Кто написал челюсти


Книга Челюсти читать онлайн

Глава 1

Огромная рыба бесшумно рассекала ночную воду, слегка взмахивая серповидным хвостом. Пасть ее была приоткрыта, чтобы потоки воды свободно проходили сквозь жабры.

Тело ее казалось неподвижным. Чуть приподняв или опустив один из грудных плавников, она легко меняла направление, как меняет направление полета птица, приподняв одно крыло или опустив другое. Ее глаза ничего не видели в ночной темноте, а другие органы чувств не посылали никаких тревожных сигналов в маленький примитивный мозг.

Можно было подумать, что рыба спит, если бы не это бесшумное скольжение — инстинкт самосохранения, выработанный за бесчисленные миллионы лет. Отсутствие плавательного пузыря, который есть у других, рыб, и околожаберных плавников, прогоняющих насыщенную кислородом воду сквозь жабры, заставляло ее быть в непрерывном движении. Если бы она остановилась, она пошла бы ко дну и погибла от недостатка кислорода.

Луны на небе не было, и берег казался таким же темным, как и вода. Светилась только длинная ровная полоса пляжа. Из окон дома, стоявшего за дюнами, кое-где поросшими травой, падали на песок желтые блики.

Парадная дверь дома открылась, и на деревянную веранду вышли мужчина и женщина. С минуту они постояли, глядя на океан, потом обнялись и сбежали со ступенек. Мужчина был пьян, на нижней ступеньке он споткнулся. Женщина рассмеялась, взяла его за руку и потащила к пляжу.

— Сначала искупаемся, — сказала женщина, — чтобы у тебя в голове прояснилось.

— Черт с ней, с головой, — ответил мужчина. Посмеиваясь, он повалился на песок, увлекая за собой женщину.

Они торопливо сбросили с себя одежду и кинулись друг другу в объятия.

Потом мужчина лег на спину и закрыл глаза. Женщина, взглянув на него, улыбнулась.

— Искупаемся? — спросила она.

— Ты иди. Я тебя подожду.

Женщина поднялась и пошла по берегу, ноги ее омывала прибойная волна. Вода была холоднее, чем ночной воздух, — так бывает в середине июня. Женщина обернулась и крикнула:

— Так ты идешь купаться?

Ответа она не услышала — мужчина спал.

Женщина вернулась было, но потом снова побежала к воде. Она бежала легко, красиво, пока небольшая волна не ударила ее по коленям. Женщина покачнулась, но устояла и шагнула в следующую волну, повыше. Вода теперь доходила ей до бедер.

Женщина откинула назад волосы, падавшие на глаза, и пошла дальше. Когда вода закрыла ей плечи, она поплыла — голова над водой, движения резкие, как у неумелого пловца.

Рыба, плывущая в ста ярдах от берега, почувствовала изменение в размеренном ритме океана. Она не видела женщину, не ощущала ее запаха, но вдоль всего тела рыбы тянулось множество тонких каналов, наполненных студенистым веществом, чувствительные клетки которого улавливали мельчайшие колебания в воде и посылали сигналы мозгу. Рыба повернула к берегу.

Женщина продолжала плыть, удаляясь от пляжа, изредка оглядываясь на светящиеся окна дома. Течение было слабое, и ее не сносило в сторону. Почувствовав усталость, она легла на спину, отдохнула немного и повернула к берегу.

Колебания воды стали теперь сильнее, рыба почуяла добычу. Взмахи ее хвоста участились, огромное тело ринулось вперед с такой скоростью, что в воде ярко засветились мельчайшие фосфоресцирующие организмы, — рыба, казалось, несется вперед в искрящейся мантии.

Она проскользнула мимо женщины футах в двенадцати. Женщина ощутила только удар волны, которая приподнялась и снова опустилась.

Женщина замерла на мгновение, задержала дыхание, но ничего необычного не обнаружила и снова поплыла, резко выбрасывая вперед руки.

Рыба учуяла ее теперь и по запаху, колебания воды — неравномерные и резкие — помогли ей сориентироваться. Она начала кругами подниматься к поверхности.

knijky.ru

Челюсти

Фильм Челюсти (оригинальное название Jaws) в 1975 году снял режиссер Стивен Спилберг. Сценаристом выступил Питер Бенчли, Карл Готтлиб. Фильм идет 124 мин. / 02:04.

Слоган фильма: «You’ll never go in the water again!»

Интересные факты:

  1. Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин и Джон Войт.
  2. Главный герой картины — шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
  3. Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.
  4. 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти».
  5. Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки, а остальное время — монтаж и подготовка к премьере.
  6. Рабочее название фильма — «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
  7. В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
  8. Стивен Спилберг не явился в режиссёрское кресло, когда шла съёмка последней сцены фильма, где акула взрывается — он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию не приходить на съёмки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.
  9. Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 316: остальные были съедены акулами) был написан Ховардом Сэклером, Джоном Милиусом и Робертом Шоу.
  10. Сцена, в которой погибает персонаж Джеффри Вурхиса, была настолько жуткой, что ее пришлось вырезать из финальной версии. Таким образом, фильм смог получит рейтинг PG.
  11. Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина, а затем Стерлинга Хэйдена. Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
  12. Впервые прослушав саундтрек к картине, написанный Джоном Уильямсом, Стивен Спилберг не смог сдержать смеха: «Джон, очень забавно. Мне любопытно, о чем же ты думал, когда сочинял музыку?». Впоследствии Стивен признал, что именно благодаря музыке Уильямса фильм стал таким успешным.
  13. Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс просто не могли переносить друг друга и часто ругались на площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок.
  14. Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.
  15. Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т. к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны — в три раза больше.
  16. Первый в истории проката фильм, сумевший покорить заветную 100-миллионную отметку. Всего же он сумел заработать около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате.
  17. В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлоры использовали настоящую акулу. Но т. к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того как настоящая рыба начала вламываться в клетку, и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий, а эти сцены вставлены в фильм.
  18. Телеверсия 2005 года имеет хронометраж 130 минут.
  19. Согласно первоначальному сценарию, Квинт должен был утонуть. Веревка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее, по ходу съемок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой.
  20. После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.
  21. В массовой сцене паники на пляже в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, за 64 доллара были наняты жители острова Мартас-Винъярд.
  22. На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент.
  23. Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, т. к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
  24. Фильм снят по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» (Jaws, 1974).
  25. Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» — по имени адвоката Стивена Спилберга.
  26. Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется.
  27. Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
  28. Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
  29. Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем будет во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
  30. Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
  31. Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т. к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
  32. Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки — близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
  33. Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников: романа Германа Мелвилла «Моби Дик»; пьесы Ибсена «Враг народа»; документального фильма «Голубая вода, белая смерть» (1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла; научной книги Питера Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы»; двух классических американских фильмов ужасов 50-х годов: «Создание из Черной лагуны» (1954) и «Монстр, который бросил вызов миру» (1957); реальной истории, произошедшей летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
  34. Продюсеры картины решили избежать привлечения в проект суперзвезд, чтобы не отвлекать зрителей от сюжетного повествования и полностью сосредоточиться на акулах и их жертвах.
  35. Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в два миллиона.
  36. Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.
  37. Имя Квинт по-латыни означает «пятый», что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию касатки — кита-убийцы, извечному врагу акул.
  38. Было снято два варианта концовки этого фильма — когда акуле разрывает голову, и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли — за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.

film-fakt.ru

«Челюсти» (Jaws, 1975)

Сейчас у Стивена Спилберга многолетняя практика в мире кино, около 50 — и разных проектов, десяток сценариев, огромная продюсерская работа, а так же множество призов, включая 4 статуэтки «Оскар», красующихся у режиссера на полке. Но все же речь пойдет не о новых проектах, а я предлагаю Вам переместится на несколько десятилетий назад, в 1975 год. Именно тогда, еще только набирающий обороты Стивен Спилберг выпустил свой первый самый известный и знаменитый проект, и именно этот проект сделал Стивена знаменитым и проложил ему дорогу в мир кино, и именно этим проектом стали «Челюсти». На острове Эмити происходит несчастье — найдена изуродованная мертвая девушка. Шериф Мартин Броуди решает, что это не несчастный случай, а расследуя дело еще больше, он окончательно уверен, что на девушку напала акула. На сообщение шерифа власти смотрят с усмешкой и недоверием и даже не хотят его слушать, потому что Эмити зарабатывает много денег именно на своих солнечных пляжах и купальным сезоне, однако после еще одного нападения, где гибнут люди, власти, наконец — то просыпаются и готовят охоту на убийцу, но результат остается нулевым. Единственным способом остановить акулу оказывается сам шериф, эксперт из института океанографии Мэтт Хупер и рыбак Квинт — вместе им предстоит начать охоту за людоедом и уничтожить ее… Режиссером фильма стал еще только подающий надежды 27 — ми летний Стивен Спилберг, который сделал интересный, красочный и атмосферный фильм, который хочется смотреть от начала и до конца, а затем и пересмотреть не жалко. Действительно, для такого новичка Спилберг сработал очень здорово, показав не сколько холоднокровный триллер, сколько фильм ужасов, который остается закрытым до конца. Впрочем, это заслуга не только качественной режиссуры, но и яркого и интересного сценария, написанным Питером Бенчли (он является автором одноименного романа) и Карла Готтлиба. Сценарий качественный, продуманный сделан на высшем уровне, а персонажи прописаны очень четко, как будто списаны с каких — либо живых личностей. Прекрасно показано и некое противостояние между капитаном Квинтом и акулой — оба являются сильными соперниками, оба они «побиты» судьбой и оба они умеют сражаться, как бы это не было сказано к акуле, но в фильме это противостояние показано очень ярко, ведь как рыбак погубил многих акул, так и акула убила не мало человек. Они убийцы и единственный шанс показать кто же сильнее — это битва. Прекрасно работает оператор Билл Батлер и в первую очередь это касается качественной подводной съемки, где каждый кадр сделан очень четко, а не мутно или затемненным, как, в прочем, и весь фильм, где подобрана только яркая цветовая гама, которая приятна человеческому глазу. Саундтрек к фильму написал сам Джон Уильямс, который знают даже те, кто фильм и не смотрел. Да — да, тот самый саундтрек, который прост, но в тоже время показывает и неожиданность, а зритель уже чувствует, что сейчас будет что — то не хорошее. Не побоюсь назвать эту музыку легендарной, потому что она написана как раз под фильм и звучит именно в тех моментах, в которых и нужна и с которыми она неразлучима и является одним из главных компонентов триллера, от чего фильм смотрится не так наивно или предсказуемо. Отлично подобраны в этом фильме и актеры. Вот кто бы что не говорил про конкуренцию, но Рой Шнайдер замечательно вписался на главную роль шерифа Броди, полностью раскрыв своего персонажа, изучив его и показав его настоящим героем островка Эмити. Подобно ему отлично справился и Ричард Дрейфус, исполнивший роль Мэтта Хупера — некого зазнайки, который не стесняется говорить, что любит акул. Его персонаж немного комичный, да и выглядит он слегка забавно, но то, что его знания и идеи помогут героям спасти свои шкуры, и причем не раз, остается фактом. Дрейфус, как и Шнайдер, отлично обработал своего персонажа, вселился в него и сыграл ярко, открыв в этом человеке много чувств и эмоций. Очень красочно сыграл Роберт Шоу, его роль Квинта сперва кажется какой — то грязной, строгой и нахальной, но эти качества оправдываются тем, что Квинт — мастер своего дела, если он что то скажет или пообещает, то неприменно сделает это, пусть даже и самое невозможное. Перечислять качества всего актерского состава это очень долго, потому что каждому удалось сыграть свою роль необычно, как то показать себя в кадре (даже сам Спилберг сыграл в небольшом эпизоде), но общее у них одно — очень качественная и яркая игра. Помимо огромнейшей славы и огромнейших сборов (только в Америке фильм собрал свыше 250 — и миллионов, а всего же фильм собрал аж 470 миллионов при бюджете в приличные 7 миллионов), получил две награды от «Сатурна» в категориях «Награда за выдающийся фильм» и «Лучшая реклама», от «Золотого глобуса» всего одну награду за «Лучший саундтрек», при этом номинировав фильм за лучшую режиссуру, сценарий и фильм, «Британская академия» номинировала фильм сразу на 7 наград, но победили лишь однажды, забрав с собой «Премию имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму. И вроде бы казалось, что все, фильм достаточно получил всяких наград, но после того как фильм получил 3 «Оскара» («Лучший саундтрек», «Лучший звук» и «Лучший монтаж»), а так же боролся и за «Лучший фильм», то зрители стали воспринимать этот фильм серьезнее, как и Стивена Спилберга, чья звезда зажглась в тот день и сделала его не каким то любителем или новичком, а настоящим профессионалом. Чуть позже фильм получил «Грэмми» за «Лучший альбом на основе музыки из кинофильма или телефильма». Итого: «Челюсти» — это, великолепный фильм Стивена Спилберга, с отличным и интересным сценарием, очень качественной и красивой операторской работой, легендарным саундтреком от Джона Уильямсона, который, как и фильм, уже давно стал культовым, а так же очень яркой игрой всего актерского состава. «Челюсти» сегодня уже не просто фильм, а настоящая классика, в котором все сделано на профессиональность и на совесть — именно от этого фильм такой зрелищный и интересный, и пусть для некоторых это не самый страшный фильм ужасов, однако как триллер он превосходный, и держу пари, что тогда, в 1975 году, после просмотра «Челюстей» очень не многие стали все так же любить пляжи и с уверенностью отплывать далеко от берега. Однозначно рекомендую ознакомится с этим фильм любому желающему или заинтересованным лицам — такой фильм как «Челюсти» не стоит оставлять на потом или вовсе без просмотра, потому что это оскорбление!

Спасибо за внимание и приятного просмотра!

www.kinopoisk.ru

БИБЛИОТЕКА

Журналист неожиданно узнает, что мэр города на деньги мафии скупал городскую недвижимость и теперь должен им огромную кучу денег. Открытия пляжа могло бы существенно поправить его дела, поэтому вызвав Броди к себе в кабинет, он умоляет его открыть пляжи. Шериф соглашается.

Но возвратившись домой Броди замечает, что кто-то скрутил голову его коту с настойчивой просьбой быть благоразумней. Чтобы уберечь купающихся от опасности, Хупер и Броди следят за побережьем с катера. Когда Хупер замечает акулу, Броди едва успевает спасти парня, поспорившего с друзьями. Все происходящее сняла пресса, сделав сенсационный репортаж. После показа этой сенсации по телевизору Вогэн разоряется и покидает город. Броди решает избавится от акулы навсегда, подключивши опытного рыбака Куинта, который заламывает а поимку двойную цену. Хупер вызывается им помочь.

На второй день охоты акула появляется. Благодаря чутью рыбака, охотники угадывает место, где она появляется. На третий день погибает Хупер, который в клетке спускается под воду, чтобы сделать несколько кадров хищницы. Акула прогрызает клетку и уносит океанолога в морскую пучину. У Броди больше нет денег платить рыбаку, но Куинт соглашается убить акулу бесплатно. У него получается пригарпунить акулу, но она обрушивается на борт его корабля. Куинт атакует ее гарпуном и идет под воду вместе с ней, запутавшись в веревке. Броди спасается и плывет к берегу.

Работа над романом

Писатель на протяжении многих лет думал об истории акулы, нападавших на людей. Внезапно ему на глаза попадает заметка о рыбаке по имени Фрэнке Мундусе, который поймал громадную белую акулу, весом почти 2 тонны. Бенчли доло думал над идеей и не вопрлощал свою задумку, не переговорив со своим редактором. Потом автор сознавался, что дальнейшие успехи рыбака Мундусе и предыдущий инцидент вдохновили его на написание книги. Однако некоторые писатели (в том числе Майкл Капуцоо, Ричард Ферникол, Ричард Эллисс), утверждают, что Бенчли вдохновили и другие случаи поимки акул у побережья Джерси и теория Копплсона, касающаяся вырождения акул.

Том Конгдон, редактор Doubleday, прочел несколько статей, написанных Бенчли, и пригласил автора обсудить некоторые задумки написания книги за ланчем. Конгдон предлагает Бенчли написать не документальную книгу, а художественный роман об акуле, нападающей на людей. Как вспоминает сам Конгдон «я сказал ему написать одну страницу книгу, а когда прочел, выписал Бенчли чек в 1000 долларов. Тогда он написал мне еще 100 страниц».

koglib.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>