Кто написал милости


МИЛОСТЬ - это... Что такое МИЛОСТЬ?

  • МИЛОСТЬ — МИЛОСТЬ, милости, жен. 1. только ед. Великодушно доброе, милосердное отношение (книжн.). Сдаться на милость победителя. Принять к себе в дом из милости. «Он сменил гнев на милость, прощал ошибки.» Герцен. «В мой жестокий век восславил я свободу и …   Толковый словарь Ушакова

  • милость — См. благоволение, благодеяние, прощение взыскать милостью, вкрасться в милость, войти в милость, втереться в милость, осыпать милостями, сделайте божескую милость, сделайте милость... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под.… …   Словарь синонимов

  • МИЛОСТЬ — благосклонность и покровительство со стороны высших сил и лиц, которых тот, кому оказывают милость, непосредственно не заслуживает. В частности, великая личность, гений, кажется иногда человеком, которому покровительствует судьба; см. также… …   Философская энциклопедия

  • Милость — человеческий поступок проявления сочувствия и некоторой реальной помощи другому человеку, обычно находящемуся ниже по социальной лестнице или ощущаемому таким Также название материальной помощи, предлагаемой при этом поступке …   Википедия

  • милость — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? милости, чему? милости, (вижу) что? милость, чем? милостью, о чём? о милости; мн. что? милости, (нет) чего? милостей, чему? милостям, (вижу) что? милости, чем? милостями, о чём? о милостях 1. Милость …   Толковый словарь Дмитриева

  • милость — ждать милостей • модальность, ожидание милость показать • действие получить милость • действие, объект просить милости • действие, каузация сделать божескую милость • действие сделать милость • действие явить божескую милость • действие явить… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • милость — и, ж. 1) Великодушное, человеколюбивое отношение. Оказать милость. [Царь:] Нет, милости не чувствует народ: твори добро не скажет он спасибо (Пушкин). 2) Сострадание, снисхождение. Простить долг из милости. И долго буду тем любезен я народу, что… …   Популярный словарь русского языка

  • милость — и; ж. 1) а) Доброе, великодушное благосклонное отношение к кому л. Пользоваться чьей л. милостью. Ми/лость кого л. безгранична. Надеяться на ми/лость судьбы. Делами заслужить, снискать ми/лость кого л. Продолжал учиться по милости декана… …   Словарь многих выражений

  • милость —   Милости просим (разг.) выражение вежливого приглашения или готовности.     Милости прошу в гости.   Сделай(те) милость (разг.)    1) в ответе выражение позволения, согласия; то же, что пожалуйста.     Можно мне взять у вас книгу? Сделайте… …   Фразеологический словарь русского языка

  • милость — и; ж. 1. Доброе, великодушное благосклонное отношение к кому л. Пользоваться чьей л. милостью. М. кого л. безгранична. Надеяться на м. судьбы. Делами заслужить, снискать м. кого л. Продолжал учиться по милости декана (благодаря хорошему отношению …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

О милости и о суде

Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша Бога имети в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны (Рим. 1, 28—31.). А кого Бог возводит в богочестие, тех научает и воздержанию от злых дел и попечению о милости к ближнему, как учил пророк Исаия, говоря от лица Божия: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис. 1, 16. 17.). И в Законе было много как повелений о том, чтоб не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтоб быть человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого недостаточно к исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу; так не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности.

О тех которые делают неправду, и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви (Притч. 15, 8.). А о немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй (21, 13.). Поэтому притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3, 9.). Ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как написано: обеты правоходящих приятны Ему (15, 8.). И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть, и будет расхищение в домах ваших (Мал. 3, 8. 10.). Поэтому должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Осии 12, 16.). Ибо милостыню и суд любить Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и суд. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненнаго ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим; то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию; Господь не сообщник разбойников и хищников. Не по тому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыни от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорит: сия, яже ненавидех, твористе: покрываете слезами алтарь Мой, и плачем, и воздыханием (Мал. 2, 13.). От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом, чтоб из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога. Посему хорошо говорит Господь: да не видами будете человеки (Матф. 6, 1.). Если творишь милостыню в той мысли, что видит ее Бог; то остерегайся творить ее из корыстолюбивых видов, зная, что сим не возвеселишь зрителя—Бога. Так будем творить милостыню, чтоб обратно получить ее от Бога. А Бог воздает тем, кого хвалит; и Он не хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь привести дара Богу, если оскорбил брата. Сказано: аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, шед прежде смирися сь братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Матф. 5, 23. 24.). Помни мытаря Закхея, который, положив сперва возвратить четверицею, если чем обидел, потом уже из остального имения отделил половину нищим (Лук. 19, 8.). Он рад, что может принять Христа; и Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь приял правоту Закхея, и сказалъ: днесь спасение дому сему бысть (9.) И это идет к тем, которые творят милостыню, но не заботятся о соблюдении равенства.

А тому, кто остерегается делать неправду, однако же нерадит о милосердии, скажем, что всяко древо, еже не творит плода, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Матф. 3, 10.), и что такое древо никогда не будет угодно небесному Земледелателю, Который говорит: прежде ища плода на смоковнице, и не обрете, и повелевает срубить ее, чтоб и места не занимала даром (Лук. 13, 7.) Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада; на такового человека изрекается угроза; сказано: аще возопиет ко Мне не получивший назад своего заклада, услышу его: милостив бо есмь (Исх. 22, 27.). Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично обирать виноград и маслины; потому что надлежало оставлять сие бедным (Втор. 24, 19—21.). Если же предписывалось это жившим под Законом: что скажем о тех, которые живут о Христе? Господь говорит им: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Матф. 5, 20.). Поэтому не только с полей и из доходов, но и от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим; Делая, говорит он, своима рукама благое, да имате подаяти требующему (Ефес. 4, 28.). А желающему следовать за Господом дал Он совет продать все имение на благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом; так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию. Ибо говорит: дайте, и дастся вам (Лук. 6, 38.). Чрез это же самое обещал им и общение с самим Собою. Ибо милостивые станут одесную Господа; им скажет пришедший Царь: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: наг бех, и одеясте Мя: странен, и введосте Мене: болен и в темнице, и приидосте ко Мне. Поелику же праведники удивятся и скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: аминь, аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. 25, 34.40.) Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель бедному оказывается общником Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо великое, но если, и малое преобретя, отдает это, и если только чашею студены воды напоит ученика во имя учителя (Матф. 10, 42.). Ибо что мир называет скудостию учеников то для тебя, богач, есть случай к приобретению истинного богатства. Чрез них делаешься ты споспешником Христовым, питаешь Христовых воинов, и питаешь добровольно, а не по принуждению. Небесный Царь не вынуждает не требует податей, но приемлет усердствующих чтоб подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других к общению временных благ призваны были в общение благ вечных.

Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред очами душевными, чтоб не пропадало у нас текущее время, чтоб пропустив настоящее, не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о самом Христе и Боге нашем с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

www.pravoslavnaya-biblioteka.ru

Преподобный Ефрем Сирин. О смирении и гордости / Православие.Ru

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояшьтесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть.

Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями. Через него достигают совершенства праведные, приемлются Богом кающиеся, примиряются с Ним грешники, оправдываются виновные. Смирение есть источник, из которого истекает все доброе; напротив, гордость есть кладезь, из которого течет все худое. Кто облечен смирением, в том живет все доброе, а кто облечен гордостью, в том пребывает все худое. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока.

Сатана вначале был совершенный дух, но пал от гордости и стал князем геенским. Разбойник был злодей и преисполнен всяким злом, но исповедался в своем смирении и стал наследником Царства. Грешник, если приобретет себе смирение, делается праведником, напротив того, праведник, если предается гордыне, делается грешником.

Господь наш верхом всех добродетелей поставляет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретаются как любовь, так надежда и вера. Оно пост делает истинным постом, оно охраняет девственников, дает цену милостыне, оно жертву делает угодной Богу. Кто постится без смирения, тот постом своим прогневляет Бога, и блудники лучше горделивых девственников; милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу. Кто без смирения совершает бдение и молитву, тот не лучше сонливого; а молитва смиренного, хотя он и спит, — благоухающее кадило пред Богом. Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным.

Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого получит оставление грехов — залог новой жизни. Доказательством утверждаемого мной служит блудница, которая обременена была грехами и, облекшись в ризу смирения, с сокрушением умоляла о прощении ей грехов. Поелику Господь наш видел, как она смирялась, то омыл ее от греховной нечистоты и благоволил, чтобы имя ее вписано было в Евангелие и чтобы слава о ней распространилась в целом мире. А поелику память ее так славна на земле, то имя ее превозносится и на небесах. И все это приобрела она смирением.

Яко всяк возносяйся смирится, — говорит Господь наш в Своем Евангелии, — и смиряяйся вознесется (Лк. 14, 11), — учит нас Спаситель наш. И сколь гнусна гордыня, показывает Христос, говоря: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Желательно тебе стоять высоко? Усердно возлюби смирение, оно без усилий делает человека праведным. Любишь ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ей; она и дела правды делает неблагоугодными Богу. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные из-за гордыни губят и многие труды свои. Имейте всегда пред очами, ученики Христовы, Самого Христа, Который уничижил Себя, и старайтесь приобрести смирение, потому что им угодите вы Богу. У кого есть смирение, с тем Сам Христос, а кто исполнен гордости, в том невидимо водворяется лукавый. Преданный высокомерию делает из себя жилище бесов, а кто облечен в смирение, тот пребывает в Боге. Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога. Если хочешь одержать победу над лукавым, вооружись смирением, ибо диавол, как скоро увидит у тебя это оружие, с трепетом побежит от тебя прочь. И если хочешь благоугодить своему Господу, облекись в ризу смирения, ибо как скоро увидит тебя в оной, возрадуется о тебе и прославит тебя в Царстве Своем.

Прекрасное оружие — смирение. И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Смирение — высокая ограда, блажен, кто в нем находит себе убежище. Смирение наделяет непорочных благословениями и делает их наследниками светлого чертога в Небесном Царстве. Оно принесло Авеля в благоугодную жертву Богу. Оно преложило Еноха на небо, и не вкусил он доныне смерти. Оно спасло Ноя от потопа, и не погряз он в водах потопных. Оно Мелхиседека поставило иереем Божиим.

Смирение Авраама сделало другом Божиим и первым главным из возлежащих на небесной вечере. Исаака спасло смирение от жертвенного заклания, Иакова соделало наследником благословений, Иосифу даровало Царство, Моисея увенчало сиянием, Аарону дало первосвященство, Иисусу — предводительство народом, Давиду — царство, Гедеону — победу, Неффалиму — исполинскую крепость, Езекии — избавление, Илию восхитило на небо, Елисею дало духа, Самуилу — рог помазания, Исаии — высокие видения, Иону извлекло из моря, Даниила из рва; одним словом, смирение прославляло святых и в древние и в последние времена. Это-то смирение, этот источник всех благ твердо храни в душе своей, ученик; оно источает тебе все прекрасное, приближает тебя к Богу, вводит в содружество с Ангелами, открывает тебе сокровеннейшие тайны, исполняет тебя всякой премудрости, обнажает перед тобой глубины, показывает тебе недоведомое (непостижимое). Оно преклоняет перед твоей славой и покоряет ей высокомерие гордых; сеет мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем и делает светлым лицо твое.

Смирение не дает места раздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, и, напротив, исполняет тебя любви, мира, радости и веселья, — не радости людей, думающих о земном, не веселья сильных земли, но радости духа, веселья мудрости. Оно приобретает тебе благорасположение всякого человека и делает тебя боголюбезным. Ангелы радуются, видя тебя, а бесы приходят в смущение. Даже завистливые, которые ненавидят тебя, внутренно изумляются тебе, потому что упоены они яростью, а твое сердце спокойно и мирно. Никто в дольнем мире не живет такой высокой жизнью, как смиренный, и только совершенные из людей достигают высоты смирения. Приятно и сладостно иго смирения; кто несет его на себе, тот проходит высокое и великое служение.

Итак, подклони выю свою под иго сие, ученик, желающий благоугодить Богу; трудись под игом смирения, и труд твой угоден будет Богу. Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок, преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь. Желаешь ли стать высоким, оно вознесет тебя, как написано (Мф. 23, 12). Любишь ли чистоту, им приобретешь чистое сердце; вожделеваешь ли святости, оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным, оно — путь совершенных: и на всякую высоту взойдешь ты смирением.

Смирение — стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители. Подлинно весьма высоко и величественно смирение. Блажен, кто пламенно возлюбил его, стремится вослед за ним и преуспевает в нем. Все сокровища заключены в смирении, все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все. Перечисли подвижников во времена древние, средние и новые и, если в состоянии, сочти всех, кто смирением приобрел победный венец. Вразумись же всем этим, ученик Христов, и отложи всякую гордость, избери же себе смирение. И поелику ты просил меня написать тебе, каким оружием в брани твоей можешь побеждать лукавого, который ненавидит тебя за то, что ведешь с ним брань, то отверз я двери слуха просьбой твоей и весьма радуюсь твоим доблестям, ибо примечаю, что дух твой ревностно стремился к победе.

Осматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал, какое оружие облекшемуся в оное доставляет победу. Много оружий представилось там взорам моим, и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост, этот меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость, этот лук, с которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую серебро и всякое имущество, эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских; заметил там любовь, этот щит, и мир, это твердое копье, от которых трепещет сатана и обращается в бегство. Видел бдение, этот панцирь; молитву, эти латы; и правдивость, эту легкую военную колесницу. Но рассматривая все эти вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом. Поэтому-то, оставив прочие исчисленные мною оружия, написал я тебе об одном смирении. Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежища за оплотом смирения, там укройся и не оставляй этой ограды, чтобы не уловил тебя в плен хищник, не полагайся на собственное свое оружие, чтобы не поразил тебя лукавый.

Вот вооружение, которое посылаю тебе из оружейной храмины победоносцев, потому что этим и они побеждали. Блажен, кто этим вооружившись, вступает в брань. Господь наш Сам облекся в смирение и нас научил смирению, чтобы дать нам средство Его смирением побеждать лукавого и всю силу его. Господа нашего предлагаю тебе смирение; слушай и заучи это, ученик, чтобы не ошибиться тебе и не счесть себя смиренным, когда ты не смирен. Воздерживай уста свои от излишних речей. Не говори худого о том, кто противен и ненавистен тебе. С покорностью выслушивай старших себя; следуй не своей воле, но воле братии своей. Понемногу вкушай пищи, не предавайся продолжительному сну, будь неутомим в работе, в служении другим. Ревностно упражняйся во всех этих добродетелях, преимущественно же в смирении, потому что им уплатишь все свои долги, исправишься от всех своих погрешностей. Оно приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься сосудом в честь и к славе Господа твоего. Слава Господу, Который уничижил Себя, научил нас смирению и дал нам Духа Своего, чтобы говорить о богатстве смирения. Благословен Отец, пославший Его к нам! Слава Единородному, спасшему нас! Благодарение Святому Духу, через нас вещающему о смирении! Да сподобятся помилования уста, изрекшие это, и прощения — рука написавшая, милости и оставления на Суде грехов — читающие и слушающие. Да даст Господь наш победу и венец правды тому ученику, который подал повод к слову сему! И кто помолится о бедном, написавшем это, того молитвы да войдут на небо и найдут себе доступ в Царство Божие! Слава Тебе, Боже, Который так любишь любящих Тебя!

www.pravoslavie.ru

Толкование на 50-й псалом

Псалом 50-й - это псалом покаяния. В чем следует каяться православному христианину? Кто написал псалом? Что означает текст псалма?

Содержание статьи

  • Псалом 50-й. Текст
  • Псалом 50-й. Вопросы и ответы:
    • Кем этот псалом составлен и когда?
    • Почему этот псалом называется покаянным?
    • Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
    • Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
    • Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
    • Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
    • Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?
    • Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?
    • Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?
    • Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?
    • Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?
    • Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?
    • Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?
    • Чего просим словами: избави мя от кровей?
    • Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?
    • Что значат слова: всесожжения не благоволиши?
    • Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?
    • На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?
    • На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?
  • Читать о 50-м псалме на Правмире:
  • Фильмы о 50-м псалме:

Псалом 50-й – покаянный псалом. В этой статье Вы найдёте полный текст псалма и его подробное толкование. Псалом 50-й связан с Ветхозаветной историей и составлен царем Давидом. Желая завладеть Версавией, женой благочестивого Урии Хеттеянина, Давид совершил страшный грех – убийство и умолял о помиловании.

Псалом 50-й. Текст

Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Щедроты – богатые милости. Паче – более. Наипаче – особенно. Аз – я. Яко – потому что. Выну – всегда. Внегда – когда. Се – вот. Иссоп – трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Даси – дай. Созижди – сделай. Прав -праведный, безгрешный. Утроба – живот, внутренность человека. Воздаждь – дай. Устне – рот, язык. Убо – поистине. Всесожжение – еврейская жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи – дай блаженство, осчастливь. Сион – гора в Иудее, в городе Иерусалиме. Алтарь – жертвенник.

Читайте также – Псаломщица из Новотроицкой

Псалом 50-й. Вопросы и ответы:

Кем этот псалом составлен и когда?

Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Почему этот псалом называется покаянным?

Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.

Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?

Просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Безгрешных людей не существует. Господь дарует нам спасение не за наше совершенство и праведность. Бог спасает нам по своей милости и любви. От нас требуется лишь верить в его великую милость и соотносить свои дела с Его Заветами. Мы должны быть достойны милости Господа.

Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?

Эти слова значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.

Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?

Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.

Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?

Ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?

Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.

Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?

Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.

Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?

Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.

Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?

Просим Господа, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.

Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?

Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.

Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?

Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.

Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?

Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.

Чего просим словами: избави мя от кровей?

Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.

Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?

Выражают обещание наше свидетельствовать, или прославлять милость Божию.

Что значат слова: всесожжения не благоволиши?

Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.

Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?

Они выражают моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.

На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?

Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.

Обыкновенно приносили в жертву ягненка (агнца), тельца, быка, козла и пр. Еврей, когда приводил животное к жертвеннику, клал на его голову свои руки. Это означало, что грех с его головы переносился на голову животного; а так как за грех определена была Богом смерть, то животное закалывали и убивали. За виновного человека, таким образом, умирало невинное животное. Это означало, что некогда Сын Божий, как Агнец Божий, примет на Себя грехи всего мира, умрет за людей, будучи Сам безгрешен. Животное сожигалось на жертвеннике или вполне (полностью), или некоторые только его части, например, печень, жир (жертва благодарственная, жертва для испрошения какой-либо милости у Бога, жертва по обещанию, по усердию). Приносили евреи Богу также бескровные жертвы, например, муку, масло, ладан, вино. На эти-то различные жертвы и указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая.

На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?

Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.

Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.

Читать о 50-м псалме на Правмире:

Фильмы о 50-м псалме:

Больше фильмов о покаянии на канале Правмира

www.pravmir.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>