Кто написал игру престолов


Состав и порядок чтения книг серии «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина | 7Королевств

В этой заметке мы постараемся ответить на периодически всплывающие вопросы о порядке чтения цикла, о том, как одни части цикла соотносятся с другими, в чем особенности этих частей, как они связаны с экранизацией и что стоит читать смотревшим сериал.

Цикл «Песнь Льда и Пламени» условно можно разделить на три меньших цикла, посвященных различным эпохам в истории Вестероса и различающимся по стилю, форме, а иногда и по составу авторов. Мир и все истории в нем придуманы американским писателем Джорджем Мартином; долгое время он не соглашался делить свой мир ни с кем, однако со временем уступил. Так появилась краткая история вселенной «Мир Льда и Пламени», написанная в соавторстве с создателями крупнейшего англоязычного сообщества в фэндоме и помощниками Мартина по части согласования мелких деталей о мире и героях. Второй пример — это собственно сериал «Игра престолов» и его возможные спин-оффы, которые из-за отсутствия книжной основы являются, по сути, творчеством сценаристов в рамках мира Джорджа Мартина и должны рассматриваться отдельно от книг.

Если сравнивать «Песнь Льда и Пламени» с «Властелином колец», то основная сага ПЛИО — это собственно трилогия ВК, рассказы о Дунке и Эгге — нечто среднее между «Хоббитом» и «Детьми Хурина», а цикл летописей — это, пожалуй, «Сильмариллион».

Основной цикл

Основной цикл — это единая история, разделенная на семь объемных томов, два из которых пока не написаны. Роман «Игра престолов» — это вообще первая книга о Вестеросе, поэтому и знакомство лучше начинать с нее — даже если вы посмотрели первый сезон одноименного сериала.

Каждый роман основного цикла разбит на главы, рассказанные от лица нескольких главных героев — читатель видит, слышит и размышляет вслед за этим героем, но оценка происходящих событий может полностью измениться со сменой главы и знакомством с другой точкой зрения. Этого в сериале не передают, хронология в кино непрерывна.

События начинаются в мире, из которого магия ушла несколько веков назад, поэтому поначалу цикл напоминает историческую прозу. По мере возвращения магии в романе возникает все больше элементов эпического фэнтези. Сам Джордж Мартин предлагает следующий тест на то, понравятся вам его книги или нет (при условии, что вы не смотрели сериал): прочтите первые 9 глав (до второй главы Брана включительно), и если после этого вы не увлечетесь, то это не ваши книги.

При чтении романов семикнижия важно соблюдать последовательность:

  • Игра престолов / A Game of Thrones (1996)
  • Битва королей / A Clash of Kings (1998)
  • Буря мечей / A Storm of Swords (2000)
  • Пир стервятников / Пир для воронов / A Feast for Crows (2005)
  • Танец с драконами / A Dance With Dragons (2011), в России разделено на два тома: 1) «Грезы и пыль» и 2) «Искры над пеплом».
  • (не опубликовано) Ветра зимы / The Winds of Winter (2019?)
  • (не опубликовано) Грезы о весне / Dream of Spring (???)

У каждой книге свой темп в рамках хронологии мира: так, первый том — завязка — рассказывает о событиях около полутора лет, а дальше — в среднем около полугода. Кроме того, события одного тома частично перекрываются с событиями следующего — наиболее ярко это проявляется в «Пире стервятников» и «Танце с драконами». Здесь писатель разделил героев географически: «Пир стервятников» сосредоточен на последствиях войны в центральном и южном регионах Вестероса, а «Танец с драконами» — преимущественно на событиях в Эссосе и на севере Вестероса, пока ближе к последней трети «Танца» истории вновь не воссоединяются. Некоторые фанаты считают, что эти книги нужно читать в соответствии с хронологией событий, но мы эту точку зрения не разделяем.

Сериал «Игра престолов» является адаптацией семикнижия, но начиная со второго сезона сериал стал развиваться по-своему — сказывались ограничения бюджета, экранного времени и формата. Так, в книге писатель старался продумывать хронологию событий и учитывать расстояния, которые преодолевают герои с точностью до дней. В сериале же время и расстояние — это условности. Джордж Мартин любит «серых» персонажей, которые «хорошие» или «плохие» в зависимости от точки зрения, как и в реальной жизни; в сериале это тоже не передано.

Чем ближе к финалу и чем меньше у создателей сериала оставалось материала из написанных книг, тем больше они упрощали, иногда отбрасывая целые сюжетные линии. Начиная с шестого сезона (а местами даже с пятого) они полностью исчерпали опубликованный писателем материал. Седьмой и восьмой сезоны сериала созданы даже не по черновикам: основой послужили приблизительные представления писателя о финале, которые он озвучил сценаристам на одной из встреч. Проблема в том, что по собственным словам, Мартин не сочиняет костяк сюжета заранее, он писатель-садовник, чья история растет по мере написания. Поэтому не исключено, что то, что Мартину казалось очевидным в 2013 году, перестанет работать и будет отброшено — как версия событий 1993 года или планы на пятилетний перерыв в сюжете после третьей книги цикла.

Поэтому сериал — по сути  параллельная история, и таковой останется, по крайней мере, до тех пор, пока не выйдет последняя книга цикла (тогда мы сможем сравнить). А случится это нескоро, потому что каждая новая книга требует все больше времени для работы: «Пир» Мартин писал 5 лет, «Танец» — 6 лет, «Ветра» — в работе уже 6 лет. Сериал же завершится в начале 2019 года.

Цикл о Дунке и Эгге (Рыцарь Семи Королевств)

Вскоре после публикации «Игры престолов» к Мартину обратился Роберт Сильверберг с предложением присоединиться к Стивену Кингу, Терри Пратчетту и Урсуле Ле Гуин в его новой антологии «Легенды». Халтуру в такой звездный сборник не отправишь, и Мартин решил написать нечто самодостаточное, но в том же мире, что и «Игра престолов». Рассказ «Межевой рыцарь» был тепло встречен публикой, и многие стали читать основной цикл лишь под впечатлением от «Легенд». Впоследствии Джордж Мартин написал еще две истории, хронологически следующие друг за другом:

  • Рыцарь Семи Королевств / A Knight of the Seven Kingdoms (2015)
    • Межевой рыцарь / The Hedge Knight (1998)
    • Присяжный рыцарь / Верный меч / The Sworn Sword (2003)
    • Таинственный рыцарь / The Mystery Knight (2010)

События рассказов разворачиваются за век до «Игры престолов» и описывают приключения странствующего рыцаря Дункана и его оруженосца, который совсем не тот, кем кажется. В этом Вестеросе почти нет магии, если не считать таковой пророческие сны. Здесь тоже ведется игра за престол, но она происходит или происходила где-то там, далеко. По сути, это «Айвенго», каким он мог бы быть, если бы рассказ велся не от лица автора, а от лица Уилфреда. Каждый рассказ является вполне законченной историей.

Первое упоминание Дункана в основном цикле происходит в «Буре мечей», а начиная с «Пира стервятников» упоминания героев рассказов встречаются довольно часто — в основном потому, что происходят некоторые важные события с участием тех стариков, которые знали Дункана и его оруженосца лично, а старики иногда предаются воспоминаниям. Знания о молодости Дунка и Эгга придают их образам глубины, но не раскрывают важных сюжетных поворотов рассказов.

Для основной саги юность Дунка и Эгга, которой посвящены рассказы цикла, почти не имеет никакого значения, но вот их зрелость и смерть — это совсем другая история, она связана с предсказаниями в основном цикле, и частично раскрывается в цикле летописей. Именно поэтому «Таинственный рыцарь» может стать последним рассказом цикла и в этом не будет ничего страшного, хотя, по словам Мартина, у него идей на дюжину рассказов до самой смерти героев, а один рассказ даже частично написан («Винтерфелльские волчицы»).

Рассказы о Дунке и Эгге можно читать независимо от основного цикла и цикла летописей. Можно читать после сериала, если Вестероса вам оказалось мало; можно читать после «Танца с драконами» в ожидании следующих книг — и в этом случае вы не сможете не заметить параллелей с главами Бриенны; можно читать после «Бури мечей», если вы будете слишком расстроены, чтобы читать дальше, а еще потому что дальше в саге больше отсылок к приключениям Дунка и Эгга; можете читать в хронологическом порядке по дате выхода рассказов и основной саги (как делали мы по понятной причине), а можете с них начать знакомство с миром Вестероса.

Цикл летописей

Цикл летописей вырос в процессе работы над путеводителем «Мир Льда и Пламени» (см. наш обзор на книгу) — это книги для увлеченных миром фанатов как книг, так и сериала (хотя по последним сериям видно, что сами сценаристы «Мир» читали не слишком внимательно и допускают сочувствие Браавоса рабовладению). Мы не думаем, что цикл имеет смысл читать людям, которым не нравятся книги основной саги, рассказы о Дунке и Эгге или сериал «Игра престолов».

  • Мир Льда и Пламени / The World of Ice and Fire (2014)
  • Пламя и кровь I / Fire and Blood I (2018), в России разделено на два тома: 1) «Кровь драконов» и 2) «Пляска смерти»
    • Сыны Дракона / The Sons of the Dragon (2017)
    • Порочный принц / Принц-негодяй / The Rogue Prince, or, the King’s Brother (2014)
    • Принцесса и королева, или Черные и Зеленые  / Princess and Queen, or, Black and Green (2013)
  • (не опубликовано) Пламя и кровь II / Fire and Blood II (???)

Все произведения цикла подаются от лица мейстера. И хотя это по-прежнему субъективный рассказчик, но он не является непосредственным участником событий, как Дункан или герои основного цикла. Летописи о Вестеросе вдохновлены историческими средневековыми хрониками, это касается всего — и слога, и обсуждения достоверности различных источников, и оценки хронистом тех или иных деятелей истории.

Мартин начал работать над циклом вскоре после сдачи рукописи 5-й книги основного цикла («Танец с драконами») в 2011 году. Заполняя пробелы в том, что к тому времени успели написать его соавторы на основе ранее опубликованного материала, Мартин так увлекся, что забыл и об ограничениях объема, и о следующем романе основного цикла. В итоге весь этот материал решили опубликовать отдельно как одну из книг Цитадели. Сейчас она значится в планах под рабочим названием «Пламя и кровь» и разделена на два тома, а во вторую главу «Мира Льда и Пламени» поместили очень краткий пересказ этого материала. Соавторы Мартина имеют отношение лишь к путеводителю «Мир Льда и Пламени» и не принимали никакого участия в работе над всем остальным, что есть в этом цикле.

Первый том «Пламени и крови» начинается с завоевания Вестероса Эйгоном I и заканчивается воцарением Эйгона III и смутой периода регентства при малолетнем короле. Второй том включает историю самостоятельного правления Эйгона III и завершается восстанием Роберта Баратеона. Отрывки из первого тома Мартин отдавал, опять же в сокращенном виде, в различные антологии как независимые повести. Второй том «Пламени и крови», вероятно, не будет издан до завершения работы над основным циклом, ведь в нем автор имеет возможность раскрыть все, что в «Мире Льда и Пламени» спрятали за кляксами и общими словами — например, историю гибели Дунка и Эгга и детали Восстания Роберта Баратеона.

Хронологическое представление книг цикла (примерно):

Рассветная эпоха Завоевание Вестероса Танец драконов Восстания Блэкфайров Восстание Баратеона Война Пяти королей
Мир Льда и Пламени Игра престолов, Битва королей, Буря мечей, Пир стервятников, Танец с драконами
Пламя и кровь I Пламя и кровь II
Сыны Дракона Порочный принц, Принцесса и королева Рассказы о Дунке и Эгге

На бумаге почти все эти книги доступны лишь в одном переводе, но различных вариантах оформления. Многие книги существуют в неофициальных любительских переводах, которые по точности часто превосходят изданные на бумаге. Подробнее о переводах читайте отдельно.

Подводя итоги: попробуйте прочесть «Игру престолов» до второй главы Брана включительно — если понравится, читайте дальше. Рассказы о Дунке и Эгге можно читать в любой момент, это самостоятельный цикл, рассчитанный на аудиторию, не знакомую с «Игрой престолов»; первые отсылки к рассказам появляются в «Буре мечей», но они практически не влияют на понимание сюжета. Цикл летописей рассчитан в большей степени на тех, кто не готов расставаться с Вестеросом после прочтения саги и/или рассказов о Дунке и Эгге.

7kingdoms.ru

ИГРА ПРЕСТОЛОВ (Песнь Льда и Пламени): список книг по порядку читать онлайн – Knigi-online.me

Невероятно популярной серия книг «Песнь Льда и Пламени» стала после экранизации. Теперь весь мир ждет выхода новых серий всеми любимого сериала «Игра престолов». Книги по порядку немного не соответствуют тому, что на экране, но автор — Джордж Мартин, принимал активное участие в его съёмках. Хоть эти истории и недописанные до конца, но писатель уже поделился предполагаемым финалом со сценаристами сериала. Многие фанаты этого фильма, ищут где же можно эти книги читать онлайн. Ведь очень интересно сравнить написанное с тем, что показано на экране, узнать побольше о любимых героях и их сюжетных линиях. Еще одной весомой причиной ознакомиться с бумажной версией этого культового произведение – возможность узнать, чем закончится «Игра престолов» по книге. Очень вероятно, что именно на страницах этой серии автор делает намеки и подсказки на всеми ожидаемое завершение. Хоть сериал и снимают достаточно медленно, зато время просмотра каждой серии занимает около часа, а то и больше. Поэтому у многих фанатов появляется вопрос о том, сколько книг автор уже написал и планирует издать в будущем. Для этого мы решили сделать обзор всех книг по хронологии их написания и выхода в свет.

Серия книг “Игра престолов” по порядку:

Джорджу Мартину удалось создать вселенную, в которую поверили и полюбили миллионы читателей и кинозрителей. Первую книгу автор выпустил ещё в девяностых годах. Именно с того времени мы можем наблюдать как большое количество разных и харизматичных персонажей воюют за власть в мире Семи Королевств. На данное время автор опубликовал пять книг из семи запланированных. Существуют ещё книги, которые входят в отдельные циклы.

Игра престолов

Это первая книга из всей серии. С помощью неё мы понимаем, что перед нами удивительная сага о не менее удивительных персонажах. Это настоящие герои и злодеи, убийцы и волшебники, маги и повелители. Их жизни разворачиваются на фоне вечной мерзлоты и, казалось бы, лета, что никак не закончится. В центре этой истории хладнокровный принц драконов, потомок династии Таргариенов. Он готов пойти на любое зло, лишь бы вернуть когда-то утраченную власть. Вскоре он решает воссоединить свои силы с могучим Кхала из степей. В это же время умирает главнокомандующий Вестероса, и его место хотят предложить Эддарду Старку. Но все ли так просто? И кто станет очередной жертвой игры престолов? Почему зима становится все ближе и ближе?

Битва королей

Кончилось летнее тепло и настало время вечной зимы и бесчисленных холодных дней. Вместе с холодом зима принесла хаос и смерть. Все, кто хоть как-то мог поддерживать мир и дружественные связи среди королевств, умерли. И теперь в воздухе витает запах войны, которая начнется с минуты на минуту. Ведь все владыки мечтают завладеть наибольшей существующей властью – Железным Троном Семи Королевств. Вскоре действительно начались жестокие битвы и хитрые интриги. В этот период будет задействована вся магия и волшебные силы, а пророчество начинает сбываться. Ведь начнется та самая БИТВА КОРОЛЕЙ…

Буря мечей

Это третья книга из всемирно известной саги. Мы видим, как старые друзья предают друг друга, как злейшие враги выбирают один путь – все с целью заполучить власть и трон. В скрытом от глаз замке обитает невероятно сильная чернокнижница. Она плетет интригу, которая принесет много вреда. В это же время в землях вечной мерзлоты, подрастает и набирается могущественности юный Робб Старк – владыка Севера. А прекрасная повелительница драконов собирает огромную армию. Но в противовес всем появляется новый клан воинов – Иные. В него входят живые мертвецы, которых невозможно победить. Наступает та самая БУРЯ МЕЧЕЙ…

Пир стервятников

На землях Вестероса до сих пор разворачивается кровопролитная война. В ней гибнет и владыка этих земель, оставив после себя дочь Серсею з сыном на руках. Она пытается руководить этими землями и у неё это совсем не плохо получается. Но надолго ли? Тут же мы видим, как Сансу Старк, разыскивает смелая Бриенна с титулом рыцарь. В это же время на Железных островах люди выбрали себе новых повелителей и начали грабить соседние земли. Земли опустошены, их казны разорены, но главнокомандующие этих земель все ещё продолжают бороться за власть и желанный Железный Трон.

Танец с драконами. Грезы и пыль

В этой части читатель наконец-то может вздохнуть с облегчением, ведь кровопролитные бои прекратились. Но в Семи Королевствах не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Ведь мать драконов – прекрасная Дейенерис Таргариен, продолжает править землями, которые пропитаны кровью и страхом смерти. Вокруг неё начинают собираться враги, которые именуют себя, как легион. Почти все герои держат дорогу к владениям Дейенерис. Но что именно они задумали? Что за таинственный юноша, отправляется в её город? Не зря войну издавна называли именно «Танцем с драконами».

Танец с драконами. Искры над пеплом

Война разразилась на всех землях Семи Королевств. Все новые и новые силы вступают в игру, поэтому определить победителя среди множества противников почти невозможно. Каждый мечтает завладеть Железным Троном и получить огромную власть. Кто же это будет? Повелитель будет родом из Запада, Юга, Севера или же все-таки Востока и матери драконов удастся обыграть всех в этой запутанной битве. Здесь переплелось все: любовь и ненависть, дружба и предательство, желание власти и справедливости. Кто победит в этой битве и кому удастся выжить в жестоких сражениях узнайте со страниц этой книги.

А вы читали серию «Песнь Льда и Пламя? Смотрели сериал по мотивам «Игра престолов»? Что вам особенно понравилось в этой саге? Какая часть – ваша любимая?

Поставьте оценку! (9 оценок, среднее: 4,78 из 5) Оставьте комментарий!

knigi-online.me

Книга Игра престолов (A Game of Thrones). Джордж Мартин

Первая книга из цикла «Песнь льда и пламени» - лучшего эпического фентзи со времен Толкиена. Яркий фантазийный мир, напоминающий Англию времен войны Алой и Белой розы. На земли Семи Королевств надвигается долгая изнурительная зима, и война за Железный трон началась. Лорд Эдвард Старк – страж Севера – призван кролем и старинным другом Робертом на службу Десницей короля. Но Старые Боги не имеют силы на Юге, а лорд Старк слишком щепетилен для царедворца в вопросах чести. Предательство не за горами. А за горами подросла настоящая угроза трону – наследники свергнутого короля Дома Таргариенов – дети Дракона. На далеком Севере возвышается великая Стена, ограждающая королевство от древнего ужаса.

(c)MrsGonzo для LibreBook

Ответить Читать обсуждение дальше...

Все предложения...

Битва Королей

Пир стервятников

Танец с драконами

LibreBook.ru Игра престолов Читать

librebook.me

Игра престолов: отличия книг и сериала

Фанаты требуют, чтобы экранизации их любимых книг были дословными. Но в реальном мире это невозможно. Литература и кино — разные виды искусства, и многие приёмы из книг на экране неосуществимы.

Всё это верно и в отношении «Игры престолов». Джордж Мартин, сам работавший на телевидении, прекрасно об этом знает. Он заранее был готов, что сериал «Игра престолов» будет отличаться от его книг. Главное, что при всех изменениях на экране сохранился дух первоисточника.

Попробуем разобраться, насколько точной экранизацией стал сериал за четыре сезона, что в нём от Мартина, а что нет. И чего ждать, когда «Игра престолов» обгонит книги. Нам придётся закопаться в сюжеты романов, так что предупреждаем заранее: будет много спойлеров!

Мир Джорджа Мартина слишком объёмен для дословного переноса на телеэкран. Он проработан очень детально и населён сотнями персонажей. Воссоздание всего этого на съёмочной площадке потребовало бы огромного бюджета, нереального количества актёров и куда больше, чем десять серий на сезон, на которые изначально рассчитывал канал HBO.

Поэтому продюсеры сериала Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс при содействии Джорджа Мартина принялись за адаптацию сценария. Им пришлось перелопатить сотни страниц текста, выделить ключевые события в сюжетной линии каждого из главных героев. Они определяли, кем из третьестепенных персонажей можно пожертвовать без вреда для сюжета, а кто способен неожиданно выстрелить в будущих сезонах, как правильно преподнести события, которые в книге показаны с точки зрения определённых людей и поэтому оцениваются предвзято. Участие в этой работе Мартина было незаменимым — только он знал, какое из незначительных событий, мельком описанное на страницах романов, способно в будущем повлиять на сюжет.

До «Игры престолов» Джордж Мартин писал сценарии для другого знаменитого сериала — «Сумеречной зоны» времён первого возрождения.

Создателям сериала требовалось как можно быстрее познакомить зрителей со всеми героями. Для этого пришлось упростить их мотивы и сделать акцент на отдельных чертах их характера. Например, в первой книге Нед Старк сомневается, стоит ли ему становиться Десницей и переезжать в Королевскую Гавань, а Кейтилин убеждает его принять приглашение короля. В сериале всё наоборот, и это подчёркивает характеры героев: Нед связан честью по рукам и ногам, а его жена озабочена безопасностью семьи.

В отличие от книги, сериал не может донести до зрителя внутренние монологи героев. Поэтому некоторые из них болтают куда больше, чем в первоисточнике. Особенно Петир Бейлиш, которому в романах особо слова не давали.

Много из того, о чём сам Мартин говорил лишь полунамёками, в сериале стало очевидным. В книгах нет прямого свидетельства, что Станнис спал с Мелиссандрой, а Ренли и Лорас Тирелл были геями. На экране и то, и другое подано в лоб. Более того, о связи младшего Баратеона и Рыцаря цветов знают, кажется, все, от почтенной Олейны Тирелл до последнего дозорного на Стене. Возможно, и Одичалые с Иными в курсе.

В книгах только намекается, что Теона оскопили. А в сериале…

Нам показали больше точек зрения

Все события в «Песни льда и пламени» показаны нам глазами отдельных героев. Это позволяло Мартину преподносить события через призму восприятия их участников. Но такой подход вызывает несколько проблем. Герои могут быть предвзяты, им может попросту не хватать опыта или мозгов, чтобы понять всё правильно. Возьмём, например, Сансу Старк с её наивно-романтическими представлениями о мире за границами Винтерфелла. Её девичье воображение упорно рисовало принца Джоффри благородным и доблестным рыцарем, которым он никогда не был. Да и её отец Эддард Старк, принципиальный и честный человек, отказывался верить в человеческую низость и порой не замечал очевидного.

Число персонажей-«видеокамер», чьими глазами мы следим за сюжетом, ограничено. Порой несколько очевидцев позволяют оценить одно событие с разных точек зрения. Но случается и так, что важное действие происходит «за кадром», потому что рядом нет никого, кто мог бы о нём рассказать.

Самый яркий тому пример — военная кампания Робба Старка. Единственная «видеокамера» рядом с ним — его мать Кейтилин, которая далеко не всегда сопровождает сына. Читатель постфактум узнаёт о таких важных вещах, как исход сражений и женитьба Молодого Волка на Джейн Вестерлинг. Для сериала такой подход совершенно неприемлем. Сценаристам пришлось самим на основании авторских намёков восстановить сюжетную линию Робба так, чтобы зрители не забывали, кто он такой.

В первом сезоне Джейме предаётся воспоминаниям о военных подвигах. Это сразу делает его человечным, не похожим на злодея, каким он мог показаться.

Кроме того, многие герои получают свои главы далеко не сразу. Первая книга почти полностью показана глазами Старков, а Серсея и Джейме становятся рассказчиками куда позже. Поэтому в первых книгах эти неоднозначные персонажи кажутся почти что злодеями. Сценаристам пришлось добавить немало новых сцен, гораздо раньше проливающих свет на положительные стороны Ланнистеров.

Наконец, Мартин никогда не даёт слова тем, кто много знает. Он ни разу за все книги не дал нам заглянуть в головы Вариса и Мизинца. Зато на экране они не упускают случая поделиться со зрителями деталями своих махинаций. Особенно когда думают, что никто, кроме съёмочной группы, их не видит.

— Варис, вы уверены, что за нами никто не следит?— Конечно, милорд. Этот, с камерой — моя пташка!

Детей сделали старше

Пожалуй, самое заметное отличие книг от сериала — это внешность персонажей. Экранные образы героев отличаются от книжных даже цветом волос и кожи. Так, синеволосый и бородатый красавец Даарио Нахарис превратился в гладко выбритого блондина, а Ксаро Ксоан Даксос и Арео Хотах и вовсе сменили расу. Порой перемены идут только на пользу. Например, Чарльз Дэнс не похож на лысого здоровяка Тайвина Ланнистера, но сыграл его великолепно. И никто не скажет, что Эйдан Гиллен слишком высок для Мизинца.

Но настоящую головную боль продюсерам доставили дети и подростки. В книгах многие герои куда моложе. Роббу Старку и Джону Сноу на начало саги едва исполнилось четырнадцать, Джоффри и Дейенерис — тринадцать, а Сансе — одиннадцать. В книге юный возраст героев подчёркивал их неопытность и беззащитность. Кроме того, действие разворачивается в тёмном средневековье, когда взрослели рано — тринадцать лет считались подходящим возрастом для брака.

Читая книги, легко забыть о возрасте героев, даже когда доходит до битв или секса. Другое дело — телевидение. Первая брачная ночь Дейенерис и Дрого смотрится брутально даже при том, что сериальной Дени около двадцати. Поставь режиссёр на её место тринадцатилетнюю девочку — и вся съёмочная группа угодила бы на нары за педофилию.

Другая проблема с детьми — они растут гораздо быстрее своих героев. С каждым сезоном гримёрам всё труднее скрывать возраст Мэйзи Уильямс и Айзека Хемпстед-Райта, которые в реальной жизни гораздо старше Арьи и Брана. Есть, правда, и обратный пример. В четвёртом сезоне продюсерам пришлось заменить актёра, игравшего принца Томмена Баратеона. Мальчик хоть и подрос за три года, но явно недостаточно, чтобы зрители без содрогания смотрели, как обворожительная Маргери Тирелл навещает своего будущего жениха.

Маргери, кстати, — пример того, что порой продюсеры перегибают палку, пытаясь состарить персонажа. Хотя актриса Натали Дормер играет великолепно, она кажется слишком опытной и взрослой для юной Маргери. Создаётся впечатление, что принцесса попросту засиделась в девках.

Брану на начало «Игры престолов» семь, а Рикону — и вовсе три. Найти актёров того же возраста, которые бы умели достоверно играть, очень трудно. Поэтому пригласили мальчиков постарше.

Разных героев объединили

Перенести всех героев книг на экран было бы крайне хлопотно, а главное, не нужно. Многие из них или выполняют одинаковые функции, или мелькают один-два раза. Поэтому нескольких книжных героев нередко сливали в одного сериального. Таким образом сценаристы сразу убивали нескольких зайцев: упрощали сюжет, сокращали расходы и давали отдельным героям больше экранного времени.

Больше всего от такого слияния выиграл наёмник Бронн. Во второй книге начальником городской стражи был сир Джайселин Байуотёр, надёжный и достойный человек, который позже погиб при штурме Королевской Гавани. В сериале его должность отдали Бронну, благодаря чему этот харизматичный персонаж лучше раскрылся. А потери сира Байуотера большинство даже не заметило.

Дуэт Бронна с Тирионом так всем понравился, что про исчезнувшего сира Байуотера никто особо и не вспоминал.

Повезло и кузнецу Джендри по прозвищу Бык, бастарду короля Роберта. По книгам после расставания с Арьей Бык остаётся в придорожной таверне. В сериале же его находит и использует в своих обрядах Мелиссандра — в книге её жертвой чуть не стал другой бастард Роберта, Эдрик. Замена его на Джендри избавила сюжет от бесполезного персонажа, позволила Мелисандре пересечься с Арьей и Торосом из Мира и добавила драматизма в сюжетную линию Быка.

Как ни печально, порой объединение приводит к смерти героев, которые в первоисточнике по-прежнему хорошо себя чувствуют. Ярким примером стала битва в конце четвёртого сезона, когда армия Одичалых атаковала Чёрный замок. В «Буре мечей» тоннель под стеной героически оборонял однорукий кузнец Донал Нойе. Но поскольку на экраны он не попал, его функции перешли к силачу Гренну, которому и пришлось пасть смертью храбрых. Финал четвёртого сезона вообще поверг в шок фанатов, поскольку в нём «сверх плана» погибли сразу три героя. В той же битве пал другой друг Джона Сноу Пип, а в следующей серии пожертвовал собой спутник Брана Жойен Рид.

Скорее всего, отправляя на смерть этих героев, сценаристы стремились добиться драматизма и подчеркнуть опасность жизни в Вестеросе. И Пип, и Гренн не играют особой роли в линии Джона Сноу, так что обоих можно было убрать без особого вреда. Похоже, что аналогично выполнил свои функции и Жойен Рид.

Кроме того, гибель этих героев лишний раз напомнила поклонникам: никто, даже если он читал книгу, не может быть уверен, что ждёт его в следующих сериях «Игры престолов». Подлил масла в огонь и сам Мартин, пообещавший, что в пятом сезоне умрёт ещё ряд героев, которые в книгах пока живы.

Как это — мне умирать вместо какого-то калеки?

Других — сильно изменили

Сценаристы не только вырезали и объединяли героев, но и добавляли новых. В первом сезоне самым ярким новичком стала проститутка Роз, которя успела засветиться сразу в нескольких сюжетных линиях. Но она была всего лишь дополнением, причём кратковременным. В следующих сезонах сценаристы начали заменять своими персонажами героев книг.

Так, в оригинале Робб Старк женился на Джейн Вестерлинг, уроженке аристократического рода, которую ненароком совратил, а затем, верный своей чести, сделал предложение. В сериале Робб влюбился в медика Талису, которую он встретил в рядах своей армии. Сценаристы настолько изменили образ возлюбленной Старка, что Джордж Мартин попросил поменять ей и имя.

Мотивы замены вполне объяснимы. В книге соблазнение Джейн происходит за кадром, и в армию Робб возвращается уже с женой и её роднёй. Поскольку большая часть линии Робба в книгах остаётся в тени, сценаристы решили воссоздать её заново, добавив туда и историю любви аристократа и простой знахарки.

Король влюбился в простую девушку и рискнул всем, чтобы жениться на ней. Сами понимаете, Мартин не мог такого придумать.

Этот сюжетный поворот добавил в сериал романтики, но существенно изменил образ Робба Старка. По книгам, он соблазнил невинную девицу и был вынужден жениться на ней по долгу чести. То есть оказался таким же честным человеком, как и его отец. В сериале же Старк нарушил уговор с Фреями из-за любви и будто бы сам нарвался на Красную свадьбу. Книжный Робб слишком ценил свою честь, чтобы ради любви нарушать заключённые договоры. Сериальный не обременял себя такими глупостями. Итог, впрочем, оказался тот же.

А вот новых героев-мужчин в сериале появилось немного. Самым ярким можно назвать охотника Локка, который заменил на экране Варго Хоута, капитана отряда наёмников «Бравые ребята». Сценаристы решили убрать наёмников ради упрощения сюжета, а их лидер должен был сохранить своё имя, но превратиться в одного из рыцарей дома Болтонов. Тут, как и в случае с Талисой, вмешался Джордж Мартин. Он заявил, что Варго Хоут — неподходящее имя для северянина, и раз уж персонажу заменили предысторию, пусть подыщут и новое имя.

Истории Варго Хоута и Локка существенно различаются, но итог вышел одинаково плачевным.

А кое-кого просто убрали

Объединение старых персонажей и введение новых приводит к тому, что на экране не появляются полюбившиеся фанатам герои. Порой их появление откладывается, как в случае с Бринденом Талли, Мирой и Жойеном Ридами, которых ввели в сериал позже, чем полагалось по книгам.

Но есть и случаи, когда популярные персонажи вовсе не появляются в сериале. Так, скорее всего, на экране не найдётся места для Холодных Рук — загадочного молчаливого субъекта, который ездит на лосе и помогает Брану в поисках Трёхглазого Ворона. В сериале Бран и его друзья справляются сами.

Есть версия, что Холодные Руки на самом деле — пропавший ещё в самом начале истории Бенджен Старк.

Но когда редактор высказал эту теорию на полях рукописи, Мартин приписал: «Нет».

Ещё больше огорчает, что в сериале нет леди Бессердечной. По книгам Берик Дондаррион и Братство без знамён находят в реке труп Кейтилин Старк, и Берик, жертвуя своей жизнью, воскрешает женщину. Оживлённая Кэт не может говорить и думает только о мести, в которой ей помогает Братство. Многие фанаты считали, что леди Бессердечная появится в финале четвёртого сезона, но этого так и не произошло. А исполнительница роли Кейтилин Мишель Фэйрли заявила, что больше не вернётся в шоу.

В этом случае логика продюсеров прослеживается яснее. Возвращение Кейтилин Старк с того света — мощный ход, оказывающий сильное впечатление на зрителя, но, по сути, её присутствие на экране ограничилось бы несколькими сценами. Учитывая, что сценаристы начали менять линии персонажей, связанных с Бессердечной, ей попросту не оставалось места.

Самые удачные изменения

В книгах говорилось, что Крастер приносит своих новорождённых сыновей в жертву Белым Ходокам. Но ни разу не упоминалось, что именно Иные делают с младенцами. Сериал зашёл в этом гораздо дальше. В нём показано, как один из Ходоков приносит ребёнка своему, по всей видимости, королю. Тот касается лба младенца, и ребенок тут же превращается в маленького Иного, его кожа становится молочно-белой, а глаза — синими.

В описании серии на телеканале HBO загадочное существо поначалу было названо Королём Ночи (легендарный командующий Ночным Дозором, женившийся на Иной и практикующий человеческие жертвы). Но затем то ли спойлер, то ли ошибку быстро убрали. Было ли это своеволием сценаристов или раскрытием замыслов самого Мартина, мы узнаем ещё не скоро.

Благодаря сериалу мы знаем, как появляются вот такие Белые Ходоки.

Маргери Тирелл

В книгах Маргери показана расчетливой и умелой интриганкой, которая благодаря своей семье и обстоятельствам умудрилась выйти замуж аж за трёх королей, не утратив при этом девственности (это, кстати, спорно, но короли тут, по слухам, ни при чём). В сериале же показано, что, хотя у Маргери безусловно есть навык игрока в престолы, она остаётся доброй и заботливой душой, которая искренне переживает о своих подданных.

Линия Брана

Многие считают Брана самым скучным героем «Песни». Его нескончаемое путешествие на север в поисках Трёхглазого Ворона слишком долго тянулось без происшествий. Сценаристы оживили эту линию, добавив испытаний Брану и его друзьям, а в финале четвёртого сезона и вовсе пожертвовали одним из них.

Встреча Арьи и Тайвина

В книгах жизнь Арьи Старк в Харренхолле была противной, но лишённой интересных событий. Разве что в одной из глав Мартин намекает на связь между Болтоном и Фреями, которая приведёт к Красной свадьбе, но на тот момент и читатели, и Арья пропускают предостережение мимо ушей.

В сериале место Болтона занимает харизматичный Тайвин Ланнистер. Между ним и Арьей возникает некое подобие родства, хотя девочка ни на миг не забывает, что именно Ланнистеры в ответе за беды её семьи. Странно, конечно, что Тайвин при всей его проницательности не признал Арью, хотя уже знал, что девочка пропала из столицы. Но в целом изменение получилось удачным. Оно позволило пролить свет на действия Тайвина во время войны — ведь во второй книге описывать их было попросту некому.

Мальчик, подозрительно похожий на Арью Старк! А тебя я попрошу остаться… и принести мне ещё вина!

Бегство Тириона

Братские отношения между Джейме и Тирионом неплохо показаны и в книге, но на экране сценаристы раскрыли их ещё лучше. В сериале есть несколько трогательных сцен, проливающих свет на молодость братьев. Главным же различием между первоисточником и экранизацией стал эпизод с бегством Тириона из темницы.

Джейме в обоих случаях помог брату, но если на экране они прощаются очень тепло, то в книге всё обстояло иначе. Тирион не смог простить Джейме шутку, которую тот провернул над ним в юности. Тогда Тайвин заставил Джейме солгать, будто возлюбленная Тириона Тиша была шлюхой, нанятой, чтобы сделать Тириона мужчиной, хотя в действительности её чувства были искренними. Джейме признался в этом сразу после побега. В ответ Тирион оскорбил брата, заявил, что это именно он убил Джоффри, и добил Джейме известием, что в его отсутствие Серсея переспала с половиной Королевской Гавани.

Учитывая, что дальше Тирион убивает Шаю и собственного отца, эти слова могли выставить его в куда более негативном свете, чем хотелось сценаристам. Поэтому они постарались сгладить углы и хоть немного обелить обоих Ланнистеров. К сожалению, при этом они упустили одну деталь. В книгах именно признание Тириона создаёт трещину в отношениях Джейме и Серсеи, из-за чего Джейме уезжает из столицы, а затем отказывается защищать королеву. В сериале у него такого мотива нет.

Самая трогательная сцена четвёртого сезона — плод фантазии сценаристов, а не Мартина.

Самые неудачные решения

Здесь всё пошло не так ещё с неудачного кастинга. Кит Харрингтон выглядит как идеальная пара для Кристен Стюарт периода «Сумерек». Его вечно недоумённое лицо придаёт дополнительную глубину фразе «Ты ничего не знаешь, Джон Сноу». В книгах Джон был умным и расчётливым человеком, который, несмотря на недостатки, быстро завоевал авторитет у братьев по Ночному Дозору. В сериале ему лучше всего удаётся махать мечами.

Лучше всего разница между книжным и экранным Джоном видна во втором сезоне, когда Сноу попал в плен к Одичалым. В первоисточнике Джон пережил множество испытаний и был вынужден неоднократно доказывать свою полезность, но всегда шёл на это осознанно. В сериале же создаётся впечатление, что Джон совершенно не контролирует ситуацию и просто плывёт по течению.

Разговорчивый Мизинец

В книгах Петир Бейлиш казался на первый взгляд безобидным и дружелюбным пройдохой, который всегда всем помогал и славился тем, что может доставать деньги из воздуха. Его прозвали Мизинцем за малый рост и низкое происхождение, а о его таланте и истинных амбициях не знал никто.

В сериале Мизинец порой похож на обнаглевшего сутенёра. Но главное различие с первоисточником даже не в этом. Бейлиш выглядит угрожающе, его амбиции очевидны, его никто не любит, он много на себя берёт и слишком часто говорит о своих планах. Книжный Мизинец с таким подходом к жизни быстро закончил бы свои дни с перерезанным горлом.

Впрочем, нельзя не признать, что у актёра Эйдена Гиллена получилось создать один из самых колоритных образов в сериале.

Мизинец в сериале начал страдать синдромом тёмного властелина: «А теперь я расскажу тебе свой план…»

Тирион и отец

В сериале Тирион хладнокровно убивает отца за то, что Тайвин называет Шаю шлюхой. Это несколько странно, если учесть, что Шая действительно была шлюхой, предала Тириона на суде, переспала с его отцом и пыталась убить самого Тириона. Наконец, он лично только что её убил. И в чём не прав Тайвин?

В книге же Тирион припомнил отцу Тишу, свою первую и истинную любовь. Тирион и Джейме спасли девушку от бандитов, после чего карлик женился на спасённой. Когда Тайвин узнал об этом, то пришёл в ярость, заставил Джейме солгать, будто Тиша была нанятой шлюхой, а затем на глазах сына отдал её на поругание роте солдат.

Когда Тирион узнаёт, что его обманули, он требует отца рассказать о дальнейшей судьбе девушки. И вот когда лорд Тайвин называет шлюхой Тишу, в него попадает арбалетный болт.

«Называй щуку щукой, а лопату лопатой. Но шлюху всегда зови леди. Их жизнь нелегка, а вежливость… сохранит тебе жизнь в разговоре с Тирионом».

По книгам очевидно, что Шая не любит Тириона, держится при нём только ради статуса и с охотой предаёт. В сериале создаётся ощущение, что девушка влюбилась в карлика и помогает ему по доброй воле. Её предательство и попытка напасть на любимца фанатов с ножом выглядят куда менее убедительно.

Изнасилования

Пожалуй, ни одно сюжетное изменение не вызывало столь бурного возмущения, как две сцены секса. В оригинале в первую брачную ночь кхал Дрого при всём своём зверском облике оказывается неожиданно чутким и понимающим. Он дожидается, когда Дейенерис сама бросается в объятия мужа. В сериале же Дрого варварски берёт жену силой.

Но это не идёт ни в какое сравнение с сценой из четвёртого сезона, когда только что вернувшийся после долгого отсутствия Джейме занимается с Серсеей сексом прямо возле трупа их сына. И без того мерзкая даже в первоисточнике сцена становится ещё отвратительнее на экране, ведь если в книге всё произошло по обоюдному согласию, то в сериале Джейме берёт сестру насильно. Этот ход оказался недальновидным: сериал моментально попал под огонь критики.

Даже если забыть о моральной стороне вопроса, сцена попросту не вписывается в логику сюжета и характеры персонажей. На протяжении трёх сезонов Джейме превращался из почти что мерзавца в благородного рыцаря. А теперь всё впечатление от его трансформации пропало в один момент. К тому же Джейме действительно искренне любил свою сестру и никогда ей не изменял. Для него причинить сестре боль было попросту немыслимо. Ну а учитывая мстительность Серсеи, содеянное вряд ли сошло бы Джейме с рук. Но в сериале брат с сестрой продолжают общаться как ни в чём не бывало!

Скандальная gif-анимация «Mother of Dragons» не появилась бы, следуй сериал книге

Когда сериал обгонит Мартина

Шестой том эпопеи, «Ветра зимы», до сих пор не закончен. И даже если Мартин сдаст рукопись в издательство сразу после выхода этой статьи, ему предстоит ещё седьмая книга. В любом случае, сериал закончится гораздо раньше. Разумеется, Мартин находится на связи с создателями сериала. Наверняка и Бениофф, и Уайсс в курсе, чем должна закончиться «Песнь». Но они вряд ли избегнут искушения удариться в эксперименты.

Авторы сериала скоро ступят на неисследованную территорию. Раньше каждый сюжетный ход и сценарный ляп рассматривались под микроскопом, и фанаты при любом удобном случае могли заявить, что «всё было не так». Очень скоро читавшие книги окажутся в одинаковом положении с теми, кто смотрел только сериал. Всё это создаёт прекрасные условия для экспериментов. Мартин мог подробно описать, какая судьба ждёт каждого из персонажей, но прийти из пункта А в пункт Б можно по-разному.

Подобный трюк они уже провернули на съёмках второго сезона. Сюжетная линия Дейенерис при одинаковой вводной и финальной точке была представлена совершенно иначе, чем в книгах. Легко представить, что сюжетные линии финальных сезонов сериала и двух последних книг будут серьёзно отличаться. В конце концов, ничто не мешает Мартину последить за фанатской реакцией на концовку сериала, а затем всё переписать. Кроме того, нельзя не учитывать «эффект бабочки»: каждое сделанное сценаристами изменение в сюжете ведёт ещё к нескольким. Вспомните хотя бы историю с одноруким кузнецом — сперва его не взяли в сериал, а потом дыру пришлось затыкать другим героем.

Изменения продолжатся и в пятом сезоне. Из трейлеров мы видим, что совершенно изменится сюжетная линия Джейме — он в компании Бронна внезапно окажется в Дорне. Санса вернётся в Винтерфелл, а король Томмен окажется перед угрозой смерти на улицах столицы. И не забывайте, что Мартин обещал: умрут даже те, кто в книгах остался жив…

Добро пожаловать в новый сезон «Игры престолов»! Отныне от неожиданных сюжетных ходов не застрахован никто.

Джордж Мартин, Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс. Три человека, которые знают, чем кончится «Игра престолов». (Photo by C Flanigan/Getty Images)

www.mirf.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>