Кто написал мадонну


Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц - Дневник живописи

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

“Красота спасёт мир”. Ф. Достоевский

Рафаэль (1483-1520 гг.) был человеком добросердечным и скромным. Он никогда не зазнавался. Охотно делал наброски рисунков для других художников. Умел находить общий язык с каждым заказчиком.

Все его любили. Никто ему не завидовал. Лишь восхищались им. Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог.

Не удивительно, что у такого человека писать лица святых и ангелов получалось лучше, чем лица представителей тьмы. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Посмотрите на картину “Сон рыцаря”.

Рафаэль. Сон рыцаря. 1504 г. Национальная галерея Лондона, Англия

Благодетель и Порочность одинаково приятны лицом. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.

1. Мадонна Конестабиле. 1502 г.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502-1504 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.

Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.

Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны.

Наклон головы был слишком манерным. Поза и жесты были наигранными. Складки одежды фальшивыми. Все это Рафаэль смог преодолеть. Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя. Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.

Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины.

Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось.

Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния.

Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.

О картине также читайте в статье “Шедевры Эрмитажа”.

2. Мадонна Грандука. 1505 г.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ. Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

3. Мадонна Альба. 1511 г.

Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.

Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.

Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.

Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517 гг. Станцы делла Сеньятура. Ватикан. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла. Ватикан.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.

Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.

Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

4. Мадонна в кресле. 1514-1515 гг.

Рафаэль. Мадонна в кресле (Мадонна делла Седия), 1515 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил.

Возможно, потому что моделью послужила реальная девушка? Ведь все его Мадонны родились в его воображении. Сам Рафаэль писал об этом другу: лишь увидев много земных красавиц, у него в голове рождалась идея-образ.

К слову, красивых девушек он видел немало. Он был влюбчив. Женщины отвечали ему взаимностью. Однажды под влиянием новой влюбленности Рафаэль никак не мог завершить заказанную работу. Заказчик в отчаянии сделал все, чтобы женщина, в которую был влюблён Рафаэль, круглосуточно была при нем. Только так Рафаэль смог завершить работу.

Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. Она прижимает сына к себе. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.

Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам. Пространства для заднего плана не остаётся. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Только красота и безграничная материнская любовь.

5. Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.

Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.

Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.

В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.

Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.

***

Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.

Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.

Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.

А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.

“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.

О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

arts-dnevnik.ru

История одного шедевра: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2017-01-27 13:16:00 Вадим Алешин vakin 2017-01-27 13:16:00

РафаэльСикстинская мадонна. 1513—1514Холст, масло. 265 × 196 см

Галерея старых мастеров, Дрезден. Викисклад

Кликабельно - 3028px × 4151px

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею». Так Василий Жуковский описал свои впечатления от встречи с шедевром Рафаэля. В чем секрет «Сикстинской Мадонны»?

СюжетЭто монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV векПапа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глазаСвятая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.«Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия IIМы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

Портрет короля польского и великого князя литовского Августа III (1696-1763)1733. ВикискладКогда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница РафаэляПрошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Рафаэль Санти. Автопортрет1506, масло по дереву, 45 × 33 см. ВикискладСвою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисункамиА теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511Scuola di AteneФрезка, 500 × 770 см

Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Источник - Дилетант

Tags: XVI век, Возрождение, Гений, История картины, Италия, Картина
  • Василий Перов, Охотники на привале. 1871 Холст, масло. 119 × 183 см Третьяковская галерея, Москва. Викисклад Две авторские копии картины…

  • Рембрандт. Даная. 1636—1647 Холст, масло. 185 × 203 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Викисклад Кликабельно - 3176px…

  • Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615. Викисклад Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная…

  • Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480 Доска, масло. 120 × 150 см Прадо, Мадрид Кликабельно - 2863px…

  • Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия»…

  • Грамотный розыгрыш — это искусство. Вспомните, к примеру, Орсона Уэллса, объявившего по радио о марсианском вторжении. Но что делать, если под…

  • Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия “Поцелуй Иуды”. История вероломного…

  • Более 7600 рисунков Эдварда Мунка, многие из которых ранее не были известны, ныне доступны в интернете для неограниченного использования. Среди них…

  • По легенде, Элизабет Сиддал, с которой Джон Эверетт Милле писал тонущую Офелию, вскоре после завершения полотна скончалась. И хотя риск воспаления…

vakin.livejournal.com

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения? - Дневник живописи

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции. Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо. Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной. Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа). Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка? Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

arts-dnevnik.ru

Картина Сикстинская Мадонна — магическая живопись Рафаэля Санти

Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир. Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью. Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.

Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в Дрезденской картинной галерее, картину увидели миллионы человек.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.

Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.

Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам. Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?.. И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена

euro-provodnik.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>