Кто написал место встречи изменить нельзя


12 фактов о сериале «Место встречи изменить нельзя»

По идее в начале статьи мы обязаны поведать тебе, что это за кино, чем славно, кем снято, когда и зачем. Но у нас имеется подозрение, что ты и сам это знаешь: маркетологи вычислили, что читатель журнала MAXIM в среднем пересматривает «Место встречи изменить нельзя» раз в два года. То есть делает это чаще, чем занимается сексом.

* Как известно даже последнему двоечнику, сериал снят Станиславом Говорухиным в 1979 году по роману «Эра милосердия». Менее известно, что Владимир Шарапов является героем и ряда других произведений братьев Вайнеров: «Ощупью в полдень», «Лекарство для Несмеяны» и «Гонки по вертикали».

Отсмотренные кандидаты на роль Шарапова

* Высоцкий после прочтения романа лично явился к авторам с просьбой подарить ему этого персонажа, если вдруг кто-то соберется ставить по книге фильм. Однако Говорухин считает, что Высоцкий разыграл писателей, а на самом деле роман он не читал вплоть до начала съемок. Государственная премия СССР за роль Жеглова была вручена Высоцкому посмертно и с непростительным опозданием — в 1987 году.

* У шайки «Черная кошка» был реальный прототип — банда Ивана Митина с Красногорского механического завода, которая в свободное от завода время грабила сберкассы. Вообще, многие события и персонажи сериала базируются на материалах из жизни.

* В отсутствие Говорухина его замещал сам Высоцкий, и ему, как режиссеру, принадлежат несколько сцен из фильма. Станислав уверяет, что Высоцкий столь рьяно и энергично занимался режиссерской работой, что вполне мог бы снять фильм целиком, дай ему волю. Когда настоящий режиссер после долгого отсутствия объявился на площадке, команда с облегчением вздохнула, заявив, что Высоцкий их измучил.

* Манька Облигация, точнее, сыгравшая ее Лариса Удовиченко превратилась в героиню блатного народа: ее завалили письмами из тюрем, гласившими что-то в духе «Не горюй! Выйду — моей будешь!». Особо настырный поклонник после отсидки заявился к ней домой самолично и был выпровожен милицией.

Отсмотренные кандидаты на роль Маньки

* У фильма могло быть продолжение, и даже имелся проект сценария. Его успел расписать сам Высоцкий — с законченным сюжетом на шесть серий. Но Говорухин справедливо решил, что после смерти Высоцкого эта затея теряет всякий смысл. Впрочем, в нашу эпоху бестолковых сиквелов да ремейков велик шанс, что какая-нибудь бессовестная сволочь может и за такое взяться.

* С каждым показом сериала по ТВ по всей стране отмечалось снижение потребления воды. Еще бы, кому охота торчать в ванной, когда такое по телику!

* Многомесячные съемки не оторвали Высоцкого от его основной работы в театре, однако ему приходилось постоянно, почти ежедневно летать в Москву из Одессы на свои спектакли. Это объясняет, возможно, частые замены Высоцкого дублером, что заметили на экране самые дотошные зрители. Актера всегда везла на «Волге» милиция с сиреной, и там же в машине на ходу ему накладывали грим Гамлета.

* Высоцкий категорически отказывался надевать милицейскую форму сталинских времен, так как при одном только виде ее в нем пробуждались наихудшие ассоциации. Хотя бы раз показаться на экране в полном мундире требовали силовики, ответственные за съемки, потому актера уговаривали всеми правдами и неправдами, но он был неумолим. В итоге родилась очень хитрая сцена в мундире у зеркала со следующим диалогом: «Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы». — «Почему?» — «Да потому, что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется».

* Роль Горбатого изначально замышлялось поручить Ролану Быкову — того желали сами Вайнеры, да и никто не был против... кроме самого Быкова. Вот что он ответил на запрос автора: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают... Пойми, я только что разошелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще горбатого! Побойся бога!»

* Постовой милиционер Варвара Синичкина, она же подруга Шарапова, должна была умереть в конце фильма, однако за ее жизнь заступилось руководство Гостелерадио: бюрократы тщательно блюли, чтобы в советском кино не погибало слишком много персонажей, особенно положительных.

Отсмотренные кандидаты на роль Синичкиной

* Гостелерадио на этом не остановило свое вредительство. Самым неприятным оказалось требование сократить повествование с семи серий до пяти. Вырезанный материал до сих пор числится утерянным, за что отдельное спасибо работникам архива Одесской киностудии.

Вырезанная фронтовая сцена пролога, где Левченко спасал раненого Шарапова. Впрочем, пролог пал жертвой режиссерского замысла, а не требований людей Гостелерадио: Говорухину пришло в голову, что показ прошлого Левченко и Шарапова лишит интриги их последующую встречу на бандитской хате

www.maximonline.ru

Почему картина «Место встречи изменить нельзя» не получила ни одной кинонаграды

Телефильм «Место встречи изменить нельзя» вот уже 30 лет пользуется любовью зрителей. В 1979 году, когда картина вышла на экраны, её смотрела вся страна, во время показа сериала заметно сократилось количество преступлений. Популярность знаменитой картины Станислава Говорухина доказывает и тот факт, что фильм моментально был «разобран» на цитаты. А вот ни одной награды пятисерийная лента так и не получила. О съёмках картины – корреспондент «Нашей Версии».

Роман «Эра милосердия» Аркадий и Георгий Вайнеры написали в 1975–1976 годах. Причём многие персонажи книги были взяты из реальной жизни. Так, фамилию Жеглов Аркадий Вайнер услышал в первый раз ещё в 1960-х, когда пришёл работать в следственный отдел МУРа. Кто-то из старожилов рассказал ему, что сразу после войны был в милиции такой опер, но в 1950-х у Жеглова случился конфликт с начальством и он застрелился. В МУРе же работал и прототип Владимира Шарапова – Владимир Арапов. Этот сыщик ещё в молодости прославился тем, что арестовал собственную невесту, так как она оказалась воровкой. По отзывам коллег, Арапов имел нрав крутой и характером больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на интеллигентного Шарапова. Вор-карманник Кирпич, которого в фильме сыграл Станислав Садальский, тоже персонаж невыдуманный. Его прототипом стал знаменитый вор-карманник Александр Прокофьев, больше известный в преступных кругах под кличкой Шорин.

Идею написать сценарий фильма к роману братьям-писателям подсказал Владимир Высоцкий, которому очень хотелось сыграть муровского сыщика. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий красавец, косая сажень в плечах.

Владимиру Высоцкому во время съёмок ленты воплотить и свою мечту – побывать в режиссёрском кресле. Когда Станислав Говорухин уезжал в командировки, он оставлял Владимира Семёновича за главного Изначально роль режиссёра была предложена Алексею Баталову. Но он поставил себе слишком объёмную задачу, пожелав и режиссировать, и играть Жеглова. В итоге его кандидатура отпала. А потом Владимир Высоцкий привёл Станислава Говорухина.

«Однажды Володя принёс мне роман и настоятельно посоветовал его прочитать, – вспоминает Станислав Говорухин. – Я прочёл и... просто обалдел, представив, как Володя сможет это сыграть. Потом мы поехали к Вайнерам. Мы понравились друг другу, быстро нашли общий язык и в общих чертах договорились о совместной работе. Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. «Конечно, только Высоцкий!» – сказали они и довольно легко утвердили его на роль».

А вот в образе Владимира Шарапова братья Вайнеры видели Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чём потом серьёзно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его кандидатуру забраковал худсовет. Тогда Станислав Говорухин предложил на роль молодого муровца Владимира Конкина. Но возникли трудности.

«Думаю, что на роль Шарапова отсмотрели немало претендентов, – рассказывает Владимир Конкин. – Говорухин остановился на моей кандидатуре. И тут воспротивилось высокое киношное начальство, которое упёрлось рогами и заявило: «Сниматься будет или Высоцкий, или Конкин». Причём никаких конкретных причин не называли. Видимо, была просто блажь. Мы с Говорухиным с горя решили организовать «отходную», сидели на студии, выпивали, утром я должен был возвращаться домой. И где-то в полночь раздался телефонный звонок. Звонила моя жена Алла: «Хорошо, что я вас застала. Дело в том, что тот, кто вам ставит палки в колёса, на 10 дней уехал в ГДР. Замом у него человек восточный, любит женщин, коньяк и анекдоты. Не упустите свой шанс».

Рано утром, с двумя длинноногими красавицами и коньяком Конкин и Говорухин вылетели из Одессы в Москву. Встретились с замом, девушки окружили высокого начальника, а Станислав Говорухин вспомнил все анекдоты, которые только знал. Заболтав чиновника, режиссёр подсунул ему акт о приёмке кинопробы, где стояли фамилии – Высоцкий и Конкин.

«Этот зам подписал акт не глядя, видимо, решив, что даёт нам автограф, – вспоминает Владимир Конкин. – Через несколько минут мы уже мчались во Внуково. Спустя 10 дней у нас уже были сняты куски из разных серий, так что начальству ничего не оставалось делать, как дать нам добро. Картина вышла, стала всенародно любимой, но мстительное начальство не допустило, чтобы она получила хоть какую-нибудь награду».

Владимир Высоцкий очень серьёзно отнёсся к съёмкам картины. Он дотошно расспрашивал опытных сыщиков об их работе, выяснял каждую мелочь. На площадке доводил до совершенства каждую реплику своего персонажа. Всей съёмочной группе казалось, что очередной дубль прошёл без сучка без задоринки, но... «Нет, здесь Жеглов должен говорить немного иначе. У него обязательно есть своё любимое, простое, но очень идущее к нему словцо, – говорил Владимир Семёнович. – К примеру, «значица». И это «значица, так, Шарапов» стало одной из «визитных карточек» фильма. Удалось , и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного. Киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже, шутя, жаловалась Говорухину, что Высоцкий их замучил.

«У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон, – рассказывает Станислав Говорухин. – Он в моё отсутствие снял бы всю картину, если бы ему позволили».

Именно Владимир Семёнович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приделал фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Высоцкий до деталей знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину (Евгению Леонову-Гладышеву) на шею белое морское офицерское кашне (в таком после войны щеголяли подростки), а на руке сделал наколку «Лёля» (самое модное имя тех лет).

По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь. Владимир Семёнович специально для картины придумал несколько песен. Но Говорухин считал, что пение разрушит образ и предложил актёру спеть Вертинского. Высоцкий категорически отказался, заявив, что раз ему не дают петь свои песни, то и Вертинского он петь не будет. Но в одном эпизоде поющего Владимира Семёновича увидеть можно. Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР, и он настоятельно попросил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Но Высоцкий был неумолим. Для него милиционер сталинских времён ассоциировался с людьми, которые творили страшное беззаконие. Тогда сценаристы и режиссёр придумали сцену, где Глеб Жеглов стоит у зеркала в кителе. А потом садится в кителе к роялю и поёт несколько строк из «Лилового негра» Вертинского. Правда, будучи верным своему слову, Высоцкий перебивал строки репликами, обращёнными к Шарапову.

Не обошлось во время съёмок и без комических случаев. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и всё же поклонницы прорывали ограждение. В перерыве съёмочная группа услышала крик Высоцкого. Владимир Семёнович пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной кожи.

В сериале занято огромное количество известных актёров: Станислав Садальский, Лариса Удовиченко, Армен Джигарханян, Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт и многие другие. Как вспоминал Аркадий Вайнер, все с удовольствием приняли приглашение принять участие в съёмках, отказывался только Ролан Быков – и то лишь потому, что ему предлагали роль Горбатого. Он говорил: «Что же вы со мной вытворяете? Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого насмехаются, а жена просто от меня ушла». Всё же Аркадию Вайнеру удалось его уговорить. Он приехал на пробы в Одессу, но, к несчастью, у него случился тяжёлый инфаркт. И на его место пригласили Армена Джигарханяна.

Для многих актёров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками и даже мешали в актёрской карьере. Так, Лариса Удовиченко (Манька Облигация) после фильма получала письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!», а один вернувшийся с зоны зэк пришёл к ней домой и ломился в её дверь, так что ей пришлось вызвать милицию.

Александр Белявский (Фокс) до сих пор слышит у пивных ларьков обращённое к себе: «Фоксу – без очереди».

А вот Станислав Садальский категорически не переносит, когда его расспрашивают о его роли. Фильм вышел на телеэкраны в 1979 году аккурат ко Дню милиции. Трудности с приёмом картины, конечно, были немалые: многие реплики, какие-то жаргонные выражения просто возмущали тогдашнее руководство МВД. «Вы что, хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила только о ворах и проститутках?» – возмутилось высокое начальство при приёме картины и вышло из зала, а за ним остальные, – рассказывает Станислав Говорухин. – Руководству телевидения было непонятно, приняли или нет. Но приближалось 10 ноября, День милиции, надо было что-то показывать».

И сериал выпустили. Лента понравилась миллионам россиян, но вызвала негативную реакцию со стороны официальных представителей правоохранительных органов и ветеранской общественности. Газеты публиковали коллективные письма бывших и действующих милиционеров, в которых картину критиковали за то, что она неоправданно негативно показывает послевоенную советскую жизнь. Главная претензия – в фильме показана организованная преступная группировка, а на самом деле с этим явлением советская власть, дескать, покончила раз и навсегда ещё до войны. Какая может быть «Чёрная кошка»? Отдельные воры и рецидивисты – ещё куда ни шло. Но чтобы с боем отбивать у милиции арестованных «братков»? Это клевета на советскую действительность. Так что картина так и не получила ни одной награды. Кроме, пожалуй, главной – всенародной любви и признания.

versia.ru

Как снимали легендарный телефильм «Место встречи изменить нельзя»

Согласно опросам, роль Жеглова - самая любимая зрителями работа ВЫСОЦКОГО в кино. Режиссер ГОВОРУХИН мог утвердить его в «Место встречи изменить нельзя» и без проб. Но правила есть правила. Понимая, что кандидатуру Владимира Семеновича могут запросто зарубить, Станислав Сергеевич сделал несколько проб других актеров, которые заведомо не могли с ним тягаться. Госкино оставалось только согласиться. Как проходили съемки и кто остался за бортом легендарной ленты, отмечающей в нынешнем году 40-летний юбилей, - в этой статье.

Варей Синичкиной, возлюбленной Володи Шарапова (Конкин), могли стать аж 12 актрис! Высоцкий уговаривал Говорухина утвердить на роль Марину Влади. Но против француженки возразил худсовет. Им хватило Владимира Семеновича.

Изначально роль Вари предлагалась Ларисе Удовиченко. Но она мечтала сыграть Маньку Облигацию: «Либо я буду ее исполнять, либо вообще сниматься не стану». После выхода фильма, кстати, Удовиченко стала получать мешками письма из тюрем с текстом типа: «Откинусь - моей будешь!» Более того, однажды ночью к актрисе домой заявился вернувшийся с зоны мужик. На его возгласы: «Не откроешь, *ука, - убью!» - артистка вызвала милицию.

- Мне тогда было 24 года. И по молодости я попала в глупую ситуацию, - вспоминает Удовиченко. - Однажды Говорухин выделил съемочной группе день: «Разрешаю сегодня погулять по злачным местам». Съемка проходила в Одессе, в моем родном городе, и я бросила клич: «Ребята, мы должны гудеть всю ночь!» В притоны мы, конечно, не пошли, но остальные знаменитые места не остались незамеченными. А на следующий день я даже боялась дышать на Высоцкого: от меня та-а-ак пахло всяческой ночной жизнью! Я очень неуютно себя чувствовала и готова была сквозь землю провалиться. Но Высоцкий отвел меня в сторону, успокоил, сказал, чтобы я не переживала и не стеснялась. А в довершение подарил жестяную банку английского чая Earl Grey, тогда это была большая редкость. И чтобы хоть как-то прийти в себя, я целый день пила этот чай.

Удовиченко говорит, что с Владимиром Семеновичем ей работалось очень легко. Никто не сомневался, что между ними было нечто большее, чем просто рабочие отношения.

- Это, конечно, громкие слова… Я была молодая, хорошенькая… естественно, любому мужчине приятно было… Ему было 40. Сейчас кажется - никакой разницы, но в наше время это казалось огромной пропастью, - рассказывает Лариса Ивановна. - Володя все время отвешивал мне какие-нибудь комплименты. Причем публично. Я бледнела, краснела, покрывалась пятнами и не знала, что ответить.

Эта сцена, если помните, в фильм не вошла

На милицейской «Волге»

Первый день съемок выпал на день рождения Влади - 10 мая 1978-го. Снимали в Одессе, на даче друга Говорухина. Вдруг Марина уводит Станислава Сергеевича в соседнюю комнату, запирает дверь и слезно умоляет отпустить Высоцкого, заменив его другим артистом. Тут же в разговор вступил он сам: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль». Объем работы действительно большой, нужно было вкалывать. К тому же к съемкам команда приступила спустя год после утверждения ролей. За это время у Высоцкого появилась возможность путешествовать по всему миру. Но Говорухин уговорил Владимира Семеновича остаться в картине, пообещав чаще отпускать с площадки.

По два-три раза в неделю Высоцкому приходилось летать в Москву на спектакль и обратно в Одессу. Из аэропорта в театр барда везла милицейская «Волга» с сиреной. Гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. Бывало, артист летал почтовым самолетом рядом с кипами газет.

Большинство эпизодов с участием САДАЛЬСКОГО срежиссировал ВЫСОЦКИЙ

Неожиданный плевок

По сюжету герои Высоцкого и Куравлева были заядлыми бильярдистами. Однако актеры не представляли даже, как правильно держать в руках кий. За них вгонял шары в лузу лучший бильярдист Одессы, мастер спорта СССР Владимир Иванов.

А во время съемок сцены, когда Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами, Высоцкий повредил руку. Заранее стекло автобуса никто не проверил. А оно оказалось пятимиллиметровой толщины. Команда «Мотор!». Жеглов ударил по стеклу раз, два - без толку. С третьей попытки оно разбилось. И тут же Владимир Семенович закричал: «Ну все, пипец!» Вся рука была в крови, на пальце глубокий порез. А вечером того же дня Высоцкому нужно было выступать с концертом. Выступление отменили, так как Владимир Семенович не мог играть на гитаре.

Долго не получалась и сцена выхода из подвала - в кадре выглядела скучно и серо. Импровизацией ситуацию спас Иван Бортник, сыгравший Промокашку. Он вдруг истерически запел блатную песню, стал пинать и материть охранников. От неожиданности Высоцкий не смог сдержать улыбку. А Бортник настолько вошел в раж, что плюнул Владимиру Семеновичу в лицо со словами: «Мусора, суки».

Кстати, милиционеров для этого эпизода нашли настоящих, некоторых - работавших с послевоенных лет. Они прямо озверели от поведения Бортника: стали его бить, заламывать руки. Кричали на него: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» Бортник орал от боли, а зеваки зааплодировали от восторга.

Увы, худсовет в итоге вырезал эту сцену именно из-за плевка уголовника в лицо «власти».

Оказавшись в музее Одесской киностудии, наш фотокор Руслан ВОРОНОЙ примерил ту самую шляпу и то самое кожаное пальто, которое покусала влюбленная поклонница барда

В пальто - зубами

Консультантом картины был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Никитин. Он хотел, чтобы Жеглов хотя бы раз показался в кадре в милицейской форме. Эту просьбу выполнить было необходимо - все и так понимали, какие будут трудности при сдаче фильма. Но Высоцкий наотрез отказывался надевать форму. Артист считал, что милиционеры сталинских времен творили страшное беззаконие. Поэтому Говорухин придумал сцену, где Жеглов стоит в кителе у зеркала и произносит такие слова:

- Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.

- Почему? - спрашивает Шарапов.

- Да потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется.

Между прочим, в первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко (Виктор Павлов), Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. Он говорит, что не может идти с ним дальше по жизни из-за того, что Жеглову нравится убивать людей. Эту сцену даже сняли, но в финальную версию она также не вошла.

А во время съемок ночной милицейской погони часть территории возле Большого театра оцепили. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Все бросились в темноту на голос и увидели Владимира, который пытался оторвать от себя девушку. Поклонница актера каким-то образом пробралась через ограждение и вцепилась зубами в кожаное пальто артиста. Ее быстро увели, пальто из прочной отечественной кожи не пострадало. Оно бережно хранится в музее Одесской киностудии. Как и та самая шляпа.

Прикинь!

  • Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева (Сергей Юрский), полностью поставленная бардом. Также он придумал шепелявого карманника Кирпича (Станислав Садальский) и эпизод с фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была помочь Шарапову спастись.

А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ…

В ресторане, где Фокс (Александр Белявский) танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера - Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого - Вадима Туманова.

В этом же эпизоде Тараскин (Андрей Градов) танцует с Ларисой Гузеевой - это ее первое появление на экране, а на заднем плане на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же мелькает в кадре в составе оркестра в четвертой серии - в кинотеатре перед показом фильма.

КСТАТИ

  • В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна - Пьер Оссейн. Он сыграл пленного немца, которого в разведке захватили Шарапов и Левченко. В финальную версию картины этот эпизод не вошел.

www.eg.ru

Интересные факты о съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя»

История фильма «Место встречи изменить нельзя» начинается, как вы все прекрасно знаете, с книги братьев Вайнеров «Эра милосердия». Аркадий Вайнер рассказывал, что один из экземпляров книги они подарили Владимиру Высоцкому. И уже на следующее утро он пришёл к ним с идеей о съёмке многосерийного фильма по книге, в котором именно он будет играть Жеглова. Вайнерам эта идея пришлась по душе, несмотря на то, что Высоцкий никак не подходил внешне на молодого, высокого, широкоплечего красавца, каким описан этот персонаж в книге. По словам же Станислава Говорухина, именно он загорелся идеей экранизации книги и позвонил Высоцкому, которому накануне Вайнеры подарили книгу, со словами, что в ней есть персонаж, как раз под него. Кто из них прав, уже мы вряд ли узнаем. Да это собственно не так уж и важно. Главное, что Высоцкий всё же познакомил Вайнеров с Говорухиным и сам активно включился в работу над фильмом. Начиная с процесса работы над сценарием. Он приезжал в Переделкино и активно помогал Вайнерам и Говорухину, предлагал идеи, моменты. В частности, именно он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак — указать дверь, ведущую к спасению Благодаря именно Высоцкому в фильме появились Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Виктор Павлов, Александр Белявский Самого Высоцкого утвердили на главную роль практически без проб. Чтобы убедить худсовет Говорухин изначально пригласил на эти пробы заведомо проигрышных актёров. А вот с Шараповым вышла другая история. Его каждый видел по-своему. Вайнеры очень хотели отдать эту роль Евгению Герасимову, Говорухин – Сергею Иванову. Но оба этих актёра были уже заняты в других проектах. Высоцкий же был уверен, что Шараповым непременно должен стать Иван Бортник. А вообще, на эту роль пробовалось очень много подходящих по возрасту актёров. Вот несколько фамилий из списка: А. Абдулов, С. Никоненко, Е. Леонов-Гладышев, Ю. Шлыков, А. Курепов, А. Ярославцев, Л. Фомин, В. Фокин, С. Садальский Но тут было одно но. Телевизионное начальство (в лице Лапина) настаивало на кандидатуре В. Конкина. Фактически Говорухина поставили перед фактом – хочешь снимать Высоцкого-Жеглова, соглашайся на Конкина-Шарапова. Вайнеры были в шоке. Ну ни как образ фронтовика-разведчика, который сорок два раза ходил через линию фронта и возвращался с «языком» на плече, не вязался у них с Конкиным – слишком уж тот был молод, интеллигентен. «Не надо быть самому фронтовиком, не надо быть ветераном и иметь семь пядей во лбу, чтобы представить, что разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит его на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён», — позже рассказывал Аркадий Вайнер. Говорухин же, рассказывал, что только когда уже было отснята половина фильма, понял, кто должен был играть Шарапова – Леонид Филатов. Он смог бы сыграть именно того Шарапова, не уступающего Жеглову по силе, не пасующего перед ним. На роль Вари Синичкиной, невесты Шарапова, пробовались 12 актрис. Ей могли стать, к примеру, Ирина Азер из Театра киноактера и Ольга Науменко (невеста Лукашина из «Иронии судьбы»). Высоцкий же уговаривал режиссера Говорухина утвердить на роль Вари его жену, актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет. Сержант Синичкина должна была показать в кино настоящую жену и подругу борца с бандитами. Хотелось бы, чтобы актриса, играющая возлюбленную Шарапова, была с безупречной репутацией. А Влади никак не тянула на «советскую гражданку». Худсовет смирился с Высоцким в роли Жеглова, отдав должное его таланту, но забраковал Влади. Сам же Говорухин очень хотел, чтобы Варю сыграла Лариса Удовиченко. Но та, ознакомившись со сценарием, попросила попробовать её в роли Маньки-Облигации. Тут уже взбунтовался Говорухин: «Какая же ты Манька. Это прожжённая проститутка. А ты такая милая, наивная девушка». В итоге они расстались, не сделав никаких проб – Варей Удовиченко быть отказалась напрочь. Её в итоге сыграла Наталья Данилова А вот в поисках актрисы на роль Маньки Говорухин стал пробовать других актрис. Но всё это было не то. И уже когда начались съёмки, он вспомнил про Удовиченко и попросил её приехать. Пробы делать было уже поздно – шла работа над фильмом. И, практически с первых же дублей, Говорухин понял что ошибался – Манька из Удовиченко вышла великолепная. А вообще очень многое приходилось менять уже в процессе съёмок. К примеру на роль Фокса был утверждён актёр Борис Химичёв из Театра им. Маяковского. С ним уже начались съёмки. Но дело не пошло. Химичёв играл великолепно. Но он казался из другого времени. Говорухину – что он слишком современный, другим – что в кителе и галифе будто белый офицер. В общем перед Химичёвым извинились и стали искать другого Фокса. И вот тогда Высоцкий и предложил попробовать Александра Белявского. В Москву из Одессы полетела телеграмма «Надеемся на вашу отзывчивость, предлагаем роль Фокса в картине „Эра милосердия“. Верим, что не откажетесь». Но в Москве Александра Борисовича не оказалось. Он только что получил шесть соток в деревне Ершово и собирался их благоустраивать. Но когда узнал, что в фильме снимаются Юрский, Конкин, Высоцкий и Джигарханян, бросил заступ и сел на самолет. Работа для него началась с эпизода, где Фокс попадает к Шарапову на допрос. Она была полностью снята Владимиром Семеновичем — Говорухин задерживался в какой-то поездке. «Я паниковал жутко — все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса, — вспоминал Александр Борисович. — И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. Мне вдруг стало так легко!» Это кстати далеко не единственный фрагмент фильма, где Высоцкий выступил в роли режиссёра. Дело в том, что в разгаре съёмок Говорухину пришлось уехать на кинофестиваль со своим предыдущим фильмом. И чтобы не останавливать процесс, оставил вместо себя Высоцкого. Когда же он вернулся, группа встретила режиссёра словами: «Он нас измучил!» Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его неслыханная требовательность. Обычно ведь как? «Почему не снимаем?» — «Тс-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать». У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. То что было рассчитано на неделю съемок, был отснято за четыре дня. «Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили», — шутил Говорухин Что ещё было снято Высоцким? Сцены с Груздевым, к примеру. Вот как вспоминал об этом Сергей Юрский: «В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Люди Высоцкому очень доверяли — и актёры, и техники. Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать… Это была качественная работа профессионала. В нем ничего не было для меня от того, что сейчас всячески нажимается как бы: гуляка праздный, эдакий Моцарт, который все время сочиняет песни, чуть отвлекаясь от них, небрежно делает какую-то работу, и она все равно гениальна. Вот этого ничего я никогда не заставал в общении с Володей. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно» Не без помощи Высоцкого снялся в картине и В. Павлов, исполнитель роли Левченко. «Сниматься мне предложил Владимир Высоцкий. Роль бывшего фронтовика, ныне заблудившегося человека была не очень большая, но чрезвычайно важная для понимания общего строя картины. Володя Высоцкий сказал мне тогда: «Соглашайся, – режиссёр тебе не знаком, роль сделаешь такой, какой ты её увидишь». Так и получилось. Я испытал большое творческое удовлетворение от участия в съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя» Благодаря Высоцкому попал в картину и В.Абдулов, исполнитель роли Соловьёва. «В начале осени 1977 г. я разбился на машине буквально насмерть. Три недели без сознания – полный кошмар. Затем – одна больница, вторая, третья, четвёртая. Поначалу врачи вообще ко мне не подходили – знали, что случай смертельный и шансов нет. Но я… как-то не хотел умирать! Я ничего не соображал, но пытался им объяснить, что всё-таки жить буду! И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжёлой операции, пришёл Володя со Славой Говорухиным. Они принесли мне 5 томов сценария «Места встречи…» И, понимая, что я не запомню, оставили на листочке список ролей – любую мне на выбор. Я выбрал Соловьёва. Страшные были съёмки. Я не мог текст запомнить. Не мог запомнить, что Володю зовут Глеб. Но для меня просто решался вопрос: либо я буду продолжать жить и работать, либо – всё… страшное время. И на сцене у меня были моменты полной «вырубки» – не то, что я текст забывал, я просто не мог понять, где нахожусь!..» На роль Горбатого позвали Ролана Быкова, но тот отказался: «Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают… Пойми, я только что разошелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще, горбатого! Побойся бога!» Тогда ему предложили сыграть Ручечника, уговорили сделать фотопробы. Но когда уже дело подошло к съёмкам, у актёра случился инфаркт. В итоге Горбатого сыграл Армен Джигарханян, а Ручечника Евгений Евстигнеев Гришу Ушивина, фотографа «6 на 9» сыграл Лев Перфилов Вот как он это вспоминал: «…А в говорухинскую группу я попал просто. Как-то я оказался в одном кадре с Говорухиным: он играл белого генерала Дутова, а я — начальника штаба Белой армии. Не помню названия фильма, снимался он в Одессе. Какой-то очередной фильм о революции, они мало чем отличались друг от друга. А до этого я прочел книгу «Эра милосердия» и услышал, что Слава будет снимать. И я попросил у него роль одного из бандитов «Черной кошки», потому что до этого наигрался бандитов уже вот так!.. И вот я Славе говорю: «Я ничего делать в картине не буду. Буду только ходить среди банды и все. И будет все ясно: раз этот тип в банде — то это еще та банда!» А Говорухин, вы же его знаете, как-то так устало махнул рукой: «Да ладно, ты другого стоишь. Будешь играть у меня Гришу Шесть-На-Девять». И ушел». Роль Коли Тараскини досталась Андрею Градову: «Я очень обрадовался, когда узнал, кто будет играть: Высоцкий, Евстигнеев, Джигарханян, Белявский, Юрский, Гердт. Поскольку для меня это была лишь третья картина (опыт небольшой), я внимательно наблюдал за тем, как они играют, учился… Сначала мне предложили роль Васи Векшина, которого, если помните, почти сразу же на лавочке убивают. Я расстроился: «Что это такое? Я появлюсь на несколько мгновений и меня сразу пришпилят». И на мое счастье Говорухин передумал. Векшина в итоге сыграл Женя Леонов-Гладышев, а мне дали роль Тараскина. Энергичный характер его был четко прописан в сценарии, и мне придумывать ничего не пришлось». А Васей Векшиным стал один из претендентов на роль Шарапова — Евгений Леонов-Гладышев: «Ну, как в то время артисты попадали на роль в фильм? Я тогда снимался на Одесской киностудии в одной из главных ролей в приключенческом фильме Самвела Гаспарова «Забудьте слово «смерть»». Мне предложили почитать сценарий «Место встречи изменить нельзя», это название мне тогда ни о чем не говорило, но прочитав, я увидел, что там прекраснейшая драматургия. Поначалу мне предложили роль главного героя — Володи Шарапова, но потом на кинопробах худсовет утвердил Владимира Конкина, который и сыграл эту роль…. С этой картиной у меня связано два сильных впечатления, несмотря на мое достаточно скромное участие в ней: и приятное и не приятное. Не приятное — это то, что я пробовался на роль Шарапова и не был утвержден; переживал еще и потому, что и сценарий мне понравился и «Эра милосердия», роман братьев Вайнеров, по которому он был сделан. Я очень хотел и был готов играть. Приятное, что получил роль и что — знал — в фильме сниматься будет Владимир Высоцкий, человек на творчестве, которого я воспитывался и был поклонником его талантов» Роль карманника Сапрыкина Говорухин сразу предложил Станиславу Садальскому. Но тот, поначалу, отказался. Ему очень захотелось сыграть главную роль — Шарапова. Но Говорухин сказал, что он конечно может поучаствовать в пробах, но у него нет никаких шансов. Что для роли Шарапова нужен актёр с «лицом комсомольца, которого в газетах печатают» Съёмки начались в Одессе 10 мая 1978 года. Снимали эпизод в биллиардной. Но как оказалось ни Высоцкий, ни Куравлев, вообще не умели «катать шары». В итоге за них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык — шары вгонял в лузу мастер Куравлева был как всегда обаятелен. Но режиссеру хотелось, чтобы он сыграл не просто обаятельного вора, а «вора в законе», с блатными повадками и соответствующим говорком. Куравлев, репетируя, необычно задвигался, необычно заговорил, изменил походку, «завыдрючивался»… Это было и смешно, и грустно, похоже и непохоже. И тут Высоцкий неожиданно для всех сымпровизировал. Он заговорил с такими точными блатными интонациями, выразительно задвигался… Он не прикидывался, не играл. Все рассмеялись, Л.Куравлев громче всех. — Можно снимать! — сказал он, — я готов. И сцена была снята на одном дыхании, сходу, по-деловому и весело. Два талантливых человека встретились в работе и остались довольны друг другом А вот как вспоминал это день ЛевПерфилов: «Первый раз режиссерская команда «Мотор!» на съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» прозвучала в славном городе Одессе, в Парке культуры и отдыха… Из-за отсутствия вентиляции в бильярдной курить нельзя было, и нам периодически предоставляли пятнадцатиминутный перерыв. Выйдя на воздух в один из таких перерывов, я увидел стоящих неподалеку Марину Влади с какой— то женщиной. Мы вежливо поздоровались, улыбнулись друг другу, и я, естественно, решил вернуться позвать Высоцкого. Но он появился в дверях сам, увидел Марину и, вместо того, чтобы броситься к ней, уйти вместе от посторонних глаз… затанцевал на крыльце бильярдной. Это был какой-то непонятный, сумбурный, радостный танец, похожий и на «цыганочку», и на «яблочко», с чечеткой, криками какими-то восторженными восклицаниями. Марина Влади улыбнулась. А я с любопытством ждал — что же дальше? А Высоцкий эффектно закончил танец, широко раскинул руки, засмеялся и… ушел в бильярдную. Марина Влади и ее спутница пошли к ближайшей скамейке, сели, о чем-то тихо заговорили...» В тот вечер Марина Влади и Владимир Высоцкий огорошили Говорухина: «Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!» Очевидно, он увидел объем работы и понял, что надо вкалывать. Кроме того, прошел год с того момента, как мы решили снять фильм. За это время многое изменилось – у Высоцкого появилась возможность выезжать за границу чаще. Раньше его со скрипом отпускали во Францию на два дня, а теперь он мог путешествовать по всему миру. Я понимал, что картина все равно была бы, пусть даже с другим актером, но все-таки убедил Высоцкого остаться, пообещав отпускать его почаще во время съемок. Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер» Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку Трудностей на съемках было немало. Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же иногда поклонницы прорывали ограждение. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Володи. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь. Среди предлагавшихся песен были и «За тех, кто в МУРе», и «Песня о конце войны», и «Баллада о детстве» «Он очень хотел спеть несколько своих песен, – рассказывал режиссер, – но я посчитал, что это разрушит образ и в картине появится уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил, «если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского» Но Говорухин всё же его уговорил. Правда это было не совсем пение — Жеглов мерил свой парадный мундир и, напевая, общался с Шараповым. А с мундиром тоже была своя история. Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Ёту просьбу мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины. Но Высоцкий был неумолим: — Нет, форму я не надену ни за что! Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух. И тогда мне пришлось придумать ему сцену, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст: — Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы. — Почему? — спрашивает Шарапов. — Да потому что никогда не носил, да, наверное и носить не придется Одежду для своего героя выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии сам Высоцкий вместе с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и очень тщательно. Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги. А еще — пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску… Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впервые, что называется, вырвался на волю. А вырвавшись, проявил невиданную на съемочной площадке волю творческого порядка. Он подсказывал другим исполнителям «характерность», он диктовал своим поведением в кадре ритм всего эпизода. А однажды, как рассказывают, в отсутствие режиссера, сам снял подряд кадры с «жестом» — тем жестом Жеглова, который, кажется, все помнят: большой палец, даже в воздухе — как на плоскости. Со стороны могло показаться — трюкач. Но монтажное распределение этих кадров дало определенный смысловой и пластический стержень не только роли, но и фильму в целом. Высоцкий ни разу не сделал этого жеста зря. Он точно определил моменты, когда именно этим жестом Жеглов коротко заявляет свою правоту и начало действий Когда снимали сцену погони за Фоксом, Высоцкого на съемочной площадке не было. Зритель слышит только закадровый голос Жеглова, а он был записан уже в студии. В фильме сцены «автомобильных догонялок» занимают несколько минут. Как пояснил Станислав Говорухин. — Еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть. Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках. Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов. Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами?.. — С этим моментом такая оплошность получилась, — вспомнил главный оператор сериала Леонид Бурлака. — Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: «Ну все, ...!». Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка. А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала. Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре А ещё, во время съёмок погони за Фоксом, чуть не погибли каскодёры. Помните момент, когда грузовик падает в реку? Так вот, машина неожиданно перевернулась вверх колёсами и ушла не только под воду, а погрузилась в метровый ил Яузы. Каскадёры остались живы только чудом Изначально фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» планировался как семисерийный. Но по требованию Гостелерадио ее сократили с помощью перемонтажа. Вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересного пришлось вырезать. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись В итоге в фильм не попали: В итоге в фильм не попали: Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка Постельная сцена Шарапова и Вари Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались Многие сцены с Промокашкой В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды. Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось Плевок в лицо Жеглова В эпизоде, когда во время взятия «Черной кошки» Промокашку выводят из подвала, Бортник, импровизируя, плюнул Жеглову в лицо Отповедь Шарапова После того как Жеглов застрелил Левченко, Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает Гибель Вари В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, – ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке. У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа – для новой роли она отрезала челку «Говорухин поступал по-режиссерски мудро, – говорит Владимир Конкин. – Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма». Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. А на следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий: – Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова. – А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать? – Не мог. Надо спешить. Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось — «Эра милосердия. Продолжение». Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы, когда уже была написана где-то половина сценария, пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съёмках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»

back-in-ussr.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>