Кто написал картину явление христа народу


Александр Иванов «Явление Христа народу»: разбор картины, история создания, судьба художника.

20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни. Подробности о работе художника над самой большой картиной Третьяковки узнаем с Натальей Летниковой.

«Всемирный сюжет» основан на первой главе Евангелия от Иоанна. В Италии, копируя «Сотворение человека» Микеланджело, художник увлекся «теорией». Читая Новый Завет, написал «Явление Христа Марии Магдалине», сделав первый шаг к масштабному полотну о приходе Мессии.

Государственная Третьяковская галереяЛекция: «Русский гений на пути к вечности»

600 набросков. Александр Иванов искал образы к своей картине по всей Италии: в синагогах и церквях. Внешней красоте натурщиков предпочитал глубину чувств, что проступала на лицах именно в храмах. Палестинский пейзаж заменили пустоши в окрестностях Рима, где часами просиживал художник.

20-летний труд русского живописца был окутан завесой тайны. Мастерская закрыта для публики. «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», - писал Николай Гоголь. Именно благодаря его письмам в России узнали о создании картины.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя.

Изначально Христос шел по направлению к Крестителю. Это в эскизах. «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Предполагается, что именно эти слова из Евангелия изменили замысел художника, «направив» Спасителя на картине к группе «грешников».

Мечте художника – поместить свое творение в храме Христа Спасителя – не суждено было осуществиться. В 1845 году Иванов написал для строящегося тогда храма эскиз заалтарного образа «Воскресение». Но заказ на эту работу получил К. Брюллов. Эскиз остался «пробой кисти» в византийском стиле.

Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом.

Самое большое полотно Иванов так и не закончил: падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Переписав саму фигуру, на одеяния, отраженные в воде, у художника уже не было сил. Они так и остались красными.

Семь с половиной метров на пять метров сорок сантиметров. Везти такое полотно из Италии в Россию и дорого, и долго. Великая княгиня Елена Павловна помогла средствами. Картина «плыла» из Рима в Санкт-Петербург морем. Прямо на палубе корабля. Подобный масштаб не вместил ни один трюм.

«Явление» купил Александр II за 15 тысяч рублей и подарил Румянцевскому музею. При переезде в Доме Пашкова для картины построили целый павильон. В 1925 году шедевр достался Третьяковке, где к тому времени уже была коллекция эскизов. Малый вариант картины и часть набросков отправились в Русский музей.

«Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление». Считается, что Гоголь в повести «Портрет» писал именно о «Явлении Христа народу». И.Н. Крамской считал образ Крестителя идеальным портретом, но многие современники картину так и не поняли. Александр Андреевич опередил свое время.

www.culture.ru

История одного шедевра. «Явление Христа народу» Иванова

Сюжет

Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. По его мысли, момент, когда Христос явился людям, определил дальнейшую судьбу человечества. Иванов делился с друзьями, что нельзя найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, чем откровение Мессии, с которого начался день нравственного совершенства людей. И что здесь важно — живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Хотя, конечно, Иванов был очевидным мастером академизма и ждали от него именно шедевра на библейскую тему.

Сын божий появился в тот момент, когда Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан. За спиной Крестителя — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и сомневающийся Нафанаил.

Из-за «Явления Христа народу» Иванов провел в Италии 33 года вместо 4 лет

Иоанн Предтеча указывает на Мессию, которого заметил вдалеке. Пустыня, окружающая одинокую фигуру Христа, придает ей одновременно величие и простоту. И звучит пророчество Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).

Эскиз к картине

Впечатленные этими словами, люди застыли. Раб, чье лицо вымазано краской, прослезился от чувства надежды на освобождение и спасение. Кто-то с сомнением смотрит на Крестителя, кто-то в страхе и волнении — на Иисуса. Справа спускаются книжники и фарисеи: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).

Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. А юноша рядом с ним — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.

Контекст

О том, что Иванов работал над полотном все своей жизни, знали все. Мастерская в Италии, где работал художник, полнилась эскизами и этюдами (которые потом выкупил Третьяков, не успевший к продаже самого полотна — Александр II перехватил), а картины все не было.

Художник фанатично продумал все детали. На подготовку ушло три года. Иванов изучил Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил Италию в поисках видов, исходил храмы и синаноги в поисках лиц истинных иудеев. Каждый образ тщательно прорабатывался. Какие-то — составные. Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

Одной из моделей Иванова был. Гоголь! Италия свела двух гениев. И Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Вот он, стоит в пол-оборота к Христу.

Когда же работа была закончена, Иванов решился явить своего Христа русскому народу — отправить в Петербург. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. С другой, — общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права, и как-то не досуг были ни Христос, ни его явление.

Зрители не почувствовали величия в картине Иванова

И никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам вышла картина. Будучи примерным последователем академизма, Иванов отказался от традиционного для того времени героизма и сделал акцент на психологизме.

Судьба художника

Александру Иванову, видимо, на роду было написано стать художников. Отец, который тоже был живописцем, отдал сына учиться в Императорскую Академию Художеств, когда мальчику исполнилось 11 лет. За особые успехи его отправили на повышение квалификации в Европу. В Италии он в основном был увлечен религиозными сюжетами. И, как вы понимаете, в один знаменательный для себя день, пришел к мысли о написании картины на всемирный сюжет. Так, вместо отведенных четырех лет за границей Иванов провел там 33 года.

Презентацию картины затмила грядущая отмена крепостного права

«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал Иванов Герцену. —  Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется».

Удивительная и трагичная история: вскоре после презентации творения своей жизни Александр Иванов скончался от холеры. Сторонники мистических явлений могут, безусловно, приписать это тому, что автор сделал свое дело — автор может уходить. Но не исключено, что здоровье Иванова подорвали стрессы из-за критики современников.

Вскоре после завершения «Явления Христа народу» Иванов умер

Уже после смерти художника полотно купил император и распорядился построить для нее специальный павильон в Румянцевском музее. В 1920-х, когда полотно попало в Третьяковку, специально для картины был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

diletant.media

Явление Христа народу. В чем успех и провал картины Иванова - Дневник живописи

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857 гг. Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно, длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

Еще наверняка зритель поразится тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.

Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013 гг. Третьяковская галерея, Москва

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, что ожидал художник.

Но об этом позже. А сначала – что ещё помимо размеров делает картину уникальной?

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда – такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»)

Кто-то тут же засомневался, а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»)

А для некоторых слова Иоанна – удар по самолюбию. Для священников этот Мессия – ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи)

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине 19 века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то из ряда импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку проделал Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб)

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы – это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критического мышления стало побольше. И мне как-то сразу не захотелось верить в эту версию.

Сами подумайте – Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из самых центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, то взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015 г.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать. Либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик)

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838 г. Русский музей, Санкт-Петербург

На картине мы как раз видим, что на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем)

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев: деталь «Явления Христа народу»

Если главные герои картины испытывают разные чувства, но скорее удивление, радость или недоверие. То эти люди простерли руки, они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что шёл от деталей к общему? А не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40х – начало 50х 19 века. Третьяковская галерея

Эти эскизы – уже даже не импрессионизм. Это ближе к экспрессионизму. Тоже к слову об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

“Явление Христа народу” осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Но несмотря на то, что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, она заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

arts-dnevnik.ru

Иванов, "Явление Христа народу". Анализ картины "Явление Христа народу"

В отдельном зале Третьяковской галереи можно увидеть картину А. Иванова «Явление Христа народу». Полотно поражает своими размерами и колоритом красок, сложностью композиции. О самом авторе известно, что при жизни он не получил желанного признания у соотечественников. И это при том, что на работу над своим произведением он затратил более 20 лет, большую часть которых провел на чужбине. Зато сейчас каждый желающий может детально рассмотреть картину «Явление Христа народу». Описание ее дано в этой статье.

Краткая биография художника

Что известно о жизни автора полотна? Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.

Тема картины

Художника долго увлекала идея создать полотно, изображающее явление Мессии. Перечитывая Евангелие, он пришел к созданию картины с библейским сюжетом. До него эту тему использовал в живописи Доменико ди Томмазо дель Гирландайо, итальянский художник эпохи Возрождения при создании своего шедевра «Крещение святым Иоанном Христа». Обратимся к части Библии, содержащей повествование о важном событии, которому посвятил свою картину Иванов. Явление Христа народу – один из главнейших эпизодов Нового завета.

В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого.

Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном?

Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.

Пейзаж

Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.

Описание картины

На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то – со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна.

Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова – Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.

Фигура Иоанна Крестителя

Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.

Фигура Христа

Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.

Анализ картины «Явление Христа народу»

Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.

Судьба картины

В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.

Интересные факты

  • Данная картина – отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.
  • Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.
  • Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.
  • Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.
  • Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
  • Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>