Кто написал портрет
Краткое содержание «Портрет»
Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете читать онлайн на нашем сайте либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.
Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты». Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.
Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.
Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.
Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».
После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».
Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.
После прочтения попробуйте пройти тест:
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 1559.
obrazovaka.ru
Портрет (повесть) - это... Что такое Портрет (повесть)?
«Портрет» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести».
Повесть была создана в 1833—1834 годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835. Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841—начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».
Сюжет
Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.
Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.
Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.
Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.
Экранизации
- «Портрет» ( Российская империя, 1915)
- «Портрет» ( Швеция, 1999)
Ссылки
- «Портрет» в библиотеке Максима Мошкова
- О постановке в «Театре Нины Чусовой»
dic.academic.ru
Ответы@Mail.Ru: Напишите рассказ о художнике, который написал портрет ростовщика из произведения портрет. Рассказ на пол страницы.
Повесть Н. В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников. Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н. В. Гоголя Портрет.
Чартков (изначально Чертков) был близок к написанию великолепных картин, у него была мечта, но поддавшись искушению, деньгам, он решил бросить все ради быстрой славы. Таковы люди, что поделаешь. Смысл портрета старьевщика, заключающий в себе дурные мысли, несет вред материально (напрямую), т. к. это мистика, но не в книжном мире человек принимает смысл картины в себя, это приносит страданья ему и миру. Художник запечатлевший старьевщика понял что натворил и решается уничтожить портрет, но у него не получается этого сделать, он наказывает себя за этого, чтобы очистить свою совесть и снова писать чистые, верные картины. Таким Гоголь представляет искусство и человека, есть такая цитата: Талант... Чище всех должен быть душою. Вот в ней и заключается основная мысль.
touch.otvet.mail.ru
Кто написал портрет Н.П. Резанова ?
Опубликовав в предыдущем номере журнала заметку о портрете И.Ф. Крузенштерна, хранящемся в Красноярском краевом краеведческом музее [1], я заинтересовался портретом его спутника по кругосветному плаванию 1803 - 1806 годов – действительного статского советника Николая Петровича Резанова (1764 - 1807), государственного деятеля и дипломата.
Нужно сказать, что в 2014 году, в связи с 250-летием со дня рождения Н.П. Резанова, в Красноярске был выпущен библиографический указатель работ, посвященных жизни и деятельности командора, жизнь которого оборвалась 1 марта 1807 года в этом городе [2]. В указателе представлен солидный перечень публикаций по данной теме (186 наименований, 135 из которых вышли в местной печати). Эти материалы дают заинтересованному читателю возможность не только подробнее узнать о биографии Резанова, но и составить собственное суждение о неоднозначной роли этого незаурядного человека как в экспедиции Крузенштерна, так и в истории российского мореплавания и дипломатии.
Живописный портрет Н.П. Резанова кисти неизвестного художника находится в экспозиции Государственного исторического музея и многократно воспроизводится в различных электронных источниках. Сведений об его авторе, хотя бы предположительных, мне не удалось обнаружить. Литография с этого оригинала помещена в изданной в 2002 году в серии ЖЗЛ книге И.И. Фирсова, посвященной Ю.Ф. Лисянскому – помощнику И.Ф. Крузенштерна по экспедиции и командиру «Невы» [7]. Вероятнее всего, она исполнена Павлом Ивановичем Смирновым, известным рисовальщиком и литографом XIX века [4, с. 281]. Тот же литографированный портрет Н.П. Резанова в мундире камергера с двумя наградами: орденом Св. Иоанна Иерусалимского и звездой ордена Св. Анны 1-й степени с лентой – репродуцирован в книге «Утраченная империя» американского писателя и историка Гектора Шевиньи, переведенной на русский язык красноярской журналисткой Натальей Серафимовной Ольховой [8], одной из авторов книги «Командор», изданной в Красноярске в 1995 году [3]. Под этой иллюстрацией воспроизведена личная подпись портретируемого и указан 1803 год, который является, очевидно, датой исполнения живописного оригинала.
Хранящееся в Российском государственном архиве военно-морского флота письмо Лисянского Крузенштерну от 21 июля 1802 года, в котором он сообщал своему другу о его портрете, выполненном учеником «5-го класу» Императорской академии художеств Александром Варнеком и выставленном в Академии [1], явилось основанием для вопроса: а не мог ли молодой художник написать до ухода Резанова в плавание и его портрет? Зная, что А.Г. Варнек незадолго до этого исполнил портрет И.Ф. Крузенштерна, Н.П. Резанов мог обратиться именно к нему со своим заказом, когда до отправления экспедиции в плавание оставалось совсем немного времени. Можно думать, что портрет был завершен после того, как 10 июля 1803 года Александр I пожаловал Резанову чин действительного камергера двора и наградил его орденом Св. Анны 1-ой степени. В это время Варнек все еще оставался учеником пятого возраста, но уже 1 сентября 1803 года был выпущен из Академии с чином художника 14 класса и Большой золотой медалью, дававшей ему право стать пенсионером при Академии и возможность поехать в Италию, куда он направился 20 июня 1804 года [6, с. 14]. Следует сказать, что к этому времени Варнек уже написал ряд портретов молодых людей, ставших впоследствии известными. И если Николай Резанов действительно обратился с заказом на свой портрет к Александру Варнеку, то этим он внес вклад в создание его портретной галереи выдающихся личностей первой половины XIX века.

Портрет действительного статского советника Н.П. Резанова. 1803 | |
Неизвестный художник | |
ГИМ |

Портрет графа С.О. Потоцкого. Около 1802 | |
А.Г. Варнек | |
НИМ РАХ |
Основной аргумент, подтверждающий гипотезу об авторстве А.Г. Варнека, заключается, на мой взгляд, в большом стилистическом сходстве портрета Н.П. Резанова и портрета действительного тайного советника и сенатора, графа Северина Осиповича Потоцкого (1762 - 1829), написанного Александром Варнеком около 1802 года (находится в собрании НИМ РАХ). Портрет этот экспонировался на выставке, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и воспроизведен в ее каталоге [5, с. 34]. В композиции портретов Резанова и Потоцкого, в поворотах голов моделей, в их взглядах, в особенностях изображения мундиров и наградных лент мы видим столько сходства, что есть, по крайней мере, полное основание провести технико-технологическое исследование портретов и подтвердить или опровергнуть предложенную гипотезу.
Замечу, что независимо от того, кем был завершен в период с 10 по 26 июля 1803 года портрет Н.П. Резанова, художнику пришлось очень торопиться, поскольку помимо самого портрета он должен был сделать его повторение (а скорее всего и не одно), взятое Резановым с собой в дорогу. Думаю, что заказал он эти повторения, будучи уверенным в успехе своей посольской миссии в Японию и намереваясь подарить хотя бы один из портретов принимающей стороне. Основание для предположения о существовании портретов-«двойников» дают воспоминания Лангсдорфа, ученого-натуралиста и врача в экспедиции Крузенштерна. В 1826 году он служил генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, куда в это время на военном шлюпе «Предприятие» прибыла русская исследовательская экспедиция, возглавляемая капитаном Отто Евстафьевичем Коцебу (1787 - 1846), который, будучи еще кадетом, являлся участником экспедиции Крузенштерна. Беседуя со старым знакомым, Лангсдорф вспомнил о Резанове и о дарах для школы, которую тот основал в бухте Святого Павла на острове Кадьяк. Поддерживая разговор, Коцебу, побывавший в тех краях, рассмеялся и рассказал: «Там нет сейчас никаких признаков поселения. Все разрушено и разбросано по всему берегу. Мы встретили там одного путешественника, он сказал, что видел, как один из портретов (курсив мой – В.В.) государственного советника Резанова приспособили по святую икону. Это он (путешественник) видел в одной из заброшенных стоянок в проливе Кука. Даже лампаду перед ним повесили» [8, с. 338]. Нет особой необходимости комментировать фрагмент этого разговора, свидетельствующий о существовании повторений портрета.

Портрет Н.П. Резанова. Иллюстрация книги «Удивительные сведения об окружающих землю морях» | |
Неизвестный художник |
В заключение приведу два замечания, косвенно связанных с темой этой статьи. Известно, что 26 июня 1803 года Н.П. Резанова избрали почетным членом Петербургской Академии наук. Однако на сайте РАН, где имеется перечень почетных членов Академии с 1724 года с их изображениями, на страничке Н.П. Резанова, к сожалению, ошибочно помещен портрет первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Андреевича Баранова (1746–1819), воспроизведенный во многих публикациях о Российско-Американской компании.
Несколько слов можно сказать об одном «японском» портрете Н.П. Резанова. В марте 1805 года, прибыв на «Надежде» к берегам этой страны, Резанов привез с собой нескольких японцев, потерпевших в 1793 году кораблекрушение, спасшихся и оказавшихся в России. При подготовке первого российского кругосветного плавания Александр I предложил японцам в качестве акта доброй воли вернуться на родину, и четверо из них согласились, а двое – нет. Но когда Резанов передал привезенных японцев в руки властей, их первым делом посадили в тюрьму. Когда же, после освобождения, они стали рассказывать землякам о России, то на основе этих рассказов в Японии издали книгу «Удивительные сведения об окружающих землю морях» с картинками, нарисованными со слов вернувшихся. Среди иллюстраций в книге наряду с портретами императорской четы представлен и портрет Н.П. Резанова в костюме камергера с орденской лентой и саблей, который также воспроизведен в настоящей статье.
1 | Варнек В.А. Красноярский портрет Крузенштерна |
2 | Командор Резанов (к 250-летию со дня рождения Николая Петровича Резанова) : библиографический указатель. Центральная городская библиотека им. Горького / сост. Н. Н. Кирпиченко, Т. В. Владыкина. - Красноярск, 2014. |
3 | Командор: страницы жизни и деятельности двора его императорского величества, действительного камергера, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Н.П. Резанова / cост.: Ю. П. Авдюков, Н. С. Ольхова, А. П. Сурник. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1995. |
4 | Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е --1890-е годы. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. |
5 | Русское и западноевропейское искусство XVII - начала XX века из собрания НИМ РАХ : каталог выставки. - М., 2002. |
6 | Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 - 1843. - М.: Искусство, 1985. |
7 | Фирсов И.И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия. 2002. |
8 | Шевиньи Гектор. Утраченная империя: Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова/ пер. с английского Н.С. Ольховой. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. |
www.nsartmuseum.ru