Кто написал 9 вал


Иван Константинович Айвазовский - картина "Девятый вал"

Основываясь на количестве копий, репродукций, которых удостоилась за время существования картина «Девятый вал» художника Айвазовского, то она одна из значимых в истории русской живописи. Сложно найти человека, которому не известно, кто написал картину «Девятый вал».Сотворённая на заре персонального творческого пути, становится одной из безусловных вершин творчества Айвазовского. Это не первая, но самая заметная работа выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств из десятка шедевров, созданных за половину столетия творчества.

Айвазовский дружил с Ильёй Репиным. Художники часто друг над другом подшучивали. Репин однажды гостил у Айвазовского, хозяин пригласил гостя в одну из комнат, пропустил вперёд. Репин распахнул дверь, вскрикнул: на него «поднимался» «Девятый вал».

Описание картины «Девятый вал»

Картина появилась в 1850 году. Холст, масло, размер — 221 × 332 см. В центре — шторм на море, моряки, потерпевшие бедствие. Картина несколько «мифологическая». У моряков существует легенда: апогей шторма, наивысшая точка разрушительной мощи — Девятый вал. За штормовыми волнами идёт разрушительная волна колоссальной высоты. Поверье моряков описал Иван Айвазовский.

Предрассветное море. Солнце поднимается над горизонтом. Ночью бушевал шторм, корабль разбит, но оставшиеся в живых моряки держатся за мачту, обломки утонувшего судна. Люди как могут противостоят разбушевавшейся стихии, готовы принять силу Девятого вала. Драматическая картина оставляет зрителя без ответа. Загадка: останутся моряки живы или нет? Но атмосфера картины, пронизанная лучами яркого солнца, поднимающегося над горизонтом, побеждающего мрак ночи, подсказывает: у истории счастливый конец.

Где находится картина «Девятый вал»?

Грандиозное полотно украшает Государственный Русский музей. Есть версия: Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»написал, основываясь на собственном приключении в Бискайском заливе, в 1844 году потерпев кораблекрушение, чудом оставшись жив. Первый собственник работы — Государь Император Николай I. Российский монарх — не единственный поклонник шедевра. Публику потрясло виртуозное мастерство Ивана Айвазовского. Игра света и теней, глубина неба, иллюзорная прозрачность морской волны заставляли людей на выставках подолгу стоять перед полотном.

«Девятый вал» Айвазовского остаётся непревзойдённой вершиной русской живописи. На основании стилистического, жанрового определения работа относится к романтизму. Автор картины «Девятый вал» изобразил людей в смертельном поединке, противостоянии с природными обстоятельствами. Таковы характерные признаки романтизма в искусстве.

Само название картины давно отделилось от произведения. Нарицательное обозначение употребляют, желая сказать: чего-то много, можно утонуть. Репродукциями украшают интерьеры, размещают на предметах быта, одежде.

surzhyk.org

Девятый вал, Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский – самый знаменитый русский художник-маринист, а самой известной его картиной, без сомнения, можно назвать «Девятый вал».

Картина, написанная в 1850 году в Феодосии, была сразу выкуплена Николаем I для Эрмитажа. В 1897 году полотно передано в коллекцию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Существует мнение, что Айвазовский изобразил на картине собственные переживания. В 1844 году художник путешествовал на корабле, который попал в сильный шторм у берегов Бискайского залива. Судно считали погибшим, об этом сообщили сразу несколько газет, опубликовав некролог Айвазовского. Впечатления, полученные художником в том путешествии, позже нашли отражение при написании «Девятого вала».

Наверняка, многим интересно, что означает название картины? Тут уместо вспомнить ещё одну легенду, согласно которой именно девятая волна — самая большая, самая опасная для моряков. Что будет с потерпевшими кораблекрушение, когда на них обрушится эта самая гибельная волна?

Вопреки изображённому сюжету, картина не имеет трагического настроения. Теплые краски и пробивающиеся сквозь низкие облака лучи солнца, дают надежду на спасение морякам, для которых обломки мачты погибшего корабля стали последней надеждой на жизнь.

gallerix.ru

Как появился «Девятый вал» И. Айвазовского: история одного шедевра

И. Айвазовский. Девятый вал, 1850 

29 июля исполняется 199 лет со дня рождения знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского. За всю жизнь он написал около 6 тысяч картин на морскую тему, а самой известной среди них является «Девятый вал». История создания этого шедевра позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской.

И. Айвазовский. Среди волн, 1898 

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился в Крыму, в Феодосии, и с детства слышал рассказы моряков об опасностях и приключениях, случавшихся с ними в плавании. По древним морским поверьям, девятый вал – самая мощная и страшная из идущих одна за другой во время шторма волн (древние греки считали самой опасной третью волну, а римляне – десятую). Позднее физики объяснили это явление принципом интерференции: несколько волн сливаются в единый вал и срабатывает эффект синергии. 

И. Айвазовский. Буря у скалистых берегов, 1875 

В ХХ в. в советском искусствоведении бытовала традиция истолкования сюжета картины как политической аллегории: неизменно вспоминалась волна революций, прокатившаяся в 1848 г. в Европе, и безвременная кончина В. Белинского. Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение. Художник большую часть жизни провел в приморском городе – Феодосии, и был просто влюблен в морскую стихию, особенно в моменты шторма. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе, и не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Кроме того, роковое противостояние человека и стихии – типичная для романтических произведений тема.

И. Айвазовский у мольберта 

Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем: «Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».

И. Айвазовский. Биарриц, 1889 

Интересно то, что и эту, и большинство других работ художник писал не с натуры, а по памяти. Сам он так объяснял свою позицию: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину». С натуры он делал только наброски, а дальше работал над картиной в мастерской.

И. Айвазовский. Слева – Корабль среди бурного моря, 1887. Справа – Буря на Северном море, 1865 

Для того, чтобы воспроизводить сюжет по памяти, нужно было работать очень быстро, чтобы не утратить первоначального впечатления и успеть запечатлеть увиденное. Поэтому Айвазовский писал по несколько часов кряду, иногда по 12 часов без перерыва, и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет. «Девятый вал» был написан за 11 дней. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он. А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.

И. Айвазовский. Корабль среди бурного моря, 1887. Фрагмент 

И. Айвазовский. Корабль *Императрица Мария* во время шторма, 1892 

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве. Еще одно подтверждение этого факта – 15 величественных и эмоциональных шедевров Ивана Айвазовского  Источник

divo-ra.blogspot.com

Описание картины «Девятый вал» И.Айвазовского

Художник: Иван Константинович Айвазовский Название картины: «Девятый вал» Картина написана: 1850 г. Холст, масло.

Размер: 221 × 332 см

Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки. Окончив Императорскую академию художеств, юноша предпринял несколько неудачных попыток выставить свои картины, а потом вдруг начал обучение в классе по морской военной живописи. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал».

Маринистическая тема подразумевает романтику, вселяющую страх. Еще древние цивилизации задумывались над губительной силой стихии, восхищались безбрежными водами и страшились их изменчивости. Греки считали третью волну во время шторма самой губительной, римляне – десятую, а жители Восточной Европы – девятый вал.

Картина Айвазовского с одноименным названием не пугает, она успокаивает, ведь передает торжество жизни – в неравной борьбе со стихией остались уцелевшие люди.

Первое, что броситься вам в глаза – это небо, играющее оттенками желтого, оранжевого и фиолетового. Из-за облаков чуть проглядывает солнце, начинает загораться рассвет. Ночью была буря. Где-то вдали накатывает девятый вал, а выжившие моряки, с трудом уместившиеся на обломке мачты, со страхом ждут его. Море на полотне – не безбрежно синее, а изумрудно-живое, темное, с вкраплениями розового отблеска заката.

Еще один момент – свет. Многие из тех, кто был в Феодосии и своими глазами видел полотно, ищут подсветку. Блики солнечных лучей на неспокойном море настолько загадочны, что придают творению Айвазовского объем и реалистичность.

У каждого, кто хоть раз увидел «Девятый вал» до предела обостряются все чувства. Художник ни в одном произведении не достиг такой анатомической точности изображения, как в этом. Биографы связывают это с тем, что Айвазовский пережил подобное в Бискайском заливе, а судно, на котором он находился в тот момент, похоронили все европейские и российские газеты. Наверное, увидев своими глазами дикость морской стихии, мастер не смог удержаться от того, чтобы ее не запечатлеть.

Психологизм картины используется в наши дни на многих психологических тренингах. Группка выживших после бури знает и видит, что надвигается последняя волна – та самая убийца. Карабкаясь на мачту из последних сил, каждый из них поддерживает товарища. Люди не теряют надежду, ведь знают, что минует девятый вал и выживших спасут.

Следующий психологический маневр мастера – «на грани», когда бездна вот-вот заберет человеческие жизни или даст им шанс уцелеть. Вы можете лишь представить, что произошло ночью, какая трагедия случилась, и сколько людей не уцелело.

Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу – настолько ярко изображение рассвета. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Если принять во внимание, что в среднем команда судна тех времен составляла больше сотни человек, то ощущается весь ужас ночного шторма. Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Возможно, девятый вал заберет его жизнь вместе с тем человеком, что тянет руку к небу, будто посылая мольбы о спасении. Трое других стараются поддерживать друг друга, чтобы не соскользнуть со спасительной мачты. Именно они, кажется, выживут после разрушительной волны, но сейчас, по замыслу художника, олицетворяют надежду на спасение.

Глядя на неистовую борьбу человека и стихии, многие из вас вспомнят Хемингуэя и его «Старика и море». Однако, если писатель изображает диалог человека и стихии, то маринист передает жизнь самого водного пространства.

Колористика картины потрясающая – все переходы цветов настолько плавны, что порой невозможно определить, где начинается море и заканчивается небо. Одно лишь можно сказать с уверенностью – небо занимает большую часть холста. Облака имеют объем лишь в левой части холста, в правой они покрыты дымкой.

Четко прописаны волны, которые спокойны в нижней части. С дальнего расстояния они кажутся зелеными, но если вы подойдете ближе, то увидите здесь нефритовые, изумрудные, черные, лиловые, оранжевые оттенки. Синий присутствует только в левом нижнем углу картины, причем не как цвет, а как отблеск игры света на воде.

Еще один момент «Девятого вала»– движение. Облака, стремительно бегущие по небу, пена волн и люди представляют законченную и целостную композицию полотна. Посмотрев на картину, вы заметите, что цвета сменяют друг друга подобно тем самым валу разбушевавшегося моря. Поначалу возникает туман, который слегка начинают отогревать солнечные лучи. Они подсвечивают изумрудный девятый вал, а после появляется темно-синяя волна, которая таит в себе жуткие и мрачные недра моря.

Интересна судьба картины. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, очередь желающих увидеть «Девятый вал» была сравнима лишь с потоком в Лувр к «Джоконде». Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали ее цветовую гамму с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова.

Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой. Дальнейшая судьба автора полотен «Рожь», «Золотая осень» известна всем – от искусствоведов до Википедии.

Айвазовский был предан маринистической теме до конца своих дней. До него российская маринистика практически не существовала, художник стал ее создателем и гуру. Мастер был поэтом моря, романтиком стихии, который изображал морскую гладь и опасность вод на холсте, подобно Байрону на бумаге.

5sec.info


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>