Кто написал неизвестный цветок автор


А.П.Платонов. Слово о писателе. "Неизвестный цветок": сказка-быль о «непохожих».

Цели урока:

1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой.

2. Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.

3. Развитие навыков анализа текста литературного произведения.

4. Воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.  

Оборудование: презентация; учебник под ред. Коровиной В.Я., тетрадь, эпиграф к уроку (на доске).  

Методические приемы: слово учителя, словарная работа, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Жить - значит действовать.

А.Франс

Ход урока

Слово о писателе.

Посмотрите на тему урока: сказка-быль о «непохожих». Речь не только о сюжете произведения.  Непохожим ни на кого был сам писатель Андрей Платонович Платонов. Помните, на 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в анкете на вопрос: «Каким литературным направлениям вы сочувствуете?» - Платонов ответил: «Никаким, имею свое».

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая.

Детство Платонова прошло на окраине Воронежа в семье рабочего железнодорожных мастерских Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Семья была многодетной и бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

Отец был машинистом паровоза, часто брал сына к себе в качестве помощника. Именно тогда Платонов на всю жизнь полюбил труд, подчас суровый, тяжёлый, но необходимый для жизни, нужный людям.

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Являясь по специальности мелиоратором, он занимался орошением земель, чисткой рек, электрификацией. В то же время Платонов много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести, публиковался в воронежских журналах и газетах. В 1927 году переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Платонов написал много произведений, но большинство из них не были тогда напечатаны и вышли целиком только в 80-е годы.

В 1943 году умер от туберкулеза сын Платонова, сам писатель тоже заболел.

В последние годы жизни Платонова не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте ему нашлось только место дворника. Признание пришло позже, после его смерти. А умер Платонов 5 января 1951 года, когда ему было чуть больше пятидесяти: война подорвала силы, был безнадёжно болен. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу.

Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания. Беседа.

В последние десятилетия своей жизни он создал много произведений о детях и для детей. В ноябре – декабре 1950 года из-под его пера появляется «Неизвестный цветок». Произведение своеобразно. Оно имеет подзаголовок – сказка-быль. Уже само название указывает на близость к реальности. Фантастический вымысел здесь сведён до минимума. Здесь всё жизненно. Как и в других произведениях Платонова, мы встречаемся здесь с высокими размышлениями о жизни, о силах, которые ею правят.

О ком это произведение?

На какие части можно разделить сказку?

1) «Жил на свете маленький цветок»

2) Встреча с Дашей

3) Новая жизнь пустыря

4) Год спустя

Почему описание пустыря и цветка занимает такое место?(половину текста)

Опишите место, где вырос цветок (1й абзац)

голый каменный пустырь

трава не росла

старые серые камни

мертвая глина

Итак, он родился и начал жить. Найдите ключевые фразы, характеризующие жизнь цветка на пустыре(4-6й абзацы)

трудился день и ночь

нуждался в жизни

превозмогал терпеньем свою боль

постоянно старался расти

не хотел жить печально

Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется этот художественный приём?

Олицетворение

Конечно, он настолько ожил в нашем воображении, что обязательно должен заговорить, как в настоящей сказке. Вот только ему нужно немного подрасти.

Что помогает ему расти?

Он много трудится, умеет ждать и терпеть.

А ещё помогает умение радоваться малому. Найдите подтверждение этому в тексте.

«Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев».

И вот, случилось чудо: он «стал настоящим цветком». Давайте прочитаем описание (стр.34). С чем автор сравнивает цветок?

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем

благоухание

 Откуда же взяться такой красоте?

Награда за его труды. Он сам создал себя.

Наш цветок хочет дарить радость другим дыханием своего аромата. Именно это благоухание приводит на пустырь Дашу.

Расскажите о ней.

«Даша никогда не видела такого цветка». Давайте пофантазируем, каким предстал перед Дашей цветок.

Маленький, беззащитный, робкий, очень тактичный.

Найдите диалог девочки и цветка. Здесь появляется важное слово - «непохожий». Как сам цветок объясняет это?

«Оттого, что мне трудно». (Чудо, сотворенное им самим)

Что общего у Даши и цветка?

Одиночество. «Меня никто не зовет»

Можно сказать, что и Даша непохожа на других? Как она относится к цветку?

Почувствовала благоухание, поцеловала, привела пионеров, удобрили землю, пришла проститься, помнила всю зиму, пришла проведать летом.

Даша, как и цветок, выбирает борьбу за жизнь. Она неравнодушна, умеет сочувствовать, сострадать, стремится сделать добро.

Что происходит с цветком в конце сказки?

Он умирает, но появляется другой цветок, еще прекраснее и сильнее, он растет в камне.

В конце сказки мы видим на месте пустыря цветущую полянку, где благоухают цветы, летают бабочки, поют птицы.  Благодаря чему она появилась?

Благодаря цветку, который умел трудиться и дарить плоды своего труда людям.

Благодаря Даше, умеющей делать добро. Никто бы не узнал о прекрасном цветке, если бы она прошла мимо.

Что, по мнению Платонова, делает мир лучше?

Труд, постоянная работа над собой, активность, стойкость, неравнодушие, сопричастность, любовь к жизни. Счастье человека в его руках.

Мы снова вернулись к Автору. Действительно, это еще один «непохожий». Он тоже присутствует в тексте. Как проявляется его отношение к героям?

 В слове проявляется любовь, сострадание.

Слова с уменьш.-ласк. суффиксами: пылинки, венчик, головка, волоски, корешок.

Эпитеты: утомленные листья, светящаяся головка, маленький цветок (10 раз).

Восхищение: как у звезды, как героем.

Особенность стиля – «сгущённость мысли в необычной форме».

Н-р: Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее.

Вывод. Почему Платонов выбрал этот сюжет?

Переклички с биографией. Завещание дочери, всему поколению. Поднимает философские, вечные вопросы: Как жить? Во имя чего? Что делает человека и мир вокруг лучше?

Произведение актуально и сейчас. Добро вечно. Заветы писателя тоже. Всегда есть и будут «непохожие», которые двигают человечество вперед.

Рефлексия. Какие мысли писателя близки вам? См. эпиграф.

Домашнее задание: нарисовать неизвестный цветок, придумать ему имя.

svb-literatura.webnode.ru

СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» - презентация

1 СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»

2 АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ( ) Будущий писатель Андрей Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платона Климентова. С детства познал нищету, голод, батрачество. Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с четырнадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

3 За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, литейщик, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести.

4 В конце 20-ых годов он полностью отдается литературной работе, сменив свою фамилию на псевдоним Платонов. Литература становится главным делом жизни. Творческая судьба писателя была тяжела, как ни у кого другого. Его не печатали при жизни. В последние годы жизни Платонов нищенствовал. В Литературном институте, куда ему удалось устроиться, для него нашлось только место дворника. После долгого запрета проза и драматургия писателя вернулись к читателю только в 1990-х годах. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

5 В 1944 году у Андрея Платонова открылся туберкулёз, из-за которого в последние годы он был прикован к постели. От этой болезни писатель и умер семь лет спустя, 5 января 1951 года. А незадолго до смерти, в ноябре-декабре 1950 года, Платонов написал сказку -быль «Неизвестный цветок», которую подарил дочке Маше.

6 СКАЗКА –БЫЛЬ СКАЗКА – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. БЫЛЬ – то, что было в действительности, на самом деле.

7 УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ЖИЛ ЦВЕТОК «… лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина». «Нечем было ему питаться в камне и глине». «…цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья». «…трудно было питаться от одних пылинок, что выпали из ветра». «…цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами».

8 «ОН ТРУДИЛСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ И НЕ УМЕРЕТЬ» «…цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше». «Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» «Цветок, однако не хотел жить печально». «…стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»

9 О чём говорит название произведения? НЕИЗВЕСТНЫЙ О цветке никто ничего не знал. От него нет никакой вести. «Никто и не знал, что он есть на земле»

10 ВСТРЕЧА С ДАШЕЙ

11 ДОБРОТА ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЯТ МИЛОСЕРДИЕ СОЧУВСТВИЕ ТРУДОЛЮБИЕ ЛЮБОВЬ СОСТРАДАНИЕ УВАЖЕНИЕ

12 ГОД СПУСТЯ «…пустырь теперь стал другой, он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка- труженика». «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».

13 БЛАГОУХАНИЕ – аромат. БЛАГОУХАННЫЙ – ароматный, душистый. БЛАГОУХАТЬ – распространять аромат.

14 Первая строчка - одно существительное. Вторая строчка - два прилагательных. Третья строчка - три глагола. Четвёртая строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов. Последняя строчка - это слово, которое позволяет выразить к теме личное отношение. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

15 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать эссе на тему: «Жить это бороться; бороться это жить».

www.myshared.ru

Неизвестный цветок

    (Сказка-быль)     Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.     А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

    Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть. «Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша. Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его: — Отчего ты такой? — Не знаю, — ответил цветок. — А отчего ты на других непохожий? Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием. — Оттого, что мне трудно, — ответил цветок. — А как тебя зовут? — спросила Даша. — Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу. Даша осмотрелась в пустыре. — Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой? — Не знаю, — ответил цветок. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала: — Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде. Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали. А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его. Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

www.litra.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>