Кто написал морфий


Фильм Морфий (2008): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Режиссер Алексей Балабанов Актеры Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, еще В 1917 году, во времена смуты, в уездный город N приезжает молодой доктор Поляков. Окончив медицинский факультет, он получает назначение в местную больницу. Здесь его ждут две медсестры, один фельдшер и огромное количество больных. Работая с первым же пациентом, Поляков боится заразиться дифтерией, и просит медсестру сделать ему прививку. Реакция на вакцину оказывается слишком болезненной, и сестра делает Полякову укол морфия. Полякову нравятся ощущения от морфия, и он начинает регулярно прибегать к помощи этого препарата, чтобы снять стресс от работы… Продюсер Сергей Сельянов Монтажер Татьяна Кузьмичева Сценаристы Сергей Бодров мл., Михаил Булгаков Актер дубляжа Оксана Сурнина Оператор Александр Симонов Художники Анастасия Каримулина, Павел Пархоменко Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Осенью 1917 года молодой доктор Михаил Поляков, только окончив медицинский институт, получает назначение в сельскую больницу на должность земского врача. Приехав, Поляков сталкивается с трудностями начала врачебной карьеры.

Первый его пациент умирает от дифтерии. Опасаясь заразиться этой болезнью, он просит медсестру сделать ему прививку. Вскоре на месте укола у него начинается жуткий зуд. Медсестра Анна решает сделать ему инъекцию морфина, чтобы снять боль.

Полякову нравится чувство облегчения, которое дает ему морфин. Позже он просит медсестру повторить инъекцию. А спустя некоторое время начинает тайно самостоятельно делать себе уколы.

Благодаря нескольким успешным операциям, репутация Полякова среди жителей города растет. Но от этого стрессовых ситуаций у него становится все больше, что подталкивает его чаще колоть себе морфин для успокоения.

Между Поляковым и медсестрой Анной завязываются отношения. Анна пытается понять, почему Поляков так пристрастился к морфию, и в итоге сама начинает принимать наркотик. Параллельно с этим Поляков вступает в интимную связь с молодой графиней.

Со временем Поляков начинает осознавать пагубность своего пристрастия. Он добровольно уезжает лечиться в психиатрическую больницу. Видя творящиеся там бесчинства большевиков, он сбегает из больницы, попутно взяв морфий из больничной аптеки. В конечном итоге он кончает жизнь самоубийством.

  • Jurik 2 мая 2018 Оценка фильма 9 из 10 Меня игла пронзит прямо в сердце, Меня придавит на смерть колесо, Косяк мне жгет глаза, словно солнце И красный мак сотрет меня в песок. (Сектор Газа — «Наркоман») К творчеству гражданина Булгакова отношусь двояко. Одни произведения вызывают неподдельный интерес («Записки юного врача»; Белая гвардия»), другие вызывают серьёзное недоумение («Мастер и Маргарита»), но надо отдать должное, произведения написаны мастерски — интересный язык, атомные шутки и внимание к деталям… Читать далее
  • Яков Борисов 25 января 2013 Оценка фильма 10 из 10 Один из немногих фильмов, который оставляет настоящее послевкусие после просмотра.Невозможно вообразить ужас и безысходность которые происходят у главного героя в разуме. События фильма происходили менее ста лет назад, и от мысли о том как жили, общались,вели себя,были воспитаны люди, становится действительно жутко… Читать далее
  • kudrixxx 22 мая 2011 Оценка фильма 6 из 10 Перед просмотром я с удовольствием изучила предварительный фильмовый анамнез, из которого было довольно внятно понятно, что фильм претендует на что-то особенное именно исключительностью его создателей. Булгаков, Бодров младший и Балабанов — смесь интригующая и неоднозначная.Под впечатлением от предыстории, стала смотреть… Читать далее

www.ivi.ru

Морфий (фильм) - это... Что такое Морфий (фильм)?

«Мо́рфий» (Морфій) — фильм Алексея Балабанова по сценарию Сергея Бодрова-младшего, написанного им по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и «Морфий».[1]

Натурные съёмки фильма проходили в Угличе.[2]

Сюжет

Поздняя осень 1917 года. Молодой доктор Михаил Поляков (Леонид Бичевин) получает назначение на должность земского врача в сельскую больницу. Как молодой врач, только закончивший медицинский институт, он сталкивается с трудностями начала врачебной карьеры. Первый же его пациент умирает от осложнения дифтерии. Боясь того, что он сам может заразиться этим заболеванием, он просит медсестру сделать ему прививку. К вечеру у него появляется жуткий зуд в месте укола. Для обезболивающего эффекта медсестра Анна (Ингеборга Дапкунайте) вводит ему морфин. Почувствовав облегчение от наркотического эффекта, доктор просит медсестру повторить инъекцию, а позже втайне начинает делать себе уколы сам. В то же время ему удаётся успешно провести несколько сложных медицинских операций, что приносит ему хорошую репутацию среди населения, но нервная нагрузка истощает его всё больше. От этого он всё чаще начинает употреблять наркотик.

Попутно между медсестрой Анной и Поляковым вспыхивает страсть, во время которой Михаил окончательно попадает под наркотическую зависимость. Анна, желая понять причины привязанности Полякова к морфию, сама начинает принимать наркотик. Параллельно он вступает в интимную связь с молодой графиней, вдовой Екатериной Карловной.

Однажды Михаил по срочному вызову выезжает в находящееся недалеко имение. Там он знакомится с фельдшером Горенбургом, членом РСДРП, который просит Полякова одолжить ему морфия из больничной аптеки. Вместе они едут обратно в больницу Полякова, но сбиваются с пути из-за бурана и останавливаются на ночлег в усадьбе Кузяево.

Вскоре, после произошедшего в этой усадьбе пожара и гибели пострадавших по причине того, что морфий, предназначенный для их лечения, был тайно израсходован доктором, Поляков окончательно осознает пагубность своего наркотического пристрастия и по совету Анны уезжает в город Углич на добровольное лечение в психиатрическую больницу, находясь в которой становится невольным свидетелем бесчинств большевиков: за окном пьяные матросы останавливают сани и избивают их пассажиров. Поляков отвлекает их внимание антисемитскими выкриками из окна и, пользуясь неразберихой, бежит из больницы, попутно прихватив из больничной аптеки склянку морфия. На улице его останавливают два пьяных солдата-красноармейца, плохо умеющих читать, и они не могут прочитать слов в его документах. Бродя по улицам, он встречает свою бывшую медсестру и сожительницу Анну, ставшую наркоманкой, и бывшего коллегу Горенбурга, ставшего большевистским комиссаром, требующего морфина в окошке аптеки (очевидно, Горенбург тоже стал наркоманом и использовал служебное положение для добытия морфия). Горенбург узнаёт Полякова и пытается его задержать, сделав несколько предупредительных выстрелов, но Михаил сам стреляет в него и убегает. Анна вытаскивает склянки с морфием из карманов убитого Горенбурга.

Поляков, мучаясь от абстинентного синдрома, заходит в ближайший кинотеатр, где идёт сеанс комического немого фильма. Уколовшись последней оставшейся дозой морфия, он наслаждается наркотическим эффектом, а затем, смеясь вместе с остальными, прикладывает дуло пистолета к подбородку и стреляет в себя. Зрители кинотеатра не обращают внимания на выстрел, и продолжают смеяться над комедией. Титр на экране синематографа «конец фильма» является также и финальным титром фильма «Морфий».

В ролях

  • Леонид Бичевин — Михаил Алексеевич Поляков
  • Ингеборга Дапкунайте — Анна Николаевна
  • Светлана Письмиченко — Пелагея Ивановна
  • Андрей Панин — Анатолий Лукич Демьяненко, фельдшер
  • Сергей Гармаш — Василий Осипович Соборевский
  • Катарина Радивоевич — Шеффер Екатерина Карловна
  • Юрий Герцман — Горенбург Лев Аронович, фельдшер
  • Александр Мосин — Влас
  • Ирина Ракшина — Аксинья
  • Юлия Дайнега — Танечка
  • Алексей Истомин — Осип Васильевич
  • Валерий Синельников — Фаворский Владимир Андреич
  • Алексей Полуян — сосед по палате, военный
  • Олег Корытин — пожарный
  • Валерий Зайцев — генерал
  • Владимир Сапунков — мужчина в гостях
  • Виктор Винтер — старорежимный лакей
  • Агния Кузнецова — эпизод

Технические данные

Факты о фильме

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий»
  • В фильме звучат песни в исполнении Александра Вертинского: «Танго Магнолия», «Снежная колыбельная», «Кокаинетка». Следует заметить, что, например, «Танго Магнолия» была написана Вертинским в 1931 году и, следовательно, Владимир Михайлович из балабановского «Морфия», действие которого происходит в 1917-18 гг., слушать её не мог. Хотя песня «Кокаинетка» уже была известна к тому времени, в репертуаре Вертинского она появилась вскоре после начала Первой мировой войны. Балабанов использует песни Вертинского не для исторической точности, а для создания определенного настроения, характерного для той эпохи.
  • Русский график Владимир Андреевич Фаворский зимой 1917—1918 гг. находился на Румынском фронте, поэтому никак не мог быть гостем усадьбы Кузяево в Угличском уезде Ярославской губернии, как это показано в эпизоде «Екатерина Карловна».
  • В наигрыше тапера в синематографе узнается песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», исполненная в мажорном ладу вместо оригинального минорного.
  • Сюжет фильма имеет мало общего с одноимённым рассказом Михаила Булгакова. Анна в рассказе не употребляла морфий, никакой графини не было, равно как и никаких пьяных матросов. Коллегу Полякова зовут Бомгард и он также не принимает наркотики. Главного героя зовут Сергей Васильевич, а не Михаил Алексеевич. Фельдшера зовут Демьян Лукич, а не Анатолий Лукич.
  • Доктор Бомгард (лирический герой Булгакова) упоминается Поляковым в сцене делёжа морфия у окошка аптеки.
  • На самом деле, доктор Бомгард и есть герой булгаковского рассказа «Морфий». Доктор Поляков, ставший героем одноименного фильма — университетский товарищ Бомгарда, сменивший его на удалённом участке после переезда в уездный центр. Работая в уездной больнице, Бомгард получает письмо от Полякова с просьбой приехать, поскольку он «тяжело и нехорошо» заболел. Той же ночью совершившего попытку самоубийства Полякова привозят в уездную больницу, где он умирает, оставив «в наследство» Бомгарду свой «дневник морфиниста». Фильм «Морфий» в значительной степени является экранизацией дневника Полякова.
  • Большинство актёров фильма играли в предыдущих фильмах Балабанова.
  • В фильме делается непрямой массаж сердца, хотя метод непрямого массажа сердца был описан только в 1958 году Уильямом Кувенховеном из Кливлендской клиники.

Примечания

  • Морфий (рассказ) — рассказ Михаила Булгакова

Искусство Кино 2009 о фильме «Морфий»

dic.academic.ru

Анализ рассказа Булгакова «Морфий» | Литерагуру

Как-то после изучения школьной программы булгаковских произведений (естественно, речь идет о «Мастере и Маргарите» и о «Собачьем сердце»), мне захотелось открыть автора с другой стороны. На глаза попался рассказ «Морфий».

История создания

По содержанию он похож на сборник «Записки юного врача», но в этот цикл не входит. Впервые произведение было опубликовано в 1927 году. Вообще Булгаков учился на врача, поэтому во многих его произведениях затронута тема медицины. «Морфий» – не исключение. В конце 19 — в начале 20 века в аптеках абсолютно открыто продавались такие препараты как: героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, настойка опия и, собственно, кристалл морфия.

Морфий-сильное обезболивающие и снотворное, являющиеся наркотическим веществом. Я ещё подумала, нужно ли вообще читать это молодым людям, тем более, наше поколение и так уже не «пепси», а поколение «спайса». Оказалось, стоит…

А уже в 20-ых годах 20-ого столетия, по статистике 40% европейских медиков и 10% их жен были морфинистами, на широкое применение кристалликов был наложен запрет. Тогда в 1926 году молодой Михаил Булгаков прибыл по распределению в село Никольское. Да-да, именно как доктор Бомгард. Ведь повесть на самом деле автобиографическая.

Булгаков употреблял морфий?

Да, именно поэтому ему удалость так детально описать необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности.

Михаил Булгаков попробовал впервые морфий не из-за жажды кайфа. Он помогал мальчику, больному дифтеритом, ему показалось, что он заразился: его лицо распухло, тело покрылось сыпью и начался зуд. Михаил, само собой, не смог этого терпеть и попросил вколоть ему морфий. Тут и понеслось, как говорится…

Причиной было ещё и то, что привыкший к городским развлечениям Булгаков совершенно заскучал в глухом Никольском, его угнетала сельская бытовуха, он впадал в депрессию. И вот, кажется, то самое спасение. Наркотик давал ту самую эйфорию и те самые чувства, которых ему не хватало, тот творческий подъем, который так был нужен. Уколы делала жена Михаила, она говорила, что после дозы он был достаточно спокоен и даже пробовал писать под кайфом. Вот и биографы говорят о том, что начало автобиографической повести «Морфий» было положено в дни этого спокойствия, так сказать. Морфий не хотел отпускать Булгакова, ещё бы, такая личность… Жене становилось страшно на него смотреть, она не знала, что делать, ведь муж регулярно требовал наркотик, изо дня в день убивающий его.

На борьбу с наркотиками (он употреблял и опиум, тогда он без рецепта продавался), ему потребовалось около трёх лет, и вылечится ему помог другой наркотик — творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.

О чем книга?

Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.

В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?

Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.

В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.

Проблемы

В первую очередь, здесь поднимается проблема наркотической зависимости. Дисгармония с самим собой во взаимодействии с каким-нибудь морфием порождает сложного и интересного героя в литературе, но обреченного на смерть человека в реальности. Какого это — ежедневно зависеть не от воды и еды, а умирать от недостатка химии в организме? Каково это — загибаться и мучиться от укола до укола, а в промежутке быть в каком-то своём раю?

Довольно глубокие психологические проблемы поднимаются в повести, которые актуальны и сегодня. Например, боязнь боли и ее последствий, явно преувеличенная пациентом. Человек ломается, не выдерживает натиска телесного недуга и обрекает себя на недуг нравственный – зависимость от морфия. Он загоняет себя в угол от недостатка мужества, от него же не может бросить пагубное лечение. Его обуревает страх осуждения и потери должности, поэтому он выстраивает баррикады, отгораживаясь от общества, которое могло бы помочь ему. Так жертва сама убивает себя, сжигая мосты, ведущие к спасению. Абсурдно, но герой погибает из-за малодушия, даже наркотик здесь второстепенен: он лишь подточил и без того никчемную волю.

Девиантное поведение героя Булгакова

Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжил принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мук. А оправдать герой себя пытается тем, что врачи должны пробовать препараты на себе, чтобы понимать, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это чушь, и что без надобности принимать что-либо — непростительная глупость. Все заходит слишком далеко, когда организм снова и снова, больше и больше требует дозы. Поляков сам замечает за собой неоправданную агрессию. Достаточно показательна сцена борьбы Сергея и фельдшерицы за ключи от аптеки, где хранится заветный наркотик. Герой деградирует на наших глазах: он грубит девушке, он озлоблен, только лишь не хватает звериного оскала. Наркотики превращают людей в животных. Но есть и достаточное количество сцен, где Полякову стыдно покупать кристаллы в аптеке, значит, в нем происходит борьба, он не безнадежен. Однако внутренний конфликт угасает под влиянием распада личности доктора: она теряет человеческие черты.

Распад личности происходит тогда, когда наш герой отказывается от лечения. Чаще и чаще героя посещает безумие: бледные люди, старушка и т.д. Доктору становится неважно, в каких условиях вколоть морфий, главное, это необходимо сделать. Конечно, внешний вид доктора Полякова выдаёт сегодняшнего наркомана: худ, бледен, достаточно много потерял в весе. Тем не менее, никто вовремя не помог ему, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал своё дело, он не может больше ни о чем думать, Поляков становится рабом Морфия.

Хотя повесть и автобиографическая, но, тем не менее, доктор Поляков умирает, не справившись от зависимости, а сам Булгаков сумел побороть ее своей силой и желанием жить и творить.

Как Булгаков бросил морфий?

Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.

Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.

Нужно ли молодёжи читать эту повесть?

Спровоцирует ли описание блаженства от употребления наркотиков желание попробовать или же напротив оттолкнёт от него  из-за смерти героя? И в этом ли вообще суть произведения? Да, доктор Поляков оставляет предупреждение всем людям о том, как постепенно человек гибнет, употребляя наркотические вещества, но есть и обратная сторона медали. Описывается эйфория героя. Это важно. Люди, которые разочаровываются в жизни, готовы пойти на все ради минутной радости.

Что это? Пропаганда наркотиков или попытка уберечь людей от этого зла — решать только вам, хотя я склоняюсь больше ко второму.

Автор: Виктория Чудакова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Морфий

Очень кратко К молодому доктору попадает дневник его институтского товарища, застрелившегося из маузера. В дневнике описано, как его автор стал наркоманом-морфинистом.

Повествование ведётся от лица молодого врача Владимира Бомгарда.

Зимой 1917-го года молодого врача Владимира Михайловича Бомгарда перевели с глухого Гореловского участка в больницу уездного города и назначили заведующим детского отделения. Полтора года доктор Бомгард лечил самые разные болезни, делал сложные операции в спартанских условиях, принимал тяжёлые роды. Теперь он отдыхал, сбросив с плеч груз ответственности, спокойно спал по ночам, не боясь, что его поднимут и увезут «в тьму на опасность и неизбежность».

Счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!

Прошло несколько месяцев. К февралю 1918 года Бомгард начал забывать «свой дальний участок», керосиновую лампу, сугробы и одиночество. Лишь изредка, перед сном, он думал о молодом враче, который сейчас сидит в этой глуши вместо него.

К маю месяцу Бомгард рассчитывал отработать свой стаж, вернуться в Москву и навсегда распрощаться с провинцией. Однако он не жалел, что ему пришлось пройти такую тяжёлую практику в Горелово, считая, что она сделала его «отважным человеком».

Однажды Бомгард получил письмо, написанное на бланке его старой больницы. Место в Горелово досталось его универси­тетскому товарищу Сергею Полякову. Он «тяжко и нехорошо заболел» и просил приятеля о помощи.

Продолжение после рекламы:

Бомгард отпросился у главного врача, но выехать не успел — ночью в уездную больницу привезли Полякова, застрелившегося из браунинга. Он умер, успев передать Бомгарду свой дневник. Вернувшись к себе, Бомгард начал читать.

Записи в дневнике начинались с 20 января 1917 года. После распределения в институте молодой доктор Сергей Поляков попал на глухой земский участок. Это его не огорчило — он был рад сбежать в глушь из-за личной драмы. Поляков был влюблён в оперную певицу, жил с ней целый год, но недавно она его бросила, и Сергей никак не мог это пережить.

Вместе с Поляковым на участке работал женатый фельдшер, живший с семьёй во флигеле, и акушерка Анна Кириллловна, молодая женщина, муж которой был в германском плену. Пятнадцатого февраля 1917 года у Полякова внезапно начались острые боли в области желудка, и Анна Кирилловна была вынуждена впрыснуть ему порцию однопро­центного раствора морфия. После укола Поляков впервые за несколько месяцев спал крепко и глубоко, без мыслей об обманувшей его женщине.

С этого дня Поляков начал колоть себе морфий, чтобы облегчить душевные страдания. Анна Кирилловна стала его «тайной женой». Она очень жалела, что вколола Сергею ту, самую первую, дозу морфия и умоляла его оставить это занятие. В моменты, когда без новой дозы Полякову становилось плохо, он понимал, что играет с огнём, и обещал себе всё это прекратить, но после укола чувствовал эйфорию и забывал о своём обещании.

Где-то в столице бушевала революция, народ сверг Николая II, но это события Полякова мало волновали. С десятого марта у него начались галлюцинации, которые он называл «двойными снами». После этих снов Сергей чувствовал себя «сильным и бодрым», у него просыпался интерес к работе, он не думал о своей бывшей жене и был абсолютно спокоен.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Считая, что морфий влияет на него благотворно, Поляков не собирался от него отказываться и ссорился с Анной, которая не хотела готовить ему новые порции раствора — сам Сергей не умел готовить раствор кристаллов морфия «для подкожного впрыскивания», поскольку это входило в обязанности фельдшера.

Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создаётся очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм…

В апреле запас морфия на участке начал заканчиваться. Поляков попытался заменить его кокаином и почувствовал себя очень плохо. Тринадцатого апреля он, наконец, признал, что стал наркоманом-морфинистом.

К шестому мая Поляков уже впрыскивал себе два шприца трёхпро­центного раствора морфия дважды в день. После укола Сергею всё ещё казалось, что ничего страшного не происходит, и на работоспо­собности его зависимость не отражается, а, напротив, повышает её. Полякову пришлось съездить в уездный город и добыть там ещё морфия. Вскоре Сергея начало охватывать тревожное и тоскливое состояние, свойственное морфинистам.

Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия.

Доза Полякова увеличилась до трёх шприцев.

После записи, датированной восемнадцатым мая, из тетради было вырезано два десятка страниц. Следующую запись Поляков сделал 14 ноября 1917 года. В этот период он пытался лечиться и провёл некоторое время в московской психиат­рической клинике.

Восполь­зо­вавшись начавшейся в Москве стрельбой, Поляков украл в клинике морфий и сбежал. На другой день, ожив после укола, он вернулся, чтобы отдать больничную одежду. Профессор-психиатр не стал насильно удерживать Полякова, уверенный, что тот рано или поздно снова окажется в клинике, но уже в гораздо худшем состоянии. Профессор даже согласился ничего не сообщать на место его службы.

Восемна­дцатого ноября Поляков уже был «у себя в глуши». Он ослаб и исхудал, ходил, опираясь на трость, его преследовали галлюцинации. Процент морфия в растворе повышался, началась рвота. Фельдшер обо всём догадался, и Анна, ухаживавшая за Поляковым, умоляла его уехать.

27 декабря Полякова перевели на Гореловский участок. Он твердо решил с первого января взять отпуск и вернуться в московскую клинику, но потом понял, что не выдержит лечения, и не захотел расставаться со своим «кристал­лическим растворимым божком».

Теперь дважды в день он колол себе три шприца четырёх­про­центного раствора морфия. Время от времени Поляков пытался воздерживаться, но это плохо ему удавалось. Морфий Сергею привозила Анна. Из-за уколов на предплечьях и бёдрах Полякова появились незаживающие нарывы, а видения сводили его с ума.

Одиннадцатого февраля Поляков решил обратиться за помощью к Бомгарду и отправил ему письмо. Записи в дневнике стали отрывистыми, путанными, с многочис­ленными сокращениями. Тринадцатого февраля 1918 года, после четырна­дца­ти­часового воздержания, доктор Сергей Поляков оставил в дневнике последнюю запись и застрелился.

В 1922 году Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа. В 1927 году Бомгард решил опубликовать дневник Полякова, считая, что его записи будут полезны и поучительны.

briefly.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>