Кто написал ихтиандра
Ихтиандр
В древних мифах и легендах многократно встречаются описания существ, ставших симбиозом человека и рыбы. Мечты человечества о возможности передвигаться по суше и так же ловко существовать под водой повлекли возникновение фантастических историй. Подводный мир, привлекавший внимание таинственностью и неизведанностью, стал местом, где обитали вымышленные существа.

В числе героев небылиц и сказок оказались славянские русалки, арабские «жители моря», древнегреческие тритоны и сирены, кельтские селки (люди-тюлени). Ихтиандр – плод воображения, желающего представить миру существо, беспрепятственно покоряющее водное пространство.
История и образ
Книга «Человек-амфибия» написана в 1927 году Александром Беляевым. Талантливый писатель был прикован к кровати из-за спондилита позвоночного столба. Диагноз не позволял литератору вести нормальный образ жизни и вынуждал заниматься любимым делом в лежачем положении.

Беляев написал множество произведений, среди которых романы, повести и рассказы. Фантастика как жанр стала отдушиной для писателя, а идеи, предложенные им в повествованиях, позднее использовались в научных исследованиях. Беляев погиб в 1942 году, оставив богатое наследие.
Роман «Человек-амфибия» обрел популярность при жизни автора. Он повествовал о приключениях необычного существа Ихтиандра и его возлюбленной, чей союз сломили стечение обстоятельств и жизненные перипетии. Книга включена для изучения в школьную программу, так как пропагандирует высокие моральные основы. Действие происходит в Буэнос-Айресе.

Сюжет строится вокруг юноши, который мог умереть из-за страшного заболевания, но был спасен профессором Сальваторе. Ученый решил, что проведенная операция спасет молодому человеку жизнь, и пересадил пациенту акульи жабры. Ихтиандр мог дышать под водой, дружил с подводными обитателями и получал удовольствие от времяпровождения в недрах океана.
Со временем рыбаки, заметившие странные происшествия (пропажу улова, необычные звуки), решили, что в заливе обитает «морской дьявол». Это прозвище закрепилось за юношей. Единственным человеком, не побоявшимся сверхсущества, стал Педро Зурита, капитан судна «Медуза». Он вместе с индейцем Бальтазаром решил изловить Ихтиандра и заставить добывать жемчуг с морского дна.

Старания мужчин ни к чему не привели. Но однажды герой спас тонущую девушку, которая оказалась дочерью Бальтазара. Гуттиэре прочили брак с капитаном судна. Ее отец, узнав, что между девушкой и Ихтиандром возникли чувства, способствует ее отъезду. Возлюбленная Ихтиандра выходит замуж за капитана «Медузы».
Над Сальваторе и Ихтиандром вершат правосудие. Юноша пойман и заточен в тюрьму, а профессора осуждают за покушение на божественные полномочия, так как, создав необычное существо, он приблизил себя к Всевышнему. Осуждение окружающих приводит к тому, что Ихтиандра едва не отравили цианистым калием.

Его случайно удалось спасти, но организм юноши претерпел непоправимые изменения. Теперь нахождение на суше было смертельным. Герой уплывает к приятелю профессора Сальваторе на остров Туамоту, где обретает свободу.
Главная коллизия романа заключается в развязке. Тайна происхождения Ихтиандра раскрывается: становится понятно, что он – сын Бальтазара. Мать юноши умерла в родах, и младенца подкинули Сальваторе в надежде на спасение. Профессор оставил мальчика при себе, уверив всех, что лечение не помогло. Узнав правду, старик Бальтазар сходит с ума и тщетно взывает к волнам Тихого океана.

Ихтиандр – главный герой романа, добрый и умный молодой человек, помогающий нуждающимся. Писатель представил героя в образе своеобразного Робин Гуда, который грабил богатых ради утоления нужд бедных. Ихтиандр разрывает сети успешных рыбаков, раздавая их улов неимущим покорителям морских вод. Это романтический персонаж, способный на подвиги.
Храбрый, волевой и искренний юноша испытывает горячие чувства, не омраченные тяготами существования. Он верит людям. Наивность и чистота, граничащие с инфантильностью, делают Ихтиандра идеальным персонажем для кинематографа. Он бежит от ненависти и злости окружающего мира туда, где можно обрести свободу. Отвергнутый миром, в котором родился, юноша находит приют в морских водах.
Экранизации
Роман «Человек-амфибия» впервые экранизирован в 1961 году. Режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский сохранили лейтмотив литературной основы, но представили собственную интерпретацию. Фильм описывает существование получеловека-полурыбы в прибрежных водах латиноамериканской страны.

Ключевой сценой является ссора капитана шхуны Педро Зуриты с невестой Гуттиэре. Девушка в порыве эмоций бросилась в воду и столкнулась лицом к лицу с акулой. От опасного хищника ее спас «морской дьявол» – Ихтиандр. Юноша доставил Гуттиэре на берег, а его заслуги присвоил себе Зурита.
История Ихтиандра становится достоянием общественности из-за статьи журналиста, которому доверился профессор Сальваторе. Прогуливавшийся по городу молодой человек, в чье существование не верил Зурита, был пойман. Проклинавшие его рыбаки требовали расправы. Киноистория имеет тот же финал, что и книга.

Главную роль сыграл Владимир Коренев, актер, чьи небесно голубые глаза приковывали к экрану тысячи зрительниц. В образе Гуриэтте выступила Анастасия Вертинская. Поцелуй молодых людей считается самым романтичным эпизодом картины. Семнадцатилетняя актриса была первой женщиной в Советском Союзе, появившейся в кадре почти обнаженной. Ее тело прикрывал полупрозрачный купальник, выглядевший чересчур эротично для консервативного советского кинематографа.
Экранный образ Ихтиандра был тщательно продуман. В фильме костюм героя украшен маленькими чешуйками из кинопленки, а основой служила ткань для плотных дамских чулок. Всего изготовили 4 костюма, на которые ушло 10 000 чешуек. Детали вручную нашивали на одежду персонажа.

В 2004 году снята вторая одноименная лента. Идею о вечном одиночестве на киноэкране воплотил режиссер Александр Атанесян. В главной роли снялся Саид Дашук-Нигматулин. Фильму не удалось превзойти успех первой ленты, его крайне редко транслируют по телевидению.
Интересные факты
- Александр Беляев – не первый писатель, обратившийся к идее о существе, проживающем в морской пучине. Сюжет перенят автором у Жана де ля Ира, написавшего произведение «Человек, который может жить в воде». Летом 1909 года его публиковала городская парижская газета.

- Главное действующее лицо – мальчик с жабрами акулы, он носил имя Иктанэр. Создателя сверхсущества звали Фульбер. Круша эскадры кораблей, мальчик повиновался «отцу», стремившемуся покорить мир. Планы сбила любовь к прелестной Моизетте. В отличие от Ихтиандра, Иктанэр пошел на операцию по удалению жабр. После нее он поселился на Таити вместе с Моизеттой.
- Осенью 1909 года русский журналист написал на произведение фельетон. Его опубликовала газета «Земщина». Сатирическое произведение, как и роман Беляева, не демонстрировало серьезных сюжетных изменений.
Фото
24smi.org
Ихтиандр - это кто? "Человек-амфибия" Александра Беляева
По теории Дарвина нашими предками являются рыбы, а значит – океан можно назвать колыбелью человечества, которую мы покинули миллионы лет назад и перебрались на сушу. Но человек никогда не мог жить под водой. Хотя море и океан всегда его кормили, но они и запросто могли отнять жизнь.
Именно поэтому многие люди побаиваются воды, некоторые и вовсе не умеют плавать, сторонятся водоемов. Для нас океан – это не дом, бороздя его воды, мы находимся у него в гостях. Порой он ведет себя как гостеприимный хозяин, он ласков и приветлив, но иногда он грозный и злой, и когда он не в духе, с ним нужно быть очень и очень осторожным, иначе серьезно не поздоровится.
Лишь один человек чувствовал себя «как рыба в воде» в океане и на морях. Знакомьтесь, кто о нем не слышал - Ихтиандр. Это герой фантастического произведения Александра Беляева. Если перевести это имя с древнегреческого языка, получится «человек-рыба». Название для него очень подходящее, ведь он мог дышать под водой, как рыба, длительное время не подниматься на поверхность, плавал не хуже дельфина (хотя дельфин и не рыба, но сравним Ихтиандра в ловкости плавания именно с этим замечательным и умным млекопитающим), с легкостью опускался на большую глубину.
Ихтиандр – это вымышленный персонаж, но он описан настолько ярко и образно, что, кажется, что где-нибудь в Тихом океане этот романтик моря по-прежнему изучает затонувшие сотни лет назад корабли и находит города, ушедшие под воду тысячи лет назад.
Он все так же одинок, поскольку спутницу жизни ему найти очень сложно, ведь не каждая девушка готова выйти замуж за совсем необычного парня, которого моряки называют не иначе как «морской дьявол».
А ведь и правда: это же какой отчаянной нужно быть? Хотя, одна такая смелая красавица все же отыскалась. Ее зовут Гуттиэре – она тоже героиня фантастической истории Александра Беляева «Человек-амфибия».
Жажда наживы и романтика
Многих людей влечет жажда богатства, именно она доставила столько проблем нашему герою и его немногочисленным друзьям. Доктор Сальватор сделал своего названного сына Ихтиандра двоякодышащим не для того, чтобы прославиться как гениальный ученый и зажить «на широкую ногу». Нет, он просто решил когда-то подарить не особо здоровому ребенку новый, яркий подводный мир, осчастливить его новыми возможностями.
Но таких людей, как Сальватор, немного, гораздо больше тех, кто увидел в возможностях Ихтиандра лишь путь к успеху и деньгам. Они и стали источником бед наивного и доброго юноши с акульими жабрами.
Почему Аргентина и почему «человек-рыба»?
Местом действия романа стала Аргентина. Так решил Беляев. Ихтиандр стал жителем этой южноамериканской страны, потому что писатель прочел однажды одну необычную заметку из газеты. В ней говорилось о судебном процессе в аргентинской столице.
Судили доктора, который проводил эксперименты над индейскими детьми, для того чтобы сделать более подвижными их конечности. Эта история привлекла внимание Беляева, но не только она стала его вдохновителем.
Еще была книга «Иктанэр и Моизетта», написанная Жаном де ля Ирем, в которой рассказывалась судьба человека-акулы, ставшего жертвой фанатиков, решивших подмять под себя мир.
Морской дьявол – так назвали Ихтиандра неграмотные моряки, приписывавшие ему в одночасье такие злодеяния, как потопление кораблей и убийства невинных рыбаков. Главного героя гораздо правильнее было назвать «ангелом моря», ведь этот не совсем человек и совсем не рыба смотрел на людей чистыми глазами доброго и наивного ребенка, не желающего никому зла и готового жертвовать своей жизнью ради них.
Абсолютной его противоположностью является Зурита, который в первом же своем появлении перед читателями предстает человеком злым, алчным, жестоким, – настоящим посланником ада.
Антиподы
Нетрудно прочувствовать, читая строки книги «Человек-амфибия», что встреча Зуриты и Ихтиандра ничего хорошего последнему не сулит. Так и происходит. Противостояние зла и добра, тюрьмы и свободы – вот главная мысль этого фантастического произведения. Зурита желает заставить «морского дьявола» работать на себя, приносить ему со дна жемчужины, тем самым лишить Ихтиандра свободы. Но, к сожалению, герой и так уже ее лишен.
Отец Ихтиандра, прикрываясь высокопарными словами о совершенствовании человека, наделил своего сына акульими жабрами. Понятно, что человек, дышащий, как рыба, пусть и живущий на Земле, не будет восприниматься обществом своим.
Получается, что Ихтиандр – изгой, во всех смыслах не такой, как все, а его создатель поступил весьма недальновидно, обрекая своего пациента на муки и страдания – не только физические, но и душевные. Ихтиандр – это невинная жертва, пострадавшая за свою исключительность.
Цели жизни злодея и героя
У Зуриты, антипода Ихтиандра, совершенно иные ценности, чем у «человека-амфибии». Первый ценит деньги, добывать жемчуг он хочет лишь для того, чтобы обогатиться. Это его цель, его голубая мечта.
Но Зурита – один из многих, вокруг тысячи таких же черствых и алчных людей, как он. К примеру, тюремщики из этой же истории были согласны отпустить пленника, если им за это заплатят жемчугом.
Конечно, Ихтиандр не таков, как они. Для него деньги – пустой звук, ему не нужны богатства и блага на них покупаемые. Для него главное в жизни – это свобода, любовь и океан, конечно.
Счастье и беды Ихтиандра
Сальватор был щедр и одновременно жаден, вручил море Ихтиандру, но лишил его суши, тем самым отдалив последнего от людей на невообразимо далекое расстояние. Ихтиандр живет в бочке, этим его сухопутный мир ограничен. Ему не приходится выбирать между морем и землей, его вынудил жить в воде отец, которому почему-то вздумалось возвыситься над природой и повернуть эволюционное развитие человека вспять.
Любовь – это мука?
Ихтиандр – это, несомненно, страдалец. Не познавши любви, он долгое время довольствовался тем, что есть. Его все устраивало до той поры, пока ему не пришлось спасать Гуттиэре.
Эту встречу можно назвать роковой, ведь тогда Ихтиандр, отдавший свое сердце спасенной девушке, перестал наслаждаться жизнью. Возлюбленная Ихтиандра – удивительной чистоты девушка, но даже она стала причиной страданий «морского дьявола».
Ихтиандр, охваченный пламенем любви, ринулся в город, полный загадок, откровений и разочарований. Ради нее он начал познавать людей. Но «человек-амфибия», даже если любим девушкой, все равно останется несчастным, чуждым этому миру существом.
Финал как начало
В судьбах людей ничего не изменилось. Сальватор продолжил свои научные изыскания, Зурита не бросил добывать жемчуг, Гуттиэре создала семью с хорошим человеком. Несчастны лишь Ихтиандр и его новый отец – Бальтазар, который после того, как сын навсегда покинул берега Аргентины, практически сошел с ума.
«Человек-рыба» же, посланный ученым за океан к своему другу, вряд ли там обретет долгожданное счастье. Как сказал Сальватор, он будет служить науке, и в этом его призвание. Личной жизни, человеческой, у Ихтиандра не будет никогда.
Сальватор, представитель науки, безжалостно вторгся в судьбу своего подопечного. Ради научных достижений он просто растоптал будущее Ихтиандра, запрятал его за стены одиночества, навсегда оставил его в мире рыб, отдалил от нормальной жизни.
Думается, муки совести ученый не испытывал, потому как считал, что создание Ихтиандра послужит на благо людей в будущем.
Мифология
Умение жить под водой и на суше всегда было мечтой человека. Но вода одновременно и пугала, ведь сквозь нее порой ничего не разглядеть, и что на дне происходит, никто не знает. Потому и стали появляться такие мифологические персонажи, как утопленники, водяные, морские черти.
Авантюриные натуры жаждали побывать на дне, чтобы найти там сокровища и клады в трюмах затонувших кораблей, но неведомое пугало и их. Да и возможностей походить по дну, как это делают сейчас водолазы, в те времена не было. Люди боялись, потому и сами стращали своих детей русалками, сиренами, тритонами.
Человек-амфибия в современном кино и играх
В компьютерных играх и фильмах жанра фэнтези очень часто задействованы такие персонажи, как морские эльфы и русалки. Они обладают необычными для человека силами.
Шутки про человека-амфибию
В основном юмор связан с темой одиночества Ихтиандра. Чтобы он не страдал в пучинах морских, в невесты ему предлагают Русалочку, героиню диснеевских мультфильмов, которая также все свое время проводила в подводном мире. Пользователи интернета пишут, что эти двое составили бы прекрасную и счастливую пару.
fb.ru
Человек-амфибия (роман) - это... Что такое Человек-амфибия (роман)?
«Челове́к-амфи́бия» — научно-фантастический роман о человеке, способном жить под водой, написанный Александром Беляевым в 1927.
Содержание
|
Сюжет
Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем — пересадка органов, в том числе от одних живых существ другим. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, живущим поблизости. Индейцы почитают Сальватора как бога — он лечит болезни и травмы, которые считаются безнадёжными. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть — его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Но чтобы выжить, ребёнок должен постоянно соблюдать режим — часть времени он должен проводить в воде, часть — на воздухе, иначе его состояние резко ухудшится. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется Ихтиандр — человек-рыба.
Действие книги начинается спустя много лет, когда Ихтиандр уже вырос. Он живёт у Сальватора, плавает в океане, куда выбирается подводным туннелем, ведущим от виллы Сальватора. Человек-рыба не остаётся незамеченным — то он разрежет рыбацкую сеть, в которую по неосторожности попался, то его заметят рыбаки или ловцы жемчуга, когда он плавает на дельфине и трубит в раковину. По побережью уже ходят слухи о «морском дьяволе», живущем в океане. Ловцы жемчуга боятся нырять, рыбаки — выходить на промысел. Капитан Педро Зурита, промышляющий ловлей жемчуга, раздражён слухами, идущими ему в убыток, но быстро понимает, что за слухами кроется что-то реальное. Он решает, что «морской дьявол» — это умное животное, которое неплохо было бы поймать и использовать. Попытки поймать «дьявола» сетями не удаются. Зурита вскоре убеждается, что «дьявол» как-то связан с Сальватором. В поместье приходит под видом деда больной индейской девочки Кристо — агент Зуриты. Он входит в доверие к Сальватору и со временем узнаёт об Ихтиандре.
Ихтиандр спасает тонущую в море девушку — Гуттиэре, дочь Бальтазара, одного из подручных Зуриты. Оказавшийся поблизости на берегу Зурита находит Гуттиэре и уверяет девушку, что это он её спас. Поражённый красотой Гуттиэре, Ихтиандр хочет увидеть её снова, но он совершенно не знает жизни на берегу. С помощью Кристо он совершает несколько выходов в город, находит девушку, встречается с ней. У Гуттиэре есть возлюбленный, но она испытывает симпатию к странному симпатичному юноше. Но в конце концов Зурита, более богатый и могущественный, берёт Гуттиэре в жёны и увозит в своё поместье. Ихтиандр отправляется за девушкой, но в результате сам попадает к Зурите. Его сначала принуждают добывать жемчуг, приковав на длинную цепь, а потом отправляют, якобы по просьбе Гуттиэре, собрать ценности с недавно затонувшего корабля. Оказавшись свободным, Ихтиандр бежит.
Бальтазар, узнаёт, что Ихтиандр — его сын, которого много лет назад отнесли на лечение к Сальватору. Он хочет добиться, чтобы ему вернули сына, и подаёт жалобу прокурору. Одновременно к прокурору обращается и Зурита. Местные церковные деятели также выступают против Сальватора, обвиняя его в богохульных опытах. Полиция берёт Сальватора и Ихтиандра под стражу.
В суде Сальватор рассказывает историю Ихтиандра. Его приговаривают, а на Ихтиандра, признанного, из-за незнакомства с реалиями жизни, невменяемым, получает права опекунства Зурита. Благодаря содействию друзей профессора и одного из тюремщиков, жене которого Сальватор в своё время спас жизнь, Ихтиандру организуют побег — он отправится морем на далёкий остров, к одному из друзей Сальватора.
Экранизации
См. также
Ссылки
- Александр Беляев. Человек-амфибия
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Книга Ихтиандр. Автор: Климай Александр Петрович. Страница 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Художественный фильм «Человек-амфибия» по известному роману А. Беляева вышел на экраны более тридцати лет назад. Вспомните: какой это был фильм! В главных ролях — Анастасия Вертинская, Михаил Казаков, Владимир Коренев. Прекрасная работа режиссера, оператора… И, конечно, сам фантастический сюжет. Не так давно фильм показали по телевидению.
По крайней мере один мальчишка разревелся, узнав, что продолжения не будет. И напрасны были объяснения родителей, что писатель хотел, но не получилось продолжить повествование. Слезы не утихали. И тогда отец мальчика пообещал написать свое продолжение романа. И написал!
Автор романа «Ихтиандр» — вовсе не профессиональный писатель. Он, как говорили в старину, — практикующий врач.
Любовь действительно способна творить чудеса. Любовь к детям, к сыну, как у доктора Александра Климай, тоже.
Я не стану пересказывать содержание романа — хорошие книги пересказывать нельзя. Их нужно прочесть. Скажу лишь об одном. Помните, как печально заканчивается роман «Человек-амфибия»? Ихтиандра злые люди продержали долгое время в железной бочке со ржавой водой. И он потерял способность жить на суше. Его ожидало одиночество морских глубин. Так вот, Александр Климай с помощью достижений медицинской науки, соединенной с писательским талантом, возвращает Ихтиандру счастье жить с людьми, с любимой девушкой…
Литература знает немало примеров продолжения книги писателя другим автором. Вспомните хотя бы Урфина Джюса с его деревянными солдатами А. Волкова или роман М. Митчелл «Унесенные ветром», продолженный А. Риплей.
Нельзя заниматься плагиатом, а писать продолжения и выдумывать новые сюжеты — пожалуйста! Только не следует забывать, что автор, который «изобрел» героя (как Ихтиандра А. Беляев), или его наследники, если уж продолжение «не лезет ни в какие ворота», могут подать на графомана в суд — за нанесение морального ущерба. Но такой оборот Александру Климай вовсе не грозит: его «Ихтиандр» действительно интересная книга. Уверен, этот роман молодого автора не пройдет мимо внимания читателей и, надеюсь, мимо издателей.
Пожелаем же Александру Климай творческого успеха.
А. ПУРГИН,
Еженедельник «Аргументы и факты».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА 1
Ихтиандр долго приходил в себя. Привычная морская стихия быстро стала оказывать благотворное действие на него. Ощущение бодрости постепенно укрепилось, и уже через некоторое время он с ужасом вспомнил тюремную бочку, в которой чуть не задохнулся. Воду меняли очень редко — еще пару дней, и ему пришлось бы трудно. Ихтиандр был далек от политики и не знал об опасности, о которой сообщил смотритель тюрьмы доктору Сальватору. Он помнил также Зуриту и понимал, что хотят такие люди от него.
— Пожалуй, отец прав… надо уплывать из этих мест… Гуттиэре…
Образ любимой девушки встал перед ним.
Ему не хотелось плыть. Уже прошло достаточно времени, а темно-зеленая мгла океана по-прежнему расстилалась во все стороны от него. Обитатели океана спали. Дремал и Ихтиандр. В такое время суток океан действовал на него успокаивающе, и он засыпал. Чаще всего это случалось в его подводной квартире. Но бывали случаи, когда юноша, увлекшись игрой с Лидингом, уплывал очень далеко и, чувствуя, что не успеет вернуться домой, ночевал где-нибудь в океане. В таком случае местом отдыха был затонувший корабль или подводное ущелье, которых в тех местах, где он плавал, было много.
Выбор места для ночевки начинался с выявления в нем спрутов. Если они были, то приходилось искать другое. На этот раз Ихтиандр дремал в открытом океане. Его мысли были больше похожи на сновидения.
Он чувствовал приближение опасности на расстоянии и поэтому не боялся ее.
— Гуттиэре, милая, прекрасная любовь моя, — пронеслось где-то в глубине мыслей Ихтиандра.
Ему казалось, что они плывут вместе в голубовато-бирюзовой пучине океана. Нежной радостью переполнилось его сердце. Он наслаждался этим прекрасным чувством до того момента, пока вдруг не почувствовал, что милый образ стал быстро удаляться и исчез. Собственный страшный крик: — Гуттиэре!.. — разбудил его.
Оглядевшись и совсем придя в себя, Ихтиандр с горечью подумал, что это был только сон. По-прежнему во все стороны от него медленно колыхалась темная мгла океана. Присмотревшись, Ихтиандр заметил, что вода стала светлее — прошло около трех часов. Приснившийся образ любимой был настолько реальным, что это ощущение долго не покидало его.
— Сон… — подумал Ихтиандр. — Только прелестный сон…
Глаза снова стали закрываться, но в этот момент он почувствовал небольшое колебание воды. Ихтиандр вновь пришел в себя и огляделся. Недалеко проплыли две большие рыбы. Видимость была еще плохой и юноша забеспокоился — кинжала не было, гарпунного ружья тоже. Но присмотревшись, успокоился — это были не акулы.
— Наверное, тунец, — подумал он.
Окончательно собравшись с мыслями, сначала медленно, а затем все быстрее он поплыл. Самочувствие его было нормальным, прошли колющие ощущения в боках. Морские обитатели, которые к этому времени уже проснулись, шарахались в стороны от человека. Времени прошло достаточно много, а он еще не выполнил задание доктора Сальватора — прежде чем поднимется солнце над океаном, отправиться в путь. Чтобы двигаться быстрее, Ихтиандр всплыл ближе к поверхности — ему необходимо было найти северное течение. Оно несет свои воды с жаркого севера на более холодный юг. Вскоре Ихтиандр почувствовал его.
Стремительность, с которой юноша несся в этой бирюзовой мгле, пришла к нему не сразу. Он помнил себя еще маленьким ребенком, плавающим в небольшом бассейне наперегонки с Микки. Микки — это обезьянка, которая в то время составляла компанию маленькому Ихтиандру. Он помнил также день, когда подростком впервые оказался в той темной пещере со стеклянной стеной и, пройдя через специальную камеру, нырнул вместе с доктором Сальватором, одевшим водолазный костюм, в открытый океан. Несколько недель они плавали вместе. Но в один из дней Сальватор сказал, что завтра Ихтиандр поплывет один. С каждым днем прибавлялась сила, заметно изменилась скорость. Юноша играючи проплывал большие расстояния. Он подрос и доктор отпускал его, не беспокоясь, что с ним что-то случится. К тому же у него был надежный друг — дельфин Лидинг, которого спас доктор Сальватор от тяжелой раны, полученной, видимо, во время схватки с акулами. Дельфин был прооперирован доктором и некоторое время жил в бассейне. Ихтиандр ухаживал за ним. Дружба возникла быстро и потом не раз проверялась на прочность. Лидинг чувствовал и понимал не хуже человека, только вот, к сожалению, не говорил. Ихтиандр знал, что профессор вел исследования по изучению речи дельфинов, и поэтому надеялся когда-нибудь услышать друга. Лидинг находился всегда где-то недалеко от подводной «квартиры» Ихтиандра и стоило тому протрубить в свой рожок, как дельфин появлялся один, либо вместе со своими друзьями. Рожок действовал безотказно…
Эти воспоминания сплошным потоком пронеслись в его голове. Юноша по-прежнему плыл в теплом северном течении океана. Вода становилась светлее, а бирюзовый оттенок ее менее интенсивным. Ихтиандр опаздывал. Чтобы лучше сориентироваться, он всплыл на поверхность океана. Первые лучи солнца уже появились из-за линии горизонта и океан представлял такую прекрасную картину, какой он еще не видел. Чувство свободы в родной стихии опьяняло его…
Юноша осмотрелся в надежде увидеть дельфина. Но поверхность океана была пустынна.
— Рано, — решил он и, нырнув в глубину, быстро развил утерянную скорость.
Page 2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Художественный фильм «Человек-амфибия» по известному роману А. Беляева вышел на экраны более тридцати лет назад. Вспомните: какой это был фильм! В главных ролях — Анастасия Вертинская, Михаил Казаков, Владимир Коренев. Прекрасная работа режиссера, оператора… И, конечно, сам фантастический сюжет. Не так давно фильм показали по телевидению.
По крайней мере один мальчишка разревелся, узнав, что продолжения не будет. И напрасны были объяснения родителей, что писатель хотел, но не получилось продолжить повествование. Слезы не утихали. И тогда отец мальчика пообещал написать свое продолжение романа. И написал!
Автор романа «Ихтиандр» — вовсе не профессиональный писатель. Он, как говорили в старину, — практикующий врач.
Любовь действительно способна творить чудеса. Любовь к детям, к сыну, как у доктора Александра Климай, тоже.
Я не стану пересказывать содержание романа — хорошие книги пересказывать нельзя. Их нужно прочесть. Скажу лишь об одном. Помните, как печально заканчивается роман «Человек-амфибия»? Ихтиандра злые люди продержали долгое время в железной бочке со ржавой водой. И он потерял способность жить на суше. Его ожидало одиночество морских глубин. Так вот, Александр Климай с помощью достижений медицинской науки, соединенной с писательским талантом, возвращает Ихтиандру счастье жить с людьми, с любимой девушкой…
Литература знает немало примеров продолжения книги писателя другим автором. Вспомните хотя бы Урфина Джюса с его деревянными солдатами А. Волкова или роман М. Митчелл «Унесенные ветром», продолженный А. Риплей.
Нельзя заниматься плагиатом, а писать продолжения и выдумывать новые сюжеты — пожалуйста! Только не следует забывать, что автор, который «изобрел» героя (как Ихтиандра А. Беляев), или его наследники, если уж продолжение «не лезет ни в какие ворота», могут подать на графомана в суд — за нанесение морального ущерба. Но такой оборот Александру Климай вовсе не грозит: его «Ихтиандр» действительно интересная книга. Уверен, этот роман молодого автора не пройдет мимо внимания читателей и, надеюсь, мимо издателей.
Пожелаем же Александру Климай творческого успеха.
А. ПУРГИН,
Еженедельник «Аргументы и факты».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА 1
Ихтиандр долго приходил в себя. Привычная морская стихия быстро стала оказывать благотворное действие на него. Ощущение бодрости постепенно укрепилось, и уже через некоторое время он с ужасом вспомнил тюремную бочку, в которой чуть не задохнулся. Воду меняли очень редко — еще пару дней, и ему пришлось бы трудно. Ихтиандр был далек от политики и не знал об опасности, о которой сообщил смотритель тюрьмы доктору Сальватору. Он помнил также Зуриту и понимал, что хотят такие люди от него.
— Пожалуй, отец прав… надо уплывать из этих мест… Гуттиэре…
Образ любимой девушки встал перед ним.
Ему не хотелось плыть. Уже прошло достаточно времени, а темно-зеленая мгла океана по-прежнему расстилалась во все стороны от него. Обитатели океана спали. Дремал и Ихтиандр. В такое время суток океан действовал на него успокаивающе, и он засыпал. Чаще всего это случалось в его подводной квартире. Но бывали случаи, когда юноша, увлекшись игрой с Лидингом, уплывал очень далеко и, чувствуя, что не успеет вернуться домой, ночевал где-нибудь в океане. В таком случае местом отдыха был затонувший корабль или подводное ущелье, которых в тех местах, где он плавал, было много.
Выбор места для ночевки начинался с выявления в нем спрутов. Если они были, то приходилось искать другое. На этот раз Ихтиандр дремал в открытом океане. Его мысли были больше похожи на сновидения.
Он чувствовал приближение опасности на расстоянии и поэтому не боялся ее.
— Гуттиэре, милая, прекрасная любовь моя, — пронеслось где-то в глубине мыслей Ихтиандра.
Ему казалось, что они плывут вместе в голубовато-бирюзовой пучине океана. Нежной радостью переполнилось его сердце. Он наслаждался этим прекрасным чувством до того момента, пока вдруг не почувствовал, что милый образ стал быстро удаляться и исчез. Собственный страшный крик: — Гуттиэре!.. — разбудил его.
Оглядевшись и совсем придя в себя, Ихтиандр с горечью подумал, что это был только сон. По-прежнему во все стороны от него медленно колыхалась темная мгла океана. Присмотревшись, Ихтиандр заметил, что вода стала светлее — прошло около трех часов. Приснившийся образ любимой был настолько реальным, что это ощущение долго не покидало его.
— Сон… — подумал Ихтиандр. — Только прелестный сон…
Глаза снова стали закрываться, но в этот момент он почувствовал небольшое колебание воды. Ихтиандр вновь пришел в себя и огляделся. Недалеко проплыли две большие рыбы. Видимость была еще плохой и юноша забеспокоился — кинжала не было, гарпунного ружья тоже. Но присмотревшись, успокоился — это были не акулы.
— Наверное, тунец, — подумал он.
Окончательно собравшись с мыслями, сначала медленно, а затем все быстрее он поплыл. Самочувствие его было нормальным, прошли колющие ощущения в боках. Морские обитатели, которые к этому времени уже проснулись, шарахались в стороны от человека. Времени прошло достаточно много, а он еще не выполнил задание доктора Сальватора — прежде чем поднимется солнце над океаном, отправиться в путь. Чтобы двигаться быстрее, Ихтиандр всплыл ближе к поверхности — ему необходимо было найти северное течение. Оно несет свои воды с жаркого севера на более холодный юг. Вскоре Ихтиандр почувствовал его.
Стремительность, с которой юноша несся в этой бирюзовой мгле, пришла к нему не сразу. Он помнил себя еще маленьким ребенком, плавающим в небольшом бассейне наперегонки с Микки. Микки — это обезьянка, которая в то время составляла компанию маленькому Ихтиандру. Он помнил также день, когда подростком впервые оказался в той темной пещере со стеклянной стеной и, пройдя через специальную камеру, нырнул вместе с доктором Сальватором, одевшим водолазный костюм, в открытый океан. Несколько недель они плавали вместе. Но в один из дней Сальватор сказал, что завтра Ихтиандр поплывет один. С каждым днем прибавлялась сила, заметно изменилась скорость. Юноша играючи проплывал большие расстояния. Он подрос и доктор отпускал его, не беспокоясь, что с ним что-то случится. К тому же у него был надежный друг — дельфин Лидинг, которого спас доктор Сальватор от тяжелой раны, полученной, видимо, во время схватки с акулами. Дельфин был прооперирован доктором и некоторое время жил в бассейне. Ихтиандр ухаживал за ним. Дружба возникла быстро и потом не раз проверялась на прочность. Лидинг чувствовал и понимал не хуже человека, только вот, к сожалению, не говорил. Ихтиандр знал, что профессор вел исследования по изучению речи дельфинов, и поэтому надеялся когда-нибудь услышать друга. Лидинг находился всегда где-то недалеко от подводной «квартиры» Ихтиандра и стоило тому протрубить в свой рожок, как дельфин появлялся один, либо вместе со своими друзьями. Рожок действовал безотказно…
Эти воспоминания сплошным потоком пронеслись в его голове. Юноша по-прежнему плыл в теплом северном течении океана. Вода становилась светлее, а бирюзовый оттенок ее менее интенсивным. Ихтиандр опаздывал. Чтобы лучше сориентироваться, он всплыл на поверхность океана. Первые лучи солнца уже появились из-за линии горизонта и океан представлял такую прекрасную картину, какой он еще не видел. Чувство свободы в родной стихии опьяняло его…
Юноша осмотрелся в надежде увидеть дельфина. Но поверхность океана была пустынна.
— Рано, — решил он и, нырнув в глубину, быстро развил утерянную скорость.
www.booklot.ru