Кто написал оперу борис годунов композитор
Борис Годунов (опера) - это... Что такое Борис Годунов (опера)?
«Борис Годунов» — опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в семи, во второй редакции восьми картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция завершена в 1869, первая постановка в 1874.
История создания
М. П. МусоргскийРаботу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, введя «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавив эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию.
Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.
Действующие лица
Портрет Лжедмитрия I Портрет Марины МнишекБояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
Сюжет
Действие происходит в России и Польше в 1598—1605 годах.
Пролог
М. А. Шишков. Пролог. Сцена у Новодевичьего монастыря. Эскиз декорации.Первая картина. Заполненный народом двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Вышедший к народу дьяк Щелкалов, сообщает, что Борис и слышать не желает о троне («Православные! Неумолим боярин!»). К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса, во спасение Руси.
Вторая картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ славит царя (величальная «Уж как на небе солнцу красному слава!»). Появляется Борис. Его гнетут сомнения и зловещие предчувствия (монолог «Скорбит душа»).
Первое действие
М. А. Шишков. Первое действие. Сцена в корчме. Эскиз декорации.Первая картина. В келье Чудова монастыря старец Пимен пишет летопись (монолог «Еще одно, последнее сказанье»). Проснувшемуся молодому иноку Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Дмитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Дмитрием и вступит в борьбу с Борисом.
Г. Кондратьев и О. Петров — первые исполнители партий Мисаила и ВарлаамаВторая картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни (шинкарка: «Поймала я сиза селезня», Варлаам: «Как во городе было во Казани»). Григорий поглощён мыслями о самозванстве. Он выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Григорий разоблачён и, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.
Второе действие
Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. Ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича (монолог «Достиг я высшей власти»). Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца-Дмитрия. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты, ему мерещится призрак убитого младенца («сцена с курантами»: «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу»).
Третье действие
М. А. Шишков. Третье действие. Эскиз декорации.Первая картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек («Как томительно и вяло»). Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Марина выходит в сад, где её ждёт Григорий. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол.
Вторая картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа весёлых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Звучат взаимные упрёки и страстные любовные признания (дуэт «О царевич, умоляю»).
Четвёртое действие
Первая картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся здесь народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз («Месяц едет, котенок плачет»). Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню (хор «Хлеба!»). Юродивый жалуется царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого.
Вторая картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Бормоча «Чур, дитя», появляется Борис. Приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает (монолог «Прощай, мой сын!»).
Третья картина. Народ на лесной дороге под Кромами, деревушкой близ литовской границы (хор «Не сокол летит по поднебесью»). Тут и Мисаил с Варлаамом, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси (песня «Солнце, луна померкли»). Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами (хор «Расходилась, разгулялась… Ой ты, сила!»). Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды («Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие!»)…
Известные постановки
В России
Дореволюционные постановки
- 5 февраля 1873 — Мариинский театр (Петербург), поставлены три сцены. Исполнители: Хозяйка корчмы — Д. Леонова, Григорий — Ф. Комиссаржевский, Варлаам — О. Петров, Мисаил — Г. Кондратьев[1], Никитич — М. Сариотти, Марина — Платонова, Рангони — О.Палечек, польские танцы — исполнитель Феликс Кржезински. Дирижёр Направник.
- 27 января 1874 — впервые полностью — Мариинский театр (Борис — Мельников, Самозванец — Комиссаржевский, Варлаам — Петров, Пимен — Васильев 1-й, Рангони — Палечек, Марина — Платонова, Фёдор — А. Крутикова, Ксения — В. Рааб, Мамка — О.Шрёдер, Шуйский — Васильев 2-й, Щелкалов — Соболев, Мисаил — П. Дюжиков, Хозяйка корчмы — Абаринова, Юродивый — П. Булахов, Никитич — М. Сариотти, Митюха — Лядов, Ближний боярин — Соболев, Хрущов — Матвеев, Лавицкий — Васильев 1-й, Черниковский — Соболев; дирижёр Направник, декорации Шишкова и Бочарова). В 1882 г. опера была исключена из репертуара Мариинского театра постановлением Художественного совета.
- 16 декабря 1888 — Большой театр (Борис — Корсов (затем — П. Хохлов), Самозванец — Донской, Шуйский — Барцал, Варлаам — Стрелецкий, Марина — Климентова, Пимен — Бутенко, Хозяйка корчмы — Гнучева, Фёдор — Салина, Рангони — Борисов, Ксения — А. Каратаева, Мамка — Павлова, Шуйский — А. Барцал, Щелкалов — Фигуров, Ближний боярин — А. Додонов; дирижёр Альтани, декорации Вальца). Опера была снята с репертуара после десяти представлений в 1890 г.
- 28 ноября 1896 — Большой зал Санкт-Петербургской консерватории (Театральная энциклопедия ошибочно называет Мариинский театр); впервые в редакции Н. А. Римского-Корсакова, он же — дирижёр. Борис — М.Луначарский, Ф. Стравинский — Варлаам, в партии Отрепьева Г. А. Морской, Шуйский — Васильев 2-й.
- 7 декабря 1898 г. — Театр Солодовникова, Москва, в редакции Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр — Иосиф Труффи. В партии Бориса Шаляпин
- 1901 г. — Большой театр. Борис Годунов — Шаляпин, Самозванец — Л. Собинов
- 1904 — Мариинский театр. Дирижёр — Феликс Блуменфельд, Борис — Федор Шаляпин.
- Опера Зимина (без купюр и со сценой «Под Кромами»)
На провинциальной русской сцене: 1899 г. — Казань; 1900 г. — Орел, Воронеж, Саратов. Было несколько других постановок.
В последующих дореволюционных постановках участвовали: Шаляпин (Борис, Варлаам, Пимен), Андреев, Рейзен, бр. Пироговы, Штоколов, Савранский, Политковский, Андрей Иванов (Борис), Собинов, Печковский, Нэлепп (Самозванец) Нэлепп родился в 1904 году, в 1917 ему было 13 лет. Какая партия самозванца в те годы могла быть исполнена ребенком? А вот в 1954 году в фильме-опере он играет Отрепьева великолепно!, Кривченя (Варлаам), Михайлов (Пимен), Збруева (Шинкарка), Обухова, Максакова (Марина), Козловский (Юродивый) Иван Козловский родился в 1900 году, до революции пел в хоре. В Большом театре стал играть только в 1926 году. Юродивого исполнял, конечно, блестяще, есть мнение, что лучше кого бы то ни было, но каким образом он мог это делать до революции — не понятно. Дирижёры: Рахманинов, Блуменфельд, Голованов.
В СССР
- 7 февраля 1926 — Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского. Борис — Алексей Месняев, Марина — Фатьма Мухтарова. Режиссер-постановщик А. Улуханов. Дирижер — В. Бердяев. Балетмейстер — П. Иоркин.
- 16 февраля 1928 — Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. В первоначальной редакции, восстановленной П. Ламмом (Борис — Рейзен, Шуйский — Кабанов, Пимен — Плешаков, Самозванец — Печковский, Варлаам — Журавленко, Хозяйка корчмы — Сабинина, Юродивый — Тихий; дирижёр Дранишников, постановка Радлова, худ. Дмитриев).
- 21 октября 1928 — Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского. Борис — Алексей Месняев. Дирижер-постановщик — В. Бердяев. Режиссер-постановщик — В. Лосский. Балетмейстер — М. Моисеев.
- 19 апреля 1939 — Свердловский театр оперы и бадета им. Луначарского. Борис — Александр Новиков. Дирижер-постановщик — А. Маргулян. Режиссер-постановщик — К. Андроников. Художник-постановщик — Н.Ушин. Балетмейстер — Я. Романовский.
- 1939 — в Ташкенте, в Алма-Ата
- 1945 — в Тбилиси
- 17 апреля 1947 — Большой театр, с включением сцен «У Василия Блаженного» и «У Марины Мнишек» (Борис — А. Пирогов, Самозванец — Ханаев, Марина — Максакова, Пимен — Михайлов, Шуйский — Чекин, Рангони — Андрей Иванов, Варлаам — Лубенцов, Хозяйка корчмы — Антонова, Юродивый — Орфёнов, Ксения — Шумская; дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Федоровский).
- 16 декабря 1948 — Большой театр, в новой режиссёрской редакции, с восстановлением сцены «Под Кромами». (дирижёр Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский).
- 1949 — в Риге
- 1 января 1950 — Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского. Дирижер-постановщик С. Бергольц. Режиссер — Е. Брилль. Художники — Н. Ушин и Н. Ситников. Балетмейстер — В. Наумкин.
- 1951 — в Харькове
- 1952 — в Таллине
- 1954 — в Минске — Белорусский театр оперы и балета (режиссёр Л. Александровская)
- 30 января 1959 — Свердловский театр оперы и балета им. Луначарского. Борис — Борис Штоколов, Самозванец — Михаил Заика, Марина Мнишек — Ирина Архипова. Дирижер-постановщик — А. Людмилин, Режиссеры-постановщики — М. Минский, Б. Кушнир. Художник — Н. Ситников. Балетмейстер — В. Наумкин.
- 4 ноября 1959 — Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (в инструментовке оперы Шостаковичем) (Борис — Штоколов, Шуйский — Шмелёв, Григорий Отрепьев — Гаврилкин, Марина — Баринова; дирижёр Ельцин, реж. Гладковский).
- 27 декабря 1983 — Свердловский академический театр оперы и балета. Борис — Александр Баскин, Владимир Огновенко. Юродивый — Сергей Майструк. Самозванец — Виталий Петров. Марина — Светлана Зализняк. Дирижер-постановщик — Евгений Бражник. Режиссер-постановщик — Александр Титель. Художник-постановщик — Э Гейдебрехт. Балетмейстер — И. Сульзин.
В Российской Федерации
- 26 апреля 1990 г. — Мариинский театр, перенос постановки Андрея Тарковского в Ковент-Гарден (театр) 1983 года (в первоначальной редакции Мусоргского). Дирижёр — Валерий Гергиев
- 19 декабря 1997 г. — Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева, режиссёр-постановщик Михаил Бурцев.
- 2005 г. — Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля, Казань. Музыкальный руководитель постановки — Ренат Салаватов. Режиссёр-постановщик — Михаил Панджавизе (Большой театр, Москва). Проект художественного оформления спектакля по эскизам Федора Федоровского выполнен художником Виктором Немковым и художником по костюмам Людмилой Волковой
- 2007 — Большой театр, Москва. Режиссёр — Александр Сокуров. Дирижёр — Александр Ведерников. Видеозапись спектакля — см. раздел: Видеозаписи
- 2011 — Центр оперного пения Галины Вишневской, Москва. Дирижёр-постановщик оперы — Гинтарас Ринкявичус, режиссёр-постановщик — Иван Поповски, художник-постановщик — Валерий Левенталь, хормейстер — Александр Соловьев. Опера поставлена в рамках цикла мероприятий, посвященных юбилею Галины Вишневской.
- 2012 — Самарский академический театр оперы и балета, Самара. Режиссёр-постановщик — лауреат всероссийских конкурсов, лауреат Российских театральных премий «Чайка», «Гвоздь сезона» Нина Чусова, художник-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», лауреат Российской театральной премии «Чайка» Павел Каплевич, Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — дирижёр театра, лауреат международных конкурсов Виктор Куликов, художник по свету — Сергей Мартынов, балетмейстер — лауреат всероссийских и международных конкурсов Эльвира Первова, хормейстеры: заслуженный деятель искусств России Валерия Навротская, Ольга Сафронова, Светлана Ерастова. В спектакле принимают участие учащиеся Детской экспериментальной центральной хоровой школы-десятилетки и артисты театра современного танца Эльвиры Первовой «СКРИМ».
- 2012 — Мариинский театр, Санкт-Петербург. Режиссёр — Грэм Вик, художественный руководитель оперной труппы Бирмингемской оперы, кавалер французского Ордена искусств и изящной словесности, лауреат многочисленных премий и наград, в том числе Премии Саут-Бэнк и Премии Аббиати, приглашенный профессор Бирмингемского университета, обладатель звания Командора Британской империи. Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев, народный артист России, обладатель двух Государственных премий России, правительственной награды Германии, Италии, Франции, Нидерландов, Японии. Художник-постановщик — Стюарт Нанн, главный хормейстер — Андрей Петренко, ответственный концертмейстер — Ирина Соболева. Постановка примечательна тем, что действие перенесено в наше время, в спектакле имеется множество аллюзий на события, произошедшие совсем недавно, присутствует политическая сатира[2]/ В главных ролях заняты Николай Путилин (Борис Годунов), Евгений Акимов (Шуйский), Михаил Кит (Пимен), Сергей Семишкур (Григорий), Андрей Попов (Юродивый), Алексей Марков (Андрей Щелкалов), Геннадий Беззубенков (Варлаам).
- 29 сентября 2012 — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. Первая авторская редакция, спектакль играется без антракта. Борис — Гарри Агаджанян, Денис Макаров, Алексей Тихомиров. Пимен — Михаил Коробейников, Александр Морозов, Андрей Решетников. Самозванец — Ильгам Валиев, Олег Полпудин, Владимир Чеберяк. Юродивый — Евгений Крюков, Дмитрий Розвизев, Олег Савка. Дирижер-постановщик — Михаэль Гюттлер. Режиссер-постановщик — Александр Титель, народный артист России. Художник-постановщик — Владимир Арефьев. Художник по свету — Евгений Виноградов. Хормейстер — Эльвира Гайфуллина.
За рубежом
- 19 мая 1908 — Большой театр в Гранд-Опера (Париж), первый зарубежный показ (Борис — Шаляпин, Шуйский — Алчевский, Пимен — Касторский, Самозванец — Смирнов, Варлаам — Шаронов, Юродивый — Чупрынников, Марина — Ермоленко-Южина; дирижёр Блуменфельд, оркестр Парижского т-ра; хормейстер Авранек, хор Моск. Большого театра; пост. Санина, декорации Бенуа и Головина).
- 1913 — Метрополитен Опера, Нью-Йорк, премьера в США, (дирижёр — Артуро Тосканини, Борис Годунов — Адам Дидур)
- 1913 — Друри-Лейн, Лондон; в редакции Н. А. Римского-Корсакова; дирижёр — Пьер Монтё, Борис — Шаляпин
- 1921 — Метрополитэн Опера, Нью-Йорк. Борис — Шаляпин, Григорий — А. Пертиле. Для Шаляпина в Метрополитен-опера отвели ту же гримерную, что занимал Энрико Карузо, скончавшийся в августе того же года[3].
- 1930-е гг. — Софийская народная опера. Постановка Н. Д. Векова.
- 1935 — Sadler’s Wells Theatre, Лондон; в первоначальной редакции; дирижёр — Лоуренс Коллигвуд, Борис — Рональд Стэр.
- 1948 — Ковент Гарден, Лондон; режиссёр П. Брук
- 1963-64 — Италия, в партии Бориса — Борис Христов
- 1965 — в Зальцбурге (в редакции Римского-Корсакова) под управлениемГ. Караяна.
- 1965 — Ла Скала, Милан; Борис — Николай Гяуров
- 1965 — Метрополитен Опера, Нью-Йорк. Борис — Николай Гяуров
- 1975 г. — «Ла Скала», Милан. Режиссёр Ю. Любимов
- 1979-80 — Ла Скала, Милан; режиссёр А. Тарковский
- 1983 — Ковент Гарден, Лондон (в первоначальной редакции Мусоргского); режиссёр Андрей Тарковский; дирижёр — Клаудио Аббадо; сценическое оформление — Николай Двигубский; световое оформление — Роберт Брайн; Борис Годунов — Роберт Ллойд; Марина Мнишек — Эва Рандова; Гришка Отрепьев — Михаил Светлев; Шуйский — Филип Лэндгридж; Юродивый — Патрик Пауэр; Пимен — Гуинн Хауэлл.
- 2004 г. — в Нью-Йорке (дирижёр С. Бычков)
Экранизации оперы
- 1955 — Борис Годунов (фильм, 1954) . режиссёр В. Строева
- 1989 — Борис Годунов (фильм, 1987); режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович; Р. Раймонди — Борис, Г. Вишневская — Марина.
- 1990 — видеозапись Мариинского (Кировского) театра, режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Марина — Ольга Бородина, Самозванец — Алексей Стеблянко, Рангони — Сергей Лейферкус. Полная (прижизненная) версия 1872 года.
- 2007 — видеозапись Большого театра, режиссёр Александр Сокуров — см. раздел: Видеозаписи.
- 2011 — экранизация на современный манер, реж. Владимир Мирзоев.
Известные аудиозаписи
Исполнители: Борис Годунов — А.Пирогов, Григорий — Георгий Нэлепп, Шуйский — Никандр Ханаев, Пимен — Максим Михайлов, Марина Мнишек — Мария Максакова, Юродивый — Иван Козловский, Фёдор — Бронислава Златогорова, Ксения — Елена Кругликова, Варлаам — Василий Лубенцов- 1948 — Дирижёр Николай Голованов, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия» (М—37403-10), СССР.
- 1985 — Дирижёр Марк Эрмлер, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия», СССР.
Известные видеозаписи
Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы- 1990 — видеозапись спектакля Мариинского театра (в первоначальной редакции Мусоргского); дирижёр Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Григорий — Алексей Стеблянко, Марина — Ольга Бородина
Примечания
- А. Гозенпуд. БОРИС ГОДУНОВ — опера М. Мусоргского
dic.academic.ru
Оперы: «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Хованщина».
Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков — вспоминаем исторические оперы XIX века, написанные русскими композиторами.
Михаил Глинка, «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), 1836 год
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)Зимой 1834–1835 годов Михаил Глинка был частым гостем вечеров Василия Жуковского. Здесь собиралось общество, состоявшее, по определению композитора, «из людей, доступных изящному». На вечерах бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь, Владимир Одоевский и Петр Вяземский.
Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина». Героический эпизод 1613 года очень увлек композитора. Либретто по просьбе Глинки написал барон Егор Розен.
Сначала опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Но во время петербургских репетиций возникли и другие варианты: «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Выбрали «Жизнь». Для переименования были две причины: во-первых, в столичном театре уже шла опера «Иван Сусанин» итальянца Катарино Кавоса, а во-вторых, цензоры требовали придать новому произведению идеологический оттенок.
Премьера «Жизни за царя» прошла в петербургском Большом театре в ноябре 1836 года с огромным успехом. Пушкин поздравил Михаила Глинку поэтическим экспромтом:
Слушая сию новинку,Зависть, злобой омрачась,Пусть скрежещет, но уж ГлинкуЗатоптать не может в грязь!В те годы эталонными музыкальными произведениями считались яркие итальянские оперы. В истории национальной музыки опера «Иван Сусанин» стала им одной из первых достойных конкуренток.
Модест Мусоргский, «Борис Годунов», 1869 год, вторая редакция — 1874 год
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)К опере «Борис Годунов» Модест Мусоргский написал либретто сам. Для либретто он использовал и трагедию Пушкина, и текст «Истории государства Российского» Николая Карамзина. О своей работе композитор вспоминал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».
Опера была завершена в ноябре 1869 года. Театральное руководство к постановке ее не приняло: в спектакле не было развернутой женской роли. Мусоргский ввел в партитуру образ Марины Мнишек, однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Ее премьера прошла на сцене Мариинского театра. Оперу полюбили зрители и хвалили критики, однако вскоре ее начали давать с сокращениями. В 1882 году, уже после кончины Мусоргского, «Бориса Годунова» без объяснения причин сняли с репертуара. Николай Римский-Корсаков в своих мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» писал, что об опере ходили противоречивые слухи. Якобы она не устраивала цензоров и не нравилась царской семье.
Римский-Корсаков хотел вернуть «Бориса Годунова» на сцену и создал новую редакцию оперы. Ее впервые представили публике в ноябре 1904 года. В партии Бориса блистал молодой певец Федор Шаляпин. Он с восхищением говорил о Мусоргском: «По-моему, этот великий человек сделан Богом точно так же могуче, как какая-нибудь статуя, сотворенная Микеланджело Буонарроти». В 1908 году Шаляпин играл в «Годунове» в Париже, в антрепризе Сергея Дягилева. Его игра и музыка Мусоргского, кафтаны «с каменьями» и кокошники с жемчугами свели парижан с ума. В моду вошло увлечение всем русским.
Модест Мусоргский, «Хованщина», 1872–1880 годы. Редакция Николая Римского-Корсакова — 1883 год
Мариинский театр (Основная сцена)Хованщиной называли короткий период в русской истории, когда боярин Иван Хованский возглавил в 1682 году Стрелецкий приказ и стал предводителем мятежа. Позже его казнили по приказу царевны Софьи Алексеевны.
Сюжет оперы Модесту Мусоргскому критик Владимир Стасов предложил еще в 1872 году, до премьеры «Бориса Годунова». Стасов писал: «Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй — богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил мое мнение».
Работая над оперой, Модест Мусоргский изучал подлинные документы XVII века. Его, как и Стасова, интересовало столкновение старого жизненного уклада с новым. Олицетворением нового стал юный Петр и его «потешные» войска; старого — раскольники, стрельцы, царевна Софья и ее окружение. Композитор объединил события 1682 и 1689 года: в его произведении конец хованщины совпадает с концом правления Софьи. Кстати, в списке действующих лиц оперы Софьи и Петра нет: они лишь упоминаются другими героями.
Композитор не успел завершить «Хованщину». После его смерти оперу доработал Николай Римский-Корсаков. Оперу Мусоргского в его редакции впервые исполнили в феврале 1886 года участники петербургского Музыкально-драматического кружка. Позже партия старца-раскольника Досифея стала одной из самых блестящих ролей Федора Шаляпина в русском репертуаре.
Александр Бородин, «Князь Игорь», 1869–1887 годы, редакция Николая Римского-Корсакова и Александра Глазунова — 1890 год
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)Александр Бородин долго собирался написать оперу, но никак не приступал к работе. Он то не мог найти подходящий сюжет, то переживал из-за работы над либретто, то задумывался о том, как продвигать сочинение.
В 1869 году критик Владимир Стасов предложил Бородину сюжет «Слова о полку Игореве». Композитор долго собирал материал: он изучал разные переводы «Слова», читал летописи, консультировался с историками и этнографами.
Александр Бородин был ученым-химиком. Научная работа, преподавание и общественные дела отвлекали его от написания оперы. Работа над «Князем Игорем» затягивалась. Сочинять Бородину удавалось лишь в редкие свободные дни или по выходным, понемногу вычерчивая контуры будущей оперы в трех действиях.
В 1887 году Александра Бородина не стало. Композиторы Римский-Корсаков и Глазунов по авторским рукописям закончили его оперу. Премьера «Князя Игоря» прошла в Мариинском театре в октябре 1890 года. Николай Римский-Корсаков с радостью писал: «Опера привлекала к себе горячих поклонников, особенно между молодежью».
Николай Римский-Корсаков, «Царская невеста», 1898 год
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)Сюжет, который стал основой оперы «Царская невеста», привлекал не только Николая Римского-Корсакова, но и Александра Бородина. Когда Бородин занялся «Словом о полку Игореве», Николай Римский-Корсаков обратился к трагической истории третьей жены Ивана Грозного.
Литературной основой «Царской невесты» стала одноименная драма Льва Мея. В ней автор опирался на собранные Карамзиным сведения о женитьбе Ивана IV на Марфе Собакиной. Некоторые изменения и дополнения внес в пьесу писатель либреттист Илья Тюменев.
В опере Римского-Корсакова появился царь, которого нет в пьесе Мея. Правда, Иван Грозный в «Царской невесте» не поет, но его появление на сцене сопровождается мощной оркестровой темой. Римский-Корсаков вообще дал в своей опере волю страстям: его герои влюбляются и ревнуют до исступления, рыдают, угрожают, травят и казнят своих соперников.
Но главное в «Царской невесте» — не любовные безумства и даже не исторические коллизии, а «трагически окрашенный гимн этической красоте русской женской души», как сказал о ней композитор Борис Асафьев.
Премьера «Царской невесты» прошла в 1899 году, ее поставили участники Товарищества частной оперы. Спустя два года спектакль появился в репертуаре Мариинки, в 1916 году — Большого театра.
Автор: Алевтина Бояринцева
www.culture.ru
«Борис Годунов». История создания в датах и картинах
125 лет назад, в конце 1888 года в Большом театре была осуществлена красочная и масштабная по великолепным декорациям постановка оперы «Борис Годунов». Она прошла 11 раз в течение двух сезонов, а потом как-то исчезла из репертуара…
В 1901 году, в связи с переходом в Большой театр Ф.Шаляпина, состоялось возобновление «Бориса Годунова» в редакции Римского-Корсакова. До 1916 года опера звучала на сцене 39 раз. В 1905 году спектаклем дирижировал сам С.Рахманинов, а современники отнесли его выступление к числу больших капельмейстерских удач композитора. Ф.Шаляпин немало способствовал закреплению «Бориса Годунова» в репертуаре Большого, равно как и пропаганде оркестровой редакции Римского-Корсакова, которую великий бас предпочитал остальным. Благодаря популярности Ф.Шаляпина, в Большом театре закрепилась традиция исполнения «Бориса Годунова» как психологической драмы царя. Однако этот образ Ф.Шаляпин возвысил, сделав главной темой оперы страдания правителя Руси.
Модест Мусоргский приступил к сочинению своего гениального творения в 1868 году на сюжет трагедии Пушкина «Борис Годунов» - труду, который занял более пяти лет и ознаменовал новую эпоху в истории музыкального театра. В течение осени и зимы того же года один за другим были созданы клавиры нескольких музыкальных картин, в следующем году написана партитура, завершенная 15 декабря 1869 года. Взять пушкинский сюжет в качестве литературной основы посоветовал композитору известный историк В.В.Никольский.
С февраля 1871 по июль 1872 года опера претерпевала различные изменения. Самыми значительными из них стали сочиненные М.Мусоргским две польские картины и сцены под Кромами. Из партитуры были исключены сцены у Собора Василия Блаженного (взамен ее и была введена сцена под Кромами), а также существенно переработаны сцены в тереме. М.Мусоргскому пришлось создать новую рукопись, оставив версию сцены в тереме 1869 года без изменения.
В процессе работы над оперой композитор до предела сжал сценическое действие, сократив количество картин (если у Пушкина их более 20, то в первой редакции оперы лишь семь) и в то же время укрупнив каждую из них. Важнейшим изменением стало усиление театрального действа, эмоциональной напряженности. В дальнейшем опера также много раз подвергалась переделкам.
До наших времен опера дошла в том виде, в котором она была поставлена в 1948 году.
Главной и героической задачей постановщиков в то время было сохранить, а не изменить, защитить, а не взорвать сюжет оперы, представить его без идеологических наслоений. Конечно, «Борис Годунов» 1948 года несколько эстетизировал и идеализировал историю, представляя ее выстроенной по законам художественности, не такой, какой она была, а такой, какой она могла бы быть.
Радуя зрителей долгие годы, опера М.Мусоргского «Борис Годунов» была представлена великолепным созвездием талантливых исполнителей. Многие выдающиеся солисты Большого театра создали в этом спектакле неповторимые образы, внесли в него новые краски, нюансы.
«Борис Годунов» сегодня – это опера, наполненная яркими историческими моментами, звучанием голосов от баритона до меццо-сопрано, великолепными многоуровневыми декорациями.
Впечатляет многоярусное расположение на сцене действующих лиц: простые люди, изнемогающие под тяжестью многочисленных верхних «наслоений» из бояр, сановников, служителей церкви, царских телохранителей, - все это производит сильнейшее впечатление на зрителей.
Четырехчасовая опера слушается на одном дыхании. Чарующая музыка, многоголосие хоров, фантастические декорации воспроизводят картины поистине эпического масштаба. «Бориса Годунова» по праву можно считать не только спектаклем-символом Большого, но и одновременно спектаклем-загадкой, которую каждое поколение разгадывает по-своему…
culturedip.interaffairs.ru
М. Мусоргский. Борис Годунов | 100 опер. Оперная музыка
Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)
Либретто М. П. Мусоргского
Действующие лица:
Борис Годунов | баритон | |
Федор | дети Бориса | меццо-сопрано |
Ксения | сопрано | |
Мамка Ксении | низкое меццо-сопрано | |
Князь Василий Иванович Шуйский | тенор | |
Андрей Щелкалов, думный дьяк | баритон | |
Пимен, летописец-отшельник | бас | |
Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена) | тенор | |
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы | меццо-сопрано | |
Рангони, тайный иезуит | бас | |
Варлаам | бродяги | бас |
Мисаил | тенор | |
Шинкарка | меццо-сопрано | |
Юродивый | тенор | |
Никитич, пристав | бас | |
Митюха, крестьянин | бас | |
Ближний боярин | тенор | |
Боярин Хрущов | тенор | |
Лавицкий | иезуиты | бас |
Черниковский | бас | |
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский. | ||
Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы. Время действия: 1598—1605 годы. |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, — писал он. — Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».
Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», — вспоминал В. В. Стасов.
В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.
Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, — писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».
«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная Д. Д. Шостаковичем.
СЮЖЕТ
Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.
На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.
В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.
Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.
Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.
Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.
Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.
Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.
В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.
Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.
МУЗЫКА
«Борис Годунов» — народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.
Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.
Вторая картина пролога — монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины — монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.
Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.
Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них — песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.
Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).
Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.
Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».
Первая картина четвертого акта — драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песниЮродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».
Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.
Третья картина четвертого акта — исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины — бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» — размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.
100oper.ru