Кто изобрел параплан


Параплан — история и теория

Немного о терминологии:

   Слово ПАРАПЛАН — образуется от слияния двух слов ПАРАШЮТ и ПЛАНИРОВАТЬ или ПАРАШЮТПЛАНИРУЮЩИЙ.

В 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло. Это была революция в парашютостроении.

В середине 70-х годов французы, в Альпах, предприняли попытку слететь с горы используя парашют-крыло. При этом старт осуществлялся с лыж….

Так появилась дисциплина — Para-ski.

Следуя этой дисциплине, парашют стал модифицироваться для полетов с гор. Стало больше удлинение, увеличилась площадь (для меньшей скорости снижения), увеличилось количество секций, стали тоньше стропы.

И тогда появилось название ПАРАПЛАН. Но тот параплан был еще очень похож на парашют-крыло и отличить один от другого, могли только специалисты. Пока в конце 80-х не стали появляться парапланы эллипсовидной формы. При этом было значительно увеличено удлинение крыла, что очень положительно отразилось на аэродинамическом качестве параплана. Увеличение размаха крыла, потребовало от конструкторов существенно изменить стропную систему. Об этом пункте я хотел бы поговорить отдельно.

Существенное отличие стропной системы парашюта от параплана заключается в том, что стропная система парашюта рассчитывается исходя из динамического рывка при раскрытии парашюта, а на параплане нагрузка на стропную систему статическая. Поэтому нет надобности использовать материалы, смягчающие рывок, а если стропы не растягиваются, то можно точнее посчитать профиль крыла.

Малое количество секций у параплана при большом размахе, привело бы к большой кривизне поверхности крыла, что отрицательно сказалось бы аэродинамическом качестве. Но большое количество секций — это большее количество строп, что влияет на лобовое сопротивление парапланерной системы. Поэтому стали появляться парапланы с разветвленной стропной системой, по ярусам.

Развитие технологий позволило использовать на параплане сверхлегкие и прочные материалы. Например: парапланерная стропа толщиной 1,5 миллиметра выдерживает нагрузку около 120 — 150 кг. и растягивается на 0,01%. Впечатляет, не правда ли? Возникает вопрос: А почему не сделать тоньше, зачем такой бешеный запас прочности? Все очень просто. Во-первых, очень быстро перетрется, а во-вторых, под ультрафиолетом стропа (со временем) теряет свою прочность и в том и в другом случае это грозит обрывом стропы. А ткань… Ткань имеет вес 42-43 грамма на метр. (Для сравнения, бумага, используемая для принтеров, имеет плотность около 80 грамм на метр.) Я немного углубился в технологии и отошел от истории.

В конце 80-х годов в России появились первые парапланы. Ходят слухи, что одним из первых парапланов был ПО-16 с двумя дополнительными секциями по бокам. По техническим параметрам такие парапланы очень сильно уступали зарубежным парапланам, где это уже развивалось около 10 лет. Резкий прогресс в (тогда еще) в советском парапланеризме произошел, когда наши энтузиасты-парапланеристы привезли первый параплан, импортного производства, в Россию. Наши конструкторы проанализировав это крыло, создали свое, которое по техническим параметрам на порядок превосходило все летающие у нас парапланы. Именно с этого момента началось активное развитие парапланеризма в России.

На сегодняшний день уровень парапланерной техники приблизился к зарубежному, а вот профессионализм пилотов, из-за невозможности тренироваться, оставляет желать лучшего. Достаточно сказать, что на Чемпионате мира показать результат в районе 50-ого места (из 150 участников) считается хорошо.

Но парапланеризм сегодня очень активно развивается. Достаточно сказать, что еще 2-3 года назад маршрут в 50 километров считался очень сложным, то результаты этого лета просто шокируют: 100-150 км.

Чем параплан отличается от парашюта.

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа «крыло», однако посмотрите: парашют имеет прямоугольную форму, а параплан — эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. Параплан имеет гладкую аэродинамически чистую поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности.

Парашют в первую очередь предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Параплан же своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-9 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-9 единиц. У парашюта же при этом качество 3-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с. Параплан — паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты.

Чем параплан отличается от дельтаплана.

Когда около 30 лет назад появились дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки, вес дельтаплана 25-40 кг, собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Обучение, хоть и проходит достаточно быстро, но составляет не менее 10-15 занятий (старт-посадка). При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц — обычные проблемы при обучении на дельтаплане.

Вес параплана — 5-8 кг, он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.

При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества — скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 60 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15 единиц против 9-10 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются огромными трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без хорошо организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Все это ограничивает возможности дельтаплана в сравнении с демократичным парапланом, и в России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.

Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко поймать попутку, такси или сесть в любой общественный транспорт после далекого маршрутного полета или просто добираясь до парадрома. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.

Как он летает

Параплан — это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, обтекаемое набегающим потоком воздуха. Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо рано или поздно окажется внизу. Единственный способ подняться в воздух для такого пилота — опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения на параплане. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.

Существует два вида восходящих потоков.

Динамический восходящий

поток («динамик»).

Склон преломляет горизонтальное направление ветра

и заставляет поток воздуха идти вверх.

Термический восходящий

поток («термик»).

Солнце прогревает землю неравномерно , и теплый

воздух над более прогретыми участками поднимается вверх.

Здесь опять проявляются достоинства параплана. Никто не имеет такой маленький радиус спирали в термическом восходящем потоке как параплан. Дельтаплан и планер не смогут вписаться в узкий восходящий поток, где без труда будет набирать высоту параплан. А небольшая скорость параплана позволит ему уверенно парить в узкой зоне динамического восходящего потока, где не «поместится» дельтаплан. Научиться обрабатывать восходящие потоки на параплане не так уж сложно. Успешно пройдя начальный курс обучения, пилот вплотную подходит к полетам в динамике, а там и до термиков недалеко.

Как научиться летать.

Доступность парапланеризма имеет и свою отрицательную сторону. Кажется, что летать просто, стоит только попробовать, спросить у кого-нибудь совета, и вы полетите. В общем-то, это правда. Спрыгнуть вниз с небольшого холма в слабый ветер действительно легко. Но… Не все так просто, как кажется с первого взгляда. Воздух невидим, ваш параплан мягкий, а земля твердая. И, если вам не повезет, то в лучшем случае вы больше никогда не станете этого делать. Что же делать, если вы хотите летать? Учиться. Вот несколько способов.

  1. Учиться самому. Некоторым это удается, у многих это даже проходит без травм. Нужно быть очень упорным, очень вдумчивым, иметь массу свободного времени, минимум комплексов и достаточное количество литературы. Также нужно иметь свой параплан, который может оказаться не достаточно безопасным для обучения, а вы об этом даже не догадываетесь. В парапланеризме очень много нюансов, которые надо прочувствовать. Закрепив неправильные навыки, вы будете всегда подвергать свое здоровье опасности, даже не зная об этом. Потом, научившись прыгать с горки вниз, вы не будете знать, как безопасно парить, а пытаясь делать тоже, что и все, будете вводить параплан в опасные режимы , или «висеть» на деревьях. Не учитесь сами! Это очень опасно!
  2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Как я вас понимаю! Платить деньги за то, что можно получить бесплатно не хочется никому. Поэтому у нас в стране такой способ обучения самый популярный. При несомненных достоинствах этого способа, нужно учесть его недостатки. Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов.

         Поинтересуйтесь у друга, как давно он летает и сколько у него часов налета. На первый вопрос он ответит сразу (1 год, 5 лет), а второй может его затруднить. Если он за 5 лет не налетал и десятка часов, задумайтесь. Спросите про парящие полеты. Умеет ли он летать в «динамике», как часто у него это получается относительно других. Если он вам рассказывает, что его «не держит», это плохой признак. Скорее всего, это не его «не держит», а он просто не умеет удержаться в восходящем потоке. Следовательно, и вас он этому вряд ли научит. Если ваш друг хорошо парит у склона, умеет обрабатывать термические потоки и слетал не один маршрутный полет, может быть ему можно довериться.     Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарарат класса competition, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения.    Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение

  3. Учиться в парапланерной школе или клубе. Конечно, это лучший и надежный способ. Всегда лучше довериться профессионалам. Прежде, чем выбрать школу, присмотритесь, поговорите с учениками, узнайте, довольны ли они. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией инструкторов. Посмотрите, достаточно ли в школе учебных парапланов (не будете ли вы пол дня стоять в очереди). Программа обучения не должна быть меньше четырех дней.

Кто может этим заниматься

Почти каждый человек, обладающий умеренным здоровьем. Вам придется бежать, выдерживая сопротивление параплана, иметь сносную координацию движений и неплохую реакцию. Во многих странах мира заниматься парапланеризмом разрешено с 16 лет. У нас в стране существуют детские парапланерные школы, проводятся даже детские чемпионаты. Летать без согласия родителей можно с 18 лет. Верхняя граница возраста не определена. Я лично проводил обучение 63-летнего курсанта. Чувствуете желание и силы — дерзайте!

Когда можно летать

Не многие знают, что заниматься парапланеризмом можно круглый год. Зима — самое предпочтительное время для обучения. Зимой атмосфера стабильная, ветер не имеет термической турбулентности, которая опасна для начинающего пилота, и поэтому самые приятные полеты в динамике около склона. Зато лето — это время для высоких термальных полетов, маршрутных перелетов, соревнований. Они невозможны без теплых солнечных лучей.

Страшно и опасно?

Человек разумный рожден с двумя инстинктивными видами страха: к неожиданным громким звукам и к падению с высоты. Часто при первом полете человек испытывает волнение и даже страх. Страх, если он не превращается в панику, вполне здоровое явление. Более того, полезное. Он не даст вам летать в неподходящую погоду, на опасном аппарате. Как правило, он исчезает по мере набора опыта и уверенности.

Вы должны знать, что если вы прошли курс обучения у квалифицированного инструктора, можете оценить место и погодные условия, летаете на подходящем для вашего уровня параплане и умеете отказаться от полета, когда он кажется вам небезопасным, вам мало что угрожает.

99% летных происшествий происходят по вине пилота!

Где можно летать

Летать лучше всего в местах специально для этого предназначенных. Часто их называют дельтадромами. Аргументов в пользу этого предостаточно. Во-первых, вам не надо бегать в поисках подходящего места и оценивать рельеф, все уже сделано задолго до вас. Во-вторых, присутствие других пилотов удержит вас от полета в опасную погоду. В-третьих, смотря на других, вы быстрее будете прогрессировать. И, самое главное. Дельтадром, как правило, имеет официальный статус. И, соблюдая инструкцию по дельтадрому, вы, по крайней мере, не рискуете нарушить закон. Воздушное право — дело не шуточное. Можно и в тюрьму угодить.

Парапланы бывают разными

Параплан это не просто тряпка с веревками. Внешне очень похожие, парапланы сильно отличаются друг от друга своими свойствами. Т.к. прогресс в развитии парапланеризма шел очень быстро, то парапланы 5-7 летней давности кажутся доисторическими монстрами по сравнению с современными куполами.

Парапланы делятся на 3 группы: класса Standard, класса Performance и класса Competition. Парапланы Standard имеют не самые лучшие летные качества, но отличаются высокой стабильностью, прощают грубые ошибки пилота. Они предназначены для начинающих и для пилотов, которые хотят летать без стресса. Парапланы класса Performance — переходные модели. Они имеют достаточно высокие летные качества при умеренной стабильности. Competition же класс — это парапланы для опытных спортсменов, разработанные, как правило, для соревнований. (На самом деле все не так просто, но это тема для отдельного разговора).

Хобби или спорт

Разговаривая с пилотами, можно услышать абсолютно любые аргументы в пользу того, почему они летают. И кто хочет услышать полное собрание сочинений на эту тему, может просто почитать книги Ричарда Баха. Возможно, для одних, это любимая работа или ее часть, для других — отдых и развлечение, для третьих — способ самоутверждения, для четвертых и то, и другое, и третье. В небе каждый может выбрать то, что ему нравится.

Да, парапланеризм это крутой спорт! И очень требовательный в придачу. Но позвольте у вас спросить, собираетесь ли вы быть чемпионом? Да? Ну тогда вы выбираете ВСЕ: высотные подоблачные полеты, сотни часов проведенных в небе на высотах от 0 до 5000 метров, маршруты в десятки и сотни километров, долгие ожидания погоды и машины подбора, физические и психологические нагрузки, радость побед и горечь поражений.

Если вы экстремал и ждете адреналина — пожалуйста. Аэробатика ждет вас! Пилотаж на параплане выглядит очень красиво и зрелищно. Тугие спирали с хорошей скоростью, свистом строп и перегрузкой, форсированные развороты, групповая акробатика, косые и мертвые петли, срывные фигуры. Ряд парапланерных акробатических маневров недоступен более никому, включая спортивные самолеты и истребители пятого поколения с управляемым вектором тяги. Но освоение некоторых маневров бывает смертельно опасным для пилота. Даже самый простой элемент — тугая спираль на параплане вызывает море адреналина у начинающего пилота.

Вы не спортсмен? Вам просто нравится состояние полета? Небо дает возможность летать не только спортсменам, но и просто любителям активного отдыха, даже в большей степени. Полет для души у склона в динамике может доставить не меньшее удовольствие, чем многокилометровый маршрут.

Мотопараплан

Да, имеются и такие вещи: небольшие легкие моторы с пропеллером, помещенным в клетку, предохраняющую руки и стропы вашего параплана. Одни модели располагаются на спине (как у Карлсона) и составляют единое целое с подвесной системой. Другие, менее распространенные, имеют колеса и амортизаторы. Мотопараплан хорошее решение для равнинных пилотов и для очень занятых людей, которые не имеют возможности подстраиваться под погоду. Это достаточно дорогое удовольствие. Цена только силовой установки от 2600 до 4000 долларов. Для полетов используются специальные модели парапланов или самые простые, класса Standard.

avia.paradive.ru

Когда поднялся в небо первый предшественник дельтапланов? Судьба изобретения Бориса Павлова-Сильванского

Немногие сейчас знают, что одни из первых успешных полетов человека с индивидуальными крыльями состоялись в СССР в середине 30-х годов прошлого века. Своеобразный парашют-крыло, предназначенный для управляемого планирования парашютиста, был испытан в 1935 году Г. А. Шмидтом и Н. С. Смирновым. На следующий год несколько удачных испытательных полетов на индивидуальных крыльях собственной конструкции провел Борис Владимирович Павлов-Сильванский, учившийся тогда в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского.

Путь в небо для Бориса Павлова-Сильванского был длинным и тернистым. Он родился в Санкт-Петербурге в 1907 году, рано лишился родителей, но благодаря родственникам не оказался в среде беспризорников, а смог закончить школу. Юноша мечтал о небе, но сначала хотел получить высшее образование и стать инженером, чтобы самому создавать летательные аппараты.

К сожалению, в то время для поступления в вуз нужны были не столько знания, сколь пролетарское происхождение. Борису пришлось пойти работать на завод «Красный треугольник». Затем была служба в армии и работа на селе, куда молодого коммуниста направили в период проведения коллективизации.

К этому времени в стране началось бурное развитие авиации. Борис, как и тысячи его сверстников, пытался получить направление в аэроклуб или летное училище. Но Красной Армии нужны были не только летчики. Юношу снова призвали в армию и направили на учебу в Военно-химическую академию. Сейчас даже трудно представить, каких неимоверных усилий ему стоил перевод в Военно-воздушную академию. Видимо, настырный слушатель просто утомил начальство постоянными рапортами, и в 1934 году перевод состоялся.

Учился Борис старательно, а в свободное время изобретал крылья. Да-да, именно крылья, а не новую конструкцию самолета, как многие его сокурсники. На недоуменные вопросы отвечал, что человек должен и может летать наравне с птицами. Для этого ему не нужен будет мощный мотор, бензин и аэродромы с массой обслуживающего персонала, а только комплект очень легкого летательного оборудования — своеобразные индивидуальные крылья и воздушные потоки. Он с увлечением описывал сокурсникам преимущества бесшумных полетов воздушных бойцов для предстоящей войны с мировым империализмом.

У Бориса Павлова-Сильванского появился первый последователь. Его сокурсник по академии Алексей Быстров стал помогать изобретателю в проведении расчетов и работе над чертежами. Вскоре друзьям удалось убедить в реальности и перспективности своих задумок преподавателя аэродинамики В. С. Пышнова. Именно с этого момента началась серьезная работа над проектом, появилась и возможность проводить испытания необычного летательного устройства в аэродинамической трубе.

Предложение Павлова-Сильванского было просто и гениально. Раньше индивидуальные крылья пытались крепить к рукам, что и вело к трагическим исходам — мышцы человека просто не в состоянии выдержать такую нагрузку, пусть и кратковременную. Борис же предложил крепить конструкцию с раскрывающимися в полете крыльями на спине, а для предотвращения вращения в начале свободного падения и управления полетом использовать небольшой полотняный стабилизатор, закрепляемый между ног летателя.

Изобретение назвали парапланом. Вскоре Павлов-Сильванский продемонстрировал его руководству академии. Устройство получилось компактным, это был ранец, укрепляемый на спине летателя, в котором находились в сложенном состоянии небольшие каркасные крылья, обтянутые авиационным полотном. Для безопасности летателя и приземления в нужном месте предусматривался обычный парашют. Летатель покидал на нужной высоте самолет, используя стабилизатор, принимал горизонтальное положение и разворачивал крылья. Следовал горизонтальный полет, в конце которого пилот складывал крылья и приземлялся на обычном парашюте.

Удивительно не только само изобретение, но и сроки его реализации от проекта до образца, готового к испытанию. Уже в 1936 году состоялся первый полет на параплане Павлова-Сильванского, проведенный в присутствии руководства академии и представителей командования ВВС. Испытание проводил сам изобретатель. На высоте примерно 3000 метров Борис покинул самолет, погасил вращение и открыл крылья. Первый полет продолжался всего несколько минут. На высоте нескольких сотен метров Борис сложил крылья параплана, отсоединил его и опустился на землю на парашюте. Вслед за ним на другом парашюте приземлился сложенный параплан.

Первый полет был признан успешным, испытания решили продолжить. Любопытно, что авиационное начальство, хотя и было немало удивлено оригинальностью изобретения, отнеслось к нему прохладно, так как не увидело особых перспектив его применения. Органы госбезопасности и военная разведка тоже не заинтересовались изобретением — видимо, сказалась косность мышления.

Изобретатель же, окрыленный первым успехом, настойчиво занялся совершенствованием своего аппарата, который сделал компактнее и надежнее. Новые испытания тоже прошли успешно. Об испытаниях параплана, проведенных воентехником второго ранга Б. В. Павловым-Сильванским, написала «Красная звезда», сообщение перепечатали еще несколько газет, в том числе и иностранных.

К сожалению, весной 1937 года изобретатель параплана трагически погиб. Произошло это на земле при не выясненных до конца обстоятельствах. В стране и армии в этот период началась череда громких процессов над «предателями и иностранными агентами». Естественно, что руководству академии стало не до продолжения испытаний летательного аппарата Павлова-Сильванского, а вскоре о нем и вообще забыли.

В наши дни парапланы снова бороздят небо, но теперь этим именем называют легкие летательные аппараты с гибким крылом-парашютом. А аппарат Бориса Владимировича, претерпев значительные изменения и обзаведясь балансирным управлением, превратился в дельтаплан.

Парапланы и дельтапланы теперь позволяют находиться в воздухе часами, преодолевая значительные расстояния. Но началом их современных дальних полетов были короткие минуты парения в небе в далеком 1936 году Бориса Владимировича Павлова-Сильванского. Теги: биографии, изобретатель, воздухоплавание, конструктор

shkolazhizni.ru

Что такое параплан?

Параплан — это свобода;

Параплан — это независимость;

Параплан — это наслаждение...

Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат, изготовленный из легчайшей ткани и строп. Внешне параплан похож на современный парашют-крыло: тканевое крыло, состоящее из нижних и верхних полотнищ, стропная система, обеспечивающая форму крылу. Даже само название параплан образовано из двух парашют планирующий. В настоящее время парашют отдаленно напоминает современный параплан. Тем более, что парашют — это средство спасения экипажа самолета, а параплан — летательный аппарат. Поэтому совсем некрасиво называть параплан парашютом, некоторых пилотов это сильно раздражает.

Как видно из фотографий, параплан состоит из большего количества секций. Форма крыла — эллипс, а не прямоугольник, как у парашюта. Строп намного больше, но и толщина их меньше. Высота от пилота до нижней кромки у парапланов в среднем составляет 7-8 метров; у парашюта эта величина в 2-3 раза меньше, а у некоторых экстремальных парашютов составляет 1,5 метра! Скорость снижения при полете на параплане составляет 1 м/с, что значительно меньше, чем у парашюта.

Как видите, даже по внешнему виду купола легко понять, что перед вами находится.

История развития параплана

Первые упоминания о полете встречаются во многих мифах и сказках. Ещё с древних времен люди мечтали о полете, достаточно вспомнить Мифы Древней Греции, в которых Дедал смастерил крылья из прутьев, воска и перьев птиц. Вспомните летучий корабль или ковер самолет. По сути параплан — это и есть ковер самолет; ведь когда он лежит на земле, то напоминает именно ковер, а поднявшись в воздух он позволяет летать, выполняя роль самолета!

Конечно, параплан в том виде, в котором он сейчас существует, появился не сразу. Появлению параплана предшествовала большая работа по созданию парашюта. В Европе в XII веке многие изобретатели пытались собрать из подручных средств летательный аппарат, опираясь на наблюдения за птицами. Но в то время у них ничего не получалось, испытатели часто получали травмы несовместимые с жизнью. Несмотря на то, что труд испытателя был очень опасен таких людей не становилось меньше. Человечество любым способом хотело ощутить чувство свободного полета. Ключевой фигурой в создании летательного аппарата был Отто Лилиенталь. Он смог собрать конструкцию, внешне напоминающую современные дельтапланы, из ивовых прутьев, хлопка и кожи. Этот аппарат позволял совершать старт с ног и имел небольшую скорость снижения. Отто выполнил более 2000 полетов с невысоких терриконов, отработал новые конструкции планеров и заложил основы конструирования летательных аппаратов.

Отто Лилиенталь 23.05.1848 — 10.08.1896

После появились моторные бипланы и стало понятно, что полеты — это опасное занятие. Конструкторы пытались найти способ обезопасить пилотов. Лучшим вариантом спасения жизни пилота стал парашют. Интенсивное изучение форм и динамики раскрытия парашюта привели нас к тому, что мы имеем — десантные парашютные системы. Параллельно велась работа по использованию парашюта в качестве летательного аппарата. В куполе проделывались специальные отверстия, позволяющие увеличить горизонтальную скорость до 20 км/ч. Таким парашютом уже можно было управлять. Со временем конструкции менялись, появились двухоболочковые парашюты — первые прототипы параплана. На них энтузиасты стартовали со склонов гор и слетали к подножию. 1983 год можно считать началом парапланеризма в Европе. В Россию первые парапланы попали в 90-е года прошлого века. Развитие парапланеризма держалось на энтузиазме первых пилотов. Благодаря им мы можем позволить себе полет на параплане!

Конструкция и характеристики параплана

Параплан состоит из ткани и строп — ничего сложного. Ткань купола не пропускает воздух — это главная особенность параплана. Если со временем ткань начинает пропускать воздух, то такой параплан приходит в негодность. Весит такая ткань в среднем 40 г/м2 — это легче листа А4 (он весит 80г/м2). Парапланерная ткань изготовлена по технологии рипстоп. Стропы параплана — это один из главных элементов. При толщине в 1 мм, они могут выдерживать до 50 кг! Соответственно требование к стропам: прочность и минимальное растяжение при нагрузках. С этими требованиями современные стропы справляются. Сам купол состоит из верхних и нижних полотнищ, которые сшиваются с нервюрами. Нервюра — это поперечный элемент купола, формирующий его профиль. В нервюрах имеются отверстия для свободного перетекания воздуха внутри крыла — это необходимо для быстрого наполнения всех отсеков параплана.

Полеты на параплане

Это одно из удивительных вещей на Земле. Более простого и доступного способа научиться летать не найдешь. Существует много способов реализовать свою мечту и все это на параплане:

  • летать в свое удовольствие;
  • совершать длинные маршруты;
  • участвовать в соревнованиях по заданному маршруту;
  • выполнять акробатические элементы (Акро);
  • использовать парамотор или телегу для полетов с друзьями.

Есть много способов реализовать себя. Полеты можно разделить на свободные и моторные. Свободные полеты — это использование метео-условий для набора высоты и поддержания длительного полета. Моторные полеты на параплане основаны на тяге, которую создает двигательная установка.

www.paradrive.ru

Знакомство с парапланом

Параплан является очень лёгким летательным аппаратом, в основе которого лежит лёгкий, но прочный материал и стропы. По внешним признакам этот летательный аппарат очень похож на парашют в виде крыла. Ещё бы, ведь именно он лёг в основу создания параплана. Конструкция параплана состоит из тканевого крыла, которое составляют два полотнища, и стропной системы. Именно последний элемент отвечает за сохранение необходимой формы всей конструкции.

Немного истории

Вы думаете, что параплан — это изобретение современности? Это мнение разбивается о многочисленные упоминания про похожие летательные аппараты, которые встречаются в древних документах. Пусть их конструкция только отдалённо напоминает современный дельтаплан, но суть остаётся одинаковой — человек летит подобно птице, ловя восходящие потоки воздуха, за счёт которых можно длительное время находиться в состоянии полёта.

Учёным пришлось немало потрудиться над созданием того параплана, к которому мы все привыкли. Изначально создавался парашют, который лёг в основу создания параплана.

В XII веке европейские учёные пытались создать такое летательное средство, благодаря которому человек мог летать подобно птицам. Многие разработки не принесли ожидаемых результатов и даже унесли немало жизней.

Неизвестно сколько ещё могло всё так продолжаться, если бы не Отто Лилиенталь, который стал ключевой фигурой в работе над созданием современного летательного аппарата. Его изобретение имело схожие черты с современными дельтапланами. Для работы Отто использовал ивовые прутья, хлопок и кожу. На этом летательном аппарате было совершено более двух тысяч удачных полётов.

Парашюты активно использовались для безопасности пилотов, и одновременно с этим они активно модернизировались с целью создания летательного аппарата. Парашют с рядом отверстий в области купола был управляемым. В дальнейшем появились парашюты с двумя оболочками, которые уже можно называть парапланом. В Европе зарождение парапланеризма пришлось на 1983 год, а в России первые модели этих летательных аппаратов появились в 90-е года прошлого столетия.

Особенности конструкции

Слово «параплан» создано на основе двух слов: парашют и планирование. Несмотря на общие корни между парапланом и парашютом, существует не так много внешних сходств. Да и назначение у этих летательных аппаратов совсем разное. Парашют используется для спасения пассажиров самолёта, мягкого спуска груза на землю. Параплан используется в качестве летательного аппарата подобно дельтаплану или планеру, что свидетельствует о возможности подняться на нём с суши в воздух.

Особенности конструкции этого летательного аппарата заключаются в следующих моментах:

  • множество секций;
  • крыло имеет форму эллипса;
  • большое количество тонких строп;
  • от нижней кромки параплана пилот находится на расстоянии 7–8 метров.

Совершая полёт на параплане, пилот снижается со скоростью всего метр в секунду.

Важным моментом, от которого зависит вся дальнейшая работа летательного устройства, является способность материала не пропускать воздух. Как только этот параметр снижается, можно серьёзно задуматься о покупке нового параплана. Ткань используется специальная, очень лёгкая, но плотная. Материал весит в два раза меньше, чем обычная бумага А4. В основе его создания лежит особая технология рипстоп.

Не менее важными являются стропы. Их толщина составляет всего 1 мм, но при этом выдерживать они могут вес, равный 50 кг. Способность растягиваться находится на минимальном уровне.

Купол имеет двойную конструкцию, которую составляют верхние и нижние полотнища. Они соединяются с поперечными составляющими купола, которые называются нервюрами. Эти элементы формируют профиль летательного аппарата. Чтобы параплан быстро наполнялся воздухом во всех отсеках, в нервюрах располагаются специальные отверстия, благодаря которым становится возможным свободное движение воздушных потоков во внутреннем пространстве крыла.

Парапланеризм

Осталось самое интересное — полёт на параплане. Это самая удивительная возможность, которая открывается перед современным человеком. Что может быть прекрасней свободного полёта подобно птице, который может длиться несколько часов. Одна из заветных фантазий человека осуществилась — он может летать.

Параплан открывает перед человеком много возможностей:

  • длительные полёты;
  • преодоление больших расстояний;
  • участие в соревнованиях;
  • выполнение акробатических трюков;
  • использование дополнительных элементов (парамотор, телега для группового планирования).

Распространённые вопросы

  1. Частая ошибка заключается в том, что параплан приравнивают к парашюту. Первый аппарат создан для длительного полёта с возможностью набирать высоту, а второй — для медленного падения.
  2. Полёт на параплане может осуществляться на той высоте, которую получится набрать. Превышать 4 тыс. км всё же не стоит ввиду нехватки кислорода на такой высоте.
  3. Длительность полёта парапланерист может регулировать самостоятельно, руководствуясь погодными условиями, находя восходящие потоки воздуха и опираясь на свои умения. Один полёт может длиться пять часов и более.
  4. Ограничений для занятия парапланеризмом нет. Даже детей можно увидеть под куполом. Но для абсолютных новичков настоятельно рекомендуется обратиться к инструктору, пройти несложный и относительно короткий курс обучения.

Перед современным человеком открываются огромные возможности для проведения активного отдыха и получения изрядной порции адреналина. Полёты на параплане — лучшее, что могло придумать человечество.

  • на сайте
  • ВКонтакте
  • facebook

aktsport.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>