Кто написал картину обнаженная маха
Маха обнаженная — ок. 1797-1800 Картины Гойи
Сентябрь 21, 2012
Маха обнаженная
ок.1797-1800; 97х190 смПрадо, МадридМануэль Годой (фаворит королевы Марии Луизы, супруги Карла IV), заказавший художнику «Маху обнаженную» и «Маху одетую», долгое время прячет эти работы от посторонних глаз в своем кабинете, где также находится и «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Однако если у Веласкеса обнаженная модель представлена как бы украдкой, исподтишка, то у Гойи она выставлена напоказ. Его женщина — гордая искусительница — не является олицетворением классической красоты, которую принято созерцать и которая побуждает к размышлениям. Она даже не объект желания, а само воплощенное желание.
Фигура изображена на темном фоне, и ничто не отвлекает внимания от вызывающей обнаженности шелковистой кожи, которая становится, по сути, главной и единственной темой картины. По выражению французского писателя и историка искусства Андре Мальро, эта работа «не столько сладострастная, сколько эротическая, поэтому не может оставить равнодушным любого мало-мальски чувственного человека».
Маха одетая
ок.1800-1803; 95х188 смПрадо, МадридНаверное, поэтому Годой заказывает второе полотно с пожеланием «одеть» маху и вешает его поверх первого. Можно только представить себе, какое удовольствие получал Годой, когда дернув за потайной шнурок, открывал остолбеневшим от неожиданности и смущения приятелям «эротическую картинку».
Очевидно, кто-то из шокированных гостей не смог справиться с соблазном донести на сластолюбца, и в 1813 году инквизиция конфисковала у Годоя обе картины, попутно объявив Гойю «распущенным мазилой» и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели. Гойя, несмотря ни на какие угрозы, наотрез отказался называть имя этой женщины. А там, где нет ясности, зачастую появляются легенды.
Так, с легкой руки писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», по миру пошла гулять легенда о том, что обнаженная маха — это герцогиня Альба. Писатель, очевидно, основывался на распространенной в его время гипотезе о том, что голова махи неспроста кажется «чужой», как бы приклеенной к телу: Гойя не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его подругу...
Наследники герцогини решили положить конец сплетням. Была произведена эксгумация останков Альбы, и результаты измерений доказали несостоятельность этой версии. Возможно, для картины позировала одна из многочисленных подружек Годоя, однако некоторые исследователи продолжают настаивать на версии Фейхтвангера. Легенды поразительно живучи!
(1746-1828) Франсиско Гойя
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы ... ...уродство красоты?У народа апатани, проживающего в Индии, до 1970-х годов сохранялась традиция вставлять в нос женщинам деревянную пробку. Их намеренно уродовали таким образом, чтобы защитить женщин от похищений мужчинами других племён.
www.filoli.ru
Описание картины Франциско де Гойя «Маха обнаженная»
Описание картины Франциско де Гойя «Маха обнаженная»
Среди картин Гойи диптих «Маха одетая» и «Маха обнаженная» овеян наибольшей таинственностью. Легенда гласит, что на картинах изображена одна и та же женщина, любовница художника, герцогиня Альба.
Однако, все её потомки возражают против этой версии. Ими даже было предложено вскрыть фамильный склеп, чтобы измерить пропорции покойной герцогини и доказать, что они никак не совпадают с пропорциями натурщицы. Склеп, впрочем, уже вскрывался солдатами Наполеона, которые обращались с останками не очень почтительно, и многие кости оказались сломаны, так что предание в народе все ещё живет и ничем опровергнуто не было.
«Маха обнаженная» во много повторяет «Маху одетую». Та же софа, те же мягкие подушки, та же поза – руки закинуты за голову, ноги расслабленно вытянуты – отличается только стиль написания. «Маха одетая» написана строже, цвета картины четче и резче. Натурщица смотрит весело, талия её перечеркнута розовым поясом, белые штаны превосходно подходят к золотистым туфлям. «Обнаженная маха» же написана мягче.
Цвета становятся более приглушенными, переходы более плавными, нет навязчивой яркости одежды – тело на белых простынях кажется светлым, с легким отливом в бронзу. Спокойно демонстрируя себя, женщина смотрит в камеру также весело, только теперь в её взгляде можно увидеть и некое лукавство. Она выглядит нежной, манящей и вся атмосфера картины напоена чувственностью и любовью. Выписать так незнакомую натурщицу невозможно – кисть словно повторяет движение руки, двигаясь по плавным изгибам тела, скользя легко и свободно.
У одного из тех, кто хранил картины до помещения их в музей, «Маха одетая» закрывала «Маху обнаженную» так, что при нажатии специального рычажка они менялись местами.
Можно представить, как действовала на зрителя такая внезапная смена атмосферы.
(1 votes, average: 5.00 out of 5) ← Описание картины Ивана Крамского «Иродиада»Описание фрески Андрея Рублева «Страшный суд» → Впечатление Восход Солнца Картинаopisanie-kartin.com
Цыганка или герцогиня? Немного о махах
Совершить эксгумацию в XX веке тела прапрабабушки своего прославленного рода — это значит, что вопрос и в самом деле был для наследников важным. Делом чести.
Махо-мужчина и маха-женщина — испанские слова, обозначающее некое явление в испанском обществе. Махо — вовсе не мачо в современном понимании. Хотя гордости испанским мужчинам (и женщинам) было всегда не занимать. Махи говорили на кастильском языке, щеголяли в национальных одеждах, в то время как знать предпочитала французскую моду. Мужчины из нижних классов общества самовыражались в некотором бретерстве, интересу к искусствам и вниманию к своей одежде. Почти стиляги своего времени, только наоборот: с интересом к национальному колориту.
Горожанок, проживающих в мадридских небогатых ремесленных кварталах, называли махами. Темпераментные, обольстительные, насмешливые, гордые и независимые махи стали символом испанской женщины. Маха могла быть цыганкой, недавней провинциалкой, женщиной свободных нравов, куртизанкой. Стала любимым образом художников и музыкантов («Махи на балконе», «Маха и соловей»).
А испанская аристократия была не прочь поиграть в «простонародное». Высокородные гранды с учтивыми манерами выбирали свой объект для подражания. А объект жил в бедных и небезопасных городских районах.
Кого изобразил испанский художник Франсиско Гойя (1746−1828) в образе обнаженной махи — предмет споров до сегодняшнего дня. Но предполагалось, что свою подругу (и, по слухам, возлюбленную) герцогиню Альбу. Герцогиня, носящая гордое и непростое имя Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо, была поклонницей муз, помогла художнику со студией, позировала. Но, естественно, об обнаженной натуре и речи не могло идти — нагое женское тело было строго запрещено.
Еще одна загадка — прославленных картин две: маха одетая и маха раздетая. Полотно на шарнирах, можно откинуть, как прочитанную страницу, и «прикрыть» наготу. После смерти герцогини обе картины находились в доме премьер-министра Испании Мануэля Годоя, по прозвищу «Князь мира». Одним гостям показывалась маха одетая, а особо доверенным открывалась маха обнаженная. Не удивительно: изображение голого женского тела было строго запрещено в Испании, инквизиция была на страже. Ко всему прочему считается, что это вообще первое изображение нагого женского тела в истории искусства вне аллегорий. Не богиня, не символ — просто женщина.
О Ф. Гойе написан замечательный роман Л. Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания». Но интересна дальнейшая непростая судьба картины. Уже в середине XX века испанской почтовой службой были выпущены марки с изображением мах. Даже сугубо религиозная страна уже вполне приняла эти картины. Но письма с этими марками не пропускались в США, махи находились уже под запретом другой страны.
Сейчас обе картины являются национальным достоянием Испании, гордостью коллекции знаменитого музея Прадо.
А что же махи? Горожане и горожанки менялись вместе со своим временем. Но сохраняли в себе свою национальную самобытность. И даже слово сохранилось, в значении «симпатичный», хотя и не часто встречается.
И неважно, кем была эта молодая обнаженная женщина — каталонской пейзанкой, цыганкой или, действительно, всесильной герцогиней Альбой. Чувствовала она себя как герцогиня. И на картине, и в жизни. Теги: испанцы, женщина, загадка, картины, Испания, искусство
shkolazhizni.ru
Обнажённая маха - это... Что такое Обнажённая маха?
«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Хосе де Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.
Доподлинно не известно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была Герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопроверженной.
Существует мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнажённой»[1].
Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.
В 1930 году в память о Гойё частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
Примечания
- ↑ Замкова М. В. Прадо. — ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 53. — 128 с. — ISBN 5-94849-152-8
Литература
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru