Кто написал пьесу дядя ваня


Чехов «Дядя Ваня» – краткое содержание по действиям - Русская историческая библиотека

Пожилой профессор Серебряков, недавно женившийся на 27-летней красавице Елена Андреевне, живёт на доходы с имения своей первой, покойной супруги. Имением управляют его дочь от первого брака, Соня, и брат первой жены, Иван Петрович Войницкий – «дядя Ваня». [См. полный текст пьесы на нашем сайте.]

Дяде Ване уже 47 лет. Всю жизнь он, не выезжая из деревни, довольствуясь малым жалованием, трудился, как вол, чтобы содержать зятя-профессора, которого считал видной и полезной научной фигурой. Однако с недавнего времени глаза Ивана Петровича открылись: он понял, что его зять лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях 25 лет чужие мысли о реализме и натурализме. Серебряков – напыщенный нуль с громадным самомнением, ещё и пользующийся благодаря дутому учёному ореолу большим успехом у женщин.

Дядя Ваня испытывает потрясение и разочарование. Он осознаёт, что загубил собственную судьбу ради пустой химеры – даже не устроил личную жизнь. Теперь, освободившись от иллюзий, он мечтает провести остаток жизни по-новому – счастливо. Душа Ивана Петровича жаждет любви. Ему очень нравится умная и молодая Елена Андреевна, которая как раз приехала к ним в имение вместе с Серебряковым. Но Елена отвергает страстные излияния дяди Вани, говоря, что не изменит мужу. Иван Петрович убеждает её не хранить фальшивой, риторической верности ложному кумиру и не глушить в себе живое чувство.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 1 – краткое содержание.

«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 1-2. Малый театр

Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – кратко

Приехав на отдых в имение, себялюбивый профессор Серебряков только отягощает всех его обитателей своим поздним распорядком дня и беспрестанными жалобами на подагру. Дядя Ваня продолжает признаваться в любви Елене Андреевне, с горьким сарказмом советуя, чтобы она, подобно ему самому, не растратила своей жизни на пустяки. Однако Елена остаётся непреклонной.

В гости к дяде Ване и Соне часто ездит друг, доктор Астров – вдохновенный, увлеченный человек. Подвижник врачебной практики, он кроме неё отдаёт много сил ещё и лесонасаждениям. Добрая, великодушная, но некрасивая Соня увлекается Астровым, однако он обращает на неё мало внимания. Соня стесняется сама говорить с доктором о любви. Ей берётся помочь в этом Елена Андреевна.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – краткое содержание.

Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – кратко

Елена Андреевна с трепетом чувствует, что убеждения дяди Вани всё же возымели на неё действие. Некогда она вышла за старого Серебрякова из преклонения перед его ученостью, но потом сильно разочаровалась в капризном, претенциозном супруге. Елена несчастна в браке, ей хочется настоящей любви. Однако её влечёт не к дяде Ване, а к яркому, самоотверженному Астрову.

Елена с волнением принимает на себя обязанность поговорить с Астровым о чувствах Сони. Опытное женское чутьё подсказывает ей: доктор влюблён не в Соню, а в неё – поэтому он так и зачастил в поместье последнее время. Во время разговора предположения Елены подтверждаются. Астров говорит, что Соня не привлекает его, но в порыве страсти пробует обнять и поцеловать Елену. В таком положении их и застаёт случайно вошедший дядя Ваня. В сильном смущении, в боязни нравственно пасть, Елена говорит Астрову, что сегодня же вместе с мужем уедет из имения.

«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 3-4. Малый театр

Тем временем корыстный, чёрствый Серебряков составляет для себя план на будущее. Сразу после вышеописанных событий он собирает всех родственников в гостиной и излагает им этот свой проект. Доходы с имения кажутся Серебрякову недостаточными. Он хочет продать поместье, забрать себе полученные деньги, часть их поместить в банковские бумаги и жить на проценты. Ошеломлённый дядя Ваня спрашивает, куда же деваться после продажи поместья ему со старухой-матерью? Профессор отвечает, что это «будет обсуждено в своё время». Соня тоже потрясена: дядя Ваня и она многие годы работали без отдыха, а теперь отец хочет выбросить их на улицу! Иван Петрович в приступе справедливой ярости хватает револьвер, дважды стреляет в Серебрякова, но промахивается.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – краткое содержание.

Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – кратко

Охваченный тоской от нелюбви Елены и подлости Серебрякова дядя Ваня решается на самоубийство. Он крадёт из аптечки Астрова баночку с морфием. Доктор замечает пропажу и уговаривает Ивана Петровича отдать морфий. Дядя Ваня возвращает его лишь под настойчивыми упрашиваниями Сони.

Астров делает последнюю попытку убедить Елену остаться с ним, но та отказывается, так и не решаясь нарушить книжные моральные предписания. У всех главных персонажей пьесы – дяди Вани, Сони, Астрова, Елены Андреевны – по трагическим несовпадениям и ложным предрассудкам рушатся упования на лучшую новую жизнь. Все они испытывают сильнейшие душевные муки.

Елена тепло прощается с доктором и дядей Ваней. Иван Петрович внешне примиряется с Серебряковым. Профессор оставляет план продать имение, а дядя Ваня обещает и впредь высылать ему те же суммы, что и раньше.

Серебряков и Елена Андреевна уезжают из поместья в город. В своё небольшое имение уезжает до следующего лета и Астров. Подавленная Соня, утирая глаза, торопит дядю Ваню делать что-нибудь: иначе ни ему, ни ей не забыться. Они вдвоём садятся за свою обычную скучную хозяйственную работу – составляют счета о постном масле и гречневой крупе.

В припадке тоски дядя Ваня жалуется Соне, как ему тяжело. Соня уговаривает его: надо жить – и произносит знаменитый монолог о том, что им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть. Только за гробом Бог сжалится над ними: «мы услышим ангелов, увидим небо в алмазах – и отдохнём»…

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – краткое содержание.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете также прочитать краткую биографию Антона Павловича Чехова. Краткие содержания других его произведений - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

rushist.com

Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня» | Литерагуру

Автор: Guru · Опубликовано 02.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

Драматургия Чехова — революционный прорыв в истории русского театра. Писатель отошел от классической традиции и начал творить в русле модернизма, экспериментируя с формой и содержанием своих работ. Одним из таких примеров является пьеса, посвященная безотрадной жизни и экзистенциальному бунту Ивана Войницкого.

История создания

В 1889 году драматург пишет комедию «Леший», но вскоре решает коренным образом переделать пьесу. Хотя ее уже поставили в таком виде, и премьера прошла успешно, автора не удовлетворял результат. Чего-то «Лешему» явно не доставало. Так появляется известный нам вариант «Дядя Ваня». Окончательно Чехов завершил работу в 1896 году.

В новом тексте были широко использованы выдержки из дневника Чехова. Он заносил туда наблюдения из жизни, а затем переносил их в художественную явь. Кроме того, он полностью изменил структуру пьесы. Так, с «Лешего» началась история создания «Дяди Вани». «Первый блин» казался ему неудачным произведением, поэтому он сразу же после премьеры снял его с репертуара, и сделал из него нечто новое, самобытное, то, что критики потом назовут «лучшей работой Чехова». Но это будет далеко не сразу. Свежий взгляд автора на театр ругали и не принимали в обществе: постановка «Чайки», например, в том же 1896 году провалилась. После этого писатель решил переделать «Дядю Ваню» в повесть, но замешкался, и ее напечатали уже в виде пьесы. Однако, несмотря на резонансную и неоднозначную карьеру драматурга, к нему начали стекаться предложения о постановке новой комедии.

В героях драмы друзья автора видели реально существующих прототипов. А. Епифанский писал:

В Сумах вам могут указать на героев Чехова… Назовут Соню, профессора Серебрякова, Вафлю…

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

 Ах, какая это превосходная пьеса! Насколько не люблю „Иванова“, настолько мне нравится „Ваня“. Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу милую, бедную, самоотверженную Машету!

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.

Основная проблематика

В пьесе «Дядя Ваня» особенно остро стоит проблема экологии. Авторские взгляды на нее до читателя доносит Астров, тонкий ценитель природы и романтик в душе. Он возмущен тем, что леса вырубаются ради выгоды, а не в пользу людям. От прогресса им не становится лучше: все так же распространен тиф, живут в нищете дети, болеют их матери, а отцы надрываются и умирают на непосильно тяжелой работе. Социальные проблемы населения не решаются, зато финансовые интересы господ удовлетворяются бескомпромиссно.

Герой искренне переживает о гибели прелести всего живого и внутренней красоты души. Между ними он видит нерасторжимую связь. Прогресс сулит лишь комфорт существования, но не энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Также очевидна проблема разочарования в идеале и напрасного служения ложной цели. Осознание тщетности поклонения перед ничтожным идолом застигло героя врасплох, причем в возрасте, когда уже ничего нельзя исправить. Он не смог сбросить с себя это служение даже в крайней степени разочарования. Мнимая избранность поработила его волю, и он понял, что жизнь уже не повернуть вспять, значит, и менять ничего не следует. Герой разуверился в себе – и это психологическая проблема, кризис  среднего возраста. Критически оценивая себя, он осознал свое ничтожество и…покорился ему.

Проблема духовной нищеты и практической бездеятельности, присущая дворянскому сословию, тоже не осталась без внимания в комедии «Дядя Ваня». В образах Елены и ее супруга автор изобличает сибаритство и внутреннюю пустоту, которые прикрывает одна кичливость. В таких тонах изображается «опора государства» и «гордость страны», дворянское сословие. Чехов опасается, что такие «опоры» только подтачивают основы государственности и не могут быть полезными своей стране.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

  • Трагическое самопожертвование маленького человека во имя фальши — главная тема «Дяди Вани» Чехова. В этом выражается преемственность в русской литературе, где авторы продолжают описывать глобальные и общечеловеческие вопросы из поколения в поколение. Всего себя отдавали и Акакий Акакиевич из «Шинели», и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского. Несчастные и недооцененные судьбы были разбиты, но на восстание осмелился лишь Войницкий Чехова. Он стал раскованнее своих предшественников, но все равно не сумел довести бунт до логического завершения, так как природную робость души ему не перебороть. В этом было бы его нравственное падение.
  • Гибнущая красота и ее особенная эстетика овевают всю книгу. С ней же связана и тема экологии. Леса безжалостно вырубаются, все живое, что находило там пристанище, умирает безвозвратно. Люди вроде Астрова понимают всю чудовищность этого варварского истребления природы, страдают вместе с ней, но ничего не могут поделать.
  • Отношение к природе является для автора показателем духовного богатства. Профессор и ему подобные, кроме себя, ничего не видят. Чехов противопоставляет равнодушие и эгоизм этих слепцов чуткости, естественности и мягкости настоящих людей – Сони, Ивана и Астрова. В них скрыто подлинное душевное благородство, без которого человек погружается в пучину себялюбия и перестает замечать мир вокруг. Теряя способность любить что-то помимо себя, он сеет лишь губительную пустоту вокруг, сравнимую разве что с вырубленным лесом. Ведь природу люди тоже губят от внутренней нищеты.

Действующие лица

Чеховский список персонажей никогда не бывает случайным: в сухом перечне имен и должностей уже скрывается конфликт, уже зарождается драма. Так в «Дяде Ване» профессор контрастирует с «честным приказчиком» Иваном Петровичем.

  1. Серебряков Александр Владимирович — профессор в отставке, отец Сони, когда-то женатый на сестре Ивана.
  2. Софья Александровна (Соня) — племянница Ивана Петровича, дочь профессора, тоже бескорыстно трудящаяся во имя его преуспеяния.
  3. Елена Андреевна — жена Серебрякова, 27 лет. Мачеха Сони.
  4. Войницкая Мария Васильевна — мать Ивана Петровича и бабушка Сони.
  5. Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, шурин профессора и опекун Сони.
  6. Астров Михаил Львович — врач, сосед Войницкого.
  7. Телегин Илья Ильич — разорившийся помещик
  8. Марина — престарелая няня
  9. Работник

Характеристика героев

  1. Дядя Ваня. 48-летний Иван Войницкий — кроткий, добрый и трудолюбивый человек, но благодаря расточительности и эгоизму своего шурина он остался без гроша за душой. Все свои силы он направил на то, чтобы помочь профессору в служении науке. Он верил, что вместе с ним изменяет мир, делает его лучше для людей. Поэтому его смело можно назвать идеалистом, оторванным от реальности. Чем-то его отрешенность от семейных дрязг, мелочности и себялюбия напоминает святость князя Мышкина из «Идиота» Достоевского: оба мужчины предпочитают посвятить себя бескорыстному служению всему живому вне зависимости от его характера. Однако иллюзии Ивана рассеялись, и даже тогда он готов направить оружие на себя. Его нравственный кризис проходит острую стадию безболезненно благодаря целительному влиянию Сонечки, имя которой означает «мудрость» и напоминает нам такую же самоотверженную героиню из «Преступления и наказания» Достоевского.
  2. Соня. Юная дочь Серебрякова – честная труженица вроде своего дяди. Она отказалась от личных радостей и высоких амбиций, свойственных юности, и кропотливо трудилась ради блага отца, который даже не пожелал самостоятельно воспитать ребенка. Но ей не нужно взаимности, ее любовь жертвенна по определению. Повседневность и быт затягивают ее молодость, но добродетель и принципиальность делают Соню красивой изнутри. Девушка мила и рассудительна, явно симпатизирует Астрову, который умеет разглядеть прелесть сердца, а не только смазливость лица.
  3. Профессор Серебряков. Бездеятельный и праздный эгоист. Будучи абсолютно бездарным, он умудряется пускать пыль в глаза, но ничего при этом из себя не представлять. Судьба явно благоволит ему: женщины его любят, семья возвела чуть ли не в ранг божества, а окружающие трепещут перед силой его красноречия. Серебряков сеет вокруг себя пустоту, ведь для созидания ему не хватает способности к любви. У него нет цели, в мире он именно прозябает, паразитируя на трудах других людей. За десятки лет безропотного служения дядя Вани он ни разу не поднял его жалование, ни разу не осведомился о его личных планах. Профессор лишь проматывал все доходы от имения и жаловался на подагру.
  4. Елена Андреевна. Образ Елены косвенно связан с мифом о Елене Троянской, роковая прелесть которой играючи погубила сотни жизней. Так и героиня Чехова опустошает сердца всех мужчин, встречающихся ей на пути. Ее красота — искусственная, праздная, не настоящая, ведь относится только к внешности женщины, а не к ее духовности. В человеке все должно быть прекрасно, говорит Чехов, а Елена этот принцип грубо нарушает, поэтому оказывает тлетворное влияние на обстановку в доме. Она же увлекает Астрова, разрушая его отношения с Соней. В этом любовном треугольнике запечатлена грубая правда жизни: мужчина ошибается, предпочитая прелесть лица красоте души. Разрушительная, роковая, жестокая сила героини сметает и выбрасывает все искреннее и настоящее, но не может создать себе даже слабого подобия этого. Их союз с Астровым обречен на неудачу.
  5. Астров. Этот образ выражает авторскую точку зрения на все происходящее, в его словах скрыты те смысловые акценты, которые Чехов не любил расставлять очевидно. Михаил Львович очень рассудителен и умен, его душа обладает чуткостью к прекрасному. Он физически ощущает гибель красоты, но не может противостоять этой гибели в себе. Встреча с Еленой вырубает его внутренние леса, выкорчевывает его нравственную чистоту с корнем. Так, герой увлекается бездушной женой профессора, и забывает добродетельную Соню, изменяя своим же собственным принципам. Непоследовательность драматург ему не простил, и Астров остается несчастным и разочарованным в себе.

Смысл пьесы

Финал произведения можно назвать безысходным. Все покидают имение, и все возвращается на круги своя: Соня и ее дядя остаются одни, их труд возобновляется в прежнем режиме. Героиня навсегда рассталась с Астровым и смирилась со своим положением вслед за опекуном. Бунт его не дал никаких результатов, напротив, жить с осознанием бессмысленности жизни стало невыносимо.

Что же тогда хотел донести до нас Чехов? Почему не помог, не возвысил своих положительных персонажей над жестокой реальностью? Бунт Ивана даже не подарил читателям ощущения справедливой мести. Но суть финала пьесы заключается в другом: упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» должно вдохновить нас оглянуться вокруг и заметить, наконец, тех, кто ее достоин, и вместе с ними делать окружающий мир лучше, чтобы прийти в эту новую жизни обновленными людьми. Множество незаметных тружеников, отдающих всю свою энергию ради счастья других, достойно лучшей доли. Это призыв реализовать справедливость в жизни, пока не поздно, а не в книгах, где кара писателя все равно запоздала: Войницкому уже поздно начинать жить по-другому.

Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

Новаторство Чехова драматурга

При жизни автора часто упрекали в нарушении устоявшихся канонов театра. Тогда это ставили в вину, а сейчас – превозносят. Например, новаторская композиция в «Дяде Ване» — повествование без разделения пьесы на явления — относится к открытиям Чехова. Ранее драматурги не нарушали композиционного правила оформления и добросовестно формировали список действующих лиц, участвующих в каждом явлении. Так делал и Антон Павлович, но со временем он не побоялся поэкспериментировать с консервативным видом искусства, внеся в русский театр ветер перемен, дух эпохи модернизма, соответствующий времени. Новаторство Чехова-драматурга не было оценено по заслугам при жизни писателя, зато сполна вознаграждено его потомками. Благодаря ему русская литература ни чуть не отставала от общемировой культурной тенденции, даже во многом опережала ее.

Что касается содержания, здесь Чехов тоже отражает новую тенденцию – кризис реализма. В его драмах действие растворяется в повседневности, герои – в бесконечных отступлениях от темы, смысл – в нарочитой абсурдности изображенного бытия. Например, «Дядя Ваня» — про что это? Автором изображена какая-то сумбурная история без морали и финала, где робкий и смирный герой, казалось бы, ни  с того, ни с сего пытается убить родственника и завладеть его женой. С точки зрения логики, это полный бред. Но жизнь гораздо шире того, во что мы пытаемся ее загнать, и человеком порой движут более тонкие и менее очевидные психические процессы, которых мы подчас не в силах понять.

Диалоги, обращенные в никуда, тоже не способствуют пониманию. Герои Чехова говорят, не слыша, отвечая лишь собственным мыслям. Их слова не стоит воспринимать буквально: в них важно именно то, что не сказано. Так же скрыт и настоящий конфликт, ведь персонажи не имеют черно-белой окраски. Таким образом, драматург раскрывает проблемы личности в пьесе «Дядя Ваня» по-новому, не тривиально, заставляя нас острее воспринимать происходящее на сцене и сильнее задумываться над ним.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Метки:
  • 11 класс
  • Антон Чехов
  • Дядя Ваня
  • модернистская драма
  • театр абсурда

literaguru.ru

Дядя Ваня - это... Что такое Дядя Ваня?

Дядя Ваня — пьеса Антона Павловича Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в 1896 году.

Персонажи

  • Серебряков Александр Владимирович — отставной профессор
  • Елена Андреевна — его жена, 27 лет
  • Софья Александровна (Соня) — его дочь от первого брака, племянница дяди Вани
  • Войницкая Мария Васильевна — вдова тайного советника, мать дяди Вани и первой жены профессора
  • Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, её сын
  • Астров Михаил Львович — врач
  • Телегин Илья Ильич — обедневший помещик
  • Марина Тимофеевна — старая няня
  • Работник

История создания

В 1889 году Чехов закончил пьесу «Леший» (комедия в 4 действиях, сочинена в 1889 году, опубликована в 1890 году), которая была впоследствии, после написания «Чайки», переделана в пьесу «Дядя Ваня».

В первоначальном варианте («Леший») поставлена 27 декабря 1889 г. в театре М. М. Абрамовой, Москва.

Сюжет

Действие происходит в усадьбе первой жены Серебрякова, где он вынужден жить, не имея возможности позволить себе достойную городскую квартиру.

Постановки в России

  • 1897 год — состоялась премьера пьесы в Ростове-на-Дону; постановку осуществила труппа Товарищества Н. Н. Синельникова; роли исполнли: Войницкий — Шувалов, Астров — П. Самойлов, Серебряков — Д. А. Глюске-Добровольский, Елена Андреевна — Юрьева, Соня — Синельникова, Телегин — Петровский, Марина — Блюменталь-Тамарина.
  • 1897 — Гор. театр, Саратов
  • 1898 — театр «Соловцов», Киев
  • 1899 — Московский Художественный театр. Постановка В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, художник Симов. В ролях: Астров — Станиславский, Войницкий — Вишневский, Серебряков — Лужский, Елена Андреевна — Книппер, Соня — Лилина, Войницкая — Раевская, Телегин — Артем, Марина — Самарова. Премьера состоялась 26 октября 1899 года. Спектакль возобновлялся в 1911, 1918, 1926 годах
  • 1904 — Драм. театр Комиссаржевской,
  • 1909 — Александринский театр.

Среди дореволюционных исполнителей на провинциальных сценах: Войницкий — Каширин, Рощин-Инсаров, Дуван-Торцов, Бравич, Гайдебуров; Астров — Неделин, Самойлов, Таиров, Радин, Ходотов; Соня — Комиссаржевская, Серебряков — Ю. К. Алексеев-Месхиев.

На советской сцене «Дядя Ваня» ставился с 1919 года. Среди постановок:

  • 1941 — Театр им. Баумана, Москва; режиссёр Краснянский, художник М. С. Варпех;
  • 1943 — Свердловский театр; режиссёр Брилль, художник Кузьмин; роли исполняли: Войницкий — Б. Ильин, Елена Андреевна — Амман-Дальская);
  • 1946 — Ленинградский театр им. Пушкина. Режиссёры Л. Вивьен, Н. Петров; худодник Д. Попов. В ролях: Войницкий — Ю. Толубеев, Астров — Н. Симонов
  • 1947 — МХАТ СССР им. Горького. Режиссёры — М. Кедров, Н. Литовцева, И. Судаков; художник Дмитриев; Войницкий — Добронравов, В. Орлов; Астров — Качалов, Ливанов, Елена Андреевна — А. Тарасова, Соня — Хромова, Серебряков — Н. А. Подгорный, В. Вербицкий, А. Кторов; Телегин — В. Грибунин, М. Яншин.
  • 1960 — Театр им. Леси Украинки, Киев. В роли Войницкого — Романов.
  • 1982 — Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова, художник Э. С. Кочергин. В ролях: Серебряков — Е. Лебедев, Елена Андреевна — Н. Данилова, Соня — Т. Бедова, Войницкая — М. Призван-Соколова, Войницкий — О. Басилашвили, Астров — К. Лавров, Телегин — Н. Трофимов, Марина — З. Шарко
  • 1985 — МХАТ им. М. Горького. Постановка О. Н. Ефремова.

В постсоветское время:

  • 1993 — Малый театр. Постановка Сергея Соловьев, художник В. Н. Левенталь, композитор И. О. Шварц.
  • 1993 — Театр «У Никитских ворот». Постановка Марка Розовского, художник Татьяна Швец.
  • 2004 — Московский театр-студия п/р Олега Табакова, на основной сцене МХТ имени А. П. Чехова. Постановка М. Карбаускиса. Премьера — 18 мая [1]
  • 2003 — Малый драматический театр — Театр Европы. Постановка Льва Додина, художник Давид Боровский.
  • 2005 — Театр «Около дома Станиславского». Постановка Ю. Погребничко, художник Надежда Бахвалова.
  • 2006 — Саратовский театр драмы им. И. А. Слонова. Постановка Елены Чёрной. Премьера — 4 марта
  • 2008 — Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького. постановка Валерия Саркисова.
  • 2009 — Театр им. Евг. Вахтангова. Пост. Р. Туминаса; худ. Адомас Яцовскис, композитор Фаустас Латенас. Премьера — 2 сентября
  • 2009 — Александринский театр. Пост. Андрея Щербана, худ. Карменчита Брожбоу.
  • 2009 — Театр имени Моссовета. Постановка и сценография Андрея Кончаловского
  • 2012 — Театр Дождей. Пост. Натальи Никитиной. Премьера — 27 января
  • 2012 — Театр на Васильевском. Постановка Владимира Туманова, художник-постановщик Елена Дмитракова, Художник по костюмам Стефания Граурогкайте. Премьера — 26 октября

Среди зарубежных постановок: Чехословакия (Чешский нац. т-р, 1901, 1907, реж. Квапил); Болгария (1904-06; Нар. т-р в Софии; Свободный т-р в Варне); Германия (Мюнхенский королевский т-р, 1903, 1913; Берлинский т-р, 1904); Франция («Т-р Елисейских полей», Париж, 1922, реж. Питоев; «Комеди Франсез», 1961); Англия (Т-р «Олд Вик», Лондон, 1944; Астров — Оливье, Войницкий — Ричардсси); Польша («Т-р Польски», Варшава, 1953, спектакль демонстрировался в Москве в 1954); США («Форти-стрит т-р», Нью-Йорк, 1956; спектакль экранизирован); Италия (Рим, труппа Морелли-Стоппа, 1956, реж. Висконти; Войницкий- Стоппа); Швейцария (Немецкий т-р, Цюрих, 1940, «Т-р де пош», Женева, 1956) и мн. др.

Экранизации

Источники

  • Волчкевич Майя. «Дядя Ваня». Сцены из непрожитой жизни. М., «Пробел-2000», 2010. — 87 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Краткое содержание Дядя Ваня Чехова

Пьеса прекрасного писателя  впервые была поставлена в конце декабря 1889 года, которая показала судьбу Ивана Петровича Войницкого, или как его все называли дяди Вани.

На протяжении всей драмы мы видим, как этот человек во всей своей неудачной жизни винит не себя, а только  обстоятельства. Но о своих бесцельно прожитых годах он понимает только  в конце жизни.

Открывая первые строчки пьесы, мы видим ,что перед  нами  предстает усадьба бывшей супруги профессора Астрова, где  и проживает наш главный герой . Почему он здесь живет? Да потому что у него нет финансовых возможностей обитать в городской квартире.  Дядя Ваня мало  того, что проживает на чужой территории, так  еще и недоволен профессором Астаховым , который прибыл на место службы и работает уже давно, не покладая рук.

Доктор же жалуется Войницкому на тяжелый труд врача, на безобразное содержание нездоровых пациентов. Но в тоже время Астахов выступает против вырубки леса  и сам высаживает пару саженцев.

Дядя Ваня же просто так не существует в поместье  Он вместе с Сонечкой, дочкой Серебрякова от первого брака, вел домашние дела. И девушке он очень нравился.

Работая на Серебрякова, дядя Ваня отметил для себя, насколько бездарен и никому не нужен Серебряков, который пытался еще показать себя.

А ведь они с Соней работают честно, отдавая каждую копейку профессору, и никакого уважения по отношению к ним они не видят.

В поместье часто приезжает Астахов, чтобы подлечить Серябркова от подагры, и Соня, влюбляется в профессора. Своими переживаниями , она делится с мачехой.  Но ее чувства совсем не понимает Астров, ведь он обожает только Елену Андреевну, и часто оказывает ей знаки внимания.

Соня ненавидит мачеху, ведь с ее появлением  люди в поместье разленились работать. Она любит устраивать одни лишь праздники. Серебряков решается продать поместье. Он извещает об этом всех родных, и рассказывает  бизнес план. Все вырученные деньги от продажи, он вкладывает в банк и будет жить на проценты.

Услышав такие известия, дядю Ваню интересует вопрос, а где же будет он существовать со своей старой матерью. Профессор же отвечает, что данный вопрос будет решен в определенное время. Сонечка  тоже поражена такими действиями Серебренникова. Ведь она вместе с дядей Ваней долгое время работали ,старались, и сейчас отец вынуждает их жить как бездомные люди. Иван Петрович в ярости и от такой несправедливости пытается убить профессора, но у него ничего не получается.

Такая жизнь заставляет дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Сонечка предотвращает этот шаг. Он очень сильно мучается, что Елена любит Астрова, и не откликается на признания в любви нашего героя. Астахов же в свою очередь просит Елену остаться с ним, но женщина не соглашается. Она не хочет позорить своего мужа и уезжает с ним в город.

У профессора меняются планы по вопросу продажи имения, и дядя Ваня остается здесь же, отправляя некоторые счета по хозяйству хозяину.  Отбывает и Астахов. И остаются Сонечка с дядей Ваней, которые чтобы забыться от неприятных событий, происшедших недавно, продолжают вести свою нудную работу по хозяйству. В процессе работы между ними завязывается разговор, где дядя Ваня все ноет, как тяжела его жизнь. А Сонечка лишь подтверждает его фразы, и заявляет о том, что это их судьба.

Произведение учит нас жить не книжном мире, ориентируясь на свои мечты, а совершать все свои поступки в реальной жизни. Мир грез и фантазий может привести к неудачной судьбе. Свои мысли еще нужно претворять в жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Страсти-мордасти Горького

    Поздним вечером автор (торговец квасом, 21 года от роду) возвращался домой. По пути он заметил пьяную женщину, пляшущую в середине огромной лужи. Рассказчик побоялся, что женщина может захлебнуться в воде

  • Краткое содержание Еврипид Медея

    Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг.

  • Краткое содержание Дойл Пустой дом

    Со дня смерти Шерлока Холмса прошло ровно 3 года. В Лондоне полицейские нашли труп молодого графа Рональда Адлера. Причину убийства полицейские пока не могут выяснить. Рональд сильно увлекался карточными играми и состоял в игровых клубах

  • Зощенко

    Михаил Зощенко прославился понятием «зощенковский герой». В своих персонажах он высмеивал окружающую действительность посредством применения сатиры.

  • Краткое содержание Зелёная лампа Александра Грина

    1920 год. В прохладный зимний день два зажиточных жителя Лондона выходят из аристократичного ресторана и видят лежачего на земле без сознания бедно одетого молодого человека.

2minutki.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>