Кто написал портрет пушкина


Наше все. Топ-10 портретов Пушкина ко дню рождения поэта

6 июня 1799 года родился Пушкин. Отличный повод не только перечитать и продекламировать любимые строки поэта, но и перелистать художественные альбомы в поисках ответа на вопрос: знаете, каким он парнем был? Это не просто прижизненный портрет Пушкина. Поэт не только нашел время, чтобы позировать художнику, но после еще и зарифмовал свой удовлетворенный и чуть кокетливый отзыв в стихотворении «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз, —И я смеюся над могилой,Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.Оно гласит, что не унижуПристрастья важных аонид.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид.

Глядя на этот портрет, и особенно на руки Пушкина, нельзя не вспомнить и строки из «Евгения Онегина»:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Да и дальнейшие строчки, если сравнивать их с этим портретом, удостоверяют: по крайней мере, по части того, что теперь называют словом look (Шишков, прости, не знаю, как перевести), Пушкин своего щеголеватого Онегина списал с себя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,В своей одежде был педантИ то, что мы назвали франт.Он три часа по крайней мереПред зеркалами проводилИ из уборной выходилПодобный ветреной Венере,Когда, надев мужской наряд,Богиня едет в маскарад.

Ну, а сам Пушкин, во всяком случае, на этом знаменитом портрете, явно пытается быть похожим на британского модника и гения Байрона, который, рассказывают, был так красив, что девушки, случалось, падали в обморок, когда он появлялся в гостиной. Конечно, Пушкина никто не рискнет назвать красавцем даже в день рождения, но модник он был известный и, что называется, умел себя преподнести — с этим не поспоришь. Портрет Кипренского — тому порука.

Прижизненной портрет Пушкина кисти Василия Тропинина часто можно встретить в «красных углах» школьных кабинетов литературы. Репродукции порой бывают заметенными практически до черно-белого состояния (фото слева) — в результате может показаться, что на Пушкине накинуто что-то вроде профессорской мантии. Между тем, Тропинин написал Пушкина в домашнем халате — роскошном в своей небрежности (оригинальные цвета на фото справа).

Портрет этот заказал художнику друг Пушкина Соболевский — библиограф и книголюб. Он и попросил изобразить гения растрепанным и непарадным. Он же доставил в мастерскую Тропинина коричневый с синими отворотами халат. Как и портрет Кипренского, этот написан в 1827-м году.

На экзамене у 15-летнего Пушкина в Царскосельском лицее Репин, конечно, не был: он родился через тридцать лет после знаменательного события, а Пушкин к тому времени уже и вовсе умер.Царскосельский лицей по замыслу — что-то вроде нынешней Высшей школы государственного управления при Президенте. Там растили будущую элиту, а чины прилагались уже к диплому. Самый знаменитый выпускник — Александр Пушкин. Пятнадцатилетним студентом на экзамене он прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший в качестве свадебного генерала Гавриил Державин, тогдашний патриарх российской словесности, был уже довольно немощен и клевал носом, но, выслушав кудрявого гения, подскочил со словами: «Я не умер! Вот кто меня заменит!». «Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил», — раскланяется с ним потом Пушкин в «Евгении Онегине».Картину Репину заказали профессора и выпускники лицея — к 100-летию заведения. Сами же заказчики и позировали, устроив для художника инсценировку памятного экзамена.

Подросток, читающий стихи Державину, — не единственный Пушкин в наследии Репина. Илья Ефимович написал фигуру поэта на известной картине Айвазовского «Прощание Пушкина с Черным морем».

Очень романтический вышел образ: еще бы, ведь к его созданию причастны сразу три гения (если считать и главного героя картины).

Айвазовский, в отличие от Репина, с Пушкиным был знаком: он встретился с поэтом за год до смерти последнего на выставке в Санкт-Петербурге, тогда будущему знаменитому маринисту не было и 20-ти. А вот это полотно Айвазовский написал аж через 50 лет после дуэли и через 51 год после случайной встречи с Пушкиным, отметив таким образом печальный юбилей. Сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны и отреставрированный 10 лет назад подлинник хранится в музее Николаева (Украина).Никогда не встречался с Пушкиным Николай Ге, однако это не помешало ему создать картину, по которой написаны тысячи школьных сочинений. Лицейский друг поэта Иван Пущин навещает его во время ссылки в Михайловском: Пушкин что-то читает, Пущин в восторге, няня Арина Родионовна скромно приютилась на заднем плане картины. Что же читает Пушкин? Вовсе не очередной собственный шедевр, а комедию Грибоедова «Горе от ума», которую ему в деревенскую глушь привез приятель, знающий толк в увеселениях.

Картина хранится в Харьковском художественном музее, а ее первым владельцем был Некрасов.

Самый вдохновенный Пушкин — на картине Петра Кончаловского. Обратите внимание на цветовую гамму, использованную для убранства комнаты поэта. Правда же, уже по ней понятно, что Пушкин обожает осень? Между прочим, художник работал над этим портретом целых восемь лет! А покончив с Пушкиным, немедленно принялся за Лермонтова.

Самый дородный Пушкин — конечно, у Кустодиева. Судя по тому, как одет поэт, на берегах Невы прохладно. Странно, что чай для сугреву не пьет.

Что ж, у каждого, действительно, свой Пушкин. Вот, сравните, например, каким представляли поэта Кузьма Петров-Водкин, Константин Коровин, Валентин Серов:

«Сущий бес в проказах, сущая лицом», — так описал Пушкин сам себя в стихотворении, сочиненном на французском. На полях рукописей и в альбомах друзей он оставил и свои автопортреты, отчасти подтверждающие это стихотворное самобичевание. Конечно, он утрирует и выступает в роли карикатуриста, но галерея портретов Пушкина без этих арт-каракулей была бы неполной: Три года назад одессит Александр Ройтбурд представил в PinchukArtCentre, крупнейшем украинском центре современного искусства, серию «Если в кране нет воды» с портретами знаменитостей в образах хасидов. Пейсы, благодаря фантазии художника, примерили боксеры Виталий и Владимир Кличко, Майкл Джексон, солисты группы «Битлз», Махатма Ганди, Федор Достоевский, Лев Толстой, Тарас Шевченко, Энди Уорхол и, конечно, Пушкин — сменивший гардероб, но сохранивший позу со знаменитого портрета Кипренского из начала нашего списка. Комментировать Комментарии

artchive.ru

Пушкин А.С. глазами разных художников. 22 картины

Подробности Опубликовано: 26 июля 2017

А.С. Пушкин глазами разных художников. 22 картины

Картины

01.Пушкин на берегу Черного моря. 1887 айвазовский

02.И.Л. Линев. Портрет Пушкина. 1836 37 г.г. Холст, масло.

03.Фрагмент репродукции картины Александр Сергеевич Пушкин работы художника Петра Кончаловского.

04.С.Г. Чириков (неизв.) Пушкин в юности. Акв., пастель. 1815.

05.Субботнее собрание у Жуковского. Фрагмент. Ученики школы Венецианова

06.Айвазовский, Репин. Прощание Пушкина с морем.

07.Местр. Александр Сергеевич Пушкин в младенчестве.

08.О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

09.П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина. 1836 г. Бумага, акварель.

10.Парад на Царицыном лугу. Фрагмент среди зрителей  Крылов, Пушкин, Жуковский. Художник Г. Чернецов. 1836.

11.Портрет А. С.Пушкина. Константин Сомов. 

12.И.Е.Вивьен. Портрет Пушкина. 1826 г.

13.Пушкин на берегу Черного моря. 1897 Айвазовский.

14.Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)

15.Пушкин на обеде у Смирдина. Художник А. Брюллов. 1832

16.Пушкин в Петербурге. Петров Водкин.

17.Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Художник Н.Н. Ге. 1875 г.

18.Пушкин Александр Сергеевич (В.А. Тропинин, 1827)

19.Пушкин

20.Б.В. Щербаков. `Пушкин в Петербурге`. 1949 г. Холст, масло.

21.Братья Чернецовы Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду

22.Г. Гиппиус. Портрет Пушкина. 1828 г. Литография.

Авторизуйтесь, чтобы написать отзыв

podmoskovnye.ru

Орест Адамович Кипренский Портрет А. С. Пушкина: Описание произведения

Портрет Пушкина написан Орестом Кипренским почти одновременно с работой другого выдающегося русского портретиста, Василия Тропинина, и отличается большей торжественностью и тщательностью проработки деталей.

Именно портрет Пушкина авторства Кипренского и снятая с него гравюра Уткина стали своего рода «каноническим» изображением поэта: по этому портрету Пушкина узнавали современники на улицах, его счёл наиболее похожим из существующих отец поэта Сергей Львович. Наконец, сам Пушкин признавал высокий уровень сходства («Себя как в зеркале я вижу…»), однако отмечал и некоторую степень художественной идеализации («…но это зеркало мне льстит»).

Обстоятельства написания «Портрета А.С.Пушкина»

Портрет Пушкина заказал вернувшемуся из Италии Кипренскому близкий друг поэта Антон Дельвиг. Работа была выполнена весной 1827-го года в Москве, в доме общего знакомого Кипренского и Пушкина, графа Дмитрия Шереметева. В 1831 году, после скоропостижной кончины Дельвига от «гнилой горячки» (тифа), Пушкин, несмотря на значительную стеснённость в средствах, выкупил портрет, чтобы поместить в своем кабинете.

Очевидно, для Пушкина портрет Кипренского имел двойную мемориальную ценность: во-первых, напоминал о рано ушедшем друге («Никто на свете не был мне ближе Дельвига»), а во-вторых, позволял надеяться и на собственное бессмертие, вполне однозначно формулируя свою надежду в стихотворном послании Кипренскому: «И я смеюся над могилой, ушед навек от смертных уз…»

Особенности колорита «Портрета А.С.Пушкина» работы Кипренского

Современники поэта нередко при описании его внешности упоминают «желтое лицо». Подобное впечатление оставлял смуглый «арапский» тон кожи, помноженный на бледность от переутомления и бессонных ночей. Чтобы гармонизировать колорит, Кипренский пишет Пушкина на желто-зеленом фоне и дополнительно высветляет область вокруг головы поэта, превращая её в подобие нимба. Золотистые блики на правой стороне лица напоминают отсветы свечей и усиливают ощущение торжественности.Перекинутый через плечо плед или плащ из красно-зелёной шотландки не только делает общий колорит динамичнее, но и считается живописной отсылкой к лорду Байрону, поэту-романтику шотландского происхождения, который на определённых отрезках биографий являлся кумиром как для Пушкина, так и для Кипренского (художник ужасно сожалел, что немного разминулся с Байроном в Риме).

Известен отклик Карла Брюллова (пересказанный со слов Тараса Шевченко) о том, что Кипренский изобразил не поэта, а «какого-то денди».

Замечания о композиции и позе

Композиция поясного портрета с фигуркой Гения на заднем плане оставляет впечатление удивительной гармонической завершённости, однако поза, в которой изображён Пушкин, вызывала споры. Те, кто знал поэта лично, признавали: для его оживлённой и нервной пластики не характерно монументальное и статичное положение со скрещенными на уровне груди руками. Писатель Нестор Кукольник, в целом высоко оценивая работу Кипренского, отмечал всё же, что подобный «оборот тела и глаз» Пушкину не присущи.Интерпретировалась пушкинская поза на портрете по-разному: кто-то видел в ней образец уравновешенности и безмятежного спокойствия, момент достигнутой гармонии между поэтом и миром; кто-то, напротив, усматривал в положении тела поэта и его широко открытых глазах напряженность, сильное, но скрытое волнение, вызванное трудными размышлениями и мрачными предчувствиями; большинство сходится во мнении, что «наполеоновская» поза достойно передаёт подлинное величие Пушкина («Прекрасное должно быть величаво!») и является удачной композиционной находкой Кипренского.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»

еще фотографии →

Зал 8

Работа Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» - настоящая жемчужина Третьяковской галереи. Именно этот образ поэта и писателя, знакомый нам по многим книжным иллюстрациям, остался в нашей памяти с самого детства.

Орест Кипренский считался лучшим портретистом своего времени. Портреты он писал с натуры, причем, его работы всегда отличались тщательным воспроизведением всех деталей, а кроме того, он с необычайным мастерством умел передать душевное состояние героя. Поэтому мы можем уверенно сказать, что Пушкин на картине представлен точно и правдиво.

Полотно было написано по заказу поэта Антона Дельвига, самого близкого друга поэта. По просьбе Дельвига на холсте появился символ поэзии – фигура музы с лирой в руках, которая всегда была спутницей Пушкина, его вдохновением. Это единственная деталь на картине, чуть отвлекающая нас от одухотворенного образа модели.

Обратите внимание на одежду портретируемого – белоснежная рубашка, сюртук из дорогой ткани, небрежно накинутый плед (часто его называют плащом) и атласный платок на шее. Все в этом ансамбле говорит об изысканном вкусе и элегантности поэта.

В своей работе художник использует теплые золотисто-коричневые тона и лишь подкладка плаща в красно-зелёную клетку нарушает этот сдержанный благородный фон. Светлый фон вокруг головы поэта нам кажется похожим на нимб мученика.

Глаза поэта ясные и чистые, взгляд выразительный, несколько грустный и устремленный вдаль. Кажется, что он уже предвидит грядущие трагические события.

Поэт находится в творческом поиске, в раздумьях над каким-то новым произведением, он сосредоточен, его губы сомкнуты, он весь в своем мире вдохновения. Кипренскому удалось достичь гармонии в изображении поэта, удачно отобразив характер героя и его романтический образ.

Картина Ореста Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» является шедевром Третьяковской галереи. По мнению современников, это лучший портрет поэта. Сам Пушкин также высоко ценил работу художника. После смерти Дельвига полотно находилось у его наследников, позже поэт его выкупил и не расставался с ним до конца жизни.

www.msk-guide.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>