Кто написал географическое сочинение укрощение известий


Русские писатели за границей

Познакомиться с культурой другой страны, вдохновиться на написание нового произведения или поправить здоровье — в разные годы русских писателей за границу вели разные цели. Их впечатления об одной и той же стране иногда очень отличались. Мы вспомнили приключения известных отечественных литераторов, которые сохранились в их путевых заметках, письмах и книгах.

Михаил Ломоносов: Германия

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов отправился в Германию в 1736 году, чтобы «усовершенствоваться в металлургии и прочих науках». Вместе с двумя другими российскими студентами, Дмитрием Виноградовым и Густавом Рейзером, он четыре года учился в Марбурге, а затем перебрался во Фрайбург. Многие местные порядки для Ломоносова были незнакомыми и непонятными, а русских людей в Германии в то время было немного. Барон Корф, который отправлял студентов на учебу, говорил: «Я наслышан, каковы нравы тамошних студентов, а поэтому бойтесь главных причин человеческой глупости — женщин, вина, табака и пива!..»

После строгости Духовной академии и Петербургского академического университета, Ломоносов оказался в свободной атмосфере марбургского университета. Кутежи, драки, дуэли здесь были обычным делом. А шпага — таким же обязательным аксессуаром студента, как бархатная куртка и кружевная рубашка. «Зело задиристы, — писал Ломоносов о немецких студентах, — то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги». Обычно дружили и дрались учащиеся землячествами, поэтому поначалу трем русским приходилось нелегко. Подражая немецким студентам, Ломоносов купил себе кафтан, камзол, парик и начал брать уроки фехтования и танцев.

Михаил Ломоносов восхищался просвещенными европейцами: «Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться… всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей. А у нас в России при самом наук начинании уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина».

Ломоносов вернулся на родину в 1741 году. Через несколько лет при его участии был учрежден Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.

Денис Фонвизин: Франция, Германия и Италия

Фридрих Брокгаузо. Портрет Дениса Фонвизина. 1893. Гравюра

Денис Фонвизин дважды ездил с супругой за границу на лечение. О своих впечатлениях он писал сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. В первое путешествие писатель поехал во Францию в 1778 году. Вместе с женой он побывал во многих городах, но большую часть времени провел в Париже.

На родине Фонвизин привык к комфорту и чистоте. Первое, что он отметил, — грязь и смрад французских улиц: «При въезде в город ошибла нас мерзкая вонь, так что мы не могли уже никак усомниться, что приехали во Францию. Словом, о чистоте не имеют здесь нигде ниже понятия: все изволят лить из окон на улицу, и кто не хочет задохнуться, тот, конечно, окна не отворяет». Писателя поразила нищета простого люда и почти неиссякаемое богатство королевского дома.

«Я думал сперва, что Франция, по рассказам, земной рай. Но ошибся жестоко».

Шестью годами позже Денис Фонвизин отправился в Германию. Он побывал в Лейпциге, Мемеле, Франкфурте, Нюрнберге. Писатель осматривал все достопримечательности, посещал музеи и картинные галереи. Немецкие города в противовес Парижу были чистыми; знакомые писателя — аккуратными и педантичными, в их домах царил порядок. Однако объездив всю Германию, он заключил: «Здесь во всем генерально хуже нашего… У нас все лучше и мы больше люди, нежели немцы».

Далее Фонвизин поехал в Италию. Первое впечатление у него было неприятное: после опрятных немецких гостиниц «неизреченная мерзость, вонь и сырость» выгоняли его из итальянских трактиров. Но неудобства не мешали Фонвизину наслаждаться красотами страны. Во всех городах он бывал в древних церквях и соборах, рассматривал картины в музеях и частных коллекциях. Особенно поразила писателя столица: «Чем больше видим мы его [Рим], тем, кажется, больше смотреть остается». Больше всего в поездке по Италии, да и в целом по Европе, путешественника занимали произведения искусства, которые он считал «сокровищем неизреченным».

Николай Гоголь: Италия

Фёдор Моллер. Портрет Николая Гоголя. 1841. Государственная Третьяковская галерея

Провал спектакля по комедии «Ревизор» Николай Гоголь счел «восстанием против него России». Потрясенный неудачей, в 1836 году он уехал в Европу «разгулять свою тоску». За границей писатель пробыл с перерывами около 10 лет. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, но больше всего ему полюбилась Италия. Здесь он изучал памятники архитектуры, посещал мастерские художников и картинные галереи, любовался народной жизнью и «угощал» Римом приезжих русских приятелей.

«Когда въехал в Рим, я в первый раз не мог дать себе ясного отчета. Он показался маленьким. Но чем далее, он мне кажется большим и большим, строения огромнее, виды красивее, небо лучше, а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь».

И все же Рим оставался для писателя реальным городом: с пыльными дорогами, съемными душными квартирами, шумными трактирами и при этом — с античными руинами на соседних улицах. Столица Италии, писал Гоголь, стала его второй родиной. Пребывание в «прекрасном далеке», как называл он город, приносило ему душевный покой и вдохновение: «Как будто с целью всемогущая рука Промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел».

В Риме писатель закончил «Мертвые души». Однако через несколько лет жизни за рубежом он решил, что писать о России нужно все-таки в России. В 1848 году Николай Гоголь отплыл в Палестину, оттуда — в Константинополь, а потом в Одессу. Он окончательно вернулся в Россию.

Иван Гончаров: кругосветное путешествие

Иван Крамской. Портрет Ивана Гончарова. 1874. Государственная Третьяковская галерея

В 1852 году Иван Гончаров отправился в кругосветное путешествие. Для писателя это плавание было служебной командировкой: его назначили секретарем адмирала Евфимия Путятина. Экспедиция должна была наладить политические и торговые отношения с Японией. За три года путешествия в составе экспедиции Гончаров объехал три континента и не меньше десятка стран. Итогом его поездки стала книга «Фрегат «Паллада».

В двухтомном сочинении слова «Япония», «японцы» и «японский» упоминаются около 500 раз. Производных от слова «Англия» — на 100 больше. В те годы именно Британия правила морями — благодаря своим колониям. Везде русские путешественники встречали английских коммерсантов и чиновников, английские гостиницы и товары. Даже в Южном полушарии, «у самого подножия горы лежат домов до сорока английской постройки; между ними видны две церкви, протестантская и католическая. У адмиралтейства английский солдат стоит на часах, в заливе качается английская же эскадра».

Англия для Ивана Гончарова — «всемирный рынок с картиной суеты и движения, с колоритом дыма, угля, пара и копоти». В своем путевом дневнике писатель рассказывал об успехах англичан в промышленности и торговли, но его не пленила жизнь в этой стране. В Англии Гончаров пришел к убеждению, что материальный и технический прогресс подавил духовность и стремления в человеке, превратив его в механизм.

«Кажется, честность, справедливость, сострадание добываются как каменный уголь… Эти добродетели приложены там, где их нужно, и вертятся, как колеса, оттого они лишены теплоты и прелести».

Даже о Британском музее Иван Гончаров поначалу неблагосклонно отозвался, хотя и признал позже его «огромной сокровищницей», в которой даже зевака что-нибудь узнает. Зато по местному зоопарку писатель гулял с удовольствием — здесь он наблюдал не за музейными чучелами, а настоящими животными в естественной среде. К тому же в этой прогулке было «предоставлено полное право наслаждаться сознанием, что он «царь творения».

Федор Достоевский: Швейцария

Василий Перов. Портрет Федора Достоевского. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Федор Достоевский выезжал за границу восемь раз, прожив там в общей сложности около пяти с половиной лет. Первые две поездки, в 1862 и 1863 году, были больше туристическими: писатель хотел увидеть «страну святых чудес», посетить известные из литературы города и оценить шедевры европейской культуры. Достоевский побывал в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии.

Следующая поездка Достоевского в Европу была вынужденной — в 1867 году вместе со своей супругой он отправился «месяца на три» за границу, скрываясь от кредиторов. Но из-за отсутствия денег на обратный путь они вынуждены были остаться здесь на четыре года. Это время писатель сравнивал со своим четырехлетним пребыванием на каторге. Молодожены посетили Вильно, Дрезден, Баден-Баден, Базель и, наконец, приехали в швейцарскую Женеву.

«Как только переехал в Женеву, тотчас же начались припадки, да какие! — как в Петербурге. Каждые 10 дней по припадку, а потом дней пять не опомнюсь. Пропащий я человек! Климат в Женеве сквернейший, и в настоящую минуту у нас уже четыре дня вихрь, да такой, что и в Петербурге разве только раз в год бывает. А холод — ужас!»

Но дело было не только в климате, все раздражало Достоевского в Женеве: «И как здесь грустно, как здесь мрачно. И какие здесь самодовольные хвастунишки! Ведь это черта особенной глупости быть так всем довольным. Все здесь гадко, гнило, все здесь дорого. Все здесь пьяно! Стольких буянов и крикливых пьяниц даже в Лондоне нет».

Единственное, чем любовался Достоевский в Швейцарии, — местная природа. Он писал: «Женева на Женевском озере. Озеро удивительно, берега живописны… и во сне не увидите ничего подобного». Утешение литератор находил также в том, что ему удалось сосредоточиться на работе. В Женеве он написал «Игрока» и начал работать над романом «Идиот». В 1871 году Достоевский вернулся в Россию.

В 1870-е годы писатель посещал Европу четыре раза по рекомендации петербургских врачей — он ездил в Германию лечиться эмскими водами.

Илья Ильф и Евгений Петров: Америка

Илья Ильф и Евгений Петров. Фотография: roslit.com

В 1935 году Илья Ильф и Евгений Петров отправились в Америку в качестве корреспондентов газеты «Правда». Их путешествие длилось почти четыре месяца: за это время журналисты объездили 25 штатов, видели мегаполисы, небольшие городки и индейские резервации. Все свои наблюдения и впечатления они записывали в дневники, а Ильф делал репортажные фотографии.

Сначала Ильф и Петров прибыли в Нью-Йорк — здесь они провели почти месяц. Писатели побывали на большой выставке Ван Гога и опере «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и посетили тюрьму Синг-Синг. Город, как позже и вся Америка, поразил корреспондентов контрастами: «Набережная густо утыкана небоскребами и тут же рядом, буквально в двух шагах, идут ужасные, мрачные, темные улицы. Обе стороны медали почти одновременно предстают глазам путешественника».

Кулинарными изысками Америка путешественников не тронула, разве что рациональным устройством общепита. Обед писателей обычно начинался с дыни, местный хлеб им казался безвкусным, а черный кофе обязательно подавали перед сладким. Для большинства американцев существовали только дешевые закусочные «Чайльдз». Американские города были полны автомобилей, световой рекламы и суеты.

«Мимо нас люди не шли, а бежали. И мы тоже побежали. С тех пор мы уже не могли остановиться. В Нью-Йорке мы прожили месяц подряд и все время куда-то мчались со всех ног. При этом у нас был такой занятой и деловой вид, что сам Джон Пирпонт Морган — младший мог бы нам позавидовать».

Когда Ильф и Петров вернулись в Россию, заметки о США стали появляться в виде статей в «Правде» и фотоочерков в «Огоньке». А позже писатели выпустили книгу «Одноэтажная Америка».

Автор: Снежана Мартынова

www.culture.ru

Паша Шиндин - Астана, Казахстан, 27 years on My World@Mail.Ru

To unsubscribe from another user's news, click the settings icon in  this post and select the necessary option.

Паша Шиндин asked a question

23 February 2015 at 17:22

otvet-add.html

Паша Шиндин liked

25 May 2014 at 15:36

photo-add-collage.html

Like3284

Паша Шиндин liked

25 May 2014 at 15:35

community-post.html

1. Трактор мчался по полю, слегка попахивая… 2. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну. 3. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому! 4. Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал. 5. Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел. 6. Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина. 7. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.

8. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью....

Паша Шиндин installed a game

11 May 2014 at 10:03

app-install.html

Тюряга

Набивай наколки, поднимай авторитет и устанавливай свои порядки на зоне. Объединяйся с корешами и мочи беспредельщиков!

 1 922 685 Play Паша Шиндин liked

22 April 2014 at 19:13

community-post.html

Перед огромной очередью в магазине выступает мужик: то цыганочку спляшет, то стихи почитает, то анекдоты в лицах показывает. Народ угарает и рукоплещет не переставая. Даже кое-кто и купюры стал кидать к его ногам. Короче, успех грандиозный! Тут... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>>>

Uploading Error loading page. Retry in 15 seconds.

Error loading page. Retry in 5 seconds. Error loading page. Retry in 5 seconds.

my.mail.ru

2. Напишите небольшое эссе о влиянии Великих географические открытия на социально-экономическое и культурное развитие европейских стран.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

XV-XVII вв.

1. Незадолго до прихода португальцев, в первой половине XV в., юго-восточную Азию, Индию и восточное побережье Африки посетили корабли китайского флота под руководством Чжэн Хэ. Почему именно плавания европейцев – испанцев и португальцев – положили начало Великим географическим открытиям, ведь географические и технические достижения китайской цивилизации не уступали европейским?

Китайцы имели торговые связи в Азии, и плавали к берегам Аравии, Восточной Африки и Египта со времён династии Тан (618—907). В период с 1405 по 1421 годы третий минский император Чжу Ди организовал серию плаваний для сбора дани в Индийский океан под командованием адмирала Чжэн Хэ.

Первая экспедиция отправилась в путь в 1405 году. Хорошо задокументировано семь экспедиций; эти флоты посетили Аравию,Восточную Африку, Индию, Малайский архипелаг и Таиланд. После смерти императора, Чжэн Хэ возглавил последнюю экспедицию, которая вышла из Нанкина в 1431 году и вернулась в Пекин в 1433, достигнув берегов Мадагаскара. Однако после этого дальние экспедиции прекратились, так как правители династии стали осуществлять политику хайцзинь,изоляционизма, что ограничило морскую торговлю. Экспедиции прекратились сразу после смерти императора, так как китайцы потеряли интерес к тому, что они называли «землями варваров», а последующие императоры считали, что такие мероприятия наносят вред Китайскому государству. Чжу Гаочи наложил запрет на экспедиции, а при Чжу Чжаньцзи большая часть информации о флоте Чжэн Хэ и его плаваниях была уничтожена или утрачена.

Великие географические открытия европейцев; почему именно испанцы и португальцы?

В Европе в XVв возник «монетный Голод». В рамках известного Европейцами мира (в основном средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было, вследствие чего усилилось стремление к странам Востока, где по представлениям европейцев таились неисчерпаемые богатства. Поиски новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию также были вызваны стремлением купцов избавиться от торговых посредников и наладить прямую связь с азиатскими странами.

Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. Смелые мореплаватели вышли из среды мелкопоместных дворян именно данных стран, во-первых, потому что в этот период любая возможность улучшить свое материальное положение являлась спасительной для них (После окончания войны с маврами испанские и португальские дворяне остались без дела и оказались в долгах у городских ростовщиков. Причиной тому послужило их презрительное отношение ко всем видам деятельности, кроме военного дела. Стремление к власти и личной наживе они скрывали под маской религиозного рвения). Во-вторых, Португалия и Испания имели крупнейший в Европе флот и удачное для трансатлантических экспедиций расположение.

Эссе на тему «Влияние Великих географических открытий на социально-экономическое и культурное развитие европейских стран» Великие географические открытия – условный термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками в середине XV — середине XVII вв. Основными общими причинами посылки экспедиций были: 1. Рост в странах Европы товарного производства; 2. Недостаток драгоценных металлов и связанные с этим поиски новых земель, где надеялись найти золото, серебро и др.; 3. Поиски новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию; 4. Всё более утверждавшаяся идея шарообразности Земли; 5. Важное значение для В.г.о. имели успехи в области географических знаний и развитие мореплавания у народов Востока. В.г.о. явились событиями всемирно-исторического значения. Были установлены контуры обитаемых материков (кроме северных и северо-западных берегов Америки и восточного берега Австралии), исследована большая часть земной поверхности. Но самые значимые явления Мы рассмотрим ниже. Во-первых, начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение в Западной Европе капиталистического производства и содействовала накоплению у буржуазии больших денежных средств, необходимых для организации крупных предприятий.  Во-вторых, Европа, Африка, Америка и Австралия стали связаны между собой торговыми путями, благодаря чему начал закладываться мировой рынок, появление которого, в свою очередь, стало еще одним мощным толчком к зарождению и развитию капиталистических отношений в Западной Европе. Новый Мир стал рынком сбыта для мануфактур Европы, и монопольное владение им обеспечивало быстрое накопление капитала в странах Западной Европы. В-третьих, В.г.о. дали новый обширный материал для многих др. областей знания (ботаники, зоологии, этнографии и др.), а также расширили кругозор европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, что стали причиной многочисленных примеров влияния одной культуры на другую. (Прим.: Возможно, здесь можно привести в пример Финляндию: в ее культуре наблюдают заметное влияние со стороны Америки и других стран.) В-четвертых, это, конечно, научно-технический прогресс, который в свою очередь повлек за собой немало особо важных последствий. Но, пожалуй, самое главное – это так называемая «Революция цен», или иначе «Золотая инфляция», обусловленная ввозом из Америки в Европу большого количества золота и серебра. За XVI в. Общее кол-во звонкой монеты увеличилось более чем в 4 раза. Такой наплыв относительно дешевого золота и серебра привел к резкому падению их стоимости, что привело к ряду последствий: цены на продукты с/х и промышленности выросли в 2-3 и больше раза, предметы первой необходимости вздорожали сильнее предметов роскоши. Но «Золотая инфляция» имеет не глобальный, а сугубо региональный характер, обусловленный спецификой политических, экономических и социальных условий, характерных для определенного региона. Т.о. она ускорила процессы развития капиталистических отношений в большинстве западноевропейских странах, особенно в Англии, Франции и Голландии, и предопределила экономическое отставание Испании и Португалии. В итоге, можно сделать вывод, что географические открытия середины XV - середины XVII вв. называют великими благодаря не их масштабу, а значению для последующего развития Европы, ведь они стали основополагающей причиной ускорения процесса перехода к новой исторической формации.

studfiles.net

Уильям Шекспир - биография, жизнь всемирно известного драматурга. Существовал ли Шекспир на самом деле?

«Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь»

(И.С. Тургенев)

Наши великие писатели, великие актёры и талантливые переводчики не просто истолковали и перевели Шекспира. Они откликнулись на его творчество, сотворив совершенно особое явление, побудившее самих англичан говорить о том, что их великий соотечественник нашёл у нас вторую родину. Шекспир стал неотъемлемой частью многонациональной культуры. Он вошёл в плоть и кровь народов нашей страны, подтверждая пророчество требовательного современника: «Да будешь, славен на все времена». Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителя. Лучшие театры мира и выдающейся актёры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль. Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не так просто.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вёл дневника. Нет у нас переписи с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, если в нём лишь несколько слов о Шекспире исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те не многие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись. Нужно было положить очень много труда, чтобы мы смогли прочитать о нём то, что должен знать о нём каждый образованный человек.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года, в городе Стратфорде, расположенном на реке Эйвон, где сейчас находится Мемориальный Шекспировский театр. Это великий английский драматург и поэт эпохи Возрождения. Когда отец будущего поэта, зажиточный по тем временам торговец, разорился, пятнадцатилетний Уильям вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Около 1585 года молодой человек отправился в Лондон, где, сменив, как об этом гласит придание, несколько профессий, решил стать актёром. Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные придания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актёры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, сменял суфлёра. Словом за долго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал не лёгкую закулисную жизнь театра.

Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название «Глобус», спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актёром Шекспир так и не стал, но его высказывания об актёрском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьес, свидетельствует о поразительном знании законов сцен. Впрочем Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения – сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекспировские сонеты, благодаря превосходным переводам. Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромное мастерство Шекспира как драматурга язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почётное место в репертуаре театров всего мира.

Первое фолио (собрание пьес) Уильяма Шекспира, изданной в 1623 году под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира: комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов»

Комедии, трагедии, и пьесы исторические, те же трагедии, - каждая группа шекспировских произведений имеет своим центром, или стержнем, мысль о ходе времени как процессе, в котором участвуют от мала до велика и высшие, и низшие, словом все. Основой и материалом для такой идеи служит у Шекспира общая память. Эта сила стоящая над человеком, формирующая его, владеющая им, определяющая его судьбу и поступки. Ликующая радость жизни, прославления здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанные в 1593 -1600 г. В них выражена важная для эпохи возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно – весёлую, ясную, волшебную как «Сон в летнюю ночь». Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам образы Горчичного Зёрнышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязки. Пьесу, сложившуюся у него в основном в течение 1592 – 1598 годов Шекспир приспосабливал к различным спектаклям: вписывал новые эпизоды или строки и не всегда сокращал старые, прибавленные по другим «случаям». Поэтому имеется в пьесе некоторая несогласованность», начиная с названия «Сон в ночь чудес посредине лета», а в пьесе говориться о весеннем празднике, приходящемся на апрель – май.

Мемориальный Шекспировский Театр. Открыт в Стратфорде-на-Эйвоне, в. 1932 году

Но благородным гуманистическим идеям возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах так же выражены идеи возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов возрождения с суровой действительностью. Показывая прошлое, воскрешая жестокую междоусобную борьбу баронов, народные бунты, иноземные войны, борьбу за престол, Шекспир подводил всех и каждого к мысли о том, почему они смотрят спектакль и получают удовольствие, а не находятся где-то вовсе за пределами общества, не голодают и не бедствуют, не гниют в земле и не болтаются на виселице. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые, гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594 г) пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смирившейся с предубеждениями старины, заключается высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус»: театр «Глобус» был похож накрупный загон под откратым небом. Приезжий иностранец, посетивший в 1599 году представление Шекспира «Юный Цезарь» назвал театр «Глобус» домом с соломенной крышей – он имел в виду крышу над сценой. Своё название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.

А мы на шекспировскую пьесу разве приходим неподготовленными? Люди образованные, начитанные, мы и прямо перед спектаклем можем пересмотреть текст, чтобы знать точно, что к чему. Но мы уверены, что это, как в прежние времена у нас говорилось, «сочинение Уильяма Шекспира» шекспировский же современник был убеждён в том, что никто этого не сочинял, а только пересказал и показал некую старую давно всем известную историю. И в самом деле, Шекспир почти ни одной пьесы, в полном смысли, не сочинил. Им заимствовались не только сюжеты, но и персонажи, даже текст, который он зачастую не придумывал, а лишь перерабатывал. Собственно с тех пор как это сделалось известным стало понятно, каким образом некий провинциал – недоучка сумел овладеть материалом достаточным для целой коллегии умов. И всё-таки наше книжное знание шекспировских источников не сопоставимо с переживанием или точнее взаимопереживанием, того, что происходило в шекспировском театре, - общей истории и предыстории.

После постановки «Юный Цезарь» с 1601 по 1608 годы Шекспир создал самые великие свои трагедии: «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло». Перед задачей восстановления справедливости в «Гамлете» оказывается не один Гамлет, но еще, по меньшей мере, двое молодых, как и он сам, людей: Лоэрт и Фортинбрас. Шекспир, таким образом, рельефно, сравнительно обозначает проблему. Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он узнаёт: он не умер, он был убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове - матери Гамлета. В трагедии изображено как Гамлет в начале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные и трудные раздумья молодого человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящийся в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражён век, словно бы «вывихнутый в своих суставах». Великий русский критик В. Г. Белинский писал о Гамлете «Это душа, рождённая для добра в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – одиночество человека, который опередил своё время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

Современный действующий Театр «Глобус». Здание, воссозданное в 1997 году, находится на расстоянии около 205 метров от  первоначального месторасположения театра

В последние годы творчества Шекспира (1608 – 1612) его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные фантастические мотивы. Но и в этих пьесах – «Зимняя сказка»; «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встаёт на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицания героя одной из этих пьес «Как прекрасно человечество» - может служить знамением эпохи возрождения, подарившей миру Шекспира.

Творческая деятельность Шекспира продолжалась немногим более двух десятилетий. Известны тридцать семь его пьес, четыре поэмы и сто пятьдесят четыре сонета, отличающихся горячим чувством, насыщенных мыслью. Известны ещё две – три пьесы, которые приписываются Шекспиру полностью или частично, как соавтору. Все шекспировские пьесы шли в своё время на сцене, двадцать из них были напечатаны при его жизни и тридцать шесть вошли в сборник так называемое «первое фолио» (1623) составленный актёрами уже после его смерти. Всё это говорит о том, о чём и говорили современники, младшие, шедшие следом за ним, - «об истинно удачной и плодотворной деятельности маэстро Шекспира». Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи возрождения.

Трагедии Шекспира – художественное постижение ведущих тенденций времени. Шекспир зорок и справедлив, он сам является «сыном века»; ему самому то время представлялось порой благоденствия, позволяющей людям раскрывать свои возможности, и он же был судьёй своей эпохи; как писатель, актёр и руководитель труппы, он оставался, верен принципам, которые сам же с подмостков проповедовал, говоря, что цель театра «была и есть – держать как бы зеркало перед природой; являть добродетели её черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток».

В 1612 г Шекспир написал свою последнюю пьесу «Буря». Вскоре он оставил театр. Может быть, Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вёл. А может быть, в годы молчания он вынашивал замыслы своих гениальных произведений, которым так и не суждено было появиться. Шекспир умер в 1616 г, в день, когда ему исполнилась пятьдесят два года. Он был похоронен в центре родного Стратфорда, куда до си пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Статфордском мемориальном театре, где ставятся только пьесы Шекспира.

На могиле Шекспира всегда свежие цветы. Табличка на заднем плане так называемое «проклятие» драматурга, в котором он просит «не тревожить его кости»

Исторические пьесы Шекспира, называемые «хрониками», а всего их девять, показывали зрителям наступление существующего порядка вещей. То была не переодетая в старинные одежды злоба дня, а предыстория современности. Подобно многим городкам и даже городам, утрачивающим своё значение, и Стратфорд, вероятно, мог бы замереть, если бы в нём со временем, не развивалась особая промышленность и коммерция – шекспировская. Шекспир глядит теперь на туристов с каждой вывески.

И всё-таки Шекспир был одним из популярных драматургов своего времени, значит, умел угодить, то есть привлечь в свой театр и не искушённую, и даже очень искушённую публику. «Он принадлежит не одному веку, но всем временам. Сама природа гордилась его замыслом и с радостью облекалась в одежды его стихов».

Разве ныне мы думаем иначе?

Источники: Статья: «Так был ли Шекспир на самом деле?» Автор: Елен Кузич (KLena) Литература: Уильям Шекспир «Комедии, хроники, трагедии».

Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  или в личку «Вконтакте»

romeo-and-juliet.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>