Кто написал монах и бес


Фильм Монах и бес (2016): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Иван Семенович приходит в мужской монастырь с одной проблемой – он горит. Одежда сама воспламеняется на нем, несмотря на то, что на улице моросит дождь. Настоятель монастыря обливает его водой из ведра. Иван просит позволить ему остаться в монастыре. После недолгого разговора настоятель велит ему помыться и привести себя в порядок.

Все служители монастыря замечают странное поведение Ивана. Как будто в нем живут два разных человека – один скромный и кроткий, а другой дерзкий и колкий на язык. Настоятель говорит Ивану, что за просто так он не будет его кормить, и велит ему вычистить древний колодец, который в прошлом был целебным. Колодец же тот до краев полон грязной воды, и его надо вычерпать до дна. Скромная натура Ивана озадачена таким испытанием, однако неожиданно в нем просыпается другая игривая сущность, которой эта работа кажется пустяком.

Меньше чем за день удается Ивану разобраться с колодцем. Настоятель не ожидал от него такой нечеловеческой прыти. Он начинает с подозрением относиться к Ивану и сообщает другому монаху, что надо осмотреть келью Ивана в его отсутствие. Также настоятель велит Ивану исповедаться. Иван не приходит на исповедь вовремя. Он является гораздо позже, чтобы исповедаться лично настоятелю. Странная речь Ивана во время исповедания вводит настоятеля в недоумение, и он отправляет его на реку за рыбой.

Пока Иван уходит на реку, настоятель с парой монахов отправляется в его келью, чтобы все обыскать. В постели Ивана они находят расческу и ножницы, и начинается скандал. Вскоре в келью спящего настоятеля является важное духовное лицо из Томской губернии. Во время разговора с настоятелем, он спрашивает почему тот гонит Ивана, который является практически святым человеком. Человек из Томской губернии советует настоятелю держать Ивана к себе поближе и дать ему возможность больше участвовать в управлении монастырем, поскольку тот может в несколько раз увеличить его доходы. Затем духовное лицо уходит.

Настоятель выскакивает вслед за незнакомцем из кельи и спрашивает писаря о нем, однако тот говорит, что видел женщину. Этот факт озадачивает настоятеля. Выбежав во двор, он видит уходящую женщину, которая затем исчезает. Тут с реки возвращается Иван с огромной рыбой. Настоятель велит связать Ивана, заткнуть ему рот кляпом и отнести его на пристань. Там его кладут на плот и пускают плыть по реке. Однако плот с Иваном возвращается обратно к пристани против течения. Настоятель понимает, что от Ивана им не отделаться. Его возвращают в монастырь и заставляют заниматься стиркой, поскольку он так дружен с водой.

Неожиданно в монастырь заезжает Николай I. У его кареты сломалась английская рессора, и ее необходимо починить. Император спрашивает настоятеля, есть ли у него человек, который сможет починить карету. Настоятель отвечает, что таких людей у него нет. Тогда император просит приютить их на время. За обедом ему подают ту самую рыбу, которую выловил Иван. За столом речь заходит о чудесах в монастыре. Император узнает об Иване и изъявляет желание его увидеть. Иван кажется императору интересным человеком, хорошо разбирающимся во многих вещах. Напоследок он получает от Ивана совет по поводу рессоры – «что не чинят умами, то чинят слюнями». Эта фраза очень веселит императора, после чего он идет к карете, слюнявит платок и протирает им рессору, а затем отправляется спать.

После разговора с Иваном государь решает сократить число крепостных, а также наделить крестьян собственными участками земли. Утром рессора оказывается целой, как будто и не ломалась. Перед отъездом государь просит настоятеля передать Ивану перстень. Настоятель отправляется к Ивану и видит, как тот скидывает грязную одежду в воду, а та сама стирается в реке. Это пугает настоятеля. Он вручает Ивану перстень и отправляет его жить на выселки. Привезя Ивана на место, настоятель велит ему вырубить все сухие деревья, а те, что здоровые, пронумеровать.

Когда Иван остается один, из него выходит другой человек. Иван просит появившегося беса в человеческом обличье оставить его в покое. Но тот говорит, что Иван перспективный, и что он сделает его настоятелем этого монастыря. Бес рассказывает, что имя его Легион. Утром Легион устраивает Ивану шикарный завтрак, однако тот отказывается с ним есть. Легион просит Ивана подписать донос на настоятеля монастыря. Иван говорит, что донос должен быть анонимным и подписывает его крестом, после чего бумага мгновенно сгорает.

За это Легион привязывает Ивана к дереву и разводит под ним костер. Легион хочет расправиться с Иваном, но тут внезапно начинается дождь и тушит костер. Тогда Легион решает, что это даже ему на руку, теперь он хочет попытаться сломить Ивана на какой-нибудь слабости, чтобы тот начал плясать под его дудку. Иван пытается обратиться к Богу, чтобы понять его замысел, так как он сам никак не может отделаться от беса и не знает, что ему делать. Легион тем временем выполняет поручение, которое настоятель оставил Ивану. Вскоре приезжает настоятель и его пугает то, что Иван снова так быстро справился с его заданием. Иван пытается объяснить настоятелю, что это сделал не он, но тот стремительно уезжает прочь.

Легион предлагает Ивану посмотреть Иерусалим. Тот соглашается поклониться бесу и отдать ему свою душу ради того, чтобы побывать в храме Гроба Господня. Бес подхватывает Ивана и устремляется в небо, чтобы быстрее долететь до Иерусалима. Там они попадают на базар, где продают различные вещи, выдавая их за предметы, имеющие отношение к Христу. Ивану кажется это богохульством. Он начинает переворачивать столы с товарами и в результате его избивают. Легион излечивает его.

Перед походом в храм Легион идет подпилить рога и привести себя в порядок. Иван пытается отказаться от похода в храм, но бес заставляет его сдержать слово. Сам бес заходить в храм не желает. Однако Иван просто силой заталкивает его туда. После ночи в храме Иван выносит оттуда бездыханное тело Легиона. Иван пытается излечить Легиона – он везет его к Мертвому морю. После посещения храма у Ивана проходит хромота, и он перестает заикаться. На Мертвом море Легион начинает выздоравливать. Сил у Легиона на обратный полет нет. Иван вынуждает его отдать перстень императора, чтобы они смогли попасть на корабль и вернуться.

Когда они возвращаются обратно, то их арестовывают, считая подозрительными. На допросе Иван начинает сознаваться во всем, чего он не совершал. За вранье их с Легионом велят выпороть. А затем запирают в маленьком доме. Легион пытается залечить раны Ивана, но неожиданно оказывается, что он потерял свои волшебные силы. Тут Иван начинает умирать. Легион видит, как душа покидает Ивана, но сделать ничего не может.

Легион отправляется в тот самый мужской монастырь к настоятелю. Он просит приютить его в стенах монастыря и говорит, что готов выполнять любую работу. Настоятель, услышав его имя, нарекает его Лазарем. И велит ему заниматься стиркой белья, где раньше работал Иван. Легион рад тому, что его пустили в монастырь. Писарь не одобряет поведение настоятеля, говоря, что тот пускает в монастырь всякую шваль. Но тот уверен, что поступает правильно.

www.ivi.ru

Николай Досталь рассказал о своем фильме «Монах и бес»

Идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века и жития преподобного Иоанна Новгородского.

Режиссер Николай Досталь рассказал конкурсантам кинофестиваля «Покров» о своем фильме «Монах и бес». Встреча с метром состоялась 10 октября в киевском Доме кино, сообщает Foma.in.ua.

По словам режиссера, идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского. Святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху.

Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается в творчестве Александра Пушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

Часто звучащие в фильме поговорки взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером из житий святых.

Во время съемок фильма верующие одной из церквей в Вологодской епархии, узнав, что возле неё будут проходить съемки фильма с таким названием, вышли с протестом. «Они не знали, что фильм православный», – отметил режиссер. А те, кто знал, – поддерживали, в том числе архиереи.

Большинство съемочных дней (съемки продлились около 2 месяцев) прошли на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также в г. Петра (Иордания) и в Крыму, который на время «стал» Святой Землей.

Николай Досталь также рассказал притчу – «ключик к фильму». Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть». Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали», – сказал Николай Досталь.

«Монах и бес», 2016 год, Россия.

Режиссер: Николай Досталь.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Интересно: сыгравший беса Легиона актер Георгий Фетисов – человек верующий и дважды бывал на Афоне.

К слову: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, когда услышал название фильма-открытия фестиваля «Покров», сказал: «О, это то, что я вижу каждый день».

pravlife.org

«Монах и бес» (2016)

Это мой первый отрицательный отзыв на фильм и сразу начну с раскрытия негативной составляющей, чтобы обосновать свои претензии. Итак, фильм-притча, — так определяют большинство жанровый тип этой ленты. Следовательно, в ключевых персонажах и самом действии, необходимо искать «второе дно», то, что могло быть выражено прикровенно. И это «нечто» находится без труда. В первую очередь в фигуре беса. В чертах поведения этого персонажа легко угадываются типичные свойства оппозиционера-белоленточника с гламурными замашками. Он искушает монаха деликатесами, например, фуа-грой; он «мелкий бес», а его «покровитель» (в исполнении Мадянова), производит впечатление коррумпированного чиновника, к тому же, не местного; наконец, искушает его и заграницей где правда сам никогда не бывал, но много слышал от «бабушки»; оказавшись там, на Святой Земле, легко мимикрирует и производит впечатление местного обывателя: в России он был чудо-юдой, а тут — не способен удивить даже аборигена-цирюльника наличием рогов на голове — «мало вас таких тут, что-ли»? Теперь о монахе. Совершенно невзрачная, проходная фигура, на мой взгляд. Синтетический, собирательный образ не имеющий ни одного оригинально-выразительного признака за который его можно было бы запомнить и выделить. Вот он молится, словами «современника», мудрого святителя Филарета: «Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись», — а ведёт себя, как юродивый или просто проходимец; даёт «старческие советы» Императору; непонятной силой творит чудеса, причём, совершенно фарсовые, придающие ему черты сказочного Емели или Ивана-дурака. И конечно, — любовь! Персонаж якобы преисполнен вселенской любовью, в том числе к бесу, даже и в первую очередь, по его собственному признанию. В этом он превосходит Господа, который учит ненавидеть Сатану и отвращаться от его дел, зато открывает платонический идеализм авторов фильма: ведь «идея» сатаны — это прекрасный Люцефер, любимец Бога, Денница! И вообще, всё в основании своём — прекрасно и удивительно. Такой неизбывный штамп идеалиста-интеллигента, приобретённый в пору неофитства и совершенно уводящий его от реальности в этот самый симулякр идеала, которого нет. Теперь о композиции и сюжете. Ну, у меня сложилось стойкое впечатление, что режиссеру или сценаристу, просто необходимо было «повенчать» — «розу белую с чёрной жабой» они их и венчают, совместными усилиями, как бы глупо и нелепо это не выглядело. Вот и всё о композиции и сюжете. Заметен Император Николай l, который несколько выделяется из общего фона замашкой на аутентичность образа. И тут не обошлось без стереотипов: беды России, кто виноват, дураки и дороги и прочая. Но главную черту «похожести» Николая на любого главу нашего государства, рисует его «понимание» народа, интуитивное схватывание «народной души», его чаяний или даже наказа и, при этом, с абсолютно непроходимой дистанцией между ними. Ну, как бы и все. На мой взгляд, фильм мог бы получиться и глубже и шире, но не получился, из-за наивной идеалистичности, недовысказанности, отсутствия ясной позиции, итд. Как игровое кино — вполне приемлемая лента, но как кандидат на призы в конкурсах с замахом на что-то ещё, кроме того, что будет «съеден» вместе с попкорном — это перебор.

6 из 10

www.kinopoisk.ru

«Монах и бес» (разбор фильма)

?

«Монах и бес» (разбор фильма) - Никита Мендкович

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

«Монах и бес» (разбор фильма)Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости.Иоанн Златоуст

-Мудрость. Состояние ума такое. Специ­фи­че­­с­кое. Испытывал, владыка?

-Нет. Бог миловал.-А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!«Монах и бес»В этот раз хотел бы поговорить о блестящем отечественном фильме «Монах и бес» (реж. Н. Досталь, 2016). Несмотря на популярность в сети и отзывы зрителей он не вызвал фурора ни в СМИ, ни среди кинокритиков, насколько могу судить. Между тем, посмотрев, я оцениваю фильм Досталя очень высоко, и с чисто художественной точки зрения, и как произведение на христианские темы для широкой аудитории. В фильм есть элементы, которые характерны для артхауса, но, пожалуй, они вовсе не портят повествование и не мешают просмотру.Далее спойлеры. Фильм очень рекомендую посмотреть перед прочтением.

Формально сюжетная канва проста. В русский монастырь, в глубинке 19 века приходит некий насельник Иван. Окружающие никак не могут решить про него – свят он или бесноват. Иван трудолюбив, добр, мудр, в его деятельности проявляется даже что-то похожее на чудотворчество. При этом он бывает крайне не сдержан на язык и агрессивно разговорчив, чем вызывает подозрения в излишней гордыне и неприязнь настоятеля. Иногда он ведет себя странно, говорит сам с собой и т.п.

В ходе повествования зритель узнает, что Иван уже давно борется с бесом, который пытается захватить власть над ним. Монах измучен борьбой, победы беса в которой отталкивают его от братии и оставляют в одиночестве. Поэтому он заключает с бесом сделку – путешествие в Иерусалим к Гробу Господню в обмен на душу.Этот эпизод несколько невнятен. Однако насколько я понимаю, речь идет о следующем. Герой устал от длительной борьбы и считает, что не в силах победить беса своими личными силами. Это означает, либо что он потерян для Господа, и может лишь признать победу зла над собой. Либо же – сможет, прикоснувшись к великой святыне, избавиться от беса и тогда сделка не будет иметь смысла. Эпизод трудно расценивать как инструкцию по борьбе с бесами в реальной жизни христианина, но это чисто художественный прием, чтобы обосновать путешествие в Иерусалим в обстановке продолжающейся внутренней борьбы.Однако полет на бесе в Израиль – приводит к тому, что изменяется не Иван, а мучающий его бес, представляющийся Легионом или Легиошей. Соприкоснувшись с Храмом Гроба Господня – бес теряется свою силу, очеловечивается и вынужден обычным порядком добираться назад на Русь вместе со своим компаньоном. Общение – приводит его к раскаянию и когда Иван в дороге гибнет, Легион окончательно становится человеком и возвращается в тот монастырь, где началось действие, чтобы стать монахом.

С художественной точки зрения – фильм сочетает в себе комедию о монастырской жизни, схожую по гротеску с произведениями Лескова, и притчу о борьбе хорошего человека с грехом или злом в самом себе, если говорить светским языком.

По мере повествования создается впечатление, что авторы фильма не слишком хорошо представляют себе форму и значение некоторых церковных обрядов. Есть в сюжете и некоторые чисто исторические ошибки. Однако подчеркну, фильм это не портит, как и, например, 12-долларовые купюры в «Револьвере» (реж. Г. Ричи, 2005). Это скорей подчеркивает вневременной характер повествования и поднятых проблем.Формально сюжет содержит массу параллелей с житием св. Иоанна Новогородского (12 век), но фактически это совершенно независимая и сугубо художественная история. Его главное содержание не реалистичные детали, а внутренняя борьба человека и его духовное развитие.Для особо подозрительных читателей: ничего еретического тут нет – не только с моей точки зрения. Досталь давал прочесть сценарий богословам РПЦ и получил вполне благоприятные отзывы.

Фильм содержит несколько смысловых слоев.

Основное содержание, наравне с комедией о монашеской жизни, - тема святости, силы личного примера, борьбы с грехом и покаяния. Это история о действительно святом (здесь это прилагательное) человеке, который сталкивается с недоверием и непониманием окружающих. Наравне со злом и проблемами во внешнем мире ему приходится бороться и с незримым бесом. Однако в конечно итого упорство и вера в Бога приводят его к победе над злом, даже умерев, он самим своим примером заставляет измениться к лучшему жизнь в своем монастыре и даже беса обратиться к покаянию.

Второй слой больше обращается к проблеме греха, с которым сталкиваются даже самые лучшие из людей.

Объективно – герой свят или во всяком случае добр с христианской точки зрения. Он искренне верит в Бога, любит весь окружающий мир, трудолюбив, дает разумные и добрые советы окружающим, невзирая на лица. Он совершает даже вещи похожие на чудеса, хотя их на словах и приписывает себе бес Легион – каждое из них во благо. Даже его несколько вызывающее поведение по отношению к настоятелю – становится для того поводом задуматься о духовной жизни монастыря, отвлечься от хозяйственный забот, в которые он слишком погрузился.Но тем не менее, Ивана – гложут и сомнения. Причем бес здесь скорей символичен. Вплоть до второй половины фильма (монастырская часть) его существование вне воображения героя ничем не подтверждено. Более того, герой, даже освободившись от власти Легиона, сохраняет его манеры, например, разговорчивость и привычку снабжать речь прибаутками. Можно подумать, что бес – лишь визуализация его слабостей. Да, Иван чувствует в себе гордость. Он действительно образован и умен на фоне окружающих его людей. Он в общем-то справедливо чувствует себя недооцененным, подсознательно мечтает стать настоятелем монастыря, считая, что был на этом посту лучше (в видениях Легион склоняет его написать донос на настоятеля, чтобы занять его место). Даже, вероятно, подозревает в себе святость и хочет «воссеять» или хотя бы добиться внимания и уважения окружающих.Но при этом он боится, что, если уступит своим желаниям, позволит себе самовосхититься, - падет с достигнутой нравственной высоты. Сорвется «во все тяжкие».Станет груб (что происходит в ряде эпизодов), повелителен и может даже причинить людям вред. Боится, приученный к скромной жизни, видимо, и желания материальных благ (в одной из сцен видений бес предлагает ему роскошный завтрак).Главная мысль этого слоя – прямо излагается бесом в одной из финальных эпизодов. Искушения и борьба с ними – нормальная часть жизни человека. Даже святой может жить и возвышаться только в конфронтации с внутренним бесом. («Невозможно не прийти соблазнам» Лука 17:1).Ничего хорошего в устремлениях, которые кажутся греховными, и унынии нет. Но они – и не конец всего, не признак несостоятельности человека. Потому что он может их победить и достигнуть высшей точки жизненного пути.

Наконец, третий слой – это единство христианской истории.

В путешествии в Иерусалим герой и зритель понимает, что сейчас и 2000 лет назад перед верующим человеком стоят те же нравственные проблемы. Изнутри его точат собственные слабости, внешний мир с недоверием относится к тому, кто пытается вести праведную жизнь, и считает его странным или опасным.Также вера превращается в торговлю: Иван в Иерусалиме подобно Христу переворачивает лотки торговцев фальшивыми гвоздями и досками Креста, потому что ему больно от того, что «торгуют Богом». Даже бес, который борется за власть над ним зовется в духе I века – Легионом и утверждает, что его отец-бес лично сталкивался с Христом.Фактически это послание к аудитории, что вера, церковь и христианские идеалы не устаревают, потому что многие проблемы на протяжении тысячелетий – также остаются неизменными по сути и форме. А, следовательно, неизменна сама духовная борьба.

Tags: рецензии

Powered by LiveJournal.com

mendkovich.livejournal.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>