Кто изобрел пожарный гидрант
Российское изобретение для пожарных - гидрант
23.02.2015Если вы спросите у своих знакомых о том, где был изобретён пожарный гидрант, то в большинстве случаев услышите – в Германии, в Англии или в США. Однако на самом деле пожарный гидрант – это изобретение российского инженера и общественного деятеля Н.П. Зимина, что было засвидетельствовано в 1882 году международным патентом.
Начало строительства пожарных водоводов
Первый водопровод появился на территории Российской империи ещё в самом начале XIX века, а именно: в 1805 в Москве. Спустя два года он был подключен в Калуге, а через 41 год – в Нижнем Новгороде. Однако этот факт, если и помог в деле пожаротушения, то очень незначительно, что объяснялось низким давлением в трубах и их малой пропускной способностью. Изобретение же Н.П. Зимина позволяло обеспечить подвод воды к пожарным кранам с давлением, достаточным для успешного тушения пожаров. Так появился гидрант пожарный.
Первоначально он представлял собой устройство для забора воды из городского водопровода. Но уже первый участок в системе Преображенского водоканала, на котором через каждые 100-150 метров были установлены подземные пожарные гидранты, показал, что схемы и конструкции обычного городского водопровода не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Именно поэтому, начиная с 1884 года, Н.П. Зиминым совместно с В.Г. Шуховым, Е.К. Кнорре и К.Э. Лембке разрабатывалась система специального противопожарного водовода, для которого вода подавалась из городских резервуаров на базе бассейна реки Яузы. Непосредственное участие в разработке данного проекта принимал и «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский. В 1888 году теоретические исследования были закончены, а в 1892 началось строительство Мытищинского водовода длиною 110 км.
В 1895 году Николай Петрович делает доклад московским властям, в котором при помощи математических выкладок доказывает необходимость строительства нового водопровода в связи со значительным ростом территории города и численности населения. Для изучения наиболее современных на тот момент водопроводных систем Европы и США Зимин получает от города баснословные 115 тысяч рублей и отправляется в командировку почти на три года.
В 1902 прошел запуск в эксплуатацию Москворецкого водовода, а в 1905 подобные инженерные сооружения уже существовали в Царицино, Самаре, Рыбинске, Шуе, Тобольске, Тамбове и Перми.
Работы по усовершенствованию противопожарной системы Зимина
Николай Петрович Зимин на протяжении всей жизни занимался усовершенствованием работы водоводов в целом и противопожарного сегмента в частности. Так, если в 1882 году запатентованная им конструкция водовода, включающая в себя непосредственно пожарную колонку, а также заслонки, клапаны, подставки под гидрант и наружную пожарную лестницу, позволяла подавать примерно 50 вёдер воды в минуту, то уже в 1886 году этот показатель увеличился в шесть раз. Это позволило тушить даже сложные возгорания за короткий срок.
Следует отметить, что конструкция пожарного гидранта Зимина оказалась столь удачной, что его производство является актуальным до сих пор во всём мире. Без каких-либо изменений он впервые был установлен в городе Провиденс (США). Со временем эти гидранты получили небольшое конструктивное изменение и после исключения разгрузочного клапана прошли российскую стандартизацию (ГОСТ 8220).
На сегодняшний день в отечественном производстве такой гидрант известен как «подземный пожарный гидрант ПГ-5». Официальное же международное название данной конструкции – «пожарный гидрант московского типа».
energomatica.ru
Кто изобрел пожарный гидрант и ироничный курьезный интересный факт на эту тему
Привет друзья! Сегодня курьезный интересный факт о создателе пожарного гидранта.
Некоторые источники указывают на то, что изобретателем был Фредерик Граф старший, главный инженер водопровода Филадельфии, которому даже установлен памятник в этом городе.
Но дело в том, что патент на изобретение пожарного гидранта в 1836 году сгорел вместе со зданием Патентного бюро США. Архив, накопленный примерно за тридцатилетний срок был практически весь уничтожен. Там хранилось около десяти тысяч патентов, из которых было восстановлено только 2845 штук.
На улицах Америки пожарные гидранты были установлены в начале 19 века. Это нововведение спасло множество жизней, а также сэкономило большое количество денег. Но кто первым изобрел надземный пожарный гидрант так и неизвестно.
Зато точно известен изобретатель подземного пожарного гидранта. Это русский инженер Николай Петрович Зимин. Он также разработал конструкцию самого распространённого пожарного гидранта ПГ- 5, который до сих пор используется практически в каждом городе России.
vtopetop.ru
Николай Петрович Зимин- изобретатель пожарного гидранта
Закончив в 1873 году Императорское Московское техническое училище с золотой медалью, Николай Петрович получил звание инженера-механика.
В 1875 году Зимин в качестве младшего техника устраивается на работу в Московский водопровод. Через некоторое время получает повышение, в связи с которым он теперь заведует всеми скважинами и насосными станциями. Чуть позже становится и главным инженером.
В 1882 году под его руководством строится Преображенский водопровод.
В 1884—1893 годах он проектирует и строит новый Мытищинский водопровод. При этом он сталкивается с некоторыми проблемами при принятии проекта городской думой.
В 1885 году было принято решение о строительстве Мытищинского водопровода. Ответственными были назначены Зимин, Дункер и Забаев. Строительство Мытищинского водопровода заняло около трех лет, и в конце 1892 года он был запущен. Общая протяженность нового водопровода составила 110 км.
В 1895 году Николай Петрович сообщил властям, что рост города влечет за собой дефицит воды, поэтому, на его взгляд, единственным выходом из назревающей проблемы будет строительство нового водопровода на реке Москва. В этом же году было выделено 115 тысяч рублей на изучение лучших водопроводов в Европе и Америке. В командировку за границу отправился и Зимин.
Именно Зимин в 1898 году настоял на строительстве водозаборного сооружения и насосной станции первого подъема на берегу Москва-реки. В 1900—1901 годах под руководством Николая Петровича был окончательно разработан проект Москворецкого водопровода. 26 декабря 1901 года была произведена тестовая подача воды с Рублевской водокачки в Воробьевский резервуар. В 1902 году все основные сооружения водопровода были уже готовы. И тут из-за разногласий с городским управлением в области технического оснащения фильтров Зимин подал в отставку. Он в одиночку пытался убедить остальных в эффективности американских фильтров, но другие специалисты, поддерживаемые городской думой, настояли на английском варианте (уже в 1904 году во время половодья английские фильтры оказались непригодными).
Зимин также разработал проекты водопроводов в Царицыне, Самаре, Рыбинске, Тобольске, Тамбове и Шуе. Представлял свой проект нижегородского водопровода на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1905 году строительство водопровода по проекту Зимина началось и в Перми.
Зимин также создал конструкцию самого распространенного пожарного гидранта ПГ-5 или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа, данные гидранты до сих пор применяются практически во всех городах РФ.
Гидрант пожарный подземный состоит из следующих основных частей (см. рис. 1):
корпуса (4), патрубка (8), клапана (12), ниппеля (2) с резьбой для навинчивания стендера, штанги (3) с квадратной головкой. Во избежание повреждения резьбы ниппель закрывают откидной крышкой (1).
Нижней частью штанга (3) входит в муфту (5) соединенную со шпинделем (6), который проходит через резьбовую втулку (9) корпуса клапана (10). С корпусом клапана (10) соединен шаровой клапан (12) в выемке которого помещено резиновое уплотнение (11). В нижней части патрубка (8) имеется отверстие для спуска воды по окончании работы гидранта.
При ходе клапана вниз отверстие для спуска воды перекрывается резиновым уплотнением (7).
В некоторых уголках старой Москвы до сих пор можно увидеть сохранившиеся гидранты Зимина.
Колобовский переулок. В правом нижнем углу характерная историческая деталь.
Рассмотрим её поближе. Это так называемый пожарный гидрант Зимина или же как его называют подземный пожарный гидрант московского типа.

В 1909 году в возрасте 60 лет Николай Петровия Зимин скончался.
avtoritet.net
Что собой представляет гидрант
В борьбе с разрушительной стихией — пожаром — могут быть использованы различные средства тушения. Эти методы ликвидации возгорания в наше время, предполагают наличие специальных средств — гидрантов. Пожарный гидрант — это водозаборное приспособление, предназначенное для тушения пожаров и локализации очагов возгорания. И так как он является неотъемлемой частью системы пожаротушения, за пожарным гидрантом требуется тщательный уход.
Устройство
Пожарные гидранты, по своей конструкции, в нашей стране делятся на два типа: Ленинградский и Московский. Второй пользуется большей популярностью из-за доступности цен, надежности и удобства монтажа. Но, по сути, между этими двумя видами нет большой разницы.

Изображение устройства пожарного гидранта.
Данное приспособление (любого типа) состоит из:
- корпуса;
- корпуса клапана;
- клапана;
- патрубка;
- штанги;
- ниппеля с резьбой (для крепления пожарной колонки КПА);
- крышки.
Производят данные устройства из чугуна (стали), благодаря чему срок службы достигает 18 лет. По высоте, гидранты могут быть 500–3500 мм (от 0,5 м до 3,5 м), в зависимости от типа оборудования.
Пожарной колонкой КПА является устройство, с помощью которого осуществляется открытие и закрытие подземного гидранта. Также колонка КПА необходима для крепления пожарных рукавов.
Виды устройств
Различают 2 вида пожарных гидрантов: надземные и подземные. Наружные (надземные) гидранты монтируют над поверхностью земли вместе с КПА, а подземные — в колодцы с люками, пожарная колонка на них устанавливается непосредственно перед закачкой воды.
Наиболее востребованы на территории России подземный вид агрегатов, так как доступ к водопроводным сетям, проложенным, в большинстве случаев, под землей, возможен лишь при наличии гидранта и колонки КПА.
Устройство должно быть морозоустойчиво и иметь максимальную пусковую скорость.
Перед установкой необходимо убедиться, что на установку водозаборного оборудования не влияют такие факторы, как:
повышенный уровень грунтовых вод;
- лишняя вода, которая может стекать с поверхности земли;
- нарушение уровня монтажа клапана;
- не соблюдение норм эксплуатации;
- неисправность устройства, при которой возможно замерзание воды, находящейся в стояке.
Требования к установке
Установка пожарного гидранта должна проходить по определенным правилам, относящимся как к эксплуатационным моментам, так и к содержанию. Нарушение данных правил может привести к непоправимым трагическим последствиям, что обязательно необходимо учитывать при установке и дальнейшему использованию средств пожаротушения.
При установке данного устройства берется во внимание: количество этажей (высота) сооружения или здания, общий расход воды, требуемый на тушение пожара, пропускная способность данного водозаборного оснащения.
расстояние до стен сооружений | 50 – 100 м |
расстояние от края дороги | 2,5 м, на проезжей части размещать гидранты запрещено |
расстояние до близлежащего здания | не менее 5 м |
наличие ответвления водопровода | запрет на установку сооружения |
диаметр труб водопровода | не менее 100 мм – в городах, не менее 75 мм – в сельской местности |
расход воды на сооружение, здание (либо его часть) от гидрантов | в количестве 2 шт. (с минимальным расходом воды – 15 л/с) |
расход воды от одного гидранта | минимум – 15 л/с; |
длина рукавов | 200 м. |
Правила, которые необходимо соблюдать при установке гидранта в колодце:
- расстояние между осью гидранта и стенкой люка колодца — минимум 175 мм;
- расстояние между торцом стояка и крышкой люка — 150–400 мм.
В затопляемый колодец можно устанавливать только гидрант, оснащенный клапаном с обратным действием, во избежание попадания внутрь устройства грунтовых вод.
При установке водозаборного устройства необходимо применять специальные подставки для исключения утечки воды из системы и ее разделения.
Использование
Перечень правил для обеспечения правильной эксплуатации пожарного гидранта:
магистраль водопровода должна обеспечить достаточное количество воды для тушения пожара;
- принять меры для исключения возможности появления на водозаборном оснащении наледи во время зимнего периода;
- обеспечить свободный доступ к гидранту и указательные знаки для быстрой ориентации в процессе нахождения устройства;
- обеспечить наличие пожарных рукавов и стволов.
Перед началом использования пожарного гидранта нужно cначала откинуть крышку, затем навинтить на ниппель, оснащенный резьбой, КПА, так, чтобы прокладки плотно прилегали к поверхности. Затем необходимо повернуть рукоятку КАП против часовой стрелки, приведя тем самым штангу с муфтой и шпиндель гидранта, примыкающего к ним, к вращению. В результате вращения шпинделя, клапан открывается, а в корпус устройства через проход поступает вода, которая затем оказывается в пожарной колонке.
После завершения использования, гидрант необходимо закрыть, выполнив все вышеперечисленные действия в обратной последовательности. Остатки воды в сооружении, следует слить через специальный канал, расположенный в патрубке гидранта (во фланце). Канал для слива необходимо перекрыть при открытом клапане специальным резиновым уплотнителем.
В перечень мероприятий по проверке и техническому обслуживанию данного оборудования входят:
- заполнение журнала ревизии и наличия данного устройства в организации;
- наблюдение и отметки изменений в системе противопожарного водоснабжения;
- своевременное предоставление информации руководству предприятий и организаций, к которым относится территория с ПГ;
- своевременная проверка целостности пожарных гидрантов, их ремонт и замена устройств, вышедших из строя;
- проверка наличия и исправности стволов, пожарных рукавов и элементов соединения.
Испытание системы
Для исправной работы данного устройства необходимы профилактические мероприятия по проверке быстрого пуска воды путем снабжения гидранта водой. Также испытания давления проверяется при наличии специального стенда и манометра с ВПИ — 16 кгс/см2 и классом точности — 1,5. Проверка данного водозаборного оборудования проводится строго по ГОСТ 15150 не реже, чем раз в 6 месяцев, в летний период.
Также при испытании прочности пожарных гидрантов необходимо осмотреть:
- корпус оборудования;
- сливной канал;
- знак обозначения устройства;
- резьбу ниппеля.
Водоотдача и радиус действия устройства измеряются в период, когда водопотребление достигает самого высокого значения.
По результатам испытания составляется протокол и акт, которые остаются до следующей проверки у владельца здания, сооружения или помещения.
protivpozhara.com