Кто изобрел рельефно точечный шрифт для слепых


Какому ученому принадлежит изобретение рельефно-точечного шрифта для письма и чтения слепых ?

Его разработал в 1821 году француз Луи Брайль. Он был сыном сапожника и в три года поранил глаз в мастерской своего отца, из-за этого у мальчика началось воспаление, приведшее к полной слепоте. Уже в 15 лет Луи создал рельефно-точечный шрифт, который оказался гораздо проще и удобнее рельефно-линейного шрифта Валентина Хауи, который использовался слепыми до этого.

Вдохновил мальчика на его изобретение «ночной шрифт» артиллерийского капитана Шарля Барбье, которым военные пользовались для чтения важных донесений в темное время суток, когда свет нельзя было зажигать, чтобы не попасться в руки врага. Луи не просто перенял способ письма Барбье, но и значительно усовершенствовал его, например, уменьшил размеры знаков, чтобы страница вмещала большее количество информации.

Надо отметить, что рельефные шрифты для слепых существовали и до изобретения Брайлем его системы. Еще во второй половине 18 века француз Валентин Хауи стал использовать для обучения незрячих детей грамоте выпуклые деревянные буквы. В 1831 году Джеймс Гол изобрел первый специальный угловой шрифт для незрячих, также свой вариант начертания букв для распознавания слепыми предлагал Олстон из Эдинбурга. А в 1838 году изобретатель по фамилии Лукас предложил вместо привычных букв использовать для незрячих особые «закорючки», напоминающие стенографические знаки. Однако все эти системы были малоэффективны, так как распознавание букв занимало у спелых много времени, а печать книг оказывалась очень дорогостоящей.

Написать комментарий

Октябрь 29, 2015 г.

Манса́рда — жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал ...

Читать

Декабрь 24, 2016 г.

Land der Berge, Land am Strome (нем. — «Страна гор, страна потоков») — с 22 октября 1946 года федеральный гимн Австрии. Музыка гимна взята из последнего произведения Вольфганга Амадея Моцарта, «Масонской кантаты», законченного им за 19 дней до смерти, ...

Читать

shra.ru

Гаюи и Брайль: кто изобрёл шрифт для слепых?

Слабовидящие и слепые люди всего мира с благодарностью вспоминают двух французов — талантливого педагога Валентина Гаюи и создателя тактильного шрифта Луи Брайля.

Потерпев поражение в очередном Крестовом походе, французский монарх Людовик IX пришел к выводу, что Бог решил преподать ему урок смирения. В результате среди других благотворительных мероприятий он в 1260 году основал и парижский приют для слепых Quinze-Vingts («Триста»), первыми постояльцами которого якобы стали 300 ослепленных сарацинами рыцарей. Более чем пять столетий спустя, 14 сентября 1771 года, на улицах Парижа восемь актеров и музыкантов давали уличное представление. Окончив спектакль, актеры сняли маски, и зрители опешили, узнав слепых постояльцев Quinze-Vingts. На одного из зрителей, Валентина Гаюи, эта сцена произвела огромное впечатление: он впервые всерьез задумался, каково приходится слепым в мире зрячих. Вторым толчком послужил такой случай: в 1784 году, выходя из церкви после службы, он подал монетку слепому мальчику-попрошайке, а тот назвал ее номинал.

Осознав, сколько информации может получить слепой человек с помощью осязания, Гаюи, талантливый лингвист, педагог и королевский переводчик, говорящий на десяти языках, предложил мальчику стать его учеником — и уже через полгода с гордостью представил членам Королевской академии наук 12-летнего Франсуа Лезюера, читающего на ощупь рельефные деревянные буквы. Вскоре в основанной Гаюи школе было уже 48 учеников. А в 1806 году по приглашению императора Александра Первого Гаюи приехал в Россию, чтобы организовать «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых».

В 1809 году в городке Кувре в семье шорника родился Луи Брайль. В возрасте трех лет, играя с инструментами своего отца, он повредил глаз шорным ножом и менее чем через год полностью потерял зрение. Тем не менее это совсем не помешало ему получить нормальное (насколько это было возможно) начальное школьное образование, а в возрасте десяти лет он поступил в организованную Гаюи школу в Париже. Для обучения использовались книги с рельефным шрифтом, они были дороги, и их было мало. В школе Брайль узнал о новой разработке капитана Шарля Барбье, который предлагал для французской армии метод «ночной коммуникации» с помощью ощупывания выбитых на толстой бумаге точек и тире — для случаев, когда нельзя было зажигать свет из соображений маскировки, или для чтения в дыму. Правда, армейский вариант был весьма несовершенным и слишком сложным: каждая буква содержала 12 элементов — точек и тире. Но Брайль понял всю перспективность этого подхода и решил усовершенствовать код, обратившись к Барбье за поддержкой и советом. Военный принял его весьма холодно: он не желал выслушивать предложения от 14-летнего юнца, да к тому же еще и слепого. Так что пришлось Брайлю работать над новым алфавитом в свободное от учебы время. В 1824 году, в начале нового учебного семестра, он представил одноклассникам и директору школы свою разработку — шрифт из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов по три точки в каждом. Шрифт Брайля приняли не сразу, однако постепенно он нашел путь к сердцам и умам слепых людей: во Франции он был признан официально в 1854 году, через два года после смерти изобретателя, а вскоре его приняли в качестве стандарта и другие страны.

Статья «Чтение на ощупь» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2012).

www.popmech.ru

Луи Брайль. Гений, подаривший слепым людям мир

4 января 1809 года родился человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам. Ровно 208 лет назад в этот день родился автор азбуки для слепых Луи Брайль. Корреспондент АиФ Оренбург изучил биографию знаменитого француза.

Проклятье судьбы, ставшее даром

4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье сапожника (по другим данным – шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, которому судьба уготовила тяжкие испытания и великую славу. Нелепая случайность раз и навсегда лишила ребенка зрения в пятилетнем возрасте. Днями напролет маленький Луи играл с обрезками кожи в мастерской отца и в возрасте трех лет случайно повредил себя глаз шилом. Распространившаяся и на второй глаз инфекция сделала его абсолютно слепым уже к пяти годам.

Место рождения Луи Брайля в городке Кувре во Франции. Фото: wikipedia.org

Смирившись с такой жестокой волей судьбы, родители Луи старались сделать все возможное, чтобы мальчик рос и развивался как нормальный человек, не чувствуя себя инвалидом. Они научили его плести бахрому, которая использовалась в создании конской упряжи и шить домашние туфли. Несколько раз в неделю к Луи приходил учитель музыки, учивший его играть на скрипке. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе.

Видя успехи незрячего ребенка, деревенский учитель решил, что юному Брайлю необходимо получать специальное образование и в 1819 году десятилетнего Луи отправляют в Королевский институт для слепых в Париже (Парижский государственный институт для слепых детей). Но, если наш читатель думает, что институт был огромным зданием на закрытой территории с газонами, фонтанами и важно  прохаживающимися туда-сюда собаками-поводырями, то будем вынуждены его огорчить. Институт для слепых, хоть и королевский, помещался тогда в тесном и сыром помещении. Постоянно нахождение в такой обстановке было губительном для здоровья учеников, в результате чего многие из детей (в том числе и сам Брайль) в дальнейшем начали страдать от туберкулеза. В альма-матер всех слепых учеников обучали грамоте и музыке, вязанию и ткачеству. Как видите, большой упор делался на развитие тактильного чувства, умения познавать мир через прикосновения. Для занятий воспитанникам института предоставлялись учебники, написанные рельефно-линейным шрифтом, однако таких книг было мало, а по многим предметам они и вовсе отсутствовал. Одаренный ученик Луи Брайль сумел освоить не только грамоту, но и игру на пианино и даже сложнейшем органе.

Прикосновения гения

Завершив свое обучение в институте для слепых в 1828 году, Луи получает предложение стать младшим учителем-репетитором (тифлопедагогом). В то время слепых детей обучали знаниям с помощью «ночной азбуки» («ночного письма») Барбье. Придуманная в 1821  году отставным капитаном артиллерии Шарлем-Мари Барбье де ля Серр система «ночного» письма использовалась солдатами для того, чтобы читать донесения в темное время суток. Сведения записывались путем прокалывания отверстий в картоне, чтение – путем прикосновения к нему. Выпуклые отверстия, расположенные в две колонки по шесть штук, представляли собой различные звуки. 12-летнего Луи система Барбье не удовлетворяла своим несовершенством: слишком много точек, отсутствие знаков препинания и нот, да еще и к тому же в ней не работали правила правописания. Однако идея использования выпуклых точек ему очень даже понравилась. Желание создать более совершенный и удобный шрифт для слепых, заставляло подростка проводить вечера напролет, без конца экспериментируя. Летом, находясь на каникулах в родном Кувре, юношу часто можно было увидеть сидящим на обочине дороги и прокалывающим иглой плотный лист бумаги.

Текст «Луи Брайль», записанный шрифтом Брайля. Фото: wikipedia.org

В конце 1924 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд-«инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей.

Глас народа

Окончательный вариант шрифта Брайля мир увидел в 1837 году. На повторном рассмотрении изобретения студента настояли слепые и слабовидящие люди. Именно тогда новый шрифт был оценен и признан более удобным, нежели классическая система рельефного воспроизведения латинских букв. Детище слепого мастера немедленно стало эталоном. Несмотря на тот факт, что шрифт Брайля был уже окончательно принят за основу, Барбье де ля Серр, изводимый завистью к молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего «ночного письма». Но зрячие преподаватели, предпочитавшие обычные буквы в рельефе, были непреклонны и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предпринимались и другие попытки заменить шрифт Брайля и системой Муна, и нью-йоркской точечной системой, но успехом они не увенчались.

Луи Брайль, несмотря на большую нагрузку (с 1828 года он работал преподавателем алгебры, географии, музыки и, работая органистом парижской церкви Сен-Николя де Шан), продолжал добиваться все большего распространения своей системы. Будучи талантливым музыкантом, он преподавал музыку незрячим людям, опираясь на созданный им специальный шрифт для записи нот (нотопись).

Бюст с рельефом на родине в Кувре. Фото: wikipedia.org

6 января 1852 года в возрасте 43 лет Луи Брайль умер в Париже и был похоронен в любимом Кувре. Его прах был перезахоронен в Пантеоне в Париже в 1952 году. К сожалению, автор одного из величайший изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя два года после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. Первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года.

Могила Брайля в Пантеоне в Париже. Фото: wikipedia.org

Шрифт Брайля в России            

В России шрифт Брайля пришел во второй половине XIX века. Первым русским незрячим, освоившим эту систему, стал Денис Оболенский, представитель старинного княжеского рода. Разорившись, его отец стал служащим одного из московских ведомств. На своего сына, потерявшего зрение в семилетнем возрасте, он не обращал никакого внимания. Постоянно слыша от матери слова о том, что, как только тот подрастет, то отправится жить в монастырь, к 10 годам Денис понял, что в родительском доме он лишний. От монашеской рясы его спас молодой студент-немец Руп, оказавшийся настоящим кладезем сведений о европейских слепых. Он рассказывал Денису и его семье об известном педагоге-слепце Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и о слепом короле Георге V, правителе Ганновера, оказавшемся прекрасным конституционным правителем, чем произвел на них большое впечатление. Несмотря на демагогии, разводимые матерью Дениса, отец его, Михаил Оболенский, попросил Рупа дать сыну несколько уроков.

Когда же немцу пришло время возвращаться на родину, Денис не знал, куда деться от горя. Желая утешить мальчика, его состоятельный дядя выделил средства на поездку в Германию с родителями. В1857 году семья Оболенских покинула страну. Они остановились в пенсионе в Гейдельберге, где юный Оболенский познакомился с пожилой англичанкой Сперлинг и двумя ее дочерьми. Покойный сын женщины, как и Денис, был слепым. Специально для мальчика англичанка выписала из Парижа «доску Брайля» и французский букварь, а ее дочери начали обучать подростка письму и чтению на французском, английском и немецком языках.

По прошествии лет, в 1861 году Оболенский адаптировал алфавит Брайля к родному языку, а в 70-х годах предпринял и вторую попытку. Создание второго алфавита принадлежало члену Совета «Человеколюбивого общества» А. Полежаеву. В 1881 году Мариинское попечительство вводит в практику окончательный вариант «русифицированного» алфавита Брайля, разработанного тифлопедагогом (преподавателем для слепых и слабовидящих людей) Е.Р.Трумбергом и директором Дрезденского института слепых Г. Бютнером.

В 1885 году в нашей стране было издано 100 экземпляров книги Анны Адлер «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям», а цена одного сборника равнялась трем рублям. Известный офтальмолог, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл в Одессе брайлевскую типографию и уже к лету 1889 г. был выпущен сборник стихотворений А.В.Кольцова. Следующим этапом работы стало издание произведений Гоголя. Все увеличивающийся спрос на «особые» книги сподвигли чиновников открыть в Петербурге в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. С января 1898 года в России начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». Издание первых советских книг на «языке точек» было предпринято в Советском Союзе в 1924 году. Как нетрудно догадаться, первыми такими книгами были изданы труды Ленина.

В 1936 году в Москве при учебно-педагогическом издательстве начинает свою работу редакция литературы для слепых. В это же время взрослых неграмотных слепых начинают массово обучать грамоте с помощью системы Брайля. Специально для этого на язык незрячих были переведены пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. В союзных республиках вводится обучение на национальных языках, что приводит к появлению татарского, украинского, грузинского и многих других брайлевских алфавитов.

Сегодня шрифт Брайля используется во всех областях деятельности человека. Он одинаково доступен как ученым, так и простым людям. Благодаря развитию прогресса, электронное оборудование научилось переводить на шрифт Брайля обычное письмо, хотя первоначальный шрифт продолжает использоваться людьми также активно.

www.oren.aif.ru

ОО «БелТИЗ» - Актуальность рельефно-точечного шрифта по системе брайля в современном мире

Если бы надо было выбрать десять великих изобретений человечества, то, безусловно, рельефно-точечная система Луи Брайля вошла бы в эту десятку. Сегодня есть разные суждения по отношению к системе Брайля, но реабилитологи стоят на твердых позициях: шеститочие Луи Брайля остается незаменимым важнейшим элементом системы реабилитации инвалидов по зрению, их культурного развития, образования и благоустройства их жизни. Пройдя через всплеск компьютеризации общества незрячие Европейских стран, США, стран Латинской Америки и Австралии еще раз убедились в жизненной необходимости знания шрифта Луи Брайля. И доказательством тому, служит история его развития.

В двадцатом веке шрифт Брайля стал основой в реабилитации инвалидов по зрению. Особенно это проявилось в послевоенные годы. Тысячи военноослепших, овладев системой Брайля, вернулись к полноценной жизни. Все, кто потерял зрение на фронте и имел перед собой целью вернуться к полноценной жизни, обязательно осваивали эту систему. В 1960-1970-е годы двадцатого столетья, хотя уже появились и новые возможности получать информацию, система Брайля все равно была востребована. С появлением персонального компьютера начались споры: будет ли вытеснен брайль с его громоздкостью и медлительностью или все-таки он уцелеет, и будет существовать? Прошедшие с того времени годы подтверждают правоту тех, кто считал, что брайль не погибнет и не утратит своего значения, и подтверждается это прежде всего тем обстоятельством, что появился и не утрачивает своего значения тактильный дисплей. Тем не менее, тот период негативно сказался на развитии и поддержке существования системы Брайля. Количество владеющих системой Брайля, к сожалению, падает. В то же время имеются данные, что инвалиды по зрению, владеющие системой Брайля, гораздо чаще трудоустраиваются и успешнее продвигаются в своей профессиональной деятельности, чем незрячие, которые не владеют системой Брайля. И этому есть объяснение.

Во-первых. Брайль обеспечивает высокий уровень грамотности незрячего человека. Поколение людей, которым в настоящее время 50-60 лет, значительно грамотнее, чем нынешние школьники. Сейчас число незрячих студентов увеличивается с каждым годом, но среди них, действительно, немало людей малограмотных. Поэтому и не могут многие сегодняшние выпускники ВУЗов быть конкурентоспособными на рынке труда и устроиться на работу по специальности.

Во-вторых. Брайль успешно дополняет компьютер. Их нельзя противопоставлять. Это серьезнейшая ошибка! Брайль в значительной степени облегчает незрячим освоение компьютера, а компьютер дает брайлю новую жизнь и обеспечивает его будущность наряду с брайлевской книгой, не вместо, а именно наряду. Все большую популярность получают брайлевские дисплеи или брайлевские строки. Таким образом, необходимо признать, что компьютерная технология и брайль не замещают друг друга, а все больше и больше происходит взаимное проникновение, взаимное дополнение этих двух явлений. Так, еще в 1980-е годы за рубежом начал получать распространение безбумажный брайль. Например, в Швеции слепые получили возможность после полуночи иметь у себя в компьютере электронную версию ведущих газет страны, и брайлевский дисплей при компьютере дает возможность с утречка прочитать свежий номер газеты.

В-третьих. Брайль дает возможность воспринимать информацию с помощью осязания, а это значит, что незрячий может прочитать книгу, так же как и здоровый человек.  Конечно, восприятие информации на слух имеет свои плюсы. Такое восприятие дает возможность беглого освоения больших информационных величин, например, книги по 700-900 страниц прослушать быстрее, чем прочитать по брайлю. Но у восприятия осязательного есть свои преимущества. Если речь идет о восприятии таких вещей, как текст по математике с большим количеством формул, философские сочинения, ноты, то они, конечно, должны восприниматься исключительно по брайлю. Кроме того, только чтение по брайлю позволяет вложить в прочитанное свою интонацию, настроение, восприятие.

В современном мире использование брайля неизбежно. И вот почему.

Брайль максимально приближен к чтению глазами. От системы Брайля не удастся отказаться при обучении детей. Никаких альтернатив здесь пока не предложено. Практика показывает, что есть такие тексты, которые на слух плохо воспринимаются: математические тексты с формулами, сложные тексты с рядом сложноподчиненных оборотов, требующие повышенной концентрации, и, наконец, ноты.

Обучение использованию рельефно-точечного шрифта не требует дополнительной квалификации по сравнению с использованием альтернативных механизмов работы с информацией.

Необходимо отметить универсальность рельефно-точечного шрифта и отсутствие посредника. Если стоит задача ознакомиться с информацией перед человеком, который владеет системой Брайля, то обеспечение его этой информацией в рельефно-точечном виде все вопросы снимает, в то время как обеспечение его информацией в других форматах этой проблемы не снимает.

В настоящее время не представляется возможным замена рельефно-точечного шрифта Брайля в быту. Например, уже поднимался вопрос о подписывании лекарств.

Система Брайля – замечательное средство реабилитации или восстановления утраченных жизненных способностей у человека, которого слепота настигает в середине жизни. Рельефно-точечная система чтения и письма для незрячих остается одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем не сможет заменить НИЧТО ДРУГОЕ. Только на основе системы Брайля, как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством осязания, может строиться вся многоступенчатая система образования незрячих, а также многие важнейшие направления реабилитации, интеграции и социализации инвалидов по зрению, включая трудоустройство, которое сегодня невозможно без овладения различными технологиями и методами информационного обеспечения (такими, как брайлевские дисплеи, текстовые телефоны, печатные издания и т.д.), не говоря уже о приобщении к сокровищам науки, литературы и искусства.

Брайль – это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль и место в реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно закреплена в международном законодательстве, в частности, в Конвенции ООН о правах инвалидов.

Сейчас происходит очень противоречивый процесс, когда мир зрячих все больше к брайлю поворачивается, а незрячие от брайля все больше отворачиваются. И уже можно иногда прочитать этикетки по брайлю, появляются рельефно-точечные обозначения в лифте или общественном транспорте, а среди незрячих все меньше людей знают брайль и все меньше людей готовы по брайлю что-либо читать. Но если незрячий человек ставят во главу своей жизненной позиции такие понятия как образование, самостоятельность, профессионализм, успешность, то брайль – это его первое средство для достижения поставленных целей.

В заключение прочтите слова незрячего поэта Черкасова, который, как никто, емко сказал о брайле:

 «Я через тьму не перепрыгнул. Но я пробил во тьме окно Размером с брайлевскую книгу.

Мне дарит яркий свет оно».

beltiz.by


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>