Кто изобрел самокат


Эволюция самоката

Для того чтобы сегодня мы могли купить своему ребенку в магазине современный самокат, данный вид транспортного средства прошел несколько основных стадий эволюции.

Первые самокаты изготавливались из дерева и металла. После изобретения синтетических материалов стали применяться пластик, легкий и прочный алюминий и его сплавы. Сегодня чаще всего самокат является складным, что облегчает его транспортировку.

Происхождение самоката

Некоторые ученые полагают, что первые устройства в виде самокатов были созданы задолго до того, как оригинальный экземпляр доски на колесах изготовил немецкий мастер Михаэль Кэсслер. Это произошло в 1761 году в Германии.

Первый самокат был не очень удобным транспортным средством, так как мог передвигаться только в одном, строго указанном направлении. Как следствие, он не получил широкого распространения.

Спустя полвека, в 1814 году, немецким бароном Дрез фон Зауербронном было создано существенное усовершенствование — его самокат получил седло. Но еще более важным техническим прорывом стало создание руля. В результате передние колесо могло поворачиваться по желанию владельца, что сделало самокат удобным средством передвижения.

Самокат в ХХ веке

За следующие сто лет самокат не претерпел каких-либо существенных изменений. Лишь в 1915 году, благодаря изобретению двигателя и бурному развитию автомобилей и мотоциклов, появились первые транспортные средства с предустановленным мотором, выпускаемые серийно. Это были прообразы современных скутеров.

В течение следующих восьмидесяти лет, до начала 90-х, самокат оставался обычной доской, установленной на два колеса с рулем. Иногда он комплектовался сидением.

Очередной прорыв в усовершенствовании этого простейшего двухколесного транспортного средства произошел благодаря Вим Оботеру, бывшему швейцарскому банкиру. Он долго искал способ легко и быстро добираться до места своего отдыха на природе. В результате на свет появился первый мини-самокат, который получил огромную популярность благодаря миниатюрным размерам и высокой скорости передвижения.

Основой успеха мини-самоката Вим Оботера стали легкость в управлении, компактность, возможность без труда переносить «железного коня» там, где невозможно или нет нужды в его использовании. Волна популярности, начавшаяся в Швейцарии, быстро охватила весь мир.

Самокат в ХХI веке

Наш мир не стоит на месте, поэтому самокат продолжает совершенствоваться и видоизменяться. Примерно через 10 лет после появления мини-модели это транспортное средство применяется даже на воде.

Новинка получила название водолет, или водный самокат. Внешне он напоминает паука, а все права на его изобретение принадлежат Invetist Inc — компании из США. В основу его конструкции заложены сверхлегкие современные материалы — авиационный алюминий и пенопласт.

Сегодня самокаты вне конкуренции. На них катаются и дети, и взрослые. И, пожалуй, самокат — это лучший подарок!

razorsport.ru

Самокат - это... Что такое Самокат?

Самокат — простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения.

В современном исполнении чаще всего представляет собой площадку для ног, или деку, с нескользящим покрытием наподобие материала шлифовальной шкурки[источник не указан 48 дней], покоящуюся на двух колёсах, расположенных одно за другим. Также встречаются детские модели с тремя колёсами. Спереди к платформе крепится вертикальная стойка-руль, как правило регулируемая по высоте, с прорезиненными ручками. При езде водитель отталкивается одной ногой от земли, удерживая вторую на деке и держась за ручки.

История создания

Точное время создания первого самоката не установлено, но его изображения встречаются уже на древних фресках. Первые сведения об изготовлении самоката относятся к 1761 году: самокат был изготовлен в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. В 1791 году во Франции граф де Сиврак изготовил самокат, очень похожий на самокат Михаэля Касслера, и назвал его «селярифер».

Важным усовершенствованием стало изобретение Карла Дреза — самокат с управляемым передним колесом. Принцип передвижения остался прежним. Самокаты с управляемым колесом приобрели популярность во Франции и Англии. Английские самокаты, в отличие от немецких, имели железную раму.

Классификация самокатов

Самокаты классифицируются по признакам:

  • по диаметру колес: малые и большие;
  • по назначению: гоночные или полугоночные, для взрослых;
  • по проходимости: городские, шоссейные, кроссовые, снегоходные;
  • по конструктивным особенностям: велоприводные и складывающиеся.

Современный самокат

Диаметр колёс современного самоката может составлять 10 см, 12 см, 14 см, 15см (6 дюймов), 20 см; есть также самокаты с надувными колёсами 12 дюймов и от 8 кг весом. Колеса изготавливаются из пластика, обрезиненного пластика, полиуретана или ПВХ.

Вес самоката может колебаться от 2 до 5 кг.

Максимальная высота рулевой стойки составляет 1 м. При этом, будучи телескопической конструкцией, она может складываться, что обеспечивает удобство при переноске и хранении самоката.

Большинство самокатов имеет складную конструкцию, что делает их удобными для транспортировки.

Основными материалами для самокатов являются сталь и сплавы алюминия, в дорогих моделях — магний.

См. также

  • Беспедальный велосипед‎ (велосамокат)

Ссылки

dic.academic.ru

Кто и как изобрел самокат?

Привычный нам складной самокат был изобретён совсем недавно. В 1997 году швейцарец Вим Уботер решил, что добираться до любимой закусочной пешком слишком долго и попробовал найти решение проблемы преодоления «микродистанции», как он назвал это расстояние. Вим изобрёл первый кикборд (самокат с тремя колёсами), а чуть позже и привычный нам двухколёсный складной самокат. 

Решив превратить производство самокатов в бизнес, Уботер нашел соинвесторов и подрядчиков –  тайваньскую компания JDbug. В США самокат стал продаваться под названием Razor Scooter, в дальнейшем став основой для созданной компании Razor. В 2000 году Razor Scooter стал в США игрушкой года. 

Увы, но популярность изобретений породила огромную волну китайских подделок и множество исков к партнёрам Уботера. В итоге Вим создал собственную компанию – Micro Mobility Systems, в линейке которой сегодня самые разные самокаты для детей и взрослых. Micro активно развивает направление городской мобильности. Вместе с Peugeot Micro выпускает электросамокат E-kick, а Вим Уботер активно занимается проектом Microlino, реинкарнацией классической BMW Isetta.

thequestion.ru

Доска с колесиками. Первый самокат изобрели в России?

Уже в эпоху неолита человек использовал колесо. Казалось бы, до создания самоката ему оставалось буквально полшага! Но эта замечательная идея древним «кулибиным» в голову не пришла. Возможно, потому что дороги в те далекие времена были еще меньше приспособлены к езде на двух колесах, чем сейчас...

Когда же был изобретен самокат? Однозначного ответа на этот вопрос, увы, не существует. Одни исследователи высмотрели нечто, отдаленно напоминающее самокат, на древнегреческих рисунках, другие - на фресках VIII века, третьи - на витражах церкви Stoke Poges XVI-XVII веков. Однако, если честно, больше всего эти изображения похожи на неудачно нарисованные колесницы, а вовсе не на древний самокат.

Существует версия, что самокат изобрел сам Леонардо да Винчи, ну или его ученик Джакомо Капротти. В рукописях ученого, датированных XV веком, были найдены наброски некой двухколесной деревянной машины. Она представляет собой нечто среднее между велосипедом и самокатом - вот только ни сиденья, ни платформы для того, чтобы встать ногой, у нее нет. Впрочем, часть ученых полагает, что этот рисунок - подделка. Как бы там ни было, это транспортное средство если и существовало, то только на бумаге. А первый двигающийся самокат был создан только три века спустя.

Дело каретного мастера

Скорее всего, это произошло в 1761 году. А придумал и сделал первый самокат каретный мастер Михаэль Касслер из Германии. Впрочем, он его так не называл и даже никакого патента на свое изобретение не получил. Однако сохранилось описание того, что он проехал пару километров на этой «доске с колесами». Из того же описания мы, в частности, знаем, что у «прадедушки» самоката руля не было, поэтому он был абсолютно неуправляем и мог ездить только по прямой. К тому же весил агрегат изрядно, ведь был полностью деревянным.

30 лет спустя еще одну модель самоката якобы сконструировал французский граф де Сиврак. Свою машину он назвал «селерифер» (от французского слова «селерите» - «быстрота» и латинского слова «феро» - «несу»). Она представляла собой деревянную балку с упорами для рук, прикрепленную к колесам при помощи двух деревянных вилок. Для передвижения на селерифере необходимо было отталкиваться ногами от земли.

Правда, большая часть историков полагает, что граф де Сиврак - лицо вымышленное. Его придумал французский журналист Луи Бодри, а прототипом послужил некий Джин Хенри Сиврак, который занимался импортом четырехколесных экипажей. И если это действительно так, выходит, что никакого селерифера просто не существовало.

«Машина для бега»

Первая личность в истории самоката, которая не вызывает сомнений, - Карл фон Дрез из Карлсруэ. Этот немецкий изобретатель создал подобие самоката и назвал его «машиной для бега». Откровенно говоря, на привычный нам самокат эта машина еще не походила, потому что у нее, к примеру, было седло. Но и велосипедом ее назвать нельзя, поскольку педали отсутствовали и нужно было отталкиваться ногами. Больше всего эта штуковина походила на современный велоход для детей.

Дата изобретения спорна -не то 1813, не то 1817 год - но точно задокументировано, что в 1818 году Дрез получил патент на свою машину. А в 1820 году усовершенствовал ее, заменив простое переднее колесо на управляемое. У предка самоката появился руль, и с его помощью можно было даже ездить кругами!

Родное название изобретения Дреза в народе не прижилось, и его переименовали в дрезину - по имени создателя. В Великобритании, где дрезина стала чрезвычайно популярной, ее называли также «дендихорз». Именно здесь самокаты впервые стали изготавливать не с деревянной, а с железной рамой.

В целях продвижения своего изобретения Карл фон Дрез отправился путешествовать по миру. Больше всего его самокат понравился американцам. И в США даже сделали отдельные дорожки для любителей самокатов.

В середине XIX века англичанин Томпсон придумал надувные шины, но не воплотил эту идею. Это в 1888 году сделал шотландец Джон Данлоп, когда решил улучшить самокат сына. Интересно, что сначала он оборачивал колеса садовым шлангом для полива. Так что это были, скорее, водные шины. Но потом он сообразил, что можно закачивать в шланг воздух. После этого самокаты перестали быть «костотрясами». А вот полиуретан для изготовления колес стали применять уже в XX веке.

1915 год в истории самоката - особый. Во-первых, американская компания Autoped Company of America начала выпускать первые самокаты, снабженные двигателем мощностью 1,5 л. с. А во-вторых, она же стала делать складной руль. Эти новшества вызвали небывалый фурор на рынке США и Западной Европы. Моторными самокатами снабдили даже армию. И в Первой мировой войне участвовали самокатные части, которые обеспечивали связь между воинскими подразделениями. Тогда же у самокатов появились амортизаторы и тормоз.

А после войны интерес к самокату пошел на спад. Он перешел в разряд игрушек для детей.

Зато XXI век подарил самокату вторую жизнь. Появились электрические и инерционные самокаты. Сегодня этот вид транспорта снова популярен у взрослых - он легче и мобильнее велосипеда, но все же на нем быстрее, чем пешком!

Особый путь

Существует версия о том, что самокат на самом деле был изобретен в России, причем еще в 1801 году. История об этом рассказывается в книге В.Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов», изданной в 1898 году в Санкт-Петербурге. Автор пишет: «Во время коронования императора Павла в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».

Согласно этой версии, крепостной не только придумал и сделал самокат, но и доехал на нем из уральского рабочего поселка в Москву. А это около 2 тысяч верст! В первый в мире велопробег Ефима Артамонова отправил его хозяин - владелец завода, который возжелал удивить царя «диковинкой». За достоверность такой истории говорит то, что самокат существует на самом деле, более того, на него можно посмотреть в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Доводы против тоже есть. К примеру, химический анализ железа, из которого сделан самокат в нижнетагильском музее, показал, что изготовлен он был никак не ранее 1870 года. Есть и фактическая ошибка в книге Белова - Павел I короновался не в 1801, а в 1797 году. А в 1801 году на престол взошел Александр I. Исследователям не удалось найти упоминаний об Артамонове ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н.Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о Крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П.П. Свиньина (1818-1830). Одним словом, нет никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова.

Реально существовал другой крепостной изобретатель по фамилии Кузнецов-Жепин-ский. Вот он действительно получил вольную для себя и своего племянника Артамона в 1801 году за свои изобретения. Но изобрел он вовсе не самокат, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.

Марина Викторова

parallelnyj-mir.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>