Кто написал франкенштейна
10 чудовищных фактов о «Франкенштейне»
Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer) Иллюстрация: Theornamentalist, Wikimedia Commons
Франкенштейн , история безумного ученого, который возвращает мертвеца к жизни только для того, чтобы понять, что он создал монстра, по-прежнему остается для нас одной из самых страшных историй. Вот несколько главных фактов о романе, который показал нам, что может пойти не так, когда люди решают поиграть в Бога.
1. «Франкенштейн» был написан подростком. Юношеские годы Мэри Шелли были весьма насыщенными, если не сказать больше. В 16 лет она сбежала из дома с поэтом Перси Биши Шелли. В течение следующих двух лет она родила двоих детей. В 1816 году пара отправилась в Швейцарию, где посетила виллу Диодати лорда Байрона. Именно там 18-летняя Мэри начала писать «Франкенштейна». Книга была опубликована в 1818 году, когда автору было 20 лет.
2. Роман возник в результате состязания в написании страшных историй. Чета Шелли гостила в Швейцарии в «год без лета». Извержение вулкана Тамбора в Индонезии вызвало серьезные климатические аномалии и большое количество дождей. Застряв в четырех стенах, группа друзей читала истории о призраках из книги «Fantasmagoriana» (сборник старинных германских легенд о привидениях – прим. перев.). Именно тогда лорд Байрон предложил затеять состязание, чтобы понять, кто из них сможет придумать лучшую историю о сверхъестественном: сам Байрон, Мэри, Перси или врач Джон Полидори. В итоге Мэри, конечно, выиграла это пари. Ни Байрон, ни Перси так и не закончили свои рассказы. Зато Полидори написал рассказ Вампир , который позднее вдохновил Брэма Стокера на создание Дракулы .
Портрет Джона Полидори, F.G. Gainsford (Wikimedia Commons)
3. Мэри утверждала, что идея книги пришла к ней во сне. Поначалу у Мэри был творческий кризис, и она никак не могла придумать хорошую идею для своего рассказа. Но потом она как-то начала мечтать наяву. «Я не заснула, но и не просто задумалась», – писала она об этом. В предисловии к изданию «Франкенштейна» 1831 года, она описала явившееся ей видение следующим образом:
«Я увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. … Он спит, но вдруг он просыпается; открывает глаза; эта ужасная штука стоит у его постели, отдернув полог, и смотрит на него желтыми, водянистыми, но разумными глазами».
Мэри открыла глаза и поняла, что нашла идею для истории. «То, что напугало меня, напугает и других», – подумала она и на следующий день приступила к работе.
4. Мэри писала «Франкенштейна» под сенью трагедии. Незадолго до начала работы над «Франкенштейном» Мэри родила дочь Клару, которая умерла спустя шесть недель. (На самом деле, только один из четырех детей Мэри дожил до зрелого возраста). После смерти ребенка она написала в своем дневнике: «Мечтаю, чтобы моя малышка вернулась к жизни – что она просто замерзла, а мы отогрели её у огня, и она ожила. Просыпаюсь и не нахожу рядом своего ребенка – и думаю о своей маленькой мечте весь день». Должно быть, это обстоятельство, а также самоубийство её сводной сестры, повлияли на роман.
Портрет Мэри Шелли, Richard Rothwell (Wikimedia Commons)
5. Франкенштейн – это имя ученого, а не чудовища. В книге Шелли Виктор Франкенштейн – это ученый. Чудовище остается безымянным и называется только «монстром», «существом», «демоном» и «оно». Но если вы ошиблись, назвав чудовище Франкенштейном, знайте – вы не одиноки. Так поступали все, начиная с автора Рифа Эдит Уортон и заканчивая сценаристами фильма «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».
6. Роман носит то же имя, что и замок. Мэри утверждала, что сама придумала имя «Франкенштейн». Однако Франкенштейн – это немецкая фамилия, которая переводится как «камень франков». Более того, историк Раду Флореску заявил, что Шелли посещали замок Франкенштейн во время путешествия вверх по реке Рейн. Находясь там, они, должно быть, узнали о неуравновешенном алхимике по имени Конрад Диппель, жившем в этом замке. Он пытался создать эликсир под названием «Масло Диппеля», который позволил бы людям жить дольше ста лет. Как и Виктор Франкенштейн, Диппель, по слухам, раскапывал могилы и проводил эксперименты с мертвыми телами.
Замок Франкенштейн, фото: Pascal Rehfeldt (Wikimedia Commons)
7. Многие думали, что книгу написал Перси Шелли. Первая публикация «Франкенштейна» была анонимной. Роман посвящался Уильяму Годвину, отцу Мэри, а Перси Шелли написал к нему предисловие. По этим причинам многие предполагали, что автором книги был Шелли. Этот миф продолжал существовать даже после того, как «Франкенштейн» был переиздан под именем Мэри. На самом деле, некоторые люди до сих пор пытаются доказать, что настоящим автором был Перси. Хотя он редактировал книгу и поощрял Мэри превратить историю в роман, признание за ним авторства является большой натяжкой.
8. Книгу поначалу сильно ругали критики. После выхода «Франкенштейна» в 1818 году многие критики отзывались о нем самым пренебрежительным образом. «Какая же ужасная и отвратительная нелепость», – написал Джон Крокер в «Quarterly Review». Однако готические романы тогда были в моде, и «Франкенштейн» вскоре обрел своих читателей. Популярность истории укрепилась после выхода в 1823 году пьесы под названием «Самонадеянность, или Судьба Франкенштейна». В 1831 году была опубликована новая версия книги, на этот раз под именем Мэри.
9. «Франкенштейн» считается первым научно-фантастическим романом. Сочиняя готическую историю, Шелли написала первый крупный научно-фантастический роман, а также положила начало концепции «безумного ученого» и помогла очертить рамки того, что впоследствии станет литературой ужасов. Влияние книги в популярной культуре настолько велико, что слово «Франкенштейн» вошло в обиход в обычной речи и теперь используется для обозначения чего-то сверхъестественного и ужасного. Мэри и позже продолжала сочинять научную фантастику. В частности, в 1826 году она написала рассказ Роджер Додсворт: воскресший англичанин (1826) о человеке, который был заморожен во льду, и роман Последний человек о выжившем в уничтоженном чумой мире.
10. Томас Эдисон превратил историю в фильм. В 1910 году Томас Эдисон создал 15-минутный фильм «Франкенштейн» – один из первых когда-либо существовавших фильмов ужасов. Пленка считалась утраченной, пока её не восстановили в 1950-х годах. Вы можете посмотреть этот фильм по ссылке (YouTube).
Перевод: Count_in_Law Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
www.livelib.ru
Виктор Франкенштейн
Виктор Франкенштейн – герой бессмертного произведения Мэри Шелли. Устрашающая история о чудовищном монстре стала культовой и породила волну в литературе и кинематографе. Писательнице удалось не только шокировать искушенную публику до мурашек на коже, но и преподать философский урок.
История создания
Лето 1816 года выдалось дождливым и ненастным, недаром то смутное время в народе прозвали «Годом без лета». Такая погода была вызвана извержением в 1815 году слоистого вулкана Тамбора, который находится на индонезийском острове Сумбава. В Северной Америке и Западной Европе было необычайно холодно, люди ходили в осенних и зимних вещах и предпочитали оставаться дома.
В то неурожайное время на вилле Диодати собралась компания англичан: Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Шелли и восемнадцатилетняя Мэри Годвин (в замужестве Шелли). Так как у этой компании не было возможности разнообразить свою жизнь пешими прогулками по берегам Женевского озера и катаниям на лошадях, они согревались в гостиной у дровяного камина и обсуждали литературу.

Приятели развлекали себя чтением страшных немецких сказок, сборником «Фантасмагориана», который вышел в 1812 году. На страницах этой книги содержались повести о ведьмах, страшных проклятиях и приведениях, живущих в заброшенных домах. В конечном итоге, вдохновившись трудами других писателей, Джордж Байрон предложил компании тоже попробовать сочинить леденящую кровь историю.
Байрон набросал в черновике рассказ об Августе Дарвелле, но благополучно отказался от этой идеи, за которую взялся Джон Полидори, написавший историю о кровопийце под названием «Вампир», обогнав своего коллегу по цеху Брэма Стокера, создателя «Дракулы».

Мэри Шелли тоже решила попробовать реализовать свой творческий потенциал и сочинила новеллу об ученом из Женевы, который воссоздал живое из мертвой материи. Примечательно, что сюжет произведения был навеян рассказами о паранаучной теории немецкого врача Фридриха Месмера, утверждавшего, что с помощью особой магнитной энергии можно устанавливать телепатическую связь друг с другом. Также писательницу вдохновили истории приятелей о гальванизме.
Однажды ученый Луиджи Гальвани, живший в 18 веке, препарировал в своей лаборатории лягушку. Когда скальпель коснулся ее тела, он увидел, что мышцы на лапках подопытной дергаются. Профессор назвал это явление животным электричеством, а его племянник Джованни Альдини начал ставить подобные опыты над трупом человека, удивляя искушенную публику.

Помимо этого Мэри вдохновилась замком Франкенштейна, который находится в Германии: писательница услышала о нем на пути из Англии в швейцарскую Ривьеру, когда проезжала по долине Рейна. Ходили слухи, что это поместье было переоборудовано в алхимическую лабораторию.
Первое издание романа о безумном ученом вышло в свет столице Соединенного Королевства в 1818 году. Анонимную книгу, посвященную Уильяму Годвину, скупали завсегдатаи книжной лавки, однако литературные критики написали весьма неоднозначные рецензии. В 1823 году роман Мэри Шелли был перенесен на театральную сцену и имел успех зрителей. Поэтому писательница вскоре отредактировала свое творение, придав ему новые краски и преобразовав главных героев.
Сюжет
Читатели знакомятся с молодым ученым из Женевы Виктором Франкенштейном на первых страницах произведения. Молодого истощенного профессора подбирает корабль английского исследователя Волтона, который отправился на Северный полюс, дабы изучить неизведанные земли. После отдыха Виктор рассказывает первому встречному человеку историю из своей жизни.
Главный герой произведения рос и воспитывался в аристократической обеспеченной семье. С раннего детства мальчик пропадал в домашней библиотеке, впитывая полученные из книг знания, словно губка.

В его руки попадали труды основателя ятрохимии Парацельса, рукописи оккультиста Агриппа Неттесгеймского и прочие произведения алхимиков, которые мечтали найти заветный философский камень, превращающий любые металлы в золото.
Жизнь Виктора была не такой безоблачной, подросток рано лишился матери. Отец, видящий стремления своего отпрыска, отправил молодого человека в элитный университет города Ингольштадт, где Виктор продолжил постигать азы науки. В частности, под влиянием учителя естественных наук Вальдмана, ученого заинтересовал вопрос возможности создания живого из мертвой материи. Потратив два года на исследования, главный герой романа решился на свой ужасный эксперимент.

Когда огромное существо, созданное из различных частей мертвых тканей, ожило, ошеломленный Виктор бежал из своей лаборатории в приступе лихорадки:
«Я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте», – говорил протагонист произведения.Стоит отметить, что Франкенштейн и его безымянное существо образуют некую гностическую пару создателя и его творения. Если говорить о христианской религии, то переосмысление терминов романа иллюстрирует то, что человек не может взять на себя функцию Бога и не способен познать его с помощью разума.
Ученый, стремящийся к новым открытиям, воссоздает невиданное зло: чудовище осознает свое существование и пытается возложить ответственность на Виктора Франкенштейна. Молодой профессор хотел сотворить бессмертие, однако понял, что пошел порочным путем.

Виктор надеялся начать жизнь с чистого листа, но узнал леденящую кровь новость: оказывается, его младшего брата Вильяма жестоко убили. Полиция признала виновной служанку дома Франкенштейнов, потому что при обыске у невиновной домработницы нашли медальон погибшего. Суд отправил несчастную на эшафот, но Виктор догадывался, что истинный преступник – ожившее чудовище. Монстр пошел на такой шаг, потому что возненавидел создателя, который без зазрения совести оставил уродливое чудовище в одиночестве и обрек его на несчастное существование и вечное гонение общества.
Далее монстр убивает Анри Клерваля, лучшего друга ученого, за то, что Виктор отказывается создавать чудовищу невесту. Дело в том, что профессор задумался над тем, что вскоре от такого влюбленного тандема Землю населят монстры, поэтому экспериментатор уничтожил женское тело, спровоцировав ненависть своего творения.

Казалось, что, несмотря на все жуткие события, жизнь Франкенштейна набирает новые обороты (ученый женится на Элизабет Лавенца), но обиженный монстр ночью проникает в комнату ученого и душит его возлюбленную.
Виктор был поражен кончиной любимой девушки, а его отец вскоре умер от сердечного приступа. Отчаявшийся ученый, лишившийся семьи, клянется отомстить страшному созданию и бросается за ним в погоню. Гигант прячется на Северном полюсе, где из-за нечеловеческой силы легко ускользает от своего преследователя.
Фильмы
Киноленты, которые были сняты по мотивам романа Мэри Шелли, поражают воображение. Поэтому приведем список популярных кинематографических работ с участием профессора и его обезумевшего монстра.
- 1931 – «Франкенштейн»
- 1943 – «Франкенштейн встречает человека-волка»
- 1966 – «Франкенштейн создал женщину»
- 1974 – «Молодой Франкенштейн»
- 1977 – «Виктор Франкенштейн»
- 1990 – «Франкенштейн освобожденный»
- 1994 – «Франкенштейн Мэри Шелли»
- 2014 – «Я, Франкенштейн»
- 2015 – «Виктор Франкенштейн»
Интересные факты
- Монстра из романа Мэри Шелли называют Франкенштейном, но это ошибка, потому что автор книги не наделила создание Виктора каким-либо именем.
- В 1931 году режиссер Джеймс Уэйл выпустил ставший культовым фильм ужасов «Франкенштейн». Образ монстра, которого сыграл в фильме Борис Карлофф, считается каноническим. Актеру пришлось долгое время проводить в гримерке, потому что на создание внешности героя у художников уходило порядка трех часов. Роль безумного ученого в киноленте досталась актеру Колину Клайву, который запомнился фразами из фильма.

- Первоначально амплуа монстра в картине 1931 года должен был исполнить Бела Лугоши, который запомнился зрителям по образу Дракулы. Однако актер не захотел долго гримироваться, да и к тому же эта роль была без текста.
- В 2015 году режиссер Пол МакГиган порадовал киноманов фильмом «Виктор Франкенштейн», где сыграли Дэниел Рэдклифф, Джеймс МакЭвой, Джессика Браун-Финдлэй, Бронсон Уэбб и Эндрю Скотт. Дэниелу Рэдклиффу, который запомнился по фильму «Гарри Поттер», удалось вжиться в роль Игоря Штрауссмана, ради которой актер нарастил искусственные волосы.

- Мэри Шелли утверждала, что идея произведения явилась ей во сне. Первоначально у писательницы, которая все никак не могла придумать интересный рассказ, возник творческий кризис. Но в полудреме девушка увидела склонившегося над телом чудовища адепта, что и стало толчком для создания романа.
Фото
24smi.org
Франкенштейн - это... Что такое Франкенштейн?
Франкенштейн Франкенштейн Главный герой повести «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) английской писательницы Мэри Шелли (1797—1851). Виктор Франкенштейн — так зовут молодого швейцарского ученого, который, желая искусственно, в лаборатории, создать живого человека, дал жизнь человекоподобному чудовищу, которое привело в ужас своего создателя. И он же первым пострадал от своего детища — оно убило младшего брата ученого, а потом его невесту и единственного друга. Обычно употребляется неверно, когда Франкенштейном называют какого-либо монстра, искусственно созданное существо, похожее на человека. Но в повести Шелли у него не было личного имени, и сам его создатель — Виктор Франкенштейн — называл его «чудовищем», «демоном», «великаном».Иносказательно: о человеке, который вызвал к жизни силы, с которыми не может справиться, которые обернулись против него, от которых он сам же и пострадал. Может служить аналогом известного выражения: Ученик чародея.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
.
dic.academic.ru
Франкенштейн (персонаж) - это... Что такое Франкенштейн (персонаж)?
Виктор Франкенштейн — главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж (выступающий в том числе под именами Генри Франкенштейн, доктор Франкенштейн или барон Франкенштейн) множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.
В романе Виктор Франкенштейн, молодой студент из Женевы, создаёт живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит «научный» способ оживить его; однако ожившее существо оказывается чудовищем.
Для Франкенштейна как персонажа характерно стремление к познанию, не ограниченному этическими соображениями; только создав чудовище, он осознаёт, что пошёл порочным путём. Однако чудовище уже существует помимо его желания, оно пытается осознать себя и возлагает на Франкенштейна ответственность за своё существование.
Франкенштейн и созданное им чудовище образуют гностическую пару, состоящую из творца и его творения, неизбежно отягощённого злом. Переосмысленная в терминах христианской этики, эта пара иллюстрирует безуспешность попыток человека взять на себя функции Бога — или невозможность познания Бога с помощью разума. Если же рассмотреть ситуацию в свойственном для Эпохи Просвещения рациональном ключе, то она преображается в проблему этической ответственности учёного за последствия сделанных им открытий.
Множественность и неоднозначность трактовок, порождаемых этими образами Франкенштейна и его творения, создали предпосылки для постоянных попыток осмыслить и переосмыслить их в различных художественных формах — сначала в театре, а затем и в кинематографе, где сюжет романа прошёл через несколько стадий адаптации и приобрёл новые устойчивые мотивы, которые в книге отсутствовали совсем (тема пересадки мозга как метафора пересадки души) или были намечены, но не развернуты (тема Невесты Франкенштейна). Именно в кинематографе (как ни странно, вопреки распространенному мнению, что в США аристократические титулы звучат впечатляюще, это сделали английские режиссеры и сценаристы) Франкенштейна сделали «бароном» — в романе баронского титула у него не было, да и не могло быть, хотя бы потому что он - женевец (после Реформации Кантон Женева не признавал дворянских титулов, хотя формально оставались Благородные Семьи).
В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, которое ошибочно называют «Франкенштейном» (например, в насыщенном образами массовой культуры анимационном фильме «Жёлтая подводная лодка»). Кроме того, образ Франкенштейна породил множество различных продолжений — появились различные сыновья и братья, выступавшие под именами Вольф, Чарльз, Генри, Людвиг и даже дочь Эльза.
Косвенно (а в некоторых сериях и открыто) идея создания из неживого живое, именно как Франкенштейн создал монстра, встречается в фильме «Ох, уж эта наука» и сериале-ремейке «Чудеса науки». Это показывается в самой первой серии, где ребят вдохновил на создание женщины фильм «Невеста Франкенштейна». А в первой серии 4 сезона они и вовсе встречаются лично с доктором и его монстром.
В некоторых источниках выдвигается предположение о том, что прототипом Франкенштейна послужил немецкий учёный Иоганн Конрад Диппель (1673—1734), родившийся в замке Франкенштейн.
Ссылки
dic.academic.ru