Кто написал как закалялась сталь автор
Николай Островский. «Как закалялась сталь»
22 декабря 1936 года, ровно 80 лет назад, ушел из жизни советский писатель Николай Алексеевич Островский. Вся жизнь этого удивительного человека была пронизана борьбой. Сначала за идеи революции и построение нового государства, затем с неизлечимой болезнью и ее проявлениями. Главной книгой всей его небольшой жизни (Островский скончался в возрасте 32 лет) стал роман «Как закалялась сталь», который сделал его знаменитым не только в Советском Союзе, но и за его пределами. В романе, написанном в жанре социалистического реализма, описывались события Гражданской войны, а также послевоенные годы восстановления народного хозяйства и нового социалистического строительства. В главном герое произведения Павле Корчагине нашел отражение сам Николай Островский.Николай Островский родился 16 сентября (29 сентября по новому стилю) 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (сегодня территория Ровенской области Украины). Николай был младшим ребенком в семье, у него были две сестры Надежда и Екатерина и брат Дмитрий. Его отец — Алексей Иванович Островский был отставным унтер-офицером русской армии. Принимал участие в русско-турецкой (балканской) войне 1877-1878 годов. За проявленную храбрость и героизм он был награжден двумя Георгиевскими крестами. После отставки Алексей Островский трудился на винокуренном заводе, при этом среди односельчан всегда пользовался авторитетом. Мать будущего писателя Ольга Осиповна Островская была обычной домохозяйкой и происходила из семьи чешских переселенцев. В отличие от мужа, она была малограмотной, но выделялась образной речью, ярким характером, тонким юмором и остроумием. В ее речи можно было услышать большое количество чешских, русских и украинских поговорок. В селе Вилия Островские жили в относительном достатке, у них был свой довольно большой дом, земля и сад. Среди ближайших родственником семьи были учителя, военные, священники, работники двух местных заводов. При этом Николай Островский с самого детства выделялся своими способностями к обучению. Мальчик тянулся к знаниям. В 1913 году он с отличием закончил церковно-приходскую школу (ему было только 9 лет). В школу его взяли досрочно «по причине незаурядных способностей». Стоит отметить, что детство было одним из самых ярких и счастливых воспоминаний в достаточно трудной и трагической жизни Николая Островского. Счастливая жизнь семьи рухнула в 1914 году, когда отец потерял работу. Дом и землю пришлось продать, семья переезжает в Шепетовку, крупную железнодорожную станцию в 85 километрах от села. Здесь Николай Островский поступает в двухклассное училище, которое он закончил в 1915 году. Так как семья испытывала финансовые трудности, Островский рано начинает работать по найму. Уже в 1916 году, в возрасте 12 лет, он сначала становится работником буфета на местной железнодорожной станции, а затем работником склада, подручным кочегара на местной электростанции. В то время Николай Алексеевич оценивал свое образование как недостаточное, при этом он всегда увлекался чтением. Среди любимых его авторов были Жюль Верн, Вальтер Скотт, Дюма старший. Читая книгу за книгой, иногда он и сам пробовал придумывать собственные сюжеты. Работая на электростанции в Шепетовке, он сошелся с местными большевиками, незаметно для самого себя, включившись в революционную деятельность, клеил листовки. Октябрьскую революцию 1917 года он воспринял с радостью, его восхищали революционные призывы и идеалы. Во многом этому способствовала и прочитанная им в больших объемах романтическо-авантюрная литература. Во многих прочитанных им произведениях отважные герои боролись за свободу и справедливость против тиранов, находящихся у власти. После Октябрьской революции Островский сам становился участником такой борьбы, которая увлекла его с головой. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и в августе отправился на фронт сражаться с врагами революции. Он служил в дивизии Котовского, а затем и в знаменитой 1-й Конной армии, которой командовал Буденный. В августе 1920 года он был тяжело ранен в голову и живот шрапнелью, это произошло возле Львова. Николай получил ранение в голову над правой надбровной дугой, оно не было проникающим, но стало причиной тяжелой контузии мозга и ослабления зрения в правом глазу. В госпиталях он провел больше двух месяцев, после чего был демобилизован из Красной Армии. Вернувшись из армии домой, он некоторое время работает в органах ВЧК, но затем перебирается в Киев.
В Киев он приехал в 1921 году, с этого момента начинается этап «ударного строительства» в его жизни. Он находит себе применение на трудовом фронте. В Киеве он учился в местном электротехническом техникуме, одновременно с этим работая электромонтером. Вместе с первыми комсомольцами Украины он был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Принимал участие в строительстве узкоколейной железной дороги, которая должна была стать основной для обеспечения дровами страдающего от холода и тифа Киева. Тогда же он простудился и серьезно заболел, но в этот раз с болезнью удалось справиться. В марте 1922 года во время разлива Днепра Островский по колено в ледяной воде спасал лес, который был необходим городу. Он вновь серьезно простудился, у него развивается ревматизм, а из-за ослабленного иммунитета он заболевает тифом. Лечение в киевской железнодорожной больнице было неэффективным, и он переехал домой в Шепетовку. Усилиями родных, растираниями и припарками ему удалось справиться с болезнью, хотя здоровье его было серьезно подорвано.С этого момента его биографии больницы, клиники, санатории, обследования у врачей занимали большую часть его жизни. Боль и отек коленных суставов сохранялись и доставляли большое неудобство. Уже во второй половине 1922 года 18-летний парень был признан врачебной комиссией инвалидом второй группы. В августе того же года его отправили в Бердянск, где он должен был пройти санаторное лечение. После полутора месяцев лечения наступила кратковременная ремиссия. В 1923-1924 годах он был назначен военным комиссаром Всеобуча. Позднее отправлен на комсомольскую работу. Сначала был секретарем райкома комсомола в Берездове, затем Изяславле. В 1924 году вступил в партию. В то же время его болезнь очень быстро прогрессирует, врачи не могут ему помочь. Со временем болезнь приводит к параличу. С 1927 года и до конца своей жизни писатель был прикован к постели и страдал от неизлечимой болезни. Согласно официальной версии, на состоянии здоровья Николая Островского сказались ранение, а также тяжелые условия труда, он переболел тифом и другими инфекционными заболеваниями. Окончательный диагноз, который был ему поставлен — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».
Все свое свободное время, которого у него теперь было в избытке, Островский тратил на чтение книг, занимаясь самообразованием. Он читал очень много, в основном русскую классику — Пушкина, Толстого, Гоголя, из современных ему писателей он очень выделял творчество Максима Горького. Помимо этого, его очень привлекала литература о Гражданской войне, которая помогала разобраться в событиях, свидетелем и непосредственным участником которых он стал. По воспоминаниям супруги писателя, стопки из 20 книг ему хватало обычно на неделю. Со своей будущей женой Раисой Мацюк, которая была дочерью друзей семьи Островских, он познакомился в конце 1920-х годов в Новороссийске. Осенью 1927 года он начинает писать свой автобиографический роман, который называет «Повесть о «котовцах». Рукопись этой книги, над которой он работал более 6 месяцев и создание которой стоило ему нечеловеческих усилий, он отправил по почте в Одессу своим бывшим боевым товарищам для ознакомления. К несчастью, на обратном пути рукопись была утеряна, ее судьба остается неизвестной до сих пор. При этом Николай Алексеевич, который выносил и не такие удары судьбы, не потерял мужества и не отчаялся, хотя судьба не готовила ему ничего хорошего. Ко всем его неприятностям добавляется постепенная потеря зрения, которая могла быть вызвана осложнением от перенесенного сыпного тифа. Болезнь глаз, которая привела к слепоте, развивалась постепенно, в начале 1929 года он полностью потерял зрение и даже задумывался о самоубийстве. Однако в итоге желание жить и бороться побеждает. У него появляется замысел для нового литературного произведения, которое он назвал «Как закалялась сталь».
Абсолютно обездвиженный, беспомощный и слепой, оставаясь один в московской коммунальной квартире на 12-16 часов в день, пока его жена была на работе, он пишет свое главное произведение. В писательстве он нашел выход своей неуемной энергии, которая помогала побороть безысходность и отчаяние его существования. К тому моменту руки его еще сохраняли некоторую подвижность, поэтому начало книги он записывал сам при помощи разработанного им и его женой «транспаранта» (папки с прорезями). Этот трафарет позволял строчкам не наезжать одна на другую, исписанные страницы он нумеровал и просто скидывал на пол, где затем их подбирали и расшифровывали родные писателя. Правда, со временем у него окончательно отказали и руки. В этих условиях он уже мог лишь диктовать свою книгу родным, друзьям, своей соседке по квартире и даже 9-летней племяннице. Роман был закончен в середине 1932 года. Но отправленная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию, а выведенные типы персонажей были названы «нереальными». Однако Островский не сдался и добился повторного рецензирования своего труда, заручившись поддержкой партийных органов. В результате в редактировании романа приняли активное участие главный редактор «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, которая была известной писательницей своего времени. Сам Островский признавал большое участие Караваевой в работе над текстом романа «Как закалялась сталь», также он отмечал работу над книгой Александра Серафимовича. В итоге роман не только был издан, но и сохранил оригинальное название, хотя его предлагали поменять на «Павел Корчагин» по имени главного героя произведения. Роман начинают публиковать в апреле 1934 года, и сразу же он становится необычайно популярным. В библиотеках за произведением выстраиваются целые очереди. Среди советской молодежи книга становится настолько востребованной, что роман издается вновь и вновь, проводятся его коллективные обсуждения и чтения. Только при жизни писателя он издавался 41 раз. В целом же роман «Как закалялась сталь» стал самым издаваемым произведением советской литературы за 1918-1986 годы, общий тираж 536 изданий составил более 36 миллионов экземпляров. Книга была очень популярна и в Китае.
В марте 1935 года в газете «Правда» напечатали очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из этого очерка миллионы советских читателей узнали, что герой романа Павел Корчагин — это не плод фантазии автора произведения, что именно автор — и есть герой романа. Островским начали восхищаться. Его произведение было переведено на английский, чешский и японский языки. В итоге за рубежом книгу издавали в 47 странах мира на 56 языках. Книга перестала быть просто литературным произведением, став учебником мужества для тех людей, кто даже в самые тяжелые моменты своей жизни искал и мог найти в ней необходимую поддержку и опору. В 1935 году к Островскому пришли признание, слава и достаток. В том же году ему была предоставлена квартира в Москве, машина, началось строительство дачного дома в Сочи, в котором писатель смог отдохнуть лишь одно лето 1936 года. 1 октября 1935 года он был награжден высшей государственной наградой страны — орденом Ленина, став пятым среди советских писателей, удостоенных этой высокой награды. Для своих современников он стал на одну ступеньку с Чапаевым, Чкаловым, Маяковским. В 1936 году он был зачислен в состав Политуправления Красной Армии в звании бригадного комиссара, чему немало радовался. Своим друзьям он писал: «Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии». Летом 1935 года он дал публичное обещание написать новое произведение, получившее название «Рожденные бурей», это был роман в трех частях, из которых до смерти писатель успел подготовить лишь первую. При этом критики считали новый роман слабее предыдущей работы, и сам Островский был не сильно им доволен, отмечая его искусственность. Дописать его он не успел, 22 декабря 1936 года он скончался, едва закончив работу над первой частью книгу, ему было всего 32 года. В день похорон было выпущено первое издание романа «Рожденные бурей», которое рабочие типографии набрали и напечатали в рекордные сроки, узнав о смерти Островского. Писатель был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. С 1937 по 1991 год его именем был назван Пречистенский переулок, в котором он жил с 1930 по 1932 год. Сегодня в столице есть улица Павла Корчагина — это единственная московская улица, которая была названа в честь героя литературного произведения. Улицы во многих городах России и стран бывшего СССР носят имя Николая Островского, во многих городах писателю установлены памятники.
По материалам из открытых источников
topwar.ru
Книга «Как закалялась сталь»
Самая издаваемая книга Советского Союза: без малого 54 000 000 экземпляров, 773 издания!
Китай: 57 изданий тиражом в 2500000 экземпляров.
В чём дело?
В культурном архетипе. Корчагин – глубочайший образ европейской, христианской культуры. И в предшественниках у Павки – Прометей, Фауст, ницшеанский сверхчеловек, самые яркие лица, характеры и судьбы человека этой культуры. Успех книги – не дутый, как, кстати сказать, успех книги другого русского писателя – Набокова и его «Лолиты». Но о «Лолите» - в нужном, другом месте.
Кто вы, Прометей? Для молодых он – образец для подражания, воплощение безграничных возможностей юности, безграничных способом самореализации. Для умудренных опытом, потом и кровью пройденных дорог – светлый образ должного, символ всё далее уходящего в Лету физического могущества и бескорыстного служения. Прометей – глубокий образ западной, ещё дохристианской культуры. Глубоко укорененный в ментальную матрицу, чистый, прекрасный. Хотя, видимо, и уходящий, как уходит вообще всё в подлунном мире. Неподкупная мощь жертвенности – это-то потрясает и притягивает. Не нужно смущаться эпитетом «западный». Потому как русская культура – культура европейская и христианская.
Прометей – метаморфоза античного героя в Фауста – героя позднего европейского Средневековья – начала Нового времени: волевой профиль лица, неуёмная жажда познания, жертвенность, целеустремленность, сосредоточенность, неудержимая страсть к господству.
Павка Корчагин – это один ряд с Прометеем и Фаустом. Он – не мифологема и литературная фантазия. Он – живой. У него нет хитрости Прометея и компромисса Фауста. Но он готов платить высшую цену, как его предшественники. И он её заплатит. Как они. Он – в одном ряду с ними. Они – в одном ряду с Павкой. Павка, как Прометей и Фауст, - прикован к своей скале. Только его орел – ещё безжалостней: у Павки нет даже прометеевской ночи: боль и боль. И ничего, кроме боли и стиснутых скул, сдерживающих стон.
«Свежий ветер избранных пьянил…»: смотрите, сколько свежего воздуха вокруг каждого молодого строителя лучшего будущего для всего человечества! Они задыхаются, они умрут от безветрия. Сопротивление среды – жизнь без него невозможна.
Свой мир они прогнули под себя – вечная слава!
Образ Павки кажется приземленным, а потому и как бы спорным, по единственной причине: он здесь, рядом, он почти в нашем времени. Мелочи, царапины и шрамы – мелкие несовершенства близкого взгляда. Но ветер истории сметет всю шелуху с могилы героев!
Социальный антураж Сколько десятилетий роман воспринимался почти исключительно идеологически. Любая же односторонность девальвирует оцениваемое. Скорее всего, пришло время спокойного, если угодно – академического анализа романа. Без идеологий и страстей по несущественному: конкретики социального текста и, соответственно, почти столетней разделенности нации. И, судя по всему, не одной нации. Особенности времени слома эпох – сам текст романа. Язык, нравы, поступки, идеалы, - всё то, что наполняет ткань понятия «социальная революция». Сам роман, повторюсь, - яркое и живое свидетельство слома, разлома, конца одной и начала другой эпохи. Отсылаю к тексту, где так щедро рассыпаны исторические свидетельства той самой жизни – только успевай выписывать. Позвольте напомнить, возможно, самый знаменитый отрывок всей советской литературы:
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее».
Какая эпоха, такие идеалы. Верно и обратное: какие идеалы, такая и эпоха. Скажи мне, что считается должным, и я скажу какая эпоха на дворе. Скажи мне, за что ты готов умереть, и я скажу в каком обществе ты живешь. По-другому не бывает нигде и никогда.
Мужчина и женщина в эпоху потрясений Бескомпромиссность этики отношений и почти монашеская аскетичность – фундаментальные основы прометеевской натуры Корчагина. Конечно, не все были Павками, не только аскетизм определял этический идеал отношений мужчины и женщины, конечно, нет! Как всегда жизнь сложнее. Но каков был идеал той эпохи, взбудораженной, яростной и страстной?
Тоня Туманова Просыпающаяся чувственность мальчика Павки Корчагина к ставшей потом социально чуждым элементом Тоне Тумановой. Той Тоне, которая ещё не стеснялась «дать руку рабочему», как потом скажет сам Корчагин. «Юность, безгранично прекрасная юность, когда страсть еще непонятна, лишь смутно чувствуется в частом биении сердец; когда рука испуганно вздрагивает и убегает в сторону, случайно прикоснувшись к груди подруги, и когда дружба юности бережет от последнего шага! Что может быть роднее рук любимой, обхвативших шею, и поцелуй, жгучий, как удар тока!
Прерываются его мысли. Как послушно гибкое тело!.. Но дружба юности выше всего».
Как Павка видит семейную жизнь в свои «неполные пятнадцать»? «Если ты от меня не откажешься, если ты действительно серьезно, а не для игрушки, тогда я буду для тебя хорошим мужем. Никогда бить не буду, душа с меня вон, если я тебя чем обижу».
Рита Устинович Какая она – Рита Устинович? Она – «товарищ Рита». – Почему, товарищ Рита, мне всегда хочется тебя видеть? И добавил: С тобой так хорошо! После встречи бодрости больше и работать хочется без конца. Устинович остановилась: – Вот что, товарищ Брузжак, давай условимся в дальнейшем, что ты не будешь пускаться о лирику. Я этого не люблю». С Павлом она другая. Сцена в переполненном вагоне: «Товарищ Корчагин! Отбросьте буржуазные условности, ложитесь-ка вы отдыхать, – шутливо сказала она. Павел лег рядом с ней и с наслаждением вытянул затекшие ноги». «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его так волнует ее объятие. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко ее губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание.
Рита, как бы угадывая его чувства, в темноте улыбнулась. Она уже пережила и радость страсти и ужас потери. Двум большевикам отдала она свою любовь. И обоих забрали у нее белогвардейские пули».
«Рита улыбнулась своей шутке и объяснила ее: – У меня крошечная дочурка. У нее есть отец, большой мой приятель. Все мы втроем дружим, и трио это пока неразрывно».
И, наконец, их последняя встреча, её финальные слова: «Я на жизнь не смотрю формально, иногда можно делать исключение, правда, очень редко, в личных отношениях, если они вызываются большим, глубоким чувством. Этого ты заслуживаешь, но я отклонила первое ж-лание отдать долг нашей юности. Чувствую, что это не дало бы нам большой радости. Не надо быть таким суровым к себе, Павел. В нашей жизни есть не только борьба, но и радость хорошего чувства».
Тая Кюцам Зрелый и больной Корчагин, что он говорит возлюбленной, понимая собственную судьбу? Ты станешь моей подругой, женой? Тая слушала его до сих пор с глубоким волнением. При последнем слове вздрогнула от неожиданности, – Я не требую от тебя сегодня ответа, Тая. Ты обо всем крепко подумай. Тебе непонятно, как это без разных там ухаживаний говорят такие вещи. Все эти антимонии никому не нужны, я тебе даю руку, девочка, вот она. Если ты на этот раз поверишь, то не обманешься. У меня есть много того, что нужно тебе, и наоборот. Я уже решил: союз наш заключается до тех пор, пока ты не вырастешь в настоящего, нашего человека, а я это сделаю, иначе грош мне цена в большой базарный день. До тех пор мы союза рвать не должны. А вырастешь свободна от всяких обязательств. Кто знает, может так статься, что я физически стану совсем развалиной, и ты помни, что и в этом случае не свяжу твоей жизни. Помолчав несколько секунд, он продолжал тепло, ласково: – Сейчас же я предлагаю тебе дружбу и любовь. Он не выпускал ее пальцев из своей руки и был так спокоен, словно она уже ответила ему согласием. – А ты меня не оставишь? – Слова, Тая, не доказательство. Тебе остается одно: поверить, что такие, как я, не предают своих друзей… только бы они не предали меня, горько закончил он». В завершении, по этой же теме, ещё одна цитата: «Сна-чала, видишь ли, она мне понравилась. Окунев виновато поскреб у виска, но, видя, что друг не смеется, осмелел: А потом у Тали… что-то в этом роде. Одним словом, я всего этого тебе рассказывать не буду, все видно и без фонаря. Вчера мы решили попытать счастья построить жизнь нашу на пару. Мне двадцать два года, мы оба имеем право голосовать. Я хочу создать жизнь с Талей на началах равенства. Как ты на это? Корчагин задумался. – Что я могу ответить, Коля? Вы оба мои приятели, по роду из одного племени. Остальное тоже общее, а Таля особенно дивчина хорошая… Все здесь понятно.
На другой день Корчагин перенес свои вещи к ребятам в общежитие при депо, а через несколько дней у Анны был товарищеский вечер без еды и питья – коммунистическая вечеринка в честь содружества Тали и Николая. Это был вечер воспоминаний, чтения отрывков из наиболее вол¬ну¬ющих книг. Много и хорошо пели хором».
Такие были люди и их идеалы.
Обо всём остальном много раз говорилось, писалось, подчеркивалось, заучивалось, на этом акцентировалось внимание.
Закончится ли на Павле Корчагине европейский героический человек?
www.livelib.ru
Николай Алексеевич Островский «Как закалялась сталь». Блог. online-knigi.com

Известный автобиографический роман Николая Алексеевича островского «Как закалялась сталь» был написан в 1932 году. Позднее в апреле 1934 года роман начал публиковаться в журнале «Молодая гвардия», а в ноябре этого года роман вышел как самостоятельная книга в двух частях. Общий тираж произведения – около 36 миллионов экземпляров.
Автор описал события, которые происходили во время гражданской войны и последующие года, когда активно восстанавливалось народное хозяйство и происходило социалистическое строительство. Именно благодаря такой тематике, роман написан в стиле социалистического реализма.
История написания романа «Как закалялась сталь»
Интересна история написания романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Вначале он сам писал от руки текст. Однако из-за болезни строчки заходили друг на друга, что приводило к тому, что ничего невозможно было разобрать. Позднее была выдвинута идея, использовать транспортер.
Впоследствии, рука у писателя сильно болела и вовсе отказала. С этих пор он начал диктовать текст. Диктовал Николай Островский очень медленно, с большими промежутками между фразами. Считается, что автор диктовал текст романа «добровольным секретарям», число которых составляло девятнадцать человек.
Роман имеет две части и каждая из них содержит в себе по девять глав. Их можно классифицировать по таким периодам:
- детство;
- отрочество;
- юность;
- зрелые годы;
- болезнь.
Краткое содержание романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
Павку Корчагина исключают из школы за хулиганство. Он начинает работать и тем самым опускается на самое дно, моральное дно человечества. Когда приходит известие, что нет больше царя, главный герой прячет у себя первое оружие. В этот период он видит ужасные события: грабежи, погромы и убийства.
Увиденное им не проходит бесследно, теперь он жаждет выйти в бой. Позднее он встречает матроса Жухрая и спасает его от конвоя. Но его самого ловят петлюровцы и принимают решение убить его. Но Павлика спасает девушка Тоня, его первая любовь. Однако проблема в том, что она интеллигентка.
Во второй части романа у героя появляется новая любовь – Рита Устинович. Он был ее помощником и другом. Однако позже сам просит о переводе на другую работу, где почти умирает. После этого он совершает большое количество геройских поступков. И получает партийное продвижение после смерти Ленина. Он встречает Риту, но она уже имеет семью. Корчагин едет в лучшие санатории, где ему пытаются спасти жизнь, но тщетно.
Читать роман «Как закалялась сталь» вы можете онлайн на нашем сайте!
Категории:
Все статьи Обзорыonline-knigi.com
Как закалялась сталь (роман) - это... Что такое Как закалялась сталь (роман)?
«Как закалялась сталь» — автобиографический роман советского писателя Н. А. Островского (1932). Книга написана в стилистике социалистического реализма.
В апреле 1934 года журнал «Молодая гвардия» начал публикацию романа, в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность, общий тираж составил не менее 36,4 млн копий.[1].
Роман повествует о судьбе молодого революционера Павки (Павла) Корчагина, отстаивающего завоевания Советской власти в Гражданской войне.
История написания
В конце 1930 года тяжело больной Николай Островский начинает писать роман «Как закалялась сталь». Изначально текст романа писался Островским от руки, однако, по причине болезни строка находила на строку, разбирать написанное было трудно, темпы написания не удовлетворяли писателя. Однажды он попросил ассистентку взять картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки, так родилась мысль о транспораторе, сперва это не очень получалось, но техника пользованием транспоратором совершенствовалась с каждым днем, сначала в транспоратор вкладывали по листику, потом стали вкладывать сразу пачку бумаги. Работал автор по ночам в тишине, исписанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Через какое-то время рука стала болеть и отказала. С этого момента роман стал писаться под диктовку. Диктовал он медленно, отдельными фразами, с большими перерывами между ними. В процессе написания возникли трудности с бумагой, которые с большим трудом удалось решить. Весь 1931 год шла напряжённая работа над первой частью романа, к маю были написаны первые пять глав, к 25 октября все девять глав первой части романа были закончены. В апреле 1932 года писатель получает заказ от издательства на второй том романа. В связи с резким ухудшением здоровья писатель переезжает на юг к морю, где продолжает работу над произведением. Вторая часть романа полностью пишется под диктовку и заканчивается к середине 1932 года. После издания Островский пишет: «Книга издана, значит признана! Значит — есть для чего жить!»[2].
Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В. В. Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М. К. Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (ум. 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По ее словам Ленобль говорил, «что роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Все равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал».
Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского[3].
В апреле 1932 года журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрел большую популярность.
Экранизации
Роман неоднократно экранизировался в СССР. Первая экранизация книги Николая Островского — фильм «Как закалялась сталь» — вышел в 1942 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Тогда главный герой романа Павел Корчагин призван был вдохновить на подвиги советских людей, ведущих борьбу с нацистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко, который повторил трагическую судьбу своего героя — сразу же после съёмок в фильме он ушёл на фронт и в этом же году погиб[4].
В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главного героя сыграл Василий Лановой.
В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране Владимир Конкин. Фильм получил две премии им. Ленинского комсомола[5]. Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных бо́льшим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью. В 1975 году под тем же названием «Как закалялась сталь» вышла также киноверсия этого фильма.
В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года. В роли Корчагина снялся украинский актёр Андрей Саминин[6].
Цитата из романа
Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее. |
Примечания
dic.academic.ru