Кто написал мещане
Мещане
В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники;
Елена Николаевна Кривцова — молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида — кухарка, выполняющая в доме всю чёрную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.
Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр — выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.
Продолжение после рекламы:
В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонёра, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблён против воли родителей, неизбежно пойдёт по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадёжно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, — вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.
Эти веяния отчётливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремлённость Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюблённой в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.
Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит своё последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюблённой в жизнь, но потерявшей в ней своё место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей — Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдётся место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни.
Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обречённость и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздаётся нестройный громкий звук...
briefly.ru
Краткое содержание Горький Мещане
Главный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 – летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром. Сына отчислили из института за участие в запрещенных волнениях. Так же в доме проживают дочь Татьяна 28 лет, работающая преподавателем, Нил – работает машинистом, опекаемый Василием Васильевичем, студент Шишкин и певчий в церкви Тетерев.
Кривцова Елена Николаевна проживает в съемных комнатах в доме и является вдовой тюремного смотрителя. Она любит жизнь, но никак не может найти в ней свое место. Кухарка Степанида и ее помощница Поля делают всю домашнюю работу. Дом часто посещает подруга Татьяны, учительница Цветаева.
У Василия Ивановича постоянно происходят ссоры с детьми. Ему не нравится жизненная неустроенность его детей, а так же неуважение к нему, как к отцу. По его мнению, Петр обязан найти обеспеченную жену и работать вместе с отцом, а дочь перспективно выйти замуж. Но дети потеряли интерес и жизненные стремления, им ничего не нужно и не хотят. Учеба не пошла им на пользу, а только запутала Татьяну и Петра. Они далеко отошли от мещанских корней.
По мнению Тетерева у Петра есть перспектива встать на ноги. Ему лишь необходимо разойтись с Кривцовой, которую он любит наперекор отцу. А вот у Татьяны, влюбленной в Нила, перспектива незавидная. Нил взаимно влюблен в Полю. И Татьяна может остаться несчастной.
Нил и остальная молодежь пьесы одержимы новыми веяниями времени. Он показывает близкую автору тему труда и борьбы. Нилу нравится ковка, потому что ему интересно подавлять сопротивление металла. Бессеменов предполагает, что у Нила есть задатки будущего революционера. Молодой человек жестоко относится к воспитавшему его Василию Ивановичу и к любви Татьяны.
Тетерев тоже влюблен в Полю. Он видит в этом спасение от жизненной скуки и алкоголя. Тетерев физически и духовно большой человек и ему не подходит убогая жизнь, в которой хозяйничают люди похожие на Бессеменова. Но и жизнь с людьми как Нил тоже ему не подойдет. Он вечный изгнанник.
В конце пьесы происходит трагедия. Татьяна делает попытку покончить с собой. Это ей не удается, и она принимает, как данность быть ненужной среди людей. Показывая свое отчаяние, девушка падает на клавиши рояля, и слышен резкий звук…
Пьеса учит тому, что нужно бороться за свое счастье и преодолевать жизненные преграды.
Можете использовать этот текст для читательского дневника

- Краткое содержание Фицджеральд Последний магнат
Повествование в романе ведётся от лица Сесилии Брейди дочери известного голливудского продюсера. Она летит в самолёте домой, в Голливуд, ведь её отец Пат Брейди, известный кинорежиссёр, и она хочет приобщиться к его ремеслу
- Крылов
Иван Андреевич Крылов был рожден в столице России, его отец был военным. Семья была бедная. Когда мальчик был маленьким, его отец умер. Иван занимался самообразованием. Он увлекался языками, науками и литературой.
- Краткое содержание Тургенев Степной король Лир
В книге рассказывается о зимнем вечере, когда собрались 6 человек у старого друга. Все люди имели определенное образование и разговаривали о Шекспире. Между разговорами хозяин дома решил рассказать историю об одном человеке по имени Мартын Харлов
- Краткое содержание В дурном обществе Короленко
Герой рассказа провел все свое детство в не большом городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – это имя героя, он был сыном судьи. Рос мальчик, как беспризорник.
- Краткое содержание Бианки Паучок пилот
Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает
2minutki.ru
«Мещане», анализ пьесы Максима Горького
Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма - автор романа «Мать» о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса «На дне», созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.
Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.
Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.
В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.
Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.
Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.
Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце».
Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер». Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.
Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.
Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел». А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом». Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.
После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.
Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь», потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»
Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».
- «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
- «На дне», анализ драмы Максима Горького
- «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
- «Детство», анализ повести Горького
- «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
- «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
- «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
- «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
- «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
- «В людях», анализ повести Максима Горького
- «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
- «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
- «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
- Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
- Максим Горький, краткая биография
По произведению: «Мещане»
По писателю: Горький Максим
goldlit.ru
Мещане смотреть онлайн
Пьеса «Мещане» во МХАТе ставилась трижды. Первая постановка относится к 1902 году. Режиссеры – Станиславский и Лужский. В главных ролях – Лужский, Мейерхольд, Книппер-Чехова, Артем, Роксанова. Вторая относится к 1949 году. Режиссировали тоже двое – Блинников и Раевский. Первый играл главную роль, рядом были Коломийцева, Орлов, Ханаева, Анастасьева. И последним пьесу поставил Кирилл Серебренников в 2004 году.
Из диссертации Людмилы Николаевой «Ранняя драматургия М. Горького: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники» (2000 г.):
«Мещане» были первой пьесой Горького, и данный факт сыграл свою роль и в работе автора над ней, и в отношении Станиславского и Немировича-Данченко к драматургическому дебюту «босяцкого» писателя. Горький писал «Мещан» по настоянию Чехова, и, естественно, пытаясь подражать его поэтической манере, учась одновременно и у Художественного театра, и у Чехова, спектакли по пьесам которого уже стали визитной карточкой МХТ.
Узнав о начале репетиций, Горький поспешил выслать в театр свои рекомендации. Однако практически ни одна из них не была принята театром. Более того, после двойной цензорской правки достаточно лихо прошелся по тексту пьесы и режиссерский карандаш: «Перед самой генеральной репетицией Станиславский и Немирович-Данченко сделали вымарки в пьесе, особенно в четвертом акте. Это возмутило труппу, очень преданную Горькому: уж слишком вольно они распоряжались в чужой пьесе», – пишет историк МХАТа О. Радищева.
Тотчас после того, как 28 декабря 1901 года Немирович-Данченко прочел труппе переданную Горьким в театр пьесу «Мещане», возникли споры из-за Нила, в уста которого было вложено столько ярких монологов, многие из которых, правда, исчезли после вмешательства цензуры. «Все сцепились из-за Нила. Разбирали, что он такое», – писала Чехову О. Книппер. Сам Горький, как известно, писал в своих рекомендациях, что в его пьесе «главными фигурами являются – Нил и Поля». «Если Нила будете играть вы, – писал Горький Станиславскому, – это будет превосходно. Кроме вас, никого не вижу. Судьбинин еще. Но я его не знаю и не могу судить, каков он может явиться в этой роли...»
Сам Станиславский был не в восторге от Нила. И просьбу Горького он удовлетворил частично – отдал Нила Судьбинину. Прохладное отношение публики и критики заставило «художественников» усомниться в верности подходов. Постановку сочли неудачной. Выдержав всего 27 представлений, уже в 1903 году спектакль был снят с репертуара. Но, как ни странно, именно в русле их трактовки пьесы ставились многие известные постановки «Мещан» на сценах».
Из письма А.М. Пешкова (М. Горького) Антону Чехову от 22 октября 1901 года из собрания сочинений Максима Горького (т. 28):
«Спасибо за письмо, Антон Павлович! Я очень обрадовался, когда прочитал его, и особенно ужасно доволен Вашими указаниями! Дело в том, видите ли, что пьеса мне не нравится, совсем не нравится, но до Вашего письма я не понимал – почему? – только чувствовал, что она груба и неуклюжа. А теперь я вижу, что действительно Тетерев слишком много занимает места. Елена – мало, Нил – испорчен резонерством. А хуже всех старик. Он ужасно нехорош, так что мне даже стыдно за него».
Из письма М. Горького К.С. Станиславскому, январь 1902 года (Ежегодник МХТ, 1943):
«Главными фигурами являются Нил и Поля. Они оба мало говорят – что поделаешь! – больше говорить им нельзя. Нил – человек, спокойно уверенный в своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки по его, Нилову, разумению. А его разумение истекает из здорового, бодрого чувства любви к жизни, недостатки которой вызывают в душе его лишь одно чувство – страстное желание уничтожить их. Он, рабочий человек, знает, что жизнь тяжела, трагична; но все же – лучше ее нет ничего, а она должна и может быть исправлена, перестроена его волей, сообразно его желаниям. Он всегда спокоен, жесты его округлы, не резки, а грациозны, ибо в каждый из них он влагает силы, – по инстинкту, не больше и не меньше того, сколько следует. Раздражаясь, он говорит твердо, отчетливо, как топором рубит. Его возмущение, его гнев, все в нем здорово, крепко, а не нервно и резко. Он быстро успокаивается, но никогда не уступает».
www.culture.ru