Кто написал картину черный квадрат


Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка

О результатах последних исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины, сообщает телеканал «Культура».

Научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина рассказала, что картину просветили рентгеновскими лучами, а кроме того, под микроскопом были рассмотрены кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата». Сквозь них отчетливо просвечивался другой слой краски.

«Черный квадрат» в Третьяковской галерее

Ранее предполагалось, что под слоем черной краски скрывается другое изображение. «Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Екатерина Воронина.

Изображения, скрытые под «Черным квадратом» стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами

По ее словам, почти полностью удалось расшифровать и надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата», в 1882–1884 годах, Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Все подробности проведенных исследований «Черного квадрата» будут опубликованы в специальном издании, которое появится в продаже в ближайшие 10 дней, сообщила «Русской службе новостей» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В 2015 году самая известная картина Каземира Малевича отмечает свое 100-летие. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.

style.rbc.ru

Картина Малевича Черный квадрат, смысл, история создания

«Черный квадрат» Малевича – самое известное произведение русского авангарда. Как, впрочем, и за его пределами - это одна из самых знаменитых, противоречивых, скандальных и обсуждаемых работ в истории изобразительного искусства. Наверное, ни одно другое полотно не вызывало столько трактовок, споров и эмоций, не порождало столько теорий и заблуждений. Поэт Андрей Белый вспоминал, как известный философ и публицист Михаил Гершензон однажды привел его смотреть картины Малевича:

«Михаил Осипович, поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным), заклокотал, заплевал; и - серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым:

- История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, - два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира:- Вы посмотрите-ка: рушится все».

Такое с квадратами Малевича (особенно с черным) происходило всегда. В то время как одни видели в них бессмысленную позу, голый эпатаж, дилетантскую мазню, другие замирали, словно на краю у зияющей бездны.

Первый и самый известный «Черный квадрат» был написан Малевичем в 1915 году для футуристической выставки «0, 10» (есть еще три версии - 1, 2, 3). Впрочем, идея зрела в нем давно. Работая над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем», Малевич поместил черный квадрат на задник: рукотворное черное солнце взошло над авангардной сценой уже в 1913-м.

«Квадрат», как и все, что с ним связано, окутано мистическим туманом. Существует множество версий, объясняющих, как он был написан, под чьим влиянием пребывал Малевич, что хотел сказать миру своим дивным произведением.

По словам самого Малевича, создавая квадрат 1915-го, он пережил экстатический опыт. За окном то и дело сверкали молнии. «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места, – писал художник. – Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках». Впрочем, Малевич был не только большим художником, но и прирожденным пиарщиком: он не скупился на интригующие детали, чтобы сообщить «Черному квадрату» ореол загадочности.

Незадолго до выставки к Малевичу зашел ее организатор – художник Иван Пуни - и увидел супрематические работы, которые Казимир Северинович хотел до открытия сохранить в тайне. Чтобы застолбить за собой авторство целого направления, Малевич в срочном порядке опубликовал брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

«Черный квадрат» - манифест супрематизма и самопровозглашенный эталон пресловутой «новой искренности» - был не случайно повешен Малевичем в красном углу. Он стал главной (вернее сказать, единственной) сенсацией выставки «0, 10», рассорил Казимира Севериновича с большинством коллег, сделал его одновременно мессией и парией, разделил реальность на «до» и «после». Можно бесконечно спорить о художественной ценности «Черного квадрата», о роли, которую он сыграл в истории искусства – непримиримые дискуссии на эту тему не утихают по сей день. Впрочем, некоторые заслуги «Квадрата» очевидны. «Черный квадрат» открыл миру Малевича-философа, Малевича-теоретика, Малевича-педагога. «Черный квадрат» стал своеобразным ледоколом, прорубившим путь супрематизму. Есть в их числе и еще одна. Обезоруживающе простой и завораживающе сложный, вызывающе бессмысленный и неожиданно многозначительный, он рассказывает зрителю не столько о Малевиче или супрематических доктринах, сколько о нем самом. Наверное, ни одному другому произведению в истории человечества не удавалось столь убедительно доказать, что красота (ненависть, страх, сопереживание, брезгливость) – в глазах смотрящего. Глубина бездны не связана с ее формой, цветом и текущей рыночной ценой. В первую очередь она зависит от того, кто в нее заглядывает.

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru

Не такой уж он и черный… 7 заблуждений о «Черном квадрате» Малевича

«Черный квадрат» Казимира Малевича — как совы Дэвида Линча — не то, чем он кажется. Поклонники «Черного квадрата» наделяют свое любимое произведение подтекстами, смыслами и значениями, о которых не подозревал Малевич, они стараются усложнить то, что сложно и без них. Противники — наоборот, упрощают сверх меры, отказываясь замечать очевидное. Наверное, поэтому с ним связано столько распространенных заблуждений. Начнем, пожалуй, с того, что «Черный квадрат» — не такой уж черный и не вполне квадратный… Сегодня условность черноты самого знаменитого из квадратов Малевича (презентованного публике в 1915-м и хранящегося теперь в Третьяковской галерее) видна невооруженным глазом. Сквозь паутину кракелюров (трещин, появившихся на поверхности красочного слоя) просвечивают другие краски: розовая, зеленая, желтая. В ходе рентгенофлуоресцентного и инфракрасного анализа, проведенного сотрудниками Третьяковской галереи, выяснилась и вовсе дивная вещь: под квадратом скрыта не одна, а две работы Малевича. Писал ли Малевич свой «Квадрат» на закрашенном холсте потому, что под рукой не оказалось нового, или сделал это для того, чтобы достичь уникального цветового эффекта, сейчас уже не выяснить. Впрочем, не прост и верхний черный слой — Малевич использовал краску особого состава, которую готовил сам. Матовые и глянцевые краски он смешивал так, чтобы получился объемный, бархатистый, «таинственный» и не вполне однородный колорит. Картина «Черный квадрат» 1915-го года имеет стороны 79.5 см. Однако, вооружившись точными измерительными инструментами, вы не найдете в изображении собственно квадрата ни одного прямого угла. Это не небрежность Малевича, а осознанное решение — именно поэтому изначально в каталоге картина значилась как «Черный супрематический четырехугольник». Таким образом Малевич старался создать подвижную форму, обладающую собственными энергией, равновесием, своей парадоксальной и алогичной симметрией. Этим (в наше время уже не слишком распространенным) заблуждением мы обязаны Малевичу: художник сам датировал свой первый «Черный квадрат» 1913 годом. Сделано это было опять-таки не по небрежности, а с расчетом. Малевич не однажды правил свою творческую биографию, причем двигало им два противоречивых стремления. С одной стороны, он хотел, чтобы его творческий путь походил на эволюцию, неуклонное движение вперед от незначительных опытов в импрессионизме или кубизме к вершине — супрематизму. С другой, старался протащить супрематические работы «без очереди», пораньше, чтобы ни у кого не возникло сомнений, кто был первооткрывателем и революционером. В случае с «Квадратом» художник отталкивался от футуристической оперы «Победа над солнцем», для которой он делал декорации и эскизы костюмов — черный квадрат Малевича (пусть и другой) дебютировал на театральной сцене именно в 1913-м. Эта нехитрая претензия, часто возникающая у обывателя (особенно после того, как обыватель узнает новости с аукционов), действительно уместна по отношению ко многим произведениям современного искусства. Но «Черный квадрат» Малевича — категорически не тот случай. Помимо колористических особенностей, о которых мы уже говорили, существует еще такое явление, как «рука мастера». «Черный квадрат» не просто закрашен малярной кистью. В ходе исследований эксперты Третьяковки обнаружили вертикальные, горизонтальные, диагональные, закругленные — словом, самые разнообразные и затейливые мазки, характерные для кисти Малевича. Плюс баснословная харизма автора. Плюс его мистико-философские теории, наделяющие «Черный квадрат» очертаниями современной мифологемы и своей особенной энергетикой. Словом, не тешьтесь пустыми иллюзиями. Ваш пятилетний сын, скорее всего, так не сможет. В разговоре о пятилетнем сыне, разумеется, часто всплывает дядя Вася. Вы, наверняка, слышали этот анекдот: «Пятый раз из музея похищают „Черный квадрат“ Малевича, и вот уже в пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину».

Здесь уместно вспомнить о том, что повторить «Черный квадрат» 1915 года не удавалось не только подражателям, но и самому Малевичу. Кроме первого и самого знаменитого «Черного квадрата» он написал еще три. Второй был написан в 1923-м для биеннале в Венеции, его по просьбе Малевича закрашивали ученики — Анна Лепорская и Николай Суетин. Третий «Черный квадрат» Малевич написал в 1929 году — подобно анекдотическому дяде Васе, он писал его в спешке и прямо в зале Третьяковской галереи. Четвертый был создан в 1932-м. Однако, по единодушному мнению экспертов, повторения были начисто лишены мистического драйва того самого первого «Черного квадрата».

Справедливости ради нужно признать, что попытки подделывать Малевича случались. Так в 2013 году слушалось довольно громкое дело: председатель правления Международного фонда «Культурное Достояние» Виктор Карцев приобрел у мошенников около 400 поддельных работ «Малевича» на общую сумму 16 миллионов рублей. Экспертиза, заказанная Русскому музею, быстро расставила все по своим местам.

Еще одна ходовая насмешка, порожденная воинственным невежеством. Малевич писал беспредметное. Абсолют. Ничто. Незамутненный содержанием цвет, «ноль форм». Очевидно, у «Черного квадрата» нет право, лево, верха, низа, севера, юга, головы, ног. У него нет вообще ничего. И повесить его вверх ногами попросту невозможно.

Что же до многофигурных супрематических композиций, где поворот на 180 градусов легко заметить, Малевич и сам на разных выставках мог вешать одну и ту же картинку по-разному.

Если бы Малевич попристальнее всмотрелся в картины Репина и Серова, у него было бы основание величать их не бездарными пачкунами, а предтечами супрематизма, открывшими черному квадрату путь на холст. Отчасти на подобные сравнения Малевич обрек себя сам, когда в реформаторском пылу называл Репина «бездарным брандмейстером», а Серова — «бездарным» же «пачкуном». Казимир Северинович водил в те годы дружбу с футуристами: скандалить и эпатировать считалось в той среде хорошим тоном. С годами, больше поняв про себя и мироустройство, Малевич открестился не только от старомодных представлений о прекрасном, но и от самого определения «живопись». Он не считал себя художником и не заботился о том, будут ли удовлетворены его работами чьи-то эстетические запросы. Он не хотел сделать мир лучше, он пытался организовать новый. А «Черный квадрат» был кирпичом или, если хотите, фундаментом нового мирового порядка. Если в процессе кому-то «делалось красиво», это было незапланированным побочным эффектом.«О живописи в супрематизме не может быть и речи, — писал Малевич, — живопись давно изжита, и сам художник — предрассудок прошлого».Заглавная иллюстрация: Сергей Шнуров, ныряющий в «Черный квадрат» Малевича (кадр из рекламного ролика Третьяковской галереи, 2016 год).

Автор: Андрей Зимоглядов

Комментировать Комментарии  6

artchive.ru

Ученые выдвинули новую версию создания «Черного квадрата» Малевича

18 ноября представители Третьяковской галереи представили подробные сведения о результатах последних исследований «Черного квадрата» Казимира Малевича. Научные сотрудники галереи потвердили информацию, что под верхним слоем картины находятся еще два цветных изображения. Определить, какого цвета были композиция изначально, невозможно, но при анализе видны розовый, зеленый и оранжевый оттенки.

Кроме того, ученые обнаружили на полотне отпечатки пальцев. «Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля», — сообщила на пресс-конференции в Москве научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина. Отпечатки, вероятно, появились после того, как Малевич передвигал по мастерской картину с еще не засохшей краской. 

Также в ходе исследования была проанализирована краска на полотне. Выяснилось, что «Черный квадрат» нарисован двумя видами краски. Формулу одной из них художник разработал сам, чтобы краска была не глянцевой, а бархатной и матовой. Предположительно Малевич смешал ее из жженой кости, черного углеродосодержащего пигмента и мела. «Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна», — отметила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Екатерина Воронина также назвала несколько версий создания Малевичем «Черного квадрата». По одной из них, художник нашел в мастерской кубофутуристическое полотно, которое было написано в 1913–1914 годах, и решил его переделать.

Изображения, скрытые под «Черным квадратом», стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами

Впервые о новых результатах исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины. Ранее ученые предполагали, что под «Черным квадратом» скрыто изображение. Однако научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина заявила, что таких изображений под слоем черной краски не одно, а два. «Мы доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Воронина.

Такой вывод ученые сделали, исследовав картину при помощи ренгеновского излучения, а также изучив кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата».

Также в ходе исследования удалось почти полностью расшифровать надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом, работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата» Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представляющую собой черный прямоугольник.

Заявление сотрудников Третьяковской галереи были неоднозначно встречены искусствоведами. Некоторые заявили, что в результатах исследования нет ничего сенсационного. «Вполне возможно, что Малевич записал не одну, а две уже имеющиеся на холсте картины — в этом ничего нет удивительного. Изображение бывает и с обратной стороны холста, писали и с двух сторон», — рассказала РИА Новости президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина Ирина Антонова. 

В то же время внучатый племянник Малевича и его биограф Станислав Богданов скептически отнесся к новости. «Никаких негров под «Черным квадратом» не было и нет. Я в это не верю. Картина уже неоднократно побывала под рентгеновскими лучами, и, конечно же, никто ничего не находил», — заявил Богданов «Известиям». 

Нанесение одного изображения на другое — часто встречающаяся практика в художественном мире. Существует много картин, написанных поверх других. Так, в частности, поступали Пабло Пикассо, Ван Гог, Леонардо да Винчи.

Малевич закончил свой «Черный квадрат» 21 июня 1915 года. Причем, по мнению историка искусства Александры Шатских, написал картину «очень быстро». «Черный квадрат» «спустился» на Малевича внезапно. Его работа была лихорадочна, там есть отпечатки пальцев. Он это написал очень быстро. Часов за 5–6», — приводит слова Шатских телеканал «Культура».

Цикл супрематических работ Малевича

«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.

style.rbc.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>