Кто написал метро 2033 станция


Metro 2033

  • 4A Games
  • Дмитрий Глуховский (сценарий)

У этого термина существуют другие значения, см. Метро 2033 (значения).
«
Бойся будущего.
— Слоган игры
»

«Metro 2033» (рус. «Метро 2033») — мультиплатформенная игра в жанре «шутер от первого лица». Релиз игры состоялся 16 марта 2010 года в США, а мировой выход состоялся 19 марта (18 марта - в Австралии, 20 марта - в Украине).

Разработкой игры занимались украинская студия «4A Games», а также сам создатель вселенной Метро Дмитрий Глуховский, написавший сценарий к данной игре.

26 августа 2014 года вышло переиздание «Metro Redux», которое повысило графику на уровень «Metro: Last Light», а также добавило некоторые изменения в геймплее.

Подробные статьи об игровом мире см. в категории: Мир игры «Metro 2033».

Содержание

[развернуть]

Разработка игры Править

4A Games была основана бывшими сотрудниками GSC Game World, ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, в частности Олесем Шишковцовым и Александром Максимчуком — программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R..

По словам Дмитрия Глуховского, разработка игры велась не под его жестким надзором, а в надежде на разумность разработчиков и их внимании к тексту. При возникновении сложностей, команда всегда обращалась к автору с вопросами, получая в свое время разъяснения. THQ в свое время, являясь монстрами своего дела, взялись за разработку по-своему, основываясь на переведённых материалах и создавая собственный сценарий. После проделанной работы все материалы были отданы Дмитрию Глуховскому на редактировние, после чего диалоги были максимально подогнаны к оригиналу.

Основные события: Править

  • 22 октября 2009 года компания THQ официально объявила о том, что именно она будет издателем игры «Metro 2033». Было заявлено, что игра выйдет в начале 2010 года для ПК и Xbox 360. Вместе с данным заявлением был выпущен игровой трейлер.
  • 2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла» объявила о подписании договора с THQ о издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ.
  • На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского.
  • 1 декабря 2009 года сайт IGN.com опубликовал превью «Metro 2033» и интервью с Дмитрием Глуховским.
  • 17 февраля 2010 года THQ официально сообщила о том, что ПК-версия игры будет поддерживать стереоскопический режим изображения, который будет достигаться при помощи технологии nVidia 3D Vision. Второй особенностью ПК-версии будет поддержка движком API DirectX 11. Depth of Field и тесселяция персонажей будут доступны только на DirectX 11.
  • 19 февраля компании THQ и 2K Games анонсировали поддержку игрой последних новшеств в программном обеспечении и сервиса цифровой дистрибуции Steamworks. Это позволяет игре «Metro 2033» пользоваться такими возможностями Steam, как внутриигровую поддержку загружаемого контента и автообновление.

Сюжет Править

Сюжет игры основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033».

Сюжет игры вращается вокруг главного героя по имени Артём в виде истории, напечатанной им на старой пишущей машинке. Он родился за несколько лет до разрушившей всё ядерной войны, которая началась по неизвестной причине и стерла с лица земли современную цивилизацию, оставив около 40000 выживших людей в Московском метрополитене, а самого Артёма оставила сиротой (по сюжету книги, мать Артёма всё же пережила войну, однако погибла во время нашествия крыс на станцию «Тимирязевская», которую после нашествия захватили сатанисты). Москва, где разворачиваются события игры, также была превращена в руины, а тем сорока тысячам москвичам и гостям столицы повезло избежать смерти, лишь укрывшись в московском метро.

Пролог Править

В начале игры Артём — двадцатичетырёхлетний парень — поднимается из метро со сталкером по прозвищу Мельник, возглавляющим рейнджеров Спарты — закалённых солдат — чьей задачей является защита всего метро и её человеческих обитателей от чудовищ. Поднявшись, они оказываются в концертном зале им. Королёва, недалеко от телебашни Останкино, где они встречаются с ещё тремя спартанцами, которые подъезжают к Артёму с Мельником на большой, оснащённой пулемётной башней, бронированной машине. Однако встреча вскоре прерывается внезапным появлением большой стаи странных, ужасно мутировавших крысоподобных существ — стражей. Группа успешно обороняется от монстров, но внезапно оказывается атакована летающими монстрами — демонами. Вскоре на Артёма нападает одно из этих существ и экран меркнет.

ВДНХ Править

Затем события игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ, которая стала его родным домом после того, как парня сюда привел его отчим Александр Сухой. Он знакомит Артёма с ещё одним сталкером — Хантером, который помогает отбить внезапную атаку ещё одних мутировавших от радиации существ — упырей. Однако, по словам Сухого — атаки являются не настолько катастрофичной угрозой, какой является угроза от Чёрных, таинственных гуманоидоподобных существ, появившихся с поверхности (из открытых Артёмом и его друзьями в детстве гермоворот на станции Ботанический Сад) и получивших возможность сводить людей с ума лишь своим телепатическим воздействием или с легкостью разрывать на части группы вооруженных людей. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и при возможности уничтожить их. Перед уходом со станции он дает Артёму жетон сталкера, дав ему задание отправиться в Полис — наиболее могущественное и дружелюбное из всех населенных станций метрополитена — и попросить помощи у тамошних сталкеров.

В путь Править

Приключения Артёма начинаются, когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, и парень начинает свой путь в Полис. Чтобы добраться до Рижской, он нанимается охранником для торгового каравана, в котором состоят друзья Артёма — начальник каравана Борис и лучший друг Женька, следующего с гуманитарной помощью на Рижскую. На ВДНХ к ним присоединяется челнок с Рижской. Известный им обычный путь на Рижскую блокирован из-за обвала в туннеле и им приходится ехать по запасному, «странному», по словам Бориса маршруту. Здесь впервые Артём встречает чёрных, аномалию и призраков. После нескольких минут проведённых в туннеле, все четверо теряют сознание. Артём раньше всех приходит в чувство и пытается помочь остальным отойти от обморока. Только приведя в чувство Женю, Артём понимает что на них нападают. На расстоянии всего в нескольких метров от поста Рижской, Артёма с дрезины сбрасывает упырь, и тот едва остаётся жив. Успев спрятаться в провале от остальных упырей, которые настигали дрезину, Артём вылезает оттуда, и, видя, что до блокпоста Рижской несколько метров, бежит со всех сил, так как за ним бегут ещё упыри, а охранники уже готовят огнемёт. Борис просит их подождать Артёма, чтобы они не сожгли и его. Едва он успевает добежать, упырей поджигают, а Артём отправляется с остальными праздновать то, что они остались живы и лихо выкрутились из сложившейся ситуации.

Бурбон Править

Артём не знает, как продолжать свой путь до Проспекта Мира, так как Рижская закрыта. Он знакомится с мелким бандитом по кличке Бурбон. Бурбону необходима помощь Артёма в рискованном переходе через туннель, контролируемый бандитами, мрачные катакомбы, Проспект Мира и полуразрушенную Москву. Бурбон обещает, что после того как они будут на Сухаревской, он отдаст ему свой калаш. После опасного путешествия через поверхность, где Артём встречает Чёрных, вызывающих у него видения, они с Бурбоном возвращаются в метро через вентшахту, но Бурбона ловят на Сухаревской тамошние бандиты, с которыми у Бурбона старая вражда. Прокравшись через бандитов до комнаты бугра бандитов, Артём видит, как бугор и Бурбон выстреливают друг в друга, а затем из вентиляционной шахты внезапно появляется таинственный человек по прозвищу Хан.

Хан Править

Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует опасные места метро — заброшенные туннели, где никого нет — ни бандитов, ни живых существ. Такие туннели создают весьма зловещую репутацию послевоенному метро за счет тенеподобных призраков погибших людей, навечно вынужденных повторять свои последние моменты жизни. Призрачные голоса смеющихся детей доносятся из труб на стенах туннелей, а мерцающие электрические шары, называемые аномалиями, блуждающие по туннелям, убивают всё на своем пути. Путешествие приводит обоих на станцию «Тургеневская» (проклятую станцию), где Артёму надо отыскать в туннелях взрывчатку и взорвать её в различных местах, чтобы преградить путь потокам мутантов, угрожающим станции.

Кузнецкий мост Править

После успешного выполнения задания, Хан показывает Артёму дорогу до Кузнецкого Моста, их пути расходятся, и вскоре Артём попадает на эту станцию, одну из свободных станций, однако на ней находится много чекистов с Красной Линии. Его принимают за сообщника одного мужика и уже повязали чекисты, но ему удается сбежать при помощи этого же мужика, которого убивают при побеге. Артём падает с деревянного мостика, и его тут же скрывает у себя в комнате Андрей Мастер, которого Артёму и необходимо было найти по совету Хана. При помощи Андрея, Артём забирается в багажное отделение под дрезиной, везущей солдат к границе коммунистической территории метро, где разгорается война с главным противником Красной Линии — Четвёртым Рейхом на полуразрушенном метромосту.

Война Править

Здесь Артёму приходится прокладывать себе путь через линию фронта, скрытно проходя как красных,

так и фашистов. Во время продвижения, он попадает в плен к фашистам. Фашисты готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два рейнджера Спарты — Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает обоим ехать к Чёрной станции, где они должны будут позднее встретиться. Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать фашистские блокпосты, выдавая себя за них же. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на других дрезинах и бронированном танке. В ходе погони они добираются до старого депо, где их атакует орда носачей. Павел погибает, а Артём едва остается жив.

Павелецкая Править

Он добирается до станции «Павелецкая», где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Оборона станции не удается. Получив кассету с сигналом бедствия от раненого командира защитников по имени Максим, Артёму необходимо передать информацию в Полис до того, как мутанты туда нагрянут, ради чего ему приходится пробираться в обход станции, кишащей мутантами. Там он встречает мальчика по имени Саша, выжившего в бойне, и спасает его, отведя к родителям и другим выжившим.

Чёрная станция Править

Со станции Артём снова выбирается на поверхность, на этот раз — через территорию фашистов — чтобы передать сигнал бедствия с Павелецкой. Он проходит на ещё одну станцию — Чёрную, но уже у входа обнаруживает себя. Охранник готов был уже пристрелить Артёма, но его спасает Ульман, метнув в охранника ножом. Узнав от Артёма, что Павел погиб, Ульман подтверждает, что фашисты уже заполонили всю Чёрную станцию и ему придётся пробираться сквозь них одному. Ульман отдаёт ему ВСВ, и говорит, что будет ждать его в туннеле к Полису. Скрытно пройдя мимо фашистов, Артём добирается до Ульмана, и они уезжают на дрезине, и в итоге достигают укреплённых границ Полиса.

Надежда Править

В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику и рассказывает Совету станции про угрозу, прося помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с мутантами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти секретный бункер под названием Д-6, чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д-6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д-6.

Библиотека Править

Мельник, Артём и присоединившийся к ним Данила добираются до библиотеки. Там Данила получает ранение от демона и Мельник его относит обратно в Полис, оставляя Артёма самостоятельно искать документы. В ходе поиска документов в библиотеке Артём встречается с обезьяноподобными мутантами — библиотекарями, псевдоразумными существами, возможно, когда-то бывшими людьми. Особенная сторона этих существ — они до поры до времени не нападают, если не нападать первым, смотреть им в глаза и медленно отходить назад. Не стоит так же спускать с них глаз, и, тем более, поворачиваться к ним спиной. Артём проходит через хранилище. Несколько раз они пытаются безуспешно на него напасть, после чего устраивают ему ловушку, загоняя в лифт и нападая на него. Артём получил ранения и уже посчитал себя погибшим, но едва библиотекарь приготовился нанести последний удар, как в зал влетает демон, спугивая его. Но тут уже библиотекарь нападает на демона, едва тот отвлекается на Артёма, а нападающий с крыши лифта другой библиотекарь умирает от падения лифта, не выдержавшего его веса. Артём, придя в себя на полу лифта, доходит до архивов, встречая на пути библиотекарей, и ему удается найти необходимые документы. Он выходит на поверхность и на него снова нападает библиотекарь, но того сбивают Ульман с Мельником на кустарном внедорожнике, спасая Артёма. Они отвозят Артёма в храм Христа Спасителя — наземный форпост Спарты, где Артём встречает других сталкеров из отряда Мельника: Бориса, Степана, Владимира и ещё нескольких спартанцев, очевидно охранников. Также судьба вновь сводит его с Ханом, чья двусмысленная речь говорит Артёму о том, что итог путешествия зависит только от его самого.

Д-6 Править

Отсюда отряд Мельника отправляется в Д-6. Попав в бункер, они пробиваются через толпы упырей, убивая всех. Первым из группы погибает Борис, героически спасший Артёма от упыря и подорвав мутанта вместе с собой. Степан обещает Борису уничтожить всех мутантов, но сам погибает от жукопауков, когда отряд отделился от Артёма, когда его чуть не раздавили гермоворота. В бункере оставшиеся сталкеры ищут ракетный командный центр, в итоге находят его, но в нём нет электропитания. Артёму и Мельнику остаётся лишь вручную перезапустить реактор центра, ради чего им приходится пробиваться через странные пороподобные образования, что порождают взрывающиеся ядовитой слизью шары — амёбы, вероятно, являющиеся результатом мутации биологического оружия. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая его охраняет, и которая является прародительницей тех самых амёбоподобных существ. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную (удалив краном замедляющие стержни), тем самым лишая биомассу её же сил, но не убивая её. Поднимаясь на поверхность, Артём и Мельник видят множество боевой техники, расположенной на других уровнях. Мельник удивляется найденному арсеналу и надеется при помощи него вновь отвоевать поверхность. Артём пугается этому, помня, что именно так люди и погубили тот прекрасный мир… Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с системой лазерного наведения и, прощаясь с Ульманом и Владимиром, вместе с Мельником садится в поезд, и они отправляются в сторону Останкинской телебашни.

Башня Править

Здесь пролог игры оказывается её эпилогом, что продолжается с завершения пролога. Артём приходит в себя после атаки демонов, когда один из них набросился на него. Демон подлетает к Артёму и готовится убить его, но Артёма спасает Мельник, стреляя в чудище из Рельсы. Единственные выжившие в ходе нападения мутантов, Мельник и Артём, прорываются к Останкинской телебашне сквозь орды стражей, неся с собой систему лазерного наведения для ракет из Д-6. Однако эта система лазерного наведения должна быть размещена на вершине телебашни, чтобы точно указать на цель. Добравшись до лифта, Артём и Мельник срезают крепление противовеса, и лифт отправляется наверх. Добравшись до середины башни, платформа лифта ломается, и Артём, выброшенный ударом из лифта, кубарем катится вниз, едва удержавшись на краю. Пока Артём поднимается к Мельнику — на него снова нападают демоны, и Мельник старается их отвлечь, что у него и получается. Правда — слишком хорошо…. Едва Артём входит в комнату, где занял позицию Мельник, летающий мутант, изрядно разозлённый Мельником, проламывает груду оставленной в далёком прошлом аппаратуры и тяжело ранит его. Артём убивает чудовище, спасая Мельника, но раненый Мельник не может продолжать миссию, и значит придётся Артёму в одиночку завершить задание. На вершине башни он видит сильные галлюцинации, вызванные Чёрными. Артём пробирается через странный лабиринт, в конце которого видит призрак Хантера, дающий ему пистолет. Со словами — «Врагов надо истреблять» — Артём убивает Чёрного. Застрелив его, Артём избавляется от галлюцинаций и наблюдает картину, как только что привидевшийся Артёму Чёрный, нежданно-негаданно появившийся перед ним на башне, тянет руку к системе лазерного наведения, желая остановить запуск ракет, но, не дотянувшись, умирает.

Концовки Править

Стандартная (плохая концовка) Править

Артём слышит как Ульман кричит по рации фразу «Артём, вылетело! Принимайте посылочку!» и наблюдает, как ракеты уничтожают логово Чёрных.

Альтернативная (хорошая концовка) Править

Артём выстреливает в систему лазерного наведения, поняв, что Чёрные не хотели причинить вред людям, а всего лишь пытались выйти на контакт. Система лазерного наведения ломается, Чёрные живы и больше не причинят никому зла.

В конце каждой концовки Артём стоит, смотря на рассвет, обсуждая свой поступок.

Способы получения хорошей концовки

Давать патроны нищим, слушать разговоры, отказываться от наград, убивать только в крайнем случае, поставить кассету в приёмник на Форпосте.

Убивать врагов только в нужных местах, помогать всем во всём.

Убивать мутантов и людей в крайних случаях.

Убивать почти всех врагов. Делать очень много хороших действий.

Предпосылки к концовке Править

Узнать о том, какая будет концовка, можно в восьмой главе на уровне «Бред». Если при продвижении к верхушке Чёрные произносят фразу:

Затем завершают её:

  • «...и может слышать нас...может понимать нас...» — в этом случае вас ждёт хорошая концовка.
  • «...он несёт смерть...» — в этом случае вас ждёт плохая концовка.

 Действия для поднятия морали и достижения «хорошей» концовки: Править

  • Давайте нищим патроны;
  • Проходите уровни в стелс-режиме, не убивая при этом людей;
  • Слушайте истории жителей;
  • Спасите пленных коммунистов на Линии фронта (придётся убить фашистов) ИЛИ пройдите уровень без убийств (вспышка одна и та же);
  • Откажитесь от патронов на уровне «Ребёнок»;
  • Поставьте кассету с записью о помощи на крыше Форпоста Рейха;
  • Пройдите Чёрную станцию, никого не убив;
  • В видениях идите к Чёрным.

Действия для понижения морали и достижения «плохой» концовки: Править

  • Убивайте;
  • Всегда двигайтесь прямой дорогой, не ищите скрытых мест;
  • Никому ничем не помогайте.

Уровни Править

Ниже приведены названия глав и входящих в них уровней игры:

Глава 1 «Пролог»:

Глава 2 «В путь»:

Глава 3 «Бурбон»:

  • «Рижская» — Артём встречает Бурбона и оба уходят со станции через запасной проход.
  • «Заброшенные туннели» — Бурбон и Артём проходят через блокпост бандитов.
  • «Мост» — Артём и Бурбон проходят метромост и сражаются с упырями. Бурбон решает пойти через катакомбы.
  • «Катакомбы» — аномальные катакомбы, из которых герои попадают к границе Проспекта Мира.
  • «Базар» — герои на Проспекте Мира.
  • «Мёртвый город 1» — первая вылазка на поверхность и битва со стражами. Разделение Артёма и Бурбона.
  • «Мёртвый город 2» — Артём находит Бурбона и вместе они добираются до вентшахты Сухаревской.

Глава 4 «Хан»:

  • «Сухаревская» — Артём и Бурбон приходят на Сухаревскую. Бурбон оказывается тяжело ранен, и на его место попутчиком Артёма встает Хан.
  • «Призраки» — Хан ведет Артёма по туннелям и рассказывает про призраков, голос труб и про Тургеневскую.
  • «Аномалия» — Артем с Ханом идут до Тургеневской. По пути они встречают аномалию, которая спасает их от мутантов.
  • «Тургеневская» — Хан приводит Артема на Тургеневскую и просит его взорвать туннель и переход, откуда на защитников станции прут мутанты. Разобравшись с мутантами, Хан показывает Артёму путь до Кузнецкого Моста.
  • «Кузнецкий Мост» — Артем приходит на Кузнецкий Мост и ищет Андрея Мастера. Но его ловят красные и ему приходится бежать от них. В конце концов, его спасает Андрей и прячет от красных. Артём под дрезиной красных направляется на линию фронта.

Глава 5 «Война»:

  • «Линия фронта» — Артём попадает на мост — место, где сражаются красные и фашисты. Ему предстоит пройти её, чтобы добраться до Полиса. Но в конце, его ловят два фашиста.
  • «Битва на дрезинах» — благодаря Ульману и Павлу, Артём остается жить. Они отводят его к дрезине, и Ульман говорит, чтобы Артем и Павел садились в неё, а сам отправляется на Чёрную. На пути Артема и Павла встают рейховцы со своими дрезинами и танком.
  • «Депо» — Артём и Павел проезжают мимо рейховцев и едут дальше. Но они не знают, что едут в Депо. Там Павел погибает, и Артем остается один.
  • «Павелецкая» — Артём случайно выходит на Павелецкую. По совпадению, именно сегодня на неё должны напасть мутанты. Артем и защитники успешно защищают её, но потом все меняется — часть защитников теряет сознание (в том числе и Артём). После «сна» Артём просыпается и идет к командиру отряда. Тот дает ему касету, и Артем уходит.
  • «Ребёнок» — Артём случайно находит ребёнка по имени Саша и через стаи кикимор отводит его к маме и папе.
  • «Форпост» — Артём выходит из убежища беженцев с Павелецкой и снова встречает фашистов. Через них он идет к дому — форпосту. Он залезает на крышу и отправляет послание Полису по рации. Дальше он идет ко входу на Чёрную станцию.
  • «Чёрная станция» — станция захвачена фашистами, но Артём не пугается и проходит через неё. На границе станции его ждет Ульман.

Глава 6 «Надежда»:

  • «Надежда» — Артём вместе с Ульманом попадают в Полис, где рассказывают Мельнику про Черных и свою станцию. Совет Полиса отказывается помочь Артёму. С Мельником и Данилой, главный герой идет на поверхность.
  • «Аллея» — вместе с товарищами, Артём доходит до библиотеки имени Ленина.
  • «Библиотека» — Мельник, Данила и Артём проходят в библиотеку, но с улицы на них нападет демон. Спасшись от него, герои выходят в читальный зал, где на Данилу нападает тот же демон и тяжело ранит его. Мельник относит раненого Данилу в Полис, а Артёму приходиться продолжать путь одному.
  • «Книгохранилище» — пробираясь через библиотекарей, Артём спускается в архивное помещение, где должна находится папка с местонахождением подземного бункера Д-6.
  • «Архивы» — в архивном помещении Артём находит папку с Д-6 и покидает библиотеку.
  • «На Спарту» — на выходе из библиотеки на Артёма нападает библиотекарь, но его давят подоспевшие на броневике Ульман и Мельник. Вместе с Артёмом, они едут на базу Спарты, где Артём встречает Бориса, Степана, Владимира и Хана. Оттуда все они (кроме Хана) спускаются к тоннелю и на паровой дрезине едут к Д-6.

Глава 7 «Д-6»:

  • «Тоннель на Киевскую» — Артём с группой, состоящей из Ульмана, Мельника, Владимира, Степана и Бориса, отправляются на поиск входа в секретный бункер Д-6.
  • «Подземелье» — отряд находит вход в бункер и проходит через тайную станцию к туннелю Д-6 и несёт первые потери — Борис погибает от упыря.
  • «Пещера» — Артём проходит через ответвление военной станции — недостроенную котловину. В итоге ему удаётся воссоединится с группой, где он узнаёт, что Степан погиб и они отправляются в сам бункер.
  • «Д-6» — отряд прибывает в бункер, где они восстанавливают систему очистки воздуха. В итоге они узнают данные о сохранившихся ракетах и должны спуститься в реакторную, дабы активировать реактор.
  • «Биомасса» — Артёму и Мельнику придётся восстановить реактор при помощи стержней, в итоге биомасса уничтожается, а герои поднимаются по лифту обратно — наверх.
  • «Разделение» — Артём вместе с Мельником берут целеуказатель для ракет и уезжают на монорельсе к Останкинской телебашне.

Глава 8 «Башня»:

  • «Башня» — Артём вместе с Мельником отбиваются от стражей и поднимаются на Останкинскую башню.
  • «Верхушка» — поднявшись на предпоследние этажи, на Мельника нападает Демон и Артёму приходится идти одному на самый верх. В конце миссии, Артём начинает бредить.
  • «Бред» — Артём ещё бредит, ему чудится, что он в лабиринте и за ним идут Чёрные, после Артём убивает Чёрного и дальше будет решатся судьба Чёрных, которая полностью зависит от игрока.

 Персонажи Править

Ниже приведены основные персонажи игры. О всех персонажах см. Категорию: Персонажи «Metro 2033»:

  • Артём — главный герой игры, пытающийся спасти свою станцию от Чёрных.
  • Бурбон — бандит, первый спутник Артёма. С ним Артём дошёл до Сухаревской.
  • Хан — второй спутник Артёма, друг Андрея Мастера.
  • Мельник — полковник Ордена Спарты. Помог Артёму уничтожить Чёрных.
  • Хантер — друг Александра Сухого. Солдат Спарты.
  • Женька — Лучший друг Артёма. С ним, Борисом и челноком, Артём доехал до Рижской.
  • Борис (ВДНХ) — член каравана на Рижскую вместе с Артёмом и Женькой.
  • Борис (Полис) — друг Степана и член отряда Мельника, отправленный на поиски Д-6. Подорвал себя с упырем, чтобы спасти Артёма.
  • Степан — друг Бориса и член отряда Мельника, отправленный на поиски Д-6. Убит пауками в пещерах.
  • Андрей Мастер — человек который спас Артёма на Кузнецком Мосту. Друг Хана.
  • Ульман — солдат Спарты, спасший Артёма. Вместе с ним и отрядом Мельника, Ульман нашёл Д-6.
  • Павел — солдат Спарты, спасший Артёма. Друг Ульмана. Погиб в депо.
  • Володя — человек из отряда Мельника. Разбирается в электронике.
  • Данила — человек из отряда Мельника, посланный на поиски папки с Д-6 в Великую Библиотеку. Был ранен мутантом, из-за чего Мельник понес его в Полис.

Связь с произведениями Править

Сюжет «Metro 2033» основан на романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Действия игры проходят в той же самой вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге, а протагонистом в игре является Артём — главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноимённого романа: игроку необходимо добраться со станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.

Ричард Вильямс (англ. Richard Williams), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «Метро 2033» погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в неё уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре»

Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру:

«
Я ждал этой игры больше, чем все остальные — с того самого момента, как семь лет назад закончил работу над самой первой версией „Метро 2033“. Я долго привередничал, отклонил несколько предложений. Мое кредо: найди талантливых людей и предоставь им свободу действий. В случае с 4A все обстояло именно так. И то, что у ребят из 4А получилось в итоге — просто великолепно. В нее будет интересно играть всем — и тем, кто никогда не читал саму книгу или книги из серии „Вселенная Метро 2033“, и тем, кто живёт в этой вселенной уже несколько лет.
»

Переиздание Править

Основная статья: «Metro 2033 Redux»

В связи с выходом в августе 2014 года переиздание обоих частей под названием «Metro Redux», в которую вошла и «Metro 2033», куда были добавлена новая графика, а также были задействованы все приёмы из «Metro: Last Light», два новых стиля игры и новые локации.

Оружие Править

Основное Править

  • Револьвер (.44 Magnum) — маломощный револьвер калибра .44 Magnum с обоймой на шесть патронов.
  • Дуплет (12/70 мм) — средней мощности двустволка кустарного производства под патрон 12/70. Имеет возможность одновременной стрельбы из обоих стволов.
  • Убойник (12/70 мм) — 6-зарядный полуавтоматический дробовик с револьверным магазином под патрон 12/70, обладает хорошими темпом и мощью стрельбы, перезаряжается медленно.
  • Ублюдок (5,45×39 мм) — маломощный кустарный (в первой части игры говорится, что он производится на «Кузнецком мосту») автомат под патрон 5,45×39 мм, отличающийся долгой перезарядкой, быстрым перегревом и весьма плохими боевыми качествами.
  • Калаш (5,45×39 мм) — автомат, обладающий большей мощностью по сравнению с «Ублюдком». Реальный прототип - АК-74.
  • Калаш 2012 (5,45×39 мм) — автомат с газоотводной системой АК-74 и его же калибром, магазином на 40 патронов FN P90, компоновкой ручки и наличием пластмасс в корпусе (судя по необычному грязно-жёлтому цвету) Steyr AUG. Как сообщается в игровом описании, перед катастрофой это был самый мощный автомат в России. Отличается высокой скорострельностью и магазином на 40 патронов.
  • ВСВ (5,45×39 мм) — автоматическая штурмовая винтовка для стрельбы на средних дистанциях, имеет быструю перезарядку, магазин на 20 патронов. Малоэффективна на дальней дистанции из-за слабой настильности.
  • Тихарь (15 мм) — бесшумная кустарная пневматическая винтовка с магазином на 15 патронов, стреляющая металлическими шариками.
  • Хельсинг (стрелы) — кустарный восьмиствольный пневматический арбалет, стреляющий при помощи сжатого воздуха стальными неоперёнными стрелами, которые, подняв с места попадания, можно использовать повторно. Идея взята из фильма Ван Хельсинг.
  • Абзац (12/70 мм) — 20-зарядный полуавтоматический картечный пулемёт, требующий длительной перезарядки, но имеющий высокий темп стрельбы, а также альтернативный режим стрельбы по пять выстрелов подряд. Доступен только при наличии дополнения «Ranger Pack». 
  • Рельса — кустарная винтовка, накапливающая заряд в конденсаторах и использующая его для стрельбы металлическими шариками. Убивает с 1-2 выстрелов. Доступна только при наличии дополнения «Ranger Pack».

Дополнительное Править

  • Нож — имеется у Артёма с самого начала игры. Им можно воспользоваться, чтобы убить врага.
  • Метательный нож — данное оружие в режиме стелса убивает противников с одного попадания в любую часть тела, не привлекая при этом лишнего внимания. Всего с собой можно носить не более пяти штук.
  • Граната — представляет собой отрезок стальной трубы со взрывчатым веществом внутри и фитилём снаружи. Обладает большой мощностью, но при близком броске способна ранить или убить игрока.

Снаряжение Править

В игре присутствуют 7 видов снаряжения:

  • Фонарь — прибор освещения. Имеется у Артёма с самого начала.
  • ПНВ — прибор ночного видения. Может быть куплен вместе с легкой броней, либо снят с трупа вражеского солдата. Встречается со станции «Кузнецкий Мост», впоследствии встречается повсеместно. Цена: 100 патронов (С бронёй).
  • Универсальное зарядное устройство — прибор, заряжающий ПНВ и фонарь. Выдается Артёму в оружейной в начале игры.
  • ППМ-88 — противогаз, прибор для дыхания на поверхности. Выдается Артёму в оружейной в начале игры, впоследствии встречается в изобилии и повсеместно. Самому купить нельзя.
  • Фильтр — фильтрует воздух. Можно купить или получить, начиная со станции «Рижская». Далее повсеместной в изобилии встречается и может быть куплен. Цена: 10 патронов/штука.
  • Часы — показатель времени, фильтров и освещенности.
  • Аптечка — восстанавливает здоровье. Появляется в самом начале игры. Далее покупается или находится повсеместно. Цена: 10 патронов/штука.

Стационарные орудия Править

В игре присутствует 2 вида стационарного (станкового) оружия.

Броня (Отсутствует в Redux версии) Править

В игре имеется 2 вида брони

  • Легкая — бонус к скорости и скрытности.
  • Тяжелая — бонус к выносливости и здоровью.

 Мутанты Править

Основными противниками в данной игре (не считая людей) являются мутанты — существа, мутировавшие из представителей городской фауны под воздействием радиации, химического и биологического оружия. Покрытые тёмной шерстью существа гораздо сильнее и крепче своих безволосых (бледных) сородичей.

  • Стражи — напоминают волков и крыс одновременно. Живут на поверхности.
  • Упыри — напоминают свиней, могут совершать мощные прыжки на дальние расстояния.
  • Носачи — самки, похожие на упырей, но имеют кожистую перепонку для планирования, как белки-летяги, оглушают жертву на расстоянии ультразвуком.
  • Демоны — крылатые монстры, обитающие только на поверхности. Может схватить героя и унести в небо. Возможно, мутировавшие летучие мыши. Их внешний вид также несколько отличен от демонов первой игры.
  • Лианы — свисающие с потолка живые растения, сильно бьющие. Обитают на поверхности. Убить невозможно, но можно заставить их скрутиться, выстрелив в лиану.
  • Кикиморы — мутировавшие крысы. Во второй части отсутствуют как враги и присутствуют только «для фона»: можно увидеть в заброшенных строениях, разбегаются и прячутся, если войти в помещение или по приближении к ним.
  • Библиотекари — разумные гориллоподобные мутанты, обитающие в Библиотеке имени Ленина. Если смотреть твари в глаза, она не будет атаковать.
  • Амёбы — мутировавшие кислотные шары, взрывающиеся при контакте с человеком.
  • Биомасса — мутировавший симбиоз бактерий, находящийся на нижних уровнях Д-6.
  • Орложуки — покрытые панцирями упыри со светящими глазами, обитающие в подземельях Д-6.

Дополнения Править

Для игры «Metro 2033» выпущено всего одно DLC — «Ranger Pack», добавляющий в игру уровень сложности «Рейнджер», а также два новых вида оружия — «Рельсу» и «Абзац».

Достижения Править

Основная статья: Достижения «Metro 2033»

В «Metro 2033» имеются достижения в сервисе Steam. За выполнение достижений не даются какие-либо призы или бонусы в игре. Сюжетные достижения открываются по мере прохождения игры, а остальные зависят от действий игрока. Всего существует 48 достижений в сервисе Steam.

Игровой движок Править

Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine, портированный на Xbox 360, PlayStation 3 и Microsoft Windows. Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World, а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности, который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-ray для поддержки игровых консолей).

4A Engine использует nVidia PhysX в качестве физического движка. Юджеш Десай — вице-президент GPU-направления NVidia — заявил по этому поводу: «Метро 2033» может похвастаться наиболее продвинутой графикой и PhysX-эффектами, которые мы видели. Исходя из того, что мы пока посмотрели, можно сказать, что эта игра будет одним из витринных образцов 2010-го года». Версия для PC включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию особенно феноменальной».

Саундтрек Править

В интервью сайту Absolute Games после выставки ИгроМир 2009, Андрей Прохоров рассказал о музыкальном сопровождении игры. Над саундтреком работают два композитора: Алексей Омельчук и Георгий Белоглазов, больше известный под псевдонимом своего коллектива Anthesteria. «Музыки будет много, не только dark ambient, хотя и он тоже. Она будет передавать настроение разных станций», — рассказал Прохоров.

Критика Править

Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов и 77/100 на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.

Журнал Game Informer похвалила её, поставив 9 баллов из 10. Дакота Грабовски с портала GameZone оценила игру в 8 баллов из 10, заявив следующее: «Каждый FPS синглплеера заслуживает потраченного времени любителей, поскольку 4A Games и THQ смогли замечательно рассказать замечательную историю. Её мир увлекает, приглашая игроков в многочисленные походы с большим вниманием к мелочам, которые 4A Games реализовало в окружающем игрока мире. Metro 2033 — это замечательный представитель своего жанра и я с нетерпением жду ее продолжения, которое вполне может оказаться еще более сочным».

В телевизионной программе X-Play игре была выставлена оценка в 3 балла из 5, причем рецензент отметил отличную атмосферу игры, внимание к деталям, а также то, что в игре есть действительно несколько пугающих моментов. Однако, критик отметил и то, что они «недостаточно воспользовались пугающей атмосферой». Говоря, что игра обладает действительно пугающими моментами, критик отмечает, что «никогда не удается закрепить испуг». Критик утверждает, что назначение кнопок на джойстике Xbox 360 вероятно является «не совсем продуманным», но эта проблема не касается пользователей ПК. В заключение, критик говорит, что игра стала «в целом примечательной попыткой, обеспечивающей вам такой же неожиданный уровень глубины как, можно сказать, даже в Fallout 3».

Сайт GameSpot поставил игре 7.5 баллов из 10 версии для Xbox 360 и 8 баллов из 10 ПК-версии, похвалив атмосферу, но при этом отметив проблемы с искусственным интеллектом и анимацией.

Интересные факты Править

  • Хав Бейнон из THQ заявил: «Версия проекта для консоли от Sony была отменена по стратегическим соображениям.»
  • Наручные часы отображают реальное время, установленное на компьютере.
  • В игре присутствуют плакаты книги «Метро 2033», а также другие книги из этой вселенной (В Redux версии были заменены на Метро 2033/2034/2035).
  • Если дать нищему патрон, то он скажет: «Да пребудет с вами сила!» — отсылка к серии фильмов «Звёздные войны».
  • Некоторые из нищих, на станциях, могут произносить фразу: «Не дайте подохнуть бывшему системному администратору!»
  • Вагоны поездов метро в игре (как и в продолжении «Metro Last Light») относятся к модели «Ема-502», которые никогда не использовались на линиях Московского метро, а их раскраска соответствует поездам Киевского метрополитена. Кроме того, фары на игровых вагонах сделаны с обоих сторон, хотя в реальности они находятся как правило только со стороны кабины машиниста.
  • За весь геймплей Артём проронил только одно слово: «Fuck!» (если не считать концовку и загрузки между уровнями).
  • На уровне «Линия фронта», в самом начале, солдаты-коммунисты напевают «Варшавянку» («Вперёд, рабочий народ!»).
  • Если в начале уровня «Битва на дрезинах» пойти прямо к двери и открыть её, в комнате на полу можно найти скелет, а рядом ломик и очки. Отсылка к Гордону Фримену из Half-Life. Также отсылкой к первой части Half-Life является монстр, живущий на ядерном реакторе. Кроме того, в игре использованы звуки коллизий из Half-Life 2.
  • На уровнях «Мёртвый город» и «Аллея» можно найти троллейбусы с трёхзначным бортовым номером на кузове.
  • На станции «Проспект мира» импровизированный проигрыватель играет с виниловой пластинки мелодию — вариацию на тему песни «Подмосковные вечера» в трехчастном размере (музыкальный размер «три четверти», наиболее свойственный вальсам).
  • При хорошей концовке на заставке у вас будет Дуплет и АК-2012, при плохой - Дуплет и ВСВ.
  • В библиотеке имени Ленина Данила находит книгу Братьев Стругацких — «Пикник на обочине».
  • Многих персонажей озвучивали те же самые актёры, что и героев игры S.T.A.L.K.E.R. В частности, Хантер говорит голосом Стрелка — главного героя последней, что придаёт игре особую атмосферу, также, Мельник говорит голосом полковника Ковальского (ключевого персонажа ЗП), а Борис (караванщик) говорит голосом Лебедева (лидера «Чистого неба»). Также взята из игры S.T.A.L.K.E.R. озвучка некоторых видов оружия.
  • На Рижской есть проститутка Снежана. Её видно, когда герои пьют водку. Если поискать, её можно найти, и за то, чтобы «поразвлекаться» отдать ей пулю. Однако в итоге она вас ограбит.
  • В игре множество прямых цитат из книги. Например, на Проспекте Мира (Базар) один охранник рассказывает другому историю о Полежаевской, которую рассказывал Петр Андреевич в первой главе книги.
  • На некоторых станциях можно найти кальян, его можно покурить.
  • На уровне «Д-6», в комнате управления, можно обнаружить старый сапог с растущим ростком — отсылка на мультфильм «ВАЛЛ-И».
  • В игре присутствуют недоступные при простом прохождении элементы карт. Возможно, это «заделы» под новые локации для DLC. Некоторые из них стали доступны в отредактированной версии игры Metro: Redux.

Галерея Править

Добавить фото в галерею

Ссылки Править

ru.metro.wikia.com

Книга «Метро 2033»

Главный герой книги, Артём (молодой человек возрастом 24 года), живёт на станции «ВДНХ», страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны «Ботанического Сада». На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию «Ботанический сад» от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток. Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма, Женька, сообщает ему, что он в составе группы собирается на «Рижскую», так как решается вопрос об объединении этой станции с «ВДНХ», а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между «Алексеевской» и «Рижской» с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом в отличие от остальных Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до «Рижской». Там к нему подходит некто Бурбон — челнок, который просит Артёма провести его до «Сухаревской», утверждая, что туннель от «Проспекта Мира» до «Сухаревской» «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма. Артем доходит до «Проспекта Мира» вместе с Бурбоном. По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С «Сухаревской» Хан с Артёмом вместе с несколькими другими людьми идут в сторону «Китай-города». На «Тургеневской» Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность, и советует идти по параллельному тоннелю, но большая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До «Китай-города» доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь наши двое и Туз, член того отряда. На «Китай-городе» Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону «Кузнецкого моста». По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на «Кузнецком мосту» им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону «Тверской», которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер. Артём не может этого стерпеть, нападает на офицера и убивает его. Артёма хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на «Павелецкой» и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник «Павелецкой-кольцевой» устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на «Серпуховскую», где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне «Серпуховская» — «Тульская». Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию «Полянка», где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса. В Полисе он спрашивает Мельника, ему отвечают, что Мельник будет завтра утром. Артём, прогулявшись по Полису, знакомится с Данилой — брамином (хранителем). Он ему рассказывает про некую книгу, в которой, по слухам, записано будущее и хранится она в библиотеке им. Ленина. Утром на станцию приходит человек, в котором Артем признает сталкера (он именно так их себе и представлял), человек окликает Артема и спрашивает: «Ты с „ВДНХ“?», и представляется: «Мельник». Артем отдает ему послание от Хантера. Совет, собранный по заявлению Артёма, выносит вердикт — Полис в беде и не может помочь «ВДНХ». После этого к нему подходит брамин и просит проследовать за ним, на собрание. Брамины предлагают Артему подняться в библиотеку за книгой. За это они, мол, ему откроют способ решить ситуацию с «ВДНХ». Артём соглашается и узнаёт, что вести группу будет Мельник, а человеком от браминов будет Данила. Поднявшись в библиотеку, отряд сталкивается с библиотекарями — странными существами-мутантами, живущими в библиотеке. Артём с Данилой отделяются от группы и идут в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти книгу (брамины сказали ему, что книга сама его позовёт). Отойдя всего на 30 метров, Артем оборачивается и не видит Данилу, который остановился завязать шнурок. Артём бросается его искать, и находит при смерти, а рядом с Данилой — убивший его библиотекарь (позже выяснилось, что Данила не мог обороняться из-за заклинившего затвора автомата). Данила из последних сил говорит, что во внутреннем кармане у него конверт с наградой Артёму и просит Артёма убить его, дабы прекратить его мучения. Поколебавшись, Артём исполняет последнее желание Данилы, и убивает брамина и библиотекаря. Вернувшись к Мельнику и его команде, он узнаёт, что один из отряда сильно ранен и они спешно удаляются из библиотеки. Подойдя к метро, Мельник говорит Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он не нашёл, и предлагает ему пройти до «Смоленской». Артём выдвигается по Новому Арбату, но замечает слежку неких существ. Пройдя немного, существа решаются на атаку, и Артём, спасаясь, забегает в дом. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его покойная мать. Он забирает её с собой. Выждав немного, он продолжает путь и с большим трудом доходит до «Смоленской». Там его встречает Мельник. Артём передаёт ему конверт от Данилы, в котором находится схема расположения уцелевшей военной базы. На «Смоленской» ночевать опасно, и путники переходят на «Киевскую», где встречают местного жителя Антона, который, как потом выяснится, раньше, ещё «до», был ракетчиком. Там же они встречают и Третьяка, ракетчика, и Мельник собирается с ним в путь «разведать обстановку» на «Маяковскую» (где, согласно схеме, предположительно имеется выход в Метро-2 (Д-6)). Артём вместе с Антоном идут в дозор, хотя оба туннеля до «Парка Победы» взорваны, но «людям так спокойнее». Артём идёт на ужин к начальнику станции, который признаётся ему, что на станции периодически пропадают дети. На следующее утро Артём узнаёт, что пропал сын Антона, Олег, и отправляется в туннели, где находит люк, ведущий в лаз, располагающийся по верху туннеля и ведущий через завал. Вместе с Антоном они идут на «Парк Победы», но подвергаются нападению местных жителей — дикарей. Они исповедуют культ Великого Червя. От съедения парочку спасает отряд, возглавляемый тем же Мельником. Тут же находится Олег. Отряд отходит в другую сторону, и тут выясняется, что с «Парка Победы» тоже имеется выход в Д-6 через тоннель Солнцевской линии.

Проникнув в Метро-2 и миновав несколько станций, они выходят на станцию, судя по всему, находящуюся под Кремлём. Тут же выясняется, что на станции живёт некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку — предположительно, мутировавшее биологическое оружие. Так гибнут Олег и два члена отряда — Делягин и Оганисян. Тут же приходит в себя Антон, до этого находившийся в беспамятстве. С трудом группа заставляет существо отступить и уходит прочь со станции. Добравшись до заваленного выхода из Д-6 к «Маяковской», Мельник говорит, что Артёму с ними идти нельзя (должен же кто-то координировать удар ракет и, к тому же, он единственный знает, как выглядят чёрные) и приставляет к нему Ульмана, бойца из отряда. Оба благополучно выбираются через служебный люк в тоннель Д-6, ведущий к перегону между «Маяковской» и «Тверской», и путешествуют до «Проспекта Мира», так как у Ульмана там назначена встреча. Группа должна попасть на Останкинскую башню, чтобы оттуда координировать ракетный залп. Артём узнаёт, что выходы с «ВДНХ» скоро будут взорваны, так как сдерживать атаку чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на «ВДНХ». Придя туда, он встречает своего отчима, узнаёт, что Женька убит, и получает записку от Хана. Затем Артём опять идёт наверх. Там он замечает огромного летающего монстра, свившего гнездо прямо в вестибюле станции «ВДНХ», и запирается в ларьке, пункте обмена валюты. Там он видит труп девушки и читает её последние записи. Ульман с товарищем подъезжают к станции на бывшей пожарной машине и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх. Оттуда видно гнездо чёрных, и Ульман говорит координаты. Тут у Артёма начинаются видения, он узнаёт, что чёрные не собирались враждовать, что они пытались наладить контакт с людьми. И когда он стоит на пороге контакта, ракеты достигают цели. Поняв всё, он срывает с лица противогаз и идёт в метро… Впрочем, возможно, чёрные пытались телепатически внушить ему эту мысль в надежде отвести удар.

www.livelib.ru

Метро

(12 оценок, среднее: 8,17 из 10) Описание:

«Метро» — самобытная серия Дмитрия Глуховского, посвященная теме постапокалипсиса. Выжившие после ядерной войны люди скрываются на станциях и в тоннелях московского метро. На поверхности земли — радиация и монстры, внизу — борьба за выживание немногих уцелевших. Артем, желая спасти родную станцию «ВДНХ» от неведомых черных мутантов, отправляется в опасное путешествие на поиски союзников. Впереди его ждет открытие, которое перевернет все представление героя о мире. Сразу после выхода роман «Метро 2033» получил восторженные отзывы критиков и в 2007 году на литературном конкурсе «Еврокон» стал лучшим дебютом года, а кинокомпания «Metro-Goldwyn-Mayer» сразу приобрела права на экранизацию романа. Не менее интересными, по мнению читателей, стали продолжение дилогии «Метро 2034» и аудиокнига «Метро 2034» в прекрасном исполнении Александра Андриенко. Серия Глуховского легла в основу большого проекта писателей-фантастов «Вселенная Метро 2033».

  1. Метро 2033 (2015)

    Двадцать лет спустя Третьей мировой войны последние выжившие люди прячутся на станциях и в туннелях московского метро, самого большого на Земле противоатомного бомбоубежища. Поверхность планеты заражена и непригодна для обитания, и станции метро становятся последним пристанищем для человека. Они превращаются в независимые города-государства, которые соперничают и воюют друг с другом. Они не готовы примириться даже перед лицом новой страшной опасности, которая угрожает всем людям окончательным истреблением. Артем, двадцатилетний парень со станции ВДНХ, должен пройти через все метро, чтобы спасти свой единственный дом – и все человечество.

  2. Метро 2034 (2009)

    Недалекое будущее, 2034 год. В мире царит хаос после ядерной катастрофы. Выжившие каждый день ведут борьбу за существование, укрывшись в бункерах, бомбоубежищах. Больше нет ни мегаполисов, ни цивилизации. В каждом убежище свои законы. Московский метрополитен становится самым большим из них. Каждая станция метро – отдельное государство, а в туннели лучше не попадать. В них лишь темнота, страх и хаос. Люди не могут подняться на поверхность, где их ожидает верная смерть от радиации или мутантов, которые теперь населяют планету. Мужчины, женщины и дети пытаются жить под землей, подчиняясь своим лидерам, сражаясь за свою территорию. И однажды станция Севастопольская оказывается в изоляции. Спасти ее обитателей может лишь настоящий герой.

  3. Метро 2035 (2015)

    «Метро 2035» продолжает – и завершает историю Артема из первой книги культовой трилогии. Эту книгу миллионы читателей ждали долгие десять лет, и права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до того, как роман был окончен. При этом «2035» – книга независимая, и именно с нее можно начать посвящение в сагу, которая покорила Россию и весь мир.

  4. Метро. Трилогия под одной обложкой (2005, 2009, 2015)

    Перед вами – наиболее полное коллекционное издание трилогии «Метро». Впервые «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» и новелла «Евангелие от Артема» выходят под одной обложкой. Дмитрий Глуховский ставит точку в саге, над которой работал двадцать лет. Новелла «Евангелие от Артема» представлена эпилогом к роману «Метро 2033»

Поделиться:

librusfan.ru

Метро 2033

Очень кратко После ядерной войны люди живут в метро. На одну из станций нападают мутанты. Её житель находит оружие против них, после чего узнаёт, что они были последним шансом на выживание для человечества.

2033 год. После Третьей Мировой войны прошло больше двадцати лет. Поверхность земли, заражённую радиацией, заселили мутанты. В Москве уцелели лишь успевшие перед ядерной бомбёжкой добежать до метро, ставшее бомбоубежищем с гермодверями, воздушными и водяными фильтрами. На поверхность выходили только сталкеры — герои метро, вооружённые до зубов, одетые в костюмы химзащиты и противогазы.

Люди расселились по станциям, каждая из которых обзавелась своими законами, правительством и армией. Станции воевали и объединялись в союзы. Прошла по метро и крупномас­штабная война между Ганзой — Содружеством Станций Кольцевой Линии — и коммуни­стической Красной линией.

Человек всегда умел убивать лучше, чем любое другое живое существо.

ВДНХ, одна из немногих независимых станций, считалась благополучной. Её жители выращивали грибы и свиней, добытых когда-то из павильонов ВДНХ. Продукты меняли на оружие и лекарства. Здесь жил двадцати­че­ты­рёхетний Артём с отчимом, дядей Сашей Сухим.

Родился Артём до войны. Станция, где он жил с мамой, «пала под нашествием крыс». Спаслись только пять мужчин, сумевших обогнать поток грызунов. Одному из них, Сухому, женщина успела отдать маленького сына.

Продолжение после рекламы:

С недавних пор на ВДНХ начали нападать мутанты — человеко­образные существа с чёрной кожей. Артём считал, что это он виноват в нашествии чёрных. Несколько лет назад он с двумя друзьями выбрался на поверхность, чтобы увидеть небо. Гермодверь заело, и выход с ВДНХ на Ботанический сад остался открытым для всякой нечисти. Чёрные были обнажены и безоружны, но воздействовали на людей телепатически, нагоняя на них страх.

Однажды на ВДНХ пришёл сталкер Хантер, давний приятель Сухого. Сухой думал, что люди никогда не вернуться на поверхность, метро — последний приют человечества, а чёрные — новый вид разумных существ, которые заменят людей. Хантер же считал, что за жизнь нужно бороться, а угрозу — уничтожить. Он добровольно взял на себя роль хранителя и защитника метро.

Артём рассказал сталкеру об открытых гермодверях, и тот отправился на поверхность разведать, откуда приходят чёрные. Он считал, что там их улей. Хантер дал Артёму сделанный из гильзы футляр с запиской и взял с него клятву: если он не вернётся через два дня, отправиться в Полис и рассказать о чёрных человеку по имени Мельник. Футляр послужит опознава­тельным знаком.

Сухой, отвечающий за контакты с другими станциями, никогда не брал Артёма с собой. Он любил его как сына и хотел, чтобы пасынок женился, завёл детей и мирно прожил на ВДНХ всю жизнь. Артём же мечтал путешествовать по метро, о котором не знал ничего, кроме жутких слухов и легенд, которые приносили на дальнюю станцию торговцы-челноки.

Хантер не вернулся, и Артём отправился в легендарный Полис — культурный центр метро, обосновавшийся под Библиотекой. Он начал свой путь с караваном, отправлявшимся на соседнюю Рижскую станцию, с которой ВДНХ хотела объединиться.

Главы 4 — 7

Участок между ВДНХ и Рижской считался безопасным, но караван всё равно охранялся — никто не знал, что зародилось в неиссле­дованных переходах под туннелями метро.

Власть тьмы — это самая распространённая форма правления на территории Московского метрополитена.

Миновав Алексеевскую, караван вошёл в переход на Рижскую, и тут Артём услышал свистящий шёпот. Остальные ничего не слышали — этот шум воздействовал прямо на их сознание, сводя с ума. Артём, на которого шум, идущий из лопнувшей трубы, не действовал, сумел вывести всех из опасной зоны невредимыми.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

На Рижской к Артёму подошёл человек, назвавшийся Бурбоном. Он узнал, что парень спас караван, и попросил провести его по такому же опасному туннелю, ведущему к Сухаревской. Это совпадало с маршрутом, который наметил себе Артём, и парень согласился.

Остановившись с попутчиком у последней заставы, Артём вгляделся в тёмный туннель, услышал его голос, отличавшийся от голосов других тоннелей, и почувствовал, что «стоит на пороге понимания» великой тайны. Артём испугался и стряхнул с себя наваждение. Ему показалось, что он упустил что-то жизненно важное.

До торговой станции Проспект Мира дошли без приключений. Превращённая в большой рынок станция освещалась не красными аварийными лампами, как ВДНХ, а обычными лампочками — сказывалась близость богатой Ганзы. Расплачивались за товар патронами к автомату Калашникова.

Один патрон — одна смерть. Чья-то отнятая жизнь.

На следующем перегоне нечто овладело сознанием путников, а когда Бурбон умер, Артём вновь услышал знакомый шум-шёпот. Он тащил своего мёртвого спутника к Сухаревской, когда недалеко от станции его встретил пожилой мужчина и уговорил оставить труп в туннеле.

Мужчина представился колдуном, последним воплощением Чингиз Хана. Хан считал, что шум создают неупокоенные души, которые остаются в недрах метро и становятся частью целого. Хан знал о появлении Артёма — его посетил призрак Хантера и попросил помочь парню. Колдун был уверен, что Артём выполняет особую миссию.

В мешке Бурбона Артём нашёл карту метро с таинственными пометками. По словам Хана, это был легендарный Путеводитель, который может предупредить об опасности. Артём отдал его Хану — он всё равно не мог им пользоваться.

Хан сказал, что по маршруту, намеченному Артёмом, в Полис пройти нельзя. Воздействуя на психику обитателей Сухаревской, он сколотил караван, чтобы довести парня до Китай-Города. По дороге люди вышли из повиновения и воспротивились, когда Хан увидел на Путеводителе знак опасности и решил пойти по другому туннелю. За колдуном пошли Артём и человек по имени Туз, остальные погибли.

Невидимая смерть гналась за ними до Китай-Города. Эту двойную станцию контролировали две бандитские группировки — братья-славяне и кавказцы-мусульмане. Здесь можно было купить всё — от наркотиков до проститутки.

Главы 8 — 9

Отдохнуть Артёму не удалось — на станцию напали, началась перестрелка, и парню пришлось нырнуть в переход на Кузнецкий Мост. По дороге Артём помог старику, у которого начался сердечный приступ. Он не смог оставить пожилого Михаила Порфирьевича и его спутника Ванечку — подростка с синдромом Дауна, и пошёл вместе с ними.

На Кузнецком Мосту, в длинном поезде, жили лучшие техники метро. Переночевать спутники остановились в гостевой палатке. Михаил Порфирьевич рассказал Артёму, что коммунисты контролируют не всю Красную Линию. Обвал отрезал от неё несколько станций, находящихся под Университетом. По легенде, часть профессуры и студентов уцелела и основала Изумрудный Город.

Видимо, этот разговор подслушали, потому что ночью за Михаилом Порфирьевичем пришли красные — Кузнецкий Мост граничил с Красной Линией. Артём был уже готов бежать — его предупредил во сне голос Хантера.

На Пушкинской, принадлежавшей Четвёртому Рейху, Артёма пропустили через кордон, а Михаила Порфирьевича собрались расстрелять: фашистскому офицеру не понравился Ванечка. Спасти Ванечку Артём не успел, но попытался спасти Михаила Порфирьевича и убил офицера, за что и попал в фашистскую тюрьму.

Артёма долго били, потом приговорили к повешенью как шпиона и диверсанта.

Страшна не сама смерть. Страшно её ожидание.

Он узнал, что Михаила Порфирьевича тоже убили, но не жалел о своём поступке.

В момент казни на станцию налетела моторизи­рованная дрезина Первой Интерна­цио­нальной Красной Боевой Бригады имени Че Гевары и отбила полузаду­шенного Артёма. Парню очень захотелось остаться с этими весёлыми и смелыми людьми, но он не мог бросить то, что считал своей миссией.

Главы 10 — 11

Коммунисты высадили избитого Артёма на Павелецкой. Эта станция находилась на особом положении. Гермодверей здесь не было, и с поверхности каждую ночь ползли жуткие, склизкие твари. Жители Павелецкой защищали от мутантов всё метро, поэтому Ганза снабжала их оружием.

В Ганзу Артём попасть не мог — его паспорт остался у фашистов. Марк, с которым они познакомились на Павелецкой, предложил сыграть на крысиных бегах. На кон он поставит Артёма. Если они выиграют — получат визы в Ганзу, если проиграют — станут рабами.

Необученная крыса Марка проиграла, и приятелям предстояло целый год чистить сортиры на Кольцевой станции. Артёма поразила спокойная и сытая жизнь в Ганзе. Он понял, почему сюда так неохотно пускают чужаков.

Количество мест в рае ограничено, и только в ад вход всегда свободный.

Вечером пятого дня отупевший от монотонной работы и провонявший дерьмом Артём бросил тачку и ушёл со станции. Его никто не остановил, словно парень стал невидимым.

На станции Серпуховская от Артёма шарахались даже нищие. Он остался один, без вещей, документов, патронов. Здесь его подобрал член секты, которая верила, что Армагеддон состоялся, скоро люди выйдут на поверхность, и наступит райская жизнь.

Артёма вымыли, одели, накормили и попытались обратить в свою веру, но парень сбежал. Миновав Серпуховскую, Артём очутился на заваленной хламом станции Полянка, где возле единственного костра сидели два немолодых человека, курили кальян и беседовали. Всю ночь Артём слушал их разговоры и узнал о Метро-2 «для избранных», которое соединяет с метро «для стада» только один проход.

Эти два сооружения неразделимы, они — как кровеносная система и лимфатические сосуды одного организма.

Обитатели Метро-2 — Невидимые Наблюдатели, существа высшего порядка. Они следят за людьми, направляют их и ждут, когда они окупят «свой чудовищный грех». Когда это случится, Невидимые Наблюдатели помогут остаткам человечества.

Артём считал, что его путешествие — хаотичный набор случайностей, мешающих ему добраться до Полиса, но его собеседники думали, что у человеческой жизни есть сюжет, просто надо принять правильное решение и попасть на верную стезю. После этого каждый следующий выбор будет всё менее случайным.

Артём посмотрел на свои мытарства по-другому и обнаружил, что они укладываются в некую логическую линию. Он почувствовал, что не имеет права ждать ни минуты, встал и вошёл в тёмный туннель, последний на дороге в Полис.

Главы 12 — 14

У Артёма не было фонаря, и вскоре ему почудилось, что за ним кто-то идёт. Невидимый и бесплотный преследователь подошёл, шепнул Артёму в самое ухо: «Жди. Тебе туда сейчас нельзя», и ушёл. На подходе к Боровицкой Артём услышал выстрелы и остановился переждать — именно об этом его и предупредили во тьме.

Охранники Полиса отпустили Артёма, узнав, что он пришёл к сталкеру Мельнику. Сталер должен был появиться только завтра. Артёму пришлось заночевать на прекрасной Боровицкой, освещённой невероятными для метро лампами дневного света и уставленной стеллажами с книгами.

Остановился Артём у Данилы. Тот рассказал, что население Полиса делится на касты, как в древней Индии. Сам Данила — брамин, хранитель знаний. Были ещё воины-кшатрии, купцы-вайшьи и слуги-шудры. Каждая каста имела свой тотем — татуировку на виске. Управлял Полисом Совет из браминов и кшатрий.

Данила рассказал Артёму о Великой Библиотеке, куда ходят только сталкеры Полиса из-за тварей, называемых библиотекарями, о Кремле, который затягивает засмотревшихся на него людей. Брамины верили, что в Библиотеке храниться древняя Книга, в которой записана вся история человечества.

Утром в Полисе появился Мельник. Артём отдал ему футляр с запиской от Хантера и рассказал о чёрных. Мельник уже знал о мутантах — они перешли в наступление, и люди начинают бежать с ВДНХ. Он отвёл Артёма на заседание Совета. Парень рассказал браминам и кшатриям историю своего странствия по метро, упомянув и о Полянке. Здесь совет усомнился — по их сведеньям Полянка была необитаема из-за выбросов галлюци­но­генного газа.

После заседания Артёму объявили, что Полис не может помочь ВДНХ.

Если его станции суждено стать единственным заслоном на пути чёрных, а его друзьям и близким — погибнуть, обороняя её, то он предпочтёт умереть вместе с ними...

Артём уже направлялся к туннелю, когда его догнал брамин. Он назвал Полянку станцией Судьбы, где избранные люди встречаются с Провидением. Если Артём — избранный, значит, у него есть особые способности. Брамин предложил Артёму подняться в Библиотеку и найти Книгу, взамен пообещав помочь ВДНХ.

Брамин снарядил отряд, в который, кроме Артёма и Данилы, вошли сталкеры Мельник и Девятый. Выйдя на поверхность, Артём взглянул на Кремль и чуть не попался — спутники еле успели его остановить.

Брамины считали, что Книга позовёт Артёма, но никакого зова он в Библиотеке не почувствовал, зато увидел библиотекарей — серых человеко­подобных и полуразумных тварей. Они напали на отряд. Одна тварь смертельно ранила Данилу, и Артёму пришлось избавить его от мучений. Перед смертью брамин успел передать парню пакет — награду за Книгу, которую Артём так и не нашёл.

В Полис Артёму возвращаться было нельзя. Мельник посоветовал ему идти по поверхности к Смоленской. Сам сталкер отнесёт в Полис раненного Девятого и будет ждать Артёма у гермодверей Смоленской. Парень должен был успеть до восхода солнца, иначе яркий свет ослепит его.

На поверхности лежал непонятный ему, обманчивый мир, здесь всё было иначе, и жизнь текла здесь по другим, новым правилам.

По дороге на Артёма начала охотиться стая зубастых тварей. До Смоленской он добрался перед самым рассветом, еле убежав от хищников. На станции его уже ждал Мельник. Браминам он сказал, что Артём погиб. Вместе они открыли пакет.

Главы 15 — 18

В пакете оказалась карта, на которой была отмечена уцелевшая ракетная часть. Путь к ней лежал через Метро-2, вход в которое находился на станции Маяковская. Теперь оставалось найти улей чёрных и уничтожить его.

Ночью Артёму приснился кошмар: опустевшая ВДНХ и некто, ждущий его в тёмном переходе. Утром они с Мельником отправились на Киевскую, где сталкер оставил Артёма и вместе со специалистом-ракетчиком Третьяком ушёл разыскивать вход в Метро-2.

На Киевской пропадали дети. Когда-то она соединялась с процветающей станцией Парк Победы. Прежние хозяева Киевской взорвали переход и отрезали станцию от метро. Теперь люди верили, что там — Город Мёртвых, а из-за завала порой слышался хор голосов.

Вскоре со стации пропал мальчик Олег. Разыскивая его, Артём нашёл в потолке перед завалом люк. Через него Артём и Антон, отец мальчика, попали на Парк Победы, где их схватили дикари.

Люди на этой станции не вымерли, а деградировали. Потом к ним попал человек, придумавший для дикарей религию и ставший их жрецом.

Нелегко уверовать в бога, которого сам создал...

Дикари называли себя детьми Великого червя и верили, что этот червь вырыл туннели и породил всех живых тварей.

Жрец хотел создать новую цивилизацию, не испорченную машинами, которые в племени были запрещены, и крал детей, чтобы влить в племя новую кровь. Взрослых «людей машин» дикари съедали.

Артёма и Антона чуть не съели. Их спас Мельник с командой сталкеров, пробравшийся на Парк Победы через Метро-2, и отряд начал прорываться с боем. От взрыва гранаты нужный им туннель обрушился. Оставался один путь — через Метро-2.

Выбраться на Маяковскую можно было только через центральную станцию, находящуюся под Кремлём. Там отряд чуть не сожрало аморфное чудище, заполняющее своим полужидким телом большую часть станции. Оно развилось из биологи­ческого оружия, сброшенного на Кремль, и затягивало людей, воздействуя на них ментально.

Потеряв половину отряда, в том числе и Олега, сталкеры отогнали мутанта, подорвав ранец с горючим для огнемёта, и ушли со станции. Третьяка убили дикари, но оказалось, что Андрей тоже был ракетчиком. Он не мог вернуться домой без сына и согласился помочь Мельнику.

Сколько человек будет жить, всегда будет мнить себя силой света, а врагов считать тьмой. И думать так будут по обе стороны фронта.

Мельник увёл отряд к ракетной части. К Артёму он приставил сталкера Ульмана и велел подобраться как можно ближе к улью чёрных и помочь навести ракеты на цель.

Главы 19 — 20

Артём и Ульман на дрезине доехали до Проспекта Мира. По дороге парень узнал, что чёрные почти уничтожили ВДНХ, а потом ему снова приснился кошмар: пустая станция, тёмный переход. Но на этот раз во тьме Артёма ждал чёрный.

На Проспекте Мира Артём узнал, что Ганза решила взорвать переход и отрезать захваченную мутантами станцию от метро. Выход на поверхность намечался через восемь часов. Это время Артём провёл на родной станции, попрощался с Сухим.

Парень вспомнил свой долгий путь через метро. Он встретил разных людей, но так и не понял, зачем человечество цепляется за своё жалкое существование во тьме туннелей, ведь у каждого на это был свой ответ и своя вера.

Вера была просто палкой, которая поддерживала человека, не давая ему оступиться, и помогая подняться на ноги, если он споткнулся и упал.

Артёма поддерживала вера в то, что именно он призван спасти метро.

На поверхность Артём поднялся с ВДНХ. На него сразу напала похожая на птеродактиля тварь, мутировавшая из простого голубя. Парень прятался в киоске, пока за ним не прикатила на вездеходе команда сталкеров во главе с Ульманом.

Они поднялись на Останкинскую телебашню, откуда было легче запеленговать цель. Сверху, посреди Ботанического сада, Артём увидел улей чёрных — огромное пульсирующее образование, в котором мутанты сновали как муравьи. Вскоре Мельник вышел на связь и ракеты полетели к цели.

В этот момент Артём потерял сознание, увидел туннель из своего кошмара, и ждущий там чёрный назвал его избранным. Чёрные были разумной расой, способной жить на поверхности, и образовывали подобие муравьиной колонии. Они знали, что люди тоже разумны, и шли к ним, чтобы помочь. Вместе они могли бы выжить и заново заселить землю. Но в чём-то их разумы отличались от человеческих — они никак не могли вступить в контакт с людьми.

Тогда чёрные начали искать того, кто способен услышать их ментально, и нашли Артёма. Они вели его по метро, оберегали, предупреждали, спасали, пытаясь через сны достучаться до него. На Рижской это чуть не произошло, но Артём испугался и открыл чёрным свой разум только сейчас.

Километры туннелей и недели блужданий снова вывели его к потайной дверце, открыв которую, он обретёт понимание всех тайн мироздания.

Придя в себя, Артём увидел, как фигурки чёрных внизу застыли в радостном ожидании. В этот момент в улей врезались первые ракеты, и согревающее, дающее надежду присутствие чёрных исчезло из сознания Артёма — оно стало тёмным и пустым, как тоннель, который уже никогда не озарится светом. Он молча встал и пошёл домой. В метро.

briefly.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>