Кто написал пер гюнт композитор
Э. Григ «Пер Гюнт»: история, видео, содержание, интересные факты
Э. Григ «Пер Гюнт»
Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку. Узнать историю создания сочинения, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.
История создания
В 1870 году мир узнал нового писателя. Генрик Ибсен, родившийся и выросший в Норвегии, прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес «Брандт» и «Пер Гюнт». В этих пьесах противопоставлены образы человека и его стремления в жизни. Один из героев старается найти истинный жизненный путь, а другой буквально убегает от проблем и ничего не хочет менять. Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель. Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть.
Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.
В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ. В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.
Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.
Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.
В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.
Сюжет
В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, так, история приобретает черты волшебной сказки с моралью. Пер Гюнт - необычный парнишка из деревни, сын человека, который был богат по наследству, но не сумел удержать деньги и обанкротился. Все что было потеряно отцом Пер Гюнт хочет восстановить, он постоянно хвалится, что станет таким же богатым, но его поступки не подкрепляются действием и люди смеются над ним. Герой ввязывается в драку с кузнецом. На свадьбе в Хэгстеде, он знакомится с Сольвейг, похищает невесту Ингрид. На Пер Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он отправляется с тремя пастушками в горы. Тролли окружают парнишку, их король заклинает его «будь всегда собой доволен». Сольвейг остается жить в их избушке на окраине леса.
Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.
Интересные факты
- Из музыки к спектаклю в дальнейшем композитор создал две сюиты, в них вошли по четыре номера из двадцати трех композиций.
- В 2015 году на музыку был поставлен балет «Пер Гюнт» в 2 актах. Либретто было составлено Эдвардом Клюгом.
- При сочинении пьесы писатель обращался к отечественному норвежскому фольклору. Так, имя литературного персонажа было позаимствовано из сборника сказок, собранных Петером Кристенсем Асбьернсоном и Йоргеном Му.
- Для постановки в Копенгагене Эдвард Григ полностью переделал оркестровку.
- Полная партитура состоит из 23 номеров, среди которых танцевальные вставки и вступления к каждому акту.
Содержание
Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.
Утро
С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.
Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.
Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты, гобоя. Все это создает пасторальность, пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.
«Утро» (слушать)
Смерть Озе
Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.
Танец Анитры
Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.
«Танец Анитры» (слушать)
В пещере горного короля
Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка. Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.
«В пещере горного короля» (слушать)
Жалоба Ингрид
Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.
Арабский танец
Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.
Возвращение Пера Гюнта
Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.
Песня Сольвейг
Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.
Использование музыки в кинематографе
Утро | Счастье (2017) |
Австралийский ниндзя (2017) | |
Мальчики и девочки (2017) | |
Книга жизни (2014) | |
Семейка Крудс (2013) | |
В пещере горного короля | Мерли (2016) |
Американская семейка (2013) | |
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011) | |
Социальная сеть (2010) | |
Смерть Озе | Неруда (2016) |
Доверие (2016) | |
Песня Сольвейг | Угли (2015) |
Рыцарь кубков (2015) | |
Танец Анитры | В Филадельфии всегда солнечно (2012) |
Идеальный хозяин (2010) | |
Она – мужчина (2006) |
Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать «Пер Гюнта»
soundtimes.ru
Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю
Театр на протяжении нескольких тысячелетий был для человека зеркалом, отражающим прекрасные и дурные стороны жизни. Иногда - волшебной сказкой, мечтой, за которой мчишься всю жизнь, а иногда - «увеличительным стеклом», глядя через которое видишь вдруг смешные стороны жизни, глупость и мелочность людских поступков. Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.
Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.
Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника - Эдварда Грига - пьеса о жизни и приключениях пария из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей. Мы обратимся сейчас к музыке Грига и подробнее расскажем о ней.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт»
...Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка - песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», - говорил он.
В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.
Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт» с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора.
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...
Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.
Познакомимся с музыкой первой сюиты и «Песней Сольвейг» из второй. Все пять пьес контрастны. Наша задача - услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы, каково значение музыкальных номеров в драматическом спектакле.
«Утро»
Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». «Пасторальными» называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни. Тембры духовых инструментов - флейт и гобоев, солирующих в пьесе, - напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.
Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции - кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр fortissimo. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.
Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.
«Смерть Озе»
Норвежские газеты писали после премьеры «Пера Гюнта»: «Смерть Озе» - «это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью».
...Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
...Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...
Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.
После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.
Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,С поклоном тебя пригласит он туда......Нельзя ли впустить мою мать поскорее?Что скажешь на это, отец пресвятой?... А я поручусь - в целом мире добрее,
Честнее не сыщешь души ни одной!
По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.
И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
Пьеса «Смерть Озе» звучит так проникновенно благодаря оркестровке. Композитор избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные - самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.
«Танец Анитры»
Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.
Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, то есть смычком, а аккомпанемент - виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание струнных украшено тембром треугольника. В ажурном кружеве струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.
Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
«В пещере Горного короля»
Это музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей - фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.
После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.
Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
«Песня Сольвейг»
Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.
...Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней...
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».
Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.
Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.
Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.
Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.
Кроме Бетховена, Грига музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка», Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».
Вопросы и задания:
- Какую роль играет музыка в театре? Какие жанры театральной музыки вам известны?
- Изложите содержание пьесы Ибсена «Пер Гюнт».
- Расскажите о музыкальном языке пьесы «Утро».
- Что значит «пасторальность» и как она отражена в оркестровке пьесы?
- Расскажите о развитии музыкального образа пьесы «Смерть Озе». Какими выразительными средствами пользуется композитор для его создания?
- С помощью каких музыкальных средств создан музыкальный портрет Анитры? Назовите контрастные разделы пьесы «Танец Анитры», контрастные средства музыкальной выразительности.
- Расскажите о характере и музыкальном языке пьесы «В пещере Горного короля». Почему тема троллей звучит фантастично? Как влияет изменение темпа в этой пьесе на характер музыки?
- В скандинавских сказках, легендах действуют добрые и злые фантастические существа. Послушайте пьесы Грига «Кобольд», «Шествие гномов» и расскажите о характере и музыкальном языке этих пьес.
- Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев?
- Почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг.
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Григ. Сюита «Пер Гюнт». В пещере горного короля, mp3; Григ. Сюита «Пер Гюнт». Песня Сольвейг, mp3; Григ. Сюита «Пер Гюнт». Смерть Озе, mp3; Григ. Сюита «Пер Гюнт». Танец Анитры, mp3; Григ. Сюита «Пер Гюнт». Утро, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
music-fantasy.ru
Генрик Ибсен просил Грига в «Пере Гюнте» пустить чертовщины

В 2017 году отмечает 150-летие пьеса «Пер Гюнт», неразрывно связанная в сознании современного человека с именем не только своего создателя норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), но и великого норвежского композитора Эдварда Грига (1843-1907), написавшего к спектаклю музыку.
Пьеса с автобиографическим подтекстом
Интерес Генрика Ибсена, сына богатого торговца, к театру и норвежскому фольклору был не случаен. В течение 10 лет 1852-62 гг. Ибсен был связан с театром очень тесно.
В 1852 году он возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене – втором городе страны, а затем и в столице Кристиании (ныне Осло). Именно в этот период увлечения норвежской самобытностью и драматическим театром Ибсен начал писать пьесы и обрел всенорвежскую известность (этому в частности способствовала пьеса «Пир в Сульхауге», созданная в 1856).
«Пер Гюнт» (1867) – история о страннике, ищущем личного счастья в далеких краях – своего рода автобиографическая пьеса о самом Ибсене.
В 1864 году, став обладателем стипендии как писатель, Ибсен уехал в Италию и 25 лет провел за границей в поисках новых источников вдохновения и самоуспокоения.
Написанная в Италии и представляющая Норвегию как мир, населенный уродливыми тварями и отчасти безжалостным народом, пьеса была очень негативно принята соотечественниками Ибсена и отчасти заставила его повторить незавидную судьбу своего героя.
Музыка, подарившая успех
Первое представление пьесы в родной стране автора состоялось только в 1876 году и прошло в столице. Готовя постановку пьесы, Ибсен обратился к композитору Эдварду Григу с просьбой написать музыку к спектаклю.
Выбор писателя в сторону уже маститого и признанного норвежского гения Эдварда Грига (1843-1907) было судьбоносным.
Григ, в отличие от своих соотечественников, очень высоко ценил творчество Ибсена и пьесу «Пер Гюнт» в особенности. Он с большой радостью откликнулся на предложение о сотрудничестве и, во многом, благодаря музыке Грига и особенно выделению образа Сольвейг, «Пер Гюнт» был тепло встречен на первом представлении в Норвегии и выдержал 36 аншлаговых спектаклей.
Создание музыки к драматическому сочинению со стороны Грига было связано с необходимостью достаточно строгого следования плану Ибсена, изложенному в письме к композитору. В нем драматург достаточно много внимания уделял музыкальному оформлению спектакля, фактически возводя Грига в ранг соавтора (об этом свидетельствует и просьба Ибсена разделить полученный гонорар ровно пополам).
Несмотря на любовь Грига к творчеству Ибсена, сочинение музыки шло тяжело. Воплощая ранее только ибсеновскую поэзию в жанре романса, Григ был очень подавлен ироничностью пьесы и необходимостью «непременно подпустить чертовщины» (со слов письма Ибсена).
Как ни странно, но один из наиболее знаменитых моментов музыки к драме – «В пещере горного короля» – вызывал у Грига почти отвращение и тошноту.
«В пещере горного короля» в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова:
Возвращение к музыке было совершено Григом в 1886 году. Готовя представление «Пера Гюнта» в Копенгагене композитор переработал первоначальную композицию и переоркестровал почти все номера.
В 1888 году ряд законченных номеров были изданы композитором в виде Первой сюиты, в 1891 за ней последовала Вторая. Именно они наиболее часто звучат сейчас в концертных программах.
«Пер Гюнт» в виде музыкальной драмы в сопровождении художественного слова будет представлен в Большом зале Московской консерватории 19 октября 2017.
Музыка Грига прозвучит в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей».
Олеся Фиалко, Э-Вести
www.classicalmusicnews.ru
Эдвард Григ. Две сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Если с норвежской музыкой в первую очередь ассоциируется имя Эдварда Грига, то с норвежской драматургией – имя Генрика Ибсена. Из сотрудничества двух великих норвежцев родилась сюита «Пер Гюнт».
Образ заглавного героя драмы «Пер Гюнт» Ибсен позаимствовал из сборника норвежских народных сказок Асбьернсона. Как правило, обращение к родному фольклору (особенно в эпоху романтизма) означало для писателя поиск идеального героя, воплощающего лучшие качества народа, но драма Ибсена стала скорее «прощанием с романтизмом», чем его типичным образцом, и герой оказался антигероем. В нем есть богатый потенциал древних предков – но нет их цельности, и потому этот человек, рожденный, казалось бы, сделать многое, не сделал ничего, оставшись бесплодным фантазером. Всю жизнь пытаясь «остаться самим собой», он, по сути дела, следует принцу, провозглашаемому в пьесе троллями: «Будь собой доволен».
Драма Ибсена поражает своей масштабностью и многоплановостью. Среди действующих лиц – вполне реальные норвежские крестьяне и такие фантастические персонажи, как тролли и Пуговичный мастер, действие происходит то в норвежской деревне, то во владениях Горного короля, то в аравийской пустыне, то посреди моря… Весьма сложно было бы поставить такое произведение на сцене, да писатель этого и не предполагал, мысля драму «Пер Гюнт» как пьесу для чтения. Однако друзья уговорили его адаптировать произведение для театральной постановки. Для этого пришлось сделать многочисленные купюры, и драматург решил, что компенсировать неизбежные потери должна помочь музыка. Он обращается к Эдварду Григу.
В письме к композитору драматург подробно описывает, в каких моментах спектакля он хотел бы видеть балетные сцены, а в каких – мелодекламацию. Более того, он конкретизирует и характер музыки, говоря то об «аккордах в умеренных размерах», то об имитации птичьего пения или колокольного звона.
Эдвард Григ принялся за работу, которую назвал «чертовски трудным материалом» – ведь ему приходилось сочинять, следуя чужим указаниям. К тому же, не всё в пьесе с ее саркастическим подтекстом было созвучно его натуре. В конечном итоге композитор отказался от мелодекламационных эпизодов и музыкального сопровождения ко многим сценам, он «проиллюстрировал» музыкой лишь те моменты драмы, которые особенно тронули и захватили его.
Вы видите не полный текст статьи. Подпишитесь, чтобы увидеть материал целиком.
Эдвард Григ. Две сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» Просмотров: 3 742musicseasons.org