Кто написал картину крик ван гог или мунк


❶ Почему картина Мунка «Крик» стала самой дорогой в мире

Картина Эдварда Мунка, норвежского художника-экспрессиониста, продана 2 мая 2012 года на аукционе за 119 миллионов 922 тысячи 500 долларов. Это абсолютный рекорд стоимости полотна за все время.

Эдвард Мунк написал серию картин в промежутке с 1893 по 1910 годах. На каждой из них изображена стилизованная кричащая фигура человека, идущего по мосту, на фоне пламенеющего неба. Сам художник говорил, что однажды, прогуливаясь с друзьями по мосту, он обернулся и посмотрел на закат. И мгновенно испытал странное чувство, будто вокруг него кричит природа, пылающая в огне заката. Первоначальное название картины – «Крик природы». На холсте изображена довольно примитивная фигура человека, абсолютно лысая голова, широко округленный рот, открытые в страхе глаза. И все остальное написано яркими, режущими глаза красками. Мазки, будто волны, обрамляют, отходят от лица центрального персонажа, создавая видимую звуковую волну, которая колышет всю природу. И только мост остается прямым и непоколебимым.

Некоторые говорят, что картина написана под воздействием наркотиков. Кто-то уверен, что она создана в момент обострения маниакально-депрессивного психоза у художника. Однако признать нужно, что это полотно является символом начала нового века в искусстве, с его одиночеством, отчуждением, безысходностью и пр.

Три работы находятся в музеях и картинных галереях. На них были попытки покушения и две кражи. Несомненно, это подогрело интерес к полотнам. Четвертая картина, выполненная пастелью, хранилась у частного коллекционера, имя которого не известно. Именно она и была выставлена на торги со стартовой ценой в 80 миллионов долларов. Приобретена картина «Крик» также неизвестным лицом.

Произведения искусства имеют свойство расти в цене с геометрической прогрессией. На это может влиять уникальность полотна, его история создания, личность самого художника, а также количество покушений, что притягивает внимание. Не зря ее владельцы не раскрывают своих имен. Но кто знает, вполне вероятно, что вскоре другое полотно притянет к себе внимание общественности и Эдвард Мунк и его «Крик» уступят первое место на пьедестале.

Видео по теме

Источники:

Распечатать

Почему картина Мунка «Крик» стала самой дорогой в мире

www.kakprosto.ru

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог в 19 лет

Эдвард Мунк, 1885

Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection

Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885

Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris

Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887

Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

www.theartnewspaper.ru

#история_одной_картины Эдвард Мунк «Крик»

«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками.  В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он  покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», — сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал Мунк о себе.

Работы Мунка, пронизанные ощущением страдания, были признаны «дегенеративными» в нацистской Германии после прихода к власти Гитлера и запрещены. Бизнесмену Олсену удалось выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения.

Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.

Источник http://www.1tvnet.ru/content/show/krik-edvarda-munka-istoriya-samoi-zagadochnoi-kartini-rekordsmena.html

lukasgallery.ru

Винсент Ван Гог. Крик души

Название статьи относится не столько к жизни и творческому пути великого художника родом из Нидерландов, сколько к впечатлению от книги Анри Перрюшо «Жизнь Ван Гога» (Киев, «Мистецтво», 1994 г.). Автор шаг за шагом раскрывает жизнь гениального творца – путь не столько простого человека, сколько святого подвижника искусства. Конец книги заранее извеcтен  – мастер умер  в 37 лет. Но перелистывая заключительные страницы с описанием последних дней жизни Винсента Ван Гога, сердце охватывает такая скорбь и горечь, что не можешь удержаться от слёз. Кажется, что потерял очень близкого человека, ведь читая о жизненном пути художника, окунаешься в его жизнь. На пике эмоций и впечатлений получается вот такое эссе о мастере, великом художнике конца XIX века, которому судьба отвела всего лишь 10 лет для того, чтобы не просто технически овладеть приёмами живописи, а создать свои блестящие шедевры.

29 июля 1890 года в половине второго утра умер Винсент Ван Гог. Причина смерти – самоубийство. 27 июля он выстрелил себе в грудь из пистолета. Наверное, так и должно было случиться. Ушёл не просто художник. Ушёл великий мастер. Он всегда знал о том, что время его ограничено. Из Гааги, за семь лет до этого выстрела он писал брату Тео о том, что судьба уготовала ему лет шесть, может быть десять.

“…я полагаю, что моё тело выдержит ещё сколько-то лет, скажем, от шести до десяти… Я не намерен щадить себя, избегать волнений и трудностей, мне довольно безразлично, сколько я проживу…Одно только я знаю твёрдо – я должен за несколько лет выполнить определённую работу. Я нужен миру лишь постольку, поскольку я должен рассчитаться со своим долгом и выполнить свою задачу, коль скоро я 30 лет в нём скитался. В благодарность за это я оставлю по себе память – в виде рисунков или картин, которые могут не понравиться отдельным группам или школам, но зато полных искреннего человеческого чувства.”

И он спешил. Торопился сказать своё слово в искусстве, красками обнажать скрытую сущность предметов и человеческой жизни. Он писал людей так, как они выглядели много лет спустя (Доктор Рей с годами всё больше становился похожим на свой портрет.  Аделина Раву много лет спустя рассказывала, что в юной девушке, которой она была тогда, Ван Гог угадал ту женщину, которой она стала после).

Винсент Ван Гог. “Портрет доктора Рея”, 1889. Москва, ГМИИ

Он ушёл из жизни сам, случилось это в Овере, где он прожил чуть больше двух месяцев. Там, где он писал светлые, радостные, чистые полотна.

Винсент Ван Гог. “Вид на Овер”, 1890

Почему? Такой вопрос не возникает, когда читаешь историю его жизни. Скорее, возникает вопрос, почему он не сделал этого раньше. Его жизнь, хоть и короткая, вряд ли была под силу кому-либо другому. Кто ещё смог бы вытерпеть всё, что досталось на его долю и не потерять желания и силы делать то, для чего предназначен?

Винсент Ван Гог. Фотография в 19-ти летнем возрасте. 1873 год

Кому из мастеров было под силу не просто чувствовать и понимать, но и знать, что каждое полотно – шедевр. Что его творчество – это именно то, что должен делать большой мастер. При этом слышать от преподавателей живописи, что так писать неправильно и нельзя. Изучать всё, что история живописи накопила до него и учиться на примерах признанных гениев. Учиться самоотверженно, бесконечно копируя полотна старых мастеров и современных ему живописцев, набивать руку, учиться не академической школе живописи, а непосредственно у самих признанных художников и у природы. Смотреть на их полотна и видеть, как работали Рембрандт, Добиньи, Делакруа, Милле. А потом, впитав в себя эту великую школу, творить на исходе последних сил. Самоотверженно и истово. Не имея почти никакой надежды на то, что твой труд оценят и вознаградят. Когда от тебя отворачиваются самые близкие люди и в насмешку называют «пачкуном».

“Дома меня побаиваются, как побаивались бы впустить в комнаты большого лохматого пса. Он войдёт, наследит мокрыми лапами, а потом – он такой лохматый. Он всех стеснит. И он слишком громко лает. Короче, это грязное животное… Псу только жаль, что он сюда пришёл, потому что даже в вересковой пустоши он был не так одинок, как в этом доме, несмотря на всю любезность его обитателей. Пёс прибежал сюда в минуту слабости. Надеюсь, ему простят этот промах, а уж он постарается никогда больше его не повторять”,

– жаловался Винсент брату Теодору. Разве он не старался жить, как все? И стать продавцом картин? Или приобрести достойную профессию, например, стать, как его отец, пастором? Но разве может такой человек, как Ван Гог относиться к своей пастве, как к месту работы и спокойно поучать прихожан, цитируя Святое Писание? Даже в этом художник отдаёт всего себя служению людям. Сидит у постели смертельно больных, отдаёт им все свои гроши, снимает с себя одежду, что бы хоть как-то облегчить тяжёлую нищенскую жизнь угольщиков в посёлке на севере Голландии, куда его послали миссионером. Такой миссионер, с самоотверженностью самого Христа, обречён на непонимание и недоверие. Да он и сам не вполне уверен, что он делает то, к чему стремится его душа.

А может быть попробовать себя на поприще художника? В семье с воодушевлением восприняли эту идею. Родственники помогают ему в желании научиться живописи. А что могут дать ему, гению, академисты, которые умеют строить композицию и знают, как писать обнажённое тело, лепить объём и правильно класть светотень? Везде, на каждом шагу – непонимание. Недоверие и даже страх.

Он всей душой стремился овладеть техникой живописи. Но его задача научиться писать так изощрённо, чтобы выглядеть наивным. Он признавал лишь особенную, индивидуальную технику письма, в отличие от риторики, живопись должна выражать личность мастера. Он был одинок. И самостоятельно, шаг за шагом прошёл все этапы истории живописи. Единственный человек, который всю жизнь верил в Винсента, был его брат, Теодор Ван Гог.

Теодор Ван Гог в 1889 году

Тео всю жизнь не только содержал Винсента, но и постоянно давал денег на холсты и краски, которых требовалось всё больше и больше. Работать, писать, создавать новые полотна – вот единственная цель и желание Ван Гога. С каким воодушевлением Винсент писал Тео о своих успехах! “Моя палитра оттаяла! Этюды означают для меня только одно – это гимнастика, она помогает по желанию усиливать или ослаблять тона!” Он готов голодать, чтобы иметь возможность купить больше красок и заплатить натурщикам. Работать, не покладая рук.

Винсент Ван Гог “Вид из квартиры Тео”. Париж, 1887

Переносить насмешки и отчуждение людей. Писать прекрасный, светлый, цветущий мир! Работать до изнеможения. И знать, что никогда ему не суждено испытать простого человеческого счастья – быть любимым. А ведь он сам так сильно любил! Дважды потерпел крах лучших своих надежд – его сначала со смехом, а потом с отвращением отвергли. Кто сможет после такого потрясения найти в себе силы продолжать, с упорством одержимого идти избранным путём? Изнеможение нервных и физических сил не заставило себя ждать. Наверное, совместная работа и жизнь с Полем Гогеном подстегнула наступление болезни. Гоген, который всегда был спокоен и высокомерен, считал себя намного талантливее Ван Гога, взял на себя роль учителя и гордо наставлял коллегу, друга и соратника, как нужно писать. Ван Гог на время подчинился. Но это стоило напряжения всех сил. Это было выше, чем художник мог выдержать. Приступы душевной болезни довели Ван Гога до лечебницы в Арле, а затем и в приют для душевнобольных в Сен-Реми. Но и с этой бедой он справился.

Наконец-то! Он вырвался из приюта. Он едет в Париж, а оттуда вскоре – в Овер. Он уже знает, что на Салоне Независимых Анна Бош купила его картину «Красные виноградники в Арле» за 400 франков.

Винсент Ван Гог “Красные виноградники в Арле”. Москва, ГМИИ

О нём очень высоко отозвался критик Альбер Орье. (Его статья о художнике “Одинокие. Винсент Ван Гог” опубликована в журнале “Mercure de France” в январе 1890г.) Но первые шаги к признанию несколько пугают художника. Нет, это не про него, эти слова он не заслужил. “Пожалуйста, обратите внимание на творчество других мастеров”, – пишет он в письме Орье. А он создаст в Овере свои последние работы.

Винсент Ван Гог. “Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, Москва, ГМИИ Винсент Ван Гог “Поле зерновых в преддверии грозы”, 1890

И поставит на всём этом точку. Обдумал ли Ван Гог свой уход? Скорее всего да, ведь он раздобыл оружие. Не было ли это очередным приступом болезни? Скорее всего нет. Он ушёл тихо, без страданий и сожалений. Попрощавшись с братом и людьми, которые были близки ему в Овере.

Сейчас мы знаем, что Винсент Ван Гог был гением. И не просто гением. Он был святым. Святым Винсентом Ван Гогом. Прожившим жизнь не простого человека, а подвижника от искусства.

Хоть книга закончилась печально, жизнь художника продолжается. В его картинах и письмах – брату и друзьям. Хотя, эссе “Винсент Ван Гог. Крик души” можно на этом закончить, но прошло немного времени, утихли эмоции, прочитаны письма мастера. И появилось острое желание чуть больше рассказать о его картинах. Хотя в сети нет информационных пробелов о Ван Гоге и поиском эта статья найдётся едва ли, но на то Винсент Ван Гог и гений искусства, чтобы ещё раз обратиться к его творчеству.

География и биография Винсента Ван Гога

Что же хотел выразить мастер своими полотнами? Послушаем, что он сам говорит об этом:

“Я сам не могу сказать, как я пишу картину. Когда я вижу нечто поражающее мой воображение, я усаживаюсь у белого холста, разглядываю то, что находится у меня перед глазами и говорю себе: из этого белого холста ты должен что-то создать. Возвращаюсь домой недовольный – отставляю холст в сторону и, немного отдохнув, разглядываю его с известной тревогой: я по-прежнему недоволен – слишком живо стоит у меня перед глазами прекрасная природа, чтобы я мог быть доволен, и всё же я вижу в своей картине отзвук того, что меня потрясло, вижу – природа что-то поведала мне, поделилась со мной какой-то своей тайной, я её застенографировал. В моей стенограмме могут встретиться слова, которые невозможно расшифровать, – ошибки или пропуски, и всё же в ней сохранилось кое-что из того, что поведали мне роща, морской берег или человеческая фигура, и передано это не каким-либо мёртвым или условным языком, идущим от заученных приёмов или системы, а языком, рождённым самой природой”.

“Порывом души” Ван Гог называл действительную цель искусства, он признавался в этом в письме другу-художнику Антону Ван Раппарду в 1884 году. Его привлекало позитивное начало в живописи, он верил и  объяснял другу, что искусство создаётся не только искусностью, талантом и познанием. Первую скрипку в живописи играет отнюдь не ловкость и техника. Искусство создаётся чем-то внутренним, скрытым в душе источником, который вырывается наружу и бьёт ключом. Всю жизнь мастера привлекала живая натура, природа. “Чем больше общаешься с природой, тем глубже понимаешь её и тем меньше тебя привлекает фокусничанье в мастерской…”

Винсент Ван Гог “Ваза с садовыми астрами и гладиолусами”, 1886

На протяжении всей жизни Винсент Ван Гог считал французского мастера Жана Франсуа Милле своим учителем, а себя – его последователем. Ван Гог постоянно возвращался к теме крестьянского труда и быта. Своих “Едоков картофеля” он переписывал много раз. Он стремился передать не столько увиденную обыденную сцену, но и то, как он её чувствовал. Мастер намеренно выбрал бурые и зеленоватые тона полотна, он стремился показать зрителям, что труженики земли на его холсте написаны “землёй, которую они засевают”. Он стремился передать даже запах полотна – “чтобы она пахла дымом, картофелем и салом, но ни в коем случае не духами”.

Винсент Ван Гог. “Едоки картофеля”. 1885

Сам художник позже признавался, что вдохновился эффектом света в мрачной комнате.  Он говорил, что цвета на холсте настолько темны, что даже самая светлая краска выглядела бы чернильным пятном на белой бумаге. Но на картине они выделяются контрастами с более тёмными цветами. “Я тщательно выписывал головы руки моделей, не уделив достаточно внимания торсам.”

В Арле, куда Винсент приехал из Парижа в начале 1888 года, он со всей страстью бросился писать. Он писал с таким пылом, как “марселец уплетает буайбес” (провансальская рыбная похлёбка с чесноком). Именно тогда он напишет свои знаменитые подсолнухи, которыми мы наслаждаемся уже больше ста лет. Он усердно готовится к приезду Поля Гогена в Арль и украшает комнату к прибытию друга и коллеги. Мечта Винсента – превратить свою мастерскую в “симфонию жёлтого и синего”, в храм Бога Солнца и жёлтого цвета, “обитель друзей и обитель света”.

Винсент Ван Гог “Спальня”, 1888

А что лучше олицетворяет солнце, как не огромные солнечные цветы, которые на свой лад поклоняются светилу, поворачивают в дневном движении за солнечным диском свои чаши-гиганты и чьи золотые лепестки сияют вокруг тёмно-жёлтой сердцевины, утыканной семечками?

Винсент Ван Гог “Подсколнухи”, 1889

Да и сам дом-мастерская в Арле по иронии судьбы выкрашен в ярко-жёлтый цвет.

Винсент Ван Гог. “Жёлтый дом”, 1888

А сам Поль Гоген – настолько значимая фигура для Ван Гога, что даже его стул – замечательная тема для картины, это “пустое место” Гогена.

Винсент Ван Гог. “Кресло Гогена”, 1888

А поля!

Винсент Ван Гог. “Урожай”, 1888. Фрагмент

А цветущие сады!

Винсент Ван Гог. “Розовое персиковое дерево”, 1888

“Я пленён плодовыми деревьями в цвету” – пишет он Эмилю Бернару, молодому художнику. И признаётся, что разбрасывает мазки по всему холсту,  кладёт их без всякой системы, как попало.

Он работает на открытом воздухе, на пронизывающем ветре, мистрале. Он признаётся Бернару в том, что сначала старается схватить самое главное в рисунке, а потом перейти к плоскостям с более или менее ощутимыми контурами, заполнить их цветом, придерживаясь тональностей. Земля – фиолетовые тона, небо – синие, трава – зелёно-жёлтые или зелёно-синие. “Во всяком случае, дружище, никаких оптических иллюзий!”

Винсент Ван Гог “Белый сад”, 1888

Арль для Ван Гога – не только период расцвета, но и место, связанное с первым обострением его душевного недуга. Поль Синьяк – художники лично познакомились ещё в Париже – приехал навестить друга в лечебницу в Арле, и был просто потрясён полотнами Ван Гога. Вот это безумец! Что за краски! Побелка стен ещё больше подчёркивает ослепительную свежесть полотен Винсента. И что за полотна! “Ночное кафе”, “Колыбельная”, “Сент-Мари”!

Винсент Ван Гог “Море в Сент-Мари”, Москва, ГМИИ

Для Винсента одобрение, даже восхищение товарища по кисти необыкновенно дорого. Оно придало силы для нового творческого подъёма. Который очень дорого ему стоил. Парадокс – живопись помогла художнику справиться с болезнью, отвлекала и успокаивала. С другой стороны, он принялся за работу с таким жаром и неистовством, что она спровоцировала новые приступы недуга. Он заболел от работы и лечился работой. Но не работать, чтобы не болеть, мастер не мог. Он не смог бы жить без живописи. Но сама живопись и свела его в могилу. Как долго мог продолжаться этот заколдованный круг?

В Арле появилось пророческое полотно Ван Гога, когда вдруг в жнеце, убирающим колосья он увидел образ смерти. Он представил всё человечество в образе этих колосьев, которые убирают с поля.

Винсент Ван Гог “Поле зерновых со жнецом”, 1889

Монастырь -лечебница Сен-Поль в Сен-Реми стала ещё одним временным приютом мастера. Не в самом лучшем месте, окружённый убогой публикой, Винсент создаёт ещё более светлые и радостные полотна.

Винсент Ван Гог, “Ирисы”, 1890

Но тоска и боль идут по пятам. “Прогулка заключённых” – это “отчаянный, тоскливый вопль”. Среди отверженных людей, тяжело и угрюмо ступающих по кругу в замкнутом пространстве тюремного двора сгорбленных заключённых, выделяется фигура на первом плане – это автопортрет художника. Его лицо выражает тоскливое недоумение, его жизнь – это вызов судьбе.

Винсент Ван Гог “Прогулка заключённых”, 1890, Москва, ГМИИ

В Сен-Реми Винсент узнал о рождении своего тёзки, сына Тео и Ио (Иоганны), Винсента Виллема Ван Гога. В честь племянника он рисует цветущие миндальные деревья. Картину повесили в спальне младенца и позже Ио вспоминала, что малыш был под впечатлением небесно-голубой картины.

Винсент Ван Гог “Цветущие миндальные деревья”, 1890

Последние месяцы жизни художник провёл в Овере на Уазе, местечке в предместье Парижа. Там он и написал картину, от которой я не могла оторваться в музее Ван Гога в Амстердаме. Полотно стало едва ли не последним художественным словом мастера. А последнее, что он действительно произнёс, было: “Печаль будет длиться вечно – La tristesse durera toujours” – этими словами закончилась его жизнь.

Винсент Ван Гог “Поле зерновых с воронами”, 1890

Каждый год в Амстердам приезжают сотни тысяч посетителей, чтобы хоть на несколько часов прикоснуться к огромному явлению в искусстве, выраженному только одним художником – Винсентом Ван Гогом.

Похоронен художник в Овере. Тео ненадолго пережил брата -умер через полгода, в январе 1891 года от уремии. Через 23 года после смерти мужа, овдовевшая во второй раз Ио, перевезла тело Тео в Овер на Уазе, посмертно соединив братьев, так тесно связанных в жизни.

О картинах Винсента Ван Гога, находящихся в коллекции музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве можно почитать в статье “Постимпрессионизм. Ван Гог в ГМИИ”

По материалам книг: Анри Перрюшо «Жизнь Ван Гога» Киев, «Мистецтво», 1994 г. “Винсент Ван Гог”. Van Gogh Museum, Amsterdam, 2005

(Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.) Загрузка...

kraeved1147.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>