Кто изобрел поезд


История развития поездов

Поезда прошли долгий путь развития от достаточно примитивных паровых машин до суперсовременных монорельсовых скоростных составов. При этом создавались они относительно нелинейно. Изобретатели и инженеры из разных стран мира делали небольшие вклады в общее дело эволюции поездов, что и позволило железнодорожному транспорту существовать и постоянно развиваться.

Пар и первые опыты

Когда-то паровозы были чудом. Им же они остались и сегодня

Первые поезда (которые в то время еще были паровозами) были основаны на паровых машинах. Первопроходцем в области «популяризации» таких машин и отвязки их от угольных шахт стал Джеймс Уатт. В 1773 году он создал первый работающих образец, а спустя девять лет им же была сконструирована универсальная паровая машина, которая стала применяться не только в промышленности, но и при производстве паровозов, пароходов, автомобилей.

Появление рельсов

Рельсы, как ни странно, развивались более или менее обособленно от поездов и паровозов. Они активно использовались уже тогда, когда о паровых машинах еще даже не слышали. Первые рельсы применялись в шахтах и карьерах, позднее появились пассажирские модификации. Тележки в этом случае приводились в движение с помощью конской тяги.

Для производства рельсов в середине 18-го века использовалось в основном дерево. В дальнейшем его заменили чугуном из-за большого веса паровозов – деревянные рельсы просто не выдерживали нагрузки. Правда, чугун тоже показал себя не лучшим образом, поэтому инженерам пришлось ждать удешевления железа, чтобы наконец-то начать активно развивать железнодорожные пути.

Паровозы

Джеймс Уатт, хоть и был изобретателем универсальной паровой машины, в массовом производстве локомотивов участия уже не принимал. Безуспешную попытку «популяризации» нового вида транспорта в 1804 году предпринял его друг, Ричард Тревитик. Однако первый настоящий железнодорожный «бум» начался лишь в 20-х годах 19-го века, когда была построена железная дорога «Дарлингтон-Стоктон» (первая в мире) и общественная линия «Манчестер-Ливерпуль». Изобретателем самой популярной в те годы модели паровоза стал Джордж Стефенсон.

Электрическая тяга

Со временем паровозы были заменены на электровозы

В 1879 году, спустя почти столетие после создания первой паровой машины, Вернер Сименс представил проект первого состава на электрической тяге. Уже через два года после нескольких пробных запусков (один из которых, в частности, произошел на французской текстильной фабрике Дюшен-Фурье) произошло открытие первого электрического железнодорожного пути в Германии. Линия соединила Берлин и Лихтерфельд.

Постепенная электрификация железных дорог началась уже в конце 19-го века, но только после Первой Мировой войны на этот путь встали все цивилизованные страны. В течение всего 20-го века во всем мире паровозы заменялись электровозами – поначалу лишь в шахтах, карьерах и туннелях, но со временем дело дошло и до пассажирских линий. Сегодня же локомотивы на паровой тяге действуют в основном на специализированных экспозициях и вокзалах, ставших памятниками архитектуры.

Развитие железных дорог в России

Россия (а позже и СССР) активно участвовала в истории развития поездов. В 1798 году, еще до постройки первого паровоза, был создан Департамент водных коммуникаций, который спустя десять лет переименовали в Управление водяными и сухопутными сообщениями. Эта организация долгое время была ответственна за модернизацию путей сообщения во всей России.

Активные работы шли вплоть до начала Великой Отечественной войны и были продолжены после ее окончания. Главное в 19-м веке для железных дорог событие случилось в 1837 году, когда была построена Царскосельская железная дорога. Она не только соединила Санкт-Петербург с Царским селом, но и начала приносить огромный доход от перевозок пассажиров. Активное строительство железных дорог продолжалось вплоть до 70-х годов 20-го века, после чего темпы немного приостановились.

Электрификация ж/д путей в России началась еще до Первой Мировой войны. Но проект принял действительно огромный масштаб только после ее окончания. СССР стала одной из первых стран, которые начали производить электровозы по собственной технологии.

Несколько интересных фактов

  1. Именно изобретение и популяризация поездов стала причиной возникновения часовых поясов и перевода на «зимнее время». Раньше в них необходимости не было, поскольку не существовало скоростного транспорта.
  2. Первые паровозы вызывали у многих людей страх или беспокойство. Создавались даже целые общественные движения, призывавшие не использовать эти машины. Люди опасались того, что паровозы будут загрязнять воздух, мешать скоту и создавать много шума.
  3. В России в период активного развития паровых составов были введена отдельная войсковая часть под названием «железнодорожные войска». Предполагалось, что они смогут быстро передвигаться с места на места. Но особого применения этим войскам так и не нашлось.
  4. С помощью игрушечной железной дороги был сконструирован первый кардиограф. Правда, он так и остался прототипом из-за низкой точности и чувствительности.

vokzal.ru

История поездов

Сядеш у поїзд, хай собі їде, може у Прагу, може у Відень. (Пиккардийская терция)

Поезда — как много всего в этом слове, особенно именно сейчас, летом, когда наступила долгожданная пора отпусков и что-то внутри так и тянет куда-то на юг, поближе к морю, пляжам и теплому солнышку. Поэтому совсем не удивительно наблюдать огромные очереди в железнодорожных кассах, люди массово скупают билеты на поезда в Крым. Что ни говорите, а поезда – едва ли не самый комфортный способ передвижения, и точно самый безопасный. Таки да, поезда — самое безопасное средство передвижения в мире, количество аварий с участием поездов минимально (чего нельзя сказать об автотранспорте, который наоборот самый опасный). А еще поезда просто замечательное место для общения с разными интересными случайными попутчиками, (бывает в вагонах звучат еще те философские дискуссии за жизнь) здорово путешествовать поездами веселой дружной компанией, с которой не менее весело проводить время, петь песни, играть в разные игры, и т.д.. Одним словом — поезда, чтобы мы только без них делали, но как все начиналось и откуда они появились?

Так вот, первые прообразы древнейших поездов появились еще в конце 15-го века и не имели совершенно никакого отношения к железнодорожному транспорту. В те времена под словом «поезд» понимался просто ряд сцепленных между собой повозок, которых двигала одна тягловая сила — это могла быть лошадь, или вол или еще какой-то представитель большого (и иногда рогатого) скота. Некоторые изобретательные тогдашние жители использовали такие поезда-телеги и в военных целях — в качестве укреплений. В частности это очень любили делали и наши украинские казаки, которые обязательно брали с собой в военные походы несколько таких сцепленных телег-поездов и в случае чего создавали из них укрепленный лагерь, настоящую передвижную крепость на колесах.

Занимайте места согласно купленных билетов, бабах! Просто у казаков конницы было не так уж много, поэтому приходилось воевать пешком, отстреливая противников из огнестрельного оружия. А поскольку качество того оружия заставляло желать лучшего, и была большая вероятность быть порубленным вражеской конницей на капусту, пока казак перезарядит мушкет, поэтому телеги-поезда становились для них просто спасительной палочкой-выручалочкой, и неотъемлемым элементом военной тактики наших славных предков. Есть даже исторические свидетельства о том, как однажды 50 казаков в такой крепости из повозок, успешно отразили атаку 500 турецких всадников.

Но вернемся к поездам, новое значение это слово приобрело уже в конце 17-го века, именно в это время появились первые вагонетки, которые представляли собой открытый маленький вагон, предназначенный для перевозки различных грузов. В качестве тягловой силы использовались лошади. Вагонетки двигались по специальной деревянной дороге, фактически это был прообраз первой железной дороги. Времена шли вперед и прогресс не стоял на месте, железные дороги улучшались и вот уже в 1804 году английский изобретатель и инженер Ричард Тревтик конструирует первый в мире поезд (уже в его современном понимании) и локомотив («локомотив» означает — сдвигать с места). Кони с облегчением вздохнули.

Вот так он выглядел.

К первому поезду прицепили только один пассажирский вагон и пустили его по кругу, для развлечения благородной лондонской публики. Сам поезд игриво прозвали «Catch me if you can» — «Поймай меня, если сможешь».

Но только через семь лет англичане поняли, что поезда — это круто. И вот уже с 1811 года начинают активно строиться поезда и прокладываться железные дороги. Сначала только в Англии, а потом английский пример перенимают и другие страны и вот уже бабушка Европа заложена железными рельсами, по которым весело дымят поезда.

Маленькое лирическое отступление: А вообще развитие поездов и железных дорог имело просто громадное влияние на развитие целой человеческой цивилизации, а сами железные дороги понемногу превратились на кровеносные артерии человеческой цивилизации, особенно ее экономики. Вот даже в разных стратегических компьютерных играх (там экономических стратегиях вроде Civilization 5), без грамотного строительства железных дорог никакого прогресса не будет.

Торжественное прибытие поезда на царкосельськой железной дороге, первой в России, построенной в 1837 году.

Уже тогда произошло разделение поездов на пассажирские и грузовые, вообще первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году, он возив уголь с английского шахты Хэттон до городка Сандерленда. Конечно поезда в те времена отличались от нынешних, имели паровой двигатель и дымили так что о-йо-йой, и были по современным меркам черепахами, ведь максимальная скорость первых поездов составляла максимум 40 км. в час. Для движения поезда в печку машинного отделения надо было постоянно подбрасывать уголь. Вот только для экологии такие поезда конечно были не очень полезны, хотя тогда природа еще не была настолько разорена, как в наши «ультра прогрессивные» времена.

Во время первой мировой, гражданской и второй мировой войн поезда вновь стали активно использоваться в военных целях, появились так называемые бронепоезда — стальные мастодонты нафаршированы всевозможными орудиями.

Как-то так получается, что многие человеческие изобретения задуманные сначала в мирных целях затем применяли для всяких военных штук.

Зато уже в начале 20-го века с изобретением электричества появились и первые электровозы, поезда двигались с помощью магической силы электрического тока и уже не дымили как те паровозы.

Первые электровозы, фото с 20-х годов, 20-го века.

Вот такая она история поездов, которые прошли долгий эволюционный путь от телег, через ретро дымящиеся поезда 19-го века до таких современных красавцев.

В завершение хорошая песенка от группы «Пиккардийская терция» — «Сядеш у поїзд».

travel-in-time.org

В каком году изобрели поезд? Когда были построены первый поезд и первая железная дорога?

  • Царскосе#769;льская желе#769;зная доро#769;га первая 1 железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 Николаевской железной дороги единственная в стране, 6-я в мире) . Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.

    Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836. Открыта дорога 30 октября 1837 года.

  • Ну хоть про Черепановых бы вспомнили. В Нижнем Тагиле... братаны творили

    История поездов напрямую связана с историей рельсовых дорог и локомотивов. Первые поезда появились в Европе на рубеже XVIIXVIII вв. и представляли собой вагонетку, приводимую в движение лошадью. Существовали такие дороги и в России. Так в 1842 году, при изысканиях трассы для будущей железной дороги Санкт-Петербург Москва, были обнаружены элементы полосовой деревянной железной дороги, проложенной по указу Петра I в начале XVIII века. В 1806 году под руководством инженера Петра Фролова была разработана, а в 1809 году сдана в эксплуатацию Змеиногорская железная дорога. Поезда на ней состояли уже из 3-4 вагонеток, соединнных железными кольцами.

    В 1804 году английский изобретатель Тревитик создат первый паровоз, который использовался только как аттракцион для развлечения публики. Для этого к паровозу прицепили пассажирский вагон, создав таким образом первый поезд с локомотивной тягой. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году в Англии и использовался для транспортировки угля от шахты Хэттон до Сандерленда. 27 сентября 1825 года на открытии первой общественной железной дороги Стоктон Дарлингтон локомотив Локомоушн провл первый магистральный грузовой поезд массой 80 тонн. 15 сентября 1830 года на открытии магистрали Ливерпуль Манчестер был проведн первый магистральный пассажирский поезд, в составе которого находился и вагон загруженный почтой первый в мире почтовый вагон.

    В России первый поезд с локомотивной тягой был пущен на Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1834 году. Он приводился в движение паровозом, который построили Ефим Александрович и Мирон Ефимович Черепановы.

    30 октября (11 ноября) 1837 года была открыта Царскосельская железная дорога. Пассажирские поезда на ней состояли из вагонов 4-х классов: кареты (дилижансы ) с отделениями I-го класса, кареты с отделениями II-го класса, открытые повозки с крышей (шарабаны ) и открытые повозки без крыши (ваггоны) . Средняя скорость поездов составляла 32,8 км/ч, а к концу 1860-х возросла до 42,7 км/ч, интервал между поездами составлял 3-4 часа. 1 ноября 1851 года было открыто движение на магистрали Санкт-Петербург Москва. Средние скорости пассажирских и грузовых поездов составляли 32 и 16 км/ч соответственно, также курсировал почтовый поезд со средней скоростью 37 км/ч. Пассажирские вагоны подразделялись на следующие типы: I и II классов спальные и обыкновенные; III класса обыкновенные и служебные. Грузовые вагоны были четырхосными (на двух двухосных тележках) и имели грузоподъмность не больше 10 тонн. Для тяги пассажирских поездов использовались паровозы типа 2-2-0 массой около 30 тонн, для товарных типа 0-3-0 массой 30 тонн. Для организации перевозок на дороге впервые был применн график движения поездов.

  • info-4all.ru

    Кто изобрел поезд?

    В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.

    Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в XVI веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.

    Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.

    Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.

    Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.

    Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров в час (4,9 миль в час). Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.

    В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.

    Созданный Стефенсоном локомотив «Ракета» достиг на этой линии скорости в 47 километров (29 миль) в час!

    В XIX веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Малин в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.

    С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми остальными видами транспорта.

    Следующая глава

    info.wikireading.ru


    Смотрите также

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>