Кто изобрел первый в мире велосипед


Первый велосипед в мире. История создания

Очень сложно отследить историю изобретения и возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, «тянет одеяло» на свою сторону. Поэтому сейчас в интернете собралось очень много источников с самыми разными версиями, реальными, и не очень. По сути, есть две основные версии в истории о том, кто первым изобрел первый велосипед в мире. Одна версия утверждает, что первый велосипед в мире был изобретен в России, кузнецом Артамоновым. Но вскоре про это изобретение забыли. Его называли двухколесной тележкой. По второй версии в вопросе «кто изобрел первый велосипед» изобретателем считается Карл фон Дрез. О нем речь пойдет ниже.

Сама идея передвижения человека на колесах, за счет его собственной силы, появилась очень давно. Примером могут служить всевозможные коляски и повозки на четырех или двух колесах. Такие изобретения почти одновременно появились во всем развитом мире, например, Франции и Германии.

История создания первого велосипеда

Хоть и история создания первого велосипеда неоднозначна, все же родоначальником велосипеда как такового можно назвать Карла фон Дреза — немецкого барона. В 1814 году он собрал некий двухколесный деревянный самокат, которому сам дал название «машина для хождения». Главным отличием того устройства о современных велосипедов было то, что у него не было педалей, человеку приходилось отталкиваться ногами от земли, чтобы передвигаться. В 1817 году Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение. Это и была та самая история изобретения первого велосипеда.

В дальнейшей истории развития велосипеда это изобретение получило имя «дрезина», в честь имени своего создателя. Это слово и сейчас есть в нашем лексиконе, но обозначение у него совершенно другое.

К слову о различных версиях истории велосипеда — в некоторых источниках указывается совершенно другая дата изобретения первого велосипеда. Это якобы был российский изобретатель Артамонов, который опередил немецкого аж на 14 лет. К сожалению ему не дали патент на его изобретение, хоть и велосипед его работал исправно — как гласит история, Артамонов проехал на нем около 5000 километров.

Примерно в 1839-40х годах некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед Дреза. Самое главное в этой модификации — это добавление педалей. Макмиллан немного опередил свое время и его работа не была оценена широкой публикой.

Дальнейшая история развития велосипеда происходит, в основном, из западной Европы и США. Различные предприятия проводили модификации в системах шатунов, которую прикрепляли на переднее колесо.

История развития велосипеда

В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом. В истории создания велосипедов эта модель называется «костотрясом».

После того, как 31 мая 1868 года в парижском пригороде Сен-Клу была проведена двухкилометровая гонка на «костотрясах», катание на велосипедах повсеместно превращается в весьма забавным увлечением. Кстати название велосипеда не двузначное — езда на нем была действительно непростым занятием, нужно было обладать достаточно большой силой и ловкостью.

Затем, в 1867 году история велосипеда была дополнена новым событием — изобретатель Каупер  разработал новую конструкцию колеса со спицами. Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов с цепью — так называемым цепным приводом на заднее колесо.

1870-1885 годы — это время велосипедов-»пауков». Так называли велосипеды с большим передним колесом. К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше. Такие большие колеса делались из-за желания проходить как можно больше расстояния за один оборот колеса. Как правило из-за таких колес увеличивалась максимальная скорость передвижения, и достигала почти 30 км/час, но езда на таком «пауке» была совершенно небезопасна — из-за малейшей кочки можно было перевернуться, а большая высота способствовала большим травмам. Альтернативам «паукам» были разве что трехколесные велосипеды.

Далее в истории велосипедов «пауков» значится небольшое усовершенствование — английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию цепную передачу. Эта модель называлась «кенгуру», ее скорость зависела от вида шестерен. В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто таких велосипедов, а вскоре, через два года, они стали появляться и в Москве. Для московских дорог тех времен эти велосипеды совсем не подходили, да и вовсе были запрещены правительством.

Затем совершенствование конструкций безостановочно продолжалось — только в Англии и США были поданы около 6000 патентов.

«Безопасный велосипед»

Начало для современных велосипедов в истории их создания было положено в 1884 году Джеймсом К. Старли. Но действительно большой рывок в технологии произвел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп, который добавил пневматическую полую шину. Для того чтобы его сыну было комфортнее ездить на «костотрясе» он надел на колеса поливной шланг и наполнил водой, но это сильно снизило скорость передвижения. Тогда он наполнил шланг воздухом, да еще и придумал специальный клапан, чтобы воздух не выходил из шины под собственным давлением. Это изобретение стало именно тем новшеством, которое послужило широкому распространению велосипедов.

В дальнейшей истории велосипедов их постоянно улучшали, уменьшали вес, увеличивали скорость, повышали комфортность и прочность.

velo-1.ru

Старинный велосипед. История создания и развития велосипеда

Старинный велосипед в свое время стал настоящим прорывом в мелкой транспортной отрасли. Его изобретение приписывают различным людям. Имеется версия, что проекты с цепной передачей и парой колес принадлежат еще Леонардо да Винчи. Патент на изобретение в 1814 году получил немецкий барон Карл фон Дрез. Модель выполнялась из дерева и не имела педалей, для того чтобы ехать, необходимо было отталкиваться ногами от земли. Бытует мнение, что подобный аппарат создал русский умелец Ефим Артамонов (на 14 лет раньше немецкого коллеги), однако он его не патентовал. При этом первый велосипед проехал порядка 5 тысяч километров, изготовлен также был из дерева.

Усовершенствование

Конструктор из Германии Дрез создал в 1817 году старинный велосипед, который по факту представлял собой деревянный самокат, оборудованный седлом и рулем. Изобретение назвали в честь создателя «дрезиной». Этот термин используется до сих пор по отношению к некоторым самоходным машинам.

В сороковых годах девятнадцатого века аппарат подвергается модернизации, благодаря усилиям Кирка Патрика Макмиллана (кузнеца шотландских кровей). Бывший ранее велосипед без педалей оснащается металлическими стержнями, фиксируемыми на заднем колесе. С помощью них можно было приводить машину в движение посредством ног. Сам водитель располагался между передним и задним колесом, корректируя направление при помощи руля, взаимодействующего с передним ободом.

Стоит отметить, что инженер Томпсон вскоре предоставил надувные шины, которые на то время не приобрели популярности, по причине своего технического несовершенства. Массовое производство велосипедов с педалями и камерами началось после 1867 года.

Свое название велосипед получил благодаря Пьеру Мишо, который запатентовал педальный привод, устанавливаемый на переднем колесе. В конце 19 века популярными стали модели «пенни-фартинг», названные так по аналогии диаметров монет между собой (пенни меньше фартинга). Педали устанавливались на большом переднем колесе. Седло располагалось сверху них. Поскольку такое транспортное средство имело смещенный центр тяжести, велосипед с большим передним колесом считался довольно опасной модификацией, езда на которой требовала внимания и сбалансированности ездока.

Альтернативой этому устройству стали трехколесные модели, быстро завоевавшие популярность. Следующей стадией развития велосипеда можно считать применение металлического колеса с внутренними спицами. Подобное изобретение было предложено в 1867 году Эдуардом Каупером. Буквально через пару лет транспортное средство оборудовали рамой, а в конце 70-х появилась цепная передача (изобретатель – англичанин Лоусон).

Конец 19-го столетия

На смену пенни-фартинг и аналогичным моделям пришел велосипед, отдаленно напоминающий современные модификации. Изготовил его английский умелец Джон Кемп Старли в 1884 году. Машина получила название «Скиталец» (Rover). Через 12 месяцев началось серийное производство этой версии. Агрегат имел цепную передачу, одинаковый диаметр колес, водительское кресло вынесли на середину, между фронтальным и задним ободом. В дальнейшем компания Rover занялась производством автомобилей и другой техники, вплоть до 2005 года, после чего обанкротилась.

В 1888 году шотландским инженером Джоном Бойдом Данлопом были предложены шины из каучука, мягче и комфортнее. Надежные камеры по сравнению с резиновыми аналогами, быстро получили популярность. Если старинный велосипед сравнивали с «трясучкой» для костей, то теперь езда стала гораздо плавнее и удобнее.

Золотая пора

Расцветом в развитии двухколесной техники без мотора считаются 90-е годы девятнадцатого столетия. Связано это с появлением педального тормоза, а также приспособления свободного хода, что позволяло не крутить педали без необходимости. Вскоре появился ручной тормоз, но его массовое применение началось несколько позже.

Первый велосипед складного типа был изготовлен в 1878 году, а уже в следующем десятилетии изобрели алюминиевые конструкции. Транспортное средство с педалями, на котором можно было передвигаться в лежачем или полулежащем положении, изобрели в 1895 г. Подобная модификация получила название «рикамбент». Его массовым производством через несколько лет после презентации занялась компания «Пежо».

Что изменилось в начале 20-го века?

Старинный деревянный велосипед в начале 20-го столетия давно канул в небытие. В 1915 году появились модели, оборудованные задней и фронтальной подвеской. Основное их предназначение – использование для нужд итальянской армии. Через десяток лет появляются в устройстве подшипники шарикового типа, многоскоростные втулки, конвейерный метод сборки, регулятор скоростей на цепном приводе и стальные трубы с ножными тормозами.

Первые механизмы переключения передач были далеки от совершенства. На заднем колесе монтировались специальные звездочки с обеих сторон. Чтобы переключить скорость, необходимо было останавливать технику, снимать и переворачивать колесо. Кроме того, требовалось регулировать положение и натяжку цепи.

Современная история развития велосипеда

Планетарный механизм, служащий прототипом для современного устройства переключения скоростей, был изобретен в 1903 году, однако распространение получил почти через 30 лет. Более современная модификация переключателя передач изготовлена итальянским велогонщиком Тулио Кампаньоло (1950 год), который впоследствии стал известным производителем веломашин.

В 74-м году прошлого столетия появляются модели велосипедов из титана, немного позже – из углепластика. Специальный компьютер, позволяющий отслеживать параметры нагрузки, скорости и времени, вышел в 1983 году.

Старинный велосипед пользовался успехом, по причине отсутствия альтернативных вариантов. В двадцатом веке популярность рассматриваемой техники была нестабильна. Это связано с развитием автомобилестроения и изобретением мопедов, мотоциклов. Мода на веломашины появилась снова, во многом благодаря пропаганде здорового образа жизни и защите экологической системы. В качестве основного транспортного средства сейчас чаще всего велосипед используют жители европейских стран. Самыми активными пользователями считаются жители Дании и Голландии. В среднем датчанин проезжает на велосипеде порядка 900 километров в год, житель Нидерландов – 850 км. В Германии и Бельгии этот показатель равняется 300 км. Менее используемой техника является в Южной Европе. Например, среднестатистический испанец преодолевает на ней всего 20 километров.

Особенности

Политика правительств разных стран, направленная на развитие велостроения, позволяет популизировать это вид транспорта, улучшить состояние здоровья населения, разгрузить центральные улицы от плотного потока машин и сохранить экологию. В Китае, Индии и многих других странах велосипед считается основным средством передвижения. Это связано с его маневренностью на узких улочках и доступностью по цене. Бывали случаи, что власти запрещали передвижение на этом виде технике, дабы не препятствовать проезду машин. Например, в Шанхае (2003 год) был введен запрет на несколько месяцев.

Интересная информация

Ниже приведены некоторые интересные факты, связанные с историей развития двухколесных агрегатов без моторов:

  • Велосипед без педалей изобретен еще в 1814 году, изготовлен из дерева, передвигаться на нем можно было, отталкиваясь от земли ногами.
  • Первая велосипедная гонка была проведена в пригороде Парижа (дистанция составила 2 километра, 1868 год).
  • В России массово модели с цепной передачей начали появляться в 1880 году.
  • Существенный рывок в развитии велосипедов произошел в 1884 году. Ветеринар из Шотландии Данлоп придумал пневматическую шину. Изначально он пытался наполнить ее водой, но это значительно снижало скорость. Затем изобретатель задул в нее воздух и придумал специальный клапан, предотвращающий выход смеси обратно.
  • Основным современным производителем велосипедов считается Китай, поскольку там расположено большинство мощностей (порядка 95 % продукции).

Критерии выбора

При выборе велосипедного транспорта необходимо учитывать ряд параметров. Во-первых, необходимо определиться с местом основного передвижения (город или проселочная дорога). Во-вторых, нужно учитывать возраст и пол будущего владельца. Кроме того, рама должна подходить по росту и весу человека. С учетом всех этих факторов вы сможете подобрать двухколесную технику, обеспечивающую безопасность, надежность и комфортность передвижения.

Какими бывают виды современных велосипедов?

Старинный трехколесный велосипед сейчас можно встретить разве что в музее. Современные аналоги можно условно разделить на три вида:

  1. Горные модели. Они предназначены для перемещения по пересеченной местности, горам и бездорожью. Качественные модификации этого типа считаются самыми популярными, надежными, прочными и долговечными. Некоторые версии оснащены парой амортизаторов (двумя подвесами). Несмотря на то что такая машина тяжелее стандартной вариации, она показывает лучшие показатели при езде по неровной поверхности.
  2. Велосипеды шоссейного типа. Эти модификации легче, имеют колеса большего диаметра с узкими шинами. Модель оборудована заниженным рулем, что позволяет принять аэродинамическое положение водителю, вследствие чего улучшаются скоростные показатели.
  3. Смешанные варианты. Такие велосипеды объединяют лучшие качества рассмотренных выше аналогов, предназначены для езды за городом и в нем, но не подойдут участникам спортивных заездов.

Итог

Развитие велосипедной техники происходило не одно столетие. В разработке и создании этого приспособления приняло участие много изобретателей и умельцев. В итоге велосипед стал не просто развлечением, а полноценным транспортным средством.

fb.ru

Кто изобрел велосипед?

Трудно поверить, но того удивительного двухколесного устройства, которое мы называем велосипедом, до второй половины XIX века не существовало. До этого мало кто мог себе представить, что возможно балансировать на двух тонких колесах. Даже объяснить такое было невозможно! Прошли тысячелетия с тех пор, как люди изобрели первое величайшее устройство — колесо. И только в последние двести лет они создали велосипед.

Невозможно переоценить значение колеса; можно сказать, что история технологии началась именно с него. Историки считают, что впервые колесо было использовано около 3500 до н. э. в Шумере, регионе, который находился на территории Ирака. Жители этого местечка, шумеры, использовали колеса, чтобы тянуть плуги во время возделывания почвы, а во время войн применяли колесницы.

Энтузиасты пытаются доказать, что древние люди знали велосипед. Результаты раскопок показывают, что некие двухколесные транспортные средства использовались уже на протяжении тысяч лет. Вавилонские барельефы, фрески Помпеи и египетские иероглифы изображают нечто, внешне очень напоминающее современные велосипеды. Ходят легенды, что китайцы изобрели велосипед в первом тысячелетии нашей эры. Правда, устройства эти состояли не из двух колес, а большего их количества, поверх которых располагалась платформа для пассажиров. Однако точно что-либо утверждать невозможно, так как ни одного подобного транспортного средства во время раскопок обнаружено не было.

Некоторые историки уверены, что велосипед изобрел никто иной, как Леонардо Да Винчи. Почему бы и нет? Если уж он зарисовывал схемы неких летающих машин, внешне похожих на вертолеты, а также автомобильный двигатель задолго до их изобретения, почему бы ему не придумать и велосипед? В 1966 году реставрировалась книга записей и зарисовок великого художника, во время которой и были обнаружены рисунки, которых никто ранее не видел. Книга была оформлена в 1493 году. Хотя эскизы небольшие, на них безошибочно можно определить наличие современного велосипеда, который также имеет руль, два колеса, педали и цепной привод. Все это было очень похоже на велосипед, который был изобретен лишь 400 лет спустя, в 1880-ых.

До сих пор среди историков не утихают споры: действительно ли этот чертеж сделал сам Леонардо да Винчи, опередив изобретение велосипеда почти на 4 столетия, или же данный рисунок — искусная подделка?

Учитывая, что да Винчи придумал цепь и винтовой механизм, а также подшипники, можно утверждать, что и этот чертеж является подлинником. Но большинство экспертов так не считают. Так как надписи к рисунку выполнены не рукой да Винчи, ученые склонны полагать, что и весь эскиз выполнен не им, а кем-то из его помощников, если это все вообще не является подделкой, изготовленной в промежуток времени с 1880-х до 1960-х годов.

Итак, существует множество различных предположений о том, когда же был изобретен велосипед, однако все они не могут претендовать на истину. История признает дату начала эры велосипедов как 1817 год, когда немецкий изобретатель Карл фон Дрез зарегистрировал в патентном бюро схему «машины для бега» — именно так он назвал то, что ныне мы называем самокатом. Хотя, на самом деле, он был больше похож на велосипед, только без педалей. В следующие несколько лет многие производители карет пополнились свой модельный ряд новинкой – двухколесным деревянным самокатом. И только через 23 года один шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан придумал добавить к самокату педали, которые соединялись с задними колесами шатунами – современными аналогами цепей. Нажимая на которые, можно было приводить в действие всю конструкцию. Этот самокат был очень сильно похож на современные велосипеды, однако, не оценен по достоинству современниками, хотя в техническом плане опережал все существующие аналоги. Зато в моду стремительно вошел самокат инженера Пьера Лалмана с расположенными на переднем колесе педалями – конструкция была менее совершенной, чем творение Макмиллана, однако, ей посчастливилось обрести внимание крупных производителей. В 1864 году Лалман совместно с крупными промышленниками начинает массовый выпуск велосипедов – да, именно в те годы впервые появляется название «велосипед». В связи с этим,  Пьер Лалман считается изобретателем велосипеда, хотя, вероятно, Максмиллан заслуживал этого звания гораздо больше.

Это интересно: первоначально особой популярностью среди покупателей пользовались велосипеды с разными размерами колес, называемые «пенни-фартинг»: огромное, до полутора метров в высоту переднее колесо обычно дополнялось маленьким задним. Использование большого колеса было вовсе не выдумкой сумасшедшего инженера, а необходимостью: подобный радиус позволял велосипедисту развивать большую скорость. С улучшением производственных процессов по изготовлению колес и изобретением надувных покрышек, опасные велосипеды ушли в прошлое, уступив дорогу более пропорциональным собратьям примерно с 1880 года.

Конструкция «пенни-фартинг» происходит от названия монет, ходивших в Британии 19 века. Одна из них — пенни- была больше другой. Лежащие рядом две монеты напоминали своей конструкцией велосипед.

С тех пор конструкция велосипеда постоянно совершенствовалась: была внедрена стальная рама вместо использовавшейся деревянной, колеса стали одинакового размера, запатентованы надувные шины, колеса со спицами, педали перенеслись с переднего колеса в середину велосипеда и стали соединяться с задним колесом цепями и т.д. Даже сейчас развитие велосипеда не остановилось: инженеры внедряют новые технологии, делая двухколесного друга легче, прочнее и надежнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

mydiscoveries.ru

Кто изобрел велосипед?

На протяжении нескольких веков авторство этого сенсационного изобретения оспаривали сотни людей на планете. И проспорили ему одному.

Очень сложно отследить историю изобретения и возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, «тянет одеяло» на свою сторону. Поэтому сейчас в интернете собралось очень много источников с самыми разными версиями, реальными, и не очень. По сути, есть две основные версии в истории о том, кто первым изобрел первый велосипед в мире. Одна версия утверждает, что первый велосипед в мире был изобретен в России, кузнецом Артамоновым. Но вскоре про это изобретение забыли. Его называли двухколесной тележкой.

По второй версии в вопросе «кто изобрел первый велосипед» изобретателем считается Карл фон Дрез. О нем речь пойдет ниже.

Его полное имя — Карл Фридрих Христиан Людвиг фон Драйз фон Зауэрбронн. Аристократическое происхождение, близость но двору баденского великого герцога, материальная обеспеченность—все это давало основания предполагать, что жизнь барона фон Драйза будет вполне спокойной и безбедной, во всяком случае, если не произойдет что-либо из ряда вон выходящее. Однако произошло. Барон фон Драйз изобрел велосипед.

В 1811 году, послужив офицером в войске великого герцога во славу союзника Наполеона, барон фон Драйз ушел по состоянию здоровья в отставку и, возвратившись в родной Карлсруэ, получил должность лесничего. Во время долгих прогулок по баденским лесам у барона возник необычный замысел, к осуществлению которого он сразу и приступил, соблюдая при этом строжайшую секретность — хотелось устроить человечеству приятный сюрприз.

Ему пришла в голову идея особой машины, необычайно простой по конструкции. С ее помощью человек мог передвигаться со скоростью всадника, используя при этом лишь все те же возможности «своих двоих». День за днем, забывая о сне и пище, барон самозабвенно мастерил необычную машину, состоявшую из деревянной рамы с двумя олесами, сиденьем и рычагом для управления. Назвать свое изобретение Драйз решил на латинский манер.

Недолго думая, он соединил латинские основы «velocis» (быстрый) и «pedis» (нога) — таким образом на свет появился велосипед.

Как только первая модель нового вида транспорта была готова, Драйз тут же оседлал ее и отправился на улицу. Отталкиваясь от земли то одной ногой, то другой и с трудом удерживая равновесие, он с гордо поднятой головой трясся по ухабистым улицам Карлсруэ, чинно кланяясь знакомым. Фон Драйз ожидал сенсации. Сенсация, увы, состоялась. Слух о сумасшедшем бароне быстро распространился по маленькому городку. Толпы людей бежали за велосипедистом по улицам, свистя, улюлюкая и смеясь до слез, когда фон Драйз, потеряв равновесие, с размаха падал в грязь.

Слух о том, что баденский барон, камергер двора его высочества великого герцога стал всеобщим посмешищем, быстро дошел до верхов. Фон Драйза вызвал к себе сам министр внутренних дел и потребовал объяснений. Барон решил воспользоваться предоставившейся ему возможностью и заполучить в союзники своего изобретения столь влиятельную персону. Несколько часов расхваливал фон Драйз необыкновенные возможности своей чудо-машины, после чего попросил измученного министра выдать ему патент. Министр категорически отказал — патент на какую-то безделицу, игрушку! В отчаянии фон Драйз предложил министру пари — на своем велосипеде он доберется в Кель за четыре часа, вдвое быстрее почтовой кареты. Чтобы отвязаться от одержимого изобретателя и навсегда покончить с его маниакальной идеей (ведь все равно почтовая карета доберется в Кель быстрее), министр согласился.

И вот свежим летним утром, несмотря на раннее время, весь город уже был на ногах. Барон побеспокоился о том, чтобы это событие получило должное освещение в прессе, еще бы — первое в истории человечества соревнование между почтовой каретой и велосипедом! Никто из, присутствующих не сомневался в победителе. Некоторые даже заключали пари—доедет ли барон до ближайшей лужи. Не сомневался в исходе гонок и фон Драйз.

Поприветствовав публику, он поставил свой велосипед рядом с почтовой каретой и уперся обеими ногами в землю. Взмах кнута — и карета трогается. Ко всеобщему удивлению фон Драйз невозмутимо остается на месте, чем вызывает в соотечественниках новый взрыв хохота и издевательств. Наконец, дав карете изрядную фору, барон оттолкнулся от земли и устремился вперед, быстро набирая скорость. Минута, другая, и вот он уже оставил карету далеко позади и мчал по пустынной утренней дороге к славе и признанию благодарного человечества.

Через четыре часа он появился на окраине Келя, грязный, в разорванной от падений одежде, до смерти уставший и счастливый— пари было выиграно. Прошло несколько дней, и барон получил долгожданный патент, который гарантировал изобретателю велосипеда, что «в землях его высочества великого герцога Баденского никто не может изготовлять или продавать изобретенную камер-юнкером бароном фон Драйзом самокатную машину, именуемую велосипедом, а также ездить на ней в общественных местах без особого на то разрешения самого барона».

Первым делом фон Драйз бросился печатать рекламные проспекты. Сорок четыре гульдена стоил обыкновенный велосипед. Любителям роскоши предлагалась усовершенствованная модель в более изысканном исполнении и с регулируемым сиденьем за 50 гульденов. Позаботился барон и о первых любителях тандема—они могли за 75 гульденов приобрести велосипед с двумя сиденьями. В назначенный день фон Драйз ждал с утра покупателей. Когда солнце стало клониться к закату, барон понял, что уже никто не придет.

Нет пророка в своем отечестве! Оскорбленный провинциальной косностью и неблагодарностью жителей родного городка, барон погрузил свое непризнанное детище в почтовую карету и отправился искать счастья в столицу мира — Париж.

Барон демонстрировал велосипед в Булонском лесу. О необычной машине стали писать в газетах. Нашлись люди, которые даже купили несколько штук, заказанных фон Драйзом в маленькой мастерской, однако новая мода не прижилась — через несколько недель о велосипеде уже забыли.

Драйз отправляется в Англию. На последние деньги он снимает в Лондоне цирк-шапито и прибивает над входом необычную вывеску — «Велодром». Любой желающий за небольшую плату мог здесь кататься на велосипеде. Молодые англичане, охочие до любого спорта, потянулись в заведение барона. Казалось, сбывается то, о чем мечтал барон, гуляя по далеким баденским лесам, — практичные англичане сразу оценили великое изобретение. Лондонское почтовое управление поручило фон Драйзу изготовить опытную партию велосипедов. Почтальон на велосипеде, решили в управлении, вполне может заменить двух или даже трех «пеших», что влечет за собой немалую экономию. Если велосипед оправдал бы себя в эксперименте, изобретение фон Драйза должны были ввести по всей Англии. Проходит месяц, и вот уже по лондонским улицам покатила в окружении толп зевак дюжина лондонских почтальонов, то и дело падая, чем, естественно, приводили публику в неописуемый восторг. У самих почтальонов нововведение не вызывало особого энтузиазма, они ходили все в синяках и ушибах, а в почтовом управлении все чаще чесали в затылках, выписывая почтальонам новые ботинки — так быстро снашивалась обувь. Эксперимент закончился забастовкой почтальонов-велосипедистов. На велодроме тем временем кто-нибудь то и дело ломал при падении конечности, и скоро под давлением общественности велодром был закрыт. Заниматься популяризацией и распространением велосипеда в Англии барону было строжайше запрещено.

Берега Альбиона барон фон Драйз покидал печальный, но не сломленный. Вернувшись в Карлсруэ, он с подвижнической страстью принялся за строительство велосипедной мастерской. Дело еще не дошло до половины, когда все деньги барона, вырученные им на велодроме, кончились. Его стали осаждать разгневанные кредиторы. Чтобы хоть как-то расплатиться с долгами, фон Драйз продал свой дом и скоро остался на улице без единого геллера. Теперь жизнь сулила изобретателю лишь нищету и забвение.

Правда, однажды опустившегося барона увидел проезжавший мимо великий герцог. Жалкий вид бездомного фон Драйза тронул его высочество, и барону была назначена небольшая пенсия. Однако и эта радость была недолгой. В трактире барон повздорил с проезжим англичанином, который позволил себе насмешки над велосипедом. Дело дошло до драки. Победителем вышел фон Драйз, но за побитую посуду, сломанную мебель платить было нечем. Англичанин и хозяин трактира пожаловались двору. Скандал вокруг изобретателя велосипеда достиг критической точки—фон Драйза лишили звания камергера и одновременно пенсии.

Последние свои годы изобретатель велосипеда провел всеми покинутый и осмеянный. Единственный, кто не оставил его в беде, был велосипед, до самого конца спасавший барона от голодной смерти. Драйз кочевал по окрестным городкам и деревням и под хохот толпы демонстрировал свое изобретение, а потом обходил зевак с протянутым цилиндром. Сердобольные бюргеры подавали сумасшедшему барону несколько геллеров на пропитание.

Великий изобретатель умер от сердечного приступа зимой 1851 года в одном из трактиров на окраине Карлсруэ. Он заснул у печки и не проснулся.

www.stena.ee


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>