Кто летал с леоновым в космос первый раз


Первый в космосе. Алексей Архипович Леонов

«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос… Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы… Это не фантазии — это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость».Эти слова, сказанные еще в самом начале космической эры Королевым, стали поистине пророческими. За неполные пятьдесят лет истории «внекорабельной деятельности» десятки людей побывали в открытом космосе, а продолжительность пребывания человека за один выход возросла от нескольких минут до нескольких часов. Создание же и поддержание МКС вообще было бы невозможным без длительных выходов в космос и выполнения гигантского объема ремонтных и монтажных операций. Однако первый шаг на этом пути был сделан 18 марта 1965 года. Именно в этот день советский летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян покинул пределы космического корабля. Он пробыл в космосе всего 12 минут 9 секунд, но в деле освоения Вселенной это событие по праву заняло второе место после легендарного полета Гагарина.Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года в небольшой деревеньке под названием Листвянка, расположенной в шестистах километрах севернее города Кемерово. В этом месте долгое время жил его дедушка, сосланный царским правительством после революции 1905 года, сюда же с Донбасса приехали родители Алексея — сначала матушка, а после того как закончилась Гражданская война, батюшка — Леонов Архип Алексеевич. Мать, Евдокия Минаевна, трудилась деревенской учительницей, отец, в прошлом донецкий шахтер, устроился председателем сельсовета. Алексей у них был девятым ребенком.В 1936 году на Архипа Алексеевича был написан донос. По статье «враг народа» без суда и следствия он был отправлен в сибирский лагерь, а мать с восемью детьми (одна из сестер Леонова, Вера, умерла в младенчестве) и девятым в положении выгнали из дома с конфискацией всего имущества. Ребятишки также были отчислены из школы. Будущий космонавт рассказывал: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева — он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…. Так мы очутились в кемеровском бараке — одиннадцать человек в шестнадцатиметровой комнате. Парню было 22 года — простой рабочий, студент, он приютил у себя семью врага народа. Это ж, какое мужество нужно было иметь…». В 1939 году Архип Алексеевич был реабилитирован и вернулся домой. Семья Леоновых медленно стала вставать на ноги. А вскоре вышел указ о поддержки многодетных матерей. Все в том же бараке им выделили две комнаты — на шестнадцать и на восемнадцать квадратных метров.В 1943 году Алексей Архипович отправился в начальную школу №35. Среди основных увлечений юного Алексея в то время была роспись старых русских печей, которой он научился у живших по соседству переселенцев с Украины. Однажды, уже учась в школе, Леонов увидел у своего одноклассника книжку с чёрно-белыми иллюстрациями картин Айвазовского и загорелся желанием приобрести её. Обошлась она ему очень дорого — в уплату Алексею пришлось в течение месяца отдавать выдаваемые ему каждый день в школе 50 грамм хлеба и кусочек сахара. С той поры Айвазовский стал его любимым художником.В 1947 году семья Леоновых переехала на новое место — в город Калининград. Здесь Алексей в 1953 году окончил среднюю школу №21, получив свой аттестат зрелости. К тому времени он уже сильно увлекался летным делом, знал назубок известных авиаторов, пересмотрел все киноленты про лётчиков, самостоятельно мастерил авиамодели. По конспектам старшего брата Петра, бывшего авиационным техником, Алексей Архипович с завидным упорством изучал основы теории полетов, авиационные двигатели и конструкции самолетов. В сочетании с выдающимися спортивными достижениями это стало ключом, открывшим перед парнем двери летной школы. В августе 1953 Леонов был зачислен в десятую Военную авиашколу первоначального обучения летчиков, расположенную в городе Кременчуге (Полтавская область), которую успешно окончил в 1955 году. В связи с проявленными незаурядными способностями он был направлен на Украину в город Чугуев в высшее военное училище летчиков-истребителей. А начиная с 1957 и по 1959 годы, Алексей служил в 69-ой Воздушной армии десятой гвардейской дивизии, располагавшейся на территории Украины.В конце лета 1959 года в дивизию Леонова приехал полковник Карпов — будущий руководитель Центра подготовки космонавтов. Он пригласил к себе на беседу нескольких летчиков, включая и Алексея Архиповича. К слову, накануне авиатор попал в серьезную аварию, случившуюся из-за отказа гидросистемы истребителя МиГ-15бис. Масло залило альтернатор, и отключилась вся группа навигационных приборов. С трудом сориентировавшись, Леонов сразу же направил самолет к аэродрому. Когда он уже пролетел дальний привод, загорелся индикатор «Пожар» и заработала сирена. Леонов знал, что в такой ситуации необходимо катапультироваться, однако на высоте в двести метров это было чистым самоубийством. Летчик шел на посадку, прекрасно осознавая то, что в любую минуту может произойти взрыв. На ближнем приводе он перекрыл подачу топлива и сел с выключенным двигателем. До полосы Алексей Архипович не дотянул около трехсот метров, однако вырулил на нее и остановился. В итоге летательный аппарат не получил никаких повреждений, а пожара, как оказалось, вовсе не было — индикация сработала, потому что масло засосало в компрессор.На встрече полковник Карпов, не разъясняя своих намерений, поинтересовался здоровьем Леонова и его планами на будущее. Алексей Архипович отметил, что полностью здоров и думает продолжать летать. Тогда полковник предложил ему поступить в школу летчиков-испытателей. Вызов пришел 2 октября 1959, а спустя два дня Леонов уже прибыл в Сокольники в Авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) на медкомиссию. Там он впервые увидел Юрия Гагарина: «Я зашел в палату и обнаружил, что не один — человек моих лет сидел на табуретке, голый по пояс, и читал. Больше всего поразило меня, что он читал… Хемингуэя «Старик и море». В 1959 даже из читательской элиты об этом писателе мало кто знал, а здесь летчик…. Он посмотрел на меня большими улыбающимися голубыми глазами и представился: «Старший лейтенант Юрий Гагарин». Спустя короткое время летчики стали близкими друзьями. Уже после гибели первого космонавта Леонов сказал: «Он ничем не выделялся, однако все равно пройти мимо него было нельзя — встанешь и посмотришь. Обычная речь, классический русский язык, понятный и запоминающийся. Только позднее я уразумел, какая это незаурядная личность — он схватывал все на лету, обладал удивительным системным анализом, был обязателен, трудолюбив, предан дружбе…».В госпитале над Леоновым проводили многочисленные, зачастую изнурительные обследования. Алексей Архипович говорил: «С моей точки зрения в ходе обследования было допущено множество глупостей. Среди врачей были люди, занимающиеся научной работой и бравшие космонавтов, как материал для своих диссертаций. Из-за всякой ерунды, которая потом была отменена, мы лишились множества талантливых ребят…. Если применить старые медицинские требования к последним наборам в отряды космонавтов, то, вероятно, ни один человек не прошел бы…. После того, как я стал руководителем, многое с этими же докторами пересмотрел, ослабил требования».Несмотря ни на что в 1960 году Леонов был принят в первый отряд космонавтов. Потянулись месяцы упорных тренировок с целью подготовки к предстоящим полетам, в ходе которых участники продолжали подвергаться различным медицинским экспериментам, зачастую неоправданно жестоким: «Маневры на центрифуге сопровождались очень большими перегрузками, достигавшими 14g. Это сумасшедшая нагрузка. На спине после таких тренировок были кровоизлияния, кровоизлияния имелись и внутри, и на мягких тканях. В общем, здоровья все это не прибавляло». Во время одного из таких испытаний Алексей Архипович был на пятнадцать суток помещен в сурдобарокамеру. Ему при помощи неизвестной пасты для электропроводимости приклеили к телу датчики. Далее со слов космонавта: «Просыпаюсь я на десятый день и вижу, что вся простыня в крови. Гляжу, а пара датчиков отвалилась и с ними лохмотья моей кожи. На местах, где они были приклеены, эпидермиса не осталось — одни мышцы, дергающиеся в ритме сердцебиения. Два месяца заживали эти места. Остальные цинковые датчики я срезал и положил на полочку, чтобы после опыта показать, кому нужно…. Но на тринадцатые сутки начал кончаться кислород, эксперимент прекратили, а меня извлекли оттуда. Когда я вернулся за датчиками в камеру, их уже там не было…. Не было вещественных доказательств. Та же публика позднее сожгла Бондаренко…».Еще один случай произошел во время отливки ложемента кресла космонавта. В ходе этой операции Леонову пришлось голым лечь в корыто, которое затем было заполнено жидким гипсом температурой около 10 градусов. Он лежал в этой ледяной сметане, которая постепенно твердела и нагревалась. Самым важным было не упустить момент, когда гипс начинал застывать. И именно с ним этот момент прозевали: «И стали меня выковыривать. А тут каждый волос — якорь. Никак не выходит, тогда рванули — и в кусках гипса вместе с волосами остались ошметки кожи».В 1963 году, после того как на орбите планеты побывало шесть одноместных кораблей типа «Восток» (включая «Восток 6» с Валентиной Терешковой), КБ, возглавляемое Королевым, приступило к проектированию нового космического корабля той же серии, но рассчитанного на три места. Одновременно с подготовкой полета (который был успешно выполнен в октябре 1964 года Комаровым, Феоктистовым и Егоровым) на основе новой конструкции «Восхода» было принято решение создать двухместный корабль, позволяющий человеку выйти в безвоздушное пространство. Место, освободившееся после демонтажа третьего кресла, использовали как площадку для одевания скафандра, а также входа в шлюзовую камеру.К слову, изначально предполагалась провести эксперименты с животными. После разгерметизации ящика находящийся в нем и одетый в скафандр зверь должен был совершить самостоятельный выход (или же его намеревалось выдвинуть) из космического корабля с обязательным последующим возвратом для исследования. Однако от такого шага отказались. Во-первых, вставали вопросы разработки особого скафандра для животного. Во-вторых, подобный эксперимент не давал ответа на основной вопрос: способен ли именно человек двигаться и ориентироваться в такой необычной обстановке.В результате рассмотрения различных технических решений выбор был отдан использованию шлюзовой камеры, представляющей собой небольшое пространство, изолированное со всех сторон. Космонавт, облаченный в скафандр, должен был находиться в ней, пока не выпустится весь воздух, окружающий его. После этого он сможет открыть люк, ведущий наружу. Возвращение на корабль проходило в обратном порядке — закрытая снаружи и изнутри шлюзовая камера постепенно наполнялась воздухом, после чего открывался внутренний люк, и космонавт попадал в кабину корабля. Сама шлюзовая камера была надувной, располагаясь вне корпуса летательного аппарата. Во время выхода на орбиту она помещалась под обтекателем в свернутом виде, а перед спуском на Землю ее основная часть отстреливалась, и космический корабль достигал плотных слоев атмосферы в своем обычном виде, если не считать небольшого нароста в районе входного люка. Проведенные испытания показали, что баллистика отсека при этом не пострадала.Параллельно с изменениями космического корабля «Восход» подготовку к полету проходили два экипажа космонавтов: Павел Беляев с Алексеем Леоновым и их дублеры — Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Любопытно, что при подборе экипажа учитывались не только задачи и цели полета, его сложность и продолжительность, но и психологические, индивидуальные особенности космонавтов, представленные психологами. К экипажу корабля «Восход 2» предъявлялись особые требования по критериям слаженности и сработанности. Предполагалось, что такую сложную задачу, как выход из кабины корабля в открытый космос через шлюзовую камеру, можно было решить лишь при полном доверии, взаимопонимании и веры друг в друга. В соответствии с исследованиями специалистов-психологов, Беляев характеризовался как волевой и выдержанный человек, не паникующий даже в самых сложных ситуациях, проявляющий огромную настойчивость и логическое мышление при достижении поставленных целей. Леонов, в свою очередь, принадлежал к холерическому типу, был порывист, смел, решителен, легко развивал кипучую деятельность. Кроме того отмечался его художественный дар, способность быстрого запоминания представленных его взору картин, а затем очень точного их воспроизведения. Эти два человека, имея разные характеры, отлично дополняли друг друга, создавая, по словам психологов, «высокосовместимую группу», способную успешно выполнить поставленную перед ними задачу и составить детальный отчет обо всех проблемах и неожиданностях, связанных с пребыванием в космосе.Для выхода в космос также был создан специальный скафандр, получивший название «Беркут». В отличие от скафандров, на которых летали на «Востоках», он имел дополнительную герметичную оболочку, повышающую общую надежность. Являясь, по сути, термосом, он состоял из слоев покрытой алюминием пластиковой пленки. Верхний комбинезон был сшит из многослойной металлизированной ткани. Скафандр сильно потяжелел — веса добавила система жизнеобеспечения, размещаемая в наспинном ранце и включающая систему вентиляции и два двухлитровых баллона с кислородом. Кроме того в шлюзовой камере на всякий случай была установлена резервная кислородная система, связываемая при помощи шланга со скафандром. Изменилась и окраска скафандра — для лучшего отражения солнечных лучей оранжевый цвет сменили на белый, а на шлеме установили светофильтр. Алексей Архипович вспоминал: «В декабре 1963 года мы побывали в опытно-конструкторском бюро Королева. Сергей Павлович встретил нас, провел в цех и показал макет «Восхода», оснащенного какой-то необычной камерой. Увидев наше удивление, он объяснил, что это шлюз для выхода в космическое пространство. Затем Сергей Павлович попросил меня надеть новый скафандр и попробовать выполнить ряд экспериментов. После двух часов работ, во время которых мне пришлось порядком потрудиться, я снова встретился с Королевым. Помню, сказал ему, что задание выполнить можно, нужно только хорошо все продумать».Общий вес «костюма для выхода» был около 100 килограмм, однако в условиях невесомости это не играло существенной роли. Проблемы создавало давление воздуха, наполнявшего герметичную оболочку и делавшего скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с большими усилиями преодолевать сопротивление своего облачения. Алексей Архипович вспоминал: «Только чтобы сжать кисть руки в перчатке, необходимо было приложить усилие в 25 килограмм». В связи с этим все время подготовки к полету особое значение придавалось физической форме — космонавты выполняли ежедневные пробежки, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой. Кроме того в комплекс тренировок для более совершенного владения своим телом входили прыжки в воду, занятия на батуте, спуски на парашюте, упражнения на вращающейся «скамье Жуковского». Создавались для космонавтов и условия кратковременной настоящей невесомости — в летящем по специальной траектории самолете. Леонов рассказывал: «В огромном салоне ТУ-104 был смонтирован макет кабины «Восхода 2», имеющей шлюзовую камеру в натуральную величину. Самолет пикировал вниз, разгонялся и уходил круто вверх, выполняя «горку», во время которой наступала невесомость. «Качество» её зависело всецело от мастерства пилотов, которые, опираясь лишь на данные своих вестибулярных аппаратов, заставляли самолет лететь точно по параболе. При каждом подобном маневре невесомость продолжалась чуть больше двадцати секунд. За полтора часа полета делалось пять таких «горок», набирая в общей сложности две минуты невесомости…. Множество раз мы поднимались в воздух, шаг за шагом за эти краткие отрезки времени оттачивая все детали по входу в кабину корабля и выходу из шлюза».Интересно, что в те годы существовало множество научных теорий о поведении человека в открытом космосе. Некоторые специалисты вполне серьезно утверждали, что космонавт неминуемо «привариться» к космическому кораблю. Подобные опасения были основаны на опытах по холодной сварке, проводимых в вакууме. Другие научные светила считали, что человек, лишившись привычной опоры, не сможет сделать ни одного движения за бортом корабля. Третьи полагали, что бескрайнее пространство крайне негативно отразится на психике космонавта…. В действительности, как космос встретит человека, не знал в точности никто, включая и Главного конструктора. Смельчаки, дерзнувшие оставить уютную поверхность земли, могли надеяться только на себя и технику, улетевшую с ними. Никаких спасательных систем еще не существовало — невозможно было ни пристыковаться, ни выбраться из одного корабля и через безвоздушное пространство перейти в другой. Королев говорил космонавтам: «Трудно будет — сами принимайте решение в зависимости от ситуации». Экипажу, в крайнем случае, было разрешено ограничиться открытием люка и выставлением руки за борт.18 марта 1965 года после трехгодичной подготовки корабль «Восход 2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым успешно стартовал с Байконура. После выхода на орбиту, уже в конце первого витка Алексей Архипович стал готовиться к выходу в открытый космос. Беляев помог ему с ранцем системы жизнеобеспечения, а затем наполнил шлюз воздухом. Когда Леонов перешел в шлюзовую камеру, Павел Иванович закрыл за ним люк и провел разгерметизацию камеры. Оставался только последний шаг…. Мягко оттолкнувшись, Алексей Леонов «выплыл» из шлюза. Очутившись в космосе, он осторожно подвигал ногами и руками — движения выполнялись легко, и тогда он, раскинув руки в стороны, стал парить в безвоздушном пространстве, связываемый с кораблем пятиметровым фалом. Во время пролета над Волгой Павел Иванович подключил телефон в скафандре космонавта к трансляции Московского радио — в это время Левитан зачитывал сообщение ТАСС о первом выходе человека в космос. С корабля за Леоновым следила пара телевизионных камер, кроме того он сам вел киносъемку, используя портативную камеру. По этим материалам уже на Земле смонтировали фильм. Также в распоряжении космонавта имелась миниатюрный фотоаппарат серии «Аякс», способный делать снимки через пуговицу. Ее предоставили экипажу корабля «Восход 2» с разрешения председателя КГБ. Эта камера управлялась дистанционно с помощью тросика, однако из-за возникших деформаций скафандра Леонов не смог дотянуться до него.Пять раз Алексей Архипович отлетал и возвращался к кораблю. В скафандре все это время поддерживалась «комнатная» температура, и это при том, что наружная поверхность его в тени охлаждалась до -100°, а на солнце разогревалась до +60°С. Когда Алексей Архипович увидел Енисей и Иртыш, Беляев дал команду возвращаться. Однако сделать это оказалось не так-то просто — в вакууме скафандр космонавта раздулся. Сам он так описывал произошедшее: «Давление в скафандре достигало 600 мм, снаружи 10. Такие условия смоделировать на Земле было невозможно. Не выдержала ни плотная ткань, ни ребра жесткости — скафандр так раздулся, что ноги вышли из сапог, а руки — из перчаток. Мы, конечно, предполагали, что это произойдет, но не думали, что так сильно». Возникла критическая ситуация: Леонов в таком состоянии не мог влезть в люк шлюза, а на разговоры с Землей времени уже не оставалось — запас кислорода был рассчитан на 20 минут. Беляев был в курсе всего, но ничем помочь не мог. И тогда Алексей Архипович, нарушая все инструкции, самостоятельно сбросил давление в скафандре и «вплыл» в шлюз лицом (а не ногами, как положено) вперед.К сожалению, нештатные ситуации на этом не закончились. После возвращения космонавта на корабль, несмотря на то, что сработали датчики закрытия, крышка люка прикрылась недостаточно плотно. Из-за постоянного подтравливания воздуха из корабля, система регенерации, отрабатывая свою программу, начала нагнетать давление. Уже вскоре уровень кислорода в кабине поднялся выше критического уровня. Космонавты сделали все, что от них зависело — убрали влажность, понизили температуру до 10°С, однако так и не смогли определить причину неисправности и заработали кислородное отравление. Когда общее давление добралось до отметки 920 мм, люк стал на место. Вскоре после этого давление кислорода в кабине корабля вернулось в норму.По плану спуск «Восхода 2» должен был осуществляться в автоматическом режиме, но перед этим было необходимо еще отсоединить камеру шлюза. Пристегнувшись, Леонов и Беляев произвели необходимые действия, однако сильный удар в момент отстрела закрутил космический корабль в двух плоскостях. Это, в свою очередь, привело к нерасчетным угловым ускорениям и выходу из строя систем ориентации и автостабилизации. В этот момент «Восход 2» находился над Австралией, и космонавты не имели связи с Центром. Посоветовавшись, они приняли решение отключить систему автоспуска и посадить корабль в ручном режиме. До этого момента в ручном режиме еще никто не приземлялся. Уже после того как космонавты начали выполнять ориентацию, связь восстановилась, и экипаж запросил разрешение на посадку в ручном режиме. Ответил им через какое-то время сам Гагарин, сказав, что разрешение дано. Любопытно, что визир, через который можно было осуществлять ориентацию, находился по отношению к сидящим космонавтам под углом в 90 градусов, вынуждая управлять космическим кораблём, повернувшись боком. Одному из космонавтов в нарушение всех инструкций пришлось развязаться, вылезти из кресла, лечь поперек кабины и, смотря в иллюминатор, объяснять другому положение Земли.В конце концов, корабль «Восход 2» удачно приземлился в двух сотнях километров севернее Перми. В сообщении ТАСС это назвали посадкой в «запасном районе», являвшимся на самом деле глухой тайгой. Леонов рассказывал: «Почему мы очутились не в расчетной точке? Мы сами определили место посадки из соображений безопасности, все возможные отклонения смещали точку в безопасные районы. В результате при скорости 28 тысяч километров в час мы приземлились всего в 80 километрах от нами же назначенного места. По-моему, это хороший результат». Нашли космонавтов далеко не сразу, ведь как таковой, поисковой службы в те годы еще не было. Вертолеты не смогли сесть из-за высоких деревьев, теплую одежду им также сбросить не удалось. Ночь космонавты провели одни в диком заснеженном лесу: «Мы достали скафандры и спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Выбросили жесткую часть, а оставшееся, девять слоев покрытой дедероном алюминизированной фольги, надели на себя. Сверху, как две сосиски, обмотались парашютными стропами. Так и сидели всю первую ночь». На следующий день недалеко от места приземления, в мелколесье спустился десант спасателей на лыжах. Они пробились к космонавтам по глубокому снегу и вырубили лес под площадку для приземления вертолёта. Только на третий день Леонова и Беляева доставили на Байконур.Оценку подвига, совершенного космонавтами, дал Главный конструктор: «Перед экипажем «Восхода 2» была поставлена сложнейшая, совершенно иная, нежели в предшествующих полетах, задача. От ее успешного выполнения зависело будущее космонавтики…. Полет показал, что люди могут выходить из корабля и жить в свободном космосе, работать так, как это окажется необходимо…». На государственной комиссии Алексей Архипович произнес доклад, ставший самым кратким в истории космонавтики: «В открытом космосе можно жить и работать».В отечественной практике полет «Восхода 2» по праву считается одним из самых напряженных. На праздновании 35-летия выхода в космос выдающийся конструктор и соратник Королева Борис Черток сказал Леонову: «Ты чудом выжил! Там было все так «сыро», так непонятно…. Королев после старта ходил и повторял: «Куда же я их отправил!». Так что — поздравляю тебя!». К слову, американцы также планировали выход человека в космическое пространство и намеревались осуществить это первыми. Выход же советского космонавта в космос правительство США расценило как очередной вызов и активизировало все свои усилия. Информацию о готовящемся полете NASA обнародовало 25 мая 1965 года, и уже 3 июня стартовал «Джемини 4» с астронавтами Уайтом и Макдивиттом на борту. На американском аппарате не было никакой шлюзовой камеры, перед тем как открыть входной люк, астронавтам пришлось откачать весь воздух из кабины. В открытый космос «выплыл» Уайт, а Макдивитт снимал его на кинокамеру. С кораблем американца связывал фал длиной в семь с половиной метров, через него же поступал кислород для дыхания.С 1965 по 1967 год Алексей Архипович являлся заместителем командира отряда космонавтов, а с 1967 по 1970 входил в группу, готовившуюся по программе облета Луны (Протон-Зонд) и посадке на спутник Земли (Н1-Л3). Дата полета «Зонд 7» была уже назначена на 8 декабря 1968, но в итоге его отменили из-за неотработанности носителя и корабля. В итоге приоритет остался за американцами, совершившими аналогичный полет 21-27 декабря 1968. В дальнейшем Алексей Архипович являлся одним из двух кандидатов на участие в программе по высадке советского космонавта на поверхность Луны, которая также была отменена. За период с 1971 по 1973 годы Леонов пять раз проходил подготовку в качестве командира экипажей для космических полетов по разным программам, однако по не зависящим от него причинам все они были отменены.В 1969 году Алексей Архипович нежданно-негаданно стал невольным свидетелем покушения на Леонида Брежнева. 22 января Москва встречала членов экипажей кораблей «Союз 4» и «Союз 5», возвратившихся с орбиты всего за несколько дней до этого. Машина, в которой сидели космонавты Леонов, Николаев, Береговой и Терешкова, по дороге из аэропорта в Кремль была обстреляна младшим лейтенантом Виктором Ильиным, решившим, что в их автомобиле находится Генсек. К счастью, Алексей Архипович не пострадал, хотя у Георгия Берегового было изрезано лицо осколками стекла, а Андриана Николаева ранило в спину.В конце 1972 года супердержавы СССР и США приняли решение осуществить совместный космический полет и в ходе него выполнить стыковку кораблей двух разных стран. Критерии отбора космонавтов каждая сторона определяла самостоятельно, однако необходимыми условиями являлись: высочайшая профессиональная квалификация, глубокие познания в области техники, способность работать с оборудованием и системами обоих кораблей, отличное знание языка страны партнера и готовность к проведению обширной программы научных наблюдений и опытов. Советский Союз представляли Леонов (командира экипажа) и Кубасов, США — Стаффорд, Бранд и Слейтон. Алексей Архипович вспоминал: «Полет по программе ЭПАС был чрезвычайно политизированным. Началось все со страшного недоверия. Руководителем программы со стороны США был Дэвид Скотт. Он всем только и говорил, как у нас все плохо. Как-то раз я его отвел «побеседовать»: «Дорогой Дэвид, ты ведь знаешь, что мы исполняем волю наших народов. Нам доверили такую трудную задачу, и мы обязаны сделать все от нас зависящее. Не нужно искать, что и у кого плохо. Я могу тоже тебе рассказать, что у вас плохо». В следующий раз, когда мы собрались, Скотта уже не было, а руководителем программы стал Сернан». В июле 1975 совместный полет по программе ЭПАС был успешно осуществлен, открыв новую эпоху в освоении космоса. Впервые в истории прошла стыковка советского «Союза 19» и американского «Аполлона», было проведено множество медико-биологических, астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.В отставку генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов вышел в марте 1992 года. До 2000 года он трудился на посту президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал», а затем перешел на должность вице-президента «Альфа-банка». Ныне легендарный космонавт проживает в загородном доме под Москвой, который сам спроектировал и построил.За свою долгую и насыщенную карьеру Алексей Архипович принимал участие во множестве международных конгрессов и научных конференций, сделал около тридцати докладов, написал несколько книг. Ему принадлежат четыре изобретения и свыше дюжины научных трудов в области космонавтики. Леонов дважды Герой Советского Союза и обладатель множества орденов и медалей, почетный гражданин более тридцати городов мира. Свыше двух десятков лет Алексей Архипович сотрудничает с Российским Государственным архивом научно-технической документации, передав из личного собрания уникальные документы о совместных тренировках советских космонавтов и американских астронавтов, а также множество любительских фильмов об отечественных покорителях космоса.Со своей будущей супругой, Светланой Павловной Доценко, Алексей Архипович познакомился еще во время учебы в авиационном училище. Впоследствии у них родилось две девочки — Оксана и Виктория. Самым любимым хобби Леонова всю жизнь была и остается живопись, которой космонавт увлекся еще в юные годы. Леонов является автором свыше двухсот картин и пяти художественных альбомов, среди которых преобладают космические пейзажи, однако встречаются и земные ландшафты, а также портреты друзей. Работать космонавт предпочитает акварелью, голландской гуашью и маслом. Также у Леонова собрана большая библиотека по искусству, включающая множество редких книг, он посетил все крупнейшие зарубежные картинные галереи и музеи, лично был знаком с Пикассо. В 1965 году Алексея Архиповича избрали членом Союза художников СССР. Среди других его увлечений можно отметить чтение книг, охоту, фото- и киносъемку. Леонов — обладатель второго разряда по велоспорту и третьего разряда по фехтованию, профессионально занимался метанием копья и легкой атлетикой.Свою книгу «Выхожу в космос» Алексей Архипович заканчивает такими словами: «Выход в космос — это одна из сложнейших операций на орбите, требующая большого мастерства, тщательной подготовки и огромного мужества. Я смотрю по телевидению на нынешних космонавтов, слушаю их доклады на Землю и каждый раз заново переживаю свой полёт. Я завидую им и от всего сердца желаю успехов».

По материалам сайта http://www.vokrugsveta.ru/ и из интервью с космонавтом на http://www.pravoslavie.ru/ и http://88.210.62.157/content/numbers/237/40.shtml

Автор: Ольга Зеленко-Жданова

topwar.ru

Космонавт Леонов Алексей Архипович

Космонавт Леонов Алексей

Космонавт: Леонов Алексей Архипович (30.05.1934 г.)

  • 11-й космонавт СССР (15-й в мире)
  • Длительность полета (1965 гг.): 1 сутки 2 часа 2 минуты, позывной: «Алмаз-2»
  • Длительность полета (1975 гг.): 5 суток 22 часа 31 минута, позывной: «Союз-1».

Биография

Биография космонавта Леонова берет свое начало в небольшом селе Листвянка, Кемеровской области, где советский летчик и космонавт родился 30-го мая 1934-го года. Алексей – восьмой ребенок в семье Леоновых. В 19 лет окончил среднюю школу в городе Калининград. Следующие два года Алексей Архипович проходит обучение в Военной авиационной школе города Кременчуг. В 1957-м году Леонов становится выпускником Военного авиаучилища города Чугуев, после чего отправляется на службу в роли летчика-истребителя. В 1961-м годе, помимо прохождения службы, Алексей также поступает на обучение в ВВИА им. Жуковского.

Космическая подготовка

В марте 1960-го года Алексей Архипович становится слушателем-космонавтом в ЦПК. В том же году начинается космическая подготовка (ОКП) советского летчика. В 1961-м году Алексей Леонов завершает ОКП, на отлично сдает итоговые экзамены и получает квалификацию «космонавт ВВС». Сперва, в 1963-м году Алексей Архипович проходит подготовку к полету на КК «Восток-5» в качестве резервного пилота, однако уже в 1964-м году Леонова назначают на роль 2-го пилота экипажа корабля «Восход-2». В рамках программы был запланирован выход в космос космонавта Леонова Алексея.

Во время подготовки совершил 12 полетов на самолете серии Ту-104ЛЛ и 6 полетов на Ил-14, а также проводил симуляцию выхода в открытое пространство при помощи модели корабля «Восход».

Первый полет и выход в открытый космос

18-го марта 1965-го года космический корабль «Восход-2» стартовал с 1-й площадки Байконура в 10 часов утра по МСК. После того как корабль оказался на орбите Земли, на первом витке вокруг планеты начала надуваться шлюзовая камера. Космонавты надели скафандры и Алексей Леонов готовился к выходу в космос. На втором витке космонавт проследовал в шлюзовую камеру. Павел Беляев закрыл люк в шлюзовую камеру и запустил ее разгерметизацию.

В момент открытия внешнего люка камеры космический корабль пролетал над Египтом и не имел связи с командным центом СССР. Спустя две минуты, в 11:34:51, когда воздух покинул камеру, вслед за ним совершил выход в космос и космонавт Леонов Алексей. Закрепленный с кораблем при помощи пятиметрового троса, Алексей Архипович пять раз удалялся в космос и возвращался к космическому кораблю. Во время выхода в космос у космонавта Леонова наблюдались нарушения в организме, симптомами которых стала тахикардия, вдвое учащенное неглубокое дыхание, повышенная температура (+38 °C) и повышенное потоотделение. По этим причинам возвращение на корабль потребовало от Алексея Леонова больших усилий.

За космонавтом снаружи наблюдали две телекамеры, установленные на борту корабля. Кроме того, сам Алексей Архипович вел съемку специальной камерой С-97. За напарником с борта корабля следил космонавт Беляев, который и передал сообщение на Землю о первом выходе человека в открытое пространство.

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет  вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Дальнейшая жизнь

С 1991-го года человек, который первым совершил выход в космос – Алексей Леонов, работает на руководящих должностях различных компаний, в числе которых «Четек-космос», «Восток-Капитал» и «СладКо». С 1997-го года — вице-президент «Альфа-банка».

Помимо первенства в космическом пространстве, Алексей Архипович является автором четырех изобретений и 10-ти научных работ.

comments powered by HyperComments

spacegid.com

Секреты полета «Восхода-2»: Что скрывали от народа

Изменить размер текста:

6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» - передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.

Политический фон

В октябре 1964 года должности лишился первый секретарь ЦК КПСС, глава советского правительства Никита Хрущев. Самым главным в стране стал Леонид Брежнев. У Хрущева космонавтика была любимым детищем. А как будет относиться к космической программе Брежнев? Сохранит ли прежнее финансирование новый председатель Совмина Алексей Косыгин - человек прагматичный? Трудно было сравнивать возможности экономики США того времени и СССР, всего 20 лет назад вышедшего из разрушительной войны. Пока главному конструктору Сергею Королеву удавалось опережать соперников...

На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).

Зачем нужно выходить в открытый космос?

Почему США и СССР было важно отправить космонавта полетать за пределами космического корабля? А вот зачем: начиналась битва за Луну.

Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль - это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один - переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.

«Время первых» - скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года.

Испытание техники

В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали - разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!

Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.

22 февраля 1965 года на орбиту отправился беспилотный «Восход». Нужно было проверить, как работает шлюз, «не сдувает» ли его «ветром». Шлюз открылся, все сработало отлично. А через некоторое время корабль… с радаров исчез. Противоракетная оборона даже обломков не обнаружила.

Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта - в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду - «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.

Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.

На Байконур прилетели прямо из пермской тайги. На космонавтах то, что привезли спасатели. Фото: Александр МОКЛЕЦОВ/РИА Новости

Сахарову повезло

Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».

Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой. Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.

Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.

Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.

Зрители нового фильма смогут увидеть и прочувствовать, как на самом деле проходил полет космонавтов.

Невесомость в расчет не брали

В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо - голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли - далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.

А тогда… Выход в открытый космос Леонов начал через 1 час 35 минут после старта. Он только-только испытал сильные перегрузки во время вывода ракеты.

Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского, который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.

Вы представьте - впервые человек парит на высоте в несколько сотен километров над Землей. На случай если Леонов потеряет сознание, у Беляева были четкие инструкции - он должен был войти в шлюз и за фал втянуть напарника в корабль.

Схема корабля, на котором летели Павел Беляев и Алексей Леонов.Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Скафандр раздулся

Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.

Тем не менее Леонов пять раз приближался к кораблю от отлетал от него. Проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но...

«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».

Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.

Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).

Малейшая искра…

И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка - когда корабль будет пролетать над территорией СССР.

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.

Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

Не сгорели, так замерзли

А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае, с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.

Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» - все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.

«От них не было вестей, - вспоминал Гай Северин, руководитель КБ «Звезда». - Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».

«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.

«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминает Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».

«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так - из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, - рассказывает журналист «КП» Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». - А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»

Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть - он был снаружи прижат деревом.

Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин, инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.

Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата - приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа - настолько глубоким и рыхлым был снег.

Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека - спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование - кто доберется первым.

Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.

Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом - сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 - 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.

21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми. А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.

«Теплым вечером странно было видеть выходящих из самолета Беляева и Леонова в унтах и зимних меховых костюмах», - вспоминал Борис Черток...

Вопрос на засыпку: на фотографиях, да и в фильме космонавты в белоснежных скафандрах с красной полосой, а в музее НПП «Звезда» выставлен полетный скафандр Леонова — но он рыжего цвета! Где правда?Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» - это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями - зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Какой ценой мы завоевывали космос

23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.

24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.

30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.

Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:

5 апреля 1975 года. Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки - горы Алтая. Экипажу повезло - спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше - парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».

16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз. На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.

26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.

1985 год. Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.

1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).

2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно - не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.

www.kp.ru

18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос

46 лет назад, 18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос.

Событие произошло во время полета КК «Восход-2». Командир корабля — Павел Иванович Беляев, пилот — Алексей Архипович Леонов.

Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 — в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр — 1 метр, внешний — 1,2 метра. Масса камеры — 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля.

Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуту 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд).

Интересно, что тренировки перед этим полетом проводились на борту самолета Ту-104АК, в котором был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину с реальной шлюзовой камерой (именно она и полетела в космос позже). При полете самолета по параболической траектории, когда на несколько минут в салоне наступала невесомость, космонавты отрабатывали выход в скафандре через шлюзовую камеру.

«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г. в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения нештатной ситуации.

Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и в 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева: — «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? — этот вопрос командир адресовал своему товарищу. — Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).

Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить — на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

www.pravda-tv.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>