Кто может принять участие в открытом конкурсе


Открытый конкурс по 44-ФЗ: правила участия, этапы проведения, требования к участникам, схемы, сроки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой не прозрачной, на мой взгляд, закупочной процедуре — открытом конкурсе в рамках 44-ФЗ. Многие новички и даже опытные участники стараются избегать участия в открытых конкурсах по причине сложности подготовки конкурсных заявок и наличия субъективного подхода в оценке этих заявок со стороны заказчика. Поэтому в этой статье я постарался ответить на все самые распространенные вопросы по данному виду закупок, надеюсь, что материал будет полезен не только участникам закупок, но и заказчикам. И так, давайте приступим…

Содержание:

1. Понятие открытого конкурса 2. Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ 3. Сроки проведения открытого конкурса по 44-ФЗ 4. Извещение о проведении открытого конкурса 5. Конкурсная документация на проведение открытого конкурса 6. Информационная карта открытого конкурса 7. Требования к участникам открытого конкурса 8. Заявка на участие в открытом конкурсе 9. Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при участии в открытом конкурсе 10. Документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса 11. Доверенность на участие в открытом конкурсе 12. Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса 13. Признание открытого конкурса несостоявшимся 14. Заключение контракта по результатам открытого конкурса 15. Отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ

1. Понятие открытого конкурса

Открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.48 44-ФЗ). Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч.8 ст.53 44-ФЗ).

Сама же процедура проведения открытого конкурса регламентирована статьями 48-55 44-ФЗ.

Как следует из Федерального закона № 44-ФЗ, данный способ осуществления закупки является основным и проводится во всех случаях, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего ФЗ.

Что же это за исключительные случаи?

  1. Закупка относится к конкурсу с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  2. Закупка относится к двухэтапному конкурсу (ст.57 44-ФЗ);
  3. Закупка относится к аукциону в электронной форме (ст.59 44-ФЗ);
  4. Закупка относится к запросу котировок (ст.72 44-ФЗ);
  5. Закупка относится к запросу предложений (ст.83 44-ФЗ);
  6. Закупка относится к закрытым способам определения поставщиков (ст.84 44-ФЗ);
  7. Закупка относится к закупке у единственного поставщика (ст.93 44-ФЗ).

Согласно диаграмме распределения цен заключенных контрактов по способам определения поставщика (размещения заказа) за период с 01.01.2015 по 29.09.2015 года открытый конкурс находится на 3 месте по популярности (15,93% от общего числа закупок). На первом месте находится электронный аукцион (53,80%), а на втором — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (22,65%).

2. Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия заказчика и участника закупки при проведении открытого конкурса. Давайте для начала рассмотрим действия заказчика.

Действия заказчика:

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик принимает решение о проведении закупки и форме её проведения, занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует конкурсную комиссию (единую комиссию), определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов

На данном этапе заказчик занимается разработкой и утверждением конкурсной документации (общие положения, информационная карта, образцы форм, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

На этом этапе заказчик размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса, а также полный комплект конкурсной документации. С 2016 года размещение извещения и необходимых документов будет происходить в Единой информационной системе (ЕИС).

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

На этом этапе заказчик принимает от лиц, желающих принять участие в открытом конкурсе, соответствующие заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

На этом этапе, в установленный срок, заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде).

Этап №6 — Рассмотрение заявок и подведение итогов

На данном этапе заказчик рассматривает и оценивает полученные от участников заявки, определяет победителя, составляет протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его на официальном сайте — www.zakupki.gov.ru (c 2016 года в ЕИС). Также заказчик осуществляет возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, всем участникам за исключением победителя, которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.

Этап №7 — Подписание контракта с победителем

На этом этапе заказчик вносит необходимые сведения в проект контракта и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем, и производит возврат победителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.

И так, с действиями заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Этап №1 — Поиск информации о проводимом конкурсе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (в ЕИС) информации о проводимом конкурсе и скачивает на свой компьютер найденную конкурсную документацию.

Этап №2 — Подготовка заявки на участие в конкурсе

На данном этапе потенциальный участник занимается анализом конкурсной документации, направляет заказчику запросы на предоставление документации или запросы на разъяснение положений конкурсной документации (в случае необходимости), перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки или оформляет банковскую гарантию, заполняет необходимые формы, комплектует заявку и запечатывает её в конверт (в случае подачи заявки в бумажном виде).

В случае подачи заявки в электронном виде (если это предусмотрено конкурсной документацией) заявка должна быть подписана электронной подписью, о получении которой, участник должен позаботиться заранее.

Этап №3 — Подача заявки

На этом этапе участник направляет заказчику свою заявку. Он может сделать это лично, либо с использованием Почты России, или же воспользоваться услугами курьерской службы. Заявку можно подать как до дня вскрытия конвертов с заявками, так и непосредственно в день вскрытия на самой процедуре вскрытия конвертов с заявками.

Этап №4 — Участие в открытом конкурсе

Согласно ст. 52 44-ФЗ в процессе вскрытия конвертов участники могут подать заявку на участие в конкурсе, изменить или отозвать ранее поданную заявку после соответствующего объявления конкурсной комиссии, а также вести аудио и видеозапись вскрытия конвертов.

Этап №5 — Направление заказчику запроса о даче разъяснений результатов конкурса

Согласно ч.13 ст. 53 любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.

Этап №6 — Заключение контракта с заказчиком

В том случае, если участник закупки признан победителем, он должен получить от заказчика протокол рассмотрения и оценки заявок вместе с проектом контракта. Затем победитель должен перечислить на счет заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта. После того, как заказчик со своей стороны подписал контракт, он должен вернуть победителю обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели порядок проведения открытого конкурса. Однако у каждого из рассмотренных выше этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

3. Сроки проведения открытого конкурса по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения открытого конкурса, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В предпоследнем столбце есть ссылка на конкретный пункт закона № 44-ФЗ, в котором эти сроки установлены. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, т.е. при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.

4. Извещение о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса (ОК) размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Помимо этого заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении ОК в любых СМИ или сайтах, при условии, что такая публикация осуществляется вместе с размещением в ЕИС.

В извещении о проведении открытого конкурса указывается следующая информация:

1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:

  • сведения о заказчике, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ.

2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ОК в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), а также требование, предъявляемое к участникам ОК в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки);

3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;

4) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюта платежа;

5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;

6) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дата рассмотрения и оценки таких заявок;

7) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30 44-ФЗ (Примечание: это преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций);

8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 44-ФЗ;

9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.

Внесение изменений в извещение о проведении открытого конкурса

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ОК не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Количество вносимых изменений в извещение законодательно не установлено, т.е. заказчик может вносить изменения в извещение столько раз, сколько потребуется.

В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в ЕИС. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

Важно: В случае внесения заказчиком изменений в извещение, изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

5. Конкурсная документация на проведение открытого конкурса

Конкурсная документация размещается заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения о проведении ОК. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта;

3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

4) предусмотренные статьей 51 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника ОК, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению;

5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

6) информацию о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;

7) порядок и срок отзыва заявок на участие в ОК, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;

8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;

9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с 44-ФЗ;

10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);

11) размер и условия обеспечения исполнения контракта;

12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ОК или иной его участник, должен подписать контракт, условия признания победителя ОК или данного участника уклонившимися от заключения контракта;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 44-ФЗ.

К конкурсной документации в обязательном порядке должен быть приложен проект контракта, т.к. он является неотъемлемой частью конкурсной документации.

При осуществлении некоторых закупок, помимо вышеперечисленной информации, конкурсная документация должна содержать дополнительную информацию.

Дополнительные требования к содержанию конкурсной документации открытого конкурса при осуществлении закупок:

1) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

2) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления устанавливаются статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

3) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Предоставление конкурсной документации по заявлению заинтересованного лица

После размещения заказчиком извещения о проведении ОК в ЕИС, любое заинтересованное лицо может направить в адрес заказчика письменное заявление о предоставлении конкурсной документации.

В течение 2 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления заказчик обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса.

Конкурсная документация предоставляется на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если данная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в извещении о проведении ОК, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа.

Размер платы за конкурсную документацию на бумажном носителе не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии такой документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи.

Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы, за исключением платы, которая может взиматься заказчиком за предоставление конкурсной документации на электронном носителе (CD-диск, flash-накопитель, карта памяти).

Важно: Конкурсная документация, размещенная в ЕИС, должна соответствовать полностью конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц.

Внесение изменений в конкурсную документацию

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в ЕИС, и в течение 2 рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация (Примечание: участники, которые скачали конкурсную документацию с ЕИС, и не направляли заказчику запрос на предоставление конкурсной документации, должны отслеживать такие изменения самостоятельно).

При внесении изменений в конкурсную документацию, срок подачи заявок на участие в ОК должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ.

Важно: В случае внесения изменений в конкурсную документацию, изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Подача запроса на разъяснение положений конкурсной документации

Любой участник открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ОК вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

В течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации.

В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Важно: Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

6. Информационная карта открытого конкурса

Информационная карта открытого конкурса – «сердце конкурсной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части конкурсной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.

Более подробно узнать о других частях конкурсной документации можно из статьи про состав документации о проводимой закупке.

7. Требования к участникам открытого конкурса

Согласно пункта 4 статьи 3 44-ФЗ участником открытого конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в статье 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете из моей специальной статьи.

8. Заявка на участие в открытом конкурсе

Для того чтобы принять участие в открытом конкурсе, участник должен подготовить и подать свою заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).

Участник ОК вправе подать только одну заявку на участие в ОК в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота). Примечание: В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в ОК в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.

Конкурсную заявку следует заполнять в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, прикрепленной в конкурсную документацию.

Взимание платы с участников ОК за участие в открытом конкурсе не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных 44-ФЗ, о которых мы говорили ранее в этой статье.

Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

1) информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в ОК, а именно:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юр. лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника ОК, Ф.И.О. (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физ. лица), номер контактного телефона;
  • выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физ. лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юр. лица или физ. лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку;
  • документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии таких документов (Примечание: это необходимые допуски, лицензии и т.д.), а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (Примечание: образец такой декларации вы сможете скачать в разделе “Формы и шаблоны” пункт 24);
  • копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юр. лица);
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;
  • документы, подтверждающие право участника ОК на получение преимуществ или заверенные копии таких документов (Примечание: при предоставлении таких преимуществ предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям);
  • документы, подтверждающие соответствие участника ОК и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов;
  • декларацию о принадлежности участника ОК к СМП или СОНО в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 44-ФЗ;

2) ценовое предложение участника ОК (в случае закупки товара также цена единицы товара), наименование страны происхождения товара;

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством РФ данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром;

4) в случае если предложение участника на 25 и более процентов ниже НМЦК, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в ОК (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в ОК с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);

6) документы, подтверждающие квалификацию участника (в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок). Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям 44-ФЗ;

7) эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется;

8) опись входящих в состав заявки документов.

Важно: Требовать от участника ОК иные документы и информацию, за исключением выше перечисленных документов и информации, не допускается.

Оформление конкурсной заявки участника

  1. Все листы подаваемой в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы (Важно: ненадлежащее исполнение требования о том, что все листы заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в ОК). Примечание: стикер для прошивки документации “Прошито и пронумеровано” вы сможете скачать в разделе “Формы и шаблоны” пункт 7;
  1. Заявка на участие в ОК и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника ОК при наличии печати (для юр. лица) и подписаны участником ОК или лицом, уполномоченным участником ОК;
  1. Подписанная заявка запечатывается в конверт, не позволяющий просматривать содержание заявки до вскрытия (Важно: отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются). Примечание: образец оформления конверта с заявкой вы сможете скачать в разделе “Формы и шаблоны” пункт 8;

Важно: Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных выше требований к оформлению такой заявки.

Порядок подачи заявки на участие в ОК указан в конкурсной документации.

9. Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при участии в открытом конкурсе

Обеспечение заявки

При проведении ОК заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в ОК может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в ОК осуществляется участником закупки самостоятельно. Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки.

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) или, если закупка осуществляется среди предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства (СМП) либо социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), то размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется победителем самостоятельно. Контракт заключается с победителем только после предоставления обеспечения исполнения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет полуторакратное обеспечение исполнения контракта или документы, подтверждающие добросовестность такого участника.

10. Документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса

Размещать документы, подтверждающие добросовестность участника,  в составе конкурсной заявки необходимо при соблюдении двух условий:

  1. начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает 15 миллионов рублей;
  2. участником открытого конкурса предложена цена контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК.

В данном случае участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор: полуторакратное обеспечение исполнения контракта или документы, подтверждающие добросовестность такого участника. Это так называемые антидемпинговые меры предусмотренные 44-ФЗ. Более подробно узнать об этом вы сможете из моей статьи про антидемпинговые меры в 44-ФЗ.

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе.

При проведении конкурса, указанная информация должна быть представлена участником непосредственно в составе заявки (часть 4 статьи 37 44-ФЗ).

Выявление недостоверности представленной информации при участии в открытом конкурсе влечет к отклонению заявки участника.

11. Доверенность на участие в открытом конкурсе

Доверенность на участие в открытом конкурсе может быть 3-х видов:

  • Доверенность на право подписи заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Доверенность на право присутствия на процедуре вскрытия конвертов с заявками/открытия доступа к электронным заявкам;
  • Доверенность на право совершения действий от лица участника.

Доверенность на право подписи должна находиться в составе самой конкурсной заявки. Помимо доверенности в составе заявке должна быть и копия паспорта лица, кому данная доверенность была выдана. Доверенность должна быть заверена подписью руководителя и скреплена печатью (при её наличии). Также в заявке должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия руководителя.

Доверенность на право присутствия на процедуре вскрытия конвертов с заявками дает право лицу физически присутствовать на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Эта доверенность предоставляется конкурсной комиссии на этапе регистрации участников, присутствующих на процедуре вскрытия/открытия доступа. Помимо самой доверенности у лица, присутствующего на процедуре вскрытия должен быть и документ удостоверяющий личность — паспорт. Иногда его просят предъявить, а иногда нет. Но в любом случае он у вас должен быть с собой.

И наконец, доверенность на право совершения действий от лица участника. Эта доверенность наделяет лицо более широкими полномочиями, нежели только присутствие на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Помимо присутствия, лицо имеет право подавать заявку, отзывать заявку или давать комиссии пояснения или разъяснения в процессе процедуры вскрытия/открытия доступа, получать или передавать любые документы. Эта доверенность также передается конкурсной комиссии на этапе регистрации участников, присутствующих на самой процедуре вскрытия/открытия доступа. Для подтверждения личности также будет необходим паспорт.

Все эти доверенности вы сможете скачать в разделе “Формы и шаблоны” в пункте 2.

12. Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса

Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса могут быть стоимостными и нестоимостными.

К стоимостным критериям относятся:

  1. цена контракта;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
  3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы;
  4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.

К нестоимостным критериям относятся:

  1. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

  1. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Постановлением Правительства РФ №1085 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила оценки).

Настоящие Правила оценки применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения:

— аукциона;

— запроса котировок;

— у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

— запроса предложений (если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 44-ФЗ).

Согласно Правилам оценки документация о закупке в обязательном порядке должна содержать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.

Количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее 2-х, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в отдельных случаях — критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 %. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Также Правилами оценки заявок предусмотрены предельные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки в процентом соотношении.

Цель оценки заявок – выявление лучших из предложенных участниками закупки условий исполнения контракта.

На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Вопрос оценки заявок достаточно сложный и объемный, и дабы не раздувать эту статью до невероятных размеров, я указал лишь ключевые моменты. Если же разбирать вопрос оценки детально, то потребуется отдельная статья, а может даже и серия статей. Поэтому рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ №1085.

13. Признание открытого конкурса несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых открытый конкурс признается несостоявшимся.

1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ОК подана только одна заявка на участие в ОК или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся (ч.13 ст. 51).

Действия заказчика: В случае, если единственная поданная заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.

2. В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся (ч.6 ст.53).

Действия заказчика: В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.

3. В случае, если второй участник (при уклонении победителя открытого конкурса от заключения контракта с заказчиком) не предоставил заказчику в установленный срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта, конкурс признается несостоявшимся (ч.6 ст.54).

Действия заказчика: В случае, если участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса.

Проведение повторного конкурса

Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в ЕИС не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе.

Если повторный конкурс признан несостоявшимся, заказчик должен проводить запрос предложений.

14. Заключение контракта по результатам открытого конкурса

Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта.

В течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Если победителем не исполнены данные требования, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

15. Отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ

В этой части стати хотелось бы несколько слов сказать об отличии открытого конкурса от электронного аукциона в рамках 44-ФЗ.

Первым и самым важным отличием этих двух закупочных процедур являются критерии оценки заявок участников. Если в электронном аукционе цена контракта является единственным критерием оценки заявок участников, то в открытом конкурсе помимо стоимостных критериев используются и нестоимостные критерии, такие как квалификация участника, опыт и т.д.

Вторым немаловажным отличием является способ проведения закупочной процедуры. Электронные аукционы в рамках 44-ФЗ проводятся на 5-ти специализированных государственных электронных площадках. Для того чтобы участвовать в электронных аукционах у участника должна быть электронная подпись и он должен быть аккредитован на этих площадках. Участие в конкурсе также подразумевает возможность подачи заявок в электронном виде, однако до ввода в эксплуатацию ЕИС все конкурсы проводятся в бумажном виде.

Третье отличие — это сроки проведения процедур. Сроки проведения открытого конкурса по сравнению с электронным аукционом значительно больше. Так, например, размещение извещения о проведении ОК производится заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, а размещение извещения о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней (если НМЦК не превышает 3-х млн. рублей) и не менее чем за 15 дней (если НМЦК более 3-х млн. рублей). Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе не должна превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов, рассмотрение 1-х частей заявок на участие в электронном аукционе не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок, а рассмотрение 2-х частей заявок не более 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Четвертое отличие — способ обеспечения заявки. Если при участии в открытом конкурсе участник может предоставить обеспечение заявки как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии, то при участии в электронном аукционе в качестве обеспечения заявки принимаются только денежные средства.

Здесь я привел лишь самые важные отличия открытого конкурса от электронного аукциона по 44-ФЗ, однако есть и другие отличия, но они менее существенные.

На этом моя статья по участию в открытых конкурсах в рамках 44-ФЗ подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

zakupkihelp.ru

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения — статья

Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. 

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Открытый конкурс и особенности его проведения

На вебинаре вы узнаете, что нужно, чтобы выиграть конкурс, соблюсти сроки и как подготовиться к участию

Смотреть

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта  (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик: 

  •  принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса 

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. 

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

 

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. 

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 - заключение контракта с победителем открытого конкурса

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. 

school.kontur.ru

Кто может принять участие в открытом конкурсе

Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки. 7. Эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется. 8. Опись входящих в состав заявки документов. Требовать какие-то еще документы заказчик не имеет права. Заполнять вышеперечисленные следует по инструкции из извещения. Открытый аукцион проводится по лотам. Например, если школа закупает лакокрасочные изделия и малярные инструменты для ремонта – это аукцион на два лота. Если вы претендуете на оба, отправляйте две заявки. Однако если на один и тот же лот вы отправите несколько заявок и не отзовете лишние, заказчик обязан отклонить все.

Статья 51. порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

Это могут быть допуск СРО, лицензии и так далее.

  • Декларация о том, что участник соответствует требованиям статьи 31.
  • Декларация о принадлежности потенциального участника к СМП или СОНКО.
  • Письмо, которым участник подтверждает свое право на получение преимущества. Оно оформляется в свободной форме.
  • Подробное описание предлагаемого к поставке товара, страна его происхождения, цена контракта.
  • Документ, подтверждающий обеспечение заявки.
  • Полная опись всех документов заявки.
  • Все документы должны быть подписаны руководителем потенциального поставщика и скреплены печатью при ее наличии.

    Правила оформления конверта с заявкой должны быть прописаны в документации.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения

Важно Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром; 4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса; КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в пункт 5 части 2 статьи 51 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

Открытый конкурс по 44-фз: пошаговая инструкция

Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: 1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 51 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона; (в ред.

Открытый конкурс по 44-фз

Заказчик может отказаться от организации торгов не позже, чем за пятнадцать суток до последнего дня подачи. 3. Объявление конкурса. Утвердив извещение и конкурсную документацию, заказчик публикует все сведения в ЕИС в полном виде. Объявление возможно за двадцать суток до вскрытия заявок и более. Все документы закупки доступны для скачивания каждому желающему безвозмездно.

Заказчик вправе изменить извещение о конкурсе, не позже чем за пять суток до последнего дня подачи заявок. Число возможных изменений неограниченно. 4.

Учимся участвовать в тендерах. как участвовать в конкурсах?

Внимание Подготовленные документы вы можете либо передать заказчику лично в руки, либо отправить заказным письмом, либо в форме электронного документа, если такую возможность установил заказчик (такая возможность появится у участников закупок в скором времени после введения в действие единой информационной системы). Ответственность за конфиденциальность и сохранность документов несет заказчик. Помните и о том, что на один конкурс, либо конкретный лот вы можете подать только одну заявку. Заявки принимаются до момента вскрытия конвертов, который указан в извещении. Документы, полученные после окончания срока, заказчик не примет – конверт подлежит отправлению участнику, в случае указания его обратного адреса, при этом вскрывать конверт с заявкой запрещено.

aval48.ru

Этапы проведения открытого конкурса

Расскажем, об этапах проведения открытого конкурса по 44-ФЗ, о том, что нужно знать заказчику: как организовать, об особенностях, ограничениях и частых ошибках при проведении открытого конкурса.

Открытый конкурс – долгая процедура, достаточно сложная в организации и проведении. За каждую ошибку закон предписывает штрафы на ответственных лиц и на юридическое лицо заказчика. Условно можно выделить 2 стадии открытого конкурса – организацию и проведение.

Этап 1. Организация открытого конкурса

1. Планирование

Проведение открытого конкурса начинается со стадии планирования и внесения в план-график информации о будущей закупке. Перед объявлением открытого конкурса необходимо разработать и утвердить конкурсную документацию. При разработке документации на специфические товары и услуги заказчик может столкнуться со сложностями в написании технического задания, если организация не располагает необходимыми специалистами в области предмета закупки.

Также после формулирования технического задания необходимо провести анализ рыночных цен на объект закупки. Для этого нужно разослать запросы, направив официальные письма минимум 5 рыночным компаниям с запросом цены объекта закупки. И надо получить минимум 3 ответа от организаций с их ценой.

Далее проводится сравнение и обоснование начальной максимальной цены контракта. Если она укладывается в доведенные лимиты бюджетных средств, заказчик вправе объявить закупку.

Распространены ошибки, когда заказчик неправильно формулирует запросы цены, получает и учитывает ответы организаций с дополнительными условиями. По каждой закупке необходимо архивировать историю определения начальной (максимальной) цены для контролирующих органов.

Ситуации, которые вызывают недоумение – когда расчет цены выполнен на основе 3 предложений от разных организаций с одинаковой ценой, например:

Законом не даны ограничения на подобные случаи, поэтому при нелепости ситуации контролирующие органы не вправе наложить штрафы.

2. Объявление

Через 10 дней после внесения информации в план-график можно объявить закупку. Конкурс объявляется не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.

На данном этапе ошибки, как правило, сводятся к неправильному подсчету дней. Ведь день объявления и день вскрытия не засчитываются как полноценные дни, и 20 дней должны быть между этими датами.

3. Предоставление документации

Несмотря на то что сейчас доступ к Интернету есть почти у каждого, любое заинтересованное в закупке лицо или организация вправе запросить документацию по конкурсу. Заказчик обязан в течение 2 дней после получения запроса предоставить нарочным или выслать почтой за счет получателя данную документацию.

4. Предоставление разъяснений

Пункты и условия документации могут вызывать вопросы у участников, которые вправе присылать запросы на разъяснение. Заказчик обязан дать ответ на такой запрос в течение двух дней с даты его получения.

Заказчик может попасть на штраф, если:

  • ответив письменно или в электронной форме задавшему вопрос участнику, не разместит ответ в ЕИС;
  • опубликовав ответ в ЕИС, не направит в срок ответ лицу, задавшему вопрос о разъяснениях;
  • получив запрос на разъяснения перед длинными выходными и праздниками, опубликует разъяснения только после 2 дней.

Чтобы избежать наказания от проверяющих органов, необходимо публиковать и направлять ответ на следующий день после поступления запроса на разъяснения.

5. Внесение изменений

Заказчик на свое усмотрение при необходимости вправе внести изменения в документацию не позднее 5 дней до срока вскрытия заявок. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе продляется минимум до 10 рабочих дней до даты вскрытия конвертов с заявками.

Грубой ошибкой может быть внесение изменений в объект закупки.

6. Отмена процедуры

Ситуации, при которых заказчик решит отменить открытый конкурс, много. В основном это случается, когда поступает много запросов на разъяснения, выявляются недостатки технического задания, а также появляется необходимость внести изменения в объект закупки.

Отменить открытый конкурс можно за 5 дней до окончания срока подачи заявок.

7. Принятие заявок на участие

Заказчик в информационной карте устанавливает сроки и часы, а также место и контактное лицо для принятия заявок на участие в конкурсе. Подать заявку от имени участника может даже курьер: заказчик обязан принять любой конверт, направляемый на участие в конкурсе.

Исключением может быть случай, когда конверт порван и есть возможность просматривать его содержимое. Тогда сотрудники заказчика отказывают в принятии, ссылаясь на ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ.

↻ Вернуться к началу

Этап 2. Проведение открытого конкурса

1. Вскрытие конвертов с заявками участников

Нельзя препятствовать или ограничивать в допуске участников к подаче заявки до момента вскрытия конвертов на участие в конкурсе. На процедуре вскрытия фраза комиссии о начале вскрытия и последней возможности подачи заявки, отзыве или внесении изменений считается последним шансом подачи заявки или конверта с изменениями. После начала вскрытия заявки не принимаются.

2. Протокол вскрытия

По каждой заявке в протокол вносятся все данные: полное наименование участника, почтовый адрес, ИНН и цена, которую предложил участник. В протоколе вскрытия заявок на участие указывается наличие всех требуемых конкурсом документов.

Заявку участника отклонят, если:

  • он не представил уставную документацию, оригинал или заверенную нотариусом выписку из ЕГРЮЛ;
  • нет приказа о назначении или доверенности на подписание заявки другим лицом;
  • нет копии платежного поручения на обеспечение;
  • не соответствуют даты выдачи выписки из ЕГРЮЛ, сроки выдачи доверенностей на действия от лица участника;
  • цена участника превышает максимальную цену по конкурсу. Если цена в цифрах не совпадает с ценой в виде текста, необходимо учесть последнюю.

3. Оценка заявок

Если до процедуры рассмотрения не поступило обеспечение участника, его заявку отклоняют, не рассматривая.

Члены комиссии оценивают неотклоненные заявки. Учитываются представленные участниками данные по описанию объекта закупки, детальности раскрытия графика, порядка и сроков реализации технического задания. Кроме того, принимается в расчет репутация участника и опыт исполнения сопоставимых контрактов. Комиссия заказчика оценивает предоставленные сведения и распределяет баллы за ценовые и неценовые показатели заявки.

В случае если у комиссии возникают сомнения о достоверности представленных в заявке данных, заказчик вправе написать запросы в контролирующие органы и службы, чтобы уточнить достоверность представленной информации. Если запрошенные данные заказчик не получает до окончания срока публикации протокола рассмотрения и оценки, ему приходится опираться на предоставленные участником факты.

Заказчик может сделать ошибки, отклонив одного участника за то, что он представил сведения, не соответствующие техзаданию, но не выявив таких же ошибок у другого участника. В этом случае контролирующие органы после проверки оштрафуют юридическое лицо заказчика и всех членов комиссии, подписавших согласие.

4. Протокол рассмотрения и оценки

По итогу рассмотрения и оценки заявок заказчик вывешивает в ЕИС протокол. В нем указан рейтинг. Заявка, набравшая максимальное количество баллов, получает первое место и участника признают победителем.

В течение 5 дней возвращается обеспечение заявок всем участникам, кроме победителя. Если заказчик отклонил все поданные заявки или только одна соответствует требованиям, конкурс признают несостоявшимся.

5. Заключение контракта

Контракт заключается не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты опубликования итогового протокола. Победитель обязан предоставить обеспечение суммой на расчетный счета заказчика или банковской гарантией, внесенной в реестр. В случае если победитель уклоняется от заключения контракта, заказчик направляет его данные для внесения в реестр недобросовестных поставщиков и удерживает обеспечение заявки. Одновременно с этим предлагают заключить контракт участнику, занявшему второе место.

Он вправе отказаться от заключения контракта либо заключить его в срок не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты такого уклонения от заключения контракта.

В случаях, когда конкурс признают несостоявшимся, но есть одна соответствующая условиям заявка, заказчик направляет в ФАС обращение о согласовании закупки у единственного поставщика. Согласование должно не превышать 10 рабочих дней, однако, если у антимонопольной службы возникнут вопросы, одобрение заключения контракта может затянуться.

↻ Вернуться к началу

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

www.pro-goszakaz.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>