Кто написал фигаро
Фигаро
Хитрость и умение блюсти собственные интересы в сложной ситуации — не самые плохие качества. Эту истину регулярно доказывает Фигаро — преданный слуга, который знает, как не потерять выгодное место и не лишиться невесты из-за спора с хозяином. Ловкий плут не унывает и не вешает нос. Мужчина верит, что удача на его стороне. Ведь Фигаро знает главное: чем важнее богач – тем проще обвести его вокруг пальца.
История создания
Создателем неугомонного насмешника и плута стал Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Французский драматург ввел колоритную фигуру в пьесу под названием «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Фигаро не просто веселит публику, комический герой стал центральным персонажем комедии.

Автор пьесы вложил в образ балагура несколько собственных черт. Фигаро саркастичен, но оптимистично смотрит на жизнь, в точности как тот, кто написал «Севильского цирюльника». Вслед за нашумевшей пьесой Бомарше создал продолжение комедии — «Женитьба Фигаро».
Пьесу показывали в театре, когда Франция находилась в предреволюционном состоянии. Вопросы, которые Бомарше завуалировано затрагивает во второй части сатирической комедии, понятны каждому.

Фигаро — представитель низшего сословия — с легкостью обманывает вельмож и посмеивается над представителями власти. Наполеон, посетивший премьеру, написал близкому другу:
«... Это уже была революция в действии...»Не меньший успех ждали приключения Фигаро в России. Комедию обсуждали в модных салонах и на приемах. Подвиги плута стали любимой книгой Пушкина:
«Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».Насколько популярной стала вторая часть об испанском слуге, настолько же провальной оказалась третья пьеса о похождениях Фигаро. Нравоучительную драму в пяти действиях, где любимый Фигаро изменился до неузнаваемости, публика не приняла.

Для тех, кто познакомился с насмешливым слугой, герой останется ловким повесой, который всюду успевал:
«Все я исполню, только терпенье,И не все разом вы, господа!Фигаро... я здесь. Эй... Фигаро... я там,Фигаро здесь, Фигаро здесь, Фигаро там...»
Биография
Фигаро — сирота, который с детства скитается по дорогим домам в поисках заработка. Некоторое время герой прослужил в Мадриде у графа Альмавивы. После мужчина отправился в Андалусию, чтобы работать помощником ветеринара на конном заводе.

Вместо работы Фигаро пишет любовные песни, поэтому ветеринар увольняет ленивого работника. Попробовав заработать сочинительством и не справившись с конкуренцией, герой возвращается в Мадрид. Теперь Фигаро — бродячий цирюльник и лекарь.
Случайная встреча с бывшим работодателем меняет привычную жизнь героя. Мужчина берется помочь графу Альмавиву жениться на Розине. Девушка живет в доме местного доктора и строго охраняется опекуном.

Преодолев сложности и преграды, выпутываясь из нелепых ситуаций и постоянно насмехаясь над богатеями и их причудами, Фигаро осуществляет задуманное. Граф счастливо женат на любимой женщине, а бывший слуга Альмавивы снова принят на должность домоправителя в имение дворянина.
Спустя три года Фигаро планирует свадьбу. Избранница героя Сюзанна прислуживает новоявленной графини. Радостное событие постоянно откладывается, так как на прелестную горничную имеет виды женатый граф. К тому же старый аптекарь, которого Фигаро однажды обманул, не упускает случая отомстить слуге.

Старик настаивает на браке Фигаро и Марселины — старой экономки, которой весельчак должен денег. В запутанную ситуацию втянут молодой паж, который неравнодушен к графине. Сама графиня не прочь проучить любвеобильного мужа.
Путаница разрешается неожиданным способом. Марселина узнает в весельчаке собственного сына, потерянного много лет назад. Отцом Фигаро оказывается старый доктор, бывший опекун Розины. Графиня вновь влюбляет в себя ветреного мужа. А Фигаро и Сюзанна получают большое приданое за то, что помогли супругам разрешить проблемы и сохранить достоинство.

Несмотря на череду неприятных ситуаций, Фигаро не покидает графа. Мужчина получает должность камердинера при Альмавиве. Уже пожилой слуга, забыв обиды, отстаивает мир в семье дворянина. Ради спокойствия хозяев Фигаро разоблачает молодого секретаря Альмавивы, который задумал развести супругов и завладеть имуществом семьи.
Так неожиданно меняется характеристика героя. Из сатирического шута и балагура Фигаро превращается в преданного пса, забывшего обиды и унижения. Хотя литературоведы видят в преображении мужчины другой подтекст. Возможно, Фигаро, наконец, обрел семью, в которой так нуждался.
Экранизации и постановки
Первая постановка «Севильского цирюльника» состоялась в 1775 году. Роль Фигаро досталась французскому актеру Превилю. Фактически артист создал образ, от которого позже отталкивались другие исполнители. Следующим Фигаро стал Жан-Жозеф Дазенкур. Артист точно передал замысел Бомарше, поэтому вторая постановка пьесы признана писателем наилучшей.

В России пьесу «Свадьба Фигаро» впервые показали еще при Екатерине Второй. Вновь к постановке вернулись в 1927 году. Образ Фигаро на сцене воплотил Николай Баталов. Режиссер спектакля — Константин Станиславский. На репетиции и изготовление костюмов ушло полтора года.

Но всесоюзную известность комедия получила благодаря телеверсии спектакля 1974 года. Андрей Миронов, сыгравший главную роль в экранизации, 18 лет исполнял роль Фигаро на театральных подмостках. Артиста похоронили в костюме комедийного персонажа.

Роль великого плута украсила портфолио Дмитрия Певцова, Евгения Миронова, Сергея Безрукова и других.
Не менее известна опера Моцарта «Женитьба Фигаро». Композитора вдохновило на создание произведения либретто Лоренца да Понте. Премьера состоялась в мае 1786 года. Интерпретации оперы можно услышать в театрах всего мира.
Одной из наиболее исполняемых партитур в России стала опера «Севильский цирюльник» Россини. Действующие лица остались неизменными, как и весь сюжет комедии. Композитор написал музыку к либретто всего за 20 дней. Партию слуги и сводника исполняли Луиджи Дзамбони, Лев Образцов, Андрей Батуркин, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев и другие.
Интересные факты
- Старое значение слова «фигаро» — приталенная короткая куртка. После выхода комедии Бомарше данным термином называют посредника в любовных делах. Еще одно значение – цирюльник (парикмахер).
- Именем знаменитого плута назван котенок, принадлежавший Минни Маус. Главным врагом хитреца стал пес Плуто.

- Во Франции существует газета «Фигаро». Это старейшее ежедневное периодическое издание.
- Впервые Фигаро упомянут в пьесе Бомарше «Le Sacritan». Герой появляется на сцене всего один раз. Комедия прошла незамеченной зрителями.
Цитаты
«Раболепная посредственность — вот кто всего добивается!»«Ревность — неразумное дитя гордости или припадок буйного помешательства. А если Сюзанна мне когда-нибудь изменит, я ее заранее прощаю: ведь ей столько придется для этого потрудиться...»«И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое».«Время — честный человек, как говорят итальянцы, а они всегда говорят правду. Вот время то мне и покажет, кто желает мне зла, а кто добра».«Отколотить человека, а потом, при этом же, на него еще и сердиться — вот черта поистине женская!»Фото
24smi.org
Фигаро - это... Что такое Фигаро?
Фигаро (Figaro, фр. — Фигаро́, исп. Фи́гаро) — герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя — ставшее нарицательным.
Название «Le Figaro» в 1826 взяла французская ежедневная газета.
Также фигаро — название короткой испанской куртки-пиджака, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди, которую носил персонаж Фигаро и которая стала популярна в Париже после премьеры.
Личность

Характер
Фигаро — изобретателен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он — представитель низшего сословия. Необыкновенно сообразительный, он с лёгкостью придумывает интриги и добивается своих целей.
Фигаро, как и его предшественник в Комедия дель арте — Бригелла, — умный и сообразительный лжец, он неразборчив в средствах, при этом отличается хорошим настроением, всегда готов помочь, он храбр, хотя порой его слова горьки и циничны. В нормальном настроении он спокоен и собран, но в гневе его сообразительность иногда отказывает ему.
Фигаро обладает множеством талантов и полезных навыков. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» автор перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.
Проживая в Севилье, он с успехом брил бороды, сочинял романсы и устраивал браки, с одинаковым успехом владел и ланцетом хирурга, и аптекарским пестиком, являл собой грозу мужей и любимчика жен[1].
Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.
Фигаро щегольски одевается — в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские «махо».
Имя
Имя Фигаро, вероятно, придумано самим Бомарше. В рукописи первой пьесы, «Севильского цирюльника», он использовал вместо Figaro более галлицизированный вариант написания — Fiquaro. Но позже изменил его, и сделал не только аудиально, но и визуально похожим на испанское слово picaro.
Слово «pícaro» изначально было прилагательным и обозначало «хитрый, лукавый, плутоватый». Но в испанской литературе Нового времени оно приобрело новое значение. Пикаро — главный персонаж плутовского романа. Пикареска — плутовской роман[2]. Большое количество плутовских романов, где главным действующим лицом являлся пикаро, хитрый обманщик, иногда нанимавшийся в услужение, создавалось в Испании начиная с эпохи Возрождения. Во Франции такой литературной традиции не существовало.
Ф.Грендель (Frederic Grendel) предположил, что имя Фигаро идёт от Fils-Caron («Карон-сын», от настоящей фамилии автора — Карон. Дворянское имя де Бомарше он взял себе позже).
Биография
Происхождение
Фигаро — незаконный ребёнок доктора Бартоло и бывшей служанки Марселины. Прежде чем бросить женщину с младенцем, Бартоло, тогда ещё подлекарь, накалил свой шпатель и наложил клеймо на руку сына, чтобы узнать его, если когда-нибудь встретит вновь. Когда мальчику было шесть лет, его мать попросила цыган, кочевавших тогда по Андалузии, предсказать ему будущее. Те похитили ребёнка. С тех пор Фигаро носит своё имя и занимается плутнями[1]. Он не знает, кто его родители.
Карьера и бродяжничество
Незадолго до начала действия первой пьесы Фигаро служит в Мадриде у графа Альмавивы. Уезжая, тот даёт ему рекомендацию в министерство и просит, чтобы ему подыскали место. Фигаро назначают аптекарским помощником при андалусском конном заводе. Через некоторое время его увольняют. Вернувшись в Мадрид, Фигаро пробует силы на театральном поприще, но проваливается. С котомкой за плечами бродит по всей Испании и, наконец, оседает в Севилье.
С тех пор мать Фигаро успела состариться и ведёт дом у своего старого возлюбленного, доктора Бартоло, который живёт в Севилье. Доктор — опекун юной и прекрасной Розины. В неё влюбляется граф Альмавива и ходит под окнами её дома в Севилье. Но Бартоло сам собирается жениться на своей воспитаннице и держит её взаперти. Граф Альмавива случайно сталкивается с Фигаро, своим бывшим камердинером. Он как раз живёт в доме доктора и должен ему 100 экю. И тот помогает графу жениться на Розине под носом у опекуна[3].
Оседлая жизнь и женитьба
Спустя несколько лет он живёт в замке графа и графини Альмавива «Агуас Фрескас», служит графским камердинером и домоправителем[4]. У него есть невеста — Сюзанна, девушка из местной дворни, камеристка графини. Но граф Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи. Фигаро, Сюзанна и графиня делают все, чтобы помешать ему. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за невыплаченный долг. Марселина, не зная, что Фигаро — её сын, предъявляет расписку, и требует, согласно ей, денег или замужества с Фигаро. Неожиданно, по метке, оставленной Бартоло, выясняется, чей он, потерянный тридцать лет назад ребёнок. Доктор Бартоло соглашается жениться на Марселине, Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённой интриги Альмавива остаётся в дураках, и Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.
Пожилой возраст
Эволюция персонажа
Фигаро. Скульптура Жана АмиНа протяжении трилогии Бомарше образ Фигаро подвергается изменениям.
В «Севильском цирюльнике» он — прежде всего весёлый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но ещё не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений.
В «Женитьбе Фигаро», особенно в известном монологе пятого акта, Фигаро выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г.
В третьей части трилогии («Виновная мать») постаревший и поломанный жизнью Фигаро является как бы тенью прежнего Фигаро; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками, да и то лишь в интересах своих господ.
Литературные предшественники
Тип ловкого, остроумного, в своём роде талантливого и несколько плутоватого «человека на все руки» неоднократно создавался и до Фигаро. Это хитрые, превосходящие умом своих господ слуги, которые часто встречались в комедиях и фарсах европейской литературы, арлекины comedia dell’arte, рабы Плавта и Теренция. Во Франции это Мольеровский Сганарель и сходные персонажи комедий XVIII века. В Испании предшественники Фигаро — длинная чреда героев плутовского романа, выделившегося в отдельный национальный жанр, начиная с пикаро Ласарильо из Тормеса [5] и заканчивая Кеведо.
С другой стороны, Фигаро некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, или Жиля Блаза, который в изображении Лесажа является человеком, многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью.
Значение
Фигаро — самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.
Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя, подобно им, функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.
Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.
Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.
Произведения
Пьесы
- «Le Sacritan», ранняя пьеса Бомарше (ок.1765), где фигурируют Фигаро и граф Альмавива.
Основная трилогия
- «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», пьеса Бомарше, (Le barbier de Seville ou la précaution inutile, 1775)
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро», пьеса Бомарше, (La folle journée ou le Mariage de Figaro, 1784)
- «Виновная мать, или Второй Тартюф» («Преступная мать»), пьеса Бомарше, (La mère coupable ou l’autre Tartufe, 1792)
Другие авторы
Образ Фигаро часто вдохновлял других авторов на создание продолжений истории. В их числе:
- «Les premières armes de Figaro», пьеса Сарду,
- «Фигаро разводится» (Figaro läßt sich scheiden), пьеса Эдена фон Хорвата, (1936),
- «Le roman de Figaro», книга Ф.Виту (Frédéric Vitoux), (2005).
Вне истории настоящего Фигаро
- «Funeral of Figaro (Operatic Whodunnit)», детективный роман британской писательницы Эллис Питерс. Действие происходит в наши дни. Кто-то один за другим убивает баритонов, исполняющих партию Фигаро.
Оперы
В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто).
- «Севильский цирюльник», опера Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello), (Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile, 1782)
- Оперы на сюжет «Севильского цирюльника» — Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (Nicholas Isouard) (1797).
- «Севильский цирюльник», опера Россини, (Il barbiere di Siviglia, 1816)
- «Женитьба Фигаро», опера Моцарта, (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata, 1786)
- «Виновная мать», опера Д. Мийо (Darius Milhaud) (La Mère coupable), написанная уже в ХХ в.
Оперы вне трилогии
- «Призраки Версаля» (The Ghosts of Versailles), опера Д.Корильяно (John Corigliano), 1991. Призрак Бомарше ставит оперу для развлечения призрака Марии-Антуанетты. Она «воскрешает» старые времена, предшествующие Французской революции, в том числе и аферу с ожерельем. Действующие лица трилогии сосуществуют вместе с реально существовавшими историческими личностями. Бомарше и Фигаро вдвоем пытаются спасти королеву от казни.
Некоторые исполнители
Портрет Превиля- Превиль (Préville) (1721—1799) был создателем образа Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше при первой постановке (1775).
- Дазенкур (Dazincourt), — исполнитель роли Фигаро, пришедшийся по вкусу Бомарше
- Николай Баталов сыграл свою первую большую роль на сцене МХАТа в спектакле 1927 года (режиссер К.Станиславский, художник А.Головин)
- Русский актёр Андрей Миронов неоднократно играл эту роль (была сделана телеверсия спектакля), кроме того, исполняя эту роль на сцене, получил инсульт, в результате которого скончался в больнице.
- Дмитрий Певцов — в постановке М.Захарова [1][2] [3] [4] / «Ленком», 1993
- Евгений Миронов — в спектакле «Фигаро. События одного дня», реж. К.Серебренников [5] [6] / «Театральная компания Евгения Миронова», 2006
- Сергей Безруков — в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро», реж. Константин Богомолов / Табакерка, 2009
Фигаро в массовой культуре
- Фигаро — имя, данное котенку, созданному художниками Диснея. Первое появление — в «Пиноккио». Позже он перекочевал во вселенную Микки Мауса как кот, принадлежащий Минни Маус и постоянный противник Плуто — пса, принадлежащего Микки Маусу. Самое запоминающееся появление — в м/ф «House of Mouse». Также Фигаро — имя кота в детских книгах писательницы Marie-Therese Eglsaer, и коня в произведениях детской писательницы Rebecca Anders.
- Фигаро — название вымышленного королевства в Final Fantasy VI.
- «Figaro» — модель автомобиля в ретро-стиле, созданного компанией Ниссан в 1991 году в ограниченном количестве.
- Фигаро — прозвище писателя Mariano José de Larra
- Фигаро — кличка таксы в кинофильмах «Четыре таксиста и собака», «Четыре таксиста и собака 2»
- FIGARO — крупнейшее международное модельное агентство, создавшее первую в мире Online-школу Моделей, для дистанционного обучения модельному искусству.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Бомарше. «Севильский цирюльник». «Сдержанное письмо о провале и критике „Севильского цырюльника“» (Предисловие к пьесе). Пер. Н. М. Любимова.
- ↑ А. Л. Штейн, «История испанской литературы», М., 1994.
- ↑ Бомарше. «Севильский цирюльник»
- ↑ Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- ↑ «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его удачи и злоключения», 1554 г.
- Marc Monnier, «Les aneux de Figaro» (Пар., 1868);
- Pierre Toldo, «Figaro et ses origines» (Милан, 1893);
- Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).
- Claude Petitfrère, «1784, le scandale du Mariage de Figaro : prélude à la Révolution française»
- Женское «фигаро». Эскиз из журнала мод 1901 г.
dic.academic.ru
Фигаро (опера) - это... Что такое Фигаро (опера)?
«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata) — опера Моцарта по пьесе Бомарше на либретто Лоренцо да Понте.
Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре.
История создания
К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.
Сюжет оперы заимствован из комедии известного французского драматурга П. Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть — «Севильский цирюльник», 1773, — послужила основой одноименной оперы Д. Россини). Комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 г.), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс. Моцарта «Женитьба Фигаро» привлекла не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л. да Понте (1749—1838) добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой — получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение. Герой оперы лакей Фигаро — типичный представитель третьего сословия. Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере реалистически обрисованы также образы задорной и нежной подруги Фигаро Сусанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционные комические персонажи — Бартоло, Базилио и Марцелина. К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.
Премьера
премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года
Действующие лица
- Граф Альмавива — баритон
- Розина, графиня Альмавива — лирическое сопрано
- Фигаро — баритон
- Сюзанна — светлое лирическое сопрано
- Керубино, паж — контральто
- Марселина — меццо-сопрано
- Бартоло — бас
- Базилио — тенор
- Дон Курцио, судья — тенор
- Антонио, садовник — бас
- Барбарина, дочь Антонио — сопрано или меццо-сопрано
Синопсис
Акт 1
Фигаро счастливо измеряет место, где будет стоять свадебная кровать. Сюзанна примеряет свою свадебную шляпу перед зеркалом.
Акт 2
В спальне Графини: Графиня оплакивает неверность своего мужа.
Акт 3
В свадебном зале, граф обдумывает ситуацию.
Акт 4
Графиня прощает своего мужа, и все довольны.
Расхождения между пьесой и либретто
Известные арии
Libretto 1786
- «Se vuol ballare» — ария Фигаро, Act I, scene II
- «La vendetta» — ария доктора Бартоло, Act I, scene III
- «Non so più cosa son, cosa faccio» — ария Керубино, Act I, scene V
- «Non più andrai» — ария Фигаро, Act I, scene VIII
- «Porgi, amor, qualche ristoro» — ария графини, Act II, scene I
- «Voi, che sapete» — ария Керубино, Act II, scene II
- «Venite, inginocchiatevi» — ария Сюзанны, Act II, scene II
- «Hai gia vinta la causa…Vedrò mentr’io sospiro» — ария Альмавивы, in Act III, scene IV
- «E Susanna non vien!…Dove sono i bei momenti» — ария графини, Act III, scene VIII
- «Sull’aria? Che soave zeffiretto» — дуэт Сюзанны и графини Act III, scene X
- «L’ho perduta, me meschina» — ария Барбарины, in Act IV, scene I
- «Il capro e la capretta» — ария Марселины, Act IV, scene IV
- «In quegli anni» — ария дона Базилио, Act IV, scene VI
- «Tutto è disposto…Aprite un po' quegli occhi» — ария Фигаро, Act IV, scene VIII
- «Giunse alfin il momento…Deh vieni, non tardar» — ария Сюзанны, Act IV, scene X
Аудиозаписи
- В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Исполнители:
Граф Альмавива — В.Захаров, Графиня — Наталья Рождественская, Фигаро — Г.Абрамов, Сюзанна — Надежда Казанцева, Марцелина — Вера Макарова-Шевченко, Керубино — Н.Александрийская, Бартоло — Алексей Королёв, Базилио — Павел Понтрягин, хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер — Курт Зандерлинг, 1948 год.
- В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Граф Альмавива — Томас Хэмпсон, Графиня — Кири Те Канава, Фигаро — Ферручо Фурланетто, Сюзанна — Дон Апшоу, Марцелина — Татьяна Троянос, Керубино — Анна Софи фон Оттер, Бартоло — Пол Плишка, Базилио — Энтони Лашура, Дон Курцио — Майкл Форест, Антонио — Ренато Капекки, Барбарина — Хайди Грант, хор и оркестр театра «Метрополитэн-опера», дирижер — Джеймс Ливайн, 1990 год.
Ссылки
- Опере «Свадьба Фигаро» — 230 лет
- Моцарт-Вена(en)
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
Свадьба Фигаро - это... Что такое Свадьба Фигаро?
«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata) — опера Моцарта по пьесе Бомарше на либретто Лоренцо да Понте.
Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре.
История создания
К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.
Сюжет оперы заимствован из комедии известного французского драматурга П. Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть — «Севильский цирюльник», 1773, — послужила основой одноименной оперы Д. Россини). Комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 г.), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс. Моцарта «Женитьба Фигаро» привлекла не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л. да Понте (1749—1838) добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой — получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение. Герой оперы лакей Фигаро — типичный представитель третьего сословия. Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере реалистически обрисованы также образы задорной и нежной подруги Фигаро Сусанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционные комические персонажи — Бартоло, Базилио и Марцелина. К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года, закончил его через пять месяцев; премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года и прошла с незначительным успехом. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года.
Премьера
премьера состоялась в Вене 1 мая 1786 года
Действующие лица
- Граф Альмавива — баритон
- Розина, графиня Альмавива — лирическое сопрано
- Фигаро — баритон
- Сюзанна — светлое лирическое сопрано
- Керубино, паж — контральто
- Марселина — меццо-сопрано
- Бартоло — бас
- Базилио — тенор
- Дон Курцио, судья — тенор
- Антонио, садовник — бас
- Барбарина, дочь Антонио — сопрано или меццо-сопрано
Синопсис
Акт 1
Фигаро счастливо измеряет место, где будет стоять свадебная кровать. Сюзанна примеряет свою свадебную шляпу перед зеркалом.
Акт 2
В спальне Графини: Графиня оплакивает неверность своего мужа.
Акт 3
В свадебном зале, граф обдумывает ситуацию.
Акт 4
Графиня прощает своего мужа, и все довольны.
Расхождения между пьесой и либретто
Известные арии
Libretto 1786
- «Se vuol ballare» — ария Фигаро, Act I, scene II
- «La vendetta» — ария доктора Бартоло, Act I, scene III
- «Non so più cosa son, cosa faccio» — ария Керубино, Act I, scene V
- «Non più andrai» — ария Фигаро, Act I, scene VIII
- «Porgi, amor, qualche ristoro» — ария графини, Act II, scene I
- «Voi, che sapete» — ария Керубино, Act II, scene II
- «Venite, inginocchiatevi» — ария Сюзанны, Act II, scene II
- «Hai gia vinta la causa…Vedrò mentr’io sospiro» — ария Альмавивы, in Act III, scene IV
- «E Susanna non vien!…Dove sono i bei momenti» — ария графини, Act III, scene VIII
- «Sull’aria? Che soave zeffiretto» — дуэт Сюзанны и графини Act III, scene X
- «L’ho perduta, me meschina» — ария Барбарины, in Act IV, scene I
- «Il capro e la capretta» — ария Марселины, Act IV, scene IV
- «In quegli anni» — ария дона Базилио, Act IV, scene VI
- «Tutto è disposto…Aprite un po' quegli occhi» — ария Фигаро, Act IV, scene VIII
- «Giunse alfin il momento…Deh vieni, non tardar» — ария Сюзанны, Act IV, scene X
Аудиозаписи
- В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Исполнители:
Граф Альмавива — В.Захаров, Графиня — Наталья Рождественская, Фигаро — Г.Абрамов, Сюзанна — Надежда Казанцева, Марцелина — Вера Макарова-Шевченко, Керубино — Н.Александрийская, Бартоло — Алексей Королёв, Базилио — Павел Понтрягин, хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер — Курт Зандерлинг, 1948 год.
- В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Граф Альмавива — Томас Хэмпсон, Графиня — Кири Те Канава, Фигаро — Ферручо Фурланетто, Сюзанна — Дон Апшоу, Марцелина — Татьяна Троянос, Керубино — Анна Софи фон Оттер, Бартоло — Пол Плишка, Базилио — Энтони Лашура, Дон Курцио — Майкл Форест, Антонио — Ренато Капекки, Барбарина — Хайди Грант, хор и оркестр театра «Метрополитэн-опера», дирижер — Джеймс Ливайн, 1990 год.
Ссылки
- Опере «Свадьба Фигаро» — 230 лет
- Моцарт-Вена(en)
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru