Кто написал данаю


“Даная”: символы зашифрованные в картине

Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее…

Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид принял Зевс, плененный красотой гречанки.

Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.

Даная. Картина Тициана.

«Даная» (1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса?

Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.

Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал!

В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.

Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой.

Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».

Символы, зашифрованные в картине Рембрандта “Даная”

1 ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.

3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.

4 АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.

5 БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.

6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.

7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.

8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.

9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.

10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.

11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).

12 КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.

13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.

ХУДОЖНИК Рембрандт Харменс ван Рейн

1606 — Родился в семье мельника в Лейдене (Нидерланды).1621–1624 — Учился у лейденского живописца Якоба ван Сваненбюрха.1625 — Основал собственную мастерскую.1632 — Поселился в Амстердаме, написал «Урок анатомии доктора Тюлпа».1634 — Женился на Саскии ван Эйленбюрх.1635 — Написал «Автопортрет с Саскией на коленях ».1636–1647 — Работал над «Данаей».1642 — Завершил картину «Ночной дозор».1645 — Написал «Святое семейство».1654 — Написал «Вирсавию».1656 — Обанкротился.1660 — Написал картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».1662 — Завершил работу над «Заговором Юлия Цивилиса» и групповым портретом «Синдики».1666–1669 — Работал над картиной «Блудный сын».

1669 — Умер, похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.

  link

storyfiles.blogspot.com

Гороскоп картин: кто написал твою историю любви?

Именно так Козероги представляют себе идеальную историю любви: пожилая пара варит варенье во дворе собственного дома. И делают они это, судя по всему, с огромным удовольствием. Во всяком случае, графинчик на столе намекает нам, что влюбленные решили совместить приятное с полезным. Да, именно влюбленные. Потому что Козероги влюбляются на всю жизнь, и чувства их с годами не угасают — как и чувства партнеров. Ведь на самом деле нет ничего сложного в том, чтобы сварить варенье в одиночку. Но счастье — это когда он достает из вишен косточки, а она снимает пенку. И даже через пятьдесят лет совместной жизни это — то же самое счастье.

Водолей — Марк Шагал, «Прогулка»

Герои картины — сам Марк Шагал и его жена Белла: художник был влюблен в нее всю жизнь и, даже овдовев, не писал никаких других женщин. А потому многие уверены, что эта картина говорит нам: «Любовь окрыляет». Но у Шагала есть картина «Над городом», где он и Белла летят. А тут, кажется, счастливый герой картины вот-вот взлетит не столько от счастья, сколько потому, что прекрасная дама тащит его в небо. Кстати, учитывая, что в другой руке у Шагала птичка, он хотел нам сказать, что ему повезло заполучить и синицу в руках, и журавля в небе. Что-то такое случится и с теми, кто женится на Водолее. Если они, конечно, умеют и твердо стоять на земле, и взлетать в нужный момент. На меньшее Водолей не согласится. Улетит-с.

Европу, как мы знаем, похитил не кто-нибудь, а сам Зевс в образе быка. Похитил, увез на остров Крит и превратился в красавчика, от которого Европа родила троих сыновей. И все у нее потом было прекрасно: Европа вышла за критского царя, бездетного Астериона, и он оставил престол сыновьям Европы от Зевса. Но это все было потом, а пока Зевс в образе быка похищает Европу, и это — идеальная любовная история Рыбки: пусть самец сам шевелит копытами, и побыстрее, а она будет просто красиво сидеть.

Овен — Эдмунд Лэйтон, «Посвящение в рыцари»

Эдмунд Лейтон был, судя по всему, удивительным человеком: он жил в чопорной викторианской Англии и писал в основном еще менее веселое Средневековье. Но писал так, что всем немедленно хочется приобрести машину времени и отправиться в эту чудесную сказку. Редкий талант. Таким же талантом обладают и барышни-Овны, только в реальной жизни: им каким-то загадочным образом удается создавать вокруг себя прекрасный солнечный мир, в который они готовы пригласить мужчину. Если он, конечно, соображает, когда уже пора становиться на колени, преклонять голову и называть барышню-Овна своей госпожой. Если не соображает — голову с плеч долой. Овнам нужны настоящие рыцари. Он что, думал, что в сказку попал?

Телец — Борис Кустодиев, «Моряк и милая» 1920

Если бы Тельцам предложили выбрать картину, в которой можно жить, они бы непременно выбрали Кустодиева, потому на его полотнах всегда изображено простое человеческое счастье: солнечная погода, уютные дома, вкусная еда и толстые котики. И бесконечно счастливые и довольные жизнью женщины. А любовь в понимании Тельцов — это тоже не какие-то унылые страдания, а простое человеческое счастье. Вот моряк: купил своей милой красивых колечек, розу, лису на воротник и повел выгуливать в люди. Потому что зачем лиса, спрашивается, если ее выгулять некуда, правильно? И нам понятно, почему довольна милая, но обратите внимание, как распирает от счастья моряка. И себе он, между прочим, ничего, кроме сигары, не купил. Правильный мужик!

Близнецы — Густав Климт, «Поцелуй»

Между прочим, эта картина написана не только маслом, но и сусальным золотом. То есть и без того с первого взгляда неясно, в каком пространстве пребывает эта парочка, так полотно еще и сияет, сбивая с толку. Но если присмотреться, то ясно — влюбленные целуются на заросшей цветами скале, где-то далеко от окружающего мира. Это, конечно, прекрасно. Примерно так и поступают влюбленные барышни-Близнецы — утаскивают милого в свою сияющую золотом внутреннюю Монголию. Но, правда, нужно иметь в виду, что с цветочного утеса можно запросто сверзиться в преисподнюю. Климт ее не написал, но вы знайте: она там точно есть. И, что хуже, не упасть туда не получится. В качестве утешения сообщаем, что Близнецы регулярно воспаряют наверх: туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно. Да, понятие о приятном у Близнецов своеобразное.

Рак — Карл Брюллов, «Семья «(«В ожидании ребенка»)

Барышням-Ракам обычно неясно, зачем влюбляться, если не создавать правильную семью. А правильная семья — это, конечно, семья, в которой есть о ком позаботиться. Вот, например, о будущем малыше, для которого отец мастерит люльку, а мать шьет рубашку. Ну, а пока малыш не родился, можно позаботиться о собачиньке. Вообще, эта картина Брюллова — идеальное воплощение настоящего счастья: солнечный день, уютный дом, приятные хлопоты. Но самое главное в настоящем счастье — это ожидание чего-то прекрасного, что совсем скоро случится. Ну и довольные жизнью собачиньки — это тоже непременная составляющая настоящей любви, а как же.

Лев — Тициан, «Даная»

Именно тициановскую Данаю мы выбрали неслучайно. Во‑первых, она самая красивая, а во-вторых, именно на полотне Тициана заметно, что Даная не просто так тут красиво лежит: она лежит под дождем из чистого золота. Не знаем, насколько физически приятно получить по коленке куском пусть и мягкого, но металла, но вот насчет морального удовлетворения у нас вопросов нет: давно вас осыпали золотом? Вот то-то же. Эта история только про Львиц. И это, кстати, не просто дождь из золота — это Зевс, решивший таким запоминающимся образом проникнуть в темницу к Данае. Надеемся, сейчас все поняли, как нужно правильно подкатывать к Львицам?

Дева — Хуго Ван Дер Гус, «Грехопадение»

Немного жутковатое для современного взгляда полотно, как, впрочем, большинство картин фламандцев того времени. Но только не на взгляд Девы. На ее взгляд, там очень правильно изображена первая во вселенной история любви. Адам, судя по выражению лица, вышел во внутреннюю Монголию и не принимает никакого участия в происходящем. Коварный змей-искуситель превратился в человекообразную ящерицу, донельзя изумленную происходящим. И только Ева в полном порядке: у нее совершенно осмысленное выражение лица, которое как бы говорит нам: «Я знаю, что делаю!» Да, она определенно уверена в себе и срывает яблоко не потому, что какое-то пресмыкающееся сиротского вида ей это предложило, а потому, что устройство мира пришла пора поменять. Ну и кто, если не она, верно? И судя по тому, что Ева явно давно в положении, змей-искуситель там вообще ни при чем. Он, похоже, просто Евин домашний любимец. Почти как Адам. Сейчас Дева угостит их яблочками с сюрпризом!

Весы — Гийом Синьяк, «Объятия Пьеро»

Идеальная история про Весов: она, конечно, загадочная женщина в маске — якобы никем не узнанная. Он, разумеется, в образе возвышенного страдальца. Ну то есть Пьеро, конечно, эталонный неудачник: печальный доходяга, зачем-то пытающийся соперничать с Арлекином. Неудачно соперничать, разумеется. Зато потом можно рыдать, декламировать красивые стихи и призывать к себе смерть. Ах, как трогательно! Но вообще-то здесь Пьеро ведет себя как опытный соблазнитель. Что и требуется Весам: пусть он будет тонко чувствующей, творческой, возвышенной личностью, но за грудь чтоб хватал как дикий самец! Неважно, что одно противоречит другому: Весы умудряются где-то таких находить. И где — никому не рассказывают.

Скорпион — Рене Магритт, «Влюбленные»

Собственно говоря, чувства Скорпиона исчерпывающе описываются этой картиной: это тайна, покрытая мраком. Некоторые искусствоведы пытались трактовать сюжет картины в духе «Любовь слепа», но это, конечно, для Магритта слишком банально, и для Скорпиона, кстати, тоже. Не любовь слепа, а страсть приводит к ослеплению. Не верите — попробуйте влюбиться в барышню-Скорпиона. И пусть никого не обманывает тот факт, что лицо женщины на картине тоже закрыто: Скорпионы видят всех насквозь и делают это, поверьте, не глазами.

Стрелец — Пьер Огюст Ренуар, «Танец в деревне»

Пусть вас не сбивает с толку название картины — речь тут идет не о каком-то хуторе, где только коровам хвосты крутить и можно. Это — французская деревенька, возможно, приморская. Пара танцует на открытой террасе ресторана, в тени каштанов. Чуть позади столик, за которым они, вероятно, сидели. Идеальная картина с точки зрения Стрельца. Потому что вот не надо усложнять! Нужно вкусно есть, с удовольствием пить вино, а потом танцевать — потому что все это и есть простое человеческое счастье. Но, конечно, в ресторане приморской французской деревушки все это делать куда приятнее, чем в каком-нибудь Простоквашино. Но, чтоб вы знали, Стрельцы обычно не против и коровам хвосты покрутить. Со столь же счастливым выражением лица, как у дамы на картине.

← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

www.cosmo.ru

Старинные полотна: Даная Рембрандта

Есть у небезызвестного Артемия Лебедева в его популярной ЖЖешечке такая рубрика как «Сиськи!». А у меня в ЖЖ есть рубрика «Старинные полотна». И сегодня получится такой объединенный выпуск этих двух рубрик. Потому что уж чего-чего, а обнаженных женских прелестей на картинах старинных мастеров хватает. Скажу больше, лет 30 назад это была единственная доступная эротика для советских школьников и студентов! И уж на эту картину вдохновенно пялилось ни одно поколение мальчиков, подростков и юношей из СССР. Итак, встречайте, Рембрандт и его «Даная»

По традиции рубрики по клику на картине она разворачивается на весь экран – можно рассматривать детали. В данном случае, согласитесь, это особо актуально ;) Но прежде чем я расскажу вам, что нужно знать об этой картине, чтобы если не быть, то слыть своим в обществе интеллектуалов. Но сначала по традиции, давайте вспомним биографию старика Рембрандта – тем более что к деталям этой картины она имеет самое непосредственное отношение.

Итак, мужчина Рембрандт родился в 1606 году в семье богатого мельника Хармена. При этом Рембрандт было его имя, Харменсзон (сына Хармена) вроде как отчество, а Ван Рейн – фамилиё такое. В 13 лет мальчик пошел учиться живописи, в 17 отправился на обучение в Амстердам, а уже в 21 вернулся и открыл собственную мастерскую (на двоих с другом Ливенсом, писавшим в той же манере, так что их картины путают до сих пор). Картины юного Рембрандта пользовались заслуженным успехом, однако особо богатства ему не приносили – и в 25 лет он перебрался в Амстердам, надеясь стать там, наконец, богатым и счастливым.

И то и другое случилось довольно быстро – в 28 лет он женился на дочери богатого бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая принесла ему не только семейное счастье и богатое приданное, но и много заказов от знакомых своего отца. Рембрандт разбогател, купил собственный дом, но ... Первые трое их с Саскией детей умерли во младенчестве, и лишь четвертый сын – Титус (Рембрандтсзон?), родившийся когда Рембрандту было 35, выжил. Впрочем, уже через год он остался без матери, а Рембрандт без жены – Саския умерла от туберкулёза. С этого момент жизнь Рембрандта покатилась по наклонной – после его картины «Ночной дозор» от него отвернулось общество и ушли почти все ученики. Он долго жил с няней своих детей Гертье Диркс, но так и не женился на ней, а когда она попыталась отсудить это право, упёк её в тюрьму.К 50ти годам Рембрандт остался почти без денег, переписал всё своё имущество на сына Титуса, объявил себя банкротом и переехал жить в еврейский квартал. В последние годы жизни он писал в основном стариков и своего сына, который стал главным для него человеком. Но в 1668 году Титус скончался, а через год не стало и Рембрандта. Всемирная слава пришла к нему лишь 200 лет спустя – в 19-м веке. Сегодня он по праву считается крупнейшим представителем золотого века голландской живописи.Главное полотно Рембрандта назвать сложно (да и надо ли?). Но у «Данаи», которая была написана в самые счастливые годы жизни художника, была необычная и интересная судьба, в которой оказались замешаны две любимых женщины художника, Дени Дидро, Екатерина Вторая, литовский маньяк и петербургские реставраторы…1.«Данаю» Рембрандт написал в 1636 году, через 2 года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Сюжетом картины послужил известный миф о Данае, матери Персея (греческого супергероя). Когда его будущей жертве царю Аргосу сообщили пророчество, что его прикончит сына Данаи, он заточил её в подземелье и приставил служанку (вон она хитро выглядывает из-за занавески). Но Зевс явился к Данае в облике …э-э-э… золотого дождя и … в общем, всё у них получилось – Даная понесла, Персей родился, Аргос кончился.2.Естественно Данаю кто только не рисовал. Наиболее известны «Данаи» Тициана, Тинторетто и Мабюзо, Корреджо, Госсарта, Климкта. Картины трех первых вот они ниже прилагаются для сравнения. В отличие от большинства других версий, у «Данаи» Рембрандта на картине нет золотого дождя и руки Данаи обращены не вверх, а вбок – она словно предвкушает скорый приход возлюбленного (и уже заранее раздемши?)

Тициан

Тинторетто

Мабюзо3.Специалисты также обращают внимание на то, что Даная Рембрандта выглядит более интимно, в смысле менее мифически. На это указывают такие детали как неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане. Вопросы вызывает и кольцо на левом безымянном пальце женщины – явно обручальное. Но в мифе Даная не была ни с кем обручена – что бы это значило? И если художник изобразил на полотне свою жену Саскию, то почему у Данаи так мало черт сходства с ней? И от чего херувим на картине почти плачет?4.А дело было так. Уже позже, рентгеновский анализ показал, что под этим изображением Данаи Рембрандта таится еще один вариант картины – более ранний. Теперь считается, что на картине 1636 года действительно была изображена жена художника Саския, и золотой дождь был, и херувим улыбался. Но после смерти художника, та самая няня его детей Гертье, занявшая освободившееся место, потребовало картину переписать, чтоб на ней возлежала она, любимая. В 1642 году Рембрандт картину переписал, но не полностью – Даная приобрела черты и Саскии и Гертье (вот они обе ниже, с других картин Рембрандта - Саския слева, а Гертье справа). Тогда же с картины пропал золотой дождь и херувим помрачнел.

5.Еще одна версия утверждает, что вообще-то на картине изображена куртизанка – как раз в тот период Рембрандт сделал несколько таких картин. Якобы поэтому плачет херувим – потому что любви здесь места нет. Кроме того перед Данаей как бы лежат золотые монеты, полученные ей неправедным путём – это они дают тот отблеск, на её теле. Тогда возможно Даная не ждёт, а провожает любовника? И почему она уже обнаженная становится понятно.6.Чтобы покончить с версиями, выдадим еще одну - многие исследователи обращали внимание на некоторую …э-э-э… тяжеловатость фигуры Данаи (они тоже это заметили?). Так вот, возможно здесь речь идёт не только о канонах женской красоты средневековой Европы (помните, рубенсовские женщины), а о том, что Даная … уже беременна. От этого, мол, и плачет херувим. То есть Зевс придёт, и … расстроится. Или он уже приходил?7.Ну а теперь от версий – к фактам. Картину эту Рембрандт так никому и не продал до самой своей смерти. Потом она куда-то пропала и всплыла уже в 18-м веке в знаменитой коллекции Кроза. И уже оттуда в 1772 году была приобретена российской императрицей Екатериной Второй для Эрмитажа по совету её друга по переписке, французского философа Дени Дидро. Занятно, что вместе с «Данаей» Рембрандта была куплена и «Даная» Тициана – теперь обе их можно увидеть в Эрмитаже8.Последний, надеюсь, поворот в судьбе картины случился в 1985 году, когда некий литовец Бронюс Майгис плеснул на картину серной кислотой и дважды полоснул её ножом. Почему именно её? Просто спросил у работниц музея, какое полотно самое ценное и ему показали на «Данаю». В результате погибло 27% полотна (фото обезображенной картины ниже), но благодаря профессионализму и оперативности работников «Эрмитажа» (слава им!), большую часть картины удалось спасти. Затем полотно восстановили, постаравшись не трогать неиспорченную часть, чтобы сохранить максимальную оригинальность картины. На это ушло … 12 лет. Сейчас «Даная» Рембрандта снова висит в Эрмитаже, но уже за бронированным стеклом (как и «Джоконда» в Лувре). Да, а того литовца признали невменяемым, он 6 лет провел в психушке, а ныне спокойно живёт в независимой уже Литве.

Вот и всё. А на прощание предлагаю вам забавное видео – здесь собраны не просто картины Рембрандта, а его автопортреты, расположенные в биографическом порядке – так что вы сможете увидеть, как менялся художник по ходу своей непростой жизни…Спасибо за внимание!

ray-binko.livejournal.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>