Кто написал хижина
Краткое содержание «Хижины»
Краткое содержание «Хижины»
Главный герой романа — Бог или, если сказать точнее, Иисус. Однако основное действующее лицо здесь — человек по имени Мак. Подобно многим другим людям, Мак переживает Великую Скорбь. Вначале мы читаем о событиях жизни Мака. Он вырос в ужасных условиях: его отец, крайне набожный человек, многократно жестоко избивал сына. Позднее Мак какое?то время учился в семинарии, но не придавал слишком большого значения тому, что он там узнал. Среди прочего, учителя семинарии утверждали, что Бог уже не разговаривает с людьми — он прекратил напрямую общаться с кем?либо после того, как была написана Библия. Мак женился на своей прекрасной избраннице Нэн. Они жили в Орегоне, и у них родилось пятеро «необычайно красивых детей». Самой младшей в семье была Мисси, чудесная девочка, которую Мак особенно любил.
Мак идет с тремя своими младшими детьми и друзьями в поход по диким местам Орегона. Их каноэ перевернулось, и пока Мак занимается всеми остальными, Мисси исчезает. После периода лихорадочных поисков девочки Мак и его друзья понимают, что ее похитили, о чем свидетельствуют некоторые факты. Полиции так и не удается найти ее тело, но в старой хижине у озера обнаруживают ее окровавленное платье.
Для Мака наступает период Великой Скорби, которая поглощает его целиком. Он впадает в глубокую депрессию и готов обвинять Бога и самого себя в трагедии, случившейся с Мисси. И вот однажды он находит в своем почтовом ящике записку следующего содержания: «Макензи [настоящее имя Мака]! Прошло уже много времени. Я скучаю по тебе. В следующие выходные буду в хижине на случай, если ты захочешь встретиться». Под запиской стояла подпись «Папа» — так Нэн, жена Мака, обычно называла Бога.
Мак отправляется к той хижине, где было обнаружено окровавленное платье Мисси, чтобы посмотреть, не придет ли туда Папа (Бог). Он сомневается и подозревает, что стал жертвой глупой шутки, но отчаяние заставляет его предпринять эту попытку. И оказывается, что в хижине его действительно ждет Бог — в лице довольно крупной жизнерадостной негритянки, которая и была Папой. Затем Мак встречается с дружелюбным плотником по имени Иисус и хрупкой молодой женщиной Са–райю — он ясно понимает, что это — Святой Дух. Эти трое вовлекают Мака в разговор о его жизни, об убийстве Мисси и о роли Бога в событиях человеческой жизни. Четверо героев истории колют дрова, наслаждаются красотой Божьего творения, вместе плачут, говорят о жизни и смерти, созерцают звездное небо, лежа ночью на причале, и путешествуют по удивительнейшим местам. Большая часть книги состоит из описания совместной жизни Мака с Богом в хижине. Все совершившееся можно принять за сон. Но окончание книги указывает на то, что это не просто сон. Читателю остается думать, что Бог действительно явился Маку как Троица, в виде трех личностей, связанных между собой в единое целое совершенной любовью. Папа, Иисус и Сарайю пригласили Мака в путешествие, чтобы тот понял, почему с людьми происходят кошмарные вещи и что с этим делает Бог. Все сводится к тому, что Бог достоин доверия и мы не должны его судить.
После нескольких мучительных, но крайне важных разговоров с Богом Мак получает возможность увидеть свою Мисси через стену струй водопада. Бог сделал покрывало, отделяющее землю от рая, прозрачным, так что отец и дочь могли видеть друг друга, но не могли поговорить или прикоснуться друг к другу. Мак видит, что его дочери там хорошо, и Бог уверяет его, что даже в самый мрачный час Мисси думала и молилась о Маке, своей матери, братьях и сестрах.
Мак также получает возможность увидеть небеса в то время, когда на ночном лугу появляются тысячи душ. Каждая душа облечена в разноцветное сияние. Мак также водит ангелов и других небесных существ, среди которых величественно возвышается Иисус. В это время (нам непонятно, видение это или реальность) Мак встречается с обижавшим его отцом, и они обнимаются и плачут. Мак, которого простил Отец небесный, прощает своего земного отца. Бог говорит Маку, что каждый человек уже прощен благодаря смерти Иисуса на кресте, но что людям нужно принять это прощение, иначе оно не имеет силы. Поскольку отец Мака находится среди небожителей, можно понять, что он принял Божье прощение.
Наконец, Бог отправляется с Маком в долгий путь к телу Мисси. Они извлекают тело из пещеры, в которой его спрятал убийца, и переносят в хижину, где Иисус уже заготовил прекрасный гроб. Они кладут тело Мисси в этот гроб и закапывают его в землю. К этому моменту Мак уже смирился со смертью дочери и не злится ни на Бога, ни на себя. Бремя Великой Скорби спало с его плеч.
Мак возвращается домой после свидания с Богом и рассказывает обо всем случившемся жене. Нэн озадачена, но она верит мужу. Супруги вместе со знакомым полицейским отправляются к пещере, где они находят тело Мисси — теперь их дочь можно похоронить. И это озадачивает читателя: так была ли встреча Бога с Маком реальностью или нет? Если Бог с Маком уже извлекли тело из пещеры, почему оно снова оказалось на прежнем месте? Может быть, все случившееся с Маком следует, скорее, отнести к категории видений или снов? Но автор явно не хочет, чтобы мы так думали.
Следующая глава
religion.wikireading.ru
Книгу Хижина Пола Янга скачать
Автор: Уильям Пол Янг
Год издания книги: 2007
Книга Уильяма Пола Янга «Хижина» в 2007 году была издана за собственные средства писателя очень скромным тиражом. Уже через год совершенно без рекламы ее суммарный тираж достиг 1 миллиона экземпляров, а книга попала в рейтинги Нью-Йорк Таймс. А еще через год суммарный тираж романа «Хижина» Пола Янга перевалил за 10 миллионов экземпляров. Когда же в 2017 году вышла достаточно успешная одноименная экранизация книги, «Хижина» стал мировым бестселлером.
Сюжет книги «Хижина» кратко
«Хижина» книга Пола Янга, которая рассказывает нам о судьбе Маккензи Аллена Филлипса, которого все друзья называют просто Мак. Она глава большой семьи, в которой пятеро детей и у него есть все для того чтоб называться счастливым. Но его история не так безоблачна, как может показаться в начале. У него есть страшная тайна. Когда Маку было тринадцать он отравил собственного отца. Да он был негодяй, постоянно напивался, избивал его и жену, но Мак убил его. И эта тайна всегда отягощала его сердце.
Есть еще одна трагедия из-за которой теперь Мак чувствует себя виноватым и погрузился в великую печаль. Четыре года назад он вместе с тремя старшими детьми отправился на озеро. Там двое старших детей баловались на каноэ и едва не утонули. Маку удалось спасти их. Но младшая Мисси в этот момент пропала. Ее окровавленную одежду уже через несколько дней нашли в заброшенной хижине, тело же так и не нашли. Полиция была уверенна, что это дело рук неуловимого местного маньяка.
И вот теперь, по прошествии четырех лет с того ужасного дня, Мак получает записку с предложением посетить ту самую хижину. Подпись гласит, что это папа. Но отец главного героя мертв. Возможно это маньяк, которого так и не нашли? А может быть это Бог, которого папой называет его жена и называла Мисси? Как бы то не было Мак отправляется в ту самую хижину. И он даже представить не может, насколько это путешествие окажется переломным в его жизни.
Что касается по книге Уильма Пола Янга «Хижина» отзывов, то они диаметрально противоположны. Многим, в частности и Стивену Кингу, книга понравилась, и они называют ее произведением способным изменить вашу жизнь. Другие же считают ее пропагандисткой, а свободные трактовки, проводимые писателем, чуть ли не еретическими. Поэтому книгу Уильяма Пола Янга «Хижина» читать можно посоветовать лишь тем, кто готов к неожиданным образам Бога, его далеко не каноническим поступкам и вообще свободной трактовке религии. Ведь нареканий, по динамике, языку изложения и захватывающему сюжету практически ни у кого нет.
Книга «Хижина» на сайте Топ книг
Желающих книгу Пола Янга «Хижина» скачать настолько много, что это позволило ей попасть в наш рейтинг лучших книг современной зарубежной прозы. Кроме того, она представлена среди лучших книг по психологии. Но учитывая, снижающийся интерес к произведению мы вряд ли увидим ее на столь высоких позициях в нашем следующем списке лучших книг.
Хижинаtop-knig.ru
Фильм Хижина (2016): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
The ShackРежиссер Стюарт Хэзелдайн Актеры Сэм Уортингтон, Рада Митчелл, Октавия Спенсер, Тим МакГроу, Райан Роббинс, еще Мак Филлипс тяжело переживает смерть младшей дочери Мисси. Во время летнего отдыха малышку похитил маньяк, ее тело так и не было обнаружено. Мак замкнулся в себе, отношения с близкими у него не складываются. Однажды он получает загадочное послание с приглашением встретиться в той самой хижине, где нашли окровавленное платье Мисси. Неизвестный подписался: Папа. Именно так было принято в семье Филлипсов называть бога. Неужели сам Всевышний призывает Мака к себе? Или это чья-то злая шутка? Поездка в горы многое изменит в судьбе Мака. Сумеет ли он вновь обрести веру, справиться с горечью, затопившей его душу? Простить, отпустить прошлое, снова научиться любить будет не просто. Продюсеры Брэд Каммингс, Джил Неттер, Майк Дрэйк, еще Монтаж Уильям Стайнкамп Сценаристы Джон Фуско, Эндрю Лэнхем, Дестин Креттон, еще Оператор Деклан Куинн Художники Джозеф С. Немец III, Гвендолин Маргетсон, Stacy Caballero, еще Композитор Аарон Цигман
- Фильм основан на одноименном романе канадца Уилльяма Пола Янга.
- Первоначально режиссером фильма должен был стать Форест Уитакер.
- Съемки фильма начались 8 июня 2015 года в Ванкувере, Канада.
- Персонаж, который обсуждает мудрость с Маком, зовут Софией. В переводе с греческого языка слово «софия» означает мудрость.
- До этого Сэм Уортингтон и Рада Митчелл уже снимались вместе в фильме «Крокодил» (2007).
- Уилльям Пол Янг писал свой роман в 2005 году во время своих ежедневных 40-минутных поездок на поезде. В то время он работал на трех работах и жил в 83-метровой квартирке с женой и четырьмя из шести своих детей. Свой дом он потерял из-за проблем с деньгами и так как не мог позволить себе купить семье праздничные подарки он решил написать книгу, в которой передать свои мысли и чувства о Боге. Он надеялся, что его книгу прочтут его дети и некоторые из друзей, но в итоге она разошлась тиражом в 20 миллионов копий.
- Когда Мак подходит к своему соседу, чтобы спросить его о записке, вся дорога завалена снегом, а когда он уходит, правая ее сторона уже чистая.
- Когда Мак бушует в хижине, он бросает мебель об стены и после ложится на пол, при этом на полу больше ничего нет. Однако когда в конце фильма герой просыпается, рядом с ним стоит стул.
- Весь фильм, Бог изображен с христианской точки зрения. Однако молитвы на похоронах Мисси, которые можно услышать на заднем плане, читаются на еврейских похоронах и не имеют никакой связи с христианством.
- Несколько раз в течение фильма можно услышать австралийский акцент Сэма Уортингтона, хотя его персонаж, Мак, родился и вырос на Среднем Западе.
- Когда Джош и Кейт покидали Малтнома-Фолс, они повернули влево, хотя этот путь ведет в горы, а не к стоянке автомобилей.
Мак Филлипс родился в центральных штатах, в обычной американской семье среди полей и фруктовых садов. Его отец был алкоголиком, будучи пьяным он постоянно избивал мать. Мак очень переживал по этому поводу. Однажды во время церковной исповеди мальчик рассказал об этом священнику. Он просил прощения у бога, что не может этому помешать. Отцу стало об этом известно, он жестоко наказал сына, заставляя его во время порки каяться в том, что тот не почитает своих родителей. Когда Маку было тринадцать лет, он подсыпал во все бутылки со спиртным, какие сумел найти в доме, крысиный яд, оставил записку матери и сбежал из дома.
Спустя много лет. Мак и Нана 18 лет живут в счастливом браке, у них трое детей: сын Джош, дочери Кейт и Мисси. Приятель и сосед Мака Вилли, с которым они познакомились в церкви, считает, что отношения Мака с богом не ладились, хотя и были достаточно глубоки. В семействе Филлипсов бога называли Папой, что было немного необычно, говорили о нем, как о старом друге. Но однажды все изменилось в один миг.
Зима. Мак дома один. Он недавно пережил большое горе и замкнулся в себе. Сейчас Мак занят расчисткой участка возле дома от снега. Нана с детьми в отъезде, возвращаться по такой дороге было бы опасно. Вилли приходит к Маку и предлагает свою помощь, зовет на ужин. Мак отказывается, Вилли уходит. Неожиданно Мак обнаруживает в почтовом ящике письмо без штемпеля. Там написано: «Буду ждать тебя в той самой хижине». Подпись: Папа. Поскользнувшись на сколькой дорожке, Мак падает, от удара головой он теряет сознание.
Флэшбэк. Мак и дети собираются ехать на летний отдых. Нана остается дома. Она уверена, что муж с детьми прекрасно проведет время в лагере на берегу лесного озера. По пути они останавливаются полюбоваться водопадом. Мак в очередной раз рассказывает легенду об индейской принцессе, которая пожертвовала своей жизнью ради благополучия своего племени, бросившись вниз со скалы. Вечером в лагере, уже ложась спать, Мисси задает вопросы о Папе, о великом духе, которому поклонялось индейское племя. Ее интересует: почему они такие злые? Папа не смог помешать смерти своего сына Иисуса, дух заставил принцессу прыгнуть с обрыва. Мак утешает младшую дочурку: она особенная девочка, ее бог никогда не попросит спрыгнуть с обрыва.
Отдых проходит прекрасно. Мисси сидит за столом и рисует принцессу. Кейт и Джош катаются на лодке. Кейт поднимается на ноги, чтобы помахать отцу руками, в этот момент лодка переворачивается. Кейт удается удержаться на воде благодаря спасательному жилету, но Джош не может вынырнуть, он зацепился лямкой жилета за скамейку. Мак бросается в воду, вытаскивает сына на берег. Мальчику делают искусственное дыхание, он приходит в себя. На берег сбегаются другие отдыхающие. Когда выясняется, что с Джошем все в порядке, Мак обнаруживает, что куда-то подевалась Мисси. Он повсюду ищет младшую дочь, но той нигде нет. Приезжает полиция, начинаются поиски. Маку становится известно, что в окрестностях объвился маньяк, на его счету уже пять похищенных маленьких девочек. Мак в шоке. Приезжает Нана. Отряд спасателей с собаками прочесывает леса. В горах находят следы. Обнаружена уединенная хижина, в ней пятна крови и платье Мисси. Тела девочки так и не находят. Мак и Нана убиты горем. Родные хоронят пустой гроб с личными вещами Мисси.
Получив загадочное послание, Мак сначала принимает его за чью-то злую шутку. Подозрение падает на Вилли, только он знает о хижине и о том, что Мак называет бога Папой. Но Вилли, разумеется, этого не делал. Других версий о том, как письмо могло попасть в ящик, у мужчин нет, ведь чужих следов на снегу не было обнаружено. Нане Мак о письме не говорит. В последнее время отношения в семье складываются не самым лучшим образом. Дети отдалились от Мака, стали замкнутыми и скрытными. Нана снова уезжает по делам, забрав с собой сына и дочь. Мак говорит Вилли, что намерен съездить в хижину, кто бы его туда не позвал. Вилли настаивает на том, что тоже поедет с Маком. Он собирает вещи, которые могут понадобиться в горах, складывает их в свой джип. Мак говорит, что нужно еще прихватить удочки. Вилли уходит за ними в дом, в это время Мак садится за руль и уезжает один.
Мак добирается до нужного места, входит в хижину, она пуста. Мак кричит: «Зачем ты ее забрал? Ты даже не дал нам ее нормально похоронить!» Он разбрасывает мебель, в изнеможении падает на пол. Его посещают мысли о самоубийстве. О выходит в лес, прихватив с собой пистолет Вилли. Там он встречает неизвестного молодого мужчину. Тот зовет его с собой, утверждая, что Мака кое-кто ждет. Мак идет за мужчиной следом, попадает из зимы в лето. Он видит симпатичный домик, откуда выходит пожилая темнокожая женщина. Именно она позвала его сюда. Мак изумлен, он не так себе представлял Папу. Постепенно Мак начинает понимать, что видит перед собой святую троицу: Отца, Сына и Святого духа. Пожилая дама – Папа, красивую девушку азиатской внешности зовут Сарайи (Дыхание ветра), а парень, которой его сюда привел, не кто иной, как Иисус.
Мак сначала порывается уйти. Папа говорит, что насильно она никого не держит. Мак начинает задавать Папе вопросы, которые его в последнее время мучают. Почему она позволила его дочери умереть? Почему его бросила? Папа утверждает, что никого не бросала, она всегда была рядом. Но Мак видел только свою боль, и не замечал ее. За ужином Мак и троица беседуют о его семье. Ночью во сне он видит Мисси.
Утром беседы с Папой продолжаются. Мак не может принять тот факт, что его дочь мертва, хотя Папа говорит, что все в жизни происходит во благо. Мак снова хочет покинуть это место, его останавливает Сарайи. Она просит Мака помочь ей в саду. Здесь очень много красивых цветов, но нужно выполоть сорняки. Сарайи спрашивает, умеет ли Мак отличать добро от зла. Потом рассуждает о том, что человек не вправе судит о таких категориях. Что хорошо для одного, может обернуться злом для другого. Оттого и случаются войны, что люди «играют в бога». А заросший сад, в котором они сейчас пропалывают сорняки, Сарайи сравнивает с самим Маком.
Мак решает здесь задержаться. Из всех присутствующих ему легче всего общаться с Иисусом. Тот пока занят постройкой сарая. Он предлагает Маку покататься на лодке, порыбачить, если тот хочет. Мак плывет на середину озера. Неожиданно он слышит крики детей, его лодка раскачивается. Мак сморит в воду, видит лицо идущего ко дну Джоша. Он пытается схватить сына, его руки покрываются чем-то черным. Лодка начинает заполняться черной водой, она тонет. Мак в панике. С берега доносится голос Иисуса: «Это то, что внутри тебя, не дай ему взять верх, постарайся успокоиться, слушай мой голос, не думай о прошлом, не думай о плохом». Иисус идет навстречу Маку по поверхности воды, протягивает руку. Он утверждает, что Мак тоже так может, но только если он будет рядом с ним. Мак неуверенно опускает ногу на поверхность воды, делает шаг. Вместе с Иисусом они идут к берегу. Мак говорит, что Иисус не похож на часть чего-то унылого и религиозного. Тот отвечает, что религия – это слишком сложно. Главное – любовь. И ему безразлично, как люди будут это называть. Иисус подводит Мака к лестнице. Этот путь Мак должен пройти только сам. Он должен идти и не останавливаться, а Иисус будет его ждать.
Мак поднимается вверх по лестнице, потом заходит в тупик, но решает не останавливаться. Он проходит сквозь отвесную скалу, попадает в темную пещеру. Тьма немного рассеивается, Мак видит женщину в белом. Она представляется Мудростью (София в русской религиозной традиции). Мак здесь для суда, но судить сегодня будут не его, судить будет сам Мак. Он и так прожил свою жизнь, осуждая всех и вся. Мудрость задает вопросы. Виновны ли эгоисты, скряги, убийцы, наркоторговцы, террористы? Да. А те, кто бьет жену, своего сына? Да. А мальчик, который отравил отца? Мак начинает оправдываться: он был тогда ребенком. А как насчет человека, который похитил невинную девочку? Мак говорит, что тот должен гореть в аду. А его отец, который превратил его в это чудовище? Тоже. Как же тогда все это остановить? Бог виноват? Разумеется. Если Маку так легко судить бога, Мудрость предлагает ему сделать выбор. Один ребенок отправится в рай, другой в ад. Это Джош и Кейт, оба они не слушаются Мака, врут ему. Мак не может сделать такой выбор, ведь он любит своих детей несмотря ни на что. Он готов сам отправиться в ад вместо них. Мудрость говорит, что точно так же Папа любит всех своих детей. А то, что случилось с Мисси, это происки зла, это шло не от Папы. Если есть место прощению, то зло не победит. Мак не смог простить убийцу Мисси, поэтому начал тонуть в горечи. Мак говорит, что больше не хочет судить. В этот момент он видит свет, отрывается выход из пещеры. Сквозь потоки воды Мак видит лужайку, по которой бегают счастливые дети, и среди них Мисси. Она сейчас не может ни видеть, ни слышать отца, но знает, что он здесь. Мак спрашивает, простила ли его Мисси за то, что он ее не спас. Мудрость утверждает, что Мисси даже не думала об этом. И Маку нужно прекратить об этом думать, ему пора идти дальше.
Мак вступает в очистительные потоки водопада, потом вновь оказывается на берегу озера. Иисус им гордится. Мак идет к Папе, просит у нее прощения. Пора двигаться дальше. Троица ведет Мака на луг. Сарайи касается его глаз, Мак видит множество светящихся фигур. Именно так видит души своих детей бог. Мак видит, что кто-то очень грустный смотрит на него, идет навстречу. Он узнает своего отца. Отец просит у Мака прощения и сам прощает его. Они заключают друг друга в объятия. Отец уходит. Мак чувствует облегчение.
Следующим утром Папа появляется перед ним в облике немолодого мужчины. Им предстоит сделать что-то очень болезненное для Мака, и ему понадобится поддержка отца. Папа ведет Мака в горы, он видит на камнях следы крови. Мак говорит, что не в состоянии простить того, кто убил Мисси. Он хотел бы его искалечить, причинить невыносимую боль. Папа спрашивает, почему Мак опять начинает кого-то судить. Он не просит Мака простить его (убийцы) деяния, он просит верить в него самого (в бога), он знает, как правильно. Прощение – это готовность отпустить и идти дальше. Сейчас боль пожирает Мака, не дает ему любить. Мак готов отпустить боль, он говорит, что прощает. Папа ведет Мака в пещеру, где лежит тело Мисси. Мак вместе с троицей хоронит ее в саду, где уже прополоты все сорняки. Сарайи капает на могилу из пузырька (раньше она собрала туда слезы Мака), на могиле распускаются прекрасные цветы, вырастает дерево, вокруг начинают кружиться бабочки.
Снова принявший облик темнокожей дамы Папа говорит, что Мак может остаться здесь или вернуться к Нане и детям. Но в любом случае они всегда будут рядом с ним. Она напоминает, что каждый раз, когда любишь и прощаешь от чистого сердца, мироздание меняется к лучшему. Мак хочет вернуться домой. На прощание у троицы к Маку есть еще одна просьба. Он должен больше внимание уделять старшей дочери, сейчас он ей очень нужен, Кейт тоже винит себя в смерти Мисси, ей очень тяжело. Мак обещает поговорить с дочерью. Он выходит из лета обратно в зиму, садится за руль, едет домой. Неподалеку от дома он сталкивается с грузовиком.
Мак приходит в себя в больнице. Возле его постели сидит Вилли. Он говорит, что Нана с детьми отлучилась в столовую и скоро они вернутся, Мак попал в аварию, как только угнал его джип, это случилось в пятницу. Мак изумлен, он был уверен, что провел выходные в хижине, встретил там бога. Приходят Нана, Джош и Кейт. Нана рада, что муж пришел в себя, она так боялась его потерять. Супруги объясняются друг другу в любви, после чего Мак просит оставить его наедине с Кейт. Отец находит нужные слова, чтобы снова почувствовать близость с дочерью. Он просит ее не винить себя в смерти Мисси. В тот же день Мак рассказывает обо всем, что он видел, Вилли. Через две недели Мак поправляется. Спустя некоторое время Вилли замечает, что Мак сильно изменился. С ним случилось что-то чудесное, и это пошло ему на пользу. Его великая печать исчезла, он наконец-то обрел веру.
- Роман Ковалев 19 июня 2017 Оценка фильма 6 из 10 Фильм «Хижина» с топорным Сэмом Уортингтоном, несмотря на своё описание, смахивающее на психологический триллер, в действительности оказывается фильмом про Бога, про любовь, про любовь к Богу. И даже с учётом того, что сверху уже 4 раза замечено слово «бог», картина по мотивам романа Уильяма Пола Янга, оказывается ненавязчивой и совсем не религиозной, упаси господи (я не специально, честно)… Читать далее
www.ivi.ru
«Хижина» дяди Уильяма
Была ли встреча с Богом? …
Когда меня попросили дать оценку книги Уильяма Пол Янга «Хижина. Разговор с Богом» в первый раз, то я, заглянув наугад в роман-бестселлер, решил, что легче взяться за анализ какой-нибудь утопической теории природы всемирного тяготения, чем внедряться в этот типично американский инфантильный материал, хотя бы и теологического порядка. Впечатлял 9-миллионный тираж, заставляющий задуматься: в чем же секрет успеха?
Когда Уильям Пол Янг со своей «Хижиной» постучался ко мне и во второй раз, и в третий, я понял, что здесь есть какая-то проблема. И не ошибся. Но тогда уже пришлось поднатужиться и прочитать роман целиком. Вторую часть книги, где главный герой по видимости общается с Самим Господом, - особенно внимательно.
Скажу сразу, что литературное достоинство книги не велико, насколько это можно судить по скороспелому переводу. Стиль - банальный, тот, что наполняет собой море бульварной литературы, в которой меняются лишь содержательные штампы, а авторы на одно лицо.
Смелое введение в главные герои романа «божественной» троицы (сознательно пишу с малой буквы) говорит само за себя и, конечно, является профанацией. Только профессиональная наивность писателя и сектантский дух могли придать Янгу этот смелый импульс художественной безвкусицы и неблагоговейной вседозволенности.
Содержание и проблематика романа безусловно религиозные. «Хижина» - это в первую очередь теодицея Янга. Автор решает старую и вечную проблему оправдания Бога в мире безчинствующего зла. И надо ради справедливости сказать, что делает он это достаточно успешно и убедительно. В этом и кроется одна из сторон успеха книги на западе, уже отвыкшем от подобных духовно-нравственных проблем. Теодицея стала той несущей содержательной основой, которая не только создала популярность «Хижине», но и позволила автору вложить в этот бочонок с подкисшим медом изрядное количество дегтя.
Вот об этом «дегте», составляющем мистический интерес известных сил, специализирующихся на подменах и всегда заливающих прогорклые орехи толстым слоем аппетитного шоколада, и пойдет речь.
«Богоявление» первое: негритянская богиня
Бог-Отец якобы является главному герою Макензи, или просто Маку, в виде... негритянской женщины! Негритянский бог хлопочет у плиты с наушниками в ушах, блещет «сомнительным чувством юмора», как справедливо замечает сам герой, и «разрушает стереотипы».
Трудно представить, какие у автора были стереотипы в отношении образа Божьего, если он решил в такой экстравагантной форме явить Творца вселенной. Впрочем, это не ново для американского сознания. В последнее время в определенных тематических голливудских фильмах стал появляться бог, так запросто. И непременно в виде негра. Таково великодушие белых братьев: уступить неграм в небесной иерархии. Белым это ничего не стоит, а неграм - приятно (так, по крайней мере, думают сами белые).
Стереотипным, по видимому, Янг считает замечательнейшее и таинственное явление Святой Троицы Аврааму. Или присутствие Бога в легком дуновении ветра утомленному пророку? Трубный глас у Синая? Неопалимая купина? Или огненные языки благодати Святого Духа, нисходящие на Апостолов и Богородицу?
Как неисчислимы и многоразличны божественные явления в Священном Писании и в житиях святых угодников, как просты и святы и возвышенно прекрасны!
Сколько святой простоты и достоинства в трех Ангелах-юношах, говорящих с Авраамом от Лица Бога. - И сколько дурной и пошлой простоватости в негритянской богине Пола Янга.
Авраам и Сара хлопочут, угощают святых Странников. - У Янга все наоборот: суетится и кулинарно изощряется негритянская богиня, а обнаглевший Мак, набив рот оладушками, ведет с негритянской папой душеспасительные беседы.
Откровенной ересью у Янга является и то, что у негритянской богини наблюдаются стигматы. Шрамы на запястьях «первой ипостаси» свидетельствуют, что и ей страдания сына достались не легко. Так Янг с «легкой» руки возродил древнюю патрипассианскую ересь о страдающем Боге-Отце.
«Богоявление» второе: еврейский бог
Вторая ипостась у Янга наиболее близка к образу, в котором некогда явилась на земле. Но Мак не сразу узнает ее в мужчине с Ближнего Востока, одетом словно рабочий, даже с поясом для инструментов. Еврейский бог у Янга приятен, но... не особо красив. В процессе его общения с Маком мы все более убеждаемся, что перед нами совсем не Иисус Христос, а жуткая пародия, составленная из самомнений автора и его желания сделать своего бога максимально простым, как соседский парень.
Еврейский бог может хохотать до упаду. Можно толкнуть его в бок и то же похохотать. Он много говорит и доброго, но все это только для того, чтобы читатель проглотил следующее:
«Помни, те, кто знает меня, вольны жить и любить без всяких схем».
«Это и значит быть христианином»? - вопрос Мака прозвучал глупо...
«А кто говорил что-нибудь о христианах? Я не христианин», - заявляет еврейский бог.
И это - как холодный душ.
Любовь Янга к Ницше, в которой он признался в своем интервью, не прошла даром! Сравните с Ницше: «Я знал только одного Христианина, и того распяли». Но все же Ницше признает Христа за христианина, хотя не признает христианства. Янг идет дальше, но в том же направлении: не только историческое христианство и религиозные институты никуда не годятся, но сам еврейский бог Янга от своего христианства отказывается.
В этой мировоззренческой позиции автора «Хижины» отчетливо просматриваются зачатки будущего антихристианского вероучения, которое будет лишь на поверхности христианским.
«Богоявление» третье: китайская богиня
Третьей ипостаси, хоть и одетой Янгом в джинсы, повезло больше. Автор милостиво наделил ее некоторой неуловимостью, способностью ускользать от прямого взгляда. Имя Сарайю скорее рождает ассоциативную связь с названием романа. Но все-таки - опять женщина!
Чтобы понять, насколько неуловимая китайская богиня рассуждает не в соответствии с заявленной сущностью, приведем ее определение веры: «Вера - это плод взаимоотношений, благодаря которым ты знаешь, что тебя любят». Очевидно, что понятие веры в духе Янга, как и у многих сектантов, совершенно не духовное и не онтологическое, а душевно-рефлекторное. Поэтому сектанты всегда в первую очередь одаривают новичка заверениями в любви, чтобы завоевать его доверие. Нет взаимоотношений - нет и веры.
Вообще Янг много и часто говорит о взаимоотношениях, делая из них некоего идола. Это единственное, что может предложить Янг вместо отрицаемых земных схем, порядков, правил и институтов.
Дихотомия Янга «установленные правила - свободные взаимоотношения» с отрицанием первого в пользу второго переводит духовную жизнь в неуловимую и ускользающую область действия китайской богини - область зыбких взаимоотношений. Это мираж духовного бытия. Благодатные взаимоотношения устойчивы только в небесном царстве. Здесь же они могут легко растаять в силу немощи и падшести человеческой. И тогда, с падением взаимоотношений, рухнет, лишенная основы правила и порядка, вся религиозная жизнь.
«Богоявление» четвертое: испанская богиня
Мак встречается еще и с Софией - якобы персонифицированной Премудростью Божией. Это опять женщина, теперь испанской наружности и столь удивительной красоты, что автор через Мака восторженно замечает: «Вот чего силится достичь сладострастие, но никогда не достигает»!
Божественная красота измеряется у автора «Хижины» человеческим сладострастием. Это страшная блудная подмена. Значит перед нами никакая не София, а самая что ни на есть вавилонская блудница, ибо божественная красота не может возбуждать низкие страсти.
Не говоря уж о том, что никакой другой ипостасной или персонифицированной Премудрости, кроме Иисус Христовой, как известно, не существует.
Но, тем не менее, глава, где выступает испанская богиня, под названием «Вот идет главный судия», получилась у Янга наиболее удачной в смысле разрабатываемой теодицеи.
Маку, обличенному в постоянном осуждении людей и ропоте на Бога, предлагается стать реальным судией и судить собственных детей, выбирая лучших и худших. Это ставит Мака в нравственный тупик. И тогда он выражает готовность пострадать сам, дабы дети избежали суда и получили возможность спасения.
Неизвестно, как бы поступил наш герой на самом деле, но нравственное преображение Макензи все же происходит. Он смиряется с волей Божией и принимает божественную любовь, дарующую непостижимую свободу своему творению. В этом и состоит «шоколадная заливка» романа. Но достоинства на этом и заканчиваются.
Дальнейшему богословскому анализу образные решения Янга уже не поддаются, как не поддается филологическому анализу лепет младенца. Разница лишь в том, что лепет дитя рождает умиление, а образы и рассуждения Уильяма Пола Янга - недоумение и смущение.
Что может быть более трудным для нравственного и эстетического чувства, чем перемешивание правды и кривды, высоких заявок и приниженных воплощений?
Роман Янга не обладает одним из главных достоинств художественного произведения - цельностью. Напротив - он насквозь дуалистичен. В противоречия входят не только первая часть романа, более похожая на скучноватый детектив, со второй, напоминающей мистические путешествия, это еще полбеды; но и те идеи, что исходят из уст Янговского бога.
Янг вообще, видимо, плохо понимает ту ответственность, которую он взял на себя, вкладывая в уста своего бога вполне человеческие, «слишком человеческие» идеи и понятия.
Достоевский, куда как более великий мастер, вводит образ Иисуса Христа в ткань «Карамазовых» очень бережно и осторожно. В «Легенде о великом инквизиторе», а это рассказ в рассказе, Иисус ничего не говорит! Федор Михайлович справедливо боится вложить в уста Сына Божьего несоответствующее слово!
Молчание Иисуса у Достоевского куда значительнее и сильнее художественно, чем болтовня и хохот еврейского бога у Янга.
Трансцендентная простота Бога, как одно из Его свойств, у Янга перестает быть внутренним понятием. Бог в «Хижине» прост простотой человеческой, той, что хуже воровства. Янг выкрадывает у Бога надчеловеческую мудрость, вкладывая в уста своего смоделированного бога, прикрываясь при этом божественным авторитетом, совершенно разрушительные анархические идеи.
Здесь кроется вторая причина суетного и призрачного успеха «Хижины», пожалуй, основная, - это антиклерикальная основа романа. Несколько продолжительных бесед, несколько глав посвящены развенчиванию всевозможных схем, порядков, религиозных институтов, вообще закона. И многим эти идеи, освобождающие верующих от обязанностей и ответственности, пришлись по душе. Янгово божество проповедует христианский анархизм, свободу от всех земных авторитетов, и предлагает подчиняться ему напрямую. Религиозные обязанности якобы нужны только в том случае, если человек далек от Бога.
Этой самоубийственной диалектике падшей свободы, восстающей против авторитета и закона, мы достаточно уделили внимания в предыдущей публикации «Критика новой анархической экклезиологии», поэтому повторяться не будем.
Разбирать все случаи «божественных» заблуждений Уильяма Пола Янга - дело скучное. Приведем лишь один пример.
Негритянская богиня заявляет:
«Милый, я никогда не возлагала никаких обязанностей ни на тебя, ни на кого другого».
Это - безобразная ложь. Если бы Янг хоть немного уважал Библию и Моисеев Закон, не смог бы написать такое. Ибо через Моисея Господь дал своему народу множество заповедей, установлений и обязанностей.
Бог, явившись Моисею через пылающий куст, не угощает пророка блинчиками, а обязывает в первую очередь снять сандалии. Вот где точка, откуда начинается обряд благоговения и священные обязанности.
Представьте себе, что было бы с богоизбранным народом, если бы Бог не возложил на Свой народ строгих обязанностей, например, не поклоняться идолам, не убивать, не прелюбодействовать и т.д.
А негритянская папа продолжает лить свой деготь: «Поскольку я не возлагаю на тебя никаких обязанностей, ты никогда меня не разочаруешь». Видимо, поэтому Адам и Ева «не разочаровали» Создателя, «не нарушили» предостерегающей заповеди? Да, был бы у прародителей такой добрый негритянский папа - остались бы в раю! Только вот наверняка тогда своровали у Творца знание и бессмертие и подняли бузу, похлеще дьявольской.
Здесь у Янга - самый неприкрытый, разрушительный нравственный и воспитательный либерализм: не обременяйте детей обязанностями, и они вас не разочаруют непослушанием. Но вырастут они при этом безответственными негодяями.
После столь «содержательной» беседы за трапезой негритянская богиня самодовольно произносит:
«Ладно, хватит об этом. Пора немного повеселиться!.. Посуду вымоем потом».
«А как же молитва»? - поинтересовался Мак.
«Никаких обязательных ритуалов»...
Послесловие
Многие искренне верующие православные наверно удивятся, зачем я столько времени и места уделил всему этому безобразию?
Но поймите, книга уже в России. И другие, тоже верующие, ее уже прочитали, и... не нашли ничего дурного, напротив, только «умные и глубокие размышления».
Когда я писал эту статью, раздался звонок из Франции. Знакомая мне верующая семья киноактеров недоумевала, почему русские эмигранты тащат им «Хижину», зовут на какие-то собрания... Дело пахнет очередной сектой, типа «Свободных хижиников Янга».
Как бы им, новым исповедникам «Хижины», объяснить идеи Янга до конца, чтобы сидели по домам наедине со своим негритянским богом и - «никаких обязательных ритуалов»!
Иерей Александр Зайцев, Приозерское подворье Валаамского монастыря
17.06.11
Твитнуть
Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги: Другие способы помощи
ruskline.ru