Кто написал каштанку


Каштанка — верный друг: сообщение о рассказе А.П. Чехова

Собака умное и преданное существо. Она прощает обиды и не помнит зла. Среди людей трудно найти такого верного друга. Доброе обращение и хорошая еда не могут заменить для собаки любовь к своему хозяину. Когда сравниваешь человеческую жестокость и простую собачью любовь, хочется плакать.

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Каштанка» поведал историю одной маленькой умной собачки.

Чехов работал врачом. Он жил в конце девятнадцатого века в Таганроге, потом переехал к морю, в Ялту. За свою недолгую жизнь он написал много хороших, талантливых рассказов. Чехов не только писал рассказы, он лечил людей и помогал бедным, строил школы для крестьянских детей. В двадцать четыре года он заболел, болел до конца жизни, но никогда не жаловался. Всегда помогал людям, которые были несчастны и нуждались в помощи. В своих рассказах он осуждал плохие человеческие качества. Своим талантом, изменяя мир к лучшему, Чехов служил людям.

Рассказ «Каштанка» была написана в 1887 году. При жизни Чехова эта книга несколько раз переиздавалась, пользуясь популярностью.

Считают, что сюжетом для написания рассказа послужила реальная история, произошедшая с известным дрессировщиком В. Л. Дуровым.

Краткое содержание рассказа

Маленькая рыжая собачка, помесь таксы с дворняжкой жила у столяра Луки и его сына Федюши. Пойдя как-то раз с хозяином к заказчикам, Каштанка потерялась. Очень голодная и замерзшая, она легла на землю и заплакала. Вдруг какой-то человек, выйдя из подъезда дома, толкнул её дверью. Каштанка заскулила. Незнакомец оказался добрым и пожалел собаку, взяв ее жить к себе.

Из воспоминаний Каштанки мы узнаём, что прежний хозяин плохо с ней обращался. Мало кормил, ругал и мог ударить. Новый хозяин, наоборот, хорошо накормив собачку, положил её спать на мягкий матрасик. На следующее утро, обследуя квартиру, Каштанка нашла в соседней комнате интересных жильцов. Это гусь Иван Иванович и кот Федор Тимофеич. Новый хозяин оказался дрессировщиком животных и работал в цирке клоуном. Звали его мистером Жоржем. Каштанка понравилась ему, он дал ей новое имя Тётка.

Каштанку переселили жить в комнату к зверям, из которой выходить разрешалось только днём. Несмотря на сытую и спокойную жизнь, новых друзей и ласковое обращение мистера Жоржа, Каштанка грустила. По ночам ей снился Федюша и прежний хозяин Лука. Каждый день мистер Жорж учил зверей выделывать интересные трюки.

Через месяц, когда Каштанка стала сытой и ухоженной, мистер Жорж занялся её дрессировкой. Каштанка оказалась талантливой артисткой. Она с удовольствием танцевала на задних лапах, «пела» под музыку и училась ездить на Федоре Тимофеиче.

Однажды вечером мистер Жорж повез Каштанку с собой в цирк. На представлении случайно оказался столяр Лука с сыном Федюшей. Они узнали Каштанку и позвали её по имени. Маленькая преданная собачка бросилась на голос прежних хозяев. Зрители передавали её по рукам, пока она не попала к Луке. Каштанка вернулась домой, где приятно пахло опилками и деревом, и «выступала» она только перед одним зрителем — Федюшкой.

Может быть, её опять ждали голод и плохое обращение, но любящее и преданное собачье сердечко всё простило и надеялось только на хорошее будущее.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

www.doklad-na-temu.ru

«Каштанка», анализ рассказа Чехова

Каштанка выбрала собачью жизнь

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Есть еще сочинения по произведениям Чехова:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова
  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

goldlit.ru

Анализ рассказа Чехова «Каштанка» | Литерагуру

Автор: Guru · 23.07.2018

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Метки:
  • Антон Чехов
  • разбор
  • рассказ Каштанка

literaguru.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>