Кто написал люди на болоте


Иван Мележ: Люди на болоте (Полесская хроника - 1)

Мележ Иван

Люди на болоте (Полесская хроника - 1)

Иван Павлович Мележ

ЛЮДИ НА БОЛОТЕ

ПОЛЕССКАЯ ХРОНИКА

Авторизованный перевод с белорусского Мих. Горбачева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1

Хаты стояли на острове. Остров этот, правда, не каждый признал бы островом - о него не плескались ни морские, ни даже озерные волны: вокруг гнила кочковатая трясина да шумели вечно мокрые леса.

Деревня лепилась к берегу острова - плетни огородов кое-где по кочкам взбегали на приболотье. С другой стороны, на север, болота немного отступали, даря людям песчаное поле. Отступали болота и на западной стороне, где зеленели или желтели до самого леса поля, тоже скупые, неблагодарные, хотя и менее песчаные. С юга болота снова подбирались к замшелым соломенным крышам, но отсюда больше всего поддерживалась связь с внешним миром и тут по трясине была настлана дорога. Что это за дорога, можно судить хотя бы по тому, что ездили по ней смело только в морозную пору, когда и непролазная трясина становилась твердой, как ток, или летом, когда болото подсыхало.

Большую часть года остров был как бы оторван от других деревень и местечек. Даже в ясные дни редкие газеты или письма от сыновей и братьев с трудом доходили сюда в торбе полешука - кому приятно было месить грязь без особо важной на то причины, - но и эта непрочная связь с землей при каждом затяжном дожде легко рвалась. Осенью и весной связь эта прекращалась на долгие месяцы: трясина, страшно разбухавшая от мокряди и разводья, отрезала остров от окружающего мира прочнее, чем самые широкие разливы. Много дней люди жили как на плоту, который злая непогода оторвала от берега и унесла в море, - надо было ждать, когда попутный ветер пригонит его к земле.

Но такое положение тут никого не пугало, жителям острова оно казалось обычным. Они знали, что со всех сторон, вблизи и дальше, лежат такие же островки среди бесконечных болот, диких зарослей, раскинувшихся на сотни верст, с севера на юг и с запада на восток. Людям надо было тут жить, и они жили. Нудные дожди, которые месяцами лили на мокрые стрехи, холодные ветры, что яростно били в замерзшие глаза-окна вьюгами, тёплое солнце, встававшее в погожие дни над ольховыми рощами, - все видело этот остров озабоченным, в непрерывной, каждодневной суете.

Люди всегда были чем-нибудь заняты: утром и вечером, летом и зимой, в хате, на дворе, в поле, на болоте, в лесу...

И в это июньское утро, когда солнце брызнуло своими первыми лучами из-за вершин Теремосского леса, над хатами уже вились утренние дымки, в раскрытых хлевах там и тут слышалось дзиньканье молока о подойники, добродушные и строгие окрики женщин. В нескольких дворах эти звуки перебивал чистый клекот железа - косцы отбивали молотками косы, готовились идти на болото. По пустой улице с торбой через плечо, оставляя босыми ногами темный след на выбеленной росой траве, шел, размахивая длинным веревочным кнутом, полусонный парень-пастух. Время от времени он звонко щелкал кнутом и хрипловатым голосом покрикивал:

- Ко-ро-вы!.. Ко-ро-вы!.. Ко-ро-вы!..

Голос его после сна был слабым, напрягаться парню не хотелось, и он как бы помогал себе ленивым, но звонким щелканьем кнута. Ворота дворов быстро открывались, коровы медлительно, со шляхетской важностью, сходились в стадо, оно пестрело, ширилось во всю улицу, наполняло ее мычанием. Когда пастух дошел до края деревни, в воротах последнего двора показалась бурая, с белой лысинкой корова, которую подгоняла хворостиной чернявая девушка.

Подогнав корову к стаду, девушка быстро возвратилась в дом, но не успело стадо скрыться, как она уже с деревянным ведром в руке снова появилась во дворе. Она подошла к колодезному срубу, который другой стороной выходил на соседний двор, зацепила дужку ведра за очеп. Журавль быстро стал опускаться вниз, радостно заскрипел.

Набрав воды, девушка привычным движением хотела потянуть очеп и вдруг остановилась. Наклонившись над колодцем и придерживая рукой очеп, чтобы он не качался, девушка стала смотреть вниз, ожидая, пока вода успокоится. Она, видно, хотела поглядеться в воду, но из хаты послышался недовольный крик:

- Ганно-о!.. Где ты, нечистая сила?!.

- Я сейчас!.. Уже несу!..

Девушка заспешила, торопливо сняла ведро с очепя и, расплескивая на песок воду, направилась к хате...

На соседнем дворе, около гумна, хлопотал возле телеги бородатый, в длинной полотняной рубашке дядька - квачом с дегтем, маслено поблескивавшим на солнце, смазывал оси. Рядом с ним, привязанный к забору, стоял неуклюжий, головастый конь и лениво искал что-то в траве... На другом дворе женщина несла корм свинье и подсвинку, визжавшим так пронзительно, что визг этот на время заглушил все остальные звуки куреневского утра.

Читать дальше

libcat.ru

Книга «Люди на болоте»

Нацыянальная самасвядомасць – гэта ідэнтыфікацыя асобы са сваёй нацыяй. І. Мележ адкрывае гэтае ўяўленне праз у прыказкі і прымаўкі палешукоў, пра якія сёння пойдзе размова на прыкладзе рамана “Людзі на балоце”. Можна сказаць, што прыказкі і прымаўкі ўтвараюць пэўную канцэптасферу, у якой дзейнічаюць персанажы. Значную ролю ў будове прыказак адыгрывае прыём антытэзы, пры дапамозе якога дасягаецца найбольшая яснасць выказваемай думкі: “Пакуль: косю, косю – да ў аглоблі”. У дадзеным прыкладзе размова ідзе пра нахабства, але супрацьстаўляецца праз пяшчотнае, лагоднае: “косю, косю”. Антытэза – гэта супрацьпастаўленне з’яў, вечных пытанняў, якія ўласцівы і іншым народам, такім чынам, беларускія прыказкі і прымаўкі ўпісваюцца ў сусветны кантэкст: беларускія прыказкі “Косю, косю – ды ў аглоблі. Бойся не таго, хто крычыць, а таго, хто маўчыць”; рускія “Тих, да лих, криклив, да отходчив. Не бойся срезня, бойся гнетня. Не бойся умного лихого, бойся смирного дурака. Не бойся того, кто песни поёт, а бойся того, кто дремлет”; французскія Il n’est eau que l’eau qui dort” (няма горай вады, чым тая, што спіць); англійскія “Still waters run deep” (“У ціхай вады глыбокае плынь); нямецкія: “Stille Wasser haben tiefen Grund” (Ціхія воды маюць глыбокае дно).

Найбольш шырока народ выкарыстоўваў трапныя параўнанні, таму склаўся цэлы тып параўнальных прыказак:

Любая на багацце – як муха на агонь Як макаў цвет

Сядзелі б, як жабы ў карчах

. Вобразнасць прыказак дасягаецца такімі маляўнічымі сродкамі, як метафара і яе разнавіднасць алегорыя (“Найшла каса на камень”), гіпербала (“Мора яму па калено”) і інш. Існуе, аднак, шэраг прыказак з рытмічнай арганізацыяй і нават з наяўнасцю рыфмы, але ў якіх думка выказваецца без удзелу вобразных сродкаў: “Што з воза ўпало, тое прапало”. Нягледзячы на лаканічнасць і сцісласць знешняй формы, прыказкі вельмі шырокія па сваёй тэматыцы, ахопу разнастайных жыццёвых з’яў. Многія агульнабеларускія прыказкі і прымаўкі на самыя розныя тэмы можна сустрэць у творах І. Мележа, што яшчэ раз падкрэслівае яго ўклад ва ўсебаковае адлюстраванне карціны свету беларусаў з дапамогай моўных адзінак. Усяго ў “Палескай хроніцы” 142 моўныя адзінкі, з якіх 113 прымаўкі і 29 прыказак. Трэба ўлічваць, што 6 прыказак і 13 прымавак паўтараюцца, а некаторыя і некалькі разоў, але разглядаюцца як асобныя моўныя адзінкі, бо характарызуюць розных персанажаў, а часам і адносяцца да розных тэматычных груп, г. зн. у кантэксце мастацкага тэксту набываюць іншы сэнс. Напрыклад, прымаўка “у пельку ўскочыў” можа азначаць і нешчаслівы шлюб, і бесталковасць, і смерць у залежнасці ад кантэксту. Ці прымаўка “чорт лысы знае” азначае невядомасць, а ў кантэксце твора – нікчэмнасць працы героя: “Робіш, ліхо яго матары, а для каго – чорт лысы знае”. Складанасць у размежаванні прыказак па такім прынцыпе і адпаведна сістэматызацыі ў тым, што многія прыказкі і прымаўкі з’яўляюцца шматзначнымі, нярэдкаадна прыказка падыходзіць і да адной, і да другой тэмы, а часам і да трэцяй. У рамане “Людзі на балоце” 53 моўныя адзінкі на наступныя тэмы: Розум, навука, вучэнне. Многія з куранёўцаў заставаліся непісьменнымі, але сялянская мудрасць і народны вопыт захоўваўся з пакалення ў пакаленне, таму і гэтая тэматычная група знайшла адлюстраванне ў творах І. Мележа: “Пажыве – розуму нажыве”. Відавочная ісціна. Сялянская мудрасць і народная філасофія часта вымушаюць простых людзей на зямлі шукаць ісціну, прычыны падзей (“Дыму без агню не бывае”), хаця часцей яна аказваецца ўсё ж невідавочнай і прымушае іх сумнявацца: “Віламі па вадзе пісано”. Няздатнасць, няўменне, неахайнасць, бесталковасць, нікчэмнасць. Блізка да тэматычнай групы Розум, навука, вучэнне стаіць група прыказак і прымавак, якія наадварот выкрываюць бесталковасць (“Успёрся ні свет ні зара”, “У цябе… усе капылы?” “Мора яму па калено”), няздатнасць (“Кашы яшчэ многа трэба”), нікчэмнасць: “Патрэбен ты мне, як хата сабаку”, “Як пятае калясо”, “Кеб не выбраць халеру – гарачы не ў меру”, “Трэба яно тут, як сабаку рогі ці карове чобаты!”).

Гультайства, бестурботнасць, абыякавасць, безгаспадарлівасць, песты і свавольства, валацужніцтва. Беларусы-палешукі вельмі працавіты народ, таму як дадзенае выкрываюць гультайства сваіх аднавяскоўцаў:

Хоць трава не расці Пусціць па свету

Клопат – не воўк…

Але, вядома, і пра ўмельства,працавітасць ёсць шмат прымавак. Праца, працавітасць, умельства, спрактыкаванасць, кемлівасць, дбайнасць, гаспадарлівасць, беражлівасць: “Адклад не ідзе ў лад”. Сварлівасць і ўедлівасць, упартасць і непамяркоўнасць, зайздрасць, прагнасць і скупасць, прыдзірлівасць і несправядлівасць, насмешніцтва і празмерная цікаўнасць, несамакрытычнасць, пераборлівасць. Адна з самых багатых на прыклады тэматычных груп, бо выкрывае па сутнасці тыя заганы чалавечага характару, якія часта становяцца крыніцамі ўзнікнення прыказак і прымавак, як сварлівасць: “Найшла каса на камень”. Акрамя таго да гэтай групы адносяцца прыказкі і прымаўкі пра празмерную цікаўнасць (“У чужое просо не ўтыкай носа” , “Не ўтыкай нос, куды не просяць”), скупасць і прагнасць ( “Не мела баба клопату…”, “Любая на багацце – як муха на агонь”, “Не з хаты, а ў хату”).

Самахвальства, балбатунства, пляткарства, нясталасць, капрызы, фанабэрлівасць, хлусня. Прыказкі і прымаўкі ўзнікаюць вельмі часта таксама, калі героі пачынаюць сябе хваліць, або ў выніку простага балбатунства:

Лёгко сказаць – далёка дыбаць Не кажы “гоп”, не пераскочыўшы!

Ні бог, ні чорт яму ніпачом

Здрада, нахабства, зладзейства. У асабліва кульмінацыйныя драматычныя моманты героі “Палескай хронікі” сутыкаюцца і з такімі прявамі, але ў гэты момант больш разважаюць у думках пра падзеі, аналізуюць іх, а не сыпяць прыказкамі, таму і не так шмат моўных адзінак у гэтай тэматычнай групе: “Чаго не ясі, таго ў рот не нясі”, “Пакуль: косю, косю – да ў аглоблі”. Сяброўства, вернасць, памяркоўнасць, парада, спагада, удзячнасць, шкадаванне. Госці і гасціннасць. Добра, што ўсё ж такі многім персанажам, і куранёўцам уцэлым характэрны і наступныя рысы: “Не вінаваціць нікого – ні чорта, ні бога!”.

Маладосць і старасць. У гэтай тэматычнай групе пераважна прыказкі і прымаўкі, якія не адносяцца канкрэтна да кагосьці з персанажаў “Палескай хронікі”:

Гусачок малады – час залаты Малады хлапец – добры купец

Самы час, самы лепшы квас

У “Палескай хроніцы” прыказкі і прымаўкі варта падзяліць паміж персанажамі на тыя, якія апісываюць герояў і тыя, якія ствараюць самі персанажы – з’яўляюцца носьбітамі прыказак і прымавак. Спачатку разгледзем прыказкі і прмаўкі, якія датычацца пэўных персанажаў, даюць ім характарыстыку. Так, большасць прыказак і прымавак адносяццца да Яўхіма Глушака, Ганны Чарнушкі і Васіля Дзятла. Кола прыказак і прымавак пэўнай тэматычнай групы дазваляе вызначыць, калі не асноўныя рысы характару чалавека, але тыя, што найбольш абвострана ўспрымаюць і адзначаюць іншыя героі. Так, працавіты, упарты, адданы зямлі і гаспадарцы Васіль падаецца ў вачах іншых няздатным, абыякавым, сквапным: “Кашы яшчэ многа трэба”, “Хоць трава не расці”. Такім чынам, у дачыненні да моўнай карціны свету беларусаў-палешукоў у большасці выпадкаў можна казаць пра моўныя стэрэатыпы. Напрыклад, прымаўкі “Было – ды сплыло” і “Прападзі яно пропадам” у кантэксце мастацкага твора сцвярджаюць зусім не пра згубленыя рэчы, а пра аптымістычны настрой і адвагу. Такім чынам, адносяцца да групы “Аптымізм. Вытрымка. Адвага”.

Яўхіму ўласцівы нахабства, самахвальства, нікчэмнасць (на погляд Ганны), фанабэрлівасць, прагнасць, балбатунства, свавольства:

Любіць аржаная каша сябе хваліць Чаго не ясі, таго ў рот не нясі Патрэбен ты мне, як хата сабаку Малы жук, ды вялікі гук На тое і лавец, каб рыба не драмала Мора яму па калено

Зямлі пад сабою не чуе

Ганна фанабэрлівая і ўпартая, нікчэмная (на думку Яўхіма), але сяброўская і дабразычлівая:

Такога цвету – па ўсяму свету Як сабаку пятая нага, так ты мне трэба

Вяроўкай не зацягнуць

З дапамогай прымавак і прыказак апісваецца не толькі ўнутраны свет персанажа, але і яго знешнасць. Пра Ганну: “Як макаў цвет”, “Нічым не абдзяліў божа”. Прымаўка можа характарызаваць і пару персанажаў, як Яўхіма і Ганну, напрыклад, калі яны сварацца: “Найшла каса на камень”.

Некаторыя персанажы “Палескай хронікі” па сюжэце самі з’яўляюцца стваральнікамі прыказак, як Зайчык, Куліна Чарнушкава, Хоня, Сарока. Апошняя з’яўляецца самым галоўным носьбітам вуснай народнай творчасці. Часам складана адрозніць ці гэта сапраўды народная выдумка ці мележаўскае выслоўе, бо яно заўсёды рыфмаванае і мастацка дасканалае па форме:

А то – пераспее, закісне, стане ўсім ненавісна! Стане, як тая макуха, – будзе векавуха! Шкадаваць будзе – бацьку, матку клясці, што не далі замуж пайсці! Жаніх бо які: што ўродай, што славай, што красой, што справай!

У “Палескай хроніцы” вельмі гаваркія прозвішчы герояў, як тая ж Сарока, якой уласціва балбатунства: “Мянціць попусту”. Гаваркія і мянушкі, які адлюстроўваюць асаблівасці персанажаў:

Ігнат, Хадосьчын бацька, якога на звычку да месца і не да месца ўстаўляць “нібыто” празвалі – Нібыто-Ігнат.

Такім чынам, раман “Людзі на балоце” не толькі любоўная гісторыя без хэпі энду, але і адлюстраванне І. Мележам важнага падмурка (прыказкі і прымаўкі) беларускай культуры, які дапамагае ўсведамленню сваёй асобы, нацыі, іх значнасці сярод іншых народаў у сусвеце. P.S. А якія прыказкі і прымаўкі знайшлі вы ў рамане?

www.livelib.ru

"Люди на болоте": краткое содержание по главам

Роман Ивана Мележа «Люди на болоте» (краткое содержание будет изложено ниже) – самое знаменитое творение писателя. Переведенное на множество языков мира, произведение достоверно повествует о деревенской жизни в советское время.

Немного об авторе

Иван Павлович Мележ – известный советский писатель, лауреат множества литературных премий и член Союза писателей. Публиковался в основном на белорусском языке. Первые произведения стали появляться в печати с 1939 года.

Мележ обращался к изображению Великой Отечественной войны, послевоенных лет, описанию деревенской жизни 20-30-х годов. Многие из его произведений автобиографичны, писатель очень реалистично и подробно изображает советскую действительность.

Данная же статья посвящена одному из самых известных произведений Ивана Павловича – «Люди на болоте», краткое содержание по главам и частям которого мы и рассмотрим.

Роман «Люди на болоте»

Роман входит в цикл «Полесская хроника», который был посвящен жизни белорусских крестьян. Произведение написано в 1962 году и стало самым известным творением Ивана Мележа. Роман «Люди на болоте», краткое содержание которого мы рассмотрим, открывает полесский цикл.

В центре повествования - Василий Дятлов и Анна Чернушка. А само произведение – история их жизни и неудавшейся любви.

«Люди на болоте»: краткое содержание по частям. Часть первая

На болотах стоит деревня Курени, практически отрезанная от мира. Главный герой Василий едет на первый в его жизни сенокос. В дороге телега его семьи догоняет телегу соседей - Чернушков, мальчик решает их обогнать, но телега ломается, и на луг они прибывают позже всех. На ночь Василий остается в поле вместе с Аней и Хведькой Чернушками.

Анна нынешним летом не знала отбоя от ухажёров, хотя многие и побаивались ее острого языка. Каждый вечер, как только стемнеет, Василий бежал к изгороди дома Чернушков, где дожидалась Анна. В один из таких вечеров к ним подошли мужики с обрезами и спросили, где дом Ахрема Грибка. Местному активисту ничего не сделали, только напугали, зато Ваську на следующее утро арестовали.

Расстроенная Анна пошла к подруге поделиться горем, но той дома не оказалось, зато на обратном пути она встретила местную молодёжь и пошла с ребятами. На посиделках девушка ссорится с Ефимом Глушаковым, сыном богача.

На следующий день Анна с сестрой Хадоськой работают у Глушаковых. Два дня Ефим не сводил с Анны глаз, но девушка дает ему отпор. Тогда раздосадованный Глушаков лезет к Хадоське. Влюбленная в него девушка отдается за обещание жениться.

Богат на события и реалистичен роман «Люди на болоте». Краткое содержание на русском языке его первой части может быть закончено следующим образом. Василий просидел в тюрьме недолго, освободиться ему помог односельчанин Костик. По дороге домой юноша слышит голоса Анны и Ефима. В нем вспыхивают ревность и обида.

Часть вторая

У Никанора происходит собрание куреневцев, они хотят осушить болота, но в итоге приходят к решению построить плотину. На собрание приходит и Анна. Девушка не смотрит на Василия. По дороге домой он нагоняет Анну, но к ним тут же присоединяется Ефим. Василий понимает, что он лишний.

Жизненны и понятны события, описываемые в романе «Люди на болоте», краткое содержание только подтверждает это. Приближается Рождество. Никанор, назначенный ответственным за строительство плотины, готовится к выполнению задания. В гости приезжают родственники из соседней деревни. На улице гуляет молодежь. Постепенно между приезжими и местными начинают вспыхивать ссоры, которые переходят в драки.

После праздников Никанор собирает куреневцев строить плотину. Сам начинает копать канаву. До самого сенокоса люди работали не покладая рук, но потом все застопорилось.

В августе началась уборка урожая. Анна работала сначала вместе с мачехой, а потом пошла в лес за ягодой. Девушку увидел Ефим и пошел следом. Но к нему подбежала Хадоська, бросилась на шею и сообщила, что беременна. Парень ответил, что это не от него и что вообще лучше сходить к знахарке в Глинищах.

Продолжают развиваться события романа «Люди на болоте», краткое содержание на русском языке которого вы сейчас читаете.

Выбросив Ходоську с ее глупостями из головы, Ефим углубился в лес. На полянке он нашел Анну, собирающую ягоды. Парень приобнял ее, поцеловал, но девушка вновь вырвалась, успев ударить обидчика по носу.

В деревне стали ходить слухи про Ефима и Анну. Отец девушки, услышав разговоры, пошел к ней, но она ответила, что ничего не было. Чернушка успокоился. Однако Василий поверил слухам и, встретив Анну, обозвал ее. В ответ обиженная девушка сказала, что у них с Ефимом все было по согласию.

Глушаковы посылают к Чернушкам сватов. Ефим настаивает на скорой свадьбе. На улице Анна видит проходящего мимо Василия, хочет помириться, но не решается. Василию тоже приходится нелегко, но он считает, что и без жены сможет показать себя, стать хорошим хозяином.

Часть третья

До мельчайших подробностей отразил деревенскую жизнь Мележ в своем романе «Люди на болоте». Краткое содержание по главам произведения помогает приблизиться к миру полесских людей, понять их переживания, надежды и печали.

Чернушки отправляются на ярмарку, чтобы собрать нужную сумму на свадьбу. Торговля идет плохо, но Анне помогают Ларивон и Ефим. Потом они вместе идут обедать. Ефим приводит Анну в магазин и покупает в подарок платок. Девушка мельком видит Василия, и ее веселое настроение тут же омрачается.

В деревне начинается передел земли. Глушаку это очень не нравится. На собрании были те, кто недоволен подсчетами комиссии: у многих нашли лишнюю землю.

На следующее утро Василий решает вспахать кусок земли Глушаковых, которая была признана лишней. Он взял лошадь и начал работать. Вскоре его заметил Ефим, парни затеяли драку. Собравшийся народ едва сумел их растащить. На следующее утро мать Василия находит черный крест на двери дома и просит сына быть осторожнее.

Хадоська вновь подстерегает Ефима. Она в слезах и желает парню на том свете таких же мук, какие она по его вине испытывает на этом. Говорит, что больше не подойдет к Ефиму, и он никогда ее не увидит.

Свадьба

Начинается свадьба, жених выкупает невесту, и все едут в церковь, где и происходит венчание. Возвращаются домой, начинается застолье, отец Анны дарит Ефиму скудный подарок – брюки. Молодые едут в дом к жениху, Глушаковы не особенно рады свадьбе, но гулянье продолжается.

После того как свадебная суета стихает, на рассвете свекровь будит Анну и отправляет ухаживать за скотиной.

Окончание романа

Возобновляется строительство плотины. А в воскресенье по этому случаю устроили митинг. Василий пытался отыскать в толпе собравшегося народа Анну, но нашел только Ефима. Митинг заканчивается, и Василий вместе с Хоней и Никанором возвращается домой. По дороге разговор заходит об Анне. Василий с невероятной болью и тоской говорит о потерянной девушке.

Так заканчивается роман «Люди на болоте», краткое содержание которого и было представлено выше.

fb.ru

"Люди на болоте": краткое содержание по главам :

Самым популярным произведением автора Ивана Мележа является роман «Люди на болоте». Краткое содержание по структуре текста позволит понять сюжет и проблематику этой работы. В статье будут затронуты основные моменты с описанием главных особенностей, дабы у читателя складывалось правильное впечатление об этой истории.

Первые главы

По роману «Люди на болоте» краткое содержание разбито на 3 части: по 5 глав в каждой в соответствии с оригиналом. Начинается сюжет в деревне Курени, что стоит посреди болот. Благодаря этой особенности жители почти весь год отрезаны от внешнего мира и замкнуты в своей общине.

Персонаж по имени Василий отправился впервые на сенокос, а по дороге решил обогнать соседей по фамилии Чернушки. Из-за резких движений порвалась супонь, а потому вся затея провалилась. Он остался на лугу вместе с Анной и ее младшим братом Хведькой, родители его и соседей отправились домой. Во второй главе описывается красота этой девушки и о том, как все парни обращали на нее внимание.

Любовь и трудности

Краткое содержание «Людей на болоте» расскажет о любви Василия и Анны. Когда наступил август, у них не было времени на любовные похождения, но ночью продолжали встречаться. Действия происходили неподалеку от дома Чернушков.

Осенью они продолжили встречаться и в один из таких моментов трое неизвестных людей с оружием заставили Василия показать дом местного активиста по имени Ахрем Грибка. Мужчине ничего не сделали, только напугали по приказу атамана Маслака, а Василия арестовали на следующий день.

Анна переживает за своего парня, любит, но в тоже время чувствует неприязнь, что продемонстрировано в четвертой главе первой части. Девушка хотела поговорить с подругой, но ее не было дома, а вместо этого встретилась с компанией молодежи. При проведении времени с ними появился Ефим Глушак – сын первого богача не деревне. Между ними возникла короткая перепалка. Утром после этого Анна и Хадоська отправились на работу к отцу Ефима.

Конец первой части

О романе «Люди на болоте» краткое содержание на «бепелоре» поведает, что после прошлых событий о том, как Анна в течение двух дней работала на Глушаковых. Ефим все это время смотрел на девушку, за что получил от своего отца, который заставил его уйти подальше. Молодой человек не сдался и при возможности решил поцеловать Анну, но героине удалось вырваться.

Получив отказ, он сразу же начал ухаживать за Хадоськой. Она любила избалованного парня с богатой семьи, а он обещаниями близкой женитьбы получил все желаемое для себя. Василия в это время перевили в тюрьму, где для него простое сидение было невероятно мучительным. Часовой не позволил выйти на какую-то работу, а мать при посещении рассказала о внимании Ефима к Анне.

Через день персонажа вызвали на работу, а вскоре за него поручился Костик Хвост – житель Куреней, который работал в городе. При возвращении домой Василий слышит голос Анны, которая шагает вместе с Ефимом. Обида с ревностью пленили его сердце.

Первые главы второй части

По истории «Люди на болоте» краткое содержание продолжается с собрания жителей Куреней у Никанора. Главным вопросом было осушение болот, хоть в это никто не верил. Василия волновали только налоги, но когда пришла Анна, то все мысли обратились в ее сторону.

Девушка даже не посмотрела в сторону бывшего возлюбленного. Благодаря убедительным фактам от председателя волисполкома было принято решение о построении плотины с наступлением весны. После окончания совета Василий подождал Анну, поздоровался и получил неласковый ответ. Они молча шли, пока их не догнал Ефим.

Во второй главе этой части Никанор готовит деревню к постройке плотины. Наступило Рождество, дети начали ходить по гостям с песнями в хвалу Богу, семейство съехалось к нему на это время. В тот же период в Куренях началась драка с парнями из Глинищ, которых здесь видеть были не рады. Одному парню из деревни грозила смерть от побоев, но все обошлось.

Продолжение второй части

Краткое содержание «Людей на болоте» на белорусском и других языках в продолжении второй части поведает о трудах Никанора. Он начал собирать людей и поссорился при этом с Василием, так как у того нет времени на строительство из-за своих дел.

Для возведения плотины пришлось долго уговаривать жителей деревни выйти работать, но процесс сдвинулся. Никанор сначала копал канаву, а потому был отправлен наверх для присмотра за работой. В первый же день люди во время отдыха почувствовали силу в совместной работе, а потому трудились не покладая рук две недели.

Сенокос прервал эту работу, а в августе пришлось заняться сбором урожая. Поля знатно уродили. Анна и Василий трудились с родителями на своих участках земли. Ефим наблюдал за работой девушки и уличил момент, когда та направилась к лесу. По пути за ней ему встретилась Хадоська, которая сообщила о беременности от него с заплаканным лицом. Парень ответил, что от него это не могло случиться, а позже пообещал сводить ее к знахарке в Глинищах. Злость на себя и девушку пылала внутри него.

Четвертая, пятая глава второй части

Краткое содержание «Людей на болоте» по главам на белорусском языке расскажет в окончании второй части о новой попытке Ефима. Он пошел за Анной в лес, где попытался снова добиться ее расположения. За прикосновения он поплатился сильными ударами по лицу. Вечером все в деревне только и говорили о них.

Отец начал расспрашивать дочь о связях с Ефимом, но та все отрицала. Василий поверил слухам и обозвал Анну, а та ему в отместку сказала, что с Ефимом связалась по доброй воле. В пятой главе описывается война в доме Глушаковых, которая окончилась посылом сватов в дом Анны. Она их увидела с огорода и вышла на двор.

Удалось договориться о свадьбе через две недели по желанию Ефима. При следующей встрече девушки с Василием возникло желание помириться, но она не сделала этого, ведь почувствовала себя чужим для него человеком. Он в свою очередь сильно переживал по поводу свадьбы и пообещал себе стать отличным хозяином.

Начало третьей части

Краткое содержание по главам «Людей на болоте» в третье части начинается с приготовлений к свадьбе в семье Чернушков. Они ищут способы насобирать средства на празднования. На ярмарке в Юровичах торговля не задалась, а сбыть овец удается только благодаря вмешательству Ефима и Ларивона.

Богатый жених забирает невесту на обед, потом ведет в магазин, где приобретает в качестве подарка новый платок. Во время примерки возле зеркала исчезает все настроение при беглом взгляде на проходящего мимо Василия.

В начале второй главы у Глушаковых возникают проблемы с переделом земли. Собрана новая комиссия, которая должна заняться этим вопросом. Отец Ефима Халимон шел с плохим настроением на заседание, а вопрос о лишней земле у людей только больше его возмутил. Передел решили начать уже на следующий день. На собрании выступил Василий. В этом его поддержал собственный дед. Он дал наставление, чтобы при разделении наделов был не менее внимательным.

Третья, четвертая глава

Продолжается краткое содержание по разделам «Людей на болоте» в средине третье части с того, что Василий решил запахать конем себе участок на землях Глушаковых. За работой его увидели Ларивон с Зайчиком. Затем пришла мать с обедом для него, а вскоре наведалось все семейство богачей.

В споре первым руку поднял Ефим, Степан попытался отвлечь брата, но драка уже началась и долго жители не могли еще встать между сильными парнями. Утром следующего дня Василий обнаруживает на дверях черный крест, а семья твердит ему об осторожности.

Хадоська тем временем подстерегла Ефима и пожелала ему мучений на том свете таких, какие она испытывает сейчас. В тоже время девушка пообещала больше не попадаться тому на глаза. В четвертой главе Хадоська мучится с тем, чтобы все рассказать Анне, ее терзают мысли о суициде. Совсем скоро она начинает чувствовать слабость в теле, вызванный врач приказал срочно везти героиню в больницу.

Конец повествования

В пятой главе третьей части романа «Люди на болоте» краткое содержание по частям расскажет о преддверии свадьбы. При виде Анны отец почувствовал беду. Ефим в качестве выкупа невесты преподнес ценные подарки родителям. По дороге в церковь воз пришлось выталкивать из болота. Для Анны момент надевания колец стал самым трогательным.

Первые угощения в доме невесты прошли, отец с печальным видом вручил свой подарок, и невесту повезли в дом жениха. Дома у Глушаковых все испытывал неловко чувство, а потому молчали. Только Дубодел поздравил первым молодых людей и приказал Анне сесть между ним и Ефимом, спустя мгновение она послушалась. На третий день после свадебных гулянок свекровь приказала кормить девушке свиней.

Два села снова сошлись на строительстве плотины, а в воскресенье был организован митинг. Там Василий встретился снова с Ефимом. По дороге домой с парнем разговаривает Никанор и Хоня. Первый говорит о потере Анны, а ответ наполненный грустью с болью заставил всех удивиться.

www.syl.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>