм с первых аккордов даёт понять, что хорошего тут ждать не приходится, управляемый неопытной рукой новичка самолёт переворачивается и взрывается. Эту трагедию видит мальчик десяти лет — Дэви, сидящий за столиком со своим отцом Беном Эксли — лётчиком, которому с каждым годом всё сложнее найти работу, трудная жизнь наложила отпечаток на его внешность — ему сорок три, а выглядит на все пятьдесят пять, суровое, будто вырубленное из скалы лицо, жёсткая манера обращения с сыном. Постоянной работы у Бена нет, перебивается случайными заработками, вот и теперь ему надо лететь снимать акул, так как телекомпания хорошо оплачивает подобные съёмки. Но вместо привычного напарника с Беном летит сын. Отец получает тяжелую травму во время подводных съёмок, и вести самолёт придется не умеющему это делать Дэви. Фильм — нерв, фильм — удар, фильм — потрясение, который помнится из времен СССР, воспринимавшийся как черно-белый (благодаря телевизору) и иностранный (спустя годы рука так и тянется найти оригинальное название, а его-то и нет) — чужие манеры, жестокий мир конкуренции — разве такое могло быть в нашей стране? Благодаря съёмочной группе во главе с Никитой Курихиным и Теодором Вульфовичем — могло, но только на экране. С одноимённым рассказом Джеймса Олдриджа обошлись бережно, снято практически по тексту, добавленные нюансы только больше погружают зрителя в условность истории. Обе темы — отношения отца с сыном и безжалостный оскал капитализма — в картине остались, но на вторую акцент сделан явно сильнее. Необходимость возвращаться к акулам ради потерянной кинокамеры, ставя под угрозу свою жизнь и жизнь сына — понять это во времена Союза было трудно. Фильм снят очень точно, героям веришь абсолютно, а когда мальчик тащит раненого отца к самолёту, невольно ловишь себя на мускульном усилии помочь, подтянуть! Суровый с виду отец, постоянно проваливаясь в забытьё, даже в этом состоянии помнит про сына. Нельзя, нельзя умирать, Дэви сам не сможет долететь и посадить самолёт! Держись, Бен, вопреки всему держись, ты так нужен сыну! Музыка в картине — визитная карточка, услышав её один раз, забыть трудно. Песня о погибших пилотах, которую великолепно исполнил Михаил Рыба, сначала воспринимается только на эмоциях, завораживает, ввинчивается в мозг, заставляет дрожать струны души, потом начинаешь вдумываться в смысл: зачем она тут? «Пустился в пляс» — означает сбежал с поля боя, но «пуля-дура вошла меж глаз» — трусость не спасла, принял бы опасность лицом к лицу, мог бы выжить, и не пришлось бы потомкам прощать солдату «последний грех». Вот именно второму — борьбе с опасностью, борьбе за жизнь — и учит Дэви его отец Бен. Песенка про тюленя, которую напевает мальчик, здесь тоже неспроста: она резко контрастирует с реальностью. В этом, жестоком, мире никто не спешит на помощь, надо выкручиваться самому.

Фильм, снятый в 1958 году, жив и поныне, вот уже очередное поколение одиннадцатилетних смотрит с замиранием сердца, смахивая слёзы, после просмотра из впечатлений удаётся услышать только сдавленное: «Мрак и ужас!». Кому-то здесь не хватает спецэффектов, в наше время, вероятно, сняли бы иначе — больше крови, натуралистичней, нынче любят бить зрителя картинкой, чтобы до тошноты довести — и получился бы дешевый ужастик, а не шедевр драмы. Тем же, для кого сюжет довлеет над спецэффектами, для кого главное — психологизм картины, фильм нравится, жаль только, что отцифровку делали с уже очень старой плёнки и до сих пор никто не взялся за восстановление. Такие фильмы надо беречь и помнить, ведь это настоящее золото советского кино.

www.kinopoisk.ru

Последний дюйм (фильм), сюжет, съёмочная группа, в ролях, награды, премьеры, музыкальная дорожка, интересные факты

Русское названиеПоследний дюйм
Жанрприключенческий фильмдрама
РежиссёрТеодор Вульфович Никита Курихин
СценаристЛеонид Белокуров
АктёрыСлава МуратовНиколай Крюков Михаил Глузский
ОператорСамуил Рубашкин
КомпозиторМоисей Вайнберг
КомпанияКиностудия «Ленфильм»
Языкрусский
Время89 мин.
Год1958
imdb_id0167346

«Последний дюйм» — советский цветной художественный приключенческий фильм-драма, снятый на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1958 году режиссёрами Теодором Вульфовичем и Никитой Курихиным по одноимённому рассказу Джеймса Олдриджа.

Сюжет

Послевоенные годы, побережье Северной Африки. Безработному лётчику Бену Эсли предлагают за большие деньги опасную работу — подводные съёмки акул. Бен и его сын Дэви, упросивший отца взять его с собой, летят на дальний безлюдный берег моря. Во время съёмок Бен получает серьезную травму, и мальчик, спасая жизнь себе и отцу, затаскивает его в самолёт и взлетает. Бен, теряя сознание, на ходу учит Дэви управлять машиной, и тот преодолевает опасный путь и сажает самолёт на аэродроме — сделав всё правильно до последнего дюйма…

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Леонид Белокуров
  • Режиссёры-постановщики — Теодор Вульфович, Никита Курихин
  • Главный оператор — Самуил Рубашкин
  • Художник — Алексей Рудяков
  • Режиссёр — Григорий Цорин
  • Оператор подводных съёмок — Анатолий Попов
  • Композитор — Моисей Вайнберг
  • Текст песен — Марк Соболь
  • Звукооператор — Георгий Салье
  • Монтажёр — Е. Баженова
  • Грим — Н. Эленбоген
  • Редактор — Иннокентий Гомелло
  • Комбинированные съемки:
    • Художник — Б. Михайлов
    • Операторы — Александр Завьялов, Георгий Сенотов
  • Подводные съемки при участии:
    • киностудии «Моснаучфильм» (СССР)
    • фирмы «Рекен-Ассосье» (Франция)
  • Ансамбль электронных музыкальных инструментов под управлением И. Варовича
  • Эстрадный оркестр Ленинградского радио
    • Дирижёр — Александр Владимирцов
  • Директор — С. Голощёкин

В ролях

Награды

  • Всесоюзный кинофестиваль (1960, Минск)
    • Первый приз за работу оператора (Самуил Рубашкин)
    • Вторая премия за работу режиссёра (Теодор Вульфович, Никита Курихин)
    • Вторая премия за работу композитора (Моисей Вайнберг)
    • Вторая премия за мужскую роль (Николай Крюков)
    • Вторая премия среди детских фильмов

Премьеры

  • 10 июня 1959 — СССР. (25 млн зрителей)
  • 30 сентября 1960 — ГДР
  • 21 ноября 1960 — Финляндия (телевизионный показ)

Музыкальная дорожка

  • «Песню Бена» («Тяжёлым басом звенит фугас…») исполнил Михаил Рыба.

Интересные факты

  • Съемки фильма проходили на Каспийском море в Азербайджанской ССР, в эпизодах снялись азербайджанские актёры.
  • Место действия в оригинальном рассказе Дж. Олдриджа — пустынная местность вблизи рыбацкой деревушки под названием Хургада, ныне — широко известный курорт, в фильме названо вымышленным именем Мургада.
  • В оригинальном рассказе речь идет о самолёте , в фильме использован подобный ему советский самолёт Як-12. Сейчас этот самолёт находится в авиаклубе города Киржач.
  • Это первый фильм, в котором снялся Слава Муратов, второй — «Папа или мама?» 1959 г. Впоследствии в кино не снимался, закончил Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище, посвятил себя военной карьере.
  • Одиннадцатилетний американский летчик Тони Алиенджена совершил кругосветный «Полет дружбы-89» и привез послание американских детей — под ним поставили свои подписи более четырёх миллионов юных американцев — Михаилу Горбачеву. Полет был полон не только интересных открытий, но и настоящих приключений. Вместе с Тони в нём участвовали его отец, мать и сестра, а также московский школьник Роман Черемных.Журнал «Ровесник» 1989 № 10 «Полет дружбы-89» Энтони Алиенджена стал самым молодым пилотом, облетевшим Землю. 11-летний авиатор на самолете Cessna 210 Centurion пролетел 21567 миль (34760 км). В 9 лет он был самым молодым пилотом, пересекшим США от одного берега до другого. А летать его с четырёх лет учил папа Гарри — опытный летчик. И к одиннадцати годам Тони тоже стал настоящим летчиком. Отправляясь в полет, он заявил журналистам: «Своим полетом дружбы я хочу показать, что детей по-настоящему волнует то, что происходит в мире».
  • В 1986 году на Всесоюзном радио записан радиоспектакль по рассказу «Последний дюйм».
    • Автор инсценировки: Николай Грунин. Режиссёр-постановщик: Нина Бирюлина. Звукорежиссёр: Альфия Кутуева. Операторы: Елена Садовая, Ирина Фирскина, Татьяна Стальнова, Инна Прозоровская. Музыкальное оформление: Юрий Моисеев. Шумовое оформление: Валентина Михайлова. Ассистент режиссёра: Михаил Розенберг. Редактор: Елена Ковалевская.
    • Действующие лица и исполнители: Дэви — школьник Митя Никитин; Бен — Александр Лазарев; Врач — Валерия Лебедева; От автора — Николай Александрович.Детский раздел Радиофонда

Комментарии

www.cultin.ru

«Последний дюйм» (1958) - смотрите онлайн бесплатно

«В этой жизни можно сделать всё, если не надорваться», — говорит Бен Энсли. Он — не старый ещё лётчик, который устал от жизни и готов любого послать ко всем чертям, потому что никаких радужных перспектив в ней давно уже не видит. И даже сын Дэви для него — обуза. А мальчик обожает отца и мечтает стать таким же храбрым лётчиком, как он. Чтобы прокормить себя и сына, Бен Энсли хватается за любую работу. И когда ему предлагают заняться опасными съёмками акул, он соглашается, несмотря на риск и отсутствие страховки. Дэви очень хочет лететь с отцом, и тот нехотя соглашается, ещё не зная, что сын спасёт ему жизнь.

Впервые я увидела фильм, когда была чуть помладше Дэви. И сколько бы ни возвращалась потом к этому кино, каждый раз, когда смотрю его заново, переживаю вместе с героями — бьюсь с акулами и в одиночку веду самолёт, мечтая об одном: только бы долететь. Это, наверно, и есть показатель истинного киношедевра — когда ты не зритель, а истинный участник происходящего на экране.

«Последний дюйм» — это кино очень глубокое, личное. По сути, в нём — два действующих лица, но каждое из них — это и твоё лицо тоже. Ведь в любом из нас живут родитель и ребёнок, которые порой недовольны друг другом. И всё-таки, они — одно целое. Но по-настоящему понимаешь это лишь в трудные времена, когда кажется, что сама судьба бросает тебе вызов, а выстоять становится делом принципа. «Какое мне дело до вас до всех, а вам — до меня», — это строка из песни, которая лейтмотивом проходит через весь фильм. Тема одиночества человека в мире. Стареющий лётчик одинок потому, что не может открыть своё сердце сыну.

«Я никогда не мог тебя как следует разглядеть», — признаётся он. А ведь сын — это «Маленький принц» его надежд, его лучший друг, его спаситель. Как только Бен Энсли это понимает, взаимное одиночество отца и сына заканчивается. Отныне они — сила, потому что у них — одна душа на двоих, и один штурвал в руках, и одно их общее небо. Перед лицом смерти они всё-таки встретились. «Человек, наверное, один не может. Не должен».

Никита Курихин и Теодор Вульфович сняли потрясающий фильм по рассказу Джеймса Олдриджа. Николай Крюков и Слава Муратов полностью вжились в образы своих героев — других Бена Энсли и Дэви просто невозможно себе представить. Композитор Моисей Вайнберг написал запоминающуюся музыку в унисон их сильным переживаниям. И получилось настоящее авторское кино, артхаус советского кинематографа — фильм, заставляющий думать и сопереживать. — Нам ведь важно понять всё до конца. — До последнего дюйма.

kino.mail.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>